Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»
консультация на тему

Кривошеева Анна Николаевна

 Консультация для воспитателей «ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konsultatsiya_dlya_vospitateley_narodnye_igry.docx20.95 КБ

Предварительный просмотр:

ПЛОТИННОВСКИЙ ДЕТСКИЙ САД , ФИЛИАЛ МУНИЦИПАЛЬНОГО БЮДЖЕТНОГО ДОШКОЛЬНОГО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО УЧРЕЖДЕНИЯ «ДЕТСКИЙ САД № 189 «СОЛНЫШКО»

Консультация для воспитателей

«ИСПОЛЬЗОВАНИЕ НАРОДНЫХ ИГР В НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОМ ВОСПИТАНИИ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ»

     

                              Подготовила

и провела воспитатель :

Кривошеева А.Н.

2018

    Нравственно-патриотическое  воспитание  детей  –  одна  из  основных  задач дошкольного   образовательного  учреждения.  Россия   21-го  века  переживает кризис  воспитания  подрастающего  поколения.  Нарушились  традиции, прервались  нити,  которые  связывали  младшие  и  старшие  поколения.  В молодых  семьях  вопросы  воспитания  патриотизма,  гражданственности  не считаются важными и, зачастую, вызывают лишь недоумение. А ведь патриота может   воспитать  только  патриот,  любящий  свою  Родину,  признающий  и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться.

   В связи с этой проблемой была составлена консультация для воспитателей.

     Нравственно-патриотическое  воспитание  детей  –  одна  из  основных  задач дошкольного образовательного учреждения. Чувство  патриотизма  многогранно  по  содержанию.  Это  и  любовь  к родным местам, и гордость за свой народ ,и ощущение своей неразрывности с окружающим  миром,  и  желание  сохранить  и  приумножить  богатство  своей страны.

     Чувство Родины, оно начинается у ребёнка с отношения к семье, к самым близким людям - матери, отцу, бабушке, дедушке. Это корни, связывающие его с родным домом и ближайшим окружением.

    Чувство  Родины  начинается  с  восхищения  тем,  что  видит  перед  собой малыш,  чему  он  изумляется  и  что  вызывает   отклик  в  его  душе.  Это  дом  в котором он живет, улица, где играет с друзьями, его детский сад, окружающая природа Это  сказки,  песни,  книги,  игры.  И  хотя  многие  впечатления  ещё  не осознаны им глубоко, но пропущенные через детское восприятие, они играют огромную  роль  в  становлении  личности  патриота.  Конечно  детям  ещё недоступно  в  полном  обьёме  понятие   о  Родине,  но  именно  в  детстве зарождается любовь к ней. Однако прежде чем стать патриотом, надо знать традиции Родины, своего края,  жить  их  интересами  и  заботами.  По  словам  С.В.Михалкова,  кто  любит , ценит  и  уважает  накопленное  и  сохранённое  предшествующим  поколением, может любить Родину, узнать её, стать подлинным патриотом.

       Россия   21-го  века  переживает  кризис  воспитания  подрастающего поколения.  Нарушились  традиции,  прервались  нити,  которые  связывали младшие  и  старшие  поколения.  В  молодых  семьях  вопросы  воспитания патриотизма,  гражданственности  не  считаются  важными   и,  зачастую, вызывают лишь недоумение. А ведь патриота может воспитать только патриот, любящий свою Родину,  признающий и уважающий не только свои права, но и права других, делающий всё для того, чтобы Родиной можно было гордиться.

      В  соответствии  с  этим  сегодня  возрастает  роль  и  ответственность педагогов, ведущих данную сложную и кропотливую работу. Чтобы  достигнуть   определённого  результата,  необходимо  находить нетрадиционные  методы  воздействия  на  ребёнка,  на  его  эмоциональную  и нравственную сферы.      

       Существуют разнообразные формы и методы воспитания у детей нравственных и патриотических чувств. Это занятия, беседы о Родине, о родном крае, природе , о знаменитых людях страны,  чтение детских книг на патриотические  темы,  соответствующий  подбор  песен  и  стихов.  просмотр кинофильмов, рассказы, целенаправленные игры.

        Одним из таких «ценных»  методов является  –народная игра. (о которой и пойдёт речь).     Народный фольклор считается школой социального опыта и даёт ребёнку  возможность  разносторонне  познать  действительность,  историю, национальные  особенности  своего  народа,  его  нравы  и  обычаи,  черты характера.

    Первые  впечатления   возникают  уже  при  использовании   понятных  и близких  детям  потешек,  попевок,  закличек,  плясовых  мелодий,  игровых песенок, которые так богаты жизнелюбием, добрым юмором, оптимизмом и неиссякаемой  энергией  русского  народа.  Всё  это  близко  эмоциональной, жаждущей  двигательной активности .натуре ребёнка. Его личность развивается и  формируется в деятельности.

    Народная  игра  представляет  собой  неотъемлемую  часть  народной педагогики  и  педагогической  культуры  этноса,  обладающую  культурно-исторической  и  социально-педагогической  ценностью  и  требующую  ввиду своей  самобытности  особого  рассмотрения,  а  также  специфических  методик практического  использования  в  воспитании  и  развитии  личности  в современных условиях.

     Являясь феноменом народной культуры, народная игра может служить важным средством приобщения детей к  народным традициям, что,  в  свою  очередь,  представляет  важнейший  аспект  нравственного  и патриотического  воспитания. Потенциал народной игровой культуры включает возможности  социально-нравственного  совершенствования  и  диагностические возможности  игры,  позволяющие  отслеживать  динамику  социально-нравственных качеств ребенка. Народная игра позволяет обеспечить функцию переноса  содержания  и  форм  нравственного  поведения  ребенка  из  игры  в реальную  жизнь,  в  конкретные  обстоятельства  его  социального  бытия, закрепить устойчивые навыки социально ценного поведения и отношений.

      Народная  педагогика  посредством  организации  игровой  деятельности передавала  молодому  поколению  сложившиеся  в  течение  веков  трудовые, нравственные  и  эстетические  идеалы,  понятия  об  окружающем  мире  и взаимоотношениях  поколений.  Через  игры  формируется  детское художественно-образное  мышление.  Они  способствуют  развитию самостоятельности, творческой активности. Народные игры в какой-то степени и  по  сей  день  являются  школой  жизненного  опыта,  накопленного предыдущими поколениями.

  К  сожалению народные игры находятся сейчас в критическом, едва ли не в  катастрофическом  состоянии.  Выросло  целое  поколение  воспитателей  и родителей,  не  умеющих  не  только  приобщить  детей  к  народным  играм,  но  и вообще  мало  что  о  них  знающих.  Педагогами-профессионалами  не используется и сотой доли того, что известно.

              Игра,  как  и  любое  другое  творчество,  ярко  отражает  внутренний  мир личности. Наблюдение за играми современных детей показывает, что процессы, происходящие в мире взрослых, не обошли стороной и  детское сообщество. В настоящее  время  детская  игровая  культура  во  многом  утрачена.  Игры  детей часто  однообразны,  иногда  это  просто  калька  с  популярных  мультсериалов; теряется их творческая природа, обедняются сюжеты и содержание. А значит, обедняется  и  внутренний  мир  ребенка.  Ограничиваются  возможности  его самовыражения и развития. Именно  поэтому  педагогические  коллективы  многих  детских  садов предпринимают  попытку  возрождения  народных  игр  и  активного  их использования в педагогическом процессе, определив одну из основных задач  -научить ребенка самостоятельно и с удовольствием играть в народные игры.

     Из собственного  опыта,  мы  видим,  как  растёт  интерес  детей  и  воспитателей  к народным играм, праздникам, игрушкам. Насколько такой подход способствует развитию детей, помогает приобщить их к истории  и культуре своего народа, понять  то  особенное,  что  отличает  его  от  других  стран,  понять    особенности образа жизни разных народов, учит уважать отличное от своего мировоззрение других.

       Народные игры  –  наше  национальное богатство, и мы должны сделать их достоянием наших детей. Их роль трудно переоценить. С      педагогической     точки     зрения  народные     игры     отличает широкая  направленность:  в  каждой  решается  сразу  несколько  практических задач (развивается мышление, формируется эмоциональная сфера, укрепляются произвольная  память  и  внимание,  тренируется  воля,  закрепляются  полезные навыки  общения  и  неписаные  законы  существования  в  группе).  

     Поэтому, расставив  по-новому  игровые  акценты,  воспитатель  при  помощи  одной  и  той же  игры  может  решать  разнообразные  проблемы.  Так,  выделив  подвижную часть,  можно  активизировать  детей,  способствовать  эмоциональной  разрядке, обеспечить  необходимую  физическую  нагрузку,  развивать  моторику. Акцентировав  драматическую  сторону  и  соответствующим  образом распределив роли,  разрешить некоторые психокоррекционные вопросы; уделив особое  внимание  игровым  словам  и  их  проговариванию  —  проводить логопедическую  работу;  предложив  детям  подробнее  проиграть  бытовые подробности  —  расширять  их  знания  о  народной  культуре.  Не  говоря  уже  о том,  что  каждая  из  игр  сама  по  себе  способствует  развитию  эмоциональной сферы  детей,  так  как  игровой  процесс  сопровождается  яркими  эмоциями  и переживаниями.

    Сопровождающая  народные  игры  речь  —  настоящая  сокровищница  для педагога.  Традиционные  игровые  тексты  —  одно  из  самых  важных  звеньев игры. Считалки, распевки, ролевые слова, заклички как нельзя лучше отвечают потребностям  дошкольного  детства.  Все  они  имеют  для  ребенка  магическое значение и поддерживают  настроение игры. Ребенок, произносящий считалку, ощущает  себя  почти  волшебником,  творящим  заклинание.  Игровые  слова,  в зависимости  от  интонации  и  громкости  произнесения,  а  также  контекста применения,  уже  сами  по  себе  могут  активизировать,  успокаивать,  завора-живать,  т.  е.  оказывать  мощное  эмоциональное  и  психокоррекционное воздействие.

         Мир ребенка значительно отличается от мира взрослого: он не хуже и не лучше,  а  просто  —  другой.  Долгое  время  ребенок  не  владеет  в  достаточной мере  способами  общения  и  разрешения  проблемных  ситуаций,  предлагаемых ему взрослыми. Он просто к ним не готов. Наиболее полно ребенок выражает свои чувства и переживания через игру. Игра  —  естественная форма детского существования.  И  самый  прямой  путь  к  достижению  взаимопонимания  с  ре-бенком  лежит  через  игровое  действие.  Играть  с  ребенком  —  значит  разгова-ривать с ним на самом понятном ему языке.

Литература:

1.  Маханева  М.Д.  «Нравственно  –  патриотическое  воспитание дошкольников».

2.  Покровский Е.А. «Русские детские игры».

3.  Кинеман А.В., Осокина Т.И. «Детские народные подвижные игры».


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему «Экологические сказки в экологическом воспитании старших дошкольников».

Сказки - это особый мир детства, непринужденная обстановка, задушевный настрой, доброта и радость. Интерес детей к экологической сказке определяется, прежде всего, новизной сюжета, наличием необычных ...

Консультация для педагогов ДОУ "Народные традиции , как средство патриотического воспитания старших дошкольников"

Народное творчество это беценнное сокровище  народных знаний и опыта, которым мы можем поделиться с детьми в игровой форме. Обогатить их внутренний мир, развить потенциальные музыкальные, речевые...

РЕАЛИЗАЦИЯ НРАВСТВЕННО-ПАТРИОТИЧЕСКОГО КОМПОНЕНТА ВОСПИТАНИЯ СТАРШИХ ДОШКОЛЬНИКОВ НА СОВРЕМЕННОМ ЭТАПЕ»

        Проблема патриотического воспитания детей сегодня чрезвычайно актуальна. Будущее страны зависит от духовного потенциала подрастающего поколения: его ответ­ственн...

Консультация для воспитателей «Использование элементов мнемотехники при знакомстве с буквами старших дошкольников с общим недоразвитием речи»

Для того чтобы ребёнок научился писать и читать требуется хорошо развитое зрительное восприятие, внимание, память, пространственная ориентировка. Если эти функции у ребёнка, сформированы недостаточно ...