Реализация ИКТ
консультация на тему

Вовчко Елена Валерьевна

Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества. 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл ikt.docx23.99 КБ

Предварительный просмотр:

        Информационно-коммуникационные технологии (ИКТ) в настоящий момент являются неотъемлемой частью современного дошкольного образования. Информатизация системы образования предъявляет новые требования к педагогу и его профессиональной компетентности. Это особенно актуально в условиях введения ФГОС и реализации Стратегии развития информационного общества.

Актуальность:

Использование ИКТ является одним из приоритетов образования. Согласно новым требованиям ФГОС, внедрение инновационных технологий призвано, прежде всего, улучшить качество обучения, повысить мотивацию детей к получению новых знаний, ускорить процесс усвоения знаний. Одним из инновационных направлений являются компьютерные и мультимедийные технологии.Применение информационно-коммуникационных технологий в дошкольном образовании становится все более актуальным, так как позволяет средствами мультимедиа, в наиболее доступной и привлекательной, игровой форме развить логическое мышление детей, усилить творческую составляющую учебного процесса.

Цель:

Повышение качества образования в ДОУ путем внедрения в образовательный процесс информационно-коммуникационных технологий в соответствии с ФГОС.

Задачи:

- создание единого информационного пространства ДОУ, в котором были бы задействованы все участники образовательного процесса: администрация ДОУ, педагоги, воспитанники и их родители.

- обобщение знаний требования ФГОС, регламентирующих профессиональную педагогическую деятельность в условиях ИКТ.

- разработка технологий мультимедийных сопровождений образовательного процесса.

- создание общей сетевой мультимедийной базы, банка компьютерных обучающих программ, дидактических и методических материалов, которыми могли бы пользоваться в своей практике воспитатели ДОУ.

Значимость:

Материал должен раскрыть педагогам преимущества использования ИКТ в своей образовательной деятельности для обеспечения полноценного перехода ребенка на следующий уровень системы непрерывного образования.А именно, воспитание любознательного, активного, эмоционально отзывчивого, овладевшего средствами общения и способами взаимодействия со взрослыми и сверстниками ребенка.

   Вопрос организации предметно-развивающей среды (ПРС) ДОУ на сегодняшний день наиболее актуален, так как важным критерием оценки деятельности дошкольной организации по ФГОС является созданная предметно-пространственная среда. ПРС должна быть вариативной и содержательно насыщенной, т.е. оснащена средствами обучения и воспитания – техническим, спортивным, игровым оборудованием. Поэтому основная задача ДОУ: совместить в едином развивающем пространстве традиционные игры, игрушки с яркими наглядным материалом и современные технологии. Это должно стать отправной точкой для работы над целым направлением — создание интерактивной образовательной среды.

Значимым аспектом интерактивной образовательной среды ДОУ является использование педагогами ИКТ, в виде инструмента развития мотивации образовательного процесса.ИКТ, тем самым,помогает перенести тяжесть с вербальных методов образования на методы поисковой и творческой деятельности воспитателей и воспитанников. В связи с этим воспитатель, в большей степени, становится соучастником, помощником. Использование компьютерных технологий помогает:

- привлекать пассивных детей к активной деятельности;

- делать НОД более наглядными, интенсивными;

- активизировать познавательный интерес;

- активизировать мыслительные процессы (анализ, синтез и др.);

- реализовать личностно-ориентированные, дифференцированные подходы в образовательной деятельности.

Основными формами использования ИКТ в моей практике являются:

- оформление групповой документации (списки детей, диагностика развития, планирование, мониторинг выполнения программ, составление отчетов).

- подбор познавательного и иллюстративного материала к занятиям, к совместной образовательной деятельности, оформление стендов, групп, кабинетов.

- создание презентаций в программе MicrosoftРowerРointв различных образовательных областях: «Социально-коммуникативное развитие», «Речевое развитие», «Познавательное развитие» и др. Мною созданы серии презентаций к занятиям, праздникам, педагогическим советам, родительским собраниям.Для большей эффективности презентации строю с учетом программы детского сада и возрастных особенностей дошкольников, в них включаю занимательные вопросы, анимационные картинки, игры, просмотр познавательных мультфильмов. Презентация помогает объединить огромное количество демонстрационного материала, освобождая от большого объема бумажных наглядных пособий, таблиц, репродукций, аудио и видео аппаратуры.

- использование видеокамеры и программ для редактирования видеофайлов. Воспитанникам особенно нравится это направление: просмотр информационного материала с наложением хорошо известным им аудиорядом, создание простеньких клипов, наложение голоса на видео и т.п.

- использование интерактивной доски. Интерактивная доска позволяет ребенку как бы увидеть себя со стороны, наблюдать за действиями партнеров по игре. Дети привыкают оценивать ситуацию, не погружаясь полностью в виртуальный мир один на один с компьютером.

- Помимо презентаций в своей работе использую обучающие программы. Выполняя задания, ребенок учится планировать, выстраивать логику элемента конкретных событий, представлений, у него развивается способность к прогнозированию результата действий. Он начинает думать прежде, чем делать. Это означает начало овладения основами теоретического мышления.

- создание медиатек, которые представляют интерес, как для педагогов, так и для родителей.

- создание электронной почты, ведение сайта ДОУ с ссылками на группы.

- использование сети интернет в педагогической деятельности, с целью информационного и научно-методического сопровождения образовательного процесса.

Признавая, что компьютер – новое мощное средство для интеллектуального развития детей, необходимо помнить, что его использование в учебно-воспитательных целях в дошкольных учреждениях требует тщательной организации как самих занятий, так и всего режима в целом в соответствии с возрастом детей и требованиями Санитарных правил. Обычное занятие длится от 20 до 30 минут. При этом использование экрана должно быть не более 7-10 минут. После окончания работы за компьютером для профилактики нарушений зрения и снятия напряжения с глаз необходимо выполнить несложную гимнастику для глаз.

Вывод:

Использование компьютерных технологий в деятельности воспитателя позволяет внедрять инновационные процессы в дошкольное образование. Информационные технологии значительно расширяют возможности воспитателей и специалистов в сфере обучения детей дошкольного возраста. Использование ИКТ в ДОУ вполне оправдывает и приносит большую пользу в развитии всех сфер личности дошкольника, взаимодействии с родителями воспитанников, организации деятельности воспитателя, значительно способствует повышению качества образовательного процесса.Я выявляю следующие преимущества использования ИКТ в дошкольном образовании:

1. Инновационные технологии вовлекают воспитанников в учебный процесс, способствуя наиболее широкому раскрытию их способностей, активизации умственной деятельности, а также раскрытию их творческого потенциала.

2. ИКТ дают возможность воспитанникам наглядно представить результат своих действий, выявить достижения в процессе работы, зафиксировать моменты, на которых были допущены ошибки, для их  исправления.

3. Наличие современных информационно-технических средств и навыков работы с ними позволяет педагогу намного эффективнее выполнять поставленные задачи.

4. Использование ИКТ значительно повысило культуру труда педагога; способствовало  изменению имиджа как педагогов, так и ДОУ  в целом; повысило качество проводимых организационно-методических мероприятий, а также качество предоставляемых сопроводительных материалов; мотивировало и стимулировало познавательную и творческую активность педагогов и детей; расширило возможности для самореализации.

Таким образом, использование ИКТ в работе с детьми открывает новые дидактические возможности, связанные с визуализацией материала, его «оживлением», возможностью представить наглядно те явления и процессы, которые невозможно продемонстрировать иными способами. Повышается и собственно качество наглядности, и ее содержательное наполнение. В частности, прекрасные возможности создает систематизация и структурирование учебного материала. Появляется возможность для концентрации больших объемов демонстрационного материала из разных источников, представленных в разных формах, оптимально выбранных и скомпонованных педагогом в зависимости от потребностей детей и особенностей программы.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста. Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем образовательную деятельность детей старшего дошкольного возраста

Календарно-тематическое планирование (старшая группа) по теме: Реализация ФГТ. Планируем  образовательную  деятельность детей старшего  дошкольного  возраста Раздел программы...

Реализация ФГТ к условиям реализации основной общеобразовательной программы дошкольного учреждения

     Появление новых нормативно-правовых документов в области дошкольного образования – федеральных государственных требований  к структуре основной общеобразовательной прог...

Интеграция и реализация образовательных областей в условиях реализации ФГОС

Статья представляет описание  опыта интеграции таких образовательных областей как речевое развитие (логопедия) и музыкальное развитие...

ПРОГРАММА институционального эксперимента «Сетевое взаимодействие структур, заинтересованных в реализации профилактических программ сохранения здоровья воспитанников как условие реализации требований ФГОС ДО»

Краткая аннотация ОЭР Гипотеза  исследования:Апробация  профилактических  модели  и  программы  ДОО, соответствующих  требованиям  ФГОС  ДО и  об...

Консультация для педагогов " Особенности реализации системно - деятельностного подхода в старшем дошкольном возрасте на этапе реализации ФГОС ДО" ( из опыта работы)

В материале перечислены качества, которыми должен обладать современный педагог, описана суть технологии деятельностного подхода и его "золотые правила"...

Реализация современных педагогических технологий в образовательном процессе ДОУ в условиях реализации ФГОС ДО

ФГОС ДО делает основной упор на поддержку разнообразия, собственной активности и инициативы детей, ставит акцент на создании условий, благоприятствующих позитивной социализации и развитию; обеспечивае...