программа по дополнительным услугам "Свирелька"
рабочая программа (подготовительная группа) на тему
Предварительный просмотр:
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности детей 6-7 лет «Свирелька» МБДОУ ДС №7 «Незабудка»
УТВЕРЖДАЮ
Директор МБДОУ ДС №7 «Незабудка»
_______________И.Н. Копалина
На основании решения педагогического совета
Протокол № 5 от 26.04.2017 г.
(приказ от 27.04.2017 г. № )
Дополнительная образовательная программа
художественно-эстетической направленности
детей 6-7 лет «Свирелька»
Музыкальный руководитель Редько Елена Евгеньевна
2017 год
- Пояснительная записка
Дополнительная образовательная программа художественно-эстетической направленности «Свирелька» разработана в соответствии с требованиями ФГОС ДО к развитию личности ребенка через непосредственно образовательную деятельность.
Данная программа реализует художественно – эстетическое направление развития личности ребенка и учитывает возрастные и индивидуальные особенности дошкольника, способствует развитию у детей интереса к различным видам деятельности, желанию активно участвовать в продуктивной, одобряемой обществом деятельности, умению самостоятельно организовать своё свободное время.
В основе данной программы лежит методика игры на свирели педагога – музыканта Эдельвены Яковлевны Смеловой, которая строится на следующих принципах:
- Оздоровление
- Общение
- Познание
Оздоровление.
Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
Общение.
В ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.
Познание.
Благодаря свирели расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки просто музицировали, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем современности! А психологи говорят, что творческие задатки, развитые в одной сфере человек, легко переносит на всю деятельность (теория переноса способностей). Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.
В чем суть методики.
Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой.
Стержневым моментом ее методики является то, что автор предлагает запись музыки, альтернативную нотной. Суть записи музыки по методике Эдельвены Смеловой сводится к следующему. Свирель имеет шесть отверстий. Три первых отверстия (считаем сверху) закрываются пальцами левой руки, остальные три – пальцами правой руки. Цифра 1 означает, что следует закрыть первое верхнее отверстие. Цифра 2 – первое и второе верхние отверстия, цифра 3 – первое, второе и третье верхние отверстия и.т.д. Если все отверстия свирели открыты, то звук обозначается цифрой 0. Под цифрами, заменяющими нотные знаки, записывается ритмический рисунок мелодии. Запись музыки по методике Эдельвены Смеловой представляет собой, таким образом, очень простые и удобные для восприятия ребенка циферки.
Каждая из цифр соответствует определенному звуку. Так, цифра 1 является нотой “си” первой октавы. Цифра 2 соответствует ноте “ля” первой октавы, цифра 3 – ноте “соль” первой октавы. Цифра 4 соответствует ноте “фа-диез” первой октавы, цифра 5 – ноте “ми” первой октавы. Цифра 6 соответствует ноте “ре” первой октавы, а “0” – ноте “до” второй октавы. Если сильно подуть в свирель при закрытых шести отверстиях (цифра 6), получится звук “ре” второй октавы. Аналогичное явление получается и при закрытых пяти отверстиях (цифра 5) – получается звук “ми” второй октавы. Более подробно с методикой записи мелодий Эдельвены Смеловой можно ознакомиться в ее самоучителях “Свирель поет”, “Свирель звонкая поет.
- Цели и задачи программы
Цель дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности:
- развитие музыкальной культуры дошкольников, их общих способностей;
- воспитание духовного мира дошкольников;
- становление мировоззрения, формирование личности.
Задачи дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности:
- овладение навыками игры на свирели;
-овладение основами музыкальной грамоты
- развитие интереса к музицированию;
- воспитание музыкального вкуса;
- развитие музыкального слуха;
- вовлечение в активную творческую деятельность.
3.Общая характеристика программы
Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.
Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений. Занятия могут включать в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий могут быть сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а также для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения. Наряду с групповой формой занятий могут быть использованы приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для воспитанников: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.
Программа разработана на 1 года. Занятия проводятся 1 раз в неделю (4 занятия в месяц) 34 занятия в год (сентябрь-май) в свободное от реализации основной образовательной программы время. Основанием для зачисления воспитанника является желание ребёнка и заявление родителя (законного представителя). Численность детей в группе – 10 человек. Длительность занятий для детей 6-7 лет – 30 минут, что соответствует требованиям СанПиН 2.4.1.3049-13.
Занятия будут проводится музыкальным руководителем:
Редько Е.Е.
Образование: высшее.
Стаж педагогической деятельности: 11 лет.
Для реализации дополнительной образовательной программы художественно-эстетической направленности «Свирелька» основной перечень материалов в наличии.
4.Ценностные ориентиры
Эти занятия способствуют сплочению детей в коллективе, созданию обстановки доброжелательности, взаимопонимания и взаимопомощи среди детей. Воспитанники становятся увереннее в себе не только на занятиях кружка, но и на занятиях. В целом, все дети, занимающиеся по данной программе, гораздо чище интонируют, повышается мотивация к занятиям, благодаря этим занятиям успешно реализуется важная культурологическая задача – развитие творческих способностей ребенка. Благодаря занятиям устанавливаются прочные отношения творческого сотрудничества между педагогом и дошкольником. Возможности использования занятий свирелью на занятиях очень велики. Дети могут проиграть мелодии тех песен, которые разучиваются на занятии. Воспитанники смогут самостоятельно исполнить фрагменты тех музыкальных произведений, которые звучали на занятии, а значит “пропустив” через себя, смогут лучше прочувствовать музыку и глубже ее понять и запомнить. Например, на итоговых занятиях дети могут сами исполнить знакомые им песни или мелодии.
Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим занятиям, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.
Распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом – это ли не радость для педагога! Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства, ведь проблема значительного преобладания потребителей над творцами – одна из острейших проблем особенно в наше время. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.
Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а также постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно проводится работа по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения, приемы быстрого запоминания.
В ходе первого этапа работы по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Дошкольники знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся ими грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком. Следующий уровень предполагает, что дети научатся понимать принцип исполнения мелодий “каноном”, овладеют более сложными приемами звукоизвлечения, освоят навык кантиленной игры, научатся объяснять элементарные понятия теории музыки, научаться умению играть “в ансамбле”, обогатят свой духовный мир произведениями классической, народной, джазовой и популярной музыки. Дальнейшая работа предполагает обучение детей умению исполнять 2 и 3 – голосных произведения, овладение навыком исполнения “каноном”, формирование умения подобрать знакомую мелодию и умение самостоятельно импровизировать.
5.Содержание программы (первый этап)
Основной принцип прохождения материала: от простого - к более сложному, с использованием закрепления и повторения пройденного. От простых мелодий до 2-х и 3-х голосных произведений; от лёгких пьес, до сложных концертных произведений. Занятия включают в себя кроме непосредственной работы со свирелью, вокально-хоровую работу, работу над певческим дыханием, работу по развитию чувства ритма, слуховой анализ, так как всё это пригодится для развития навыков игры. Возможным разделом занятий являются сведения о нотной грамоте (лад, размер, ритм, фразы, мотивы и т.д.). Это необходимо для развития музыкальной памяти, слуха, а также для осмысленного исполнения произведений. Это не только усвоение необходимого теоретического материала, но и музыкально-ритмические игры, упражнения, слуховые диктанты. Наряду с групповой (основной) формой занятий используются приемы индивидуальной работы, игровые упражнения, предполагаются разные типы заданий для учащихся: самостоятельный разбор мелодий, ритмическое озвучивание, сольфеджирование, пропевание по цифровкам, самостоятельное сочинение мелодий к заданному ритму, умение импровизировать (как тип самостоятельных творческих занятий) и т.д.
Знакомство с инструментом, организация занятий включает в себя: знакомство с правилами обращения со свирелью, гигиенический уход за инструментом, правильную постановку рук и положение рта, а также постановка целей и задач обучения. Вокально-хоровая работа: включает вокальную работу над каждым произведением, пропевание трудных интонаций, выработка чистой вокальной интонации. Работа над дыханием: включает объяснение правильного дыхания, развитие правильного исполнительского дыхания, работу над освоением приема “передувания”. Ритмическое развитие предполагает работу над ритмической грамотностью, знакомство с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.
В ходе первого года обучения по овладению навыками игры на свирели дети узнают, как надо правильно пользоваться инструментом, как за ним ухаживать и правильно держать во время исполнения. Дети знакомятся с правилами певческого дыхания и учатся им грамотно пользоваться. Они овладевают цифровой и нотной записью мелодий, учатся исполнять красивым и напевным звуком по нотам и на слух. При обучении игре на свирели используются детские русские народные песенки, считалки, различные попевки: «Мы на луг ходили», «Маленькая Юлька», «Про лошадку», «Коровушка», «Во саду ли в огороде», «Тётушка Арина» и другие.
На первом этапе обучения высоту звука обозначали цифрой, ритмический рисунок обозначали графически. За этот обучающий период ребёнок научился различать высокие и низкие звуки, чувствовать читать ритмический рисунок. Наступила пора более сложного обучения – знакомство с музыкальной грамотой.
Высота звука – через цифру к названию ноты, нахождению её на нотном стане, озвучиванию её на свирели, а затем голосом. Познакомимся с диапазоном свирели.
Ритмическое развитие – переведён графическую запись в нотное обозначение длительностей, продолжаем работу над ритмической грамотностью, работаем с длительностями, отработка ритмически сложных построений, специальные упражнения для развития чувства ритма. Слуховой анализ подразумевает анализ мелодий, узнавание мелодий на слух, работа над чистой интонацией, над унисоном и 2-голосьем. Музыкальная грамота включает нотную грамоту. Одновременно необходимо проводить работу по усвоению средств музыкальной выразительности (лад, мелодия, темп, ритм, длительность, размер и т.д.) Работа над развитием музыкальной памяти включает упражнения для развития музыкальной памяти, приемы быстрого запоминания.
6.Календарно – тематическое планирование
№ темы | Тема | Количество часов | Музыкальная грамота |
1 | Здравствуй, свирелька! Извлечение звука на свирели. Упражнения на дыхание. Постановка левой руки. Пальчиковая гимнастика | 1 | Ритм |
2 | Длительность музыкального звука. Играем мелодии, построенные на одном звуке. Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика | 2 | Длительность звука |
3 | Ритмический рисунок мелодии. Мелодия, построенная на одном звуке. «Считалка» Упражнения на дыхание. Пальчиковая гимнастика | 1 | Ритм |
4 | Дыхательная гимнастика. Ритмический рисунок на одном звуке. «Барабанщик» | 1 | |
5 | Пальчиковая гимнастика Постановка пальцев при игре на свирели. Мелодия, построенная на двух звуках. «Про лошадку», «Гармошка» | 1 | |
6 | Дыхательная гимнастика. Мелодия, построенная на двух звуках «Андрей воробей» р.н.п. | 2 | Мотив |
7 | Дыхательная гимнастика Мелодия, построенная на трех звуках. «Сорока» | 2 | |
8 | Дыхательная гимнастика. Мелодии, построенные на трех звуках «Василек» р.н.песня «Как под горкой» р.н.м «Зацвели васильки» | 4 | Длительность звука |
9 | Дыхательная гимнастика. Мелодии, построенные на четырех звуках. Постановка правой руки. «Савка и Гришка» | 4 | Скрипичный ключ. Басовый ключ. Лад. |
10 | Дыхательная гимнастика. Реприза. Мелодии, построенные на четырех и пяти звуках «Во поле береза стояла» р.н.м «Дождик, дождик, перестань» «Веселые гуси» р.н.п | 3 | Знаки уменьшения и увеличения. Динамика. Реприза. |
11 | Дыхательная гимнастика. Мелодии, построенные на шести звуках.«Дружат дети всей земли» Д.Львов-Компанеец «Голубые санки» М. Иорданского | 7 | Музыкальная фраза |
12 | Закрепление | 4 | Лад, размер. |
13 | Концертная деятельность | 2 |
7.Результаты освоения программы кружка.
- овладение игрой на свирели;
- умение играть простые произведения по нотам;
- укрепление здоровья воспитанников;
- развитие творческой активности каждого ребёнка;
- умение держать себя среди аудитории;
- умение работать в группе, паре.
8. Используемая литература
- Космовская М.Д. Практическое руководство игры на свирели по методике Э.Я.Смеловой. – М: 1992
- Конч А.И. Играем на свирели, рисуем и поем. Рабочая тетрадь
- Смелова Э.Я. Свирель поет – М: 1991
9. Материально-техническое обеспечение
Средства обучения
1.Свирели
2.Бубны
3.Мыльные пузыри
4.Пушистые шарики
5.Воздушные шарики
6.Мультимедийная установка
7.Развивающие компьютерные игры
10.Приложения
Приложение
Правила для пальчиков
И девочкам, и мальчикам даю совет их пальчикам:
- Если отверстия чётко зажимать
Будешь звуки чистые получать.
- Каждый пальчик на месте –
Повторим все вместе:
1-й указательный – господин влиятельный – он все звуки возглавляет и первый играть начинает;
1-й средний – тоже не последний – он второй идёт по ряду, с ним считаться очень надо;
1-й безымянный – сильный и упрямый - третью дырочку зажмёт и не сдвинете его;
Указательный 2-й – тоже палец не простой – он продолжит звукоряд и четвёртым встанет в ряд;
Вот 2-й средний – здесь он предпоследний - пятым будет по порядку будто делает зарядку;
Безымянный 2-й – очень важный такой – завершает звукоряд. Ну-ка пальцы, стройтесь в ряд!
1-й, 2-й, 3, 4-й, 5-й, 6-й – вот звукоряд какой!
Правильно отверстия зажимать будем,
Музыку красивую услышат люди.
- Большой палец крепче прижми
И внизу уверенно его держи.
4. Свободная рука
Держит свирель у мудштука.
- Чтобы пальчики были послушными
Их тренировать очень нужно.
Как спортсмены по порядку, дружно делаем зарядку!
Проводится любая пальчиковая гимнастика.
Будем правила для пальцев соблюдать,
Чтоб красиво на свирели музыку играть.
Памятка для родителей
Приобщение детей к игре на свирели благотворно влияет на воспитание, на формирование любви к прекрасному. Раскрывать этот мир можно в любом возрасте, однако, результативнее, как показывает опыт, проводить обучение в возрасте 6-7 лет.
Через обучение игре на этом инструменте можно стимулировать развитие интеллектуальной и эмоциональной сфер жизни ребенка, способствовать развитию воображения, объема непроизвольного внимания, психологическое развитие, формировать музыкальный слух, умение лучше понимать других, поддерживать интерес к учению.
Основная цель работы по приобщению детей к исполнению музыки – раскрыть перед детьми прекрасный и удивительный мир звуков. Трудно не согласиться со словами Карла Эрнста о том, что “наша цивилизация… украла у человека радость целостно воспринимать мир всеми чувствами. Дети захвачены чувствами. Они рождаются с желанием изучать их. Обучая музыке маленьких детей, мы можем помочь восстановлению всего богатства чувств, с помощью творчества, которое вовлечет их в поиски интересных звучаний”.
Именно желание пробудить интерес к познанию, помочь научиться играть со звуками, складывать и умножать их, воспроизводить и осознавать, непосредственно включиться с первых минут общения с музыкальным инструментом в процесс исполнения. Всего этого можно достичь, используя в работе методику, разработанную Э.Я. Смеловой. Она выделяет три основных задачи, которые возможно решать, работая с детьми по развитию навыков игры на свирели: оздоровление, общение, познание.
Работа со свирелью способствует вентиляции легких. Это также и дыхательная гимнастика, которая облегчает страдания больных астмой. Занятия со свирелью способствуют гипервентиляции мозга. Благодаря этому занятию дети реже болеют. Значительно стимулируется работа по другим предметам, развивается воображение детей, объем непроизвольного внимания. Это вполне объяснимо с точки зрения психологии, так как ключ к умственному развитию ребенка лежит в его эмоциональной сфере.
Как показывает опыт, в ходе этих занятий улучшается климат в детском коллективе: дети переживают, радуются от совместного общения с музыкой, их охватывает общее эмоциональное состояние, они становятся требовательнее к себе и к другим – через это решаются многие задачи формирования коммуникативной культуры, взаимодействия детей в коллективе. Сам коллектив становится добрее, дружнее, интереснее.
Цель педагога - распахнуть перед детьми мир музыки, дать почувствовать себя в нём не в гостях, а создателем и творцом. Благодаря свирели, расширяется возможность становления творческого мировоззрения ребенка, что далеко выходит за рамки простого исполнительства. Известно, что творческие задатки, развитые в одной сфере, человек легко переносит на всю свою деятельность. Очень важно, что главная задача – приобщить детей к исполнительской и творческой деятельности – решается наиболее простыми и доступными для детей средствами.
Работа по овладению навыками игры на свирели проходит последовательно: сначала происходит формирование навыков игры на свирели на простых мелодиях, затем на материале большей сложности и далее на материале повышенной сложности.
Правила пользования свирелью
- Запомни, свирель- это инструмент индивидуального пользования!
Ты должен пользоваться им один.
- Не трогай мундштук руками!
- Слушай советы педагога.
- В конце занятия мундштук обработай спиртовой салфеткой или водой с мылом, протри свирель насухо.
- Храни свирель в тепле и чистоте.
- Знай, свирель чувствует добро и ласку!
Разминка для пальцев
Большими пальцами обеих рук давим на мизинцы, и чередуем нажимание пальцев по порядку (мизинцы, безымянные, средние и указательные)
Раз, два, три, четыре,
Чтобы пальчики размять,
Раз, два, три, четыре,
Надо пальцы посчитать.
Раз, два, три, четыре,
Повторяем мы опять.
Раз, два, три, четыре,
Будем музыку играть.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Программно-методический материал к программе «Умный язычок» Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А. для детей 5-7 лет
Программно-методический материал к программе «Умный язычок».Составитель программы - педагог дополнительного образования Остапенко Л.А....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей программе " Лего-конструирование"
Программа содержит цели и задачи, формы занятий, специальный критерий оценки, учебно-тематическийплан и т.д....
Программа по дополнительной программе «Логика»
«Логика»(Развитие логического мышления у детей на основе занимательной математики). Программа по дополнительной образовательной программе «Логика» разработана на основе программ «Детство» а...
РАБОЧАЯ ПРОГРАММА ПО ДОПОЛНИТЕЛЬНЫМ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНЫМ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩИМ ПРОГРАММАМ В ОБЛАСТИ РАННЕГО ЭСТЕТИЧЕСКОГО РАЗВИТИЯ «Первые шаги в искусство» Предмет по выбору «Логопедия»
Данная программа выполнена преподавателем Т.С. Чигринской в соответствии с требованиями к содержанию и направленности современным требованиям к преподаванию предмета «Логопедия»....
Рабочая программа к дополнительной общеразвивающей образовательной программе для средней группы (4 – 5 лет) «Умелые ручки» Образовательная область «Художественно-эстетическое развитие»
Рабочая программа разработана для детей средней группы (от 4 до 5 лет) МБДОУ «Детский сад № 201» г. Чебоксары на основании Федерального государственного образовательного стандарта до...
Конкурс. Разработка программы. Рабочая учебная программа по дополнительному образованию. Кружок «Почитай-ка». Возрастная группа: подготовительная группа компенсирующей направленности для детей с ТНР
Книга – великий учитель и друг, без нее немыслимо гармоничное развитие человека, потому что она формирует не только память, интеллект, но и воображение, нравственное и духовное лицо каждого из н...
Программа кружка (дополнительного образования дошкольников) "Цветная логика. Блоки Дьенеша - как дополнительное развитие дошкольников"
Данный материал будет полезен воспитателям и педагогам дополнительного образования в работе с дошкольниками с использованием в игровой деятельности, как элемент НОД блоков Дьенеша....