Формирование навыков правильного произношения у дошкольников
статья на тему

Для педагогов-дошкольников давно уже не секрет, что речевое развитие ребенка является важнейшей областью ФГОС. поэтому каждый воспитатель (я не имею в виду коррекционные дошкольные учреждения) должен понимать, как дейсвовать при речевых нарушениях у ребенка. Надеюсь, моя статья поможет многим педагогам, не имеющим специального логопедического образования.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon статья57 КБ

Предварительный просмотр:

Формирование навыков правильного произношения у детей дошкольного возраста.

Чем богаче и правильнее речь ребенка, тем легче ему высказывать свои мысли, тем шире его познавательные возможности, тем полноценнее его взаимоотношения с взрослыми и сверстниками.

Любое речевое нарушение в той или иной степени может отразиться на развитии личности ребенка. Дети с речевыми недостатками, осознав данный факт, становятся молчаливыми, застенчивыми, нерешительными.

Особенно важное значение имеет правильное чистое произношение звуков и слов в период обучения ребенка грамоте, так как письменная речь формируется на основе устной

Специалисты считают, что в норме  ребенок должен произносит звуки правильно к 5-6 годам. Но это оказывается возможным только при систематической специальной работе по формированию звукопроизношения.

Работа по звукопроизношению тесно связана с работой над всей речью: развитием словаря, грамматического строя.

Звуковая культура речи включат правильное произношение всех звуков и выразительность речи. Последняя зависит от дикции и интонации.

Дикция – отчетливое произношение звуков, слов, фраз.

Интонация – ритмико-мелодическая сторона речи, которая обуславливается повышением и понижением голоса, паузами, ударением, изменением темпа речи.

Формирование звукопроизношения и выразительности речи связано с развитием речевого слуха, речевого дыхания, с координированной работой органов артикуляционного аппарата и умением владеть голосом.

Формирование звукопроизношения проходит ряд этапов. Навыки правильного звукопроизношения складываются и формируются не случайно, а в результате последовательного усвоения детьми комплексов различных движений таких органов, как дыхательный аппарат, голосовые связки, небная занавеска, язык, нижняя челюсть, губы. Все эти комплексы движений координируются со слуховыми впечатлениями и представлениями.

Этапы формирования правильного звукопроизношения:

этапы

воспитатель

логопед

подготовительный

Уточнение движений органов артикуляционного аппарата: воспитатель в игровой форме уточняет с детьми определенные движения и положения органов артикуляционного аппарата, необходимые для правильного произношения звука.

В зависимости от характера нарушения звука вырабатывает и тренирует движения органов артикуляционного аппарата, которые были неправильны, а в некоторых случаях и невозможны.

этап появления звука

Уточнение звука или его вызывание по подражанию: воспитатель использует способность ребенка к подражанию; подбирает звуковые образы, соответствующие данному звуку; закрепляет произношение звука с теми детьми, у которых он есть; вызывает по подражанию у тех детей, которые его еще не произносят, фиксируя внимание ребенка на звучании и артикуляции звука.

Постановка звука: отработанные на предыдущем этапе отдельные движения органов артикуляционного аппарата вводятся в комплекс движений, таким образом вырабатывается артикуляция нужного звука; путем повторений перед зеркалом логопед закрепляет ее, а затем, применяя специальные приемы, получает правильное произношение изолированного звука.

этап усвоения звука

Уточнение правильного произношения звука: звук уточняется в словах, фразах потешках, стихотворениях, рассказах; материал дается выборочно по усмотрению воспитателя.

Автоматизация звука: последовательное введение звука в речь (слог, слово, предложение, рассказ).

Система работы по формированию правильного звукопроизношения

Работа педагога по формированию правильного звукопроизношения включает следующие разделы:

  1. Развитие движений артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика).
  2. Последовательная работа над гласными и согласными звуками (отработка звуков).
  3. Развитие умения различать сходные по звучанию или артикуляции звуки (дифференциация звуков).

Артикуляционная гимнастика: разное звучание гласных и согласных звуков зависит в основном от того, что полость рта может менять свою форму и объем благодаря наличию подвижных органов артикуляционного аппарата: губ, нижней челюсти, языка, мягкого неба. Благодаря хорошей подвижности и дифференцированной работы органов артикуляционного аппарата мы правильно произносим различные звуки как изолированно, так и в речевом потоке. Точность, сила и дифференцированность этих движений не появляется у ребенка сразу. Она вырабатывается постепенно, в процессе речевой деятельности.

        Чтобы помочь ребенку выработать эти движения, надо проводить артикуляционную гимнастику, которая помогает сформировать артикуляционную базу, то есть свойственные говорящим на данном языке положения и систему движений органов речи при произнесении звуков.

        Нельзя проводить артикуляционную гимнастику, не видя, как упражнение выполняет каждый ребенок. Для того, чтобы педагог мог увидеть качество выполняемых движений каждым ребенком, желательно проводить артикуляционную гимнастику следующим образом:

1 этап

Рассказать, используя игровые приемы, о предстоящих упражнениях

2 этап

Показать выполнение этого упражнения

3 этап

Упражнение выполняют все дети

4 этап

Педагог проверяет правильность выполнения по подгруппам (4-5 человек)

        Проводя артикуляционную гимнастику, надо следить за симметричностью выполнения движений по отношению к правой и левой стороне лица.

Отработка звуков: развитие звукопроизношения у детей имеет общие закономерности, но у каждого ребенка оно протекает с индивидуальными отличиями. При отработке звуков используются три формы деятельности: фронтальная, подгруппами и индивидуальная. Фронтальная деятельность проводится регулярно со всей группой согласно планированию в течение года. В данную деятельность входит развитие всех компонентов речи: формирование звуковой культуры речи, развитие связной речи, формирование словаря и грамматического строя речи. Деятельность с подгруппой детей осуществляется с теми детьми, которые затрудняются в освоении материала, полученного при фронтальной деятельности. Эти подгруппы могут меняться, так как затруднения при фронтальной деятельности различны у разных детей. Одним детям могут быть трудны подготовительные упражнения для правильного произношения звука, другим – уточнение изолированного звука или произнесение его в словах. Благодаря подгрупповой деятельности, педагог имеет возможность ликвидировать разницу в умениях детей. Индивидуальная деятельность проводится с теми детьми, которые не овладевают материалом по звукопроизношению, предусмотренным для всей группы. Поэтому с такими детьми проводится индивидуальная работа, в закреплении которой принимают активное участие родители. С такими детьми индивидуально отрабатывается материал, пройденный со всей группой ранее и не усвоенный ребенком в фронтальной и подгрупповой деятельности.

Проведение всех форм деятельности по отработке звуков помогает формированию у детей правильного звукопроизношения и развитию ориентировки в звуковом составе языка.

Дифференциация звуков: это развитие умения различать сходные по звучанию артикуляции звуки.

Если в младшей, средней и старшей группах проводилась систематическая работа по звукопроизношению, то у детей к 5-6 годам должны быть правильно сформировано произношение всех звуков. В подготовительной к школе группе основное внимание уделяется развитию у детей фонематического слуха, то есть умения различать не только звуки нашей речи, но и качество этих звуков (твердые и мягкие согласные, звонкие и глухие, слитные и простые, основные и йотированные гласные).

Дифференциация любой пары звуков проводится по их основным качественным признакам: акустическим и артикуляционным. На каждую пару дифференцируемых звуков проводится НОД трех видов:

1 вид: дифференциация отдельных звуков.

Для данного вида дифференциации подбираются картинки-символы на дифференцируемые звуки. Цель таких упражнений – научить детей различать эти звуки по артикуляции и на слух при их сопоставлении. Поэтому проводится работа двух видов:

  • Воспитатель не спеша называет поочередно звуки, а дети показывают соответствующие картинки-символы.
  • Воспитатель показывает картинки-символы, а ребенок произносит соответствующие звуки.

Воспитатель спрашивает у детей, что делают губы, язык при произнесении того или иного звука. Потом он подводит итог и говорит, в чем различие дифференцируемых звуков.

2 вид: дифференциация звуков в словах.

На этом этапе дети тренируются  выделять дифференцируемые звуки из слова и не смешивать их. Проводится работа трех видов:

  • Воспитатель формирует умение различать слова, отличающиеся одним из дифференцируемых звуков (паронимы). На их примере дети уясняют, что с изменением одного звука меняется смысл слова (мишка – миска). Ребенок объясняет значение каждого слова и указывает, в каком слове какой звук находится.
  • Воспитатель подбирает по количеству детей картинки (предметы, игрушки), в названии которых имеется один из дифференцируемых звуков. Каждый ребенок показывает свою картинку, называет ее, выделяет дифференцируемый звук.
  • Детям предлагаются слова (названия игрушек, предметов, картинок), в которых имеются оба дифференцируемых звука (например: шоссе, сушки, солнышко). Дети должны правильно назвать картинки, игрушки, не смешивая звуков.

3 вид: дифференциация звуков в речи.

На данном этапе воспитатель использует потешки, стихи, скороговорки, рассказы. Насыщенные дифференцируемыми звуками. Дети сами могут придумывать предложения:

  • По картинке, на которой изображен действующий предмет.
  • С заданным словом.
  • По предметным картинкам.

Воспитатель просит детей придумать такое предложение, чтобы в нем было как можно больше слов с дифференцируемыми звуками (например, на звуки с и ш: У Саши на ладошке стеклышко. Шла Саша по шоссе).

        Система построения работы по уточнению произношения звуков и их дифференциации является одним из способов воспитания звуковой культуры речи. Эта система координировано сочетает работу по развитию речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработке нормального темпа, ритма речи, способствует выразительности речи, развитию фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Уроки мастерства по формированию навыков правильного произношения.

Дети дошкольного возраста овладевают звуковой культурой речи в процессе общения с окружающими их людьми. Большое влияние на формирование высокой культуры речи у детей оказывает воспитатель.О. И. Солов...

Формирование навыков правильной осанки у дошкольников

Простые упражнениями, которые помогут сохранить правильную осанку, сформируют у детей навыки правильной осанки, послужат профилактикой плоскостопия, помогут развить силовую выносливость мышц стоп....

Формирование навыка правильного произношения звука Л

Ребенку скоро пять лет, а он не может правильно сказать [Л]?Скорее всего у него не сформирован артикуляционный уклад, необходимый для произнесения этого звука.Помогут в решении этой проблемы специальн...

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ

Рекомендации для родителей и педагоговДошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у...

Формирование навыков правильного произношения у детей младшего дошкольного возраста

Ранний возраст является наиболее ответственным периодом жизни человека. Главное и важнейшее приобретение раннего возраста — речь. Овладение речью – это сложный многосторонний психический п...

Конспект подгруппового НОД компенсирующей направленности для детей с ТНР, обусловленным стёртой формой дизартрии «Формирование навыков правильного произношения звука «Ш».

Цель: проследить алгоритм логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения на подготовительном этапе и этапе постановки звука «Ш» с детьми, страдающими стёртой формой ди...