Конспект подгруппового НОД компенсирующей направленности для детей с ТНР, обусловленным стёртой формой дизартрии «Формирование навыков правильного произношения звука «Ш».
план-конспект занятия по логопедии
Цель: проследить алгоритм логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения на подготовительном этапе и этапе постановки звука «Ш» с детьми, страдающими стёртой формой дизартрии.
Оборудование: набор картинок «Времена года», две сумочки, разные по величине и цвету, бусинки в виде капельки и ладошки, нитки для нанизывания, осенние листья (из бумаги), бумага, карандаши на каждого ребёнка, рисунки ветра, солнца, тучи; игрушки: гномик, змейка, ёжик, герои сказки «Теремок», панно «Осенний лес», рисунки гномика для каждого ребёнка, салфетки марлевые и бумажные, спирт, вата, шпатели, зонды.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_podgruppovogo_nod.doc | 76 КБ |
Предварительный просмотр:
Конспект подгруппового НОД
компенсирующей направленности для детей с ТНР,
обусловленным стёртой формой дизартрии
Тема занятия:
«Формирование навыков правильного произношения звука «Ш».
Цель: проследить алгоритм логопедической работы по формированию правильного звукопроизношения на подготовительном этапе и этапе постановки звука «Ш» с детьми, страдающими стёртой формой дизартрии.
Оборудование: набор картинок «Времена года», две сумочки, разные по величине и цвету, бусинки в виде капельки и ладошки, нитки для нанизывания, осенние листья (из бумаги), бумага, карандаши на каждого ребёнка, рисунки ветра, солнца, тучи; игрушки: гномик, змейка, ёжик, герои сказки «Теремок», панно «Осенний лес», рисунки гномика для каждого ребёнка, салфетки марлевые и бумажные, спирт, вата, шпатели, зонды.
Программное содержание занятия. Основные направления работы.
- Подготовительный этап
1. Формирование и развитие:
- понимания речи;
- коммуникативных навыков;
- мелкой моторики;
- зрительного и слухового восприятия;
- зрительной и слуховой памяти,
- правильного физиологического и речевого дыхания;
- мимики, голоса;
- фонематического слуха;
- общей артикуляционной моторики.
- Усвоение специальных артикуляционных упражнений для постановки данного звука, выработка необходимого уклада органов речи.
2. Этап постановки звука
- Постановка по подражанию;
- Постановка с механической помощью;
- Смешанный способ постановки звука
3. Этап: автоматизация звука
- Произнесение изолированного звука;
- Введение звука в слоги;
Ход занятия
Организационный момент.
Знакомство с гостями. Приветствие.
Дети: Я – Саша,
Я мальчик хороший.
Я Женя,
Девочка без капризов.
Я Серёжа,
Я рад познакомиться с вами.
(Дети садятся за стол на стул слева, справа, по середине по указанию логопеда).
Логопед: Внимательно послушайте стихи. Подумайте о чём они.
Летний сад порыжел немножко,
Хоть возьми да и перекрась.
Это осень, рыжая кошка,
Темной ночью сюда пробралась.
О каком времени года говорится в этом стихотворении?
Почему осень сравнивается с рыжей кошкой?
Дети отвечают.
Логопед: Да, осень самая яркое время года.
А какие другие времена года вы знаете?
Сколько их?
Дети отвечают
Логопед: - Посмотрите на рисунки. Узнайте и назовите все времена года. Разложите картинки по порядку.
Почему мы смогли узнать и различить их.
Дети: Выполняют задание, отвечают на вопросы.
Логопед: Вы правы. У каждого времени года есть свои отличительные признаки, особые приметы, которые мы видим, по которым мы узнаем и различаем их. Посмотрите, каждое время года имеет свой основной цвет. Напомните мне по цвету.
Осень какая? - …золотая;
Зима богата каким цветом? - …белым.
Весной много какого цвета? - … голубого
Лето какое? - … зеленое.
Дети. Рассматривают рисунки отвечают на вопросы.
Логопед: Сегодня я хочу открыть вам один маленький секрет: у каждого времени года есть приметы, которые мы не видим, а слышим. Это особые приметы – звуки. И помните какие звуки мы чаще всего слышим зимой?
Дети: Скрип, хруст снега по ногами («шагаем» ладонями по столу прямо – назад – влево – вправо «с! с! с!…»; «хрум – хрум – хрум»)
Завывание вьюги (упражнение на выработку длительной узкой направленной воздушной струи через губы трубочкой).
Озвучить выдох (голос от тихого к громкому: уууУУУ; от громкого к тихому УУУууу).
Логопед: Весной?
Дети: Журчание ручейков (упражнения для кистей рук и пальцев «Ручеёк», «Лодочка»).
Звон капели (барабанят пальцами по столу: медленно, затем быстро, всеми пальцами обеих рук; повторяют за логопедом заданный ритм капели.
Летом?
Дети: Пение птиц (Упражнение для пальцев «Птица»).
Логопед: И у осени есть свои особые, отличительные звуки. Послушайте стихи. Скажите, какими звуками наполнена осень?
Шелест, шуршание, шумок за окном,
Шлёпанье тихое, кто это? – Гном?
Нет. За окошком, нам не слышна, шорохом тихим осень прошла.
Логопед: Припомните, какие же звуки приносит нам осень.
Закройте глаза, прислушайтесь:
осень наполнена шорохом, шелестом, шумом, шуршанием падающих листьев. В этих шорохах слышится «Ш ш ш ш» (из под столика доносится шорох).
Логопед: Да это же гномик! И пришел он к нам из (какого) леса, как вы думаете? Почему?
Дети: Рассматривают игрушку отмечают, что его волосы, борода выкрашены в осенние цвета, значит он пришел из осеннего леса.
Логопед: Гномик рад познакомиться с вами. А вы рады? Покажите гномику, что вы рады тоже, улыбнитесь ему. (Мимика радости, оживления).
Уж не знаю, как, но гномик принес с собой большущую сумку, ой в сумке что – то есть, (сумка тоже осенних цветов).
Дети: Выражают мимикой удивление, ожидание, заглядывают в сумку, достают из неё маленькую сумочку, украшенную летними цветами.
Логопед: Дети, вы догадались, кто подарил гномику эти сумки?
Дети: Большую подарила осень, маленькую лето (объясняют, почему так думают).
Логопед: Знаете, гномик опечален (высыпает из маленькой сумочки бусинки).
Его бусы, когда он шел по лесу, зацепились (за что?), нитка порвалась, бусинки рассыпались. Он их собрал, но не успел нанизать на нитку. Посмотрите, бусинки похожи на капельки летней росы. Поможем гномику собрать их? Но сначала мы приготовим к работе наши пальчики наши руки.
Дети: Выполняют упражнения: поглаживание рук, пальцев, ладоней; массаж (разминание) кончиков пальцев; упражнение «Пальчики здороваются; упражнение «Крыша»; «Домик» (для гномика).
Логопед: А ещё сделаем для нашего гномика подарки. Мы подарим ему в виде бусинок наши ладошки.
Дети: Обводят на листочках ладошки. Листочки с рисунками прячутся в сумочку. Сумочка встряхивается из неё высыпаются бусинки в виде руки. Дети нанизывают бусинки поочерёдно то капельку, то ладошку. Дарят гному, он рад, дети тоже. Улыбаются.
Логопед: А давайте ещё раз заглянем в сумку мне кажется, там ещё что – то есть.
Мне интересно, а вам? (дети изображают заинтересованность)
Заглядывают в сумку, достают осенние листья.
Логопед: да это же листья! Они пахнут лесом. Понюхаем их. (глубокий вдох носом выдох через рот)
- Расскажите, какие у вас листья по цвету.
Вспомните, какими они все были летом? Кто же их перекрасил?
Дети отвечают.
Логопед: Осень тонкой длинной кистью перекрашивает листья
Красный, желтый, золотой, как хорош ты лист цветной.
Но как осенние листья попали в сумочку к нашему Гномику?
Ведь растут они так высоко, а Гномик такой маленький.
Дети: Потягиваются выполняют упражнения с пальцами: «Деревья», мимическое упражнение с движением «маленький». Отвечают на вопрос как листья могли попасть в сумочку. (ветер подул сорвал листья).
Логопед: показывает рисунки
Ветер щеки толстые надул, надул, надул,
И на деревья пестрые подул, подул, подул,
Красный, желтый, золотой облетел весь лист цветной.
Подуем и мы на наши листочки, но щеки при этом надувать не будем.
Дети: Глубоко вдыхают, делают длительный выдох: через губы трубочкой по желобку, по распластанному языку, через узкую щель посередине языка.
Дети: Выполняют упражнения для пальцев: «Листья», «Деревья».
Логопед: Как обидно, как обидно
Листьев нет лишь ветки видно.
Дети: выполняют мимические упражнения.
Логопед: И когда мы дули на листочки, они шелестели, шуршали, слышался тихий звук «Ш ш ш ш». Наш гость очень любит звук «Ш». Он успокаивает, убаюкивает, приводит с собой тишину. Гномик даже имя себе придумал со звуком «Ш». Имя у него ласковое, доброе, тихое. Хотите узнать, как его зовут? А зовут его Штуша –Кутуша. Вот беда! Сам Штуша – Кутуша не может произнести свое имя, он не умеет произносить звук «Ш», а все потому, что никто его этому не учил. А мы научим?
Дети отвечают.
Логопед: Сначала мы научим Штушу и поучимся сами отличать этот звук «Ш» от других. Услышите звук «Ш» поднимите вверх листочки.
Выделение звука «ш» среди далёких по акустико – артикуляционным признакам звуков: Ш, к, х, ш, п, ш, н, ш, г, и т.д.
Выделение среди близких по акустико – артикуляционным свойствам
ш, с, ш, ж, ш, щ, ч, ш, ш.
Логопед: - Наш Штуша произносит звук неправильно (щёчный звук). Я буду произносить правильный и неправильный звук «Ш», а вы хлопайте в ладоши, если услышите правильный звук.
Мы научились слышать и выделять правильный звук «Ш», но чтобы его произносить, мы должны научить наши губы, наш язычок быть послушными, выполнять нужные упражнения. (логопед показывает правильный уклад органов артикуляции для звука «Ш», по ходу показа дает пояснения).
Логопед: Мы уже научили Штушу выдувать воздух по середине языка, научились сами. А сейчас поучим губы выполнять упражнения и удерживать нужное, правильное положение.
Дети: Выполняют упражнение для губ.
«Улыбка», «Трубочка», «Хоботок» (с движением губ в виде хоботка), «Оскал» (при открытом и закрытом рте), «Воронка».
(логопед оказывает помощь детям, дает пояснения).
Логопед: А теперь поработаем и с язычком. И сначала подготовим его к выполнению нужных упражнений.
Дети: выполняют ряд самомассажных упражнений.
Непослушный язычок (пошлёпать по языку верхней губой).
Протискивание языка между зубами.
Покусывание языка губами с одновременным выдвижением кончика языка вперед, затем назад.
Перетирание средней части языка с боков вперед – назад.
Сжимание средней части языка с боков и раскачивание языка, как лодочки.
Высунуть кончик языка, взять его большим и указательным пальцем и делать движения как гармошкой: то сжимать, то растягивать.
Высунуть язык сильно, взять его среднюю часть большим и указательным пальцами и делать движения, как гармошкой: то сжимать, то разжимать.
Барабан. Высунуть язык и бить по кончику языка и средней его части поочередно то правым указательным пальцем, то левым.
Логопед: Язычок готов к выполнению упражнений. Теперь он будет выполнять упражнения сам.
Дети: выполняют ряд специальных артикуляционных упражнений, необходимых для постановки звука «Ш».
«Лопатка», «Качели» (вне и внутри рта), «Грибок», «Чашечка», Вкусное варенье.
Логопед: уточняет повторно вместе с детьми артикуляционный уклад для звука «Ш». Постановочные упражнения: «Фокус», «Лесенка», «От звука к звуку (с-ш)», «Помоги язычку».
Логопед: теперь мы вспомним чему научились, постараемся правильно произнести звук «Ш».
Дети: принимают необходимый уклад, произносят изолированный звук «Ш»
по подражанию, с механической помощью, самостоятельно.
Физкультминутка
Штуша устал и приглашает вас в лес на прогулку.
Дети: встают, выходят из-за стола, потягиваются, проговаривают слова:
Вырос лес до небес,
Тянет к солнцу ветки лес
Идут по лесу за Штушей на каждый шаг произносят звук «Ш»: ШШ! ШШ!
Шагают прямо, боком влево (приставным шагом), вправо, назад.
Игра «Солнышко и тучка»
Слова | Движения |
Логопед Солнце ярко светит Радуются дети: Нет на небе тучек | Упражнение «Солнышко» Прыжки на двух ногах. Мимика радости. |
Ветер дунул: фу-фу-фу - Уходите лучше | Дети дуют трижды через губы, сложенные трубочкой. |
Посмотрите: высоко набегают тучи. | Дети закидывают голову назад |
Тучи очень близко….. | |
Дети: - Мы присядем низко | Глубокое приседание |
Логопед: - А если хлынет дождик? Дети: - Спрячемся под зонтик | Делают упражнение для пальцев «Зонтик» |
Логопед: - Дождь прошел, Дождь прошел. | Дети выглядывают из – под зонта. |
Логопед: - Снова стало хорошо, Дети: Выглянуло солнце Чистое до донца. | Упражнение «Солнышко» имитация умывания. Движение заканчивается у подбородка снизу. |
Логопед: Снова тучи за горой Побежим быстрей домой |
Дети: Возвращаются к столам меняются местами, садятся на стулья по указанию логопеда: слева, посередине, справа. На столе горка листьев.
Логопед: Мы по лесу ходили,
Лесных жителей разбудили.
Вон, листва зашевелилась,
Проснулась змейка, рассердилась,
Зашипела змейка: (упражнение для пальцев «Змейка»).
Дети: - ШШШШ
Логопед: Тише, тише, малыши!
Ёж протопал
Дети: - Ш! Ш! Ш! Ш!
Логопед: Тише, тише, малыши!
Топал, топал, убежал,
До свиданья не сказал…
Логопед:
Покинув теплый теремок,
Прибежал сердитый волк,
И лисичка, и лягушка,
Вслед за ними мышь-нарушка,
А еще зайчонок Тишка,
И последним шел Топтыжка.
(Появляются игрушки по ходу того, как дети вспоминают и называют их в той последовательности, в которой они появились в стихотворении).
Логопед: Увидели звери Штушу – Кутушу и решили узнать, кто это их разбудил. Но только хотела лягушка спросить, что это тут за переполох в осеннем лесу, открыла рот, но только сказала.
Дети: Аааа- (узнают и произносят по беззвучной артикуляции логопеда).
Логопед: А Штуша остановил её. Как?
Дети: Шшшш (по беззвучной артикуляции логопеда).
Логопед: Сложились, слились звуки и получился слог. Какой?
Дети: Отвечают «Аш»
Звери Штуша Слоги
Волк (сердито) – ууу УШ
Зайка залопотал – эээ ЭШ
Лиса удивилась – ооо ОШ
Мышка пискнула – иии ШИ
Мишка заревел – ыыы ЫШ
Логопед: Понравилось это зверятам и они предложили Штуше ещё поиграть, только теперь Штуша будет произносить свой любимый звук сначала, а звери потом, после. Подумаем как теперь сольются, сложатся звуки, какой слог получится теперь.
Штуша Звери Слоги
ааа (лягушка) ША
эээ (зайка) ШЕ
ууу (волк) ШУ
ооо (лиса) ШО
ыыы (медведь) ШИ
Логопед: Ши! – сказал медведь
Хватит шуметь.
Звери испугались,
В страхе разбежались.
А мышка – норушка даже и сказать ничего не успела.
Да и мы с вами заигрались. Нам следует помнить, что Штуше надо вернуться в лес, а то Зимушка – Зима заметет все лесные тропинки и трудно будет Штуше найти дорогу домой. А на прощание он хочет поблагодарить вас, подарить вам свой маленький портретик и стихи, которые он сочинил для каждого из вас. Он уверен, вы обязательно выучите их, когда совсем, совсем хорошо будете произносить звук «Ш».
А чтобы маленькой мышке не было обидно за незаконченную игру, все свои стихи он посвятил мышке. (детям раздаются карточки с портретиком Штуши и текстом стихотворений, дети прощаются со Штушей).
Логопед: Мы попрощались со Штушей, попрощаемся с гостями.
Дети: Я - Саша,
Я мальчик хороший.
Я - Женя,
Девочка без капризов
А я Серёжа, мы прощаемся с вами.
До свидания.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие интонационно-выразительной стороны речи у детей с ОНР, обусловленным стёртой формой дизартрии, через приобщение к устному народному творчеству.
Проблема развития интонационной выразительности достаточно актуальна в коррекционной педагогике. Устное народное творчество воздействует на чувства ребёнка благодаря своим средствам выразительности и ...
Конспект коррекционно-развивающей деятельности с ребёнком с фонетико-фонематическим недоразвитием речи, обусловленным стёртой формой дизартрии.Тема:«Поможем жуку. Автоматизация звука [Ж] в словах и предложениях».
Конспект коррекционно-развивающей деятельности для детей с ФФНР ,обусловленным стёртой формой дизартрии. Автоматизация звука Ж в словах и предложениях.Для детей 5-6 лет....
Конспект подгруппового НОД компенсирующей направленности для детей с ТНР, обусловленным стёртой формой дизартрии
Конспект подгруппового НОДкомпенсирующей направленности для детей с ТНР,обусловленным стёртой формой дизартрии...
Формирование навыка правильного произношения звука Л
Ребенку скоро пять лет, а он не может правильно сказать [Л]?Скорее всего у него не сформирован артикуляционный уклад, необходимый для произнесения этого звука.Помогут в решении этой проблемы специальн...
ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКА ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ СВИСТЯЩИХ ЗВУКОВ
Рекомендации для родителей и педагоговДошкольник четырех лет не произносит свистящие звуки. Что делать? Можно попробовать вызвать звук самостоятельно. Однако, скорее всего, это не получится, так как у...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии. Тема: «В гостях у Буратино. Автоматизация звука [р] в словах и предложениях».
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком старшей группы с нерезко-выраженным общим недоразвитием речи обусловленной стёртой формой дизартрии.Тема: «В гостях у ...
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с ОНР 3уровня обусловленной стёртой формой дизартрии (возраст 6лет)
Конспект индивидуального коррекционно-развивающего занятия с ребёнком с ОНР 3уровня обусловленной стёртой формой дизартрии(возраст 6лет)...