Консультация для воспитателей "Формирование навыков правильного произношения"
консультация по логопедии (подготовительная группа)

Алтынгареева Виктория Ринатовна

"Формирование навыков правильного произношения"

Скачать:


Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ НАВЫКОВ ПРАВИЛЬНОГО ПРОИЗНОШЕНИЯ

Работа по формированию правильного произношения состоит из следующих разделов:

  • обследование речи детей;
  • развитие движений органов артикуляционного аппарата (артикуляционная гимнастика);
  • занятия с детьми по усвоению фонетической системы родного языка (последовательная работа над гласными и согласными звуками, развитие умения различать звуки по акустическим и артикуляционным признакам, развитие мелодико-интонационной стороны речи);
  • предупреждение и устранение нарушений речи у детей.

Обследование речи детей

Общие принципы обследования речи детей. Прежде чем приступить к работе по воспитанию правильного произношения, логопед и воспитатель знакомятся с речью каждого ребенка своей группы. Обследование речи проводится дважды: осенью, чтобы правильно спланировать работу на год, и весной, чтобы подвести итоги.

При обследовании речи ребенка педагог обращает внимание на состояние звукопроизношения, словаря и фразовой речи.

При формировании правильного звукопроизношения у детей большую роль играет подражание речи окружающих взрослых. Поэтому воспитатель непременно должен знать, как говорят члены семьи ребенка.

Воспитатель изучает речь ребенка на занятиях, в играх с детьми, где он может выявить запас слов, умение строить фразу, темп речи (слишком быстрый или замедленный), имеющиеся недостатки речи (заикание, задержку развития речи и др.). Обследование проводится с использованием специального материала, который должен быть в каждой группе.

Материал для обследования. Материал подбирает и оформляет логопед. Для обследования звукопроизношения надо иметь предметные картинки на определенные звуки. Для удобства пользования и хранения их вкладывают в конверты. Подбор предметных картинок производится таким образом, чтобы каждый из обследуемых звуков находился в начале, в середине и в конце слова-названия, так как в разных положениях звук произносится несколько по-разному. Картинки должны быть доступны детям по содержанию и красочны.

С их помощью проверяется произнесение следующих групп звуков:

1-я группа — звонкие согласные:

[в] — валенки, вата, ванна, волк, сова, павлин; [в'] — веник, вилка, ветка, конверт, ковер;

[б] — банка, бутылка, батон, бублик, ботинки, бабочка, булавка, букет, бананы, барабан, кабан;

[б'] — белка, билет, берет, береза, лебедь;

[д] — дом, дым, дыня, дудочка, удочка;

[д'] — дятел, диван, один, деньги, будильник;

[г] — гуси, голубь, гамак, гусеница, вагон, попугай, иголка, газета;

[г'] — гиря, гитара, сапоги, ноги.

2-я группа — глухие согласные:

[ф] — флаг, факел, кофта, лифт, шарф;

[ф'] — фильм, фикус, кофе, кофейник, морковь;

[п] — пакет, палка, портфель, капуста, тапочки, дуб, суп;

[п'] — пирамидка, пила, капюшон, копейка, выпь;

[т] — тарелка, танк, туфли, стакан, матрас, кот, рот;

[т'] — теленок, телефон, котелок, котенок, лошадь;

[к] — конь, кот, кофта, конфета, колесо, клоун, юбка, кубики, лейка, веник, паук, танк, клубок, колобок;

[к'] — кит, кеды, кепка, букет, валенки, утки, санки, маки;

[х] — хорек, хата, халат, охотник, выхухоль, горох, порох;

[х'] — хирург, химик, парикмахер.

3-я группа — свистящие согласные:

[с] — собака, санки, стол, самолет, сумка, слон, стакан, лиса, бусы, весы, миска, аист, носки, капуста, насос, глобус, автобус, лес, пылесос;

[с'] — селедка, семья, листья, письмо, велосипед, васильки, гусь, лось, рысь, такси;

[з] — зайка, замок, зонт, звонок, завод, знамя, забор, занавеска, азбука, незабудка, глаза, мимоза, язык, звезда, гнездо, ваза, коза, роза, береза;

[з'] — земляника, зебра, зеркало, зефир, озеро, газета, магазин, обезьяна, корзина, узел, козел;

[ц] — огурец, заяц, колодец, палец, месяц, кузнец, цапля, цыпленок, цветок, цепь, пуговица, яйцо, курица, блюдце, птица, овца, лестница, полотенце, солнце, мотоцикл.

4-я группа — шипящие согласные:

[ш] — шапка, шуба, шашки, шляпа, шар, шкаф, кошка, подушка, пушка, калоши, шишка, машина, мишка, катушка, шалаш, мышь, камыш, душ, ландыш, карандаш;

[ж] — жук, жаба, желуди, журавль, жеребенок, жираф, флажок, художник, медвежонок, снежинка, крыжовник, пожарник, ножницы, ежи, лыжи, ножи;

[ч] — мяч, печь, калач, ключ, кирпич, обруч, тачка, бочка, очки, ручка, мальчик, качели, летчик, пчела, чулки, чайник, чемодан, черепаха;

[щ] — щенок, щипцы, щука, щетка, овощи, ящик, клещи, ящерица, часовщик, уборщица, плющ, лещ.

5-я группа — сонорные согласные:

[л] — лампа, лодка, лыжи, лук, лопата, лошадь, молоток, белка, кукла, платок, полка, клоун, флаг, платье, стол, стул, пенал, дятел, футбол;

[л'] — лев, лиса, лист, лейка, лимон, хлеб, пальто, павлин, апельсин, цыпленок, телефон, туфли, бинокль;

[р] — рак, рама, рыба, ракета, ручка, роза, груша, ведро, пароход, арбуз, трамвай, ворона, врач, комар, шар, сыр, забор, мухомор;

(р'] — ремень, редиска, река, рюкзак, варежки, крючок, гриб, матрешка, веревка, дверь, фонарь, гири.

6-я группа — звук 0] в конце и начале слога:

[]'] — скамейка, чайник, лейка, кофейник, майка, воробей, сарай, муравей, трамвай;

[]'а] — ягода, якорь, ягненок, ястреб, яблоко, одеяло, маяк, свинья, листья, змея;

[)'э] — ели, ежи, ежевика, боец, поезд, платье;

[]'о] — ежик, елка, клеенка, приемник, белье, ружье;

[]'у] — юбка, юла, юрта;

[]'и] — ульи, муравьи.

На каждое положение звука в слове (в начале, середине, конце) педагог подбирает не менее трех картинок, чтобы услышать и записать, как произносит ребенок этот звук. Размер предметных картинок — 10x10 см. Картинки меньшего размера можно наклеить на картон принятого размера.

При подборе материала нужно помнить, что по законам русской фонетики звонкие согласные звуки в конце слов и в середине, если за ними идет глухой согласный, оглушаются, т.е. произносятся как соответствующие им парные глухие звуки: [з] как [с] (арбуз, березка), [ж] как [ш] (нож, ложка), [в] как [ф] (морковь, лавка), [б] как [п] (столб, коробка), [д] как [т] (дед, лодка), [г] как [к] (луг, когти). Поэтому при обследовании произнесения звонких звуков не следует брать картинки, в названии которых эти звуки оглушаются. Надо подбирать слова-картинки такие, чтобы звонкий звук находился между двумя гласными (нолей, арбузы) или перед сонорными, звонкими согласными (ножницы, брызги).

Проведение обследования. При обследовании звукопроизношения логопед и воспитатель отмечают не только отсутствие или замену звука, но и его искажение, любую неточность произношения. Когда не удается точно установить, как ребенок произносит звук, но на слух произношение отличается от правильного, отмечается, что звук произнесен нечетко. Если ребенок, называя картинки на заданный звук, не может произнести его в слове правильно, ему предлагают произнести звук по подражанию: «Летит комарик и звенит — з-з-з. Позвени и ты, как комар». Если ребенок, подражая комару, произнесет звук [з] правильно — это означает, что изолированное произнесение звука возможно, хотя в речь ребенок его еще не ввел. В таком случае необходимо лишь закрепление этого звука, т. е. постепенное введение его в слова, фразы, потешки и т. д. Если ребенок заменяет звук другим или произносит искаженно, значит, этого звука у него еще нет. Следовательно, надо сначала вызвать правильный звук и лишь потом вводить его в речь.

При обследовании речи детей педагог обращает внимание на темп их речи, четкость, правильность произношения слов, звонкость голоса. Если имеются какие-то недостатки, надо отмечать их.

Оформление результатов обследования. Проводя индивидуальное обследование, логопед все ответы детей записывает в речевую карту с указанием даты обследования. В индивидуальной тетради каждого ребенка отводят одну-две страницы для описания результатов обследования. При обследовании логопед отмечает наличие грубых, видимых дефектов в строении артикуляционного аппарата (расщепление губы, нёба, короткая подъязычная уздечка, неправильное строение зубного ряда, неправильный прикус); такие дети нуждаются в консультации ортодонта. Затем в тетради записывается состояние звукопроизношения: а) пропуск звука («коова», «ыба»); б) замена звука («колова», «лыба»); в) искажение звука (звук имеется, но звучит неправильно); г) смешение звуков (в одном случае звук употребляется правильно, в другом заменяется: «У Маши красный сарф»).

Логопед записывает в тетради и другие особенности речи ребенка, например: «Крикливая, слишком быстрая, захлебывающаяся, невнятная речь» и т. п. Совместно проведенное обследование позволяет логопеду и воспитателю четко представить общую картину состояния речи каждого ребенка.

Выводы по результатам обследования. После подведения итогов обследования, в конце сентября или начале октября, логопед и воспитатель проводят родительское собрание, целью которого является ознакомление родителей с состоянием речи их детей и объяснение важности работы по исправлению неправильного звукопроизношения: ошибки в устной речи могут отразиться на письме при обучении грамоте. На родительском собрании подчеркивается важность помощи родителей по воспитанию правильного произношения.

Развитие движений органов артикуляционного аппарата

Правильное произношение различных звуков как изолированно, так и в речевом потоке обусловлено хорошей подвижностью и дифференцированной работой органов артикуляционного аппарата. Точность, сила и дифференцированность этих движений развиваются у ребенка постепенно, в процессе речевой деятельности. Выработать движения органов артикуляционного аппарата помогает артикуляционная гимнастика. Упражнения для артикуляционной гимнастики подбираются целенаправленно.

Комплексы упражнений

Упражнения для развития движений органов артикуляционного аппарата объединены в комплексы. Каждый комплекс имеет определенную направленность.

I. Упражнения, вырабатывающие основные движения и положения органов артикуляционного аппарата.

II. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения свистящих звуков.

III. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения шипящих звуков.

IV. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [л], [л'].

V. Упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат для правильного произнесения звуков [р], [р'].

Во всех возрастных группах могут быть использованы одни и те же комплексы, но требования к проведению артикуляционной гимнастики и к выполнению упражнений на каждом возрастном этапе будут различными.

С детьми второй младшей группы упражнения проводят в игровой форме. Объем требований к выполнению движений невелик.

Надо, чтобы дети усвоили простейшие навыки, без которых будет трудно в дальнейшем развивать и совершенствовать движения артикуляционного аппарата.

В средней группе для артикуляционной гимнастики используются игровые приемы. На основе приобретенных детьми простейших навыков движения органов артикуляционного аппарата постепенно развиваются, совершенствуются. Соответственно повышаются и требования к выполнению артикуляционной гимнастики.

В старшей группе уже следят за плавностью, легкостью, четкостью выполнения движения, за умением плавно, достаточно быстро переключать органы артикуляционного аппарата с одного движения и положения на другое. Следят за точностью и устойчивостью конечного результата: полученное положение органа артикуляционного аппарата должно удерживаться некоторое время без изменений. Движения становятся легкими, правильными, привычными, поэтому их можно проводить в любом темпе. После отработки комплекса на определенную группу звуков воспитатель может включить в артикуляционную гимнастику звукоподражания на этот звук.

В подготовительной к школе группе для артикуляционной гимнастики берут упражнения на дифференциацию различных звуков:

а) гласных; б) взрывных согласных; в) носовых и сонорных; г) губных и язычных; д) взрывных и щелевых; с) переднеязычных и заднеязычных. Эта работа проводится с использованием игровых приемов и способствует развитию у ребенка не только органов артикуляционного аппарата, но и фонематического слуха.

Указания к проведению артикуляционной гимнастики

Занятия дадут наилучший результат, если они проводятся в форме игры и интересны для ребенка;

-на одном занятии не следует давать больше двух-трех упражнений, а к последующим упражнениям надо переходить лишь после того, как будут усвоены предыдущие;

-все упражнения надо выполнять естественно, без напряжения (ребенок сидит спокойно, плечи не поднимаются, пальцы рук не напряжены и не двигаются);

-некоторые упражнения выполняются под счет, который ведет взрослый. Это необходимо для того, чтобы у ребенка выработалась устойчивость наиболее важных положений губ, языка;

-при затруднениях в выполнении упражнений надо вернуться к более простому, уже отработанному материалу;

-выполнять все упражнения надо поэтапно, в последовательности, указанной логопедом;

-инструкции следует давать дробно, например: «Улыбнись; покажи зубы; приоткрой рот; подними кончик языка вверх к бугоркам за верхними зубами; постучи в бугорки кончиком языка со звуком [д-д-д]». Проверять выполнение ребенком упражнения следует также поэтапно. Это дает возможность определить, что именно затрудняет ребенка, и отработать с ним данное движение;

-если логопед поставил ребенку звуки, надо их постепенно вводить в речь, т. е. учить правильно употреблять звук в слогах, словах, а затем во фразовой речи.

Проводить артикуляционную гимнастику надо ежедневно, чтобы вырабатываемые у детей двигательные навыки закреплялись, становились более прочными. Лучше ее проводить в начале занятия, в течение трех — пяти минут.

При отборе материала для артикуляционной гимнастики надо соблюдать определенную последовательность, идти от более простых упражнений к более сложным. Проводить их надо эмоционально, в игровой форме.

Ежедневно выполняются 2-3 упражнения, причем новым может быть только одно, второе дается для повторения и закрепления. Если же дети выполняют какое-то упражнение недостаточно хорошо, воспитатель не дает новых упражнений, а отрабатывает старый материал. Для его закрепления он придумывает новые игровые приемы.

Работа с детьми по усвоению фонетической системы родного языка

Отработка гласных и согласных звуков

Работа по уточнению произношения звуков и их дифференциации является одной из сторон воспитания звуковой культуры речи детей. Она сочетает в себе развитие речевого дыхания, голоса, подвижности артикуляционного аппарата, выработку нормального темпа, ритма речи, способствует развитию выразительности речи, фонематического слуха, звукового анализа и синтеза.

Формирование правильного произношения идет одновременно с работой по совершенствованию всех разделов произносительной стороны речи.

Развитию речевого дыхания способствует длительное произношение изолированного звука (при уточнении или вызывании звука), произношение на одном выдохе отдельных слов и предложений (при уточнении звука в словах, во фразовой речи).

Развитие силы и высоты голоса осуществляется в процессе уточнения изолированного произношения гласных, сонорных и звонких согласных звуков, уточнения их произношения в словах и во фразовой речи с помощью специально подобранных игр.

Работа по развитию подвижности и дифференцированности движений органов артикуляционного аппарата, способствующая развитию внятности и отчетливости произношения, ведется во время подготовки артикуляционного аппарата для правильного произношения звука, во время уточнения произношения изолированного звука, в словах, во фразовой речи.

Умение изменять интонацию и темп речи развивается при уточнении звука во фразовой речи (в потешках, скороговорках, стихотворениях, рассказах).

Развитие фонематического слуха осуществляется во время последовательной отработки и дифференциации звуков: когда произносится изолированный звук; когда звук выделяется голосом при его уточнении в словах; когда проводится дифференциация звуков изолированных, в словах и во фразовой речи.

Таким образом, в процессе работы по звуковой культуре речи в каждой возрастной группе ставятся свои задачи.

Первая младшая группа.

1. Развивать речедвигательный и речеслуховой анализаторы ребенка для своевременного развития произносительной стороны речи.

2. Воспитывать слуховое внимание, речевое дыхание, основные качества голоса.

3. Вызывать правильное произношение звуков.

 Вторая младшая группа.

1. Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики и в процессе работы над простыми по произношению звуками.

2. Развивать слуховое внимание, речевой слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

3. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Средняя группа.

1. Готовить для правильного произношения всех звуков родного языка артикуляционный аппарат, тренируя его основные движения во время артикуляционной гимнастики.

2. Вызывать и закреплять или уточнять произношение свистящих звуков.

3. Развивать фонематический слух, речевое дыхание, силу и высоту голоса.

4. Вырабатывать четкое произношение слов, предложений, спокойный темп и размеренный ритм речи.

Старшая группа.

1. Тренировать четкость движений органов артикуляционного аппарата в процессе артикуляционной гимнастики и в работе над определенными звуками.

2. Вызывать и закреплять, а у некоторых детей только уточнять произношение определенных звуков.

3. Продолжать работу по развитию фонематического слуха, речевого дыхания, силы и высоты голоса.

4. Продолжать работу над четким произношением слов с выделением голосом отдельных звуков, над спокойным темпом и размеренным ритмом речи.

Подготовительная к школе группа.

1. Продолжать работу над четким, ясным произношением всех звуков в различных сочетаниях.

2. Развивать звуковой анализ слов.

3. Развивать умение дифференцировать сходные по звучанию или артикуляции звуки.

Уточнение произнесения изолированного звука

Воспитатель под руководством логопеда подбирает игры на звукоподражание и картинку-символ, с которой в дальнейшем будет соотноситься этот звук, например, на звук [з] — картинку с изображением комара (он звенит, напоминая звук [з]); на звук [с] -изображение насоса (воздух, выходящий из насоса, свистит, напоминая звук [с]) и т. д. Для уточнения звука необходимо многократное повторение, поэтому воспитатель не ограничивается соотнесением данного звука с картинкой-символом, он просит детей вспомнить, что еще напоминает этот звук.

Пример 1. При уточнении звука [ж] вспоминают, как жужжат жук, пчела, муха, пила, пылесос и т. п. Эти сравнения развивают слуховое внимание детей.

Необходимо добиваться четкого, правильного произношения изолированного звука всеми детьми, используя различные вспомогательные приемы для уточнения и вызывания звука, например, длительное произношение звука (если его можно тянуть) или многократное повторение его (если он взрывной) воспитателем с привлечением внимания детей к его звучанию; наблюдение за правильной артикуляцией звука у ребенка и т. п. При этом воспитатель должен хорошо знать правильную артикуляцию отрабатываемого звука и уметь видеть, почему получается неверный звук, т.е. в каком положении у ребенка находятся органы артикуляционного аппарата. (Чтобы увидеть, в каком положении находится язык, надо предложить ребенку многократно произнести отрабатываемый звук между двумя звуками [а] ([аса], [аша], [ара].)

Пример 2. На занятиях по уточнению произношения звука [с] дети подражают свисту воздуха, выходящего из насоса при накачивании шины. Воспитатель знает, что при правильном произношении звука с губы в улыбке, верхние и нижние передние зубы обнажены, широкий язык находится за нижними резцами, посередине языка идет тонкая, холодная воздушная струя. За правильным положением губ, языка и наличием воздушной струи у детей и следит педагог. Он проводит уточнение звука не со всей группой сразу, а с подгруппами. Одному ребенку воспитатель говорит, что язык у него просовывается между зубами, надо убрать его за нижние зубы. У другого нет ветерка. «Посмотри, какой у меня сильный ветерок», — говорит воспитатель, подносит тыльную сторону руки ребенка к своему рту и произносит звук [с], давая возможность почувствовать струю воздуха. Потом то же предлагает проделать ему самому. У третьего ребенка нижние зубы не видны, воспитатель просит его улыбнуться и показать верхние и нижние зубы и т. д. Детей, которые испытывают затруднения в произношении отрабатываемого звука, следует чаще спрашивать и контролировать.

Воспитатель должен следить за четкостью своей дикции, ясностью изложения материала, увлекательно и доступно оформлять задания.

Воспитание правильного, четкого произношения звука в слогах и словах

По заданию логопеда воспитатель подбирает игрушки, предметы, картинки, в названии которых отрабатываемый звук употребляется в сочетании с различными звуками и в разных частях слова. При подборе материала следует учитывать, что закрепляемый звук должен встречаться как можно чаще, а тех звуков, которые дети плохо произносят, должно быть как можно меньше. Этот вид работы требует быстрой смены положений органов артикуляционного аппарата, развивает способность быстро и четко переключаться с одного движения на другое. Чтобы не допустить ошибок при подборе слов, надо помнить и о правилах орфоэпии (совокупность правил устной речи), которые указывают, как произносить звуки в определенных фонетических условиях. При назывании предметов, картинок отрабатываемый звук выделяют голосом, произнося его более длительно, а взрывные согласные произносят более четко.

Поначалу необходимо подбирать такие слова, где бы звук находился в ударном слоге. В русском языке ударный слог всегда сильный и самый долгий, что способствует выделению отрабатываемого звука. Удлиняя же звучание безударного слога, мы будем мешать ребенку усваивать правильное ударение. Вот почему, начиная эти упражнения, не следует брать отрабатываемый звук в безударном слоге. В безударных слогах происходит ослабление и изменение звучания звуков, особенно некоторых гласных, например: воды - воды. В слове воды звук [о] ясно слышен, в слове воды слышится уже не [о], а звук, акустически больше похожий на [а]. В зависимости от ударности слога возникает разница и в звучании некоторых согласных.

Воспитание правильного, четкого произношения звука во фразовой речи

Логопед, приступая к автоматизации звука во фразовой речи, просит воспитателя подобрать потешки, скороговорки, стихотворения, игры, рассказы, насыщенные отрабатываемым звуком (материал следует подбирать, руководствуясь списком литературы, рекомендованным программой детского сада). Этот вид работы может сочетаться с любыми занятиями по родному языку: разучиванием стихотворения, работой с картинкой, дидактическими играми и т.д. Вводя звук в речь ребенка, недопустимо исправлять каждую ошибку. При закреплении звука во фразовой речи нельзя выделять его из слов, так как это будет отвлекать ребенка и мешать ему следить за последовательностью изложения. Поэтому к этому этапу работы переходят только после автоматизации звука в словах.

Проводя этот вид занятий, необходимо воспитывать у детей спокойную, плавную, достаточно громкую речь. Очень важно следить и за темпом речи детей. Если ребенок говорит быстро, произносит звуки нечетко, у него вырабатывается небрежная речь, он не приучается следить за тем, как говорит. Такой ребенок искажает и пропускает в своей речи даже те звуки, которые изолированно произносит правильно. Вырабатывая спокойный темп речи, мы будем способствовать улучшению звукопроизношения.

Приведем примеры некоторых текстов:

[О]

Ко-ко-ко — не ходите далеко. Ко-ко-ко — Коля прыгнул высоко. Ло-ло-ло — днем в лесу светло. Но-но-но — стало вечером темно.

[У]

Ай, ду-ду, ай ду-ду! Я все стадо стерегу. Ай, ду-ду, ай, ду-ду! На зеленом на лугу.

Катит поезд — чу-чу-чу И кричит: «Лечу-у-у-у, Лечу-у-у-у!».

[И]

Ли-ли-ли — Лиза, в группе не шали. Ди-ди-ди — тихо, Лизонька, сиди. Си-си-си — куклу Нине принеси. Ми-ми-ми — куклу выше подними.

[Ы]

Тише, мыши. Тише, мыши Кот сидит на нашей крыше. Кот ловил мышей и крыс. Кролик лист капусты грыз.

[Б]

Ба-ба-ба — у быка толста губа, Бы-бы-бы — в лесу выросли грибы, Бу-бу-бу — я играю во трубу.

[Ф]

Аф-аф-аф — это шкаф, Еф-еф-еф — это лев [ф], Оф-оф-оф — это ров [ф]

 [Р]

Тара-тара-тара-ра! Вышли в поле трактора, Стали пашню боронить, Нам бежать — тебе водить! Тары-бары, Растабары У Варвары Куры стары.

[Р']

Я зверек, И ты зверек, Я мышонок, Ты хорек, Ты хитер, А я умен. Кто умен, Тот вышел вон!

[Ч] Тучи, тучи, тучи, тучи! Скачет конь, большой, могучий Через тучи скачет он. Кто не верит — выйди вон.

 [К] Шла кукушка мимо сада, Поклевала всю рассаду. И кричала: « Ку-ку-мак! Отжимай один кулак».

[Ш]

Прибегали кошки, Приносили ложки. Стали кошки ложки мыть, Выходи — тебе водить.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Консультация для воспитателей на тему: «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков». Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин Киселева Э.

Консультация для воспитателей на тему:«Приёмы педагогической работы по воспитаниюу детей навыков правильного произношения звуков».Подготовил: учитель-логопед МАДОУ ЦРР-д/с № 14 г. Кропоткин...

Консультация для педагогов "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

В консультации даны рекомендации по развитию у детей навыков правильного произношения звуков....

Консультация для родителей "Как воспитать у ребёнка навыки правильного произношения"

В данной публикации размещены рекомендации для родителей по воспитанию у детей навыков правильного произношения...

Консультация для педагогов: "Приемы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков"

Своевременное овладение правильной речью имеет огромное значение  для формирования полноценной личности ребенка и успешного обучения его в школе. Наиболее часто речевые дефекты наблюдаются в прои...

Консультация для педагогов «Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков»

Цель: повысить уровень компетентности воспитателей в вопросе работы над правильным звукопроизношением дошкольников....

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)

Консультация для педагогов "Приёмы педагогической работы по воспитанию у детей навыков правильного произношения звуков" (2020 г.)...