Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства.
статья на тему
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства.
А.А. Иванова
ГБДОУ д/с №356 Московского р-на
В XXI веке многие семьи озабочены решением экономических, социальных, политических проблем, а порой даже проблем физического выживания.
Целью данной работы является изучение взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями как компонент социального партнерства.
Система дошкольного образования, на сегодняшний день претерпевает большие изменения. Эти изменения определяют как позитивные тенденции дошкольного образования, так и проблемные моменты, требующие решения.
И одним из таких проблемных моментов, с нашей точки зрения является внедрение в систему дошкольного образования социального партнерства, как фактора повышения эффективности функционирования ДОУ.
Социальные проблемы современной семьи:
- расслоение общества изменение традиционных ролей членов семьи (особенно женщины). Происходит обесценивание таких понятий, как любовь, брак, семья;
- падение ценности родительства по сравнению с другими сферами деятельности и статусами индивида, всплеск внебрачной рождаемости; рост количества неполных семей (разводы, вдовство) ;
- повышение коэффициента иждивенчества (инвалиды, безработные, беженцы и т. п.) ;
- насилие в семье;
- появление нетрадиционных видов семей: материнская семья, семья с раздельным проживанием супругов и т. д. ;
- отсутствие у молодых родителей осознанного отношения к родительству;
- снижение социальной установки на воспитание, образование детей; противоречивость представлений о целях, задачах воспитания, закономерностях психического развития ребенка отрицательно влияет на стабильность молодой семьи и полноценное становление личности ребенка. Все это усиливает эмоциональную напряженность в семье, негативно сказывается на развитии детей.
Взрослые, окружающие ребенка, играют существенную роль в его развитии. Первичная ступень социализации малыша – семья, но, к сожалению, она не всегда может обеспечить полноценное воспитание и развитие активной, творческой и легко адаптирующейся к новым социальным отношениям личности. Ребенок, поступивший в дошкольное образовательное учреждение, попадает в новые условия, где взаимодействие педагогов и родителей, объединивших свои усилия, направленно на решение этих задач.
Культурная традиция советских времен в основном сохраняет доверие родителей к государственному дошкольному образованию. Они рассчитывают, что детский сад гарантирует ребенку получение дошкольного образования в соответствии с современными государственными стандартами. Сегодня родители как никогда нуждаются в помощи со стороны педагогов и специалистов ДОУ. Несмотря на образование, коммуникабельность, информированность в области воспитания и образования детей дошкольного возраста, большинство родителей мало времени уделяют общению с ребенком, поскольку заняты в первую очередь проблемами материального обеспечения семьи.
Постоянная занятость родителей и их повышенная нервозность, а зачастую и отсутствие педагогической грамотности в области здоровья и физической культуры приводят к психологической депривации ребенка в семье. Высокая заинтересованность родителей в образовательных играх и занятиях (дидактических, компьютерных играх, просмотре видеофильмов, телепередачах) способствует ограничению движений – гиподинамии, которая пагубно влияет на состояние здоровья и физическое развитие ребенка. Наиболее часто родители обращаются к педагогам с вопросами, касающимися укрепления здоровья детей средствами физической культуры и формирования у них основ здорового образа жизни. При этом важно отметить, что родители и педагоги выполняют разные функции и не могут заменить друг друга в том, что связано с охраной и укреплением здоровья ребенка, его развитием.
Главные усилия воспитателей и всего педагогического коллектива дошкольного образовательного учреждения должны быть направлены на:
- улучшение семейного микроклимата;
- формирование положительных взаимоотношений в семье;
- повышение педагогической культуры родителей путем их активного просвещения;
- формирование совместными усилиями полноценной личности ребенка, подготовку его к школе.
Основные формы взаимодействия: сотрудничество (в игре, учении, труде, творчестве) и общение. В зависимости от уровня развития общения выделяют следующие его виды:
- примитивное, субъект-объектное обучение, когда партнер по общению рассматривается лишь как средство решения тех или иных задач;
- манипулятивное, при котором субъект по общению ставит те или иные условия для партнера по общению, и последний с ними соглашается и потому действует соответствующим образом;
- паритетное общение, как субъект-субъектное общение, когда в партнере по общению человек видит личность, имеющую право на свою позицию, точку зрения;
Большую роль для организации взаимодействия воспитателей с родителями играют ценностные ориентации педагога дошкольного образования.
Существует многообразие форм и активных методов развития взаимодействия образовательного учреждения и семьи. К ним относятся:
- круглые столы;
- дискуссионные встречи;
- вечера вопросов и ответов;
- родительские конференции;
- консультации;
- педагогические гостиные;
- образовательно-игровые тренинги;
- практикумы в форме деловой игры;
- досуговые мероприятия совместно с детьми (познавательно-игровая викторина, фольклорный, спортивный досуг и др.) ;
- библиотека семейного чтения, визуальные средства общения, телефон доверия, день открытых дверей, семейные маршруты выходного дня, акции с участием детей и взрослых.
Основным критерием эффективности взаимодействия является повышение уровня педагогической культуры родителей, осознанное отношение к своей воспитательной позиции, рефлексия природы внутренних переживаний и потребностей ребенка. Это достигается посредством педагогического просвещения и повышения педагогической компетентности как родителей, так и воспитателей. В дошкольном образовательном учреждении это выражается в регулярном и активном участии родителей в воспитательных мероприятиях, проводимых воспитателями.
Социальное партнерство семьи и детского сада при формировании у детей основ физической культуры и культуры здоровья рассматривается как целенаправленное, организованное взаимо-действие родителей и педагогов, гармонически сочетающее в себе получение фундаментальных знаний из области физической культуры и здоровья, развитие мотивационно-потребностной сферы, овладение адекватными методами организации воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги".
Основу социального партнерства составляет модель взаимодействия детского сада и семьи, которая включает следующие компоненты:
- мотивационная готовность – осознанное отношение родителей, детей и педагогов к вопросам формирования основ физической культуры и культуры здоровья;
- физическая готовность – повышение уровня физической подготовленности родителей, детей и педагогов мотивирует к активной двигательной деятельности;
- педагогическая готовность – создание воспитательно-образовательного пространства "родители – дети – педагоги" на основе знаний закономерностей психофизического развития ребенка;
- социальная готовность – создание атмосферы сотрудничества, взаимопонимания и доверия между родителями, детьми и педагогами.
Таким образом, целенаправленная система социального партнерства детского сада и семьи позволит сформировать основы физической культуры и культуры здоровья, подготовить к школьной жизни не только детей, но и родителей, будет способствовать созданию условий для самореализации родительского потенциала.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Система взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями воспитанников."
Изучение семейного опыта воспитания и обучения детей.Просвещение родителей в области педегогики и детской психологии....
Консультация для родителей "Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и родителей по вопросам художественно - эстетического развития ребёнка."
Эстетическое развитие ребёнка имеет важное значение для его подготовки к школе. Но такого рода развитие не осуществляется само по себе. Для этого требуется большая, напряжённая и кропотливая работа по...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в современных социальных условиях
На современном этапе реформирования образования дошкольное образовательное учреждение представляет собой комплексную систему как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нра...
Формы взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями
Формы взаимодействия с родителями...
Рекомендации по взаимодействию дошкольного образовательного учреждения с родителями
Семья и детский сад - два важных института социализации ребёнка. Огромную роль для всестороннего развития детей, подготовки их к школьному обучению, играет тесное в...
Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения с родителями по вопросам художественно-эстетического развития детей.
В век стремительных изменений наиболее актуальной становится проблема сохранения и укрепления чувства причастности к социуму. К сожалению, повседневное восприятие окружающей действительности подтвержд...
Реализация структурно-функциональной модели взаимодействия дошкольного образовательного учреждения с родителями по Т.Н.Дороновой в работе учителя-логопеда I категории Мальцевой Е.С.
Уважаемые коллеги! Тема данного доклада несомненно является очень значимой и актуальной. В проведённом исследовании Мальцева Е.С. доказывает, что планомерная работа учителя-логопеда с родите...