Взаимодействие дошкольного образовательного учреждения и семьи в современных социальных условиях
На современном этапе реформирования образования дошкольное образовательное учреждение представляет собой комплексную систему как материальных, так и духовных взаимосвязей, основанных на правовых и нравственных нормах. Поэтому особое внимание в обеспечении устойчивости и развития всей системы уделяется внешним факторам, обеспечивающим успешное воспитание детей дошкольного возраста. Центральное место в формировании личности ребенка занимает семья. По мнению исследователей, именно от неё на 70% зависит, каким вырастает человек, какие черты характера формируют его натуру. Признание авторитета семейного воспитания требует совершенно иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Эти отношений определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”. Сотрудничество – это общение “на равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать. Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения. Если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений. Реализация открытости детского сада означает, что детский сад открыт влиянию микросоциума, сотрудничает с социальными институтами, расположенными в нашем районе: общеобразовательной школой, музеем им. Н.М. Мартьянова, детской библиотекой, Минусинским драматическим театром, картинной галереей, музыкальной школой, детской поликлиникой и т. д., а также означает более свободный, гибкий, дифференцированный подход к организации воспитательно-образовательного процесса, гуманизации отношений между детьми, педагогами и родителями. С этой целью в детском саду осуществляется работа по трем компонентам деятельности: организационно-содержательный компонент, технологический и кадровый. В организационно-содержательный компонент деятельности входит: - развивающее взаимодействие взрослых и детей, их сотрудничество и содружество в реальных живых контактах друг с другом, в которых возникает и развивается личность ребёнка и личность взрослого как воспитателя; - приобщение детей к социальному опыту семьи, воспроизведение соответствующих знаний, умений и навыков, где позитивное развитие ребёнка совершается в форме творческого освоения всевозможных видов человеческой культуры. Технологический компонент включает последовательность действий педагога и обеспечивает их эффективность. Он предполагает: наличие у педагога правильных представлений о содержании помощи семье и формах её оказания; разработку комплекса развивающих заданий для детей, консультаций, инструктажей для родителей и т.д.; вхождение в контакт с членами семьи, с целью установления доверительных отношений; диагностику семьи как системы и отслеживание результатов работы. Кадровое обеспечение предполагает организацию помощи воспитателям дошкольного образовательного учреждения в развитии некоторых сторон профессиональной компетентности: - ценностное самоопределение в отношении актуализации культурных семейных традиций семьи; - овладение технологией ознакомления и введения в активную жизнь современной семьи этих традиций; - расширение границ общения с детьми и родителями. Таким образом, работа осуществляется по трём направлениям: 1) работа с детьми; 2) работа с родителями; 3) работа с воспитателями. Целью организации совместной деятельности педагога и родителей с детьми является формирование устойчивого интереса к своей семье, обретение “прошлого” своей семьи. Осуществление помощи ребёнку в процессе самоидентичности (“Я сам”, “Я и моя семья”, “Я и мой город”), а также работа по созданию условий для общения родителей и детей, общих переживаний и радостей, осознания детьми себя как значимого члена семьи. Для индивидуальной работы с детьми нами был разработан цикл развивающих упражнений “Семейная азбука” и практический материал, с которым дети сначала работают в группе с педагогом, а потом этот же материал отдаётся родителям для последующей работы с детьми дома. В процессе работы с родителями по актуализации культурных семейных традиций, ведётся работа по развитию у них способностей понимать потребности своего ребёнка, анализировать собственную воспитательную деятельность. Эта работа предполагает посещение семей воспитанников, проведение цикла групповых занятий с родителями, совместных праздников, индивидуальных консультаций, тренингов, практикумов, домашних заданий родителям, изготовление совместных поделок, рисунков, ведение фотолетописи семьи. Общий анализ работы с родителями показал, что они научились понимать своего ребёнка, замечать определённые позитивные изменения в поведении и в отношении детей к ним (родителям). При определении содержания работы с педагогами (кадровый компонент деятельности) мы разработали лист самооценки опыта сотрудничества с родителями, с помощью которого выявили умения и навыки непосредственного общения с родителями воспитанников, а также умения и навыки организационно-методического характера. Анализ полученных данных позволил наметить и провести ряд консультаций для педагогов детского сада по темам: “Современные дети и их современные родители”; “Секреты психологического здоровья семьи”; “Роль семьи в подготовке ребёнка к школе”; тренинговые занятия “Эффективное педагогическое общение” “Традиции, обычаи в воспитании ребёнка дошкольного возраста” - 5 занятий – консультаций, совместно с представителями из музея им. Н.М. Мартьянова, библиотеки и ряд других мероприятий. Педагогами детского сада выполнена серия заданий: - социально-демографическое анкетирование родителей с целью создания “Социального паспорта семьи”; - проведение презентации книг о семейном воспитании; - составление гениалогического древа своей семьи; - участие в конкурсе на лучшее составление рассказа о генеалогическом древе для ребёнка; - представление к обсуждению сценариев (идей) празднования Нового года, Дня рождения, Дня 8-е марта, праздника “Красной горки” (с учётом возраста детей группы); - подготовка и демонстрация семейных стенгазет, фотоальбомов (после предварительной работы); - представление игр, в которые родители и дети могут играть дома; - проведение совместных викторин, праздников, развлечений; - проведение специальных тематических занятий (в своей возрастной группе) по общей теме: “Традиции, обычаи в семье и воспитание ребёнка дошкольного возраста”; - проведение дней самоуправления, дней открытых дверей и т. д. Практика показала, что воспитатели в общении с родителями стали более инициативными, легче вступают в контакт не только по поводу организационно-педагогических вопросов, но и методических. У детей развивается социальная компетентность: умение понимать других людей (близких, взрослых, сверстников) и самого себя, способность устанавливать контакты, не теряться в новой обстановке, умение выбирать адекватную альтернативу поведения, уважение желаний других людей, включение в совместную деятельность со сверстниками и взрослыми. Родители же становятся субъектами образовательного процесса, активно влияющими на жизнеспособность детского сада. Таким образом, создаётся комплекс воспитательных воздействий на воспитанника, родителей, педагогов. Формируется воспитательная система дошкольного коллектива, в которой основой являются родители, воспитанники, педагоги. И когда они составляют единое целое, то достигаются высокие результаты в воспитании детей, раскрываются возможности каждого ребёнка, формируются жизненные навыки, которые помогут успешной социализации личности ребёнка. |