Перспективный план дополнительного образования "Ловкие ребята" (развитие мелкой моторики и координации)
рабочая программа (старшая группа) на тему
Предварительный просмотр:
МДОУ «Детский сад № 1 «Сказка» село Ворсино»
Перспективный план
дополнительного
образования
на 2017 – 2018 г.
в старшей группе
«Колокольчики»
«Ловкие ребята»
(развитие тонкой моторики и координации)
Воспитатель:
Одегова Елена Викторовна
Введение
Дополнительное образование детей (ДО) – специфическая часть системы образования, представляющая собой процесс и результат формирования личности ребенка в условиях развивающей среды, предоставляющая детям интеллектуальные, психолого-педагогические, образовательные, развивающие и другие услуги на основе свободного выбора и самоопределения.
Дополнительное образование обеспечивает ребёнку дополнительные возможности для духовного, интеллектуального и физического развития, правильно и целенаправленно решать вопрос свободного времени.
Дополнительное образование способствует удовлетворению потребности личности в приобретении новых знаний, проявлению и активному использованию творческого потенциала каждого учащегося.
Пояснительная записка.
Ребенок постоянно изучает, постигает окружающий мир. Основной метод накопления информации – прикосновения. Детям необходимо все хватать, трогать, гладить и пробовать на вкус! Если взрослые стараются поддерживать это стремление, предлагая малышу различные игрушки (мягкие, твердые, шершавые, гладкие, холодные и т.д.), тряпочки, предметы для исследования, он получает необходимый стимул для развития. Доказано, что речь ребенка и его сенсорный (тактильный, «трогательный») опыт взаимосвязаны. Если движение пальцев рук соответствует возрасту, то и речевое развитие находится в пределах нормы; если движение пальцев отстает, то задерживается и речевое развитие, хотя общая моторика при этом может быть нормальной и даже выше нормы. Речь совершенствуется под влиянием кинетических импульсов от рук, точнее, от пальцев.
Движения пальцев и кистей рук имеют развивающее воздействие. На ладони и на стопе находится около 1000 важных, биологически активных точек. Воздействуя на них, можно регулировать функционирование внутренних органов организма. Так, массируя мизинец, можно активизировать работу сердца, безымянный палец – печени, средний – кишечника, указательный – желудка, большой – головы.
Влияние воздействия руки на мозг человека известно еще до нашей эры. Специалисты восточной медицины утверждают, что игры с участием рук и пальцев приводят в гармоничное отношение тело и разум, поддерживая мозговые системы в отличном состоянии.
Начинать работу по развитию мелкой моторики нужно с самого раннего возраста. Уже грудному младенцу можно массировать пальчики, воздействуя тем самым на активные точки, связанные с корой головного мозга. В дошкольном возрасте нужно выполнять простые упражнения, сопровождаемые стихотворным текстом, не забывать о развитии элементарных навыков самообслуживания: застегивать и расстегивать пуговицы, завязывать шнурки и т. д. Чтобы заинтересовать ребенка и помочь ему овладеть новой информацией, нужно превратить обучение в игру, не отступать, если задания покажутся трудными, не забывать хвалить ребенка.
Цель дополнительного образования:
Развитие тонкой моторики и координации детей.
Задачи дополнительного образования:
- Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации;
- различение предметов по форме, цвету и материалу;
- развитие концентрации внимания;
- развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей;
- обучение приемам работы по образцу;
- сенсомоторное развитие, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес;
- снятие эмоционального напряжения;
- развитие пространственного ориентирования;
- формировать навык шнуровки, застёгивание - расстёгивание кнопок, пуговиц, замков;
- развивать речь ребенка, пополнять словарный запас слов.
- формировать нравственные качества;
- развивать художественно-эстетический вкус;
- развивать внимание, память.
Список детей, участвующих в дополнительном образовании:
Возраст детей, участвующих в дополнительном образовании – 5-6 лет
(Старшая группа «Колокольчики»).
№ | ФИО воспитанника |
Режим занятий
День недели | Время | Название дополнительного образования |
Четверг | 15:30-15:50 | «Ловкие ребята» |
МЕСЯЦ | Дни недели | Тема | Цели |
2017 учебный год | |||
Сентябрь | 14.09 21.09 28.09 | «Драконы»-дыхательная гимнастика в движении «Повтори!»-пальчиковая гимнастика. «Повтори!»-пальчиковая гимнастика со стихами и элементами самомассажа. | Улучшение кровообращения, развитие внимания, координации, развитие тонкой моторики, моторно-зрительной координации, внимания, памяти; развитие речи. |
Октябрь | 05.10 12.10 19.10 26.10 | «Мешочки»-упр. для развития тактильного восприятия. «Бусинки»-упр. для разв. тактильного восприятия с созданием своего украшения. | Развитие тонкой моторики, развитие тактильного восприятия, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес. Развитие художественно-эстетического восприятия. |
Ноябрь | 02.11. 09.11 16.11 23.11 | «Карандаш»-самомассаж при пом. карандаша + раскрашивание, штриховка. «Пазлы» - сборка пазлов различной величины, текстуры, тематики. | Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; развитие усидчивости, аккуратности; обучение приемам работы по образцу; снятие эмоционального напряжения; развитие речи и пополнение словарного запаса. |
Декабрь | 07.12 14.12 21.12 28.12 | «Пластилин» - разминание, раздавливание, формирование фигур. Аппликация – вырезание, наклеивание, создание сюжетной картинки. «Песок» - работа и игра с кинетическим песком. Самомассаж при помощи деревянного массажера, природного материала и массажного мяча. | Укрепление и развитие мелкой моторики, координации; развитие концентрации внимания развитие усидчивости, аккуратности, детского творчества, чувства прекрасного в своей работе и работе других детей; обучение приемам работы по образцу; сенсомоторное развитие, формировать основные сенсорные эталоны: форма, величина, материал, вес; |
2018 учебный год | |||
Январь | 11.01 18.01 25.01 | «Зеркало» - упражнения для развития координации. «Зеркало» - упражнения для развития координации + лого ритмические упражнения. | Укрепление и развитие зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; обучение приемам работы по образцу; развитие пространственного ориентирования; |
Февраль | 01.02 08.02 15.02 22.02 | Мобильный тренажер «Пальчиковый сухой бассейн» Мобильный тренажер «Пальчиковый сухой бассейн» - усложнение заданиями «Найди на ощупь», «Найди и разложи» | Укрепление и развитие мелкой моторики, различение предметов по форме, цвету и материалу; развитие концентрации внимания; сенсомоторное развитие, |
Март | 01.03 15.03 22.03 29.03 | «Веселый мячик» - упражнения с теннисным мячом. «Резиночка» - упражнения с резиновой лентой. | Укрепление и развитие зрительно – моторной координации; развитие концентрации внимания; сенсомоторное развитие, снятие эмоционального напряжения; развитие пространственного ориентирования; |
Апрель | 05.04 12.04 19.04 26.04 | «Удивительный куб» - игры с сенсорным кубом. «Веселый волчок» - игры с волчком. | Развивать и укреплять мелкую моторику рук; развитие пространственного ориентирования, способности понимания понятий: вверху, внизу, справа, слева; развивать глазомер; формировать навык шнуровки, застёгивание - расстёгивание кнопок, пуговиц, замков, развивать речь ребенка, пополнять словарный запас. |
Май | 03.05 10.05 15.05 | Пальчиковый театр. Разучивание сказки В. Сутеева: «Мешок яблок» Пальчиковый театр. Демонстрация сказки В. Сутеева : «Мешок яблок». Выставка работ участников дополнительного образования: «Ловкие ребята» | Укрепление и развитие мелкой моторики, зрительно – моторной координации; снятие эмоционального напряжения; развитие пространственного ориентирования; развивать речь ребенка, пополнять словарный запас слов. формировать нравственные качества; развивать художественно-эстетический вкус; развивать внимание, память. |
Характеристика ожидаемых результатов:
- увеличится словарный запас детей, речь детей станет более эмоциональной и выразительной;
- возрастет речевая активность детей в различных видах деятельности;
- предложенные игры и упражнения помогут развить мелкую моторику рук детей;
- кисти рук приобретут подвижность, гибкость, исчезнет скованность движений;
- улучшится навык самообслуживания (шнуровать обувь, расстегивать замки, пуговицы и т.д.);
- возрастет тактильная чувствительность пальцев;
- улучшится пространственное ориентирование;
- улучшится усидчивость, внимание, память, сосредоточенность;
- ребенок разовьет умение работать по образцу.
Список использованной литературы:
- Т.С.Голубина - «Чему учит клеточка».
- В.Т.Голубь - Графические диктанты».
- З.А.Михайлова - «Игровые занимательные задачи для дошкольников».
- Н.В.Нищева - «Картотека подвижных игр, упражнений, физкультминуток, пальчиковой гимнастики».
- Цвынтарный В.В. - «Играем пальчиками и развиваем речь».
- Л.Г.Петерсон - «Раз- ступенька, два-ступенька…».
- Петрова И.М. - «Объёмная аппликация».
- Большакова С. Е. – «Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения».
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Перспективный план по теме самообразования «Развитие мелкой моторики рук детей раннего возраста»,
перспективный план работы для группы раннего возраста...
Перспективные планы по творческой теме "Развитие мелкой моторики у детей с Тяжёлыми нарушениями речи посредством ручного труда"
Перспективные планы (средний, старший, подготовительный возраст)...
Перспективный план по теме: «Влияние развития мелкой моторики на речь детей раннего возраста»
перспективный план по самообразованию на 2016-2017 год...
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически...
ПЕРСПЕКТИВНОЕ ПЛАНИРОВАНИЕ КОРРЕКЦИОННОЙ РАБОТЫ ПО РАЗВИТИЮ МЕЛКОЙ МОТОРИКИ И КООРДИНАЦИИ ДВИЖЕНИЯ РУК С ДЕТЬМИ 5 – 7 ЛЕТ С ТЯЖЕЛЫМ НАРУШЕНИЕМ РЕЧИ С ОПОРОЙ НА ЛЕКСИЧЕСКИЕ ТЕМЫ
Перспективное планирование содержит упражнения по развитию мелкой моторики и координации движения рук. Основой перспективного планирования коррекционной работы по развитию мелкой моторики и коорд...
Перспективный план работы по теме "Развитие мелкой моторики посредством игровой деятельности"
План по развитию мелкой моторики...