ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
учебно-методический материал

Бердникова Екатерина Александровна

Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

У многих детей дошкольного возраста отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл plan_samoobrazovaniya.docx18.86 КБ

Предварительный просмотр:

ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 учебный год

Воспитатель: Бердникова Екатерина Александровна

Тема: «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»

Цель для педагога: осуществлять работу по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью различных видов деятельности  

Цель для детей: развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма; - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений

Актуальность темы: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.

У многих детей дошкольного возраста отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.

Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.

К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.

Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.

Ожидаемый результат: 

Форма самообразования: индивидуальная, подгрупповая

Месяц

Работа с документацией

Работа с детьми

Работа с родителями

Практическая часть

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме.

Планирование работы по самообразованию

Диагностика. Выявить уровень развития графо- моторных навыков детей старшей группы на начало учебного года

Индивидуальные беседы с родителями

Октябрь

Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты движений

-пальчиковые гимнастики

-самомассаж пальцев рук

-лепка из пластилина

-работа с ножницами,

-выполнение аппликаций, оригами

Консультация «Развитие мелкой моторики у ребёнка»

Ноябрь

Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений.

- игры и упражнения на ориентировку в собственном теле;

- игры и упражнения на ориентировку в окружающем пространстве

«Что справа», «На плоту», «Давай меняться», «Что изменилось?»

- игры и упражнения  на ориентировку на листе бумаги

«Геометрический диктант», Я еду на машине», «Времена года»

Консультация «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников»

Поделка к дню мамы

Декабрь

 Знакомство с тетрадью и рабочей строкой.

-Ознакомление с клеткой, пространством листа.

- Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии

- Рисование наклонных прямых линии

-Рисование по точкам, контурам, клеточкам;

- Штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки.

Информационное сообщение для родителей: «Леворукость у детей»

Новогодняя открытка

Январь

Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках.

Лабиринты.

Рисунки «Рождество Христово»

Февраль

Дорисовка (по принципу симметрии).

 Дорисовка геометрических фигур

Открытка к дню защитников отечества

Март

Дорисовка недостающих деталей.

Упражнение «Оживи рисунок».

Открытка к празднику «8 Марта»

Апрель

Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические

диктанты).

Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома»

Рисунки «День космонавтики»

Подготовка открыток «День победы»

Май

Диагностика. Выявить уровень развития графо-моторных навыков у детей на конец учебного года.

Итоговое мероприятие: проведение открытого занятия

Литература:

1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.

2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.

3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.

4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.

5. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.

6. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995

7. Иванова Е.В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С.15-19.

8. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.

9. Богатеева З. Подготовка руки ребенка  к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987.- С.49-53.

10.Алексеева Е.Н. Рука- волшебница.- Псков, 2005.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.

Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...

Картотека по развитию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть 1).

Занимательные упражнения способствуют развитию мелкой моторики,готовят руку дошкольника к письму....

Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста методом криоконтраста

Использование криотерапии в развитии графо-моторных навыков...

Консультация для воспитателей "Графический диктант, как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"

laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отраж...