ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
учебно-методический материал
Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
У многих детей дошкольного возраста отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
plan_samoobrazovaniya.docx | 18.86 КБ |
Предварительный просмотр:
ПЕРСПЕКТИВНЫЙ ПЛАН РАБОТЫ ПО САМООБРАЗОВАНИЮ НА 2019-2020 учебный год
Воспитатель: Бердникова Екатерина Александровна
Тема: «Развитие мелкой моторики и графо- моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста как средство развития речи и подготовки руки к письму»
Цель для педагога: осуществлять работу по развитию мелкой моторики и графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с помощью различных видов деятельности
Цель для детей: развитие графо-моторных навыков, плавности, точности, скоординированности движений рук, подготовка к овладению графикой письма; - развитие внимания, памяти, логического мышления, воображения, пространственных представлений
Актуальность темы: Уровень развития мелкой моторики – один из показателей интеллектуальной готовности ребенка к школьному обучению. Обычно ребенок, имеющий высокий уровень развития мелкой моторики, умеет логически рассуждать, у него достаточно развиты память и внимание, связная речь.
У многих детей дошкольного возраста отмечается недостаточность двигательных навыков: скованность, плохая координация, неполный объем движений, нарушение их произвольности; недоразвитие мелкой моторики и зрительно-двигательной координации: неловкость, несогласованность движений рук. Нарушение моторики отрицательно сказываются на развитии познавательной деятельности ребенка. Несовершенство тонкой двигательной координации кистей и пальцев рук затрудняет овладение письмом и рядом других учебных и трудовых навыков.
Неподготовленность к письму, недостаточное развитие мелкой моторики, зрительного восприятия, внимания может привести к возникновению негативного отношения к учебе, тревожного состояния ребенка в школе.
К сожалению, о проблемах с координацией движений и мелкой моторикой большинство родителей узнают только перед школой. Это оборачивается форсированной нагрузкой на ребенка: кроме усвоения новой информации, приходится еще учиться удерживать в непослушных пальцах карандаш.
Поэтому работа по развитию мелкой моторики должна начаться задолго до поступления в школу. Родители и педагоги таки образом, решают сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияют на общее интеллектуальное развитие ребенка, а во-вторых, готовят к овладению навыком письма, что в будущем, поможет избежать многих проблем школьного обучения.
Ожидаемый результат:
Форма самообразования: индивидуальная, подгрупповая
Месяц | Работа с документацией | Работа с детьми | Работа с родителями | Практическая часть |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме. Планирование работы по самообразованию | Диагностика. Выявить уровень развития графо- моторных навыков детей старшей группы на начало учебного года | Индивидуальные беседы с родителями | |
Октябрь | Упражнения на развитие силы пальцев и быстроты движений -пальчиковые гимнастики -самомассаж пальцев рук -лепка из пластилина -работа с ножницами, -выполнение аппликаций, оригами | Консультация «Развитие мелкой моторики у ребёнка» | ||
Ноябрь | Формирование пространственных представлений и речевого обозначения пространственных отношений. - игры и упражнения на ориентировку в собственном теле; - игры и упражнения на ориентировку в окружающем пространстве «Что справа», «На плоту», «Давай меняться», «Что изменилось?» - игры и упражнения на ориентировку на листе бумаги «Геометрический диктант», Я еду на машине», «Времена года» | Консультация «Развитие графо-моторных навыков у дошкольников» | Поделка к дню мамы | |
Декабрь | Знакомство с тетрадью и рабочей строкой. -Ознакомление с клеткой, пространством листа. - Рисование вертикальных и горизонтальных прямых линии - Рисование наклонных прямых линии -Рисование по точкам, контурам, клеточкам; - Штриховки с различным направлением движения руки, силуэтные штриховки. | Информационное сообщение для родителей: «Леворукость у детей» | Новогодняя открытка | |
Январь | Раскрашивание картинок в книжках-раскрасках. Лабиринты. | Рисунки «Рождество Христово» | ||
Февраль | Дорисовка (по принципу симметрии). Дорисовка геометрических фигур | Открытка к дню защитников отечества | ||
Март | Дорисовка недостающих деталей. Упражнение «Оживи рисунок». | Открытка к празднику «8 Марта» | ||
Апрель | Рисование по клеткам предметов сложной формы (математические диктанты). | Беседы с родителями на тему: «Подготовка руки к письму дома» | Рисунки «День космонавтики» Подготовка открыток «День победы» | |
Май | Диагностика. Выявить уровень развития графо-моторных навыков у детей на конец учебного года. Итоговое мероприятие: проведение открытого занятия |
Литература:
1. Большакова С.Е. Формирование мелкой моторики рук: Игры и упражнения. - М.: ТЦ Сфера, 2006.
2. Ермакова И.А. Развиваем мелкую моторику у малышей. - СПб: изд. дом «Литера», 2006.
3. Новотворцева Н.В. Первые шаги в освоении письма: обучение грамоте в детском саду. – СПб.: КАРО, 2005.
4. Мастрюк Г. Детская рука: о развитии навыков письма // Дошкольное воспитание, 1976. - №11- С. 77-78.
5. Федосова Н.А. Готовим ребенка к письму // Дошкольное воспитание, 1996.- №4.- С. 80-84.
6. Федосова Н.А. Читаю и пишу: от рисунка к букве. Ч.1. Псков, 1995
7. Иванова Е.В. «Ступеньки» развитие ребёнка. // Ребёнок в детском саду, 2002.- №3.- С.15-19.
8. Ткачёва М.В. Послушный карандаш.- М.: Дрофа, 2005.
9. Богатеева З. Подготовка руки ребенка к письму на занятиях рисованием//Дошкольное воспитание, 1987.- С.49-53.
10.Алексеева Е.Н. Рука- волшебница.- Псков, 2005.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация на тему "Графический диктант,как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста с ОНР""
В консультации даны этапы, правила работы с графическими диктантами...
Проблема развития мелкой моторики у детей старшего дошкольного возраста с нарушением зрения в процессе подготовки руки к письму.
Дети с нарушением зрения получают ограниченную, а иногда и искажённую информацию об окружающем их мире. У них снижена познавательная и двигательная активность. Это сдерживает развитие чувствительности...
Картотека по развитию графо - моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть 1).
Занимательные упражнения способствуют развитию мелкой моторики,готовят руку дошкольника к письму....
Картотека для развития графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста (часть2)
В помощь педагогам для подготовки руки дошкольника к письму...
Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста методом криоконтраста
Использование криотерапии в развитии графо-моторных навыков...
Развитие графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста
графо-моторные навыки...
Консультация для воспитателей "Графический диктант, как средство формирования графо-моторных навыков у детей старшего дошкольного возраста"
laquo;Рука – вышедший наружу мозг», - писал Кант. Что он хотел сказать этим? Ни много ни мало, а именно то, что все глубинные психологические процессы, осознанные или не осознанные, отраж...