Семинар "Культурные и образовательные практики"
презентация на тему
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
Виды деятельности игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная; познавательно-исследовательская; в осприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; Конструирование; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); м узыкальная; д вигательная.
Культурные практики в дошкольном образовании Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.
Культурные практики, по определению Н.Б.Крыловой – это разнообразные , основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию.
Культурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Культурные практики это автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах.
Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.
До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения- исследования).
«Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)». (Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике)
Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. С помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования. Таким образом, культурные практики напрямую решают задачи социализации .
Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности 1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д .) Цель: обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. 2 . Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта Цель : формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста . 3 . Творческие мастерские Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ! РЕЗУЛЬТАТ!
Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности 4. Музыкально-театральные и литературные гостиные Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале . 5. Сенсорные и интеллектуальные тренинги - это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр .) Цель : развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия . 6. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Формы проведения: Хозяйственно-бытовой труд 2 . Труд в природе
Условия организации и проведения культурных практик: 1.Осознанная мотивация педагогов. 2 . Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т.д.) 3.Готовность педагога организовать содержание деятельности . 4. Компетенция педагога в области культурной практики. 5. Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно. 6.Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении. 7 . Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска» культурной практики. 8. Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка . 9 . Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике 10 . Сочетать темы и формы культурной практики с темами и сюжетами образовательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.
Культурные практики в образовании Сложности в организации культурных практик - доминирование предметного обучения над самостоятельной деятельностью детей, нацеленность педагогов на проверку запоминания детьми информации, отсутствие условий для индивидуализации.
« Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами » Н.Б . Крылова – кандидат философских наук
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад
Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...
Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику
Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информационная составляющая играет важную роль в том, чтобы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...
Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики
Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...
Образовательная практика - образовательный проект "Территория игры"
Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно! Почти все, чем занимаются дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Игра – наиболее...
Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности
Доклад раскрывает значение внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...
ИТОГИ проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска, 2019г.,
Итоги проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска - 2019Детское ...
«Включение основ экономического воспитания в образовательную деятельность. Образовательные практики организации образовательной деятельности с детьми»
Представляю Вам опыт внедрения основ финансовой грамотности дошкольников в работу детского сада...