Семинар "Культурные и образовательные практики"
презентация на тему

Маклакова Надежда Васильевна

+

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл kulturnye_praktiki.pptx138.8 КБ

Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Согласно ФГОС ДО, утвержденного Приказом МО РФ от 17.10. 2013 г. №1155 П.2.9. ФГОС ДО: «в части формируемой участниками образовательных отношений, должны быть представлены выбранные и/или разработанные самостоятельно участниками образовательных отношений Программы, направленные на развитие детей в одной или нескольких образовательных областях, видах деятельности и/или культурных практиках (далее - парциальные образовательные программы), методики, формы организации образовательной работы ». 2.11.2. ФГОС ДО «В содержательном разделе Программы должны быть представлены: а) особенности образовательной деятельности разных видов и культурных практик»

Слайд 2

Виды деятельности игровая, включая сюжетно-ролевую игру, игру с правилами и другие виды игры; коммуникативная; познавательно-исследовательская; в осприятие художественной литературы и фольклора; самообслуживание и элементарный бытовой труд; Конструирование; изобразительная (рисование, лепка, аппликация); м узыкальная; д вигательная.

Слайд 3

Культурные практики в дошкольном образовании Под культурными практиками мы понимаем разнообразные, основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, опыта, складывающиеся с первых дней его жизни. Культурные практики – это обычные для ребенка (привычные) способы самоопределения, саморазвития и самореализации, тесно связанные с содержанием его бытия и события с другими людьми Это также апробация (постоянные и единичные пробы) новых способов и форм деятельности и поведения в целях удовлетворения разнообразных потребностей и интересов.

Слайд 4

Культурные практики, по определению Н.Б.Крыловой – это разнообразные , основанные на текущих и перспективных интересах ребенка виды самостоятельной деятельности, поведения, душевного самочувствия и складывающегося с первых дней жизни уникального индивидуального жизненного опыта. Эти виды деятельности и поведения ребенок начинает практиковать как интересные ему и обеспечивающие самореализацию.

Слайд 5

Культурные практики – это также стихийное и подчас обыденное освоение разного опыта общения и группового взаимодействия с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Культурные практики это автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком, приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах.

Слайд 6

Культурные практики – это ситуативное, автономное, самостоятельное, инициируемое взрослым или самим ребенком приобретение и повторение различного опыта общения и взаимодействия с людьми в различных группах, командах, сообществах и общественных структурах с взрослыми, сверстниками и младшими детьми. Это также освоение позитивного жизненного опыта сопереживания, доброжелательности и любви, дружбы, помощи, заботы, альтруизма, а также негативного опыта недовольства, обиды, ревности, протеста, грубости. От того, что именно будет практиковать ребенок, зависит его характер, система ценностей, стиль жизнедеятельности, дальнейшая судьба.

Слайд 7

До школы культурные практики ребёнка вырастают на основе взаимодействия с взрослыми, а также на основе его постоянно расширяющихся самостоятельных действий (собственных проб, поиска, выбора, манипулирования предметами и действиями, конструирования, фантазирования, наблюдения-изучения- исследования).

Слайд 8

«Практика ребенка становится культурной, когда она создает возможности для его повседневной активности, личной инициативы, осмысления повседневного опыта и создания собственных творческих продуктов деятельности на основе осваиваемых культурных норм (где культура – сущностное качество любой формы деятельности)». (Крылова Н.Б. Развитие культурологического подхода в современной педагогике)

Слайд 9

Зачем нужны культурные практики? Культурные практики формируют общую культуру личности дошкольника, развивают их социальные, нравственные, эстетические, интеллектуальные, физические качества. Также культурные практики детства являются мощным инструментом для развития инициативности, самостоятельности и ответственности ребенка, а также формирования предпосылок к учебной деятельности. С помощью культурных практик мы реализуем целевые ориентиры на этапе завершения первой ступени общего образования. Таким образом, культурные практики напрямую решают задачи социализации .

Слайд 10

Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности 1. Совместная игра воспитателя и детей (сюжетно-ролевая, режиссерская, игра-драматизация, строительно-конструктивные игры и т.д .) Цель: обогащение содержания творческих игр, освоение детьми игровых умений, необходимых для организации самостоятельной игры. 2 . Ситуации общения и накопления положительного социально-эмоционального опыта Цель : формирование умения разрешать проблемные ситуации близкие для детей дошкольного возраста . 3 . Творческие мастерские Цель: создание условий для использования и применения знаний и умений детьми на практике, развитие творческих способностей и т.д. ОБЯЗАТЕЛЬНОЕ УСЛОВИЕ! РЕЗУЛЬТАТ!

Слайд 11

Формы культурных практик в соответствии с основными видами деятельности 4. Музыкально-театральные и литературные гостиные Цель: создание условий для творческой деятельности детей и свободного общения воспитателя и детей на литературном или музыкальном материале . 5. Сенсорные и интеллектуальные тренинги - это система заданий, преимущественно игрового характера, обеспечивающая становление системы сенсорных эталонов (цвета, формы, пространственных отношений и др.), способов интеллектуальной деятельности (умение сравнивать, классифицировать, систематизировать по какому-либо признаку и пр .) Цель : развитие логического мышления, памяти, внимания, восприятия . 6. Коллективная и индивидуальная трудовая деятельность Формы проведения: Хозяйственно-бытовой труд 2 . Труд в природе

Слайд 12

Условия организации и проведения культурных практик: 1.Осознанная мотивация педагогов. 2 . Понимание педагогом особенностей организации самостоятельной детской деятельности (ее структуры, способов поддержки детского интереса и т.д.) 3.Готовность педагога организовать содержание деятельности . 4. Компетенция педагога в области культурной практики. 5. Способность педагога организовать предметно – пространственную среду для развития у детей желания и интереса действовать самостоятельно. 6.Умение отбирать оптимальное оборудование для самостоятельного действования в выбранном направлении. 7 . Способность педагога создавать интригующее начало, проблемную ситуацию для «запуска» культурной практики. 8. Способность педагога вычленять способности и интересы ребенка . 9 . Способность педагога поддерживать и развивать интерес к детской культурной практике 10 . Сочетать темы и формы культурной практики с темами и сюжетами образовательной деятельности и сюжетно – ролевых игр.

Слайд 13

Культурные практики в образовании Сложности в организации культурных практик - доминирование предметного обучения над самостоятельной деятельностью детей, нацеленность педагогов на проверку запоминания детьми информации, отсутствие условий для индивидуализации.

Слайд 14

« Для того, чтобы стать субъектом культурной деятельности, ребенку нужна особая собственная практика, особые собственные пробы сил. Детство – это не просто уникальная субкультура. Это – «ростки» нового культурного уклада жизни, которые могут прорасти только в пространствах автономных культурных практик, где дети по-своему, совсем не так, как хотелось бы взрослым, входят в человеческую культуру и современную цивилизацию, становясь ее авторами » Н.Б . Крылова – кандидат философских наук


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областей Выступление на педагогических чтениях по теме: «Реализация комплексно – тематического принципа и принципа интеграции в образовательной практике детского сад

Развитие творческой личности детей дошкольного возраста через интеграцию образовательных областейВыступление на педагогических чтенияхпо теме:«Реализация комплексно – тематического принципа и принципа...

Методическая работа образовательного учреждения как условие внедрения ФГОС в образовательную практику

Современный ритм жизни диктует определенные правила организациям и сотрудникам: информаци­онная составляющая играет важную роль в том, что­бы быть востребованными, идти в ногу со временем. Для педагог...

Паспорт образовательной программы краткосрочной образовательной практики

Паспорт образовательной программыкраткосрочной образовательной практики...

Образовательная практика - образовательный проект "Территория игры"

Издавна психологи и педагоги называли дошкольный возраст – возрастом игры. И это не случайно! Почти все, чем занимаются дети, предоставленные сами себе, они называют игрой. Игра – наиболее...

Внедрение в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной среды дошкольников, способствующей самореализации ребёнка в разных видах деятельности

Доклад раскрывает значение  внедрения в образовательную практику новых технологий воспитания и образования дошкольников через обновление развивающей предметно-пространственной образовательной сре...

ИТОГИ проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска, 2019г.,

Итоги проведении городского фестиваля успешных образовательных практик дошкольного образования «SMART- практика» среди дошкольных организаций города Лесосибирска - 2019Детское ...