ППР среда с учетом гендерных особенностей (статья)
статья на тему
Предварительный просмотр:
Ведущая деятельность детей дошкольного возраста – игра - значимое условие формирования половой идентичности. В игре можно увидеть, как заметно различаются мальчики и девочки.
Предметно-развивающая среда является одним из основных средств развития личности ребенка, источником его индивидуальных знаний, удовлетворения интересов и получения социального опыта. Предметно-развивающая среда обеспечивает разные виды активности дошкольников (физической, игровой, умственной и т. п.) и является основой его самостоятельной деятельности с учетом гендерных особенностей и интересов. Наша роль (взрослого, воспитателя) в данном случае состоит в том, чтобы открыть перед мальчиками и девочками весь спектр возможностей среды и направить их усилия на использование отдельных её элементов.
Для всестороннего развития ребенка в домашних условиях организуются несколько предметно-развивающих «сред»: для речевого, математического, эстетического, физического развития или же одна, но многофункциональная среда. Принципы построения каждой из таких сред:
- дистанции,
- позиции при взаимодействии,
- активности,
- самостоятельности,
- творчества,
- стабильности-динамичности,
- комплексирования и гибкого зонирования,
- эмоциогенности среды,
- индивидуальной комфортности и эмоционального благополучия каждого ребенка и взрослого,
- сочетания привычных и неординарных элементов в эстетической организации среды; открытости-закрытости,
- учета половых и возрастных различий детей.
Девочки предпочитают игры на семейно-бытовые темы, Для развития творческого замысла в игре девочкам предлагаем предметы женской одежды, украшения, банты, сумочки, веера, зонтики и т. д. Для игр девочкам требуется небольшое пространство. Организуя игровую среду, нужно об этом помнить. Желательно, чтобы всё, что может понадобиться для игры было рядом. Девочки чаще всего в играх осваивают роль мамы, поэтому необходимо, чтобы у них было достаточное количество кукол, колясок и прочей атрибутики. | Мальчики предпочитают шумные, наполненные движениями. Мальчишкам интереснее разнообразные технические игрушки, они очень любят разбирать игрушки, изучать их строение и конструкцию (а взрослые часто воспринимают это как намеренную порчу игрушек). Часто взрослые порицают поведение мальчиков, когда они бегают, кричат, играют в войну. Но если учесть, что мальчикам физиологически нужно больше пространство для игр, что в игре они развиваются физически, учатся регулировать свою силу, игра им помогает разрядить скопившуюся энергию, то, возможно, причины для осуждения будет меньше. |
Важную роль в становлении личности ребенка отводится сюжетно-ролевым играм: «Семья», «Салон красоты», «Магазин», «Больница», «Почта», «Ателье», «Школа» и т. д., которые отражают разнообразные события из жизни мужчин и женщин, их взаимоотношения в семье и обществе. Мальчики принимают на себя мужские роли, а девочки – женские.
Главное и основное правило организации развивающей среды дома – доступность. Все стимульные материалы должны быть ребенку доступны. Если бумагу и фломастеры запрятать в шкаф на полочку повыше, то через некоторое время вы обнаружите, что "мой ребенок почему-то не интересуется рисованием". Шкафчики, в которых хранятся игрушки и развивающие пособия в идеале должны быть открыты, чтобы малыш просто подходил и брал то, что ему интересно.
В ходе ее организации особое внимание следует обратить на расположение объектов в комнате. Ее пространство надо оформить таким образом, чтобы ребенок и другие дети могли свободно перемещаться, играть с игрушками, отдыхать. Это пространство активно используется для совместной деятельности ребенка и взрослых, для проведения специальных и комплексных занятий по разностороннему развитию. Не забываем про учет гендерных особенностей:
Основное пространство в игровой комнате занимает мягкое покрытие, на котором размещаются мягкая мебель и мягкие модули, из которых конструируются игровые уголки для создания соответствующей игровой и коммуникативной ситуации,
в процессе которых происходит развитие связной и образной речи. С этими же целями содержание кукольного уголка соответствует ситуациям различных сюжетно-дидактических игр, которые организует взрослый. Так, взрослый развертывает сюжетно-ролевую игру - на этом же материале проводится обучение сюжетно-дидактической игре. Сюжетно-дидактическая игра предлагается после того, как ребенок освоит сюжетно-ролевую, а игровые действия станут для него понятными и доступными. Оборудование для сюжетно-дидактических игр может храниться в доступных для ребенка местах: на специальных стеллажах, в ящиках, коробках с характерными символическими изображениями или в прозрачных саше на стенах комнаты. Это могут быть игры «Магазин игрушек», «Овощной магазин», «Веселый зоосад», «Аптека», «Почта», «Магазин школьных принадлежностей», «День рождения куклы» и др.
Важная роль в развитии игровой деятельности принадлежит конструированию из крупного строительного материала. Мальчики, вначале под руководством а затем самостоятельно охотно конструируют для коллективных игр. Это может быть большая машина, самолёт, пароход, вагон поезда и. т. д. При этом очень важным условием для воспитания детей с учётом их гендерных особенностей является то, что мальчикам может быть поручена «тяжёлая» работа: «подвезти» материал на машинах, установить основные крупные детали и. т. д. Просто предоставьте им пространство и следите, чтобы игры не носили агрессивного характера, для этого нужно научить играть мальчиков в солдат, лётчиков, моряков и создать для этого соответствующие условия., при покупке игрушек для мальчиков нужно это учесть. Лучше для игр приобретать конструкторы «сборно – разборные модели транспорта».
Так как у девочек лучше развита мелкая моторика, то им больше требуется мелких игрушек, атрибутов к играм.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад по теме: "Организация воспитания и обучения детей дошкольного возраста с учетом гендерных особенностей".
Проблема гендерного воспитания волнует сегодня большое количество исследователей и педагогов. Интерес обусловлен тем, что современные требования индивидуального подхода к формировани...
Воспитание детей с учетом гендерных особенностей
Для того, чтобы сформироваться как личность, ребенок должен стать составной частью социального мира, в который он погружен, в котором он действует и который его обогащает. Он должен приспособиться к э...
Гендерное развитие детей дошкольного возраста.«Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи"
Гендерное развитие детей дошкольного возраста. «Воспитание девочек и мальчиков с учетом гендерных особенностей в условиях детского сада и семьи" Определено содержание и эффективные методы работы ...
Организация развивающей предметно-пространственной среды с учетом гендерных особенностей
наполнение среды старшей группы с учетом гендерных особенностей воспитанников....
Статья "Создание предметно-развивающей среды с учетом гендерного стереотипа"
Построение развивающей среды с учетом принципов гендерного воспитания...