Обобщенный опыт работы "Инновационные формы взаимодействия с родителями дошкольников в процессе познавательного развития воспитанников"
методическая разработка (младшая группа) на тему
Опыт работы, направленный на развития позновательных способностей младших дошкольников и взаимодействие с родителями в данном направлении
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_34_detskiy_sad_shevchenko_elena_aleksandrovna.docx | 46.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Пояснительная записка
В настоящее время семья и семейное воспитание стали приоритетными в осуществляемой государством политике. Исследователи признают - семья - уникальный и специфический социальный институт, посредник между индивидуумом и государством, транслятор функциональных ценностей от поколения к поколению.
Формирование и развитие математических способностей – одна из наиболее актуальных и распространенных на сегодня методических проблем дошкольной педагогики. Концепция по дошкольному образованию, ориентиры и требования к обновлению содержания дошкольного образования очерчивают ряд достаточно серьёзных требований к познавательному развитию дошкольников, частью которого является развитие математических способностей. Именно поэтому актуальным становится разработка проектов по развитию математических способностей у дошкольников, с включением в проектную деятельность всех участников образовательного процесса.
Воспитание современного ребенка и его познавательных способностей – приоритетная, наиглавнейшая задача дошкольной педагогики, особенно в современных условиях. В тоже время, повышение качества образования невозможно без включения в эту работу семей воспитанников, разработки и внедрения современных педагогических технологий, новых моделей взаимодействия с родительской общественностью. Для этого необходима целенаправленная работа по взаимодействию с родителями в вопросах математического развития дошкольников.
Проводимые педагогами ДОУ мероприятия по математическому развитию дошкольников в соответствии с перспективным планированием без сомнения помогает детям усвоить программный материал, однако данная работа была бы более эффективной при непосредственном участии в этом процессе семей воспитанников. Поэтому необходимо четкое осознание родителями об объединении совместных усилий, их действенная помощь в решении данной проблемы.
В тоже время сегодня пристальное внимание уделяется детской индивидуальности: учитываются темп развития и деятельности отдельных детей, их предпочтения. Поэтому деятельность детей как друг с другом, так и взаимодействие воспитателя и родителя с детьми должны носить характер диалога и активного сотрудничества.
Математика - это мощный фактор интеллектуального развития ребенка, формирования его познавательных и творческих способностей. Известно и то, что от эффективности математического развития ребенка в дошкольном возрасте зависит успешность обучения математике в начальной школе. Поэтому уже в период дошкольного детва педагогам и родителям необходимо объединить свои усилия для создания условий для освоения воспитанниками форм деятельности, первичных представлений и образов, используемых в жизни.
Цель и задачи, решаемые в рамках реализуемого проекта
Целью предлагаемого проекта является разработка и внедрение комплекса мероприятий по взаимодействию с семьями воспитанников в поросах математического развития
Задачами данного проекта являются:
- Повышение педагогической грамотности родителей воспитанников в вопросах математического развития дошкольников.
- Привлечение родителей к удовлетворению познавательно-математических потребностей детей нестандартным путем.
- Активизация распространения положительного семейного опыта по воспитанию и развитию детей младшего дошкольного возраста в математическом кластере.
База реализации проекта
Проект реализован на базе МБДОУ детский сад № 34 «Золотой ключик», в группе младшего возраста
Контингент участников проекта:
Педагоги ДОУ, дошкольники младшей группы, родители.
Сроки реализации проекта
Данный проект является долгосрочным, рассчитан на период с сентября по май включительно и состоит из четырех этапов.
Предполагается, что в результате внедрения проекта будут достигнуты следующие результаты и эффекты:
- повысится активность родителей;
- повысится уровень и частота общения ребенок-родитель, родитель-ребенок с целью развития математических представлений и эмоциональной привязанности, изменение привычного образа жизни, уверенность в будущем;
- повысится интерес к развитию математических способностей у дошкольников;
- развитие умственных возможностей и способностей, чувство уверенности в своих знаниях, интереса к познанию, стремление к преодолению трудностей, интеллектуальному удовлетворению.
- повыситься уровень компетенции родителей по данному вопросу.
Содержание проекта
1 этап подготовительный:
№ | Содержание работы | Цели и задачи |
1 | Подбор необходимой для реализации проекта педагогической и методической литературы | Изучение педагогического запроса родителей в вопросах математического развития дошкольников . Подведение участников проекта к четкому формулированию существующей проблемы. |
2 | опрос-диагностика родителей по представленной проблеме | |
3 | обсуждение на родительском собрании, общих вопросов, связанных с организацией работы по формированию математических представлений у детей младшей группы | |
4 | составление плана мероприятий, подготовка к проведению мероприятий. |
Мозговой штурм, с использованием метода «трех вопросов»
Что мы знаем | Что хотим узнать | Что для этого нужно |
Дети должны разбираться в цветах (Н.В) | Как их научить правильно разбираться в цветах? (Н.В.) | Разъяснение воспитателя (Н.В.) Соответствующая литература (О.Н) |
Малыши знакомятся с геометрическими фигурами (Н.А.) | Как играя выучить название фигур и помочь ребенку не путаться? (Н.А.) | Воспользоваться готовыми компьютерными играми (Н.А) Научиться делать самим эти игры (О.Н.) |
Нужно уметь считать (И.И.) | Как научить этому ребенка? (И.И.) | Прочитать в интернете (Т.А.) Обменяться опытом с педагогами и более опытными родителями (Н.Б.) |
Домашние игры должны быть «полезными» (О.Н.) | Как организовать из подручных средств домашнюю игротеку (В.Р.) | Организовать выпуск газеты, в которой будут делиться опытом родители и воспитатели, преуспевшие в этом вопросе.(Н.А.) |
Результаты реализации проекта
что сделано | какие трудности | предложения |
Участие дошкольников в данном проекте, способствовало обогащению эмоционального опыта детей, развитию их творческого воображения, приобщению воспитанников к процессу познания, активизировало коммуникативные навыки, а также навыки эффективного социального взаимодействия. Все дети принимали активное участие в совместной поисковой и исследовательской деятельности, получили достаточные возрасту представление по развитию математических способностей. Родители выступили полноправными участниками проекта. Это позволило семьям воспитанников ощутить практическую пользу от непосредственного включения в педагогический процесс, повысить свою педагогическую компетентность. Кроме того, результат итоговой диагностики усвоения программы проекта по формированию элементарных математических представлений дошкольников показал, что у 82% дошкольников младшей группы сформированы навыки по данной проблеме, а у 18% находятся в стадии становления, несформированного показателя в данном направлении не выявлено.
Так 82% детей младшей группы по итогам реализации проекта узнают и называют цифры 1 и 2, 80% - соотносят количество предметов с их графическим изображением, 91% дошкольников данной группы анализируют и сравнивают предметы по количеству.
Итоговое анкетирование родителей группы, по результатам проекта показало, что80% из них повысили свою педагогическую компетентность в вопросах формирования элементарных математических представлений у дошкольников в ходе реализации проекта.
Таки образом, очевидно, что положительные результаты проекта, позволяют нам сделать вывод о целесообразности знакомства детей младшей группы с цифрами, посредством деятельностного подхода.
Список использованных источников
- Белошистая А. Дошкольный возраст: формирование и развитие математических способностей // Дошкольное воспитание-2008-№2 с. 74
- Березко. Занятия по математике // Ребенок в детском саду- 2006-№5 с.38
- Большакова И., Целищева И. Дикие животные. Интегрированное занятие по ознакомлению с животными и развитию математических представлений // Дошкольное воспитание-2007-№7 с. 5
- Ерофеева Е. Математика глазами детей, родителей и педагогов// Ребенок в детском саду- 2012-№6 с.16
- Зак А.З.Развитие интеллектуальных способностей у детей 6-7 лет-М.,1996
- Овчинникова Е. О совершенствовании элементарных математических представлений // Дошкольное воспитание-2005-№8 с. 42
- Петорсон Л.Г., Холина Н.П. Раз-ступенька, два - ступенька-М.,2004
- Петорсон Л.Г., Кочемасова Е.Е. Игралочка-М.,2004
- Шумакова О.В. Математические сказки // Ребенок в детском саду- 2004-№2 с.53
- Хамзина Т. Праздник дарит любовь к математике // Дошкольное воспитание-2005-№10 с. 25
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по взаимодействию с родителями дошкольников
Многие педагоги в работе с родителями сталкиваются с объективными трудностями.Во - первых, - это взрослые люди, имеющие свои установки и ценности, свое представление о воспитании, менять которые очень...
обобщение опыта работы «Организация взаимодействия с родителями дошкольников»
В данном материале освещаются вопросы организации работы с родителями: цель, задачи, классификация форм взаимодействия, а также представлены тексты опроса воспитателей и родителей, моментальный тест д...
« Письма для родителей» одна из форм взаимодействия с родителями дошкольников, в соответствии с образовательной программой «Югорский трамплин»
Письма для родителей это одна из форм работы с родителями. Они содействуют сближению между семьями и коллективом группы. Вовлечение семьи в жизнь группы является одной из п...
Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...
Многообразие форм взаимодействия с родителями – залог успешности работы по развитию речи у дошкольников
Занятость, современный ритм жизни оставляют родителям все меньше и меньше возможности для повседневного, глубокого общения со своими растущими и незаметно взрослеющими детьми. Родителям не хватае...
Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».
Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников»....
Обобщение опыта "Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат, как новые возможности"
В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по разным направлениям воспитательно-образовательной деятельности....