обобщение опыта работы «Организация взаимодействия с родителями дошкольников»
методическая разработка по теме
В данном материале освещаются вопросы организации работы с родителями: цель, задачи, классификация форм взаимодействия, а также представлены тексты опроса воспитателей и родителей, моментальный тест для педагогов для оценки уровня коммуникабельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
obobshch.opyta_raboty.docx | 20.38 КБ |
momentalnyy_test.docx | 18.71 КБ |
teksty_opros_vospitately_i_roditeley.docx | 20.5 КБ |
Предварительный просмотр:
обобщение опыта работы
«Организация взаимодействия с родителями дошкольников»
Взаимодействие с родителями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ.
Основная цель:
Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.
Задачи:
- Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи;
- Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение их педагогической компетентности;
- Организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей (педагогического, психологического, медицинского, правового)
- Поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях, создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом;
- гармонизация детско-родительских взаимоотношений.
Достижению цели и решению задач способствуют следующие принципы:
- доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
- открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями), с отчетом по работе учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и администрация ДОУ всегда готова к открытому диалогу;
- доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
- добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения.
На наш взгляд, главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества, сотрудничества, соединения, сопереживания, соучастия, создания.
Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность ДОУ происходит через использование различных форм взаимодействия.
Классификация форм взаимодействия с родителями:
1.Наглядно-информационные
- Информационные стенды;
- Папки-передвижки;
- Буклеты, памятки, брошюры;
- Выставки детских работ;
- Фотовыставки;
- Сайт ДОУ;
- Публичный доклад руководителя;
- Доска объявлений.
2. Развивающее общественное управление
- Родительский комитет
- Инициативная группа (оказание помощи в улучшении предметно-развивающей среды, участие в субботниках)
- Творческая группа (подготовка и участие в праздничных мероприятиях, организация экскурсий).
3. Просветительские
- Беседы, рекомендации;
- Тематические консультации;
- Мобильная библиотека (прокат методической и популярной литературы по вопросам воспитания детей);
- Родительское собрание (семинар-практикум, мастер-класс, демонстрация приемов работы с детьми, деловая игра, викторина).
4. Творческо-продуктивные
- Творческая мастерская;
- Выставки совместного творчества;
- Участие к конкурсах различной направленности;
- Изготовление нестандартного оборудования при организации развивающей среды;
- Совместные праздники, досуговые мероприятия.
5. Обратная связь
- Анкетирование;
- Экспресс-опрос;
- «Книга доверия» (дневник оценки мероприятий, отзывы, предложения);
- Сочинение сказок о семье и детском саде;
- Беседа, наблюдение.
Таким образом, данная система работы не только повышает качество взаимодействия с родителями воспитанников, но и обеспечивает оперативное распространение педагогического опыта, помогает активизировать работу по просвещению родителей. В результате организованного социального партнерства между родителями и педагогами достигается единое понимание целей и задач воспитания и обучения здоровых, успешных и счастливых детей.
Семья – это счастье, любовь и удача
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Рождение детей, первый шаг, первый лепет,
Мечты о хорошем, волнение и трепет.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы.
Семья – это важно!
Семья – это сложно!
Но счастливо жить одному невозможно!
Всегда будьте вместе, любовь берегите,
Обиды и ссоры подальше гоните,
Хочу, чтоб про вас говорили друзья:
«Какая хорошая Ваша семья!»
Посади цветок Нумен
Посади цветок на благо мира –
Дом земной украсит он Огнём.
Зазвучит в нём пламенная лира,
Свод небесный отразится в нём.
Расцветёт он – крохотный и нежный –
Как посланник голубых небес,
И откроет сердцу мир безбрежный,
И покажет чудо из чудес.
Предварительный просмотр:
моментальный тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»
Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.
Методика проведения:
Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».
• Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?
• Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?
• Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?
• Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?
• Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?
• Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?
• Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?
• Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?
• Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?
• Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?
• Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?
• Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?
• Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?
• У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?
• Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?
• Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?
Оценка ответов: «да» - 2 баллы, «иногда» - 1 балл, «нет» - О баллов.
Полученные баллы суммируются. Определяется категория, к которой относится испытуемый.
30-32 баллов. Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.
25-29 баллов. Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!
19-24 баллов. Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.
14-18 очков. У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.
9-13 баллов. Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.
4-8 баллов. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.
З балла и менее. Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.
Предварительный просмотр:
опрос воспитателей «Мои ожидания от взаимодействия с семьей ребенка»
Ф. И. О. педагога ________________________________________________________
1. Назовите свои личные цели в отношении работы с родителями.
- привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду;
- материально – хозяйственная помощь;
- правильная организация досуга детей и родителей;
- соблюдение всех требований воспитателя, внимание и уважение к нему;
- нет целей;
- другое ________________________________________________________________
2. Какими способами, методами, приемами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми?
- консультации, беседы, собрания, обзор психолого-педагогической литературы, оформление информационных стендов;
- советую больше времени проводить с ребенком;
- направляю на консультацию к психологу;
- другое _______________________________________________________________
3. Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе, как к профессионалу?
- взаимопонимание, уважительное отношение;
- соблюдение всех требований, правил посещения ДОУ, режимных моментов;
- желание помочь в учебном процессе, преемственность, единые требования;
- как к компетентному педагогу, который может ответить на интересующие вопросы;
- другое _______________________________________________________________
4. Чему, на ваш взгляд, могут научиться родители у вас, как профессионала?
- терпению, тактичности, доброжелательности, гуманному отношению к детям;
- грамотному, методически обоснованному подходу к воспитанию и обучению детей;
- знанию возрастных особенностей детей, требовательности и внимания к детям;
- соблюдению должностных инструкций, выполнению своих обязанностей;
- другое ________________________________________________________________
5. Чему, на ваш взгляд, педагог может научиться у родителей?
- ничему;
- индивидуальному подходу к ребенку;
- у некоторых – профилактике простудных заболеваний;
- другое ________________________________________________________________
6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь ДОУ и активно участвовала в ней?
- информирование родителей: родительские собрания, праздники, открытые просмотры, беседы, консультации, обсуждение с родителями результатов работы с детьми;
- наглядная пропаганда: постоянное обновление информационных стендов, размещение объявлений;
- непосредственное участие в жизни сада (конкурсы, акции, выполнение заданий и просьб), доброжелательное отношение к нуждам детского сада;
- организация эксперимента «Проверено на себе» (каждый родитель один день работает в роли воспитателя с полной ответственностью за каждого ребенка);
- другое ________________________________________________________________
7. Опишите вашу самую заветную просьбу к родителям:
опрос «Ваши пожелания и ожидания»
Уважаемые родители!
Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.
Сотрудникам ДОУ важно знать Ваше мнение и пожелания для дальнейшего планирования работы.
Благодарим за участие.
- Что вам нравится как родителю, участвующему в работе детского сада?
- Каким бы вы хотели видеть к себе отношение сотрудников ДОУ как родителю?
- Насколько (или чем) персонал ДОУ осложняет вашу жизнь?
- Чему, на ваш взгляд, педагоги могут научиться у родителей?
- Чему вам бы хотелось научиться у воспитателей?
- Соответствуют ли педагоги ДОУ профессиональным требованиям? В чем это выражается?
- В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?
- Что необходимо сделать для организации эффективной работы с родителями?
- Что вы думаете о работе ДОУ с родителями на сегодняшний день?
- На шкале от 1 (плохо) до 10 (отлично) отметьте степень своей удовлетворенности от общения с педагогами ДОУ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Обобщение опыта работы "Организация предметно-развивающей среды"
Создание предметно - развивающей среды в группе развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной деятельности. В определенном смысле ра...
Обобщение опыта работы по взаимодействию с родителями
Представленный материал рассказывает о системе работы детского сада по взаимодействию с родителями в современных условиях, раскрывает актуальные формы и методы взаимодействия, ...
ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ: «Взаимодействие с родителями ДОУ в соответствии с ФГОС »
Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности дей...
Выступление из опыта работы: «Организация социально-личностного развития младших дошкольников посредствам дидактических игр».
В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государств...
Обобщение опыта работы «Организация русской народной игры «Городки» в соответствии с ФОП ДО»
Сущность педагогического опыта состоит в апробации методики организации народной игры «Городки» на практике работы детского сада....
Обобщение опыта работы: "Организация методической работы в МБ ДОУ № 81"
Организация методической работы в МБ ДОУ № 81...
Обобщение опыта "Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат, как новые возможности"
В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по разным направлениям воспитательно-образовательной деятельности....