обобщение опыта работы «Организация взаимодействия с родителями дошкольников»
методическая разработка по теме

Бирюкова Наталья Валерьевна

В данном материале освещаются вопросы организации работы с родителями: цель, задачи, классификация форм взаимодействия, а также представлены тексты опроса воспитателей и родителей, моментальный тест для педагогов для оценки уровня коммуникабельности.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл obobshch.opyta_raboty.docx20.38 КБ
Файл momentalnyy_test.docx18.71 КБ
Файл teksty_opros_vospitately_i_roditeley.docx20.5 КБ

Предварительный просмотр:

обобщение опыта работы

«Организация взаимодействия с родителями дошкольников»

Взаимодействие с родителями воспитанников – одно из важных направлений деятельности ДОУ.

Основная цель:

Установить партнерские отношения с семьей каждого воспитанника, объединив усилия педагогов и родителей для развития и воспитания детей.

Задачи:

  • Создание атмосферы общности интересов, эмоциональной поддержки и взаимопомощи;
  • Активизация и обогащение воспитательных умений родителей, повышение их педагогической компетентности;
  • Организация комплексного сопровождения взаимодействия детского сада с семьей (педагогического, психологического, медицинского, правового)
  • Поддержание уверенности родителей в собственных педагогических возможностях, создание условий для обмена педагогическим и семейным опытом;
  • гармонизация детско-родительских взаимоотношений.

Достижению цели и решению задач способствуют следующие принципы:

  • доступности: каждый желающий может участвовать в мероприятиях, коллективных делах;
  • открытости: каждый родитель может ознакомиться с Уставом, договором с родителями (законными представителями), с отчетом по работе учреждения и текущей информацией. Педагоги, специалисты и администрация ДОУ всегда готова к открытому диалогу;
  • доброжелательности всех участников взаимодействия, соблюдения морально-этического устава для формирования позитивных взаимоотношений родителей и педагогов;
  • добровольности: в процессе реализации задач взаимодействия с родителями не допускается никакого принуждения.

На наш взгляд, главным условием организации работы с родителями является соблюдение «принципа содружества», а именно: сотворчества, сотрудничества, соединения, сопереживания, соучастия, создания.

Родители как основные заказчики образовательных услуг имеют право принимать участие в организации образовательного процесса дошкольного учреждения. Необходимо стремиться к тому, чтобы родители стали активными участниками, а не пассивными наблюдателями педагогического процесса. Включение членов семей воспитанников в деятельность ДОУ происходит через использование различных форм взаимодействия.

Классификация форм взаимодействия с родителями:

1.Наглядно-информационные

  • Информационные стенды;
  • Папки-передвижки;
  • Буклеты, памятки, брошюры;
  • Выставки детских работ;
  • Фотовыставки;
  • Сайт ДОУ;
  • Публичный доклад руководителя;
  • Доска объявлений.

2. Развивающее общественное управление

  • Родительский комитет
  • Инициативная группа (оказание помощи в улучшении предметно-развивающей среды,  участие в субботниках)
  • Творческая группа (подготовка и участие в праздничных мероприятиях, организация экскурсий).

3. Просветительские

  • Беседы, рекомендации;
  • Тематические консультации;
  • Мобильная библиотека (прокат методической и популярной литературы по вопросам воспитания детей);
  • Родительское собрание (семинар-практикум, мастер-класс, демонстрация приемов работы с детьми, деловая игра, викторина).

4. Творческо-продуктивные

  • Творческая мастерская;
  • Выставки совместного творчества;
  • Участие к конкурсах различной направленности;
  • Изготовление нестандартного оборудования при организации развивающей среды;
  • Совместные праздники, досуговые мероприятия.

5. Обратная связь

  • Анкетирование;
  • Экспресс-опрос;
  • «Книга доверия» (дневник оценки мероприятий, отзывы, предложения);
  • Сочинение сказок о семье и детском саде;
  • Беседа, наблюдение.

Таким образом, данная система работы не только повышает качество взаимодействия с родителями воспитанников, но и обеспечивает оперативное распространение педагогического опыта, помогает активизировать работу по просвещению родителей. В результате организованного социального партнерства между родителями и педагогами достигается единое понимание целей и задач воспитания и обучения здоровых, успешных и счастливых детей.

Семья – это счастье, любовь и удача

Семья – это летом поездки на дачу.

Семья – это праздник, семейные даты,

Подарки, покупки, приятные траты.

Рождение детей, первый шаг, первый лепет,

Мечты о хорошем, волнение и трепет.

Семья – это труд, друг о друге забота,

Семья – это много домашней работы.

Семья – это важно!

Семья – это сложно!

Но счастливо жить одному невозможно!

Всегда будьте вместе, любовь берегите,

Обиды и ссоры подальше гоните,

Хочу, чтоб про вас говорили друзья:

«Какая хорошая Ваша семья!»

Посади цветок Нумен

Посади цветок на благо мира –

 Дом земной украсит он Огнём.

 Зазвучит в нём пламенная лира,

 Свод небесный отразится в нём.

 Расцветёт он – крохотный и нежный –

 Как посланник голубых небес,

 И откроет сердцу мир безбрежный,

 И покажет чудо из чудес.



Предварительный просмотр:

моментальный тест «Оценка уровня коммуникабельности педагога с родителями»

Цель: развитие безоценочного восприятия партнера по общению.

Методика проведения:

Вниманию педагогов предлагаются несколько простых вопросов. Отвечать нужно быстро, однозначно «да», «нет», «иногда».

 • Вам предстоит ординарная беседа с одним из родителей. Выбивает ли Вас ее ожидание из колеи?

 • Вызывает ли у Вас смятение и неудовольствие поручение выступить с докладом, информацией перед родителями?

 • Не откладываете ли Вы неприятную беседу о сложном ребенке с его родителями до последнего момента?

 • Считаете ли Вы, что не следует лично беседовать с родителями об особенностях воспитания в семье, а лучше провести анкетирование, письменный опрос?

 • Вам предлагают подготовить общее родительское собрание для родителей дошкольного учреждения. Приложите ли Вы максимум усилий, чтобы избежать этого поручения?

 • Любите ли Вы делиться своими переживаниями от общения с родителями с коллегами, руководством?

 • Убеждены ли Вы, что общаться с родителями гораздо сложнее, чем с детьми?

 • Раздражаетесь ли Вы, если один из родителей Ваших воспитанников постоянно задает Вам вопросы?

 • Верите ли Вы, что существует проблема «воспитателей и родителей» и что они разговаривают на «разных языках»?

 • Постесняетесь ли Вы напомнить родителям об обещании, которое они забыли выполнить?

 • Вызывает ли у Вас досаду просьба кого-либо из родителей помочь разобраться в том или ином сложном воспитательном вопросе?

 • Услышав высказывание явно ошибочной точки зрения по вопросу воспитания, предпочтете ли Вы промолчать и не вступать в спор?

 • Боитесь ли Вы участвовать в разборе конфликтных ситуаций между педагогами и родителями?

 • У Вас есть собственные, сугубо индивидуальные критерии оценки семейного воспитания и других мнений на этот счет Вы не приемлете?

 • Считаете ли Вы, что воспитывать необходимо и родителей, а не только детей?

 • Проще ли Вам подготовить информацию для родителей в письменном виде, чем провести устную консультацию?

Оценка ответов: «да» - 2 баллы, «иногда» - 1 балл, «нет» - О баллов.

 Полученные баллы суммируются. Определяется  категория, к которой относится испытуемый.

30-32 баллов.  Вам явно сложно вступать в общение с родителями. Скорее всего, Вы вообще не коммуникабельны. Это Ваша беда, так как страдаете от этого больше Вы сами. Но и окружающим Вас людям нелегко. На Вас трудно положиться в деле, которое требует коллективных усилий. Контакты с родителями Вы стараетесь свести к минимуму. В основном они формальны. Причины трудностей в общении Вы стремитесь переложить на родителей. Вы убеждены, что большинство родителей - это всегда недовольные, придирчивые люди, ищущие в Вашей работе только недостатки, не желающие прислушиваться к Вашему мнению. Ваше неумение построить общение с родителями приводит к тому, что и они стремятся избегать общения с Вами. Постарайтесь стать общительнее, контролируйте себя.

25-29 баллов.  Вы замкнуты, неразговорчивы. Новая работа и необходимость новых контактов надолго выводят Вас из равновесия. Общение с родителями воспитанников является для Вас сложным и не слишком приятным делом. Вы знаете эту особенность своего характера и бываете недовольны собой. Однако в неудачных контактах с родителями стремитесь в большей степени обвинить их, а не собственную коммуникабельность. В Ваших силах изменить особенности своего характера. Вспомните, ведь участие в общем интересном деле позволяет Вам легко находить общий язык с родителями!

19-24 баллов.  Вы в известной степени общительны и в незнакомой обстановке чувствуете себя вполне уверенно. Вам удается достаточно легко наладить контакты с большинством родителей своей группы, но с "трудными" родителями Вы не стремитесь активно общаться. В незнакомой ситуации Вы выбираете тактику "присматривания". Сложности общения с родителями не пугают Вас, однако порой Вы бываете излишне критичны по отношению к ним. Эти недостатки исправимы.

14-18 очков.  У Вас нормальная коммуникабельность. Вы убеждены, что с любым родителем всегда можно найти "общий язык". Вы охотно выслушиваете родителей, достаточно терпеливы в общении с ними, умеете отстоять свою точку зрения, не навязывая ее при этом другому. И индивидуальное и коллективное общение с родителями не вызывает у Вас неприятных переживаний. Родители так же стремятся поддерживать контакты с Вами, ищут Вашего совета, поддержки. В то же время Вы не любите многословия, излишней эмоциональности, стремитесь избегать ненужных конфликтов.

9-13 баллов.  Вы бываете весьма общительны. Постоянно стремитесь вступить в беседу с родителями, но часто эти беседы носят бессодержательный характер. Вы любите бывать в центре внимания, никому не отказываете в просьбах, хотя не всегда можете их выполнить. Стремитесь высказать родителям собственное мнение о том, как они воспитывают детей, в любой ситуации дать совет, что способно вызывать у них раздражение. Вы вспыльчивы, но отходчивы. Вам недостает терпения и отваги при столкновении с серьезными проблемами. При желании, однако, Вы умеете выстраивать содержательное общение.

4-8 баллов. Вы чрезмерно общительны. Стремитесь стать "другом" каждому родителю, быть в курсе всех их проблем. Любите принимать участие во всех спорах и дискуссиях. Всегда охотно беретесь за любое дело, хотя не всегда можете успешно довести его до конца. Имеете собственное мнение по любому вопросу и всегда стремитесь ею высказать. Возможно, по этой причине родители и коллеги относятся к Вам с опаской и сомнениями. Вам следует задуматься над этими фактами.

З балла и менее.  Ваша общительность носит болезненный характер. Вы многословны, вмешиваетесь в дела, которые не имеют к Вам никакого отношения. Беретесь судить о проблемах, в которых совершенно не компетентны. Вольно или невольно Вы часто бываете причиной разного рода конфликтов, в том числе и среди родителей. Общаясь с родителями, бываете грубоваты, фамильярны. Вас отличают необъективность, обидчивость. Любую проблему Вы стремитесь вынести на всеобщее обсуждение. Серьезное общение с родителями не для Вас. Окружающим сложно с Вами. Постарайтесь задуматься, почему, несмотря на все Ваши усилия наладить общение с родителями, из этого ничего не выходит? Воспитывайте в себе терпеливость и сдержанность, уважительно относитесь к людям.



Предварительный просмотр:

опрос  воспитателей  «Мои ожидания от взаимодействия с семьей ребенка»

Ф. И. О. педагога ________________________________________________________

1. Назовите свои личные цели в отношении работы с родителями.

  1. привлечь родителей к проблемам воспитания детей в детском саду;

  1. материально – хозяйственная помощь;

  1. правильная организация досуга детей и родителей;

  1. соблюдение всех требований воспитателя, внимание  и уважение к нему;

  1. нет целей;

  1. другое ________________________________________________________________

2. Какими способами, методами, приемами вы пользуетесь в повседневной работе с родителями, стараясь улучшить их взаимоотношения с детьми?

  1. консультации, беседы, собрания, обзор психолого-педагогической литературы, оформление информационных стендов;

  1. советую больше времени проводить с ребенком;

  1. направляю на консультацию к психологу;

  1. другое _______________________________________________________________

3. Каким вы хотите видеть отношение родителей к себе, как к профессионалу?

  1. взаимопонимание,  уважительное отношение;

  1. соблюдение всех требований, правил посещения ДОУ,  режимных моментов;

  1. желание помочь в учебном процессе, преемственность, единые требования;

  1. как к компетентному педагогу, который может ответить на интересующие вопросы;

  1. другое _______________________________________________________________

4. Чему, на ваш взгляд, могут научиться родители у вас, как профессионала?

  1. терпению, тактичности, доброжелательности, гуманному отношению к детям;

  1. грамотному, методически обоснованному  подходу к воспитанию и  обучению  детей;

  1. знанию возрастных особенностей детей, требовательности и внимания к детям;

  1. соблюдению должностных инструкций, выполнению своих обязанностей;

  1. другое ________________________________________________________________

5. Чему, на ваш взгляд, педагог  может научиться у родителей?

  1. ничему;

  1. индивидуальному подходу к ребенку;

  1. у некоторых – профилактике простудных заболеваний;

  1. другое ________________________________________________________________

6. Что, по-вашему, необходимо сделать для того, чтобы семья понимала повседневную жизнь ДОУ и активно участвовала в ней?

  1. информирование родителей: родительские собрания, праздники, открытые просмотры, беседы, консультации, обсуждение с родителями результатов работы с детьми;

  1. наглядная  пропаганда:  постоянное обновление информационных стендов, размещение объявлений;

  1. непосредственное  участие в жизни сада (конкурсы, акции, выполнение заданий и просьб), доброжелательное отношение к нуждам детского сада;

  1. организация эксперимента «Проверено на себе» (каждый родитель один день работает в роли воспитателя с полной ответственностью за каждого ребенка);

  1. другое ________________________________________________________________

7.  Опишите вашу самую  заветную просьбу к родителям:

опрос «Ваши пожелания и ожидания»

Уважаемые родители!

Просим Вас ответить на предлагаемые вопросы.

Сотрудникам ДОУ важно знать Ваше мнение и пожелания для дальнейшего планирования работы.

Благодарим за участие.

  1. Что вам нравится как родителю, участвующему в работе детского сада?

  1. Каким бы вы хотели видеть к себе отношение сотрудников ДОУ как родителю?

  1. Насколько (или чем) персонал ДОУ осложняет вашу жизнь?

  1. Чему, на ваш взгляд, педагоги могут научиться у родителей?

 

  1. Чему вам бы хотелось научиться у воспитателей?

  1. Соответствуют ли педагоги ДОУ профессиональным требованиям? В чем это выражается?

  1. В какой форме вы могли и хотели бы участвовать в работе учреждения?

  1. Что необходимо сделать для организации эффективной работы с родителями?

  1. Что вы думаете о работе ДОУ с родителями на сегодняшний день?

  1. На шкале от 1 (плохо) до 10 (отлично) отметьте степень своей удовлетворенности от общения с педагогами ДОУ.  


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Обобщение опыта работы "Организация предметно-развивающей среды"

Создание предметно - развивающей среды в группе развивает и активизирует самостоятельность, самовыражение, желание импровизировать в процессе разнообразной  деятельности. В определенном смысле ра...

Обобщение опыта работы по взаимодействию с родителями

Представленный материал рассказывает о системе  работы  детского сада  по взаимодействию с родителями в современных условиях, раскрывает актуальные формы и методы взаимодействия,  ...

ОБОБЩЕНИЕ ОПЫТА НА ТЕМУ: «Взаимодействие с родителями ДОУ в соответствии с ФГОС »

    Изменения, происходящие сегодня в сфере дошкольного образования, направлены, прежде всего, на улучшение его качества. Оно, в свою очередь, во многом зависит от согласованности дей...

Выступление из опыта работы: «Организация социально-личностного развития младших дошкольников посредствам дидактических игр».

   В настоящее время социализации уделяется особое внимание. Не случайно социально-коммуникативное развитие и воспитание дошкольников является одним из основных компонентов Государств...

Обобщение опыта работы «Организация русской народной игры «Городки» в соответствии с ФОП ДО»

Сущность педагогического опыта состоит в апробации методики организации народной игры «Городки» на практике работы детского сада....

Обобщение опыта работы: "Организация методической работы в МБ ДОУ № 81"

Организация методической работы в  МБ ДОУ № 81...

Обобщение опыта "Дистанционные формы взаимодействия с родителями: новый формат, как новые возможности"

В материале представлен опыт дистанционного взаимодействия с родителями (законными представителями) воспитанников по разным направлениям воспитательно-образовательной деятельности....