Обобщение опыта работы по теме: «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».
статья (подготовительная группа)
Обобщение опыта работы по теме:
«Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».
МБДОУ детский сад № 37, г. Новочеркасск
Кокоревич Р. Н., воспитатель, 2021г.
Я представляю свой опыт работы по теме «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».
Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
Очевидно, что для формирования целевых ориентиров необходим не только поиск инновационных программ и технологий, но и апробирование активных форм организации детской деятельности. И что немало важно, необходимо создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. Поэтому свою работу планирую и реализую с учетом позиции сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Для меня очень близко следующее понятие «Сотрудничество тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности,
характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий».
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.)».
Создать условия для того, чтобы родители из пассивных наблюдателей и критиков стали непосредственными участниками всех событий группы – доступно всем педагогам.
Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс. И сегодня я поделюсь опытом использования мастер-класса как эффективной формы организации взаимодействия взрослых и детей.
Мы себя чувствуем комфортно там, где установились хорошие, дружеские отношения. Чем раньше человек научится взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме.
Почему же именно мастер-класс стал основной формой взаимодействия взрослых и детей? Мастер - класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, и поэтому, именно мастер-класс позволяет мне сформировать у них интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной, непринужденной обстановке.
В процессе подготовки мастер-классов учитываю методические рекомендации доктора педагогических наук И. А. Лыковой по созданию условия для художественной деятельности:
• поддержки интересов ребенка со стороны взрослых;
• интеграции познавательной и художественной деятельности;
• актуализации разнообразных форм самовыражения детей и взрослых;
• поощрения инициативы и самостоятельности.
Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Мастер – класс провожу с периодичностью один раз в 3 месяца. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов.
На этапе планирования мастер-класса учитываю следующие моменты:
- подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности: знакомство с народным творчеством (Донская керамика);
- использование нетрадиционной техники в рисовании при оформлении открыток, сувениров; или создание игрушек из ткани; создание работ в технике оригами.
- Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. Из практики работы могу сказать, что наиболее результативны мастер-классы, имеющие узконаправленные цели и задачи.
Пример
- обучить методу торцевания, показать пошаговые приемы выполнения работы;
- развивать умение создавать объемные работы из бумаги методом торцевания;
- воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, желание создавать свои работы по собственному воображению.
Формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. Тематика мастер-классов определяется не только моим планом работы, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети. Так, например, при подготовке к проведению весеннего праздника 8 марта, ко мне обратились родители с предложением провести мастер-класс по изготовлению сувениров.
После родительского собрания «Оригами для детей и взрослых» многие родители заинтересовались возможностями применения этой техники для оформления детских праздников, изготовления сувениров, элементов декора. Поэтому были проведен мастер-класс «Из бумаги мастерим как маги». Так же родители приобрели опыт оформления праздничного стола элементами декора из бумажных салфеток.
Далее важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
Структура проведения мастер-класса классическая:
- определение проблемы и проблем;
- актуализация знаний участников по данным проблемам;
- организации практической работы с материалом;
- обсуждение мастер – класса.
Зачастую проблема мастер-класса носит комплексный характер. Например: при ознакомлении дошкольников и их родителей с Семикаракорской керамикой: формирование представления о донском народном промысле; освоение способов выполнения элементов росписи; развитие совместного творчества родителей и детей, повышение их общего культурного информационного уровня, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям и воспитание любви и гордости за свой Донской край, который богат такими умельцами.
Следующий этап - актуализация знаний участников по данным проблемам. Здесь активно использую слайдовые презентации, которые помогают мне не только заинтересовать участников мастер-класса, но и обеспечить его познавательную направленность. Так для мастер-класса по изготовлению куколок-сувениров к Масленице подготовила презентацию о традиции празднования этого праздника на Руси.
Музыкальное оформление мастер-класса – одно из условий его успешности. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. И этот потенциал я использую в своей работе.
Для демонстрации изделия, технологии, приема подготавливаю слайдовую презентацию или мини - выставку изделий, которую сопровождаю соответствующими комментариями.
При ознакомлении участников мастер-класса с оборудованием, инструментами и материалами особое внимание уделяю технике безопасности. Поскольку в мастер-классе участвуют и взрослые, и дети обращаю внимание на то, какими инструментами и материалами могут работать дети.
Далее даю пошаговую демонстрацию одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Так к мастер-классу «Донской фаянс – визитная карточка Ростовской области» были разработаны технологические карты росписи тарелки, как в электронном, так и в бумажном варианте.
Итогом выполнения практической части обязательно должно быть готовое изделие. Поэтому оно должно быть простым (например: салфетка, открытка, украшение, панно и т.д). Обсуждение мастер – класса - обязательная часть, которая включает вопросы воспитателю, обмен опытом его участников.
Поэтому я считаю, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
Литература:
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
2 И.А. Лыкова Цветные ладошки «Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2 -7 лет в изобразительной деятельности»
3 И.А. Лыкова «Солнечная керамика» ИД «Цветной мир» 2014г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
37_kokorevich_r._n.docx | 28.27 КБ |
Предварительный просмотр:
Обобщение опыта работы по теме:
«Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».
МБДОУ детский сад № 37, г. Новочеркасск
Кокоревич Р. Н., воспитатель, 2021г.
Я представляю свой опыт работы по теме «Использование мастер-классов как активной формы взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников».
Согласно ФГОС ДО, одним из целевых ориентиров на этапе завершения дошкольного образования является следующее: «ребенок обладает установкой положительного отношения к миру, к разным видам труда, другим людям и самому себе, обладает чувством собственного достоинства; активно взаимодействует со сверстниками и взрослыми, участвует в совместных играх, способен договариваться, учитывать интересы и чувства других, сопереживать неудачам и радоваться успехам других, адекватно проявляет свои чувства, в том числе чувство веры в себя, старается разрешать конфликты».
Очевидно, что для формирования целевых ориентиров необходим не только поиск инновационных программ и технологий, но и апробирование активных форм организации детской деятельности. И что немало важно, необходимо создать условия для вовлечения родителей в образовательный процесс, установление конструктивных, партнерских взаимоотношений между взрослыми и детьми. Поэтому свою работу планирую и реализую с учетом позиции сотрудничества с родителями в процессе развития детей. Для меня очень близко следующее понятие «Сотрудничество тип взаимоотношений людей между собой в процессе деятельности,
характеризующийся согласованностью, слаженностью мнений и действий».
(Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.)».
Создать условия для того, чтобы родители из пассивных наблюдателей и критиков стали непосредственными участниками всех событий группы – доступно всем педагогам.
Наиболее интересной активной формой взаимодействия, по моему мнению, является мастер-класс. И сегодня я поделюсь опытом использования мастер-класса как эффективной формы организации взаимодействия взрослых и детей.
Мы себя чувствуем комфортно там, где установились хорошие, дружеские отношения. Чем раньше человек научится взаимодействию с другими людьми, тем легче он адаптируется в социуме.
Почему же именно мастер-класс стал основной формой взаимодействия взрослых и детей? Мастер - класс – это неформальное объединение родителей с детьми и педагога, и поэтому, именно мастер-класс позволяет мне сформировать у них интерес к совместной продуктивной деятельности и экспериментированию с художественными материалами в комфортной, непринужденной обстановке.
В процессе подготовки мастер-классов учитываю методические рекомендации доктора педагогических наук И. А. Лыковой по созданию условия для художественной деятельности:
• поддержки интересов ребенка со стороны взрослых;
• интеграции познавательной и художественной деятельности;
• актуализации разнообразных форм самовыражения детей и взрослых;
• поощрения инициативы и самостоятельности.
Как правило, на мастер-классах дети получают знания о различных изобразительных техниках, имеют возможность работать новыми для них материалами. Зачастую и для родителей данные техники бывают незнакомы.
Каждый мастер – класс решает не только практические задачи, но и воспитательно-образовательные, что в целом позволяет мне всесторонне развивать личность ребенка и родителей. Мастер – класс провожу с периодичностью один раз в 3 месяца. Встреча длится от 30 до 45 минут. О теме очередного мастер - класса, его особенностях родители узнают из афиш или пригласительных билетов.
На этапе планирования мастер-класса учитываю следующие моменты:
- подготовка мастер – класса начинается с выбора направления деятельности: знакомство с народным творчеством (Донская керамика);
- использование нетрадиционной техники в рисовании при оформлении открыток, сувениров; или создание игрушек из ткани; создание работ в технике оригами.
- Затем следует постановка определенных целей и задач мастер – класса. Из практики работы могу сказать, что наиболее результативны мастер-классы, имеющие узконаправленные цели и задачи.
Пример
- обучить методу торцевания, показать пошаговые приемы выполнения работы;
- развивать умение создавать объемные работы из бумаги методом торцевания;
- воспитывать эстетическое восприятие, художественный вкус, желание создавать свои работы по собственному воображению.
Формулируется тема мастер – класса и определяется его содержание. Тематика мастер-классов определяется не только моим планом работы, но и зачастую их инициаторами становятся родители и даже дети. Так, например, при подготовке к проведению весеннего праздника 8 марта, ко мне обратились родители с предложением провести мастер-класс по изготовлению сувениров.
После родительского собрания «Оригами для детей и взрослых» многие родители заинтересовались возможностями применения этой техники для оформления детских праздников, изготовления сувениров, элементов декора. Поэтому были проведен мастер-класс «Из бумаги мастерим как маги». Так же родители приобрели опыт оформления праздничного стола элементами декора из бумажных салфеток.
Далее важно разработать четкий план проведения мастер – класса, определить последовательность действий и предполагаемые временные рамки их осуществления.
Структура проведения мастер-класса классическая:
- определение проблемы и проблем;
- актуализация знаний участников по данным проблемам;
- организации практической работы с материалом;
- обсуждение мастер – класса.
Зачастую проблема мастер-класса носит комплексный характер. Например: при ознакомлении дошкольников и их родителей с Семикаракорской керамикой: формирование представления о донском народном промысле; освоение способов выполнения элементов росписи; развитие совместного творчества родителей и детей, повышение их общего культурного информационного уровня, приобщение к общечеловеческим и национальным ценностям и воспитание любви и гордости за свой Донской край, который богат такими умельцами.
Следующий этап - актуализация знаний участников по данным проблемам. Здесь активно использую слайдовые презентации, которые помогают мне не только заинтересовать участников мастер-класса, но и обеспечить его познавательную направленность. Так для мастер-класса по изготовлению куколок-сувениров к Масленице подготовила презентацию о традиции празднования этого праздника на Руси.
Музыкальное оформление мастер-класса – одно из условий его успешности. Музыка является одним из богатейших и действенных средств эстетического воспитания. И этот потенциал я использую в своей работе.
Для демонстрации изделия, технологии, приема подготавливаю слайдовую презентацию или мини - выставку изделий, которую сопровождаю соответствующими комментариями.
При ознакомлении участников мастер-класса с оборудованием, инструментами и материалами особое внимание уделяю технике безопасности. Поскольку в мастер-классе участвуют и взрослые, и дети обращаю внимание на то, какими инструментами и материалами могут работать дети.
Далее даю пошаговую демонстрацию одного или нескольких технологических приемов изготовления изделия или его элементов. Так к мастер-классу «Донской фаянс – визитная карточка Ростовской области» были разработаны технологические карты росписи тарелки, как в электронном, так и в бумажном варианте.
Итогом выполнения практической части обязательно должно быть готовое изделие. Поэтому оно должно быть простым (например: салфетка, открытка, украшение, панно и т.д). Обсуждение мастер – класса - обязательная часть, которая включает вопросы воспитателю, обмен опытом его участников.
Поэтому я считаю, что проведение мастер-классов является одной из активных форм взаимодействия с родителями в вопросах художественно-эстетического развития дошкольников. Использование наряду с традиционными нетрадиционных приемов художественной деятельности стимулируют творческую активность, мышление, воображение, «погружают» ребенка в атмосферу творчества.
Литература:
1. Бим-Бад Б.М. Педагогический энциклопедический словарь. М., 2002.
2 И.А. Лыкова Цветные ладошки «Парциальная программа художественно-эстетического развития детей 2 -7 лет в изобразительной деятельности»
3 И.А. Лыкова «Солнечная керамика» ИД «Цветной мир» 2014г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад "Использование современных форм взаимодействия с родителями в процессе художественно-эстетического образования дошкольников"
Изменение содержания, усложнение функций современного ДОУ и условий воспитания вызвали потребность в поиске новых форм и методов организационно - педагогической деятельности. Наша работа по худож...
"Инновационные формы взаимодействия сотрудников ДОУи родителей по вопросу художественно-эстетического развития ребёнка"
Проект по использованию пластилинографии в совместной деятельности сотрудников детского сада, родителей и детей....
Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в процессе формирования психолого-педагогической компетентности в вопросах создания условий для развития игры дошкольников.
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 37 Использование активных форм взаимодействия с родителями дошкольников в про...
Обобщение опыта работы "Проектная деятельность как одна из активных форм взаимодействия с родителями", Акция "Если знаешь - поделись"
Обобщение опыта работы...
Использование активных форм взаимодействия с родителями воспитанников в вопросах музыкального развития дошкольников
Цель работы в данном направлении: построение партнерских взаимоотношений с родителями воспитанников для решения задач музыкального развития детей через активные формы взаимодействия....
«Литературный час» и «Экран прочитанных книг» - активные формы взаимодействия с родителями по художественно – эстетическому развитию детей раннего дошкольного возраста.
Представляю вашему внимаю интересную форму взаимодействия с семьей по приобщению дошкольников к художественной литературе как «Литературный час». Данная форма работы очень нравится ро...
«Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников» В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников. Клуб «Педагогич
laquo;Построение эффективного общения и взаимодействия с родителями в вопросах воспитания и развития дошкольников»В рамках семинара по построению эффективного общения и взаимодействия с родител...