Деловая игра для воспитателей Мозговой штурм «Что такое детское экспериментирование?
методическая разработка на тему
1. Что вы понимаете под термином «эксперимент»?
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт».
Современный «Словарь иностранных языков» содержит такое определение:
- Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий
- Вообще опыт, попытка осуществить что-либо
2. По каким принципам можно квалифицировать наблюдения?
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
а. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- Опыты с растениями
- Опыты с животными
- Опыты с объектами неживой природы
- Опыты, объектом которых является человек
б. По месту проведения опытов:
- В групповой комнате
- На участке
- В лесу, в поле
в. По количеству детей:
- Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
- Групповые (5 – 10 детей)
- Коллективные (вся группа)
г. По причине их проведения:
- Случайные
- Запланированные
- Поставленные в ответ на вопрос ребенка
д. По характеру включения в педагогический процесс:
- Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
- Систематические
е. По продолжительности:
- Кратковременные (от 5 до 15 минут)
- Длительные (свыше 15 минут)
ж. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- Однократные
- Многократные, или циклические
З. По месту в цикле:
- Первичные
- Повторные
- Заключительные и итоговые
и. По характеру мыслительных операций:
- Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
- Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
- Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
к. По характеру познавательной деятельности детей:
- Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
- Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
- Решение экспериментальных задач
л. По способу применения в аудитории:
- Демонстрационные
- Фронтальные
3. Назовите, что такое демонстрационные и фронтальные наблюдения и эксперименты?
Демонстрационными называют наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами.
Фронтальными называются такие эксперименты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
4. Назовите сильные и слабые стороны демонстрационных и фронтальных экспериментов и наблюдений?
К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести нижеследующие качества:
1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки, в процессе работы и при подведении итогов.
2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, педагог имеет возможность рационально распределить время на различные этапы. Сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.
3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.
4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределять внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.
6.Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
7. Проше решаются вопросы гигиены.
8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе, а также с объектами, представляющими для детей определенную опасность(ядовитые растения и грибы, огонь и др.)
Слабые стороны демонстрационных наблюдений:
1. Объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали.
2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект с разных сторон.
4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже двух анализаторов; не задействованы тактильный(кожный), двигательный, вкусовой и иные анализаторы.
5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, что у детей еще сильно выражено действенное мышление.
7. При наличии одного объекта дети не видят его других модификаций.
8. Восприятие знаний идет в ритме, навязанной педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других - низким.
9. Сведена до минимума личная инициатива детей.
10. Затруднена индивидуализация обучения.
Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:
1. хорошо видеть мелкие детали
2. рассмотреть объект со всех сторон
3. использовать для обследования все анализаторы
4. реализовать возложенную на них потребность к деятельности
5. познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта
6. работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков.
Эмоциональное воздействие фронтальных экспериментов намного выше, чем демонстрационных: процесс обучения индивидуализирован.
Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место:
1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект
2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком
3. Труднее установить контакт с детьми
4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей
5. Повышается риск ухудшения дисциплины ( хотя само ухудшение дисциплины наступает не обязательно )
6. Повышается риск нарушений правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций
При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдается предпочтение в следующих случаях:
- Если объект существует в одном экземпляре
- Если объект в принципе не может быть дан в руки детей (гора, дерево, солнце)
- Если объект представляет для детей определенную опасность(например, ядовитые растения и грибы, опасные животные)
- Если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами ( например, с 22 котятами)
- Если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно
- Если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину
Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.
5. Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Какие?
- «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.
- Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо после окончания наблюдения вернуть его на то место, где оно было взято.
- Необходимо соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.
- Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей.
6. Какие требования предъявляются к объектам работы?
При организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента снижается.
1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.
2. Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганными животными. Однако иногда создаются такие условия, когда воспитатель силой обстоятельств вынужден знакомить детей с опасными объектами. Например, если вокруг участка детского сада растут дурман или белена, в лесу встречаются ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для предотвращения несчастного случая. В данной ситуации нельзя заменять натуральные объекты изобразительными пособиями, т.к. впоследствии дети могут не узнать опасный объект в реальных условиях. Проводя такое занятие, воспитатель должен соблюдать определенный ритуал. Он держится на расстоянии от объекта, не прикасается к нему руками и постоянно подчеркивает это, заостряя внимание детей на такой форме своего поведения. При необходимости указать на отдельные детали он пользуется палочкой, которую затем демонстративно уничтожает на глазах у детей и потом сам моет руки. Дети должны запечатлеть не только внешний вид опасного объекта, но и правильные способы обращения с ним.
3. Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами – будь то незнакомый вид или незнакомый экземпляр.
4. Желательно, чтобы объект, выбранный для экспериментирования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части. Так, для запланированных экспериментов нерационально приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света. Однако из этого правила есть исключения. Если ребенок из добрых побуждений принес в группу дефективное или больное животное, недопустимо его выбрасывать, обрекая тем самым на гибель. Этим поступком взрослый, с одной стороны, дает детям пример жестокого обращения со слабым существом, с другой – повышает риск заражения ребенка, т.к. почти наверняка тот будет стараться найти животное и ухаживать за ним в тайне от взрослых. Опытный педагог всегда найдет способ похвалить ребенка за добрый поступок и под предлогом охраны здоровья животного примет меры по его изоляции.
Если же принесенный детьми объект не несет никакой опасности и просто дефективен, можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту.
5. Предъявляются требования и к эстетической стороне объектов.
6. Часто встречающиеся представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют одному возрасту, а воробьи и гурами – другому. За редким исключением, нет и не может быть никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. В прямой же зависимости от возраста находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть.
7. Назовите особенности детского экспериментирования.
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраниться ощущение внутренней свободы.
2. Не следует жестоко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносят вред животным и растениям.
3. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Например, при изучении свойств магнита воспитатель запланировал выяснить, какие материалы притягиваются магнитом и как влияют на его свойства преграды. Один мальчик положил скрепки в ящик стола и стал передвигать их с помощью магнита, помещенного под дно ящика. Воспитатель, поддерживая инициативу, предложил деталь от строительного набора: «Сделай из скрепок поезд и проведи его под мостом».
4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий в слух. Эта стадия приходиться как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.
Из сказанного вытекает следующий вывод: при организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. У одних детей склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние.
6. Следующий важный момент, который необходимо учитывать,- это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Целесообразно позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений.
7. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
8. Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формулирование выводов. Дети в непринужденной форме делятся с воспитателем радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала. Независимо от выбранной формы, воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.
8. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при проведении экспериментов?
Работа с живым объектом:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными.
2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводиться только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не даются.
3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным.
5. Если животное принесено в группу из другого места, имеет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям.
7. Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей.
Работа с детьми:
1. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.
3. Работа с детьми строиться по принципу «от простого к сложному». Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- Действие показывает педагог
- Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.
- Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он даст возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой велика.
- Действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки.
- Действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка.
- Действие стало знакомо, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «стоп», «стой», «замри» и т.п. По данной команде все дети на 2-3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Данный рефлекс существует именно для экстремальных ситуаций.
9. Назовите особенности экспериментирования в ваших возрастных группах.
2-я младшая группа. На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
- У детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- Сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставить небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети 2-ой младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?». Вместо короткого «НЕТ»можно предложить проверить это самому. Перед кошкой кладут кусочек помидора и наблюдают, чем кончится дело.
Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?». У детей начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съел хомячок». Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.
Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Средняя группа. В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?». Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, т.к. без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу – пока только разницу.
Старшая группа. При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».
При проведение опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов(гербарий). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны педагога речь детей постоянно прерывается паузами.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Подготовительная к школе группа. В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводиться к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. По сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.
10. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Назовите их.
- Осознание того, что хочешь узнать.
- Формулирование задачи исследования.
- Продумывание методики эксперимента.
- Выслушивание инструкций и критических замечаний.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Фиксирование результатов.
- Анализ полученных данных.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формулирование выводов.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
delovaya_igra_eksperement.doc | 115 КБ |
Предварительный просмотр:
Деловая игра для воспитателей
Мозговой штурм
«Что такое детское экспериментирование?
Подготовила: Негметова Г.Ж.
1. Что вы понимаете под термином «эксперимент»?
Слово «эксперимент» происходит от греческого слова «экспериментум», что переводится как «проба, опыт».
Современный «Словарь иностранных языков» содержит такое определение:
- Научно поставленный опыт, наблюдение исследуемого явления в научно учитываемых условиях, позволяющих следить за ходом явлений и многократно воспроизводить его при повторении этих условий
- Вообще опыт, попытка осуществить что-либо
2. По каким принципам можно квалифицировать наблюдения?
Эксперименты можно классифицировать по разным принципам.
а. По характеру объектов, используемых в эксперименте:
- Опыты с растениями
- Опыты с животными
- Опыты с объектами неживой природы
- Опыты, объектом которых является человек
б. По месту проведения опытов:
- В групповой комнате
- На участке
- В лесу, в поле
в. По количеству детей:
- Индивидуальные (1 – 4 ребенка)
- Групповые (5 – 10 детей)
- Коллективные (вся группа)
г. По причине их проведения:
- Случайные
- Запланированные
- Поставленные в ответ на вопрос ребенка
д. По характеру включения в педагогический процесс:
- Эпизодические (проводимые от случая к случаю)
- Систематические
е. По продолжительности:
- Кратковременные (от 5 до 15 минут)
- Длительные (свыше 15 минут)
ж. По количеству наблюдений за одним и тем же объектом:
- Однократные
- Многократные, или циклические
З. По месту в цикле:
- Первичные
- Повторные
- Заключительные и итоговые
и. По характеру мыслительных операций:
- Констатирующие (позволяющие увидеть какое-то одно состояние объекта или одно явление вне связи с другими объектами и явлениями)
- Сравнительные (позволяющие увидеть динамику процесса или отметить изменения в состоянии объекта)
- Обобщающие (эксперименты, в которых прослеживаются общие закономерности процесса, изучаемого ранее по отдельным этапам)
к. По характеру познавательной деятельности детей:
- Иллюстративные (детям все известно, и эксперимент только подтверждает знакомые факты)
- Поисковые (дети не знают заранее, каков будет результат)
- Решение экспериментальных задач
л. По способу применения в аудитории:
- Демонстрационные
- Фронтальные
3. Назовите, что такое демонстрационные и фронтальные наблюдения и эксперименты?
Демонстрационными называют наблюдения и эксперименты, при которых в аудитории имеется всего один объект, и этот объект находится в руках у педагога. Педагог сам производит опыт (демонстрирует его), а дети следят за ходом и результатами.
Фронтальными называются такие эксперименты и наблюдения, при которых в аудитории имеется много объектов, и они находятся в руках у детей.
4. Назовите сильные и слабые стороны демонстрационных и фронтальных экспериментов и наблюдений?
К сильным сторонам демонстрационных наблюдений можно отнести нижеследующие качества:
1. Они являются менее трудоемкими. Это проявляется на всех этапах работы: во время подготовки, в процессе работы и при подведении итогов.
2. Этот способ работы более прост в методическом отношении. Проводя опыт самостоятельно, педагог имеет возможность рационально распределить время на различные этапы. Сосредоточить внимание детей на самых существенных моментах, выделить главное и второстепенное.
3. Практически исключены ошибки при проведении опытов.
4. При демонстрации всего одного объекта воспитателю легче распределять внимание между объектом и детьми, установить с ними контакт, следить за качеством усвоения знаний.
5. Во время демонстрационных наблюдений проще следить за соблюдением дисциплины.
6.Уменьшен риск нарушений правил безопасности и возникновения непредвиденных ситуаций.
7. Проше решаются вопросы гигиены.
8. Создается возможность работы с объектами, имеющимися в единственном числе, а также с объектами, представляющими для детей определенную опасность(ядовитые растения и грибы, огонь и др.)
Слабые стороны демонстрационных наблюдений:
1. Объекты находятся далеко от детей, и те не могут рассмотреть мелкие детали.
2. Каждому ребенку объект виден под каким-то одним углом зрения.
3. Ребенок лишен возможности осуществлять обследовательские действия, рассматривать объект с разных сторон.
4. Восприятие осуществляется в основном с помощью одного (зрительного), реже двух анализаторов; не задействованы тактильный(кожный), двигательный, вкусовой и иные анализаторы.
5. Сравнительно низок эмоциональный уровень восприятия.
6. Немаловажным недостатком является относительная пассивность детей: они только видят, как педагог совершает действия, но сами активного участия не принимают; это тем более важно, что у детей еще сильно выражено действенное мышление.
7. При наличии одного объекта дети не видят его других модификаций.
8. Восприятие знаний идет в ритме, навязанной педагогом; для одних он может оказаться высоким, для других - низким.
9. Сведена до минимума личная инициатива детей.
10. Затруднена индивидуализация обучения.
Сильные стороны фронтальных наблюдений выражаются в том, что дети могут:
1. хорошо видеть мелкие детали
2. рассмотреть объект со всех сторон
3. использовать для обследования все анализаторы
4. реализовать возложенную на них потребность к деятельности
5. познакомиться не с одной, а с несколькими модификациями изучаемого объекта
6. работать в индивидуальном ритме, уделять каждой процедуре столько времени, сколько требуется при своем уровне подготовленности и сформированности трудовых навыков.
Эмоциональное воздействие фронтальных экспериментов намного выше, чем демонстрационных: процесс обучения индивидуализирован.
Слабые стороны фронтальных наблюдений тоже имеют место:
1. Труднее найти много объектов, сложнее написать конспект
2. Во время фронтального эксперимента труднее следить за ходом процесса познания, за качеством усвоения знаний каждым ребенком
3. Труднее установить контакт с детьми
4. Постоянно возникает несинхронность в работе детей
5. Повышается риск ухудшения дисциплины ( хотя само ухудшение дисциплины наступает не обязательно )
6. Повышается риск нарушений правил безопасности и возникновения различных непредвиденных или нежелательных ситуаций
При выборе метода обучения демонстрационным наблюдениям и экспериментам отдается предпочтение в следующих случаях:
- Если объект существует в одном экземпляре
- Если объект в принципе не может быть дан в руки детей (гора, дерево, солнце)
- Если объект представляет для детей определенную опасность(например, ядовитые растения и грибы, опасные животные)
- Если по методическим соображениям не рационально вести работу сразу с несколькими объектами ( например, с 22 котятами)
- Если понятия, намеченные к изучению, сложны и не могут быть усвоены детьми самостоятельно
- Если педагог не уверен, что сможет в данной конкретной ситуации удержать дисциплину
Во всех остальных случаях следует проводить фронтальные наблюдения и эксперименты, так как они более соответствуют возрастным особенностям мышления детей.
5. Чтобы экспериментирование оправдало возлагаемые на него надежды, необходимо соблюдать ряд правил. Какие?
- «Не навреди». Категорически запрещаются эксперименты, наносящие вред растениям, животным и человеку.
- Если для проведения наблюдений и экспериментов животное забирается из природы и приносится в детский сад, необходимо после окончания наблюдения вернуть его на то место, где оно было взято.
- Необходимо соблюдать правила безопасности при проведении экспериментов.
- Недопустимы опыты, в которых создается реальная угроза жизни и здоровью детей.
6. Какие требования предъявляются к объектам работы?
При организации наблюдений очень важно правильно выбрать объект. При несоблюдении этого условия познавательная ценность эксперимента снижается.
1. Главным является требование максимального соответствия избранного объекта целям и задачам, решаемым в ходе эксперимента. Выбирая объект, надо отдать предпочтение тому, у кого данный признак выражен ярче. Например, нахохливание птиц зимой лучше всего показать на примере воробьев, а не ворон и сорок.
2. Вторым по важности требованием является безопасность объекта для детей. Категорически запрещается работать с ядовитыми растениями и грибами, со злобными или испуганными животными. Однако иногда создаются такие условия, когда воспитатель силой обстоятельств вынужден знакомить детей с опасными объектами. Например, если вокруг участка детского сада растут дурман или белена, в лесу встречаются ядовитые грибы, воспитатель обязан познакомить детей с ними для предотвращения несчастного случая. В данной ситуации нельзя заменять натуральные объекты изобразительными пособиями, т.к. впоследствии дети могут не узнать опасный объект в реальных условиях. Проводя такое занятие, воспитатель должен соблюдать определенный ритуал. Он держится на расстоянии от объекта, не прикасается к нему руками и постоянно подчеркивает это, заостряя внимание детей на такой форме своего поведения. При необходимости указать на отдельные детали он пользуется палочкой, которую затем демонстративно уничтожает на глазах у детей и потом сам моет руки. Дети должны запечатлеть не только внешний вид опасного объекта, но и правильные способы обращения с ним.
3. Категорически запрещается проводить эксперименты с незнакомыми объектами – будь то незнакомый вид или незнакомый экземпляр.
4. Желательно, чтобы объект, выбранный для экспериментирования, был типичным для данной группы объектов и содержал все необходимые части. Так, для запланированных экспериментов нерационально приносить котенка без хвоста, щенка с разорванным ухом или растение, выросшее в условиях недостатка света. Однако из этого правила есть исключения. Если ребенок из добрых побуждений принес в группу дефективное или больное животное, недопустимо его выбрасывать, обрекая тем самым на гибель. Этим поступком взрослый, с одной стороны, дает детям пример жестокого обращения со слабым существом, с другой – повышает риск заражения ребенка, т.к. почти наверняка тот будет стараться найти животное и ухаживать за ним в тайне от взрослых. Опытный педагог всегда найдет способ похвалить ребенка за добрый поступок и под предлогом охраны здоровья животного примет меры по его изоляции.
Если же принесенный детьми объект не несет никакой опасности и просто дефективен, можно провести наблюдение, постараться найти причины дефективности, чтобы извлечь из них должный урок, и обсудить, что мы можем сделать для облегчения жизни такому объекту.
5. Предъявляются требования и к эстетической стороне объектов.
6. Часто встречающиеся представления о том, что объекты наблюдения должны соответствовать возрастным особенностям детей, в подавляющем большинстве случаев несостоятельны. Нельзя говорить, что голуби и золотые рыбки соответствуют одному возрасту, а воробьи и гурами – другому. За редким исключением, нет и не может быть никаких возрастных ограничений в демонстрации тех или иных объектов. В прямой же зависимости от возраста находятся понятия, которые могут быть сформированы у детей с помощью тех или иных объектов. Чем старше ребенок, тем более сложными понятиями он способен овладеть.
7. Назовите особенности детского экспериментирования.
1. Детское экспериментирование свободно от обязательности. Мы не можем обязать ребенка ставить опыты, как поступили бы с учеником старшего класса или сотрудником лаборатории. Во время любого эксперимента у ребенка должно сохраниться ощущение внутренней свободы.
2. Не следует жестоко регламентировать продолжительность опыта. Если ребенок работает с увлечением, не стоит прерывать его занятия только потому, что истекло время, отведенное на эксперимент по плану. В то же время, если интерес к эксперименту не возник или быстро пропал, его можно прекратить ранее запланированного срока. Исключение составляют те опыты, в которых прекращение работы наносят вред животным и растениям.
3. Не следует жестко придерживаться заранее намеченного плана. Можно разрешать детям варьировать условия опыта по своему усмотрению, если это не уводит слишком далеко от цели занятия и не наносит вреда живым организмам. Например, при изучении свойств магнита воспитатель запланировал выяснить, какие материалы притягиваются магнитом и как влияют на его свойства преграды. Один мальчик положил скрепки в ящик стола и стал передвигать их с помощью магнита, помещенного под дно ящика. Воспитатель, поддерживая инициативу, предложил деталь от строительного набора: «Сделай из скрепок поезд и проведи его под мостом».
4. Дети не могут работать, не разговаривая. Многие психологи показали следующую закономерность: в тот период, когда в процессе становления психики ребенка наглядно – образное мышление начинает заменяться словесно – логическим и когда начинает формироваться внутренняя речь, дети проходят стадию проговаривания своих действий в слух. Эта стадия приходиться как раз на старший дошкольный возраст. По этой причине дошкольникам трудно работать без речевого сопровождения. Они мыслят именно в такой форме.
Из сказанного вытекает следующий вывод: при организации экспериментов в детском саду нужно специально создавать условия, способствующие общению детей друг с другом, их раскрепощению. Однако при этом следует чутко улавливать грань между творческим общением и нарушением дисциплины.
5. При проведении природоведческих экспериментов нужно учитывать индивидуальные различия, имеющиеся между детьми. У одних детей склонность к экспериментированию выражена очень сильно, у других почти отсутствует. Имеет смысл позволять интересующимся экспериментировать чаще, поскольку лишение детей, обладающих «исследовательской жилкой», возможности постоянно встречаться с новым оказывает на них неблагоприятное влияние.
6. Следующий важный момент, который необходимо учитывать,- это право ребенка на ошибку. Невозможно требовать, чтобы ребенок всегда совершал только правильные действия и всегда имел только правильную точку зрения. Целесообразно позволить детям самостоятельно на практике убедиться в неверности своих предположений.
7. Предметом особого внимания является соблюдение правил безопасности. Дошкольники в силу возрастных особенностей еще не могут систематически следить за своими действиями и предвидеть результаты своих поступков. Увлекаясь работой, они забывают об этом, поэтому обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
8. Очень ответственным является конечный этап эксперимента – анализ результатов и формулирование выводов. Дети в непринужденной форме делятся с воспитателем радостью открытия или решили какую-то экспериментальную задачу, требующую анализа всего изученного материала. Независимо от выбранной формы, воспитатель должен постоянно оказывать помощь детям в подборе слов и построении предложений, в то же время не подменяя их и не формулируя выводов самостоятельно.
8. Какие правила безопасности необходимо соблюдать при проведении экспериментов?
Работа с живым объектом:
1. Никогда нельзя проводить эксперименты с незнакомыми объектами, будь то незнакомые виды или незнакомые индивиды. Последствия могут оказаться неожиданными и опасными.
2. Работа с ядовитыми животными, растениями и грибами проводиться только в крайних, особо необходимых случаях, все операции производятся педагогом. Детям такие объекты не даются.
3. Выбирая живой объект, нужно убедиться, что данный экземпляр обладает спокойным характером и не является агрессивным, чрезмерно возбудимым или, напротив, слишком заторможенным.
4. Во время эксперимента надо создать спокойную обстановку, не нервировать животное самому и не позволять этого делать детям; испугавшись, любое мирное животное может стать опасным.
5. Если животное принесено в группу из другого места, имеет смысл дать ему некоторое время освоиться с обстановкой; в противном случае оно будет нервничать, и педагог не сможет провести все задуманные эксперименты.
6. Категорически запрещаются эксперименты с больными животными, если заболевание является инфекционным или инвазионным и может передаться детям.
7. Если животное стало нервничать, эксперимент прекращается, и животное изолируется от детей.
Работа с детьми:
1. Обязанность следить за соблюдением правил безопасности целиком лежит на педагоге.
2. Для того чтобы дети ставили опыты с пользой для себя и испытывали удовольствие от этого вида деятельности, их надо обучать. Чем чаще применяется данный метод, тем более прочными становятся навыки экспериментирования, тем ниже вероятность ЧП. Экспериментирование от случая к случаю гораздо опаснее, чем систематическое проведение опытов.
3. Работа с детьми строиться по принципу «от простого к сложному». Все незнакомые сложные процедуры осваиваются в определенной последовательности:
- Действие показывает педагог
- Действие повторяет или показывает кто-нибудь из детей, причем тот, который заведомо совершит его неверно: это даст возможность сконцентрировать внимание на типичной ошибке.
- Иногда ошибку сознательно совершает сам педагог: с помощью такого методического приема он даст возможность детям сконцентрировать внимание на ошибке, вероятность которой велика.
- Действие повторяет ребенок, который не допустит ошибки.
- Действие осуществляют все вместе в медленном темпе, чтобы педагог имел возможность проконтролировать работу каждого ребенка.
- Действие стало знакомо, и дети совершают его в обычном темпе.
4. Чтобы иметь возможность быстро пресекать нежелательные действия детей, имеет смысл выработать у них условный рефлекс на какую-либо короткую команду, например на слова «стоп», «стой», «замри» и т.п. По данной команде все дети на 2-3 секунды прекращают свои занятия и замирают. Данный рефлекс существует именно для экстремальных ситуаций.
9. Назовите особенности экспериментирования в ваших возрастных группах.
2-я младшая группа. На четвертом году жизни возникает наглядно-образное мышление. У детей ярко проявляется любопытство. Они начинают задавать многочисленные вопросы природоведческого содержания, что свидетельствует как минимум о трех важных достижениях:
- У детей накопилась определенная сумма знаний (как известно, по совершенно незнакомой проблеме вопросов не возникает);
- Сформировалась способность сопоставлять факты, устанавливать между ними хотя бы простейшие отношения и видеть пробелы в собственных знаниях;
- Появилось понимание, что знания можно получить вербальным путем от взрослого человека.
Очень полезно не сообщать знания в готовом виде, а помочь ребенку получить их самостоятельно, поставить небольшой опыт. В этом случае детский вопрос превращается в формулирование цели. Взрослый помогает малышу продумать методику проведения опыта, дает советы и рекомендации, вместе с ним осуществляет необходимые действия. Дети 2-ой младшей группы еще не способны работать самостоятельно, но охотно делают это вместе с взрослым, поэтому участие педагога в совершении любых действий является обязательным. Например, ребенок спрашивает: «Кошка ест помидоры?». Вместо короткого «НЕТ»можно предложить проверить это самому. Перед кошкой кладут кусочек помидора и наблюдают, чем кончится дело.
Во время работы можно иногда предлагать выполнить не одно, как в предыдущей группе, а два действия подряд, если они просты: «Оля, вылей водичку и налей новую», «Володя, отнеси совочек и принеси лопатку». Полезно начать привлекать детей к прогнозированию результатов своих действий: «Игорь, что получится, если мы подуем на одуванчик?». У детей начинает формироваться произвольное внимание. Это позволяет делать первые попытки фиксировать результаты наблюдений, используя готовые формы: «Давайте в этом кружочке поставим стрелку на те продукты, которые съел хомячок». Это способствует развитию умения анализировать факты и давать словесный отчет об увиденном.
Приобретая личный опыт, дети четырех лет уже могут иногда предвидеть отрицательные результаты своих действий, поэтому реагируют на предупреждения взрослого более осмысленно; однако сами следить за выполнением правил безопасности совершенно не способны.
Средняя группа. В средней группе все наметившиеся тенденции усиливаются: количество вопросов возрастает, потребность получить ответ экспериментальным путем укрепляется. Благодаря накоплению личного опыта действия ребенка становятся более целенаправленными и обдуманными. У каждого складывается свой стиль в работе. Если к этому времени взрослый сумеет занять позицию старшего друга, ребенок начнет все чаще и чаще задавать ему вопрос: «Как это сделать?». Он может теперь получать не только два, но иногда и три указания сразу, если действия просты и знакомы. Появляются первые попытки работать самостоятельно. Непосредственное участие взрослых в работе уже не так важно, если, конечно, процедуры просты и не опасны. Однако визуальный контроль со стороны взрослого пока необходим – и не только для обеспечения безопасности экспериментирования, но и для моральной поддержки, т.к. без постоянного поощрения и выражения одобрения деятельность четырехлетнего ребенка затухает, как останавливаются часы, когда кончается завод.
При фиксации наблюдений чаще всего используют готовые формы, но в конце года постепенно начинают применять рисунки, которые взрослые делают на глазах у детей, а также первые схематичные рисунки тех детей, у которых технические навыки развиты достаточно хорошо.
Определенные усложнения претерпевают и последние этапы экспериментирования: давая словесный отчет об увиденном, дети не ограничиваются отдельными фразами, сказанными в ответ на вопрос педагога, а произносят несколько предложений, которые хоть и не являются развернутым рассказом, но уже приближаются к нему по объему. Воспитатель своими наводящими вопросами учит выделять главное, сравнивать два объекта или два состояния одного и того же объекта и находить между ними разницу – пока только разницу.
Старшая группа. При правильной организации работы у детей старшей группы формируется устойчивая привычка задавать вопросы и пытаться самостоятельно искать на них ответы. Теперь инициатива по проведению экспериментов переходит в руки детей. Роль воспитателя как умного друга и советчика возрастает. Он не навязывает своих советов и рекомендаций, а ждет, когда ребенок, испробовав разные варианты, сам обратиться за помощью. Да и то не сразу дает ответ в готовом виде, а постарается разбудить самостоятельную мысль детей, с помощью наводящих вопросов направить рассуждения в нужное русло. Однако такой стиль поведения будет эффективным лишь в том случае, если у детей уже выработан вкус к экспериментированию и сформирована культура работы. В противном случае имеет смысл строить педагогический процесс по системе, описанной для средней группы.
В старшей группе возрастает роль заданий по прогнозированию результатов. Эти задания бывают двух видов: прогнозирование последствия своих действий и прогнозирование поведения объектов. Например: «Ребята, сегодня мы с вами посеяли семена, из которых вырастут новые растения. Как вы думаете, какими они будут через 10 дней?» Каждый рисует рисунок, в котором отражает свои представления. Через 10 дней, сверяя рисунки и реальные растения, устанавливают, кто из ребят оказался наиболее близок к истине. Иллюстрацией второго случая является такой пример: «Слава, ты собираешься посадить хомячка в эту коробку. Подумай, что надо сделать, чтобы он не убежал».
При проведение опытов работа чаще всего осуществляется по этапам: выслушав и выполнив одно задание, ребята получают следующее. Однако благодаря увеличению объема памяти и усилению произвольного внимания можно в отдельных случаях пробовать давать одно задание на весь эксперимент и затем следить за ходом его выполнения. Уровень самостоятельности детей повышается.
Расширяются возможности по фиксированию результатов. Шире применяются разнообразные графические формы, осваиваются разные способы фиксации натуральных объектов(гербарий). Дети учатся самостоятельно анализировать результаты опытов, делать выводы, составлять развернутый рассказ об увиденном. Но мера самостоятельности пока не велика. Без поддержки со стороны педагога речь детей постоянно прерывается паузами.
В старшей группе начинают вводиться длительные эксперименты, в процессе которых устанавливаются общие закономерности природных явлений и процессов. Сравнивая два объекта или два состояния одного и того же объекта, дети могут находить не только разницу, но и сходство. Это позволяет им начать осваивать приемы классификации.
Поскольку сложность экспериментов возрастает и самостоятельность детей повышается, необходимо еще больше внимания уделять соблюдению правил безопасности. В этом возрасте дети довольно хорошо запоминают инструкции, понимают их смысл, но из-за несформированности произвольного внимания часто забывают об указаниях и могут травмировать себя или товарищей. Таким образом, предоставляя детям самостоятельность, воспитатель должен очень внимательно следить за ходом работы и за соблюдением правил безопасности, постоянно напоминать о наиболее сложных моментах эксперимента.
Подготовительная к школе группа. В этой группе проведение экспериментов должно стать нормой жизни. Их надо рассматривать не как самоцель и не как развлечение, а как наиболее успешный путь ознакомления детей с окружающим миром и наиболее эффективный способ развития мыслительных процессов. Эксперименты позволяют объединить все виды деятельности и все стороны воспитания. Инициатива по их проведению распределяется равномерно между воспитателем и детьми. Начинают практиковаться такие эксперименты, в которых дети самостоятельно задумывают опыт, сами продумывают методику и распределяют обязанности между собой, сами его выполняют и сами же делают необходимые выводы. В таких случаях роль педагога сводиться к общему наблюдению за ходом работы и выполнением правил безопасности. По сравнению с обычными опытами доля таких экспериментов в детском саду невелика, но они доставляют ребятам огромную радость.
Детям седьмого года жизни доступны такие сложные умственные операции, как выдвижение гипотез, проверка их истинности, умение отказаться от гипотезы, если она не подтвердится. Дети способны делать выводы о скрытых свойствах предметов и явлений, самостоятельно формулировать выводы, а также давать яркое, красочное описание увиденного.
Однако сказанное не может быть отнесено ко всем детям. Среди них имеются значительные различия, и рядом с ребенком, владеющим высокой культурой экспериментирования, может находиться ровесник, который по уровню развития близок к средней группе. В таком случае нужно терпеливо обучать ребенка навыкам экспериментирования и не считать, что он должен владеть ими только потому, что достиг того или иного возраста. Степень овладения навыками определяется не возрастом, а условиями, в которых воспитывался человек, а также индивидуальными особенностями ребенка.
10. В каждом эксперименте можно выделить последовательность сменяющих друг друга этапов. Назовите их.
- Осознание того, что хочешь узнать.
- Формулирование задачи исследования.
- Продумывание методики эксперимента.
- Выслушивание инструкций и критических замечаний.
- Прогнозирование результатов.
- Выполнение работы.
- Соблюдение правил безопасности.
- Наблюдение результатов.
- Фиксирование результатов.
- Анализ полученных данных.
- Словесный отчет об увиденном.
- Формулирование выводов.
Итоговый лист деловой игры
№ вопроса | 1 команда | 2 команда |
1 | ||
2 | ||
3 | ||
4 | ||
5 | ||
6 | ||
7 | ||
8 | ||
9 | ||
10 | ||
Итого: |
Баллы:
3 балла – правильный полный ответ
2 балла – правильный, но не полный ответ
1 балл - частично неправильный ответ
0 баллов – неправильный ответ
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Деловая игра для воспитателей «Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»
Деловая игра для воспитателей«Мозговой штурм: Что такое экологическое воспитание в ДОУ?»Вопросы к деловой игреI. 1. Что Вы понимаете под термином «экология»? Каково значение эт...
Деловая игра в форме «мозгового штурма» «Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста)
Деловая игра в форме «мозгового штурма»«Педагогический ринг» (нравственно – патриотическое воспитание в развитии детей дошкольного возраста) Цель: уточнить и закрепить знания педагогов по нравств...
Деловая игра для педагогов "Мозговой штурм"
данная разработка включает в себя блиц-опрос педагогов по физическому воспитанию дошкольников, физкультразминку, педагогические ситуации, с помощью которых решаются задачи двигательной активности дете...
Деловая игра для воспитателей "Культурно - досуговая деятельность в детском саду"
Внедрять современные интерактивные технологии, способствующие активизации профессиональной деятельности педагогического коллектива....
Деловая игра для воспитателей Мозговой штурм «Что такое детское экспериментирование?»
Для педагогов ДОУ....
Психолого-логопедическая викторина воспитателей «Мозговой штурм»
Цель: Активизировать мыслительную деятельность педагогов; раскрыть их творческий потенциал; оптимизировать межличностные отношения....
Деловая игра для педагогов "Мозговой штурм"
деловая игра...