Инновационные формы работы ДОУ с семьей
консультация на тему

Датхужева Сусанна Батмирзовна

Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. По общему признанию специалистов, семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

• первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

• максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

• длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл innovatsionnye_formy_raboty_dou_s_semey.docx30.57 КБ

Предварительный просмотр:

Инновационные формы работы ДОУ с семьей

Семья всегда была и остается жизненно необходимой средой для сохранения и передачи ребенку социальных и культурных ценностей. По общему признанию специалистов, семейное воспитание неповторимо по своему воздействию и эта уникальность определяется следующими причинами:

• первичностью семейного окружения в силу биологической и психологической зависимости ребенка от родителей;

• максимальной возрастной чувствительностью (сензитивностью) в период раннего и дошкольного детства к общению со значимым взрослым, которая возникает раньше потребности в общении со сверстником;

• длительностью и постоянством пребывания в семье, интимно-эмоциональной атмосферой семейных отношений: кровным родством, любовью, привязанностью, индивидуализацией общения членов семьи с ребенком.

С приходом в ДОУ ребенок сталкивается с новым социальным опытом, получая статус равноправного члена группы сверстников. Он учится уступать, считаться с требованиями окружающих и согласовывать свои потребности и интересы с другими детьми и взрослыми. Таким образом, семья и детский сад начинают одновременно выступать для ребенка своеобразной школой социального поведения.

Изучение семей, установление контакта с ее членами в целях согласования воспитательных воздействий на ребенка следует осуществлять с помощью анкетирования, опроса, бесед.

Признание педагогическим коллективом приоритета семейного воспитания с учетом социальной среды, окружающей ребенка, требует иных отношений семьи и дошкольного учреждения. Прежде всего, их новизна определяется понятиями “сотрудничество” и “взаимодействие”.

Сотрудничество – это общение на “равных”, где никому не принадлежит привилегия указывать, контролировать, оценивать.

Взаимодействие представляет собой способ организации совместной деятельности, которая осуществляется на основании социальной перцепции и с помощью общения.

Результатом взаимодействия являются определенные взаимоотношения, зависящие от отношений людей, от положения взаимодействующих. При этом если взаимодействие осуществляется в условиях открытости обеих сторон, когда не ущемляется ничья свобода, оно служит проявлению истинных отношений.

Прежде чем раскрыть содержание инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, остановимся на определении понятия “инновации”.

Инновация – целенаправленное изменение, вносящее в среду внедрения (организацию, общество, группу) новые стабильные элементы (новшества), вызывающие переход системы из одного состояния в качественно другое. В научной литературе также различают понятия “инновация” (нововведение) и “новшество” (новое средство). При этом новшество определяется как средство (новый метод, концепция, технология, программа и т. п.), а инновация – процесс освоения этого средства. Однако, по мнению авторов, инновация – это что абсолютно новое, но абсолютно нового технического или технологического результата практически не существует, поскольку изобретатель не работает в вакууме, и его изобретение, несмотря на гениальность, должно опираться на общечеловеческие знания и опыт.

Содержание сотрудничества ДОУ с семьями воспитанников включает три основных направления:

1) психолого-педагогическое просвещение родителей;

2) вовлечение родителей в деятельность дошкольного образовательного учреждения;

3) участие семей воспитанников в управлении воспитательно-образовательным процессом в ДОУ.

Основные задачи реализации данных направлений следующие:

1. Обеспечить возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

2. Осуществить апробацию новых форм организации воспитательно-образовательной работы, оптимально интегрирующих индивидуальную, коллективно-групповую, фронтальную деятельность, направленную на реализацию принципа дифференциации и индивидуализации в воспитании и развитии дошкольников.

3. Обеспечить информационно-просветительскую поддержку выбора родителями направлений в развитии и воспитании посредством выработки компетентной педагогической позиции по отношению к собственному ребенку.

4. Способствовать созданию условий для развития способностей ребенка в различных видах образовательной деятельности в ситуации медико – психолого – педагогической поддержки, обеспечивая непрерывность подготовки к следующему образовательному этапу (систематическое школьное обучение).

5. Профессиональное совершенствование всех участников воспитательно-образовательного процесса на основе общности ценностно – смысловой позиции.

Рассмотрим подробнее каждый элемент (форму) сотрудничества дошкольного образовательного учреждения с семьей в рамках данных направлений.

  • Организация консультативной и просветительской работы (родительские собрания, групповые и индивидуальные консультации специалистов ДОУ, издание информационного справочника “Здравствуйте, это мы!”, информационные стенды и др.). Акцентируя внимание на проблемах организации индивидуальных и групповых консультаций, необходимо рассказать родителям, что важно не только грамотно заниматься с ребенком, но и добиваться результата. Именно семья является основным источником сочувствия и поддержки дошкольника и может оказать их своевременно, тонко и ненавязчиво. Однако родители, зачастую не зная об этом аспекте межличностных отношений, не всегда понимают, что ребенок часто обращается к ним не за конкретным советом, а именно за пониманием. В процессе консультаций специалисты ДОУ объясняют родителям, что ребенок обычно обостренно реагирует на негативную оценку своих успехов, болезненно воспринимает ее принижения, поэтому именно домашние отношения часто являются главными средствами компенсации недостаточных успехов или недооценки окружающих вне семьи.

Просветительская работа периодически касается вопросов организации видов детской деятельности. Ребенок развивается как индивид и личность в игре и через игру, получая разнообразную информацию о мире и о себе от взрослых и сверстников, прежде всего в предметной и вербальной деятельности, в коммуникативном общении. Игра как феномен культуры обучает, развивает, воспитывает, социализирует, дает отдых, и она же пародирует, иронизирует, смеется, публично демонстрирует относительность социальных статусов и положений. Детство без игры невозможно. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не просто детства, но и главного источника развития: импульсов творчества, одухотворения осваиваемого опыта жизни, признаков и примет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира. Поэтому мы стремимся пояснить значение игры родителям, которых очень часто волнует, прежде всего, интеллектуальная подготовка ребенка к школе.

  •  Участие в работе утреннего приема детей. Родители имеют возможность предложить свои идеи по темам и содержанию проектов, принести материалы или книги, поделиться с детьми своими знаниями, научить их тому, что умеют и любят сами. Для этого родителям совершенно не нужно обладать педагогическими способностями – дети рады, когда мама или папа просто находятся в группе. Также родителям можно не включаться в игры и занятия, а спокойно посидеть и понаблюдать за своим ребенком среди сверстников.
  • Метод тестовых ситуаций (проблемных ситуаций); с помощью этого метода педагог создает специальные условия, в которых каждый родитель – участник семинара – практикума проявляется наиболее отчетливо;
  • Акции – комплекс мероприятий, действий, помогающий родителям лучше понять возникшую проблему, определить свою позицию в решении этой проблемы, свое отношение к ней;
  • Мастер-классы для родителей передача действующей технологии, способ взаимодействия между родителями и обладающим признанным авторитетом педагогом, который обеспечивает передачу родителям опыта, мастерства путем прямого и комментированного показа приемов работы;
  • Участие в планировании работы группы. Совместные проекты, где помощь родителей (лиц, их заменяющих) может оказаться не просто полезной, но неоценимой.
  • Участие в работе кружков или студий. На сегодняшний день в детском саду функционируют:

- Кружок ритмопластики «Ритмическая мозайка»;

- Физкультурно – оздоровительный кружок «Спортивная карусель»;

- Кружок по развитию мелкой моторики «Умелые пальчики»;

- Кружок по познавательно-исследовательской деятельности «Я – исследователь».

  • Посещение детского сада в “День открытых дверей” (1 раз в год). В это время у родителей имеется уникальная возможность “прожить” целый день в дошкольном учреждении вместе со своим ребенком – посмотреть и принять участие в утренней разминке, побывать на занятиях, на прогулке, на приеме пищи, поиграть с детьми т. д.
  • Помощь в пополнении фондов детского сада (игрушки, книги, журналы и материалы, которые больше не нужны дома, но вполне могут пригодиться при организации воспитательно-образовательного процесса в ДОУ). Помощь в изготовлении дидактических материалов для занятий и свободной игровой деятельности детей (подбор заданий, ксерокопирование карточек).
  • Для творческого общения существует такая форма работы с семьей как тематические выставки (темы выставок “Любимый город для моей семьи”, “Семейный фотоальбом”, “Герб нашей семьи”, “Подарки для любимой мамы”, “Добрые дела”, “Волшебное дерево сказок” и др.). Эти выставки предоставляют родителям и детям организовать совместную деятельность (сочинить сказку, нарисовать рисунок, придумать семейный герб и пр.). В процессе совместной подготовки материалов к выставке взрослые и дети еще лучше узнают друг друга; в семье появляется еще одна возможность поговорить о ребенке, о его жизни в группе и дома. Совместное творчество – еще один путь к выстраиванию отношений воспитателей, родителей и детей.
  •  Подготовка детских праздников, досугов и развлечений и участие в них (спортивные, тематические праздники, празднование дней рождения детей и т. д.). Праздники – одна из важнейших форм работы с родителями. Праздники готовят не только педагоги с детьми, но активно участвуют в них и родители (“Папа, мама, я – спортивная семья”, “Стартуют дошкольники”, “День рождения” и др.).
  • Экспозиция и интерактивная экспозиция (от лат. expositio – выставление напоказ, изложение) в искусстве – размещение в музейных и выставочных залах или на открытом воздухе по определенной системе различных художественных произведений, а также памятников материальной культуры, исторических документов. В работе же детского сада экспозиция продуктов детской деятельности позволяет показать родителям продвижение ребенка в освоении образовательной программы, познакомить детей группы и педагогов с личными предпочтениями каждого ребенка, с его хобби и увлечениями. Группа должна быть насыщена поделками, рисунками детей, которые помогают каждому ребенку глубже познать и раскрыть свои возможности и возможности других детей.
  • Папки-эстафеты: «Мы катаемся на…» (фотография)

Родители и дети делятся с нами самыми яркими моментами своего счастья! Малыш весело катается с горы,  научился кататься на роликах или освоил велосипед? Помогают своему ребенку дополнить свой увлекательный рассказ фотографией.

Все педагоги ДОУ должны вести систематическую работу по повышению уровня знаний, умений и навыков  в области сотрудничества с семьей. Взаимодействие детского сада и семьи должно пронизывать всю воспитательно – образовательную работу в ДОУ. Необходимо следить за тем, чтобы педагоги использовали различные формы работы, уделяя внимание совершенствованию практических воспитательных навыков родителей (беседы и другая  работа должны подтверждаться практическими наблюдениями, совместной деятельностью детей и родителей и т.п.)

  • Тренинги для родителей, в ходе которых педагог создает условия для того, чтобы родители не только узнали свои педагогические возможности, но и могли использовать их в конкретных проблемных ситуациях, возникающих в семье;

Упражнение «Психологическая зарядка».

Цель: снятие мышечного напряжения, оптимизация самооценки.

1. Стоя, свести лопатки, улыбнуться, подмигнуть левым глазом, потом - правым, повторить: «Очень я собой горжусь и на многое гожусь!»

2. Положить ладонь на грудь: «Я на свете всех умней!»; вытянуть руки над головой: «Не боюсь я никого!»; повернуть голову вправо: «Чудо как я хороша!»; повернуть голову влево: «Проживу теперь сто лет!»

3. Потирая ладонь о ладонь: «Я принимаю удачу, с каждым днём становлюсь богаче!»

4. Встать на цыпочки, руки сомкнуть в кольцо над головой: «Я решаю любые задачи, со мной всегда любовь и удача!»

5. Руки на бёдрах, делая наклоны в право и влево: «Покой и улыбку всегда берегу, и мне все помогут, и я помогу!»

6. Вытянуть руки вперёд, сжать кулачки, делать вращение руками: «На пути у меня нет преграды, всё получится как надо!»

Упражнение «Пианино»

Цель: включение в работу, снятие накопившегося напряжения.

     Участники садятся по кругу, кладут ладони на колени соседей. Ведущий запускает движение: один хлопок- вправо, два хлопка – влево. Сидящие по бокам продолжают заданный рисунок хлопков.

Упражнение «Музыкальная релаксация»

Цель: снятие мышечных зажимов.

Ведущий: «Сегодня я предлагаю вам потанцевать. Не смущайтесь, не бойтесь! Ваши движения могут быть абсолютно различными. Импровизируйте! Главное – это ощущение свободы, радости от движения в такт музыке. Начали!»

Звучит музыка вальса.

Преимущества инновационных форм взаимодействия ДОУ с семьями воспитанников неоспоримы и многочисленны:

– положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей. Родители уверены в том, что ДОУ всегда поможет им в решении педагогических проблем и в то же время не навредит, поскольку будут учитываться мнение семьи и предложения по взаимодействию с ребенком. Педагоги в свою очередь заручены пониманием со стороны родителей в большинстве проблем (от материальных до хозяйственных и многих других). А в самом большом выигрыше находятся дети, ради которых и осуществляется данное взаимодействие;

– учет индивидуальности ребенка. Педагог, постоянно поддерживая контакт с семьей, знает особенности, привычки своего воспитанника и учитывает их при работе. Что, в свою очередь, ведет к повышению эффективности педагогического процесса;

– возможность родителям самостоятельно выбирать и формировать уже в дошкольном возрасте то направление в развитии и воспитании ребенка, которое они считают нужным. Таким образом, родители начинают понимать ответственность, которую они несут за воспитание детей;

– укрепление внутрисемейных связей, что тоже, к сожалению, является проблемным вопросом в педагогике и психологии на протяжении всех времен;

– возможность реализации единой программы воспитания и развития ребенка в ДОУ и семье.

Чем лучше налажено общение между семьей и группой детского сада, тем большую поддержку получит ребенок, тем вероятнее, что его жизнь в детском саду будет полна впечатлениями, любовью и доверием к окружению, а первый социальный опыт будет успешным.

ЛИТЕРАТУРА

1. Арнаутова Е. П. В гостях у директора: Беседы с руководителем дошкольного учреждения о сотрудничестве с семьей [Текст] / Е. П. Арнаутова. – М.: ООО “Линка-ПРЕСС”, 2012. – 208с.

2. Безрукова, B. C. Педагогика. Проективная педагогика [Текст]: Учеб. пособие. / В. С. Безрукова. – Екатеринбург: Деловая книга, 2006. – 344с.

3. Белухин, Д. А. Основы личностно-ориентированной педагогики [Текст] / Д. А. Белухин. – М.: Изд-во ин-та практич. психологии, 2010. – 320с.

4. Бодалев, А. А. Формирование понятия о другом человеке как личности [Текст] / А. А. Бодалев. – Л.: Прогресс, 2012.-320с.

5. Божович, Л. И. Личность и ее формирование в детском возрасте [Текст] / Л. И. Божович. – М.: Просвещение, 2008. – 464 с.

6. Бондаревская, Е. В. Воспитание как возрождение гражданина, человека культуры и нравственности [Текст] / Е. В. Бондаревская // Опыт разработки концепции воспитания /Отв. ред. Е. В. Бондаревская. – Ростов-на-Дону РОИУУ, 2012. – Ч.1. – С. 11-42.

7. Дрезнина М. Г., Куревина О. А.. Навстречу друг другу [Текст] / М. Г. Дрезнина, О. А. Куревина. – М.: ЛИНКА – ПРЕСС, 2011. – 248 с.

8. Михайленко, Л. Л. Повышение профессионального уровня педагогов в дошкольном образовательном учреждении [Текст] / Л. Л. Михайленко // Методист. – 2011. – №5. – С. 63.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Системная паутинка "Инновационные формы работы ДОУ с семьей"

В Концепции модернизации российского образования сказано: «Исключительная роль в решении задач воспитания принадлежит семье». В соответствии с этим изменилась позиция детского сада в работе с семьей. ...

«Современные инновационные формы работы ДОУ с семьей»

Актуальность темы.   В  связи  с изменениями  экономических и социальных условий  в стране  все  привыкли к тому, что   педагоги в основном  беру...

Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:появлению у родителей интереса к содержанию занятий;возникновение дискуссий по их инициативе;ответы на вопросы р...

Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников

Об эффективности проводимой в дошкольном учреждении работы с родителями свидетельствуют:появлению у родителей интереса к содержанию занятий;возникновение дискуссий по их инициативе;ответы на вопросы р...

Инновационные формы работы ДОО с семьями воспитанников

ИНОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. За поведенческим...

Консультация для педагогов ДОУ «Инновационные формы работы ДОУ с семьями воспитанников»

Семья и детский сад дополняют друг друга, в сочетании друг с другом создают оптимальные условия для вхождения ребёнка в большой мир....