«Современные инновационные формы работы ДОУ с семьей»
методическая разработка (старшая группа) на тему
Актуальность темы. В связи с изменениями экономических и социальных условий в стране все привыкли к тому, что педагоги в основном берут на себя решение воспитательно-образовательных задач. Поэтому родители зачастую пассивны в образовательном процессе, не учатся преодолевать трудности вместе со своим ребенком. Детский сад – счастливое время для них. Наряду с проблемами по нашим наблюдениям, современные родители стали все больше прислушиваться к воспитателям, специалистам, учитывая их мнение; проявлять интерес к содержанию образовательного процесса, к вопросам детской психологии. А это значит, они хотят знать все о своем ребенке. Это побуждает и пед.коллектив наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые востребованные формы сотрудничества с родителями.
Проблема. Перед нашим коллективом встала задача: как изменить общение педагогов с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества. Порой сложности в общении между семьей и ДОУ возникают у нас, когда не совпадают взаимные ожидания или родители проявляют недоверие к воспитателям. Современные инновационные формы обязательно должны решать такие актуальные задачи как:
·Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс (Деловое сотрудничество)
·Повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем основам воспитания
·Гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга.
Для реализации этих задач и исходя из проблем общения с семьями воспитанников, мы избрали формы разностороннего взаимодействия.
1. На протяжении последних лет в детском саду используем такую информационно-аналитическую форму работы как широкое анкетирование родителей по всем разделам воспитания. Большинство анкет авторские, разработанные самими педагогами : «Условия для физического воспитания в семье», «Математика в развитии вашего ребенка», «Формирование познавательной активности детей», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Сайт детского сада».
Актуальность и важность анкетирования. Общение здесь опосредованное, но именно анкетирование становится для нас эффективной формой общения с родителями на сегодняшний день. Основная цель - выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме, изучить проблемы семейного воспитания – влияние различных факторов на воспитание ребенка, особенностей, трудностей, противоречий в воспитании. С другой стороны за счет письменного опроса происходит и повышение педагогической культуры родителей, так как многие вопросы заставляют их по-новому взглянуть на воспитание и развитие ребенка, пересмотреть методы домашнего воспитания, а также подсказывают интересные и необходимые формы работы с ребенком в семье.
Преимущества анкетирования мы видим в том, что оно:
·Позволяет глубоко проникнуть в исследуемый процесс, выявить общие закономерности (например, в анкете «Закаливание ребенка в семье»: те родители, которые не используют основные виды закаливания, отметили своего ребенка частоболеющим).
·Позволяет получить более искренние ответы, чем устный опрос. Выводит родителей на откровенный разговор.
·Информация в анкетах более непосредственная, конкретная, полная и яркая.
·Позволяет быстро, за один день получить комплексную информацию о всех семьях в группе для построения индивидуальной работы с родителями, оказания дифференцированной помощи.
Виды анкетирования мы подразделяем на воспитательные, диагностические и оценивающие. Пример оценивающей анкеты - «Сайт детского сада», из которых мы узнали: 90% родителей посещают наш сайт ежемесячно, многие еженедельно; для 100% родителей актуальна тематика консультаций на сайте; 20% семей - пожелали видеть больше фоторепортажей о мероприятиях; 5% - пожелали сделать онлайн - трансляцию в каждой группе в реальное время и больше видеорепортажей. Самое главное — вся информация на сайте востребована ими, а значит, мы будем стараться сделать ее еще интереснее.
При составлении анкет мы исходим из следующих требований: соблюдать последовательность в постановке вопросов, начинать с простых вопросов с постепенным их усложнением, формулировать их так, чтобы один логически вытекал из другого. Например: «Испытываете ли вы какие-нибудь трудности в трудовом воспитании ребенка?» - «Если да, то в чем выражается трудность?» Обдуманная последовательность вопросов позволяет получить более полную информацию. Для получения достоверных данных мы включаем дополнительные контрольные вопросы, которые задаем не сразу. Например: сначала спрашивали: «Какие постоянные обязанности ребенок выполняет в семье?» Затем последовательно задавали еще несколько вопросов, а потом вновь спрашивали: «Выполняет ли ребенок эти обязанности постоянно или эпизодически?» И действительно, последовательные вопросы уточняли ответы родителей. В заключение анкетирования делается педагогический анализ полученных данных, где мы педагоги выделяем для себя родителей с образовательными потребностями, а также семьи с положительным опытом воспитания. Примеры авторских анкет:
Анкета
«Трудовое воспитание ребенка в семье»
Цель: выявление условий и трудностей в организации трудовой деятельности ребенка в семье
1. Имеет ли ваш ребенок трудовые обязанности по дому? ( Да, нет)
2. Какие виды труда, поручений вы организуете дома для ребенка?
3.Какое место вы отводите трудовому воспитанию ребенка дома? Расставьте приоритеты по местам (физическое, трудовое, интеллектуальное, нравственное):
1 место - 2 место -
3 место - 4 место -
4.Всегда ли охотно, с удовольствием выполняет ваши поручения ?
Доводит ли начатое дело до конца?
5.От чего, по-вашему, будет зависеть результат трудового поручения ребенка?
6.Кто обычно из членов семьи руководит трудом ребенка?
7.Какие качества личности вы желаете воспитать у ребенка в труде?
8.Испытываете ли вы трудности в организации трудового воспитания ребенка в семье? Поделитесь, какие?
9.Интересно ли вам узнать об опыте трудового воспитания детей других родителей
Анкета
« Сайт детского сада»
Цель: статистика посещаемости сайта, выявление потребностей родителей в дополнительной информации.
1. Посещаете ли вы сайт детского сада ? ( Да ; нет)
2. Если посещаете, то как часто? ( 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в год)
3. С какой целью заходите на сайт ?
( Посмотреть новости, фото-галерею или интересна вся информация ?)
4. Какие разделы сайта вам особенно интересны
5. В какой дополнительной информации на нашем сайте вы нуждаетесь ?
6. Нужны ли консультации специалистов ?
7. Актуальны ли для вас темы консультаций для родителей ?
8. Ваши пожелания по наполнению сайта детского сада.
Результативность. Для нас любые ответы родителей очень ценны и являются как своеобразной диагностикой семей, так и оценкой нашей работы. Получив реальную картину данных, воспитатели определяют и вырабатывают тактику общения с каждым родителем и ребенком. Например, после проведения анкетирования о закаливании, мы узнали, что эта проблема актуальна для 65% родителей - они пожелали конкретнее узнать о доступных его видах. Сразу были сделаны памятки. Родители были очень благодарны. Результатом этой работы явилось – снижение уровня заболеваемости детей в старших группах. Также, исходя из результатов анкетирования выявлено примерно 60% семей, испытывающих трудности в разных вопросах воспитания.
·2. Еще одной из инновационных форм работы с родителями считаем – обмен опытом семейного воспитания на семейном клубе «Диалог» (через рассказы-размышления, фото-презентации опыта, решение педагогических задач и игровую деятельность с родителями). Проблема, с которой мы столкнулись до открытия клуба: лекционная форма взаимодействия с семьями родителями не воспринимается, сложность «вхождения в семью» для выяснения картины семейного воспитания.
Актуальность. Сегодня молодые родители, не имеющие зачастую жизненного опыта, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания своих детей. С целью повышения социально-педагогической культуры родителей и организации взаимообмена опытом воспитания детей в семье был организован семейный клуб «Диалог» для родителей старших групп. Почему «диалог»? Раньше при общении с родителями преобладал зачастую только монолог со стороны воспитателя (лекции, консультации, наставления). На обратную связь родители выходили неохотно. Поэтому нам необходимо было отказаться от монолога в пользу диалога. Было принято решение: на заседаниях этого клуба организовать накопление и систематизацию положительного опыта семейного воспитания для последующего обмена им. Конечно, данная форма требует от воспитателя более тщательной и длительной подготовки, чтобы активизировать родителей. Основное правило: воспитатель должен быть хорошо осведомлен в области дошкольной педагогики и детской психологии, что вызовет доверие родителей. Мы заметили, что неформальные доверительные отношения установятся с родителями при условии, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. В ходе самого заседания важно проявлять им свою заинтересованность и доброжелательность. Преимущества клуба «Диалог»: это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; это укрепление внутрисемейных связей; это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений; это возможность обмена информацией между родителями из собственного семейного опыта общения с детьми. Важно то, что работа клуба основана на принципе добровольности. В каждом квартале планируется по 1 встрече, также предполагаются и внеплановые заседания. В содержание программы клуба мы включили такие формы трансляции собственного педагогического опыта как:
- рассказывание из опыта семейного воспитания (можно по плану-схеме),
- решение педагогических задач, проблемных ситуаций (имеется картотека задач),
- игры-рассказы родителей (в кругу), практикумы,
- совместные спортивные досуги,
- презентации опыта семейного воспитания по актуальным сторонам развития ребенка под названием «Семейное воспитание со всех сторон» с помощью фото-альбома, фото-альманаха, мультимедийной презентации на общих собраниях, конференциях, а также через сайт детского сада в рубрике «Методическая копилка» - для родителей.
Таким образом, работа клуба строится по двум направлениям: информационно - просветительское и практическое. Выбор тематики работы клуба перекликается с годовыми задачами детского сада, с запросами родителей по результатам анкетирования. Например, из анкет «Трудовое воспитание в семье» стало ясно, что 50% родителей испытывают трудности в организации трудовой деятельности ребенка дома, и им интересно узнать про опыт трудового воспитания других родителей. Поэтому на первое заседание клуба была взята именно эта тема. Стараемся брать на обсуждение злободневные проблемные темы, чтобы родители провели 1 час в детском саду интересно и с пользой. Поделимся некоторыми интересными приемами общения с родителями в рамках работы семейного клуба «Диалог» в настоящем учебном году.
Для сплочения родителей клуба в сентябре был проведен совместный спортивный досуг на воздухе «Быстрее, дальше, сильнее!» Здесь родители вместе с детьми имели возможность сблизиться с детьми в играх, в эстафетах, познакомиться с программой физ. воспитания дошкольников на практике.
А уже в октябре прошло I заседание клуба на тему: « Обмен опытом трудового воспитания детей в семье». Исходя из результатов анкетирования, была выявлена проблема: не всегда родители уделяют должное внимание трудовому воспитанию, не знают, как организовать детский труд, не совсем еще они делают все правильно. Родителей очень трудно разговорить на общих встречах. Такой вопрос как «Поделитесь опытом, как в семье организована трудовая деятельность ребенка?» заставляет их долго думать. Поэтому мы придумали такую форму общения, как «Расскажи по плану - схеме». Это наглядные карты, мотивирующие родителей на рассказ.
Схема 1. « Воспитываем трудом»
Какие трудовые обязанности есть у ребенка в семье
| Что делает для других? | С удовольствием выполняет поручения или с неохотой ? | Один или с родителями трудится? | Имеет ли место труд в природе? | Как и кто руководит трудом ребенка? | Ценность Совместной трудовой деятельности для вас | Испытываете ли вы трудности в организации детского труда, поручений? |
|
1 |
|
! |
|
Такие схемы-подсказки используем и для разговора на другие темы, например,
Схема 2. «Слагаемые здоровья в семье»
Виды и формы физического воспитания в семье
| Оборудование физ. уголка | Как часто занимается ребенок? | Один или с родителями? | Виды закаливания в семье? | Результаты таких занятий |
|
≈ |
1
| ! |
Слушая такие рассказы из опыта семейного воспитания, наши родители берут друг у друга много полезного. Если и схемы не выводят родителей на разговор, можно предложить видео просмотры из жизни детей в детском саду с комментариями воспитателей. Также для создания доверительной атмосферы клуба воспитатель может начать беседу с похвалы детей в различных видах труда из своих наблюдений.
Также на этом заседании предлагали родителям игры в кругу, когда родитель говорит по одному предложению на заданный вопрос. Например: « Изюминки вашего похода к трудовому воспитанию», «Как привлечь ребенка к труду?», игра «Хорошо-плохо» (Когда ребенок выполняет какое-то поручение самостоятельно), «Доступно-недоступно» (разбор поручений с учетом возраста). Для более глубокого рассмотрения проблемы предлагалось родителям решить педагогические задачи, проблемные ситуации. По окончании заседания воспитатель дает заключительные рекомендации. Например, как изготовить для ребенка дома «Трудовые часы»; а также раздает памятки.
После обмена и обобщения опыта семейного воспитания родители достигают единой точки зрения по проблеме. На втором заседании семейного клуба рассматривались другие актуальные темы, по которым родители могли поделиться опытом семейного воспитания по такой же схеме и в таких практических формах общения. После нескольких таких заседаний по обмену опытом было принято решение: выявить положительный и передовой опыт семейного воспитания, систематизировать его через фото-материалы родителей и сделать к следующей встрече фото-альманах по различным рубрикам для последующего обмена опытом на общих собраниях. Согласились на это предложение многие семьи, быстро и активно собрав семейные фотографии.
После заседаний клуба диалог на общем родительском собрании состоялась фото-презентация опыта семейного воспитания по таким рубрикам:
-«Играя, развиваем»: «Игровой уголок мальчика», «Игровой уголок девочки»
- « Воспитываем трудом»
- «Слагаемые физического воспитания в семье»
- «Когда папы воспитывают»
- «Отдыхаем активно»
Были отмечены семьи с большим воспитательным потенциалом, информация от которых была интересна и полезна другим родителям. К общему собранию оформлен и фото-альбом « Опыт семейного воспитания», где представлен опыт воспитания 10 семей, имеется электронная фото-презентация этого большого опыта. На этом собрании было принято решение: разместить интересный положительный опыт семейного воспитания на сайте детского сада. Из результатов анкетирования («Сайт детского сада») выяснилось, что родители нуждаются в различных дополнительных консультациях на сайте, часто заходят в «Методическую копилку» - для родителей.
Считаем, что семейный клуб, как форма обмена опытом – позволяет достичь гуманно-личностного подхода к общению с семьями, уважения эксклюзивного образа жизни семей, достичь доверия потенциалу семьи. Перспективы работы клуба видим в том, что родители станут теснее общаться между собой, выявится передовой опыт семейного воспитания, который подхватят и другие родители, повысится потенциал внутреннего роста родителя.
Вывод: постепенно наши родители превращаются из «наблюдателей» и зрителей в активных участников жизни своего ребенка, наших помощников. Рождается атмосфера взаимоуважения.
Результативность введения новых форм работы с родителями. На основании опроса воспитателей всех групп в этом году были получены сведения об активности родителей.
Динамика «включенности» родителей в образовательный процесс
Группа | Кол-во семей | Активные родители | Исполнительные | Родители-наблюдатели
| |||
|
| Октябрь | Февраль | Октябрь | Февраль | Октябрь | февраль |
Младшая | 28 | 18% (5) | 32% (9) | 32% (9) | 50% (14) | 50% (14) | 18% (5) |
Средняя | 28 | 17% (4) | 21% (6) | 33% (10) | 57% (16) | 50% (14) | 21% (6) |
Старшая | 27 | 16% (4) | 52% (14) | 25% (7) | 74% (20) | 59% (16) | 22%(6) |
Подготовительная | 26 | 23% (6) | 40% (11) | 38% (10) | 45% (12) | 38% (10) | 15% (3) |
Всего | 109 | 18% | 37% | 32% | 56% | 46% | 19% |
Вывод: Число активных родителей увеличилось на 19%, а число родителей - наблюдателей резко снизилось на 27%. Значит, мы используем эффективные формы работы с ними.
Литература:
1. Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации, ТЦ Сфера, М..2009
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_formy_raboty_s_semey.doc | 87 КБ |
Предварительный просмотр:
Опыт работы по взаимодействию с родителями
Воспитателя Жирновой Валентины Степановны
На тему: «Современные инновационные формы работы ДОУ с семьей»
Актуальность темы. В связи с изменениями экономических и социальных условий в стране все привыкли к тому, что педагоги в основном берут на себя решение воспитательно-образовательных задач. Поэтому родители зачастую пассивны в образовательном процессе, не учатся преодолевать трудности вместе со своим ребенком. Детский сад – счастливое время для них. Наряду с проблемами по нашим наблюдениям, современные родители стали все больше прислушиваться к воспитателям, специалистам, учитывая их мнение; проявлять интерес к содержанию образовательного процесса, к вопросам детской психологии. А это значит, они хотят знать все о своем ребенке. Это побуждает и пед.коллектив наиболее полно использовать весь педагогический потенциал традиционных форм взаимодействия с семьей и искать новые востребованные формы сотрудничества с родителями.
Проблема. Перед нашим коллективом встала задача: как изменить общение педагогов с родителями, сделав их партнерами, как вывести их на доверительный разговор, повысить степень включенности родителей в образовательный процесс, используя большой их воспитательный потенциал и найти новые формы сотрудничества. Порой сложности в общении между семьей и ДОУ возникают у нас, когда не совпадают взаимные ожидания или родители проявляют недоверие к воспитателям. Современные инновационные формы обязательно должны решать такие актуальные задачи как:
- Активное включение родителей в воспитательно-образовательный процесс (Деловое сотрудничество)
- Повышение педагогической компетентности и воспитательной культуры родителей по всем основам воспитания
- Гармонизация детско-родительских взаимоотношений, оказание помощи в организации семейного досуга.
Для реализации этих задач и исходя из проблем общения с семьями воспитанников, мы избрали формы разностороннего взаимодействия.
1. На протяжении последних лет в детском саду используем такую информационно-аналитическую форму работы как широкое анкетирование родителей по всем разделам воспитания. Большинство анкет авторские, разработанные самими педагогами : «Условия для физического воспитания в семье», «Математика в развитии вашего ребенка», «Формирование познавательной активности детей», «Трудовое воспитание ребенка в семье», «Сайт детского сада».
Актуальность и важность анкетирования. Общение здесь опосредованное, но именно анкетирование становится для нас эффективной формой общения с родителями на сегодняшний день. Основная цель - выявить основные тенденции во мнениях родителей по обсуждаемой проблеме, изучить проблемы семейного воспитания – влияние различных факторов на воспитание ребенка, особенностей, трудностей, противоречий в воспитании. С другой стороны за счет письменного опроса происходит и повышение педагогической культуры родителей, так как многие вопросы заставляют их по-новому взглянуть на воспитание и развитие ребенка, пересмотреть методы домашнего воспитания, а также подсказывают интересные и необходимые формы работы с ребенком в семье.
Преимущества анкетирования мы видим в том, что оно:
- Позволяет глубоко проникнуть в исследуемый процесс, выявить общие закономерности (например, в анкете «Закаливание ребенка в семье»: те родители, которые не используют основные виды закаливания, отметили своего ребенка частоболеющим).
- Позволяет получить более искренние ответы, чем устный опрос. Выводит родителей на откровенный разговор.
- Информация в анкетах более непосредственная, конкретная, полная и яркая.
- Позволяет быстро, за один день получить комплексную информацию о всех семьях в группе для построения индивидуальной работы с родителями, оказания дифференцированной помощи.
Виды анкетирования мы подразделяем на воспитательные, диагностические и оценивающие. Пример оценивающей анкеты - «Сайт детского сада», из которых мы узнали: 90% родителей посещают наш сайт ежемесячно, многие еженедельно; для 100% родителей актуальна тематика консультаций на сайте; 20% семей - пожелали видеть больше фоторепортажей о мероприятиях; 5% - пожелали сделать онлайн - трансляцию в каждой группе в реальное время и больше видеорепортажей. Самое главное — вся информация на сайте востребована ими, а значит, мы будем стараться сделать ее еще интереснее.
При составлении анкет мы исходим из следующих требований: соблюдать последовательность в постановке вопросов, начинать с простых вопросов с постепенным их усложнением, формулировать их так, чтобы один логически вытекал из другого. Например: «Испытываете ли вы какие-нибудь трудности в трудовом воспитании ребенка?» - «Если да, то в чем выражается трудность?» Обдуманная последовательность вопросов позволяет получить более полную информацию. Для получения достоверных данных мы включаем дополнительные контрольные вопросы, которые задаем не сразу. Например: сначала спрашивали: «Какие постоянные обязанности ребенок выполняет в семье?» Затем последовательно задавали еще несколько вопросов, а потом вновь спрашивали: «Выполняет ли ребенок эти обязанности постоянно или эпизодически?» И действительно, последовательные вопросы уточняли ответы родителей. В заключение анкетирования делается педагогический анализ полученных данных, где мы педагоги выделяем для себя родителей с образовательными потребностями, а также семьи с положительным опытом воспитания. Примеры авторских анкет:
Анкета
«Трудовое воспитание ребенка в семье»
Цель: выявление условий и трудностей в организации трудовой деятельности ребенка в семье
1. Имеет ли ваш ребенок трудовые обязанности по дому? ( Да, нет)
2. Какие виды труда, поручений вы организуете дома для ребенка?
3.Какое место вы отводите трудовому воспитанию ребенка дома? Расставьте приоритеты по местам (физическое, трудовое, интеллектуальное, нравственное):
1 место - 2 место -
3 место - 4 место -
4.Всегда ли охотно, с удовольствием выполняет ваши поручения ?
Доводит ли начатое дело до конца?
5.От чего, по-вашему, будет зависеть результат трудового поручения ребенка?
6.Кто обычно из членов семьи руководит трудом ребенка?
7.Какие качества личности вы желаете воспитать у ребенка в труде?
8.Испытываете ли вы трудности в организации трудового воспитания ребенка в семье? Поделитесь, какие?
9.Интересно ли вам узнать об опыте трудового воспитания детей других родителей
Анкета
« Сайт детского сада»
Цель: статистика посещаемости сайта, выявление потребностей родителей в дополнительной информации.
1. Посещаете ли вы сайт детского сада ? ( Да ; нет)
2. Если посещаете, то как часто? ( 1 раз в неделю, 1 раз в месяц, 1 раз в год)
3. С какой целью заходите на сайт ?
( Посмотреть новости, фото-галерею или интересна вся информация ?)
4. Какие разделы сайта вам особенно интересны
5. В какой дополнительной информации на нашем сайте вы нуждаетесь ?
6. Нужны ли консультации специалистов ?
7. Актуальны ли для вас темы консультаций для родителей ?
8. Ваши пожелания по наполнению сайта детского сада.
Результативность. Для нас любые ответы родителей очень ценны и являются как своеобразной диагностикой семей, так и оценкой нашей работы. Получив реальную картину данных, воспитатели определяют и вырабатывают тактику общения с каждым родителем и ребенком. Например, после проведения анкетирования о закаливании, мы узнали, что эта проблема актуальна для 65% родителей - они пожелали конкретнее узнать о доступных его видах. Сразу были сделаны памятки. Родители были очень благодарны. Результатом этой работы явилось – снижение уровня заболеваемости детей в старших группах. Также, исходя из результатов анкетирования выявлено примерно 60% семей, испытывающих трудности в разных вопросах воспитания.
- 2. Еще одной из инновационных форм работы с родителями считаем – обмен опытом семейного воспитания на семейном клубе «Диалог» (через рассказы-размышления, фото-презентации опыта, решение педагогических задач и игровую деятельность с родителями). Проблема, с которой мы столкнулись до открытия клуба: лекционная форма взаимодействия с семьями родителями не воспринимается, сложность «вхождения в семью» для выяснения картины семейного воспитания.
Актуальность. Сегодня молодые родители, не имеющие зачастую жизненного опыта, нуждаются в приобретении практических навыков воспитания своих детей. С целью повышения социально-педагогической культуры родителей и организации взаимообмена опытом воспитания детей в семье был организован семейный клуб «Диалог» для родителей старших групп. Почему «диалог»? Раньше при общении с родителями преобладал зачастую только монолог со стороны воспитателя (лекции, консультации, наставления). На обратную связь родители выходили неохотно. Поэтому нам необходимо было отказаться от монолога в пользу диалога. Было принято решение: на заседаниях этого клуба организовать накопление и систематизацию положительного опыта семейного воспитания для последующего обмена им. Конечно, данная форма требует от воспитателя более тщательной и длительной подготовки, чтобы активизировать родителей. Основное правило: воспитатель должен быть хорошо осведомлен в области дошкольной педагогики и детской психологии, что вызовет доверие родителей. Мы заметили, что неформальные доверительные отношения установятся с родителями при условии, если воспитатели уделяют достаточное внимание педагогическому содержанию мероприятия. В ходе самого заседания важно проявлять им свою заинтересованность и доброжелательность. Преимущества клуба «Диалог»: это положительный эмоциональный настрой педагогов и родителей на совместную работу по воспитанию детей; это укрепление внутрисемейных связей; это возможность учета типа семьи и стиля семейных отношений; это возможность обмена информацией между родителями из собственного семейного опыта общения с детьми. Важно то, что работа клуба основана на принципе добровольности. В каждом квартале планируется по 1 встрече, также предполагаются и внеплановые заседания. В содержание программы клуба мы включили такие формы трансляции собственного педагогического опыта как:
- рассказывание из опыта семейного воспитания (можно по плану-схеме),
- решение педагогических задач, проблемных ситуаций (имеется картотека задач),
- игры-рассказы родителей (в кругу), практикумы,
- совместные спортивные досуги,
- презентации опыта семейного воспитания по актуальным сторонам развития ребенка под названием «Семейное воспитание со всех сторон» с помощью фото-альбома, фото-альманаха, мультимедийной презентации на общих собраниях, конференциях, а также через сайт детского сада в рубрике «Методическая копилка» - для родителей.
Таким образом, работа клуба строится по двум направлениям: информационно - просветительское и практическое. Выбор тематики работы клуба перекликается с годовыми задачами детского сада, с запросами родителей по результатам анкетирования. Например, из анкет «Трудовое воспитание в семье» стало ясно, что 50% родителей испытывают трудности в организации трудовой деятельности ребенка дома, и им интересно узнать про опыт трудового воспитания других родителей. Поэтому на первое заседание клуба была взята именно эта тема. Стараемся брать на обсуждение злободневные проблемные темы, чтобы родители провели 1 час в детском саду интересно и с пользой. Поделимся некоторыми интересными приемами общения с родителями в рамках работы семейного клуба «Диалог» в настоящем учебном году.
Для сплочения родителей клуба в сентябре был проведен совместный спортивный досуг на воздухе «Быстрее, дальше, сильнее!» Здесь родители вместе с детьми имели возможность сблизиться с детьми в играх, в эстафетах, познакомиться с программой физ. воспитания дошкольников на практике.
А уже в октябре прошло I заседание клуба на тему: « Обмен опытом трудового воспитания детей в семье». Исходя из результатов анкетирования, была выявлена проблема: не всегда родители уделяют должное внимание трудовому воспитанию, не знают, как организовать детский труд, не совсем еще они делают все правильно. Родителей очень трудно разговорить на общих встречах. Такой вопрос как «Поделитесь опытом, как в семье организована трудовая деятельность ребенка?» заставляет их долго думать. Поэтому мы придумали такую форму общения, как «Расскажи по плану - схеме». Это наглядные карты, мотивирующие родителей на рассказ.
Схема 1. « Воспитываем трудом»
Какие трудовые обязанности есть у ребенка в семье | Что делает для других? | С удовольствием выполняет поручения или с неохотой ? | Один или с родителями трудится? | Имеет ли место труд в природе? | Как и кто руководит трудом ребенка? | Ценность Совместной трудовой деятельности для вас | Испытываете ли вы трудности в организации детского труда, поручений? |
1 | ! |
Такие схемы-подсказки используем и для разговора на другие темы, например,
Схема 2. «Слагаемые здоровья в семье»
Виды и формы физического воспитания в семье | Оборудование физ. уголка | Как часто занимается ребенок? | Один или с родителями? | Виды закаливания в семье? | Результаты таких занятий |
≈ | 1 | ! |
Слушая такие рассказы из опыта семейного воспитания, наши родители берут друг у друга много полезного. Если и схемы не выводят родителей на разговор, можно предложить видео просмотры из жизни детей в детском саду с комментариями воспитателей. Также для создания доверительной атмосферы клуба воспитатель может начать беседу с похвалы детей в различных видах труда из своих наблюдений.
Также на этом заседании предлагали родителям игры в кругу, когда родитель говорит по одному предложению на заданный вопрос. Например: « Изюминки вашего похода к трудовому воспитанию», «Как привлечь ребенка к труду?», игра «Хорошо-плохо» (Когда ребенок выполняет какое-то поручение самостоятельно), «Доступно-недоступно» (разбор поручений с учетом возраста). Для более глубокого рассмотрения проблемы предлагалось родителям решить педагогические задачи, проблемные ситуации. По окончании заседания воспитатель дает заключительные рекомендации. Например, как изготовить для ребенка дома «Трудовые часы»; а также раздает памятки.
После обмена и обобщения опыта семейного воспитания родители достигают единой точки зрения по проблеме. На втором заседании семейного клуба рассматривались другие актуальные темы, по которым родители могли поделиться опытом семейного воспитания по такой же схеме и в таких практических формах общения. После нескольких таких заседаний по обмену опытом было принято решение: выявить положительный и передовой опыт семейного воспитания, систематизировать его через фото-материалы родителей и сделать к следующей встрече фото-альманах по различным рубрикам для последующего обмена опытом на общих собраниях. Согласились на это предложение многие семьи, быстро и активно собрав семейные фотографии.
После заседаний клуба диалог на общем родительском собрании состоялась фото-презентация опыта семейного воспитания по таким рубрикам:
-«Играя, развиваем»: «Игровой уголок мальчика», «Игровой уголок девочки»
- « Воспитываем трудом»
- «Слагаемые физического воспитания в семье»
- «Когда папы воспитывают»
- «Отдыхаем активно»
Были отмечены семьи с большим воспитательным потенциалом, информация от которых была интересна и полезна другим родителям. К общему собранию оформлен и фото-альбом « Опыт семейного воспитания», где представлен опыт воспитания 10 семей, имеется электронная фото-презентация этого большого опыта. На этом собрании было принято решение: разместить интересный положительный опыт семейного воспитания на сайте детского сада. Из результатов анкетирования («Сайт детского сада») выяснилось, что родители нуждаются в различных дополнительных консультациях на сайте, часто заходят в «Методическую копилку» - для родителей.
Считаем, что семейный клуб, как форма обмена опытом – позволяет достичь гуманно-личностного подхода к общению с семьями, уважения эксклюзивного образа жизни семей, достичь доверия потенциалу семьи. Перспективы работы клуба видим в том, что родители станут теснее общаться между собой, выявится передовой опыт семейного воспитания, который подхватят и другие родители, повысится потенциал внутреннего роста родителя.
Вывод: постепенно наши родители превращаются из «наблюдателей» и зрителей в активных участников жизни своего ребенка, наших помощников. Рождается атмосфера взаимоуважения.
Результативность введения новых форм работы с родителями. На основании опроса воспитателей всех групп в этом году были получены сведения об активности родителей.
Динамика «включенности» родителей в образовательный процесс
Группа | Кол-во семей | Активные родители | Исполнительные | Родители-наблюдатели | |||
Октябрь | Февраль | Октябрь | Февраль | Октябрь | февраль | ||
Младшая | 28 | 18% (5) | 32% (9) | 32% (9) | 50% (14) | 50% (14) | 18% (5) |
Средняя | 28 | 17% (4) | 21% (6) | 33% (10) | 57% (16) | 50% (14) | 21% (6) |
Старшая | 27 | 16% (4) | 52% (14) | 25% (7) | 74% (20) | 59% (16) | 22%(6) |
Подготовительная | 26 | 23% (6) | 40% (11) | 38% (10) | 45% (12) | 38% (10) | 15% (3) |
Всего | 109 | 18% | 37% | 32% | 56% | 46% | 19% |
Вывод: Число активных родителей увеличилось на 19%, а число родителей - наблюдателей резко снизилось на 27%. Значит, мы используем эффективные формы работы с ними.
Литература:
- Козлова А.В., Дешеулина Р.П. Работа ДОУ с семьей. Методические рекомендации, ТЦ Сфера, М..2009