Инновационные формы работы ДОО с семьями воспитанников
консультация по теме

Капустина Вероника Ринатовна

  ИНОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ 

Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

·          формировать представления об этапах развития личности ребенка;

·         выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

·        информационно – аналитическая;

·        досуговая;

·        познавательная

·        наглядно – информационная.                               

                           Информационно – аналитическая.                                        

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде

·        тестов,

·        опросников,

·        анкетирования,

·        социологических срезов,

·        интервьюирования,

·        «почтовых ящиков».

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

 

Досуговая

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения,

·        досуги,

·        семейные конкурсы

·        выставки

·        выпуски семейных газет

·        коллекций и тематических альбомов

·        совместные походы и экскурсии

·        «дни общения»; он-лайн общение с родителями посредством

           интернет сайта

·        «посиделки»

Познавательная.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической  гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрываний проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать

·        «круглый стол»,

·        групповые дискуссии,

·        конструктивные споры,

·        вербальные дискуссии.

                            

Наглядно- информационные.

Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя:

·        родительские уголки,

·        папки- передвижки,

·        групповые альбомы,

·        библиотечки для родителей,

·        родительскую почту  «Вы спрашиваете - мы отвечаем»,

·        советы, рекомендации,

·        памятки для родителей,

·        информационные бюллетени,

·        тематические и адресные листовки проблемного характера.

·        организация работы семейных клубов

Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Можно организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

   Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.  Для более эффективной работы с родителями нужно постоянно расширять рамки сотрудничества и организовывать взаимодействие  с семьями воспитанников  в неформальной обстановке с применением инновационных форм. К примеру «Клубы по интересам».

• «В мире развивающих игр»

• «Секреты общения»

• «Красота и здоровье»

• «Семейная гостиная»

Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.  Основными целями работы семейных клубов являются: 

• объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей; 

• повышение педагогической компетенции родителей;

• обмен опытом семейного воспитания;

• укрепление детско-родительских отношений;

• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: 

• круглый стол;

• тренинг;

• практикум;

• решение педагогических ситуаций;

• обмен опытом семейного воспитания;

• видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;

• организация совместной деятельности детей и родителей.

Дни сотрудничества – эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей.

 Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу  начинают активисты – родители, затем в нее включаются врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.

Цели общения познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых узкими специалистами. В гостевой книге сайта детского сада любой родитель может задать интересующийся его вопрос и в течение некоторого времени получит на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета.

Оформление летописи – познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе. Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол. Данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома.  И, наоборот, педагог узнаёт каков бывает воспитанник дома.

Дискуссионные качели - рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения. Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций –  «за» и «против». Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: подводит итог дискуссии. В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.

   Таким образом, ориентируясь на гуманистический  подход, меняется традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие,  раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем,  помогает гармонизировать их отношения.

1. Калинина Ю. В.  «Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода   работы детского сада и семьи» г. Челябинск 2011г.

2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» М – 2005г.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»  2005г.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dokument_microsoft_office_word.docx25.83 КБ

Предварительный просмотр:

    Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?

  •   формировать представления об этапах развития личности ребенка;
  •  выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.

Существует четыре формы организации работы с родителями:

  • информационно – аналитическая;
  • досуговая;
  • познавательная
  • наглядно – информационная.                               

                           Информационно – аналитическая.                                        

Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде

  • тестов,
  • опросников,
  • анкетирования,
  • социологических срезов,
  • интервьюирования,
  • «почтовых ящиков».

                                        

Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.

Досуговая

Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения,

  • досуги,
  • семейные конкурсы
  • выставки
  • выпуски семейных газет
  • коллекций и тематических альбомов
  • совместные походы и экскурсии
  • «дни общения»; он-лайн общение с родителями посредством

           интернет сайта

  • «посиделки»

Познавательная.

Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической  гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрываний проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать

  • «круглый стол»,
  • групповые дискуссии,
  • конструктивные споры,
  • вербальные дискуссии.

                              

Наглядно- информационные.

Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя:

  • родительские уголки,
  • папки- передвижки,
  • групповые альбомы,
  • библиотечки для родителей,
  • родительскую почту  «Вы спрашиваете - мы отвечаем»,
  • советы, рекомендации,
  • памятки для родителей,
  • информационные бюллетени,
  • тематические и адресные листовки проблемного характера.
  • организация работы семейных клубов

Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Можно организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.

   Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи.  Для более эффективной работы с родителями нужно постоянно расширять рамки сотрудничества и организовывать взаимодействие  с семьями воспитанников  в неформальной обстановке с применением инновационных форм. К примеру «Клубы по интересам».

 «В мире развивающих игр»

 «Секреты общения»

 «Красота и здоровье»

 «Семейная гостиная»

Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей.  Основными целями работы семейных клубов являются: 

 объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей; 

 повышение педагогической компетенции родителей;

 обмен опытом семейного воспитания;

 укрепление детско-родительских отношений;

 предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.

Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач: 

 круглый стол;

 тренинг;

 практикум;

 решение педагогических ситуаций;

 обмен опытом семейного воспитания;

 видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;

 организация совместной деятельности детей и родителей.

Дни сотрудничества – эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей.

 Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу  начинают активисты – родители, затем в нее включаются врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.

Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.

Цели общения познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.

В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых узкими специалистами. В гостевой книге сайта детского сада любой родитель может задать интересующийся его вопрос и в течение некоторого времени получит на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета.

Оформление летописи – познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе. Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол. Данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома.  И, наоборот, педагог узнаёт каков бывает воспитанник дома.

Дискуссионные качели - рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения. Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций –  «за» и «против». Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: подводит итог дискуссии. В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.

   Таким образом, ориентируясь на гуманистический  подход, меняется традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие,  раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем,  помогает гармонизировать их отношения.

       

1. Калинина Ю. В.  «Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода   работы детского сада и семьи» г. Челябинск 2011г.

2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» М – 2005г.

3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ»  2005г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"

В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...

Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО

В презентации представлен опыт работы с родителями....

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...

Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.

1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...

Статья "Инновационные формы сотрудничества с семьями воспитанников"

Статья, в которой описан опыт работы по взаимодействию с родителями...

инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников -квест игра "Загадай-ка".

Вовлечение родителей,как субъектов образовательного процесса, в педагогический процесс в ДОУ - одна из задач определеннных ФГОС ДО В данной статье представлен один из способов решения данной задачи....

Обобщение опыта работы «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников»

Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем.Задача педагогов детского сада — поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою оч...