Инновационные формы работы ДОО с семьями воспитанников
консультация по теме
ИНОВАЦИОННЫЕ ФОРМЫ РАБОТЫ ДОУ С СЕМЬЯМИ ВОСПИТАННИКОВ
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?
· формировать представления об этапах развития личности ребенка;
· выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Существует четыре формы организации работы с родителями:
· информационно – аналитическая;
· досуговая;
· познавательная
· наглядно – информационная.
Информационно – аналитическая.
Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде
· тестов,
· опросников,
· анкетирования,
· социологических срезов,
· интервьюирования,
· «почтовых ящиков».
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
Досуговая
Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения,
· досуги,
· семейные конкурсы
· выставки
· выпуски семейных газет
· коллекций и тематических альбомов
· совместные походы и экскурсии
· «дни общения»; он-лайн общение с родителями посредством
интернет сайта
· «посиделки»
Познавательная.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрываний проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать
· «круглый стол»,
· групповые дискуссии,
· конструктивные споры,
· вербальные дискуссии.
Наглядно- информационные.
Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя:
· родительские уголки,
· папки- передвижки,
· групповые альбомы,
· библиотечки для родителей,
· родительскую почту «Вы спрашиваете - мы отвечаем»,
· советы, рекомендации,
· памятки для родителей,
· информационные бюллетени,
· тематические и адресные листовки проблемного характера.
· организация работы семейных клубов
Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Можно организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.
Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи. Для более эффективной работы с родителями нужно постоянно расширять рамки сотрудничества и организовывать взаимодействие с семьями воспитанников в неформальной обстановке с применением инновационных форм. К примеру «Клубы по интересам».
• «В мире развивающих игр»
• «Секреты общения»
• «Красота и здоровье»
• «Семейная гостиная»
Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейных клубов являются:
• объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
• повышение педагогической компетенции родителей;
• обмен опытом семейного воспитания;
• укрепление детско-родительских отношений;
• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
• круглый стол;
• тренинг;
• практикум;
• решение педагогических ситуаций;
• обмен опытом семейного воспитания;
• видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
• организация совместной деятельности детей и родителей.
Дни сотрудничества – эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей.
Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.
Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Цели общения познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых узкими специалистами. В гостевой книге сайта детского сада любой родитель может задать интересующийся его вопрос и в течение некоторого времени получит на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета.
Оформление летописи – познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе. Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол. Данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома. И, наоборот, педагог узнаёт каков бывает воспитанник дома.
Дискуссионные качели - рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения. Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: подводит итог дискуссии. В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.
Таким образом, ориентируясь на гуманистический подход, меняется традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения.
1. Калинина Ю. В. «Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи» г. Челябинск 2011г.
2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» М – 2005г.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» 2005г.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 25.83 КБ |
Предварительный просмотр:
Семья - первоисточник и образец формирования межличностных отношений ребенка, а папа и мама - образцы для подражания. За поведенческими проблемами, особенностями детских взаимоотношений видны взрослые – их взгляды на мир, их позиции и поведенческие стереотипы. Родители, не владея в достаточной мере, знанием возрастных и индивидуальных особенностей развития ребенка, порой осуществляют воспитание ребенка вслепую, интуитивно. Все это не приносит желаемых результатов. Цель педагогов – создать единое пространство развития ребенка в семье и ДОУ, сделать родителей участниками полноценного воспитательного процесса. Достичь высокого качества в развитии, полностью удовлетворить интересы родителей и детей, создать это единое пространство возможно при систематическом взаимодействии ДОУ и семьи. Успех в этом нелегком процессе воспитания полноценного человека зависит от уровня профессиональной компетентности педагогов и педагогической культуры родителей. Каковы же задачи родительского образования в ДОУ?
- формировать представления об этапах развития личности ребенка;
- выявление принципов взаимодействия между родителями и ребенком, родителями и педагогами, педагогами и детьми.
Существует четыре формы организации работы с родителями:
- информационно – аналитическая;
- досуговая;
- познавательная
- наглядно – информационная.
Информационно – аналитическая.
Основной задачей информационно – аналитических форм организации общения с родителями являются сбор, обработка и использование в дальнейшей работе данных о семье каждого воспитанника, общекультурном уровне его родителей, наличие у них педагогических знаний, отношении в семье к ребенку, запросах, интересах, потребностях родителей в психолого-педагогической информации. Только на аналитической основе возможно осуществление индивидуального, личностно-ориентированного подхода к ребенку в условиях ДОУ, повышение эффективности воспитательной и образовательной работы с детьми и построение грамотного общения с их родителями. Проводится эта работа в виде
- тестов,
- опросников,
- анкетирования,
- социологических срезов,
- интервьюирования,
- «почтовых ящиков».
Работа с родителями в рамках информационно-аналитического блока строится по двум взаимосвязанным направлениям. Первое направление - просвещение родителей, передача им необходимой информации по тому или иному вопросу. Для решения вопросов могут использоваться разные формы: лекции, индивидуальное и подгрупповое консультирование, информационные листы, газеты, листы-памятки, библиотека для родителей, видеотека, аудиотека и т.п. Второе направление - организация продуктивного общения всех участников образовательного пространства, т.е. это обмен мыслями, идеями, чувствами.
Досуговая
Досуговые формы организации призваны устанавливать теплые неформальные отношения между педагогами и родителями, а также более доверительные отношения между взрослыми и детьми. К данной форме организации относятся совместные праздники, развлечения,
- досуги,
- семейные конкурсы
- выставки
- выпуски семейных газет
- коллекций и тематических альбомов
- совместные походы и экскурсии
- «дни общения»; он-лайн общение с родителями посредством
интернет сайта
- «посиделки»
Познавательная.
Познавательные формы организации общения педагогов с семьей предназначены для ознакомления родителей с особенностями возрастного и психологического развития детей, с рациональными методами и приемами воспитания детей, для формирования у родителей практических навыков. Проводятся они в виде семинаров- практикумов, педагогических брифингов, педагогической гостиной, собраний и консультаций в нетрадиционной форме, педагогических журналов и газет, игр с педагогическим содержанием, ролевых проигрываний проблемных ситуаций, моделирования способов родительского поведения, обмена опытом семейного воспитания, дней открытых дверей. Можно организовать
- «круглый стол»,
- групповые дискуссии,
- конструктивные споры,
- вербальные дискуссии.
Наглядно- информационные.
Наглядно- информационные формы организации общения педагогов и родителей решают задачи ознакомления родителей с условиями, содержанием и методами воспитания детей в условиях дошкольного учреждения. Позволяют правильнее оценить деятельность педагогов, пересмотреть методы и приемы домашнего воспитания, объективнее увидеть деятельность воспитателей. Наглядно- информационное направление включает в себя:
- родительские уголки,
- папки- передвижки,
- групповые альбомы,
- библиотечки для родителей,
- родительскую почту «Вы спрашиваете - мы отвечаем»,
- советы, рекомендации,
- памятки для родителей,
- информационные бюллетени,
- тематические и адресные листовки проблемного характера.
- организация работы семейных клубов
Чтобы отойти от стандартных родительских уголков, можно выпустить стенды настольной тематической информации, составленные по запросам и заявкам родителей, стенды-презентации, где сами родители могут презентовать, например, творчество своего ребенка. Можно организовать и рекламный стенд, где есть возможность выразить благодарность родителям за оказанную помощь.
Внедрение и апробация инновационных форм работы с семьями воспитанников призваны обеспечить эффективное взаимодействие, сотрудничество с семьей, формирование системы социально-психолого-педагогической и духовно-нравственной поддержки семьи. Для более эффективной работы с родителями нужно постоянно расширять рамки сотрудничества и организовывать взаимодействие с семьями воспитанников в неформальной обстановке с применением инновационных форм. К примеру «Клубы по интересам».
• «В мире развивающих игр»
• «Секреты общения»
• «Красота и здоровье»
• «Семейная гостиная»
Занятия всех клубов ориентированы на совместную деятельность детей, педагогов и родителей. Основными целями работы семейных клубов являются:
• объединение усилий ДОУ и семьи в вопросах воспитания и развития детей;
• повышение педагогической компетенции родителей;
• обмен опытом семейного воспитания;
• укрепление детско-родительских отношений;
• предоставление родителям возможности общаться друг с другом и детьми.
Формы работы каждого клуба могут быть разными в зависимости от темы, состава участников и задач:
• круглый стол;
• тренинг;
• практикум;
• решение педагогических ситуаций;
• обмен опытом семейного воспитания;
• видеопросмотры по организации жизни детей в учреждении;
• организация совместной деятельности детей и родителей.
Дни сотрудничества – эта форма взаимодействия с родителями наиболее оптимальна в решении проблем воспитания и развития детей.
Встречи за «круглым столом» расширяют воспитательный кругозор не только родителей, но и самих педагогов. Темы встречи могут быть различными. Беседу начинают активисты – родители, затем в нее включаются врач, воспитатели, остальные родители. Можно предложить для обсуждения различные ситуации из семейной жизни, проблемы, возникающие при воспитании детей в различных типах семей, что еще больше активизирует участников встреч. В этой форме работы примечательно то, что практически ни один родитель не остается в стороне, почти каждый принимает активное участие, делясь интересными наблюдениями, высказывая дельные советы. Обобщить и закончить встречу может психолог или педагог.
Он-лайн общение с родителями посредством интернет сайта.
Цели общения познакомить родителей с дошкольным учреждением, его уставом, программой развития и коллективом педагогов; показать (фрагментарно) все виды деятельности по развитию личности каждого ребенка; педагогическое просвещение родителей по их запросам.
В результате такой формы работы родители получают полезную информацию о содержании работы с детьми, услугах, оказываемых узкими специалистами. В гостевой книге сайта детского сада любой родитель может задать интересующийся его вопрос и в течение некоторого времени получит на него ответ в виде консультации, рекомендации, совета.
Оформление летописи – познакомить родителей с успехами, достижениями их ребёнка за прошедший день (неделю) в группе. Данная форма носит информационный характер. На протяжении дня, либо недели воспитатель наблюдает и записывает наиболее интересные события, произошедшие с детьми в группе. Это может быть и интересное слово, произнесённое ребёнком, и поступок, им совершённый, и многое другое – всё новое, что он постиг или проявил. Воспитатель оформляет альбом – летопись, ведёт записи в нём и в вечернее время выкладывает его в родительский уголок, чаще всего – на стол. Данная форма является взаимовыгодной обоим партнёрам воспитания детей: родителям и педагогам. Родители узнают о своём малыше порой забавные «вещи» и чаще всего становятся «журналистами» данного альбома – дополняют его историями, произошедшими с ребёнком дома. И, наоборот, педагог узнаёт каков бывает воспитанник дома.
Дискуссионные качели - рассматривание проблемы с разных сторон (позиций); выбор оптимального варианта - решения. Суть этой формы работы с родителями – в имитации раскачивающихся качелей. Партнерами становятся две группы родителей, расположившиеся друг против друга. Обсуждение проблемы в виде дискуссионных качелей предусматривает поочередное принятие группой на себя обеих противоборствующих позиций – «за» и «против». Поощряя, корректируя, направляя, усиливая высказывания родителей, воспитатель поддерживает ход дискуссионных «качелей», пока ему не покажется, что силы родителей исчерпаны. Он останавливает «качели»: подводит итог дискуссии. В результате дискуссий по проблемам родители сплачиваются и становятся постоянным участниками всех мероприятий и встреч в детском саду.
Таким образом, ориентируясь на гуманистический подход, меняется традиционное педагогическое мировоззрение: главным действующим лицом становится ребенок, его развитие, раскрытие личностного потенциала, а дошкольное учреждение является посредником между ребенком и родителем, помогает гармонизировать их отношения.
1. Калинина Ю. В. «Инновационные технологии традиционных форм и компетентностного подхода работы детского сада и семьи» г. Челябинск 2011г.
2. Давыдова О. И., Богословец Л. Г., Майер А.А. «Работа с родителями в ДОУ» М – 2005г.
3. Зверева О.Л., Кротова Т.В. «Общение педагога с родителями в ДОУ» 2005г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Традиционные и инновационные формы работы с семьями воспитанников логопедической группы"
В работе представлено:-содержание и формы работы с родителями;- этапы сотрудничества педагогов ДОУ и семьи в коррекционном обучении детей с ОНР- ОРГАНИЗУЮЩАЯ РОЛЬ ДЕТСКОГО САДА ПО ОТНОШЕНИЮ К СЕМЬЕ...
Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников в ДОО
В презентации представлен опыт работы с родителями....
Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
Взаимодействие семьи и детского сада - это длительный процесс, долгий и кропотливый труд, требующий от педагогов и родителей терпения, творчества и взаимопонимания. В новых формах взаимодействия...
Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учреждений.
1.Современные инновационные формы работы с семьями воспитанников дошкольных образовательных учрежденийПрежде чем раскрыть содержание современных инновационных форм работы ДОУ с семьями воспитанников, ...
Статья "Инновационные формы сотрудничества с семьями воспитанников"
Статья, в которой описан опыт работы по взаимодействию с родителями...
инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников -квест игра "Загадай-ка".
Вовлечение родителей,как субъектов образовательного процесса, в педагогический процесс в ДОУ - одна из задач определеннных ФГОС ДО В данной статье представлен один из способов решения данной задачи....
Обобщение опыта работы «Инновационные формы взаимодействия с семьями воспитанников»
Родители современных воспитанников – это люди, идущие в ногу со временем.Задача педагогов детского сада — поиск новых форм взаимодействия с ними. А педагог дошкольного учреждения в свою оч...