План самообразования Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему

Кадаева Наталья Александровна

План самообразования

Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»

Скачать:


Предварительный просмотр:

Муниципальное  бюджетное  дошкольное  образовательное  учреждение  Фокинский детский сад №11 «Волжанка»

(структурное подразделение семейный детский сад «Колосок»)

План самообразования

Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»

Воспитатель:

Кадаева Н.А.

с. Фокино

2016г.

План самообразования

Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»

Пояснительная записка


Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребёнка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.

Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.

Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни.

На занятиях и в повседневной жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь. И хотя диалог – это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения, привлекая к взаимодействию с педагогом - носителем коммуникативной культуры.

Серьёзное внимание следует уделять  обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картинке и картинкам с последовательно развивающимся действием. Обучать творческому рассказыванию. Учить детей составлять концовки к хорошо известным им народным сказкам.

Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок без опоры на литературные тексты,  а также продолжать совершенствовать умение составлять рассказы на темы из личного опыта.

Цель:

- Повысить собственный уровень знаний по теме «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников» путём самообразования.

- Повысить профессиональный уровень.

Задачи:

— Изучить научно-методическую литературу по данной теме.

— Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.

— Создать предметно-пространственную развивающую среду в группе, соответствующую  требованиям ФГОС.

__ Использовать в работе ИКТ.

— Разработать проект с детьми по развитию диалогической речи и его интеграцию со всеми образовательными областями.

— Провести презентацию проекта по развитию диалогической речи в детском саду.

— Обобщить опыт работы по теме самообразования.

— Выступить с докладом об опыте работы по самообразованию на

Педсовете.

Предполагаемый результат:

- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей подготовительной группы (проектная деятельность);

- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков,

профессионализма и творчества;

- развитие у детей коммуникативных навыков,  творческих способностей, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.

Форма самообразования: индивидуальная.

Список учебно-методической литературы:

1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.

2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной  речи  дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.

3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.

4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.

5.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.

6.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей, Театральные занятия с детьми 5-9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.

7.Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Чтение художественной литературы. – М..: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160 с.

8.Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 32 с. : ил. – (Популярная логопедия).

9.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2009. – 64с.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).

10. Майорова Ю.А. Логопедические игры для детей дошкольного возраста. – Нижний Новгород ООО «Издательство «Доброе слово», 2014. – 36 с.

Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте:

http://nsportal.ru.

Перспективный план работы с детьми и их родителями

по теме «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»

Цель:  развитие у воспитанников  навыков свободного общения со взрослыми и детьми.

Задачи:

- совершенствовать диалогическую форму речи;

-развивать монологическую форму речи;

- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;

- учить (по плану и образцу )  рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;

- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.

Месяц

Тема

Содержание работы

Практический выход

Сентябрь

Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения.

Памятки для родителей по обучению связной речи.

Октябрь

Работа над пересказами с использованием опорных схем.

Пересказ рассказов

«Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова;

«Пушок» Г.Скребицкого.

Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий.

Обучение детей приемам планирования собственного пересказа.

Активизация и обогащение словарного запаса детей.

Консультация для родителей на тему:

«Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой».

Ноябрь

Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии.

Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня».

Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы.

Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи».

Декабрь

Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста.

(О.С.Ушакова).

Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию.

Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими  на развитие речи детей.

Январь

Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам.

Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей.

Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам.

Февраль

Работа с загадками. Составление загадок.

Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей.

Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи».

Март

Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок».

Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей.

Показ сказки «Колобок» детям младшей группы.

Апрель

Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений.

Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна».

Конкурс чтецов.

Май

Обучение сочинению сказок.

Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству.

Календарно-тематический план по развитию связной речи и обучению рассказыванию в старшей группе.

Месяц

Неделя

Название темы

Сентябрь

1

Диагностика

2

Диагностика

3

Пересказ «Дружные зайцы»

4

Пересказ «Победитель»

Октябрь

1

Пересказ «Вместе тесно»

2

Пересказ «Гости»

3

Пересказ «Дежурные»

4

Описание «Фрукт, который я люблю»

Ноябрь

1

Пересказ «Репка»

2

Описание «Самый вкусный овощ»

3

Пересказ «Дружок и Пушок»

4

Описание «Осенний гриб»

Декабрь

1

Пересказ «Как медведь сам себя напугал»

2

Рассказ по сюжетной картине «Домашние животные»

3

Рассказ по серии картин «Кормушка»

4

Описание «Какая красивая игрушка на ёлочке»

Январь

1

Новогодние каникулы

2

Пересказ «У Маши день рождения»

3

Рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы»

4

Рассказ по серии картин «Заяц и морковка»

Февраль

1

Описание «Мебель»

2

Пересказ «Сказка про льва»

3

Рассказ по сюжетной картине Граница Родины на замке»

4

Рассказ по серии картин «Вот так покатался»

Март

1

Описание «Мой подарок маме»

2

Пересказ «Ласточка»

3

Рассказ по сюжетной картине «Весна»

4

Рассказ по серии картин «Поздравляем маму»

Апрель

1

Описание «Нарядный цветок»

2

Пересказ «Колосок»

3

Рассказ по сюжетной картине «Скворечник»

4

Рассказ по серии картин «Всё хорошо, что хорошо кончается»

Май

1

Описание «Кем я стану в будущем»

2

Творческое рассказывание «Гроза»

3

Творческое рассказывание «Неудачная охота»

4

Творческое рассказывание Семейный ужин»


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Тематический контроль "Диалогическая речь старших дошкольников"

Тематический контроль помогает собирать наиболее полную информацию по одному из направлений развития. В данном разделе содержится материал для проведения тематического контроля по развитию диалонгичес...

"Игры на развитие диалогической речи старших дошкольников"

Материал содержит конспект мастер-класса для воспитателей...

Перспективно - тематический план по самообразованию. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»

Перспективно - тематический план по самообразованию.Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»...

Методическая разработка на тему: "«Театрализованные игры для развития диалогической речи старших дошкольников».

В данном материале раскрывается тема театрализованных игр для развития диалогической речи старших дошкольников. В работе представлены теоритическая и практическая части, рассматриваемого материала....

Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».

Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности  у детей дошкольного возраста....

Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Повышение уровня знаний  по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...