План самообразования Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»
календарно-тематическое планирование (старшая группа) на тему
План самообразования
Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
План по самообразованию воспитателя на 2016-2017 учебный год | 26.13 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение Фокинский детский сад №11 «Волжанка»
(структурное подразделение семейный детский сад «Колосок»)
План самообразования
Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»
Воспитатель:
Кадаева Н.А.
с. Фокино
2016г.
План самообразования
Тема: «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»
Пояснительная записка
Речь – инструмент развития высших отделов психики дошкольника. Развивая речь ребёнка, взрослые одновременно способствуют развитию его интеллекта.
Сила родного языка как фактора, развивающего интеллект и воспитывающего эмоции и волю, заключена в его природе – в свойстве служить средством связи между человеком и окружающим миром.
Как известно, период наивысшей речевой активности – пятый год жизни.
На занятиях и в повседневной жизни необходимо совершенствовать диалогическую речь. И хотя диалог – это произвольная контекстная речь, ему надо учить, используя для этого разнообразные игры и упражнения, привлекая к взаимодействию с педагогом - носителем коммуникативной культуры.
Серьёзное внимание следует уделять обучению детей рассказыванию: пересказу, описанию предмета, составлению рассказа по картинке и картинкам с последовательно развивающимся действием. Обучать творческому рассказыванию. Учить детей составлять концовки к хорошо известным им народным сказкам.
Вне занятий полезно упражнять детей в сочинении небольших сказок без опоры на литературные тексты, а также продолжать совершенствовать умение составлять рассказы на темы из личного опыта.
Цель:
- Повысить собственный уровень знаний по теме «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников» путём самообразования.
- Повысить профессиональный уровень.
Задачи:
— Изучить научно-методическую литературу по данной теме.
— Разработать перспективный план работы с детьми и родителями.
— Создать предметно-пространственную развивающую среду в группе, соответствующую требованиям ФГОС.
__ Использовать в работе ИКТ.
— Разработать проект с детьми по развитию диалогической речи и его интеграцию со всеми образовательными областями.
— Провести презентацию проекта по развитию диалогической речи в детском саду.
— Обобщить опыт работы по теме самообразования.
— Выступить с докладом об опыте работы по самообразованию на
Педсовете.
Предполагаемый результат:
- владение инновационными педагогическими технологиями воспитания и обучения детей подготовительной группы (проектная деятельность);
- повышение своих теоретических и практических знаний, умений и навыков,
профессионализма и творчества;
- развитие у детей коммуникативных навыков, творческих способностей, умения применять полученные знания в самостоятельной деятельности.
Форма самообразования: индивидуальная.
Список учебно-методической литературы:
1.Вачков И.В. Сказкотерапия: Развитие самосознания через психологическую сказку. М.,2001.
2. Шорохова О.А.Играем в сказку. Сказкотерапия и занятия по развитию связной речи дощкольников.- М.: ТЦ Сфера. 2007.
3.Ушакова О.С.Программа развития речи детей дошкольного возраста в детском саду.М.,1994.
4.Ушакова О.С.Развитие речи и творчества дошкольников:. Игры, упражнения, конспекты занятий. – М.: ТЦ Сфера, 2007.
5.Гербова В.В. Развитие речи в детском саду: Старшая группа.- М.: МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014. – 144с.
6.Лаптева Г.В. Игры для развития эмоций и творческих способностей, Театральные занятия с детьми 5-9 лет. – СПб.: Речь; М.: Сфера, 2011. – 160 с.
7.Смирнова О.Д. Метод проектирования в детском саду. Чтение художественной литературы. – М..: Издательство «Скрипторий 2003», 2011. – 160 с.
8.Лазаренко О.И. Артикуляционно-пальчиковая гимнастика. Комплекс упражнений. – М.: Айрис-пресс, 2012. – 32 с. : ил. – (Популярная логопедия).
9.Овчинникова Т.С. Артикуляционная и пальчиковая гимнастика на занятиях в детском саду. – СПб.: КАРО, 2009. – 64с.: ил. – (Серия «Мастер-класс логопеда»).
10. Майорова Ю.А. Логопедические игры для детей дошкольного возраста. – Нижний Новгород ООО «Издательство «Доброе слово», 2014. – 36 с.
Изучение статей, конспектов по самообразованию и проектной деятельности на интернет сайте:
Перспективный план работы с детьми и их родителями
по теме «Совершенствование диалогической речи старших дошкольников»
Цель: развитие у воспитанников навыков свободного общения со взрослыми и детьми.
Задачи:
- совершенствовать диалогическую форму речи;
-развивать монологическую форму речи;
- учить связно, последовательно и выразительно пересказывать небольшие сказки, рассказы;
- учить (по плану и образцу ) рассказывать о предмете, содержании сюжетной картины; составлять рассказ по картинкам;
- развивать умение составлять свои рассказы из личного опыта.
Месяц | Тема | Содержание работы | Практический выход |
Сентябрь | Подбор и изучение литературы по теме; дидактических игры и упражнения. | Памятки для родителей по обучению связной речи. | |
Октябрь | Работа над пересказами с использованием опорных схем. Пересказ рассказов «Лесной голосок» Г.Скребицкого; «Осень под водой» Н.Сладкова; «Пушок» Г.Скребицкого. | Обучение связному последовательному пересказу с наглядной опорой в виде графических схем, отображающих последовательность событий. Обучение детей приемам планирования собственного пересказа. Активизация и обогащение словарного запаса детей. | Консультация для родителей на тему: «Возрастные особенности восприятия литературных произведений дошкольниками и задачи ознакомления детей с книгой». |
Ноябрь | Развитие речи и личности дошкольника в сказкотерапии. Сказкотерапии: «Зайка – зазнайка», «Волшебные слова», «Непослушный Ваня». | Помочь детям представить собственную позицию в выборе способа воплощения действий, образа литературного персонажа; побуждать к умению выразительной передачи в мимике и движениях эмоциональных состояний; развивать умение составлять словесные описания по восприятию пантомимических этюдов; активизировать в речи фразеологизмы. | Консультация для педагогов ДОУ «Сказкотерапия» на занятиях по развитию речи». |
Декабрь | Игры и упражнения для развития речи детей старшего дошкольного возраста. (О.С.Ушакова). | Совершенствовать речевой слух, закреплять навыки четкой, правильной, выразительной речи. Дифференциация звуков, слов, предложений. Отрабатывать темп, силу голоса, дикцию. | Познакомить родителей с играми (дидактическими и лексико – грамматическими), влияющими на развитие речи детей. |
Январь | Работа по составлению рассказов по сюжетным картинам. | Учить детей рассматривать картину и выделять ее главные характеристики; учить детей исследовательским действиям при рассмотрении картины; формировать анализ, синтез; учить детей составлять связный рассказ по картине с опорой на образец воспитателя. Пополнять и активизировать словарный запас детей. | Посещение родителями деятельности воспитателей и детей по работе над составлением рассказов по картинам. |
Февраль | Работа с загадками. Составление загадок. | Показать роль загадки на формирование выразительности речи. Учить детей отгадывать загадки по схемам. Развивать монологическую речь детей. | Консультация для родителей: «Использование загадок, как средство формирования выразительности речи». |
Март | Работа над развитием речи через театральную деятельность. Инсценирование сказок: «Репка», «Колобок». | Развитие творческой самостоятельности, эстетического вкуса в передаче образа; развитие речи детей, эмоциональной направленности. Раскрытие творческих способностей детей. | Показ сказки «Колобок» детям младшей группы. |
Апрель | Работа над интонацией, дикцией, выразительностью речи во время заучивания стихотворений. | Учить детей читать выразительно стихотворения перед слушателями. Вызвать интерес к поэзии. Пополнять и активизировать в речи словарный запас детей на тему «Весна». | Конкурс чтецов. |
Май | Обучение сочинению сказок. | Учить детей сочинять сказку по модели – схеме; последовательно и связно рассказывать друг другу свои сказки; учить придумывать название сказке; работа над словарем –учить подбирать признаки предметов ( прилагательные к существительным);воспитывать интерес к сказкам и их сочинительству. |
Календарно-тематический план по развитию связной речи и обучению рассказыванию в старшей группе.
Месяц | Неделя | Название темы |
Сентябрь | 1 | Диагностика |
2 | Диагностика | |
3 | Пересказ «Дружные зайцы» | |
4 | Пересказ «Победитель» | |
Октябрь | 1 | Пересказ «Вместе тесно» |
2 | Пересказ «Гости» | |
3 | Пересказ «Дежурные» | |
4 | Описание «Фрукт, который я люблю» | |
Ноябрь | 1 | Пересказ «Репка» |
2 | Описание «Самый вкусный овощ» | |
3 | Пересказ «Дружок и Пушок» | |
4 | Описание «Осенний гриб» | |
Декабрь | 1 | Пересказ «Как медведь сам себя напугал» |
2 | Рассказ по сюжетной картине «Домашние животные» | |
3 | Рассказ по серии картин «Кормушка» | |
4 | Описание «Какая красивая игрушка на ёлочке» | |
Январь | 1 | Новогодние каникулы |
2 | Пересказ «У Маши день рождения» | |
3 | Рассказ по сюжетной картине «Зимние забавы» | |
4 | Рассказ по серии картин «Заяц и морковка» | |
Февраль | 1 | Описание «Мебель» |
2 | Пересказ «Сказка про льва» | |
3 | Рассказ по сюжетной картине Граница Родины на замке» | |
4 | Рассказ по серии картин «Вот так покатался» | |
Март | 1 | Описание «Мой подарок маме» |
2 | Пересказ «Ласточка» | |
3 | Рассказ по сюжетной картине «Весна» | |
4 | Рассказ по серии картин «Поздравляем маму» | |
Апрель | 1 | Описание «Нарядный цветок» |
2 | Пересказ «Колосок» | |
3 | Рассказ по сюжетной картине «Скворечник» | |
4 | Рассказ по серии картин «Всё хорошо, что хорошо кончается» | |
Май | 1 | Описание «Кем я стану в будущем» |
2 | Творческое рассказывание «Гроза» | |
3 | Творческое рассказывание «Неудачная охота» | |
4 | Творческое рассказывание Семейный ужин» |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Тематический контроль "Диалогическая речь старших дошкольников"
Тематический контроль помогает собирать наиболее полную информацию по одному из направлений развития. В данном разделе содержится материал для проведения тематического контроля по развитию диалонгичес...
"Игры на развитие диалогической речи старших дошкольников"
Материал содержит конспект мастер-класса для воспитателей...
Перспективно - тематический план по самообразованию. Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»
Перспективно - тематический план по самообразованию.Тема: «Нравственно - патриотическое воспитание старших дошкольников»...
Презентация проекта на тему: "Развитие диалогической речи младших дошкольников, как средство формирования коммуникативной компетентности."
Развитие диалогической речи младших дошкольников....
Методическая разработка на тему: "«Театрализованные игры для развития диалогической речи старших дошкольников».
В данном материале раскрывается тема театрализованных игр для развития диалогической речи старших дошкольников. В работе представлены теоритическая и практическая части, рассматриваемого материала....
Индивидуальный план самообразования.Тема: «Формирование нравственных качеств старших дошкольников через обучение финансовой грамотности».
Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности. Изучение теоретических основ формирования финансовой грамотности у детей дошкольного возраста....
Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"
Повышение уровня знаний по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...