Методическая разработка на тему: "«Театрализованные игры для развития диалогической речи старших дошкольников».
методическая разработка (старшая, подготовительная группа)

Зарыпова Лилия Мортазаевна

В данном материале раскрывается тема театрализованных игр для развития диалогической речи старших дошкольников. В работе представлены теоритическая и практическая части, рассматриваемого материала.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл metodicheskaya_razrabotka_detstvo.docx21.75 КБ

Предварительный просмотр:

«Театрализованные игры для развития диалогической речи старших дошкольников»

В последнее время возросли требования к качеству дошкольного образования, в том числе все больше внимания уделяется развитию речи дошкольников. К сожалению, в современном мире, все чаще живое общение детям заменяет компьютер и телевидение, и эта тенденция постоянно растет. Вследствие чего, неуклонно увеличивается количество детей, имеющих трудности в области общения, ведения диалога, как с взрослыми, так и со сверстниками.

- Проблема развития диалогической речи остаётся одной из актуальных тем, так как речь возникает и развивается в процессе общения. Общение является необходимым условием формирования личности, её сознания и самосознания; это главнейший фактор психологического и речевого развития ребёнка.

- Театрализованная деятельность позволяет решать многие педагогические задачи, касающиеся формирования речи ребёнка, интеллектуального художественно-эстетического воспитания. Она неисчерпаемый источник развития чувств, переживаний и эмоциональных открытий, способ приобщения к духовному богатству.

Для работы с детьми, мы поставили перед собой цель: развитие диалогической речи дошкольников посредством театрализованной деятельности.

Для реализации цели мы определили ряд задач:

1.Совершенствовать речь детей: звуковую культуру речи, интонационную выразительность, диалогическую и монологическую речь.

2. Знакомить детей с театральной культурой и театральной игрой, ритмопластикой, со средствами выразительности драматизации: поза, жесты, мимика, голос, движения.

3.Совершенствовать эмоциональный мир ребенка: развивать умение чувствовать и понимать эмоциональное состояние героя, вступать в ролевое взаимодействие с другими персонажами; развивать психические процессы, умение общаться, развивать уверенность в себе и т. д.

4. Развивать интерес к творческой самостоятельности в организации театрализованных игр: раскрывать творческий потенциал, вовлекая их в различные театрализованные представления: игры в концерт, цирк, показ сценок из спектаклей, участие в кукольных постановках.

5. Создать условия для совместной театрализованной деятельности детей и взрослых (постановка совместных спектаклей с участием детей, родителей, сотрудников, организация выступления детей перед младшими детьми и др.).

Для правильной организации театрализованной деятельности учитываю следующие принципы:

1. Содержательность занятий, разнообразие тематики и методов работы.

2. Ежедневное включение театрализованных игр во все формы организации образовательной деятельности, что сделает их такими же необходимыми, как дидактические и сюжетно-ролевые.

3. Максимальная активность детей на всех этапах подготовки и проведения игр.

4. Сотрудничество детей друг с другом и со взрослыми.

5. Подготовленность и заинтересованность воспитателей.

6. Подбор игр и упражнений, сочетающих в себе движения, речь, мимику, пантомиму в различных вариациях.

В театрализованной деятельности использую такие формы организации:

- Совместная театрализованная деятельность взрослых и детей

- Театрализованное занятие

- Самостоятельная театрально-художественная деятельность

- Театрализованные игры и спектакли на праздниках, развлечениях

- Посещение детьми театров

- Мини-игры в ООД

Приемы развития диалогической речи:

1. Чистоговорки и скороговорки

2. Беседа

3. Упражнения в употреблении речевых штампов и клише

4. Постановка вопроса

5. Дидактический рассказ с инсценировкой

6. Инсценировка диалога в стихах

7. Режиссерские игры

Классификация театрализованных игр:

Театрализованные игры можно разделить на две основные группы: игры драматизации и режиссерские.

В играх-драматизациях ребенок, исполняя роль в качестве «артиста», самостоятельно создает образ с помощью комплекса средств вербальной и невербальной выразительности.

Видами драматизации являются:

- игры-имитации образов животных, людей, литературных персонажей;

- ролевые диалоги на основе текста;

- инсценировки произведений;

- постановки спектаклей по одному или нескольким произведениям;

- игры-импровизации с разыгрыванием сюжета (или нескольких сюжетов) без предварительной подготовки.

В режиссерской игре «артистами» являются игрушки или их заместители, а ребенок, организуя деятельность как «сценарист и режиссер», управляет «артистами». «Озвучивая» героев и комментируя сюжет, он использует разные средства вербальной выразительности.

Виды режиссерских игр определяются в соответствии с разнообразием театров, используемых в детском саду: настольный, плоскостной и объемный, кукольный (бибабо, пальчиковый, варежковый) и т. д.

Условно развитие диалогической речи можно разделить по этапам в соответствии с возрастом детей.

На 1 этапе, в средней группе, основными направлениями являются:

- обучение применению в речи дошкольников речевых штампов («Знакомство», «Просьба», «Извинение», «Игра»)

- развитие звуковой культуры речи

- обучение простейшей драматизации русских народных потешек и сказок.

На 2 этапе, в старшем дошкольном возрасте, основными направлениями являются:

- развитие коммуникативных навыков

- совершенствование речевого этикета

- освоение разных видов театрализованной игры – драматизации и режиссерской.

- развитие творчества, импровизации и перевоплощения

- совершенствование диалогической речи

II. Основная часть

(Практический этап)

1. Дидактическое упражнение «Дед Макар знакомится» (2 мин) (детям на выбор по желанию выбирают игрушки животного, затем этим самым животным  он и будет в ходе игры).

Дед Макар: Я хочу познакомиться с вами, друзья. Что я должен сказать? А! Здравствуйте! А вы знаете, что знакомиться можно по - разному? (ответ)

- Меня зовут дед Макар, а тебя как? (ответ)

- Моё имя Макар, а твоё как? (ответ)

- Я – дед Макар, а ты кто? (ответ)

- А кто это рядом с тобой? (ответ)

Данное упражнение способствует обучению применения в речи дошкольников речевых штампов.

В таких упражнениях вы повторяли готовый образец, изменяя лишь один элемент – своё имя (подстановочные упражнения).

Для развития дикции, правильного произношения звуков используем чистоговорки. Их использую в диалоге. Вы спросите как? Сейчас вы сами и продемонстрируете это. Одна половина группы говорит первую часть чистоговорки, а вторая отвечает.

2. Дидактическое упражнение «чистоговорки» (2 мин)

Чи – чи – чи-новые мячи,

Ча – ча – ча- дом из кирпича,

Чу – чу – чу- на шаре лечу,

Ач – ач – ач- мы играем в мяч,

Сы – сы – сы- новые весы,

Са – са – са- хитрая лиса.

А я умею тараторить скороговорки! Вот послушайте!

Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу!

Повторите вместе со мной: Тащу, не дотащу, боюсь, что выпущу!

Вы скажите - громко!

Вы скажите - тихо!

Вы скажите радостно!

Вы скажите с испугом!

Замечательно!

Упражнения используются для развития дикции, правильного произношения звуков, развития интонационной выразительности речи.

3. Игра «Команды» (1 мин)

Условие игры: Каждый по порядку выполняет определенное словом движение, топнул – хлопнул – покружился (По завершении игры собраться в команды, согласно ключевому слову «В домик!»).

- Драматизация отрывка из сказки «Теремок» (3 мин)

Данное упражнение способствует обучению детей актерским навыкам самостоятельной игре, развитию средств выразительности движений, мимики и пантомимики

-  Драматизация отрывка из сказки «Репка» (3 мин)

Данная игра способствует самореализации ребенка, развитию речи, воображения, мышления. У детей проявляется самостоятельность, конструктивные способности (планирование деятельности, артистические способности).

5. Нарисуй свою семью (надевают шапочки зверушек) (3 мин)

Детям раздаются листы и цветные карандаши и они должны в течении нескольких минут нарисовать свою семью, исходя из  того, какая маска-шапочка на них надета.

4. Игра-перевоплощение «Заколдованный лес» (1 мин)

Все стоят врассыпную по комнате. Это лесная поляна. Ведущий свободно ходит по комнате, затем подходит к любому игроку и спрашивает: «Ты кто?». Игрок должен назвать имя любого сказочного персонажа. Ведущий: «Зачем пришел?», игрок должен найти объяснение своему присутствию на лесной поляне. Например, помочь Красной Шапочке, защитить семерых козлят, помочь поросятам построить домик, пришел в гости к Бабе Яге и т. д.

Ответив, игрок становится за ведущим. Теперь они вдвоем подходят к следующему игроку, и ведущий опять спрашивает: «Ты кто? Зачем пришел?» Ответив, следующий игрок присоединяется к ним и т. д., пока все игроки не станут «заколдованными». По сигналу ведущего игроки хлопают в ладоши, и таким образом «расколдовываются». Цель этой игры – познакомить с различными видами реплик, упражнять в их употреблении, развивать быстроту реакций, всё это с применением элементов театрализации.

                   

                                                                                       

           


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

"Игры на развитие диалогической речи старших дошкольников"

Материал содержит конспект мастер-класса для воспитателей...

"Интервью как средство развития диалогической речи старших дошкольников"

Интервью как средство развития диалогической речи старших дошкольников.Речь — это важнейшая творческая психическая функция человека, область проявления присущей всем людям способности к познанию...

Консультация для воспитателей «Развитие диалогической речи старших дошкольников в процессе общения со взрослыми»

Одним из условий развития диалогической речи является организация речевой среды, взаимодействия взрослых между собой, взрослых и детей, детей друг с другом.     Основным методом фо...

Методическая разработка на тему:" Театрализованная деятельность как средство развития творческих способностей детей дошкольного возраста".

Театрализованная деятельность позволяет формировать опыт социальных навыков поведения благодаря тому, что каждая сказка или литературное произведение для детей дошкольного возраста всегда имеют нравст...

Методическая разработка на тему: «Театрализованная деятельность, как средство развития речи детей раннего дошкольного возраста.»

Актуальной проблемой в настоящее время является формирование коммуникативных навыков общения в дошкольном возрасте. Это связано с одной стороны, с особенностями социального окружения ребёнка, в которо...

Программа саморазвития педагога по теме"Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности"

Повышение уровня знаний  по теме: «Развитие диалогической речи старших дошкольников посредством театрализованной деятельности»...