Проект по формированию элементарных представлений о птицах «Подкормите птиц зимой!»
проект по окружающему миру (младшая группа)
Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энергии. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм.
Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_podkormite_ptits_zimoy.doc | 302 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное
учреждение – детский сад №40
«Подкормите птиц зимой!»
Проект по формированию элементарных представлений о птицах
Выполнил:
воспитатель первой категории
Доронкина Олеся Владимировна
г. Екатеринбург
1. Актуальность темы
Покормите птиц зимой!
Пусть со всех концов
К вам слетятся как домой,
Стайки на крыльцо…
Приучите птиц в мороз
К своему окну,
Чтоб без песен не пришлось,
Нам встречать весну!
Александр Яшин
Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энергии. Совсем не осталось корма для зимующих птиц, а снежные заносы и наст все больше затрудняют добывание пищи. Доступного корма становится все меньше и меньше, но потребность в нем возрастает. Иногда естественный корм становится недоступным, поэтому многие птицы не могут пережить суровую зиму и погибают от голода и холода. Они нуждаются в помощи. Мы можем помочь птицам! Устраивая для них столовые – кормушки, ежедневно подсыпая в них корм.
Дети имеют небольшой опыт наблюдения за птицами в природе. У опрошенных мною детей, недостаточный уровень знаний о том, что зимнее время года – это не только игры и развлечения, но и суровые морозы.
Цель проекта:
Помочь птицам на территории детского сада пережить зиму. Привлечь к решению этой проблемы детей и их родителей.
Задачи проекта:
- Развивать элементарные представления о птицах (летают, поют, клюют, радуются, строят себе домики-гнёзда);
- Формировать умение и навыки наблюдения за птицами;
- Вызывать стремление беречь их, помогать зимующим птицам в трудное время.
Ожидаемые результаты работы с детьми:
*Расширение знаний о друзьях наших меньших;
*Формирование эмоционального отношения к миру природы;
*Доброжелательное отношение и помощь птицам в трудное время.
* Умение различать птиц по внешнему, оперению, повадкам;
* Создание единого развивающего пространства, включающего детей, педагогов, и родителей.
Реализация проекта поможет связать процесс обучения и воспитания с реальными событиями из жизни ребенка. Так же работа над проектом будет способствовать привлечению родителей (законных представителей) воспитанников к активному участию в образовательном процессе и гармонизации отношений между детьми и взрослыми.
Этапы реализации проекта
Этап | Содержание деятельности педагогов | Деятельность детей |
1этап Организационный 2-3-я неделя января 2018 | Проведение мониторинга (опрос родителей и детей о том, каких птиц знают, особенности), обсуждение проекта, выяснение возможностей, средств, необходимых для реализации проекта, разработка тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала, создание цикла НОД по ознакомлению детей с видами птиц. Подбор методической, художественной литературы, иллюстративного, музыкального материала по теме проекта, подбор материала для изобразительной и продуктивной деятельности. Постановка задачи перед родителями: изготовление кормушек, сбор корма для птиц. Сбор материалов для создания альбома «Зимующие птицы», картотеки подвижных игр, загадок о птицах. | Игровая деятельность, речевое общение. |
2 этап Практический Февраль 2018 | Реализация тематического плана через проведение НОД, бесед, наблюдений, творческой деятельности, чтение литературы, рассматривание иллюстраций, оформление уголка с печатной информацией про птиц; организацию совместной с педагогами, родителями и самостоятельной деятельности детей, привлечение родителей к изготовлению кормушек, сбора корма. Акция «Подкорми птиц зимой!» | Дидактические игры по теме, слушание художественной литературы, разучивание стихотворений, просмотр презентаций, творческая продуктивная деятельность (раскрашивание картинок), рассматривание иллюстраций. |
3 этап Итоговый 3-я неделя февраля 2018 | Проведение повторного мониторинга, анализ проведенной работы и обобщение опыта. | Игровая деятельность, речевое общение, продуктивная творческая деятельность |
Тематический план формированию правил безопасности с детьми
Тема | Цели | Форма | Материал, оборудование |
Познавательное развитие | |||
Птицы | Цель: познакомить детей с разнообразием птиц | Просмотр презентации, рассматривание иллюстраций «Птицы». Дидактические игры: • Кто как кричит • Большой / маленький • Один – много • Собери птицу Беседа: «Мы дружим с птицами», «Зимующие птицы» | Мультимедийное оборудование, презентация, иллюстрации, дидактическая игра. |
Мы заботимся о птицах | Цель: расширить знание детей о птицах родного края, их образе жизни и поведении, а также воспитать бережное отношение к пернатым друзьям. | Рассматривание иллюстраций, беседа | Материал к НОД |
Речевое развитие | |||
Птицы – друзья наши меньшие | Цель: познакомить детей с художественной литературой, стихами о птицах, загадками, развивать память, мышление. | Чтение и обсуждение художественной литературы о птицах, заучивание стихов, отгадывание загадок по теме, беседы, рассматривание изображений птиц на картинках, фотографиях, иллюстрациях в книгах и журналах. | Подборка загадок и стихов, иллюстрации, художественной литература: «Воробей на часах» Толстой Л. Н., |
Художественно- эстетическое развитие | |||
Птичка-невеличка | Цель: учить детей лепить птичку из нескольких частей. Показать способ деления бруска пластилина на части с помощью стеки. Развивать чувство формы и пропорций. Воспитывать любознательность, самостоятельность. | Лепка птичек для коллективной работы «Кормушка для птиц» | Текст физминуток, материал к НОД |
Птицы в гости прилетели | Цель: формировать представления о птицах, об их строении. | Раскрашивание птиц красками для коллективной работы «Птицы в гости прилетели» | Материал для НОД |
Социально- коммуникативное развитие | |||
Пернатые гости | Цель: формировать представление о птицах, зимующих в нашем городе | Проведение дидактических игр: «Накорми птицу» «Зимние гости» «Кто как кричит?» «Прилетели птицы Настольные игры: «Разрезные картинки», «Какая птица, назови», «Кто что ест?» Формирование основ безопасности: Беседа на тему: «Не дадим птичке умереть». Наблюдение за кормушкой (птицы маленькие, беззащитные, пугливые, не могут постоять за себя и своё жильё...) | Иллюстрации |
Физическое развитие | |||
Поиграем! | Цель: научить соблюдать правила игры, развивать внимательность, координацию движений. | Подвижные игры: «Птички в гнездышках», «Воробышки и автомобиль», «Филин и пташки», «Лисица и птички», «Воробушки-шалуниш - ки», «Птичка и кошка», «Собака и воробьи», «Птичка» | Атрибуты к игре |
Оценка эффективности реализации проекта
Участники проекта принимают меры по своевременному выполнению запланированных мероприятий.
В процессе реализации проекта проведены следующие мероприятия:
- Оформлена выставка детских работ «Птицы в гости прилетели»
- Проведены НОД «Птицы в гости прилетели», «Птичка-невеличка» , «Мы заботимся о птицах»
- Проведены беседы «Зимующие птицы», «Мы дружим с птицами»
- Проведены игры по тематике.
- Составлены фотоальбом «Зимующие птицы», картотека подвижных игр по тематике, картотека игровых упражнений.
- Просмотрены презентации.
- Прочитаны сказки, заучены стихи.
- Проведена акция «Подкорми птиц зимой» (изготовлены кормушки)
Реализация мероприятий, предусмотренных проектом, позволила расширить знания детей о птицах. Промежуточный мониторниг (беседа, игровая деятельность) показал, что дети могут различать виды птиц, знают как позаботиться о птицах в зимний период.
ПРИЛОЖЕНИЕ 7
Беседа «Зимующие птицы»
Воспитатель беседует с детьми о том, что зима вступила в свои права: дуют холодные ветры, мороз сковал землю, кругом лежит снег, голые деревья скрипят от холода.
— А как живется зимой птицам? (Холодно птицам, насекомые в зимней спячке, плоды, ягоды, семена трав — под снегам. Мало корма находят птицы зимой. С утра до вечера ищут себе крохи пропитания. Пуховые, теплые, перьевые шубки птиц защищают от холода, но не от голода.)
В суровые годы из десяти синиц за зиму выживает только одна. Девять погибают от голода.
— Жалко? (Очень жалко!)
— Послушайте стихотворение Н. Грибачева.
Ну, морозы, ну, морозы.
Нос наружу — ой-ой-ой!
Даже белые березы
В серой корке ледяной.
Даже белки-непоседки
В ожидании тепла
Не снуют на ветку с ветки,
Не вылазят из дупла.
И голодная синица
Тихо плачет у окна:
«Негде греться и кормиться,
Ни козявки, ни зерна.
День дымит морозной далью,
Ночи стылы и темны,
Замерзаю, голодаю.
Не дожить мне до весны!»
— Ребята, кто же сможет помочь голодающим птицам?
Правильно, птицам на помощь должны прийти люди. И надо спешить! Дорог каждый час!
— Послушайте продолжение стихотворения.
И сказал Сережа: «Ладно!
Потерпи недолгий срок…»
И достал он из чулана
Длинный гвоздь и молоток.
Похрустев по снежной корке,
Где петлял следами лис,
Закрепил у старой елки
На пеньке фанерный лист.
А на лист — зерна.
А на лист — пшена.
Конопли две горсти —
Собирайтесь, гости!
— Ребята, а вы хотите помочь птицам? А как?
— Правильно, можно сделать и повесить кормушки.
Воспитатель предлагает детям рисунки, на которых изображены разные варианты изготовления кормушек. Дети рассматривают кормушки, делятся опытом: какую кормушку они делали с родителями, где поместили, какие птицы прилегали, каким кормом кормили птиц.
— Ребята, надо и на нашем участке развесить кормушки и подкармливать птиц.
— Но чем мы будем их кормить? Хорошо, если летом собраны семена сорных трав, деревьев, плоды кустарников. А если не собраны? Что делать? Надо сказать, что в зимнее время птицы становятся менее разборчивы в еде и едят то, что летом никогда бы не стали есть. Поэтому для подкормки птиц годится пища с нашего стола. Можно повесить кусочки несоленого сала, жира, мяса, творога. Можно предложить птицам остатки крупяной каши и крошки хлеба. Вороны любят очистки от овощей и любую пищу, воробьи крупу, семена, хлеб. Снегири -семечки арбуза, тыквы; свиристели — рябину, маслины; голуби — крупу, хлеб.
— Чтобы правильно кормить птиц, необходимо соблюдать некоторые правила:
— во время подкормки не сорить, не оставлять на улице полиэтиленовые пакеты, жестяные банки, коробки;
— подкармливать в одном и том же месте, желательно в одно и то же время, птицы будут сами прилегать к этому времени;
— кормить птиц регулярно, ежедневно, нельзя подкармливать время от времени, именно в морозы нужна пища каждый день, чтобы птицам выжить;
— корма класть немного, именно для того, чтобы подкормить, поддержать в трудное время.
Воспитатель говорит, что во время кормления птиц интересно за ними понаблюдал», как они быстро слетаются, как будто сообщают друг другу.
— Какой внешний вид у птиц? Какое поведение? Что едят разные птицы?
— Если стоять тихо, не двигаясь, не шумя, можно открыть для себя множество птичьих тайн.
— Ребята, послушайте стихотворение А. Яшина.
Покормите птиц зимой.
Пусть со всех концов
К вам слетятся, как домой,
Стайки на крыльцо.
Небогаты их корма,
Горсть одна нужна,
Горсть одна — и не страшна
Будет им зима.
Сколько гибнет их —
Не счесть, видеть тяжело!
А ведь в нашем сердце есть
И для них тепло.
Разве можно забывать:
Улететь могли,
А остались зимовать
Заодно с людьми…
— Если мы позаботимся о птицах зимой, летом птицы позаботятся о наших садах, лесах, парках и т.д.
— Каких зимующих птиц вы знаете? (Воробьи, голуби, синицы, галки, сороки, вороны, снегири, дятлы, свиристели и т.д.)
Зимующие птицы с нашей помощью доживут до весны и …
По небу весело скользя,
Летят пернатые друзья
И пропоют, чирикая:
Спасибо вам великое!
ПРИЛОЖЕНИЕ 8
Беседа «Мы дружим с птицами»
Цели: расширить представление о птицах; учить различать основные части тела; формировать знания о повадках птиц; воспитывать бережное отношение и любовь к пернатым.
Воспитатель: покажите на плакате каких птиц вы встречали на улицы чаще всего.
- Как называется птичка? (воробей)
- Что есть у птички? (глазки, клюв, лапки, крылья, перья, хвост)
- Сколько ног у воробья и как они ходят?
- Сколько крыльев у воробья и как они летают?
- Какого цвета пёрышки у воробья.
- Какие звуки издают воробьи.
Сегодня на прогулке мы можем понаблюдать за этой птицей.
Ход наблюдения:
Обратить внимание детей на прыгающих воробьёв. Рассказать, что птицы прилетают ближе к людям, надеясь, что они их накормят. Предложите детям покормить птиц, насыпав им хлебных крошек, и понаблюдать за ними.
Воспитатель читает стихотворение:
«Скачет, скачет воробей,
Кличет маленьких детей:
Киньте крошек воробью,
Я вам песенку спою: «Чик – чирик!»
Понаблюдать, какие птицы первыми прилетели к кормушке (быстрые, юркие, смелые).
Воспитатель читает стихотворение:
«Воробей, что ты ждёшь?
Крошек хлебных не клюёшь.
- Я давно заметил крошки,
Да боюсь сердитой кошки.»
Воспитатель задает детям вопросы:
- Чем птицы собирают зерна? (Клювом, он у них острый; птицы клюют и перелетают на новое место.)
- Как птицы кричат? Как прыгают?
Чик-чирик к зернышкам — прыг. Клюй — не робей! Кто же это? (Воробей.)
Вместе с детьми рассмотреть внешний вид птиц. (Тело покрыто пухом, перьями, есть крылья; они летают, прыгают, клюют.)
Предложить детям поиграть в игру, имитируя стайку воробьёв.
Подвижная игра «Тепло – холодно» (учить имитировать повадки воробья (летать, чирикать, клевать зёрнышки, сбиваться в стаю и т.д), бегать, не задевая друг друга; учить действовать по сигналу воспитателя; развивать внимание).
Дидактическая игра:"Покажи птичку по описанию" (дети подбирают соответствующие карточки с изображением птиц).
В конце беседы можно провести с ребятами игру малой подвижности "Птички в гнездышках"
ПРИЛОЖЕНИЕ
Фотоотчёт
Изготовление кормушек
НОД по художественно-эстетическому развитию
«Птичка-невеличка»
НОД по художественно-эстетическому развитию
«Птицы в гости прилетели»
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проект по формированию элементарных представлений кукольного театра детей второй младшей и средней групп.»
Театрализованная деятельность в ДОУ...
Педагогический проект по формированию элементарных математических представлений "Что важнее круг или квадрат"
Беседа для детей подготовительной к школе группы "Профессии строителей"...
недельный проект Дата: 28.09.2020-02.10.2020 Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группа Цель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.
Дата: 28.09.2020-02.10.2020Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группаЦель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.Основные виды де...
Юная пожарная дружина «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» проект по формированию элементарных представлений о пожарной безопасности на природе и дома у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность ...
Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о космосе в старшей группе «Загадки космоса».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28053006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 436px; height: 300px;"}}]]Срок реализации проекта: март-апрель 2022 г.Проектна...
Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о профессиях "Кем быть?"
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных пр...
Проект по формированию экологических представлений у детей среднего дошкольного возраста «Птицы нашего края!»
Пояснительная запискаКак много интересного и загадочного может нам рассказать окружающий нас мир, природа! Очень важно формировать у детей дошкольного возраста представления о природе и формы отношени...