Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о профессиях "Кем быть?"
проект по окружающему миру (младшая группа)

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_kem_byt.docx92.5 КБ
Файл kem_byt_szhatyy.pptx1.3 МБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное  образовательное учреждение

         «Детский сад комбинированного вида №4 «Ивушка»

Познавательный, творческий, групповой,

краткосрочный проект

по формированию представлений о многообразии профессий

«Кем быть?»

Руководитель (разработчик) проекта:

Воспитатель СипковаС.И.

г. Реутов, 2023 год

СОДЕРЖАНИЕ

Пояснительная записка……………………………………………………...3

Визитная карточка проекта………………………………………………….5

План (схема) реализации проекта………………………………………….6

Выводы. Заключение…………………………………………………...……8

Список использованной литературы…………………………………..…...9

Приложения…………………………………………………………………10

ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА

АКТУАЛЬНОСТЬ.

Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.

Профессиональные ориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.

Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.

В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.

ЦЕЛЬ: формировать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий (воспитатель, повар, врач, пожарный, полицейский, почтальон).

Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи:

ЗАДАЧИ:

познакомить детей с различными профессиями взрослых;

- формировать у ребят трудовые действия;

- ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых;

- расширение и активизация словаря по теме;

- развитие зрительного внимания и восприятия;

- развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики;

- формирование навыков взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

 ГИПОТЕЗА.

Ранняя профессиональная ориентация заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды.

ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.

  1. Изучение новинок методической литературы по формированию наглядных представлений о профессиях у дошкольников.
  2. Создание лепбука, методических разработок, игр и упражнений, развлечений и занятий  по теме.

 ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ

1. Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, полицейский, почтальон, пожарный, воспитатель.

2. Понимание детьми значимости этих профессий;

3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;

4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых;

5. Создание лэпбука «Профессии».

ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Название проекта

Вид и тип  проекта

Участники

Возраст

детей

Продукты деятельности

Сроки реализации проекта

«Кем быть?»

познавательный творческий, групповой, краткосрочный

Дети;

Воспитатели; Родители;

Специалисты ДОУ.

Руководитель проекта:

Сипкова С.И.

От 2 до 4 лет

Творческие индивидуальные и коллективные работы детей

2 недели

 (с 30.01.2023  по 10.02 2023)

              ПЛАН (СХЕМА) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА

Мероприятия

Ответственные

Сроки реализации

  1. Работа с педагогами

1

Совместная работа с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях, песни о профессиях

Сипкова С.И

В течение проекта

2

Совместная работа с физ. инструктором на занятиях по физкультуре, подвижные игры по теме

Сипкова С.И

В течение проекта

3

Консультации с психологом

Сипкова С.И

В течение проекта

  1. Работа с детьми

1

Образовательная область – «Физическое развитие:

Пальчиковые гимнастики

Физминутки

Сипкова С.И

В течение проекта

2

Образовательная область – Познавательное развитие

Изучение профессий

Изучение картин по тематике

Сипкова С.И

В течение проекта

3

Образовательная область – Речевое развитие

Обогащение словарного запаса

Заучивание стихов

Сипкова С.И

В течение проекта

4

Образовательная область – Художественно эстетическое развитие

Создание красочных картин красками, апликациями

Создание объемных картин пластилином

Сипкова С.И

В течение проекта

5

Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие

Обучение работать не только самостоятельно, но и совместно со сверстниками

Обучать просить помощи у педагога

Сипкова С.И

В течение проекта

Игровая деятельность:

Пальчиковые гимнастики, Физминутки  проводятся в игровой форме

Сипкова С.И

В течение проекта

  1. Работа с родителями

1

Консультации для родителей: «Знакомство детей с профессиями», «Как рассказать детям о профессии»

Сипкова С.И

В течение проекта

2

Оформление информационных стендов по теме.

Сипкова С.И

В течение проекта

ВЫВОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:

• тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;

• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, подвижных, дидактических игр, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры;

• считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Перспективы

- продолжить работу по знакомству детей с различными профессиями;

- продолжить знакомить детей с различными инструментами, необходимыми для определенных профессий;

- пополнять копилку методических разработок, пособий;

- осуществлять взаимодействие с семьей.

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

  1. Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
  2. Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. -- 1996. -- №6. - С. 12-15.
  3. Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 1987. - 694 с.
  4. Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -- Балашов: Николаев, - 2004. - 495 с.
  5. Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
  6. Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, -1994. - 325 с.
  7. Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69.
  8. 24. Черединова Т. Юный пожарный // Дошкольное воспитание. - 2004- №11. - С. 65 ,

Информационные ресурсы

1. www.school.edu.ru-Российский общеобразовательный портал

2. www.rsl.ru-Сайт Российской государственной библиотеки

3. www.openclass.ru –Образовательные сообщества

4. http://festival.1september.ru/

5. http://nsportal.ru

6. http//logoportal.ru-Портал для логопедов и родителей

ПРИЛОЖЕНИЕ 1

Тематический план

День 1. Знакомство с трудом воспитателя.

Цель:

1)Формировать представления о содержании труда воспитателя;

2) Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.

Рассматривание картинок и фотографий о труде.

Чтение художественной литературы: Ю.И.Ермалаева «Воспитатели», И. Демьянов «Я теперь большая».

С/р. игры с комплектом «столовая», «Детский сад».

Д/и «Найди ошибку».

Трудовая деятельность «Мы помощники» (девочки – «Стирка платочков», мальчики – «Мытье мячей»).

Предложить родителям прочитать дома детям произведение К. Чуковского «Федорино горе». Побеседовать о необходимости содержать в порядке свои вещи и игрушки. Привлекать к оказанию посильной помощи дома.

День 2. «Кто нам варит вкусный суп  из картошки и из круп?»

    Знакомство с профессией повар.

Цель:

1. Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают.

2. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.

Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?».

Наблюдение за работой повара.

Игра инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола).

Д/и «Подбери посуду для куклы», «Угостим нашу Катю».

С/р. игра « Кухня в моем доме»

Предложить родителям прочитать детям произведение С. Капутикяна «Машенька обедает», побеседовать по содержанию.

День 3. «Врач – служитель медицины  Победит любую хворь!»

    Знакомство с профессией врача.

Цель:

1. Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия.

2. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.

Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов.

Чтение художественной литературы: «Катя в яслях» (З. Александрова)

Беседа: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)

Лепка «Витаминки».

С/р игра «Больница».

Д/и «Таня заболела» (использование медицинских инструментов), «На приеме у врача».

Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А.Кардашовой «Наш доктор», побеседовать по содержанию.

Предложить родителям пополнить уголок ряженья костюмами врача и/или медицинской сестры.

День 4.  «Наша служба и опасна и трудна!..»

     Знакомство с профессией полицейский.

Цель:

1. Формировать представление о людях труда – профессия полицейского.

2. Дать представление детям о специальном транспорте

3. Воспитывать интерес к труду полицейского.

Рассмотреть альбом «Транспорт».

Чтение художественной литературы: С.В.Михалков  «Дядя Степа - милиционер»; В.Маяковский «Кем быть».

Конструирование: «Гараж для машины».

П/и «Ловкий шофер», «Машины и пешеходы»

Поговорить о правилах безопасного поведения на улице.

День 5. «Сегодня много писем в сумке на боку»

    Знакомство с профессией почтальон.

Цель:

1. Формировать представления о профессии почтальона;

2. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение.

Д/и «Кому письмо?».

С/р. игра «Доставим посылку».

Чтение художественной литературы Я.Аким «Неумейка».

Раскрашивание раскрасок «Профессии».

Предложить родителям рассказать дома детям о профессиях  родителей.

День 6. «Будем и водой и пеной мы пожар тушить»

    Знакомство с трудом пожарного.

Цель:

1. Дать детям понятие о труде пожарного, о его рабочем инвентаре.

2. Воспитывать осторожность.

3. Развивать желание соблюдать правила пожарной безопасности.

Рассматривание иллюстрации (рисунки) в книжках.

Чтение стихов из Т.Симонова «Пожарный», Е.Инкона «Пожарная машина», Е.Быстрова «Стану пожарным».

С/р игры «Пожар» с игровым комплектом игрушек для групповой комнаты.

Рисование: «Не играй со спичкой!».

Физкультминутка «Тушим кошкин дом».

Д/и «Кому это надо?», (Инструменты).

День 7. «Все профессии нужны, все профессии важны»

            Итоговый

Обобщить опыт и знания детей об изученных профессиях.

Организовать выставку работ детей, выполненных в ходе проекта.

Провести беседу-опрос «Профессия моих родителей».


Предварительный просмотр:


Подписи к слайдам:

Слайд 1

Подготовила: Воспитатель I кв. кат. Сипкова С.И. 2023г. Проект по формированию представлений о профессиях: «Кем быть?» Муниципальное автономное дошкольноес образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида № 4 « Ивушка »

Слайд 2

АКТУАЛЬНОСТЬ. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Профессиональные ориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй .

Слайд 3

ЦЕЛЬ: формировать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий (воспитатель , повар, врач, пожарный, полицейский, почтальон). Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи : ЗАДАЧИ: - познакомить детей с различными профессиями взрослых; - формировать у ребят трудовые действия; - ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых; - расширение и активизация словаря по теме; - развитие зрительного внимания и восприятия; - развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики; - формирование навыков взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.

Слайд 4

Название проекта Вид и тип проекта Участники Возраст детей Продукты деятельности Сроки реализации проекта «Кем быть?» Валеологический , познавательный творческий, групповой, краткосрочный Дети; Воспитатели; Родители; Специалисты ДОУ. Руководитель проекта: Сипкова С.И. От 2 до 4 лет Творческие индивидуальные и коллективные работы детей 2 недели (с 30.01.2023г. по 10.02.2023г.) ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА

Слайд 5

Этапы работы над проектом: 1 этап. Подготовительный . Пополнить уголок «семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты, продукты. Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты. Внести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?». Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский « Федорино горе», К.Чуковский «Айболит». Оформить ЛЭПБУК «Профессии». Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор, руль. Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.

Слайд 6

2 этап. Реализация проекта Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа: I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала. II этап (практический): реализация тематического плана, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей по изготовлению презентации «Профессии моих родителей». III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта (итоговое занятие).

Слайд 7

День 1. Знакомство с трудом воспитателя. Цели: 1)Формировать представления о содержании труда воспитателя; 2) Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.

Слайд 8

День 2. «Кто нам варит вкусный суп из картошки и из круп?» Знакомство с профессией повар. Цели: 1. Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают. 2. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда .

Слайд 9

День 3. «Врач – служитель медицины Победит любую хворь!» Знакомство с профессией врача. Цели: 1. Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия. 2. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.

Слайд 10

День 4. «Наша служба и опасна и трудна!..» Знакомство с профессией полицейский. Цели: 1. Формировать представление о людях труда – профессия полицейского. 2. Дать представление детям о специальном транспорте 3. Воспитывать интерес к труду полицейского.

Слайд 11

День 5. «Сегодня много писем в сумке на боку» Знакомство с профессией почтальон. Цели: 1. Формировать представления о профессии почтальона; 2. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение.

Слайд 12

День 6. «Будем и водой и пеной мы пожар тушить» Знакомство с трудом пожарного. Цели: 1. Дать детям понятие о труде пожарного, о его рабочем инвентаре. 2. Воспитывать осторожность. 3. Развивать желание соблюдать правила пожарной безопасности.

Слайд 13

День 7. «Кем быть?» Знакомство с трудом родителей. Цели: 1. Работа с родителями: обсудить дома свою профессию, так чтобы ребенок сам мог рассказать о профессии родителя, сделать фото. 2. Воспитывать любовь к родителям. 3. Развивать желание поделиться с другими детьми рассказом.

Слайд 14

ВЫВОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы : • тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей ; • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, подвижных, дидактических игр, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры ; • считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта.

Слайд 15

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по формированию элементарных математических представлений для родителей и детей средней группы "Математика вокруг нас"

Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занимательности занятий в детском саду и дома, дети быстро забывают пройденный материал из –за отсутствия системы повторения. Нео...

Проект по формированию элементарных представлений о птицах «Подкормите птиц зимой!»

Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энер...

недельный проект Дата: 28.09.2020-02.10.2020 Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группа Цель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.

Дата: 28.09.2020-02.10.2020Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группаЦель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.Основные виды де...

Юная пожарная дружина «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» проект по формированию элементарных представлений о пожарной безопасности на природе и дома у детей старшего дошкольного возраста

Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность ...

Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о космосе в старшей группе «Загадки космоса».

[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28053006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 436px; height: 300px;"}}]]Срок реализации проекта: март-апрель 2022 г.Проектна...