Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о профессиях "Кем быть?"
проект по окружающему миру (младшая группа)
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt_kem_byt.docx | 92.5 КБ |
kem_byt_szhatyy.pptx | 1.3 МБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад комбинированного вида №4 «Ивушка»
Познавательный, творческий, групповой,
краткосрочный проект
по формированию представлений о многообразии профессий
«Кем быть?»
Руководитель (разработчик) проекта:
Воспитатель СипковаС.И.
г. Реутов, 2023 год
СОДЕРЖАНИЕ
Пояснительная записка……………………………………………………...3
Визитная карточка проекта………………………………………………….5
План (схема) реализации проекта………………………………………….6
Выводы. Заключение…………………………………………………...……8
Список использованной литературы…………………………………..…...9
Приложения…………………………………………………………………10
ПОЯСНИТЕЛЬНАЯ ЗАПИСКА
АКТУАЛЬНОСТЬ.
Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности.
Профессиональные ориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников.
Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям.
В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй.
ЦЕЛЬ: формировать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий (воспитатель, повар, врач, пожарный, полицейский, почтальон).
Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи:
ЗАДАЧИ:
- познакомить детей с различными профессиями взрослых;
- формировать у ребят трудовые действия;
- ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых;
- расширение и активизация словаря по теме;
- развитие зрительного внимания и восприятия;
- развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики;
- формирование навыков взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
ГИПОТЕЗА.
Ранняя профессиональная ориентация заключается в создании и реализации комплекса психолого-педагогических средств, методов воздействия на личность ребенка с учетом его возрастных особенностей, направленных на зарождение профессионально ориентированных интересов и склонностей, а также в создании соответствующей предметно-развивающей среды.
ПРАКТИЧЕСКАЯ ЗНАЧИМОСТЬ.
- Изучение новинок методической литературы по формированию наглядных представлений о профессиях у дошкольников.
- Создание лепбука, методических разработок, игр и упражнений, развлечений и занятий по теме.
ОЖИДАЕМЫЕ РЕЗУЛЬТАТЫ
1. Знание детьми информации о таких профессиях, как повар, врач, полицейский, почтальон, пожарный, воспитатель.
2. Понимание детьми значимости этих профессий;
3. Умение организовать сюжетно-ролевые игры на основе имеющихся знаний;
4. Проявление признательности и уважения к труду взрослых;
5. Создание лэпбука «Профессии».
ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Название проекта | Вид и тип проекта | Участники | Возраст детей | Продукты деятельности | Сроки реализации проекта |
«Кем быть?» | познавательный творческий, групповой, краткосрочный | Дети; Воспитатели; Родители; Специалисты ДОУ. Руководитель проекта: Сипкова С.И. | От 2 до 4 лет | Творческие индивидуальные и коллективные работы детей | 2 недели (с 30.01.2023 по 10.02 2023) |
ПЛАН (СХЕМА) РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА
№ | Мероприятия | Ответственные | Сроки реализации |
| |||
1 | Совместная работа с музыкальным руководителем на музыкальных занятиях, песни о профессиях | Сипкова С.И | В течение проекта |
2 | Совместная работа с физ. инструктором на занятиях по физкультуре, подвижные игры по теме | Сипкова С.И | В течение проекта |
3 | Консультации с психологом | Сипкова С.И | В течение проекта |
| |||
1 | Образовательная область – «Физическое развитие: Пальчиковые гимнастики Физминутки | Сипкова С.И | В течение проекта |
2 | Образовательная область – Познавательное развитие Изучение профессий Изучение картин по тематике | Сипкова С.И | В течение проекта |
3 | Образовательная область – Речевое развитие Обогащение словарного запаса Заучивание стихов | Сипкова С.И | В течение проекта |
4 | Образовательная область – Художественно эстетическое развитие Создание красочных картин красками, апликациями Создание объемных картин пластилином | Сипкова С.И | В течение проекта |
5 | Образовательная область – Социально-коммуникативное развитие Обучение работать не только самостоятельно, но и совместно со сверстниками Обучать просить помощи у педагога | Сипкова С.И | В течение проекта |
Игровая деятельность: Пальчиковые гимнастики, Физминутки проводятся в игровой форме | Сипкова С.И | В течение проекта | |
| |||
1 | Консультации для родителей: «Знакомство детей с профессиями», «Как рассказать детям о профессии» | Сипкова С.И | В течение проекта |
2 | Оформление информационных стендов по теме. | Сипкова С.И | В течение проекта |
ВЫВОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ
Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы:
• тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей;
• отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, подвижных, дидактических игр, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры;
• считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
Перспективы
- продолжить работу по знакомству детей с различными профессиями;
- продолжить знакомить детей с различными инструментами, необходимыми для определенных профессий;
- пополнять копилку методических разработок, пособий;
- осуществлять взаимодействие с семьей.
СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ
- Бутылкина Г. Все профессии нужны все профессии важны // Ребенок в детском саду. - 2004. - №1. - С. 64.
- Выготский Л.С. О связи между трудовой деятельностью и интеллектуальным развитием ребенка // Дефектология. -- 1996. -- №6. - С. 12-15.
- Година Г.Н. Воспитание положительного отношения к труду. М.: Просвещение, 1987. - 694 с.
- Кондрашов В.П. Введение дошкольников в мир профессий: Учебно-методическое пособие. -- Балашов: Николаев, - 2004. - 495 с.
- Логинова В., Мишарина Л. Формирование представления о труде взрослых // Дошкольное воспитание.- 2008.- № 10.- С. 56-63.
- Радина Е.И. Ознакомление детей с трудом взрослых. Воспитание дошкольников в труде / Под ред. В.Г.Нечаевой. М.: Просвещение, -1994. - 325 с.
- Федоренко В. Формирование представлений о профессиях./ В. Федоренко // Дошкольное воспитание.- 1998.-№10.- С. 64-69.
- 24. Черединова Т. Юный пожарный // Дошкольное воспитание. - 2004- №11. - С. 65 ,
Информационные ресурсы
1. www.school.edu.ru-Российский общеобразовательный портал
2. www.rsl.ru-Сайт Российской государственной библиотеки
3. www.openclass.ru –Образовательные сообщества
4. http://festival.1september.ru/
5. http://nsportal.ru
6. http//logoportal.ru-Портал для логопедов и родителей
ПРИЛОЖЕНИЕ 1
Тематический план
День 1. Знакомство с трудом воспитателя.
Цель:
1)Формировать представления о содержании труда воспитателя;
2) Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.
Рассматривание картинок и фотографий о труде.
Чтение художественной литературы: Ю.И.Ермалаева «Воспитатели», И. Демьянов «Я теперь большая».
С/р. игры с комплектом «столовая», «Детский сад».
Д/и «Найди ошибку».
Трудовая деятельность «Мы помощники» (девочки – «Стирка платочков», мальчики – «Мытье мячей»).
Предложить родителям прочитать дома детям произведение К. Чуковского «Федорино горе». Побеседовать о необходимости содержать в порядке свои вещи и игрушки. Привлекать к оказанию посильной помощи дома.
День 2. «Кто нам варит вкусный суп из картошки и из круп?»
Знакомство с профессией повар.
Цель:
1. Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают.
2. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда.
Экскурсия – путешествие на кухню детского сада. «Кто нас кормит?».
Наблюдение за работой повара.
Игра инсценировка «Муха – Цокотуха» (сервировка стола).
Д/и «Подбери посуду для куклы», «Угостим нашу Катю».
С/р. игра « Кухня в моем доме»
Предложить родителям прочитать детям произведение С. Капутикяна «Машенька обедает», побеседовать по содержанию.
День 3. «Врач – служитель медицины Победит любую хворь!»
Знакомство с профессией врача.
Цель:
1. Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия.
2. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.
Рассматривание иллюстраций в книжках, рассказывание коротких стихов.
Чтение художественной литературы: «Катя в яслях» (З. Александрова)
Беседа: «Запомните, детки, таблетки – не конфетки» (Уточнить представления детей о лекарственных средствах, объяснить опасность, которая может от них исходить.)
Лепка «Витаминки».
С/р игра «Больница».
Д/и «Таня заболела» (использование медицинских инструментов), «На приеме у врача».
Предложить родителям вечером прочитать детям произведение А.Кардашовой «Наш доктор», побеседовать по содержанию.
Предложить родителям пополнить уголок ряженья костюмами врача и/или медицинской сестры.
День 4. «Наша служба и опасна и трудна!..»
Знакомство с профессией полицейский.
Цель:
1. Формировать представление о людях труда – профессия полицейского.
2. Дать представление детям о специальном транспорте
3. Воспитывать интерес к труду полицейского.
Рассмотреть альбом «Транспорт».
Чтение художественной литературы: С.В.Михалков «Дядя Степа - милиционер»; В.Маяковский «Кем быть».
Конструирование: «Гараж для машины».
П/и «Ловкий шофер», «Машины и пешеходы»
Поговорить о правилах безопасного поведения на улице.
День 5. «Сегодня много писем в сумке на боку»
Знакомство с профессией почтальон.
Цель:
1. Формировать представления о профессии почтальона;
2. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение.
Д/и «Кому письмо?».
С/р. игра «Доставим посылку».
Чтение художественной литературы Я.Аким «Неумейка».
Раскрашивание раскрасок «Профессии».
Предложить родителям рассказать дома детям о профессиях родителей.
День 6. «Будем и водой и пеной мы пожар тушить»
Знакомство с трудом пожарного.
Цель:
1. Дать детям понятие о труде пожарного, о его рабочем инвентаре.
2. Воспитывать осторожность.
3. Развивать желание соблюдать правила пожарной безопасности.
Рассматривание иллюстрации (рисунки) в книжках.
Чтение стихов из Т.Симонова «Пожарный», Е.Инкона «Пожарная машина», Е.Быстрова «Стану пожарным».
С/р игры «Пожар» с игровым комплектом игрушек для групповой комнаты.
Рисование: «Не играй со спичкой!».
Физкультминутка «Тушим кошкин дом».
Д/и «Кому это надо?», (Инструменты).
День 7. «Все профессии нужны, все профессии важны»
Итоговый
Обобщить опыт и знания детей об изученных профессиях.
Организовать выставку работ детей, выполненных в ходе проекта.
Провести беседу-опрос «Профессия моих родителей».
Предварительный просмотр:
Подписи к слайдам:
АКТУАЛЬНОСТЬ. Профессиональная ориентация дошкольников – это широкое поле деятельности для педагогов и психологов, новое и еще неизученное направление дошкольной педагогики. В зависимости от способностей, психологических особенностей темперамента и характера, от воспитания ребенка и привития ему ценности труда у детей формируется система знаний о профессиях, интересы и отношение к определенным видам деятельности. Профессиональные ориентационные мероприятия для детей дошкольного возраста являются составляющими ранней профориентации, целью которой является допрофессиональное самоопределение дошкольников. Профессиональное становление неразрывно связано с возрастным развитием человека, и периоду дошкольного детства соответствует I этап профессионального развития: этап формирования конкретно-наглядных представлений о мире профессий. На этом этапе у ребенка должна сформироваться определенная наглядная основа, на которой будет базироваться дальнейшее развитие профессионального самосознания, а также положительное отношение к профессиональному миру, людям труда, их занятиям. В процессе возрастного развития ребенок насыщает свое сознание разнообразными представлениями о мире профессий. Он в символической форме пытается проиграть действия представителей различных профессий (водитель, врач и т. п.), основываясь на наблюдениях за действиями взрослых. Некоторые элементы профессиональной деятельности ребенку ещё трудно понять, но в каждой профессии есть область, которую можно представить на основе наглядных образов, впечатлений, конкретных ситуаций из жизни, историй .
ЦЕЛЬ: формировать у детей конкретно-наглядные представления о мире профессий (воспитатель , повар, врач, пожарный, полицейский, почтальон). Исходя из поставленной цели, определились следующие задачи : ЗАДАЧИ: - познакомить детей с различными профессиями взрослых; - формировать у ребят трудовые действия; - ознакомление детей с трудовыми действиями, совершаемыми взрослыми, с орудиями труда, инструментами и результатом труда взрослых; - расширение и активизация словаря по теме; - развитие зрительного внимания и восприятия; - развитие речевой и мыслительной деятельности, зрительно – двигательной координации, мелкой моторики; - формирование навыков взаимодействия в игровой деятельности, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Название проекта Вид и тип проекта Участники Возраст детей Продукты деятельности Сроки реализации проекта «Кем быть?» Валеологический , познавательный творческий, групповой, краткосрочный Дети; Воспитатели; Родители; Специалисты ДОУ. Руководитель проекта: Сипкова С.И. От 2 до 4 лет Творческие индивидуальные и коллективные работы детей 2 недели (с 30.01.2023г. по 10.02.2023г.) ВИЗИТНАЯ КАРТОЧКА ПРОЕКТА
Этапы работы над проектом: 1 этап. Подготовительный . Пополнить уголок «семья» следующими атрибутами: фартуки, посуда, овощи, фрукты, продукты. Пополнить игру «Больница» атрибутами: шприцы, градусники, фонендоскоп, медицинские халаты. Внести дидактические игры: «Профессии», «У кого что?», «Что в мешочке лежит?». Пополнить библиотечку книгами Б. Заходер «Все работы хороши»; В. Маяковский «Кем быть?»; К. Чуковский « Федорино горе», К.Чуковский «Айболит». Оформить ЛЭПБУК «Профессии». Добавить в уголок мальчиков транспорт: грузовые машины, легковые машины, трактор, руль. Подборка иллюстраций, стихотворений, загадок о профессиях.
2 этап. Реализация проекта Работа по проекту предполагает разделение деятельности на три этапа: I этап (организационный): проведение мониторинга, разработка и утверждение тематического плана, подбор методического сопровождения, подготовка наглядного материала. II этап (практический): реализация тематического плана, организация совместной и самостоятельной деятельности детей, «погружение» воспитанников в реальные практические ситуации, привлечение родителей по изготовлению презентации «Профессии моих родителей». III этап (итоговый): проведение повторного мониторинга, анализ и обобщение опыта (итоговое занятие).
День 1. Знакомство с трудом воспитателя. Цели: 1)Формировать представления о содержании труда воспитателя; 2) Воспитывать чувство признательности и уважения к труду взрослых.
День 2. «Кто нам варит вкусный суп из картошки и из круп?» Знакомство с профессией повар. Цели: 1. Познакомить детей с помещением кухни, с сотрудниками, которые там работают. 2. Расширять представления об отдельных трудовых процессах, орудиях труда .
День 3. «Врач – служитель медицины Победит любую хворь!» Знакомство с профессией врача. Цели: 1. Уточнить и обобщить знания детей о труде врача и некоторые его трудовые действия. 2. Расширить словарный запас медицинскими терминологиями.
День 4. «Наша служба и опасна и трудна!..» Знакомство с профессией полицейский. Цели: 1. Формировать представление о людях труда – профессия полицейского. 2. Дать представление детям о специальном транспорте 3. Воспитывать интерес к труду полицейского.
День 5. «Сегодня много писем в сумке на боку» Знакомство с профессией почтальон. Цели: 1. Формировать представления о профессии почтальона; 2. Воспитывать вежливое, доброжелательное общение.
День 6. «Будем и водой и пеной мы пожар тушить» Знакомство с трудом пожарного. Цели: 1. Дать детям понятие о труде пожарного, о его рабочем инвентаре. 2. Воспитывать осторожность. 3. Развивать желание соблюдать правила пожарной безопасности.
День 7. «Кем быть?» Знакомство с трудом родителей. Цели: 1. Работа с родителями: обсудить дома свою профессию, так чтобы ребенок сам мог рассказать о профессии родителя, сделать фото. 2. Воспитывать любовь к родителям. 3. Развивать желание поделиться с другими детьми рассказом.
ВЫВОДЫ. ЗАКЛЮЧЕНИЕ Анализируя проделанную работу, можно сделать выводы : • тема, разработанного проекта и объем информации выбраны с учетом возрастных особенностей детей раннего возраста, что положительно повлияло на различные виды деятельности детей ; • отмечалась положительная реакция и эмоциональный отклик детей на знакомство с новыми видами пальчиковых, подвижных, дидактических игр, дети проявляли желание и интерес играть в данные игры ; • считаю, что удалось достигнуть хороших результатов во взаимодействии с родителями. Родители принимали активное участие в реализации проекта.
СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ !
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Проект по формированию элементарных представлений кукольного театра детей второй младшей и средней групп.»
Театрализованная деятельность в ДОУ...
Педагогический проект по формированию элементарных математических представлений "Что важнее круг или квадрат"
Беседа для детей подготовительной к школе группы "Профессии строителей"...
Проект по формированию элементарных математических представлений для родителей и детей средней группы "Математика вокруг нас"
Проблема усвоения знаний по математике актуальна из-за недостаточности занимательности занятий в детском саду и дома, дети быстро забывают пройденный материал из –за отсутствия системы повторения. Нео...
Проект по формированию элементарных представлений о птицах «Подкормите птиц зимой!»
Зима - суровое время года. Время подумать о птицах. Ведь зимой самое страшное для птиц – не холод, а голод. Зимний день короток - мало времени чтобы собрать достаточно пищи и накопить энер...
недельный проект Дата: 28.09.2020-02.10.2020 Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группа Цель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.
Дата: 28.09.2020-02.10.2020Тема проекта: «Осень золотая, чудесные листья и цветы» старшая группаЦель: создание условий для формирования элементарных представлений об осени.Основные виды де...
Юная пожарная дружина «ПОЖАРНАЯ ОХРАНА» проект по формированию элементарных представлений о пожарной безопасности на природе и дома у детей старшего дошкольного возраста
Актуальность проекта связана с тем, что у детей этого возраста отсутствует защитная психологическая реакция на противопожарную обстановку. Желание постоянно открывать что-то новое, непосредственность ...
Краткосрочный проект по формированию элементарных представлений о космосе в старшей группе «Загадки космоса».
[[{"type":"media","view_mode":"media_large","fid":"28053006","attributes":{"alt":"","class":"media-image","style":"width: 436px; height: 300px;"}}]]Срок реализации проекта: март-апрель 2022 г.Проектна...