Влияние взрослых на формирование речи у детей
консультация по теме
Консультация для родителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_vzroslyh_na_formirovanie_rechi.doc | 38.5 КБ |
Предварительный просмотр:
ГОУ ЦРР детский сад №600 ЮОУО ДО г. Москвы
Влияние взрослых на формирование речи у детей
Воспитатель: Ерыкова Л.Е.
Как известно, речевая имитация и повторение играют очень важную роль в усвоении ребенком тех навыков и форм речевого и не только речевого поведения, которыми владеет взрослый. Общение с взрослыми выступает, как основной фактор развития познавательной активности детей.
Познавательная активность - это поиск новых впечатлений, готовность к познавательной деятельности. Ее внешним показателем является связь с инициативными исследовательскими действиями ребенка. Ярче всего такая инициативность обнаруживается в ситуации, где перед ребенком не ставится никакой конкретной цели. Он сам находит для себя объект подражания и изучает его доступными средствами. Здоровый развитой ребенок отличается ярко выраженной любознательностью, стремлением исследовать все предметы, находящиеся в поле его восприятия.
Существует прямая зависимость между общением и познавательной активностью, то есть общение влияет на развитие познавательной активности детей. Рассмотрим это на примере сравнения детей - сирот и детей, воспитывающихся в семье.
- У детей, воспитывающихся в семье эмоциональный тон поведения намного ярче, чем у воспитанников домов ребенка, за счет радостных переживаний, которые малыши получают в общении с взрослыми. Дети из семьи чаще и интенсивнее привлекают к своей деятельности взрослых, их взаимодействие протекает на более высоком уровне.
- В домах ребенка дети чаще проявляли робость, страх, неудовольствие при виде новых игрушек. Дефицит общения, по-видимому, не позволял детям преодолеть пассивно- оборонительный рефлекс, возникающий в ситуации новизны, а отсутствие связей со старшими тормозило развитие ориентированной деятельности, сопряженной со смелостью, наступательностью.
- Общение ребенка с взрослыми создает благоприятные условия для усвоения им операционно-технической стороны предметной деятельности. Дети, воспитывающиеся в семье, гораздо лучше осведомлены о социальном назначении вещей и более умело пользуются ими, чем их сверстники из домов ребенка.
- Четвертая линия влияния общения на познавательную деятельность детей раннего возраста связано с развитием у них речи. По данному параметру наблюдается значительное отставание у воспитанников дома ребенка. Речевое развитие может происходить только в тесном контакте ребенка с взрослым. Ослабление его замедляет становление активной речи, а, следовательно, тормозит формирование ведущей деятельности детей.
Все эти особенности общения и характер предметной деятельности у детей, воспитывающихся в домах ребенка, сказываются на сроках возникновения и темпах развития речи. Известно, что дети, воспитывающиеся в закрытых детских учреждениях, отстают в развитии речи. Активная речь у них возникает позже, чем у детей, растущих в семьях. Дошкольники из дома ребенка реже используют речь в общении с взрослыми, чем дети, растущие в семье; их речь беднее по содержанию, примитивнее по характеру грамматических конструкций и лексике, изобилует неточными звуками.
Существуют различные гипотезы о причинах подобного отставания воспитанников закрытых детских учреждений. Но все они сводятся к тому, что в основе задержек вербального развития этих детей лежит дефицит общения с взрослыми, и в первую очередь недостаток эмоциональных контактов с ними.
СОВЕТЫ РОДИТЕЛЯМ
Главными носителями языка для ребенка являются его родители. Очевидно, что по мере взросления усиливается действие внешних факторов, одним из которых является языковое окружение ребенка. Поэтому общее правило можно сформулировать так: чем больше родители разговаривают с ребенком, тем большему он научится. При этом не следует забывать и о самом ребенке: всегда обращайте внимание на то, что он говорит. Важное условие развития речи ребенка – это хорошие и доброжелательные отношения с ним.
Как разговаривать с ребенком?
Во-первых, стремитесь вызвать у ребенка потребность заговорить первым. Не следует предвосхищать его любое желание: пусть он попытается сформулировать его.
Во-вторых, говорите с малышом простыми, ясными и понятными предложениями.
В-третьих, продолжайте и дополняйте сказанное ребенком. При этом не следует заставлять его повторять за вами – достаточно того, что он вас слышит. Например, полугодовалый ребенок сказал: «Суп». «Овощной суп, очень вкусный» - добавляете вы.
В-четвертых, старайтесь говорить вслух о действиях ребенка, описывая то, что он делает. Например, ребенок тянется к выключателю, а вы скажите при этом: «Ты выключаешь свет».
В-пятых, говорите о тех действиях, которые совершаете сами. Тем самым, вы поможете ребенку расширить его словарный запас.
Богатая, эмоционально насыщенная литературная речь, доступная пониманию ребенка, безусловно, стимулирует развитие детской речи, в отличие от бедной, безграмотной, невыразительной, которая тормозит речевое развитие.
Следует учитывать факторы домашней обстановки. Например, нередко языковое развитие младших детей ограничено, поскольку занятые родители часто перепоручают процесс воспитания старшим детям. Старшие дети, полные симпатии и любви к малышу, стараются предвосхитить его любое желание и практически устраняют всякую необходимость говорить. К тому же и сама речь старших детей еще далека от совершенства.
Следует отметить, что часто нормой в развитии речи является то, что многие дети в определенный период времени испытывают трудности в ее становлении. Поэтому трудно решить, насколько ребенок нуждается в особом внимании. Также неясно, что преобладает при этом: то ли нежелание ребенка говорить, то ли неумение использовать свои речевые возможности.
Причины, затрудняющие речевое развитие:
- Ребенок может оказаться заторможенным из-за других детей. Кто-то из них может получать удовольствие от высмеивания погрешностей в его речи.
- Может быть слабая координация движений (малыш роняет вещи, плохо их удерживает руками). С целью развития координации движений поначалу лучше использовать игры, требующие широких движений: катание большого мяча, простые броски и ловля, метание.
- Вызвать языковые трудности могут и особенности эмоциональной жизни ребенка. Это могут быть и собственные чувства малыша, и то, как он относится к своему окружению, его реакции на события в жизни, поведение взрослых.
- Недостаточный опыт общения с взрослыми будет влиять тогда, когда взрослые очень мало говорят с малышом и ребенку не хватает услышанных слов. Он не получает удовольствия от общения с взрослыми. Взрослые сводят до минимума свое общение с ребенком, их речь в основном состоит из слов «нельзя» и «замолчи». Кроме того, играет роль и сама речь взрослого – ее правильность и богатство.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Влияние, оказываемое на формирование душевных качеств детей окружающих предметов, характерных для русского народного быта, декоративно-прикладного искусства».
Выступление для педсовета....
Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
Оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы». Специальные исследования обнаруж...
Влияние устного народного творчества на формирование речи у детей раннего возраста
Речь - ведущий процесс психического развития ребенка. Потребности ребенка, его темперамент, эмоции, любознательность – все психические процессы личности проявляются в речи. Процесс развития речи...
Влияние взрослых на развитие речевого общения детей дошкольного возраста
Буклет для родителей воспитаников ДОУ этапы становления речи ребенка, типы речевого поведения, показатели уровней речевого поведения старших дошкольников....
«Влияние взрослого на развитие речи детей дошкольного возраста»
Развитие ребенка во много зависит от общения со взрослыми, которое влияет не только на психическое, но и, на ранних этапах, на физическое развитие ребенка....
Влияние театрализации на формирование речи детей
В статье выделены важность театрализации в развитии речи детей....
Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
laquo;Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает всемье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования...