Влияние взрослых на формирование характера ребёнка
консультация
Родители, ваше собственное поведение имеет решающее значение в формировании характера ваших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vliyanie_vzroslyh_na_formirovanie_haraktera_rebyonka.docx | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Влияние взрослых на формирование характера ребёнка»
Подготовила воспитатель: Озерова Виктория Павловна
«Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает в
семье». Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой
формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим
не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание
определенного образа его жизни.
Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты
условно подразделяют на три группы.
Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется
приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в
сложности и противоречия современного мира.
Вторая - это внутри и внесемейная деятельность. По преимуществу
бытовой труд.
Третья группа – это собственно семейное воспитание, некий комплекс
целенаправленных педагогических воздействий.
Великий советский педагог А. С. Макаренко. «Ваше собственное
поведение, - утверждал он в своей «Книге для родителей», самая решающая
вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его
в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы
одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как
вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все
это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне
ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него
невидимыми путями. Вы их не замечаете. А если дома вы грубы или
хвастливы, или вы пьянствуете. А еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы
уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь
самые печальные последствия!»
Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители?
Во-первых – источником эмоционального тепла и поддержки. Во- вторых
– властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В- третьих- образцом и
примером для подражания. В- четвертых – другом и советчиком. Так вот,
несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с
ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес»
их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале
детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве – вторая, в
младшем школьном возрасте – третья, а вот с наступлением пубертатного
периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует
необходимость перестройки характера взаимоотношений общения
родителей с детьми в сторону сотрудничества, реализации стремления стать
для детей другом и советчиком. Практичный подход к работе строится на
том, что дети учатся на поведении и примере окружающих. Они учатся на
личном опыте, на том, что происходит, когда они ведут себя определенным
образом, на ограничениях, запретах, налагаемых другими, а также на
результатах одобряемого поведения. Учатся они и на том, какое поведение
приносит результат, позволяет достичь желаемой цели.
И дети, и взрослые учатся поведению, но конечные результаты очень
различны даже у тех, кто находится в одинаковых условиях, например у
детей, растущих в одной семье. Причины в том, что воздействие опыта
фильтруется сквозь личность ребенка или взрослого.
Покажите ребенку, что такое правильное поведение.
Самое первое правило, которому надо следовать при воспитании ребенка,
следующее: не делайте другим того, чего сами себе не желаете. Ребенок не
будет вести себя с вами вежливо, деликатно, если вы обращаетесь с ним по-
другому. Вот он попросил вас помочь ему справиться с чем-то, а вы
ответили, что вам некогда; вот он споткнулся о ваши ноги, а вы накричали на
него. В этом случае не ждите, что ребенок захочет помочь вам накрыть на
стол или что он легко простит вас, если, расчесывая волосы, вы сделали ему
больно.
Старайтесь поощрять хорошее поведение, а плохое не поощрять. Вот вы
пошли с ребенком в магазин, он стал просить у вас конфетку или мороженое,
и вы купили ему желанную конфету, чтобы он только перестал вас мучить. А
другой раз вы взяли его в магазин и он не просил у вас конфету... Поощрите
ли вы его за хорошее поведение?
Поменьше «нельзя» и побольше «можно». Малыши любят действовать и с
трудом переносят бездействие. Они гораздо лучше реагируют на просьбу
сделать что-то, чем на требование не делать того или иного.
Давайте вразумительные указания. Но даже и правильно построенные
просьбы не помогут вам, если смысл их расплывчат. «Веди себя хорошо!». А
как хорошо непонятно.
Всегда объясняйте ребенку, почему что-то нельзя делать. Исключение из
этого правила лишь одно – чрезвычайные обстоятельства, когда вы не
можете тратить время на объяснения.
Оставьте запреты для особых случаев. «Нельзя» нужно употреблять только
в тех случаях, когда вы хотите раз и навсегда запретить ребенку делать что-
то определенное. «Нельзя перебивать меня, когда я с кем-то разговариваю!» -
запрет бессмысленный. Ведь во многих случаях ребенок должен прервать
ваш разговор: допустим, он захочет предупредить вас, что вода в кастрюле
закипела. Так что лучше сформулировать то же самое иначе: «Подожди, пока
мы кончим наш разговор» - или как-либо.
Верьте ребенку, что он не хочет сделать что-то дурное. Ребенок, возможно,
не будет сильно задумываться о том, что он должен делать, а что нет, если он
постоянно ощущает у себя за спиной присутствие родителей, готовых
поправить его ошибки или подать хороший совет. Поэтому лучше,
приноравливаясь к возможностям его возраста и степени развития, дать
ребенку возможность почувствовать ответственность за собственное
поведение, показать ему, что по вашим представлениям с этим он вполне
справится сам.
Если вы не правы, признайтесь в этом! Уже маленькие дети внимательно
следят за тем, как вы сами себя ведете. Поэтому важно признавать сделанные
ошибки и извиняться, если вы кого-либо обидели или поступили неверно.
Полезно время от времени напоминать малышу, что все могут иногда
ошибаться.
Влияние особенностей воспитания на характер и поведение
ребёнка.
Каким же образом тот или иной стиль воспитания влияет на формирование
характера ребёнка и его взаимоотношения со сверстниками ?
Излишне строгое или даже деспотическое воспитание развивает детей
такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость,
зависимость и реже - возбудимость и агрессивность.
Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребёнка приводят к
развитию истерических черт характера, с эгоцентризмом и недостаточным
самоконтролем. Также к истерическим чертам характера ведёт дефицит
эмоционального внимания - комплекс своеобразной эмоциональной ущемлённости.
Отсутствие воспитания как такового ведёт к возбудимости,
неустойчивости, асоциальному типу поведения.
В некоторых семьях наблюдается своеобразная ролевая перестановка:
отец и мать как бы поменялись своими местами в воспитании детей. Мать
сдержанная без внешних проявлений любви, властно-требовательное
отношение к детям. Отец, наоборот, эмоционально раскрыт, любви обильный
и большей частью - всё разрешающий. Тогда у девочек обнаруживаются
"мальчишеские" черты в поведении. В дальнейшем как у девочек , так и у
мальчиков возникает характерная картина в виде выраженной возбудимости,
наклонности к импульсивности и навязчивым действиям. Основной
патогенный фактор здесь прежде всего заключается в отсутствии
организующего влияния отца на детей.
Нервный срыв могут спровоцировать двойные, противоречивые,
несправедливые указания. Когда замечаний и требований слишком много, а
тепла и понимания не достаёт. Такие дети испытывают трудности общения и
взаимопонимания со сверстниками. Ребёнок пытается во что бы то ни стало
завоевать признание и дружбу, то отказывается от общения по внешне
необъяснимым причинам. То стремятся верховодить, не обращая внимания
на реальное соотношение сил, то становятся зависимыми и ведомыми,
подчиняясь любому влиянию.
Трудности в общении так же испытывает ребёнок ,с которым вступил в
альянс один из родителей. Если ребёнок вынужден заменять маме или папе
партнёра (например, эмоционально), то его как бы повысили в должности.
Он становится на ступеньку выше и ребёнку не интересно и скучно со
своими сверстниками. Одиночество и изоляция в коллективе сверстников
практически неизбежно.
Советы просты.
Главное - уметь посмотреть на себя самокритично и перестроить своё
отношение к ребёнку. Обоим родителям надо согласовать свои действия и
усилия в воспитании ребёнка. Чаще хвалить, идти навстречу потребностям и
интересам детей. Не беспокоиться излишне и не воевать с детьми по каждому
пустячному поводу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в формировании индивидуальности ребёнка"
Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в формировании индивидуальности ребёнка"...
Формирование характера ребёнка
Формирование характера ребёнка...
Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста
Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста...
Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
Оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы». Специальные исследования обнаруж...
Влияние взрослых на формирование речи у детей
Консультация для родителей...
статья "Влияние оригами на формирование личности ребёнка дошкольного возраста."
статья "Влияние оригами...."...
Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
laquo;Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает всемье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования...