Влияние взрослых на формирование характера ребёнка
консультация
Родители, ваше собственное поведение имеет решающее значение в формировании характера ваших детей.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.87 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей «Влияние взрослых на формирование характера ребёнка»
Подготовила воспитатель: Озерова Виктория Павловна
«Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает в
семье». Эти педагогические мудрости известны, наверное, всем.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой
формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим
не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание
определенного образа его жизни.
Факторы, которые влияют в семье на личность ребенка, специалисты
условно подразделяют на три группы.
Первая - это социальная микросреда семьи, в которой осуществляется
приобщение детей к социальным ценностям и ролям, введение их в
сложности и противоречия современного мира.
Вторая - это внутри и внесемейная деятельность. По преимуществу
бытовой труд.
Третья группа – это собственно семейное воспитание, некий комплекс
целенаправленных педагогических воздействий.
Великий советский педагог А. С. Макаренко. «Ваше собственное
поведение, - утверждал он в своей «Книге для родителей», самая решающая
вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним
разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его
в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы
одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как
вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все
это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне
ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него
невидимыми путями. Вы их не замечаете. А если дома вы грубы или
хвастливы, или вы пьянствуете. А еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы
уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь
самые печальные последствия!»
Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители?
Во-первых – источником эмоционального тепла и поддержки. Во- вторых
– властью, высшей инстанцией, распорядителем благ. В- третьих- образцом и
примером для подражания. В- четвертых – другом и советчиком. Так вот,
несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с
ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес»
их в разные возрастные периоды неодинаков. В младенчестве и начале
детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве – вторая, в
младшем школьном возрасте – третья, а вот с наступлением пубертатного
периода все больший вес приобретает четвертая. Из этого следует
необходимость перестройки характера взаимоотношений общения
родителей с детьми в сторону сотрудничества, реализации стремления стать
для детей другом и советчиком. Практичный подход к работе строится на
том, что дети учатся на поведении и примере окружающих. Они учатся на
личном опыте, на том, что происходит, когда они ведут себя определенным
образом, на ограничениях, запретах, налагаемых другими, а также на
результатах одобряемого поведения. Учатся они и на том, какое поведение
приносит результат, позволяет достичь желаемой цели.
И дети, и взрослые учатся поведению, но конечные результаты очень
различны даже у тех, кто находится в одинаковых условиях, например у
детей, растущих в одной семье. Причины в том, что воздействие опыта
фильтруется сквозь личность ребенка или взрослого.
Покажите ребенку, что такое правильное поведение.
Самое первое правило, которому надо следовать при воспитании ребенка,
следующее: не делайте другим того, чего сами себе не желаете. Ребенок не
будет вести себя с вами вежливо, деликатно, если вы обращаетесь с ним по-
другому. Вот он попросил вас помочь ему справиться с чем-то, а вы
ответили, что вам некогда; вот он споткнулся о ваши ноги, а вы накричали на
него. В этом случае не ждите, что ребенок захочет помочь вам накрыть на
стол или что он легко простит вас, если, расчесывая волосы, вы сделали ему
больно.
Старайтесь поощрять хорошее поведение, а плохое не поощрять. Вот вы
пошли с ребенком в магазин, он стал просить у вас конфетку или мороженое,
и вы купили ему желанную конфету, чтобы он только перестал вас мучить. А
другой раз вы взяли его в магазин и он не просил у вас конфету... Поощрите
ли вы его за хорошее поведение?
Поменьше «нельзя» и побольше «можно». Малыши любят действовать и с
трудом переносят бездействие. Они гораздо лучше реагируют на просьбу
сделать что-то, чем на требование не делать того или иного.
Давайте вразумительные указания. Но даже и правильно построенные
просьбы не помогут вам, если смысл их расплывчат. «Веди себя хорошо!». А
как хорошо непонятно.
Всегда объясняйте ребенку, почему что-то нельзя делать. Исключение из
этого правила лишь одно – чрезвычайные обстоятельства, когда вы не
можете тратить время на объяснения.
Оставьте запреты для особых случаев. «Нельзя» нужно употреблять только
в тех случаях, когда вы хотите раз и навсегда запретить ребенку делать что-
то определенное. «Нельзя перебивать меня, когда я с кем-то разговариваю!» -
запрет бессмысленный. Ведь во многих случаях ребенок должен прервать
ваш разговор: допустим, он захочет предупредить вас, что вода в кастрюле
закипела. Так что лучше сформулировать то же самое иначе: «Подожди, пока
мы кончим наш разговор» - или как-либо.
Верьте ребенку, что он не хочет сделать что-то дурное. Ребенок, возможно,
не будет сильно задумываться о том, что он должен делать, а что нет, если он
постоянно ощущает у себя за спиной присутствие родителей, готовых
поправить его ошибки или подать хороший совет. Поэтому лучше,
приноравливаясь к возможностям его возраста и степени развития, дать
ребенку возможность почувствовать ответственность за собственное
поведение, показать ему, что по вашим представлениям с этим он вполне
справится сам.
Если вы не правы, признайтесь в этом! Уже маленькие дети внимательно
следят за тем, как вы сами себя ведете. Поэтому важно признавать сделанные
ошибки и извиняться, если вы кого-либо обидели или поступили неверно.
Полезно время от времени напоминать малышу, что все могут иногда
ошибаться.
Влияние особенностей воспитания на характер и поведение
ребёнка.
Каким же образом тот или иной стиль воспитания влияет на формирование
характера ребёнка и его взаимоотношения со сверстниками ?
Излишне строгое или даже деспотическое воспитание развивает детей
такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость,
зависимость и реже - возбудимость и агрессивность.
Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребёнка приводят к
развитию истерических черт характера, с эгоцентризмом и недостаточным
самоконтролем. Также к истерическим чертам характера ведёт дефицит
эмоционального внимания - комплекс своеобразной эмоциональной ущемлённости.
Отсутствие воспитания как такового ведёт к возбудимости,
неустойчивости, асоциальному типу поведения.
В некоторых семьях наблюдается своеобразная ролевая перестановка:
отец и мать как бы поменялись своими местами в воспитании детей. Мать
сдержанная без внешних проявлений любви, властно-требовательное
отношение к детям. Отец, наоборот, эмоционально раскрыт, любви обильный
и большей частью - всё разрешающий. Тогда у девочек обнаруживаются
"мальчишеские" черты в поведении. В дальнейшем как у девочек , так и у
мальчиков возникает характерная картина в виде выраженной возбудимости,
наклонности к импульсивности и навязчивым действиям. Основной
патогенный фактор здесь прежде всего заключается в отсутствии
организующего влияния отца на детей.
Нервный срыв могут спровоцировать двойные, противоречивые,
несправедливые указания. Когда замечаний и требований слишком много, а
тепла и понимания не достаёт. Такие дети испытывают трудности общения и
взаимопонимания со сверстниками. Ребёнок пытается во что бы то ни стало
завоевать признание и дружбу, то отказывается от общения по внешне
необъяснимым причинам. То стремятся верховодить, не обращая внимания
на реальное соотношение сил, то становятся зависимыми и ведомыми,
подчиняясь любому влиянию.
Трудности в общении так же испытывает ребёнок ,с которым вступил в
альянс один из родителей. Если ребёнок вынужден заменять маме или папе
партнёра (например, эмоционально), то его как бы повысили в должности.
Он становится на ступеньку выше и ребёнку не интересно и скучно со
своими сверстниками. Одиночество и изоляция в коллективе сверстников
практически неизбежно.
Советы просты.
Главное - уметь посмотреть на себя самокритично и перестроить своё
отношение к ребёнку. Обоим родителям надо согласовать свои действия и
усилия в воспитании ребёнка. Чаще хвалить, идти навстречу потребностям и
интересам детей. Не беспокоиться излишне и не воевать с детьми по каждому
пустячному поводу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2015/03/30/picture-610305-1427714859.jpg)
Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в формировании индивидуальности ребёнка"
Консультация для родителей на тему: "Роль взрослого в формировании индивидуальности ребёнка"...
![](/sites/default/files/pictures/2016/02/26/picture-746418-1456508663.jpg)
Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста
Влияние семьи на формирование личности ребёнка дошкольного возраста...
![](/sites/default/files/pictures/2020/10/14/picture-220392-1602669838.jpg)
Влияние взрослых на формирование самооценки ребенка
Оценочное суждение ребенка «непрерывно переплетается с оценочными отношениями к нему со стороны товарищей и особенно воспитательницы». Специальные исследования обнаруж...
Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
laquo;Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает всемье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-1261525-1597234226.jpg)
консультация для родителей "Влияние взрослых на формирование характера ребенка"
Все мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. Каждый человек, опираясь на свой жизненный опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особ...