Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
консультация
«Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает в
семье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
![]() | 18.04 КБ |
![]() | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»
Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
Составили:
Воспитатель группы раннего возраста №1
Притченко В.А
2024
«Влияние взрослых на формирование характера ребенка»
«Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает в
семье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Великий советский педагог А. С. Макаренко. «Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей «Книге для родителей», самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует.
Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители?
Во-первых – источником эмоционального тепла и поддержки.
Во- вторых – властью, высшей инстанцией, распорядителем благ.
В- третьих- образцом и примером для подражания.
В- четвертых – другом и советчиком.
Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков.
В младенчестве и начале детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве – вторая, в младшем школьном возрасте – третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая.
Самое первое правило, которому надо следовать при воспитании ребенка, следующее: не делайте другим того, чего сами себе не желаете. Ребенок не будет вести себя с вами вежливо, деликатно, если вы обращаетесь с ним по-другому. Вот он попросил вас помочь ему справиться с чем-то, а вы ответили, что вам некогда; вот он споткнулся о ваши ноги, а вы накричали на него. В этом случае не ждите, что ребенок захочет помочь вам накрыть на стол или что он легко простит вас, если, расчесывая волосы, вы сделали ему больно.
Старайтесь поощрять хорошее поведение, а плохое не поощрять. Поменьше «нельзя» и побольше «можно». Малыши любят действовать и с трудом переносят бездействие. Они гораздо лучше реагируют на просьбу сделать что-то, чем на требование не делать того или иного. Давайте вразумительные указания. Но даже и правильно построенные просьбы не помогут вам, если смысл их расплывчат. «Веди себя хорошо!». А как хорошо непонятно.
Всегда объясняйте ребенку, почему что-то нельзя делать. Исключение из этого правила лишь одно – чрезвычайные обстоятельства, когда вы не можете тратить время на объяснения.
В каком же возрасте нужно начинать формировать характер у детей?
Воспитание ребенка в ранние годы переоценить невозможно. Уроки, усвоенные в первые семь лет жизни, окажут на его формирование больше влияния, чем знания, воспринятые им в дальнейшие годы. Первые три года жизни ребенка – самые важные. В это время как раз и закладывается фундамент его характера. Особенно в первые годы жизни ум младенца очень восприимчив к хорошим или плохим впечатлениям. С одной стороны, может быть получено много бесполезной информации, а с другой - много ценных знаний. Например, когда малыш замахивается на маму, многие родители воспринимают это с милым умилением. «Он же ещё маленький, потом научится» - с улыбкой произносят взрослые. А зря. Уже тогда необходимо постараться объяснить ребеночку, что так делать нельзя - например, взяв его маленькую ручку и умеренно строгим голосом сказать: «На маму замахиваться - но-но-но! Мама хорошая!» А затем любезно попросить: «Погладь маму (показывая, как это делается)».
В возрасте 1-3 года дети уже способны научиться понимать слова «да» и «нет», и понемногу начинать осознавать последствия своего выбора. Для этого периода характерны неконтролируемое поведение и приступы раздражения.
Ребенок поначалу не совсем понимает логику родителей, но он ее быстрее усваивает, если родители будут всегда постоянны и последовательны в своих методах воспитания.
Формирование характера у детей дошкольного возраста затрагивает несколько этапов развития ребенка. Их три. До трех лет идет этап «Связи»: у ребенка еще нет самосознания, ему важно чувствовать связь со значимыми фигурами. На этом этапе можно быть зависимым и беспомощным — по сути, ребенок таковым и является. Его «Я» — в процессе формирования, он слит с мамой. Теория привязанности говорит о том, что детям до трех лет хорошо быть рядом со значимым взрослым, который о нем заботится. Это важно. Существует так называемая «деревня привязанности» — ребенок учится безопасно проживать разлуки с мамой вместе с другими значимыми взрослыми. Мама может выйти по делам, уйти на работу — ребенок остается в теплых надежных руках, он учится доверять другим людям. И тем не менее важно мягко учить малыша доверять другим значимым взрослым.
После 3 лет начинается период «Я сам». Ребенок учится справляться с посильными задачами. Он уже напитался связью, и родителям стоит немного «отпускать вожжи», чтобы ребенок научился доверять себе. Чтобы он понял, что может справиться: одеться, забраться на горку, может отстоять свое мнение в школе, может отделиться, быть автономным, компетентным, может написать картину. Если на этом этапе продолжается сверхконтроль и гиперопека, то формируется зависимый или тревожный тип личности — человек неуверен в собственных силах, что он может справляться без значимых людей. То есть он знает, что его любят, что он может доверять родителям, но себе он не доверяет.
Задача родителей — научить ребенка принимать себя, чувствовать и ценить. Так же он учится принимать других. Важно научить его чувствовать свои эмоции и потребности. Потому что если человек не понимает, что он чувствует, то он не понимает, чего хочет. Если он не понимает, чего хочет (это проявление воли), он не знает к чему стремиться. Нужно научить ребенка слышать себя, свои разные состояния. Объяснять причины этих состояний и видеть свой путь, который состоит из множества маленьких «хочу» и «буду». Мы учим ребенка встречать свои «хотелки» безопасно, с учетом потребностей других людей, а не за счет их.
Подведем итоги
Ребенок — это человек, еще не ставший взрослым, не обладающий необходимыми навыками и средствами, чтобы управлять своей жизнью. Но у детей есть вы - их родители. Без вашего труда характер вашего ребенка не сформируется спонтанно сам по себе таким, каким бы вы хотели его видеть. Он обязательно сформируется под посторонним - либо добрым, либо худым влиянием, когда повторяющиеся поступки будут входить в привычку, а привычка становиться частью характера.
Никто в мире не может оказать такого влияния на душу детей как их родители!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»
Консультация для родителей: «Физкультура и спорт в семье. Формирование привычки к здоровому образу жизни». Ранний возраст.
Составили:
Воспитатель группы раннего возраста №1
Притченко В.А
2024
«Физкультура и спорт в семье. Формирование привычки к здоровому образу жизни»
Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Нередко родители обращаются к педиатрам с жалобами на то, что их дети часто болеют, вялы или слишком возбудимы, плохо спят, не прибавляют в весе. В результате беседы с родителями и осмотра ребёнка врач никаких болезней у него не выявляет, а лишь убеждается в том, что ребёнок не соблюдает правильного режима, не закаляется, мало бывает на воздухе и не занимается физкультурой.
Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать любящим родителям, чтобы воспитать свое чадо здоровым, с детства приучить его к правильному образу жизни?
В здоровый образ жизни ребенка обязательно входят следующие составляющие:
- правильное и качественное питание;
- занятия физкультурой, спортом;
- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки.
Казалось бы, в нашем списке нет ничего невероятного или сверхъестественного, однако дети продолжают часто болеть.
Здоровые дети – заслуга в первую очередь родителей. Питание детей в любом возрасте должно быть как можно более разнообразным. Не забывайте о должном количестве белка, содержащегося в мясе, рыбе. Особое внимание уделите овощам, фруктам и сокам, особенно в холодное время года.
Обратите внимание и на эмоциональное состояние вашего ребенка. Детская психика довольно непредсказуема, и иногда выкидывает «фокусы», переходящие потом в проблемы с неврологией и с физическим состоянием в целом. Помните о том, что нет ничего страшнее для ребенка, когда родители ссорятся и скандалят. В любом случае, не выливайте собственный стресс и агрессию на него. Приятный психологический климат и теплые отношения в семье — это огромный вклад в здоровье вашего ребенка.
Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания
здорового образ жизни:
Совет 1 Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья
ребенка, его физическим, умственным и психическим развитием;
Совет 2 Своевременно обращайтесь к специалистам в случае отклонений в состоянии здоровья, а также для профилактики заболеваний ребенка;
Совет 3 Составьте режим дня с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья, а также занятости ребенка и строго соблюдайте
основные режимные моменты: сон, труд, отдых, питание;
Совет 4 Помните, что движение – это жизнь. Подберите своему ребенку
комплекс утренней гимнастики, совершайте совместные прогулки и
подвижные игры на свежем воздухе вместе с ребенком;
Совет 5 Контролируйте физическое развитие ребенка: рост, вес,
формирование костно-мышечной системы, следите за осанкой, исправляйте
ее нарушение физическими упражнениями;
Когда начинать заниматься?
Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятия в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в культурно-просветительских учреждениях, в спортивных обществах, где ребенок занимается под руководством специалиста.
Сколько заниматься?
Возможность включать в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Рекомендую папам, это ответственное занятие, взять на себя. Необходимо уделить ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его.
Продолжительность занятий с детьми 2-х – 3-х лет – 10-15 минут.
Как заинтересовать ребенка заниматься физкультурой?
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.
Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.
Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения
в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
- осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
- повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
- развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические
упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою
очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Уважаемые мамы и папы!
Не стоит забывать о том, что именно ВЫ являетесь примером для подражания во все периоды жизни своего малыша, и от того, как поведёт себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребёнка!
Свой дар – ЗДОРОВЬЕ нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
![](/sites/default/files/pictures/2018/09/06/picture-330753-1536259719.jpg)
Консультация для родителей «Влияние семьи на формирование личности ребенка».
Из консультации родители получат информацию о том, как семья влияет на формирование личности ребенка....
![](/sites/default/files/pictures/2017/04/10/picture-213778-1491833961.jpg)
Консультация для родителей "Влияние семьи на формирование личности ребенка"
Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат ребенка отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, его роль в общес...
![](/sites/default/files/pictures/2016/04/15/picture-782212-1460733811.jpg)
Консультация для родителей. Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста.
В данной работе описывается как на раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводн...
![](/sites/default/files/pictures/2021/03/11/picture-742984-1615469557.jpg)
Консультация для родителей: роль взрослых в формировании самооценки ребенка!
Вместе с мамами и папами мы обсудили роль взрослых в формировании самооценки ребенка, попытались обьяснить детские поступки и оценить мотивацию малышей.Поговорили о том, как находить подходящие слова ...
![](/sites/default/files/pictures/2016/11/08/picture-846859-1478631559.jpg)
Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи ребенка раннего возраста"
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи....
![](/sites/default/files/pictures/2015/02/26/picture-595481-1424969606.jpg)
Консультация для родителей "Влияние взрослой речи на речь ребенка"
Консультация для родителей "Влияние взрослой речи на речь ребенка"...
![](/sites/default/files/pictures/2020/08/12/picture-1261525-1597234226.jpg)
консультация для родителей "Влияние взрослых на формирование характера ребенка"
Все мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему. Каждый человек, опираясь на свой жизненный опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особ...