Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
консультация
«Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает в
семье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
консультация | 18.04 КБ |
Консультация | 19.19 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»
Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
Составили:
Воспитатель группы раннего возраста №1
Притченко В.А
2024
«Влияние взрослых на формирование характера ребенка»
«Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает в
семье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания.
Великий советский педагог А. С. Макаренко. «Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей «Книге для родителей», самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует.
Задумываемся ли мы, кем для ребенка выступают родители?
Во-первых – источником эмоционального тепла и поддержки.
Во- вторых – властью, высшей инстанцией, распорядителем благ.
В- третьих- образцом и примером для подражания.
В- четвертых – другом и советчиком.
Так вот, несмотря на то, что в любом возрасте во взаимоотношениях родителей с ребенком должны присутствовать все эти четыре функции, «удельный вес» их в разные возрастные периоды неодинаков.
В младенчестве и начале детства «лидирует» первая функция, в раннем и позднем детстве – вторая, в младшем школьном возрасте – третья, а вот с наступлением пубертатного периода все больший вес приобретает четвертая.
Самое первое правило, которому надо следовать при воспитании ребенка, следующее: не делайте другим того, чего сами себе не желаете. Ребенок не будет вести себя с вами вежливо, деликатно, если вы обращаетесь с ним по-другому. Вот он попросил вас помочь ему справиться с чем-то, а вы ответили, что вам некогда; вот он споткнулся о ваши ноги, а вы накричали на него. В этом случае не ждите, что ребенок захочет помочь вам накрыть на стол или что он легко простит вас, если, расчесывая волосы, вы сделали ему больно.
Старайтесь поощрять хорошее поведение, а плохое не поощрять. Поменьше «нельзя» и побольше «можно». Малыши любят действовать и с трудом переносят бездействие. Они гораздо лучше реагируют на просьбу сделать что-то, чем на требование не делать того или иного. Давайте вразумительные указания. Но даже и правильно построенные просьбы не помогут вам, если смысл их расплывчат. «Веди себя хорошо!». А как хорошо непонятно.
Всегда объясняйте ребенку, почему что-то нельзя делать. Исключение из этого правила лишь одно – чрезвычайные обстоятельства, когда вы не можете тратить время на объяснения.
В каком же возрасте нужно начинать формировать характер у детей?
Воспитание ребенка в ранние годы переоценить невозможно. Уроки, усвоенные в первые семь лет жизни, окажут на его формирование больше влияния, чем знания, воспринятые им в дальнейшие годы. Первые три года жизни ребенка – самые важные. В это время как раз и закладывается фундамент его характера. Особенно в первые годы жизни ум младенца очень восприимчив к хорошим или плохим впечатлениям. С одной стороны, может быть получено много бесполезной информации, а с другой - много ценных знаний. Например, когда малыш замахивается на маму, многие родители воспринимают это с милым умилением. «Он же ещё маленький, потом научится» - с улыбкой произносят взрослые. А зря. Уже тогда необходимо постараться объяснить ребеночку, что так делать нельзя - например, взяв его маленькую ручку и умеренно строгим голосом сказать: «На маму замахиваться - но-но-но! Мама хорошая!» А затем любезно попросить: «Погладь маму (показывая, как это делается)».
В возрасте 1-3 года дети уже способны научиться понимать слова «да» и «нет», и понемногу начинать осознавать последствия своего выбора. Для этого периода характерны неконтролируемое поведение и приступы раздражения.
Ребенок поначалу не совсем понимает логику родителей, но он ее быстрее усваивает, если родители будут всегда постоянны и последовательны в своих методах воспитания.
Формирование характера у детей дошкольного возраста затрагивает несколько этапов развития ребенка. Их три. До трех лет идет этап «Связи»: у ребенка еще нет самосознания, ему важно чувствовать связь со значимыми фигурами. На этом этапе можно быть зависимым и беспомощным — по сути, ребенок таковым и является. Его «Я» — в процессе формирования, он слит с мамой. Теория привязанности говорит о том, что детям до трех лет хорошо быть рядом со значимым взрослым, который о нем заботится. Это важно. Существует так называемая «деревня привязанности» — ребенок учится безопасно проживать разлуки с мамой вместе с другими значимыми взрослыми. Мама может выйти по делам, уйти на работу — ребенок остается в теплых надежных руках, он учится доверять другим людям. И тем не менее важно мягко учить малыша доверять другим значимым взрослым.
После 3 лет начинается период «Я сам». Ребенок учится справляться с посильными задачами. Он уже напитался связью, и родителям стоит немного «отпускать вожжи», чтобы ребенок научился доверять себе. Чтобы он понял, что может справиться: одеться, забраться на горку, может отстоять свое мнение в школе, может отделиться, быть автономным, компетентным, может написать картину. Если на этом этапе продолжается сверхконтроль и гиперопека, то формируется зависимый или тревожный тип личности — человек неуверен в собственных силах, что он может справляться без значимых людей. То есть он знает, что его любят, что он может доверять родителям, но себе он не доверяет.
Задача родителей — научить ребенка принимать себя, чувствовать и ценить. Так же он учится принимать других. Важно научить его чувствовать свои эмоции и потребности. Потому что если человек не понимает, что он чувствует, то он не понимает, чего хочет. Если он не понимает, чего хочет (это проявление воли), он не знает к чему стремиться. Нужно научить ребенка слышать себя, свои разные состояния. Объяснять причины этих состояний и видеть свой путь, который состоит из множества маленьких «хочу» и «буду». Мы учим ребенка встречать свои «хотелки» безопасно, с учетом потребностей других людей, а не за счет их.
Подведем итоги
Ребенок — это человек, еще не ставший взрослым, не обладающий необходимыми навыками и средствами, чтобы управлять своей жизнью. Но у детей есть вы - их родители. Без вашего труда характер вашего ребенка не сформируется спонтанно сам по себе таким, каким бы вы хотели его видеть. Он обязательно сформируется под посторонним - либо добрым, либо худым влиянием, когда повторяющиеся поступки будут входить в привычку, а привычка становиться частью характера.
Никто в мире не может оказать такого влияния на душу детей как их родители!
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение муниципального образования город Краснодар «Центр развития ребенка – детский сад № 232»
Консультация для родителей: «Физкультура и спорт в семье. Формирование привычки к здоровому образу жизни». Ранний возраст.
Составили:
Воспитатель группы раннего возраста №1
Притченко В.А
2024
«Физкультура и спорт в семье. Формирование привычки к здоровому образу жизни»
Важным фактором, оказывающим разностороннее влияние на укрепление детского организма, является физическая культура. Нередко родители обращаются к педиатрам с жалобами на то, что их дети часто болеют, вялы или слишком возбудимы, плохо спят, не прибавляют в весе. В результате беседы с родителями и осмотра ребёнка врач никаких болезней у него не выявляет, а лишь убеждается в том, что ребёнок не соблюдает правильного режима, не закаляется, мало бывает на воздухе и не занимается физкультурой.
Все мы неоднократно слышали про необходимость здорового образа жизни, особенно для детей. Но что включается в это понятие, и как действовать любящим родителям, чтобы воспитать свое чадо здоровым, с детства приучить его к правильному образу жизни?
В здоровый образ жизни ребенка обязательно входят следующие составляющие:
- правильное и качественное питание;
- занятия физкультурой, спортом;
- равномерное сочетание умственных и физических нагрузок;
- адекватные возрасту эмоциональные нагрузки.
Казалось бы, в нашем списке нет ничего невероятного или сверхъестественного, однако дети продолжают часто болеть.
Здоровые дети – заслуга в первую очередь родителей. Питание детей в любом возрасте должно быть как можно более разнообразным. Не забывайте о должном количестве белка, содержащегося в мясе, рыбе. Особое внимание уделите овощам, фруктам и сокам, особенно в холодное время года.
Обратите внимание и на эмоциональное состояние вашего ребенка. Детская психика довольно непредсказуема, и иногда выкидывает «фокусы», переходящие потом в проблемы с неврологией и с физическим состоянием в целом. Помните о том, что нет ничего страшнее для ребенка, когда родители ссорятся и скандалят. В любом случае, не выливайте собственный стресс и агрессию на него. Приятный психологический климат и теплые отношения в семье — это огромный вклад в здоровье вашего ребенка.
Потребность в здоровом образе жизни формируется у детей в том числе и через систему знаний и представлений, осознанного отношения к занятиям физической культурой.
Родителям необходимо знать критерии эффективности воспитания
здорового образ жизни:
Совет 1 Внимательно и систематически наблюдайте за состоянием здоровья
ребенка, его физическим, умственным и психическим развитием;
Совет 2 Своевременно обращайтесь к специалистам в случае отклонений в состоянии здоровья, а также для профилактики заболеваний ребенка;
Совет 3 Составьте режим дня с учетом индивидуальных особенностей,
состояния здоровья, а также занятости ребенка и строго соблюдайте
основные режимные моменты: сон, труд, отдых, питание;
Совет 4 Помните, что движение – это жизнь. Подберите своему ребенку
комплекс утренней гимнастики, совершайте совместные прогулки и
подвижные игры на свежем воздухе вместе с ребенком;
Совет 5 Контролируйте физическое развитие ребенка: рост, вес,
формирование костно-мышечной системы, следите за осанкой, исправляйте
ее нарушение физическими упражнениями;
Когда начинать заниматься?
Основным периодом занятий родителей с детьми является возраст от 2 до 6 лет. Но и после 6 лет не следует прекращать занятия в семье, хотя в этом возрасте появляются и другие возможности для физического развития ребенка – в культурно-просветительских учреждениях, в спортивных обществах, где ребенок занимается под руководством специалиста.
Сколько заниматься?
Возможность включать в распорядок дня совместные занятия одного из родителей с ребенком существует почти всегда. Рекомендую папам, это ответственное занятие, взять на себя. Необходимо уделить ребенку ежедневно хотя бы несколько минут. Постарайтесь определить оптимальное время дня для занятий в режиме вашей семьи и затем придерживайтесь его.
Продолжительность занятий с детьми 2-х – 3-х лет – 10-15 минут.
Как заинтересовать ребенка заниматься физкультурой?
Здорового ребенка не нужно заставлять заниматься физкультурой – он сам нуждается в движении и охотно выполняет все новые и новые задания. Ни в коем случае не следует принуждать ребенка к выполнению того или иного движения или превращать занятие в скучный урок. Прекрасно, если вы ободрите ребенка похвалой, удивитесь тому, какой он крепкий, ловкий, сильный, сколько он уже умеет.
Детское любопытство безгранично, дети хотят все знать о себе и о мире, в котором живут. Они имеют право знать все о своем физическом и эмоциональном развитии, о строении организма, о болезнях, которые могут их поразить.
Знать свои слабые и сильные стороны, научиться помогать себе в различных ситуациях, укреплять свою волю и тело. В этом возрасте формируются привычки, которые впоследствии должны стать необходимостью.
Большое значение для всестороннего, гармоничного развития ребенка имеют подвижные игры. Участие ребенка в игровых заданиях различной интенсивности позволяет осваивать жизненно важные двигательные умения
в ходьбе, беге, прыжках, равновесии, лазанье, метании.
Особенностью подвижной игры является комплексность воздействия на все стороны личности ребенка:
- осуществляется физическое, умственное, нравственное и трудовое воспитание.
- повышаются все физиологические процессы в организме, улучшается работа всех органов и систем.
- развивается умение разнообразно использовать приобретенные двигательные навыки.
Дети, увлеченные сюжетом игры, могут выполнять с интересом физические
упражнения много раз, не замечая усталости. Увеличение нагрузки в свою
очередь способствует повышению выносливости.
Во время игры дети действуют в соответствии с правилами. Это регулирует поведение играющих и помогает выработать положительные качества: выдержку, смелость, решительность и др.
Уважаемые мамы и папы!
Не стоит забывать о том, что именно ВЫ являетесь примером для подражания во все периоды жизни своего малыша, и от того, как поведёт себя мама или папа в той или иной ситуации зависит поведение и построение жизненных принципов ребёнка!
Свой дар – ЗДОРОВЬЕ нужно беречь и всеми доступными средствами укреплять его с раннего детства.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Консультация для родителей «Влияние семьи на формирование личности ребенка».
Из консультации родители получат информацию о том, как семья влияет на формирование личности ребенка....
Консультация для родителей "Влияние семьи на формирование личности ребенка"
Самые важные жизненные уроки человек проходит в собственной семье. Влияние семьи на развитие личности огромно. От того, чему научат ребенка отец и мать, зависит его дальнейшая судьба, его роль в общес...
Консультация для родителей. Влияние игры на развитие речи ребенка раннего возраста.
В данной работе описывается как на раннем этапе нам необходимо научить ребенка понимать речь взрослого. В этом нам помогает использование малых фольклорных форм: потешек, прибауток, закличек, хороводн...
Консультация для родителей: роль взрослых в формировании самооценки ребенка!
Вместе с мамами и папами мы обсудили роль взрослых в формировании самооценки ребенка, попытались обьяснить детские поступки и оценить мотивацию малышей.Поговорили о том, как находить подходящие слова ...
Консультация для родителей "Роль взрослых в развитии речи ребенка раннего возраста"
Физическое, психическое и интеллектуальное воспитание ребенка начинается в раннем детстве. Все навыки приобретаются в семье, в том числе и навык правильной речи....
Консультация для родителей "Влияние семьи на формирование личности ребенка"
Консультация для родителей...
Консультация для родителей "Влияние взрослой речи на речь ребенка"
Консультация для родителей "Влияние взрослой речи на речь ребенка"...