консультация для родителей "Влияние взрослых на формирование характера ребенка"
консультация
Все мы часто произносим слово "характер" и уже привыкли к нему.
Каждый человек, опираясь на свой жизненный опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности (усидчивость, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость) и в отношении к окружающим (отзывчивость, доброта, заботливость, чуткость).
Все названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка чувство собственного достоинства и самостоятельность, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способен довести до конца ни одно дело, не может поставить перед собой цель.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
Великий советский педагог А. С. Макаренко. «Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей «Книге для родителей», самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями. Вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»
Практичный подход к работе строится на том, что дети учатся на поведении и примере окружающих. Они учатся на личном опыте, на том, что происходит, когда они ведут себя определенным образом, на ограничениях, запретах, налагаемых другими, а также на результатах одобряемого поведения. Учатся они и на том, какое поведение приносит результат, позволяет достичь желаемой цели. И дети, и взрослые учатся поведению, но конечные результаты очень различны даже у тех, кто находится в одинаковых условиях, например у детей, растущих в одной семье. Причины в том, что воздействие опыта фильтруется сквозь личность ребенка или взрослого. Покажите ребенку, что такое правильное поведение. Самое первое правило, которому надо следовать при воспитании ребенка, следующее: не делайте другим того, чего сами себе не желаете.
Ребенок не будет вести себя с вами вежливо, деликатно, если вы обращаетесь с ним по- другому. Вот он попросил вас помочь ему справиться с чем-то, а вы ответили, что вам некогда; вот он споткнулся о ваши ноги, а вы накричали на него. В этом случае не ждите, что ребенок захочет помочь вам накрыть на стол или что он легко простит вас, если, расчесывая волосы, вы сделали ему больно. Старайтесь поощрять хорошее поведение, а плохое не поощрять.
Поменьше «нельзя» и побольше «можно».
Малыши любят действовать и с трудом переносят бездействие. Они гораздо лучше реагируют на просьбу сделать что-то, чем на требование не делать того или иного. Давайте вразумительные указания. Но даже и правильно построенные просьбы не помогут вам, если смысл их расплывчат. «Веди себя хорошо!». А как хорошо непонятно. Всегда объясняйте ребенку, почему что-то нельзя делать. Исключение из этого правила лишь одно – чрезвычайные обстоятельства, когда вы не можете тратить время на объяснения. Оставьте запреты для особых случаев. «Нельзя» нужно употреблять только в тех случаях, когда вы хотите раз и навсегда запретить ребенку делать что-то определенное. «Нельзя перебивать меня, когда я с кем-то разговариваю!» -запрет бессмысленный. Ведь во многих случаях ребенок должен прервать ваш разговор: допустим, он захочет предупредить вас, что вода в кастрюле закипела. Так что лучше сформулировать то же самое иначе: «Подожди, пока мы кончим наш разговор».
Верьте ребенку, что он не хочет сделать что-то дурное. Ребенок, возможно, не будет сильно задумываться о том, что он должен делать, а что нет, если он постоянно ощущает у себя за спиной присутствие родителей, готовых поправить его ошибки или подать хороший совет. Поэтому лучше, приноравливаясь к возможностям его возраста и степени развития, дать ребенку возможность почувствовать ответственность за собственное поведение, показать ему, что по вашим представлениям с этим он вполне справится сам. Если вы не правы, признайтесь в этом! Уже маленькие дети внимательно следят за тем, как вы сами себя ведете. Поэтому важно признавать сделанные ошибки и извиняться, если вы кого-либо обидели или поступили неверно. Полезно время от времени напоминать малышу, что все могут иногда ошибаться.
Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
Каким же образом тот или иной стиль воспитания влияет на формирование характера ребёнка и его взаимоотношения со сверстниками?
Излишне строгое или даже деспотическое воспитание развивает детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и реже - возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребёнка приводят к развитию истерических черт характера, с эгоцентризмом и недостаточным самоконтролем. Также к истерическим чертам характера ведёт дефицит эмоционального внимания - комплекс своеобразной эмоциональной ущемлённости. Отсутствие воспитания как такового ведёт к возбудимости, неустойчивости, асоциальному типу поведения. В некоторых семьях наблюдается своеобразная ролевая перестановка: отец и мать как бы поменялись своими местами в воспитании детей. Мать сдержанная без внешних проявлений любви, властно-требовательное отношение к детям. Отец, наоборот, эмоционально раскрыт, любви обильный и большей частью - всё разрешающий. Тогда у девочек обнаруживаются "мальчишеские" черты в поведении. В дальнейшем как у девочек , так и у мальчиков возникает характерная картина в виде выраженной возбудимости, наклонности к импульсивности и навязчивым действиям. Основной патогенный фактор здесь прежде всего заключается в отсутствии организующего влияния отца на детей. Нервный срыв могут спровоцировать двойные, противоречивые, несправедливые указания. Когда замечаний и требований слишком много, а тепла и понимания не достаёт. Такие дети испытывают трудности общения и взаимопонимания со сверстниками. Ребёнок пытается во что бы то ни стало завоевать признание и дружбу, то отказывается от общения по внешне необъяснимым причинам. То стремятся верховодить, не обращая внимания на реальное соотношение сил, то становятся зависимыми и ведомыми, подчиняясь любому влиянию. Трудности в общении так же испытывает ребёнок, с которым вступил в альянс один из родителей. Если ребёнок вынужден заменять маме или папе партнёра (например, эмоционально), то его как бы повысили в должности. Он становится на ступеньку выше и ребёнку не интересно и скучно со своими сверстниками. Одиночество и изоляция в коллективе сверстников практически неизбежно.
Советы просты.
Главное - уметь посмотреть на себя самокритично и перестроить своё отношение к ребёнку. Обоим родителям надо согласовать свои действия и усилия в воспитании ребёнка. Чаще хвалить, идти навстречу потребностям и интересам детей. Не беспокоиться излишне и не воевать с детьми по каждому пустячному поводу.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_haraktera.docx | 16.5 КБ |
Предварительный просмотр:
произносим слово "характер" и уже привыкли к нему.
Каждый человек, опираясь на свой жизненный опыт, понимает под характером определенное сочетание индивидуальных особенностей человека. Основными свойствами характера принято считать три группы качеств, проявляющихся в отношении к деятельности (усидчивость, трудолюбие, добросовестность, настойчивость, самостоятельность); в отношении человека к самому себе (чувство собственного достоинства, гордость) и в отношении к окружающим (отзывчивость, доброта, заботливость, чуткость).
Все названные качества одинаковы по важности и воспитываются одновременно. Можно воспитать у ребенка чувство собственного достоинства и самостоятельность, но одновременно и равнодушие. Такое сочетание качеств довольно распространено. Бывает и так, что ребенок и чуткий, и добрый, но не способен довести до конца ни одно дело, не может поставить перед собой цель.
Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования личности и главнейшим институтом воспитания, отвечающим не только за социальное воспроизводство населения, но и за воссоздание определенного образа его жизни.
Великий советский педагог А. С. Макаренко. «Ваше собственное поведение, - утверждал он в своей «Книге для родителей», самая решающая вещь. Не думайте, что вы воспитываете ребенка только тогда, когда с ним разговариваете или поучаете его, или приказываете ему. Вы воспитываете его в каждый момент вашей жизни, даже тогда, когда вас нет дома. Как вы одеваетесь, как вы разговариваете с другими людьми и о других людях, как вы обращаетесь с друзьями и с врагами, как вы смеетесь, читаете газету – все это имеет для ребенка большое значение. Малейшее изменение в тоне ребенок видит или чувствует, все повороты вашей мысли доходят до него невидимыми путями. Вы их не замечаете. А если дома вы грубы или хвастливы, или вы пьянствуете, а еще хуже, если вы оскорбляете мать, вы уже воспитываете их плохо, и ваше недостойное поведение будет иметь самые печальные последствия!»
Практичный подход к работе строится на том, что дети учатся на поведении и примере окружающих. Они учатся на личном опыте, на том, что происходит, когда они ведут себя определенным образом, на ограничениях, запретах, налагаемых другими, а также на результатах одобряемого поведения. Учатся они и на том, какое поведение приносит результат, позволяет достичь желаемой цели. И дети, и взрослые учатся поведению, но конечные результаты очень различны даже у тех, кто находится в одинаковых условиях, например у детей, растущих в одной семье. Причины в том, что воздействие опыта фильтруется сквозь личность ребенка или взрослого. Покажите ребенку, что такое правильное поведение. Самое первое правило, которому надо следовать при воспитании ребенка, следующее: не делайте другим того, чего сами себе не желаете.
Ребенок не будет вести себя с вами вежливо, деликатно, если вы обращаетесь с ним по- другому. Вот он попросил вас помочь ему справиться с чем-то, а вы ответили, что вам некогда; вот он споткнулся о ваши ноги, а вы накричали на него. В этом случае не ждите, что ребенок захочет помочь вам накрыть на стол или что он легко простит вас, если, расчесывая волосы, вы сделали ему больно. Старайтесь поощрять хорошее поведение, а плохое не поощрять.
Поменьше «нельзя» и побольше «можно».
Малыши любят действовать и с трудом переносят бездействие. Они гораздо лучше реагируют на просьбу сделать что-то, чем на требование не делать того или иного. Давайте вразумительные указания. Но даже и правильно построенные просьбы не помогут вам, если смысл их расплывчат. «Веди себя хорошо!». А как хорошо непонятно. Всегда объясняйте ребенку, почему что-то нельзя делать. Исключение из этого правила лишь одно – чрезвычайные обстоятельства, когда вы не можете тратить время на объяснения. Оставьте запреты для особых случаев. «Нельзя» нужно употреблять только в тех случаях, когда вы хотите раз и навсегда запретить ребенку делать что-то определенное. «Нельзя перебивать меня, когда я с кем-то разговариваю!» -запрет бессмысленный. Ведь во многих случаях ребенок должен прервать ваш разговор: допустим, он захочет предупредить вас, что вода в кастрюле закипела. Так что лучше сформулировать то же самое иначе: «Подожди, пока мы кончим наш разговор».
Верьте ребенку, что он не хочет сделать что-то дурное. Ребенок, возможно, не будет сильно задумываться о том, что он должен делать, а что нет, если он постоянно ощущает у себя за спиной присутствие родителей, готовых поправить его ошибки или подать хороший совет. Поэтому лучше, приноравливаясь к возможностям его возраста и степени развития, дать ребенку возможность почувствовать ответственность за собственное поведение, показать ему, что по вашим представлениям с этим он вполне справится сам. Если вы не правы, признайтесь в этом! Уже маленькие дети внимательно следят за тем, как вы сами себя ведете. Поэтому важно признавать сделанные ошибки и извиняться, если вы кого-либо обидели или поступили неверно. Полезно время от времени напоминать малышу, что все могут иногда ошибаться.
Влияние особенностей воспитания на характер и поведение ребёнка.
Каким же образом тот или иной стиль воспитания влияет на формирование характера ребёнка и его взаимоотношения со сверстниками?
Излишне строгое или даже деспотическое воспитание развивает детей такие черты характера, как неуверенность, застенчивость, пугливость, зависимость и реже - возбудимость и агрессивность. Чрезмерное внимание и удовлетворение всех желаний ребёнка приводят к развитию истерических черт характера, с эгоцентризмом и недостаточным самоконтролем. Также к истерическим чертам характера ведёт дефицит эмоционального внимания - комплекс своеобразной эмоциональной ущемлённости. Отсутствие воспитания как такового ведёт к возбудимости, неустойчивости, асоциальному типу поведения. В некоторых семьях наблюдается своеобразная ролевая перестановка: отец и мать как бы поменялись своими местами в воспитании детей. Мать сдержанная без внешних проявлений любви, властно-требовательное отношение к детям. Отец, наоборот, эмоционально раскрыт, любви обильный и большей частью - всё разрешающий. Тогда у девочек обнаруживаются "мальчишеские" черты в поведении. В дальнейшем как у девочек , так и у мальчиков возникает характерная картина в виде выраженной возбудимости, наклонности к импульсивности и навязчивым действиям. Основной патогенный фактор здесь прежде всего заключается в отсутствии организующего влияния отца на детей. Нервный срыв могут спровоцировать двойные, противоречивые, несправедливые указания. Когда замечаний и требований слишком много, а тепла и понимания не достаёт. Такие дети испытывают трудности общения и взаимопонимания со сверстниками. Ребёнок пытается во что бы то ни стало завоевать признание и дружбу, то отказывается от общения по внешне необъяснимым причинам. То стремятся верховодить, не обращая внимания на реальное соотношение сил, то становятся зависимыми и ведомыми, подчиняясь любому влиянию. Трудности в общении так же испытывает ребёнок, с которым вступил в альянс один из родителей. Если ребёнок вынужден заменять маме или папе партнёра (например, эмоционально), то его как бы повысили в должности. Он становится на ступеньку выше и ребёнку не интересно и скучно со своими сверстниками. Одиночество и изоляция в коллективе сверстников практически неизбежно.
Советы просты.
Главное - уметь посмотреть на себя самокритично и перестроить своё отношение к ребёнку. Обоим родителям надо согласовать свои действия и усилия в воспитании ребёнка. Чаще хвалить, идти навстречу потребностям и интересам детей. Не беспокоиться излишне и не воевать с детьми по каждому пустячному поводу.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Духовно - нравственное воспитание - стержень в формировании характера ребенка"
О значении духовно-нравственного воспитания в становлении личности ребенка,о значении системности работы ДОУ в приобщении дошкольников к своим истокам, вовлечении родителей в данном направлении....
Консультации для родителей в детском саду. «Характер ребенка зависит от вас»
Консультация для родителей "Характер ребёнка зависит от вас"...
Консультация для родителей "Игрушки расскажут о характере ребенка""
Любой родитель согласится , что предпочтение, которое ребенок отдает какому-либо виду занятий, либо определенной игрушке, довольно точно отражает особенности душевного склада....
Консультация для родителей: роль взрослых в формировании самооценки ребенка!
Вместе с мамами и папами мы обсудили роль взрослых в формировании самооценки ребенка, попытались обьяснить детские поступки и оценить мотивацию малышей.Поговорили о том, как находить подходящие слова ...
Из опыта работы: «Роль взрослого в формировании у ребенка навыков общения со сверстниками и взрослыми в процессе игровой деятельности»
Наблюдая за детьми, я обратила внимание на то, что не все дети в группах имеют одинаковый уровень речевого развития: одни правильно произносят слова, могут высказать свою просьбу, общаются друг с друг...
Консультация для родителей: «Влияние взрослых на формирование характера ребенка». Ранний возраст.
laquo;Все мы родом из детства», «Все – и хорошее, и плохое – человек получает всемье». Именно семья была, есть и, по-видимому, всегда будет важнейшей средой формирования...
Влияние взрослых на формирование характера ребёнка
Родители, ваше собственное поведение имеет решающее значение в формировании характера ваших детей....