ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.
статья на тему

Зотикова Ирина Михайловна

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл 3.docx20.14 КБ

Предварительный просмотр:

3.        ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН.

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной теории вопрос об историческом проис¬хождении игры является одним из главных, потому что про¬ливает свет на ее природу. И по сей день высказываются взгляды на игру как деятельность, обусловленную биоло¬гическими причинами (инстинкты, влечения) и, следова¬тельно, имеющую постоянный, внеисторический характер. Несостоятельность таких взглядов опровергают сами дет¬ские игры, которые отличаются по своему содержанию не только в зависимости от исторической эпохи, но и у детей, живущих в одно время, но в разных культурных, экономи-ческих, географических условиях.

Большинство современных ученых объясняют игру как особый вид деятельности, сложившийся на определенном этапе развития общества. В начале XX в. у исследователей не было единодушия в решении вопроса, что является пер-вичным в истории человечества: труд или игра. Высказы¬вались предположения, что игра возникла раньше труда. Впервые с противоположным утверждением о том, что «игра - это дитя труда», выступил немецкий психолог и философ В. Вунд, а в дальнейшем эту точку зрения развил русский философ Г. В. Плеханов в работе «Письма без ад¬реса»

В жизни отдельного человека игра, по мнению Г. В. Плеханова, предшествовала труду. В этом заключа¬ется социальное назначение игры: она служит средством передачи «культурных приобретений из рода в род», под-готавливает детей к труду. Г. В. Плеханов обратил внима¬ние на то, что игра социальна и по своему содержанию, поскольку дети отображают то, что видят вокруг, в том числе и труд взрослых. А так как в человеческом обще¬стве рано сложилось деление труда на мужские и женские виды и обязанности, то мальчики и девочки в играх под¬ражали тем представителям пола, к которым относились сами. Возражая своему современнику немецкому психо¬логу К. Гросу, считавшему, что различие игр мальчиков и девочек определяется особенностями их половых инстин¬ктов, Г.В.Плеханов выдвигал социальные причины, а именно: существующее разделение труда взрослых людей в обществе по признаку половой принадлежности. Д. Б. Эльконин на основе анализа этнографического ма¬териала выдвинул гипотезу об историческом возникнове¬нии и развитии ролевой игры. Ролевая игра возникает не под влиянием внутренних, врожденных инстинктов, а в ре¬зультате вполне определенных социальных условий жизни ребенка в обществе. В ходе социально-исторического развития человечества игра приобретает все большее значение для формирования личности ребенка. С ее помощью дети овладевают опытом взаимодействия с окружающим миром, усваивают мораль¬ные нормы, способы практической и умственной деятель¬ности, выработанные многовековой историей человечества.

Таким образом, современная отечественная теория игры базируется на положениях об ее историческом происхождении, социальной природе, содержании и назначении в чело¬веческом обществе.

В работе «Человек как предмет воспитания» (1867) К. Д. Ушинский определил игру как посильный для ребен¬ка способ войти во всю сложность окружающего его мира взрослых. Но окружающая ребенка действительность чрезвычай¬на многообразна, а в игре находят отражение лишь отдель¬ные ее стороны, а именно: сфера человеческой деятельнос¬ти, труда, отношений между людьми. Как показывают ис¬следования А. Н. Леонтьева, Д. Б. Эльконина, Р. И. Жуков¬ской, развитие игры на протяжении дошкольного возраста происходит в направлении от игры предметной, воссозда¬ющей действия взрослых, к игре ролевой, воссоздающей отношения между людьми.

В первые годы жизни у ребенка преобладает интерес к предметам, вещам, которые используют окружающие. По¬этому в играх детей этого возраста воссоздаются действия взрослого с чем-то, с каким-то предметом (ребенок гото¬вит еду на игрушечной плите, купает куклу в тазике). В развернутой форме ролевой игры, которая наблюда¬ется у детей начиная с 4-5 лет, на первый план выступают отношения между людьми, которые осуществляются через действия с предметами, а иногда и без них. Таким образом, игра становится способом выделения и моделирования (вос¬создания в специально созданных условиях) отношений между людьми, а следовательно, начинает служить усвое¬нию социального опыта.

Игра социальна и по способам ее осуществления. Игро¬вая деятельность, как доказано А. В. Запорожцем, В. В.Да¬выдовым, Н.Я. Михайленко, не изобретается ребенком, а задается ему взрослым, который учит малыша играть, зна¬комит с общественно сложившимися способами игровых действий (как использовать игрушку, предметы-заместите¬ли, другие средства воплощения образа; выполнять услов¬ные действия, строить сюжет, подчиняться правилам и т. п.). Усваивая в общении со взрослыми технику различных игр, ребенок затем обобщает игровые способы и перено¬сит на другие ситуации. Так игра приобретает самодви¬жение, становится формой собственного творчества ре¬бенка, а это обусловливает ее развивающий эффект.

Сущность и основные функции игры в процессе воспитания

Игра – это не просто любимое занятие детей, именно в ней формируются основные новообразования, подготавливающие ребенка к учебной деятельности.

Игра – уникальный феномен общечеловеческой культуры, ее исток и вершина. Детство без игры и вне игры аномально. Лишение ребенка игровой практики – это лишение его не только детскости, это лишение его главного источника развития: импульсов творчества, одухотворение осваиваемого опыта жизни, признаков и предмет социальной практики, богатства и микроклимата коллективных отношений, индивидуального самопогружения, активизации процесса познания мира и т.п.

Г.Н. Гришина так оценивает детскую игру: «Игра помогает детям воскресить минувшее и заглянуть в будущее. В игре выявляется характер маленького человека, его взгляды на жизнь, его идеалы. Сами того, не осознавая, дети, играя, приближаются к решению сложных жизненных проблем». [4, c.27]

Игра является первой школой воли: именно в игре первоначально проявляется способность добровольно, по собственной инициативе подчиняться различным требованиям. Как ни заманчиво ребенку посмотреть новую книгу или детский концерт, но если он «пограничник», то никакие соблазны не уведут его с поста, пока его не сменят другие.

Ценность игровой деятельности заключается в том, что она обладает возможностями для формирования детского общества. Она как никакая другая деятельность позволяет самостоятельно создавать те или иные формы общения.

В игре формируется или перестраиваются и частные психические процессы. Значительно повышается в условиях игровой деятельности острота. В игре ребенок раньше и легче усваивает сознательную цель запоминать и, например, запоминает большее количество слов, чем в лабораторных условиях.

В игровой деятельности складываются благоприятные условия для развития интеллекта ребенка, для перехода от наглядно-действенного мышления к образному и к элементам словесно-логического мышления.

Именно в игре развивается способность ребенка создавать обобщенные типичные образы, мысленно преобразовывать их.

Важная роль игры в развитии ребенка объясняется тем, что она вооружает ребенка доступными для него способами активного воссоздания, моделирования с помощью внешних, предметных действий такого содержания, которое при других условиях было бы недосягаемыми и не могло бы быть по-настоящему освоено. [12, с. 169]

Игра как бы создает «зону ближайшего развития ребенка». Л.С. Выготский писал: «В игре ребенок всегда выше своего среднего возраста, выше своего обычного поведения: он в игре как бы на голову выше себя самого. Игра содержит в себе все тенденции развития: ребенок в игре как бы пытается сделать прыжок над уровнем своего обычного поведения»[2].

Слово «игра», «играть» в русском языке чрезвычайно многозначно. На всех европейских языках слово «игра» обозначает обширный круг действий человеческих, - с одной стороны, не претендующих на тяжелую работу, с другой стороны – доставляющих людям веселье и удовольствие[20].

Таким образом, в этот многообъемлющий круг, соответственно современным понятиям, стало входить все, начиная от детской игры в солдатики до трагического воспроизведения героев театра, от детской игры на орехи до биржевой игры на червонцы и т.д.

Слово «игра» не является научным понятием в строгом смысле этого слова. Может быть, именно потому, что целый ряд исследователей пытались найти нечто общее между самыми разнообразными и разнокачественными действиями, обозначаемыми словом «игра». Игра в развернутой форме ролевой игры продолжает жить в детстве, представляя собой одну из основных форм современного ребенка. [18, c.17]

«Играя» можно обучить ребенка. Ребенок очень любознателен. Он хочет многое познать и многое понять. Но он, к сожалению взрослых, не воспринимает учебу как серьезное дело. Ему кажется это очередным развлечением. А сложность и трудность не преодолимая сразу, гасит детский энтузиазм. И вот уже способный и смекалистый ребенок может превратиться в среднего «троечника», для которого школа и уроки – мучение. А ведь можно организовать обучение и развитие ребенка в самой привлекательной и, главное, основной для него деятельности – игры.

Детские игры имеют генетическую связь со всеми видами деятельности человека и выступают как специфически детская форма и познания, и труда, и общения, и искусства, и спорта. Отсюда и название игр: познавательные, строительные, игра-труд, игра-общение, словесные, музыкальные, интеллектуальные, художественные, игры-драматизации, спортивные, подвижные, ролевые.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

ИГРОВАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ ДОШКОЛЬНИКА КАК ПСИХОЛОГО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЙ ФЕНОМЕН

Игра представляет собой особую деятельность, которая расцветает в детские годы и сопровождает человека на протяжении всей его жизни. В современной теории вопрос об историческом проис­хождении иг...

Одарённость дошкольников как психолого-педагогическая проблема

Двенадцать стратегой обучения творческости.1.Быть примером для подражания.2.Поощрять сомнения, возникающие по отношению общепринятым предположениям и допущениям.3.Разрешать делать ошибки.4.Поощр...

ДОКЛАД Тема: ««Игровое поле» как метод психолого-педагогического сопровождения детей с ОНР

В данном докладе представлены авторские разработки, используемые при работе с детьми с ОНР....

Игровая деятельность дошкольника как психолого-педагогический феномен.

В статье раскрывается понятие игровой деятельности, социально-историческая обусловленность игрового феномена в культуре, в развитии цивилизации, развитии ребенка в связи с удлинением периода детства, ...

Психолого – педагогические условия образовательной деятельности ДОО. Виды психолого-педагогического сопровождения.

  Психолого-педагогические условия образовательной деятельности ДОУ являются одними из важнейших условий для формирования личностных ориентиров ребёнка. Требования к психолого-педагог...

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г. Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка

Анализ педагогической деятельности 2020 – 2021г.Психолого-педагогические условия, обеспечивающие развитие ребенка....