"Птицы"
проект (подготовительная группа) на тему

Шпомер Мария Андреевна

    Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема на современном этапе. С каждым годом её значение становится всё сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено, что если не вести серьёзную, углублённую  работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывание лапок у насекомых, раздавливание мелких животных, ломание веток, вытаптывание  трав, цветов, загрязнение природы бытовым мусором, пожары и т.д.) закрепляется и остаётся у некоторых на всю оставшуюся жизнь.  Особенно важно решить задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: животные родного края.

Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской  деятельности. Неумолимая жажда новы впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt_ptitsy.docx30.09 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 города Абакана «Детский сад комбинированного вида «Журавлик»»

Проект «Птицы»

Разработали: Шпомер М.А., воспитатель

Русскина М.В., воспитатель

Петрухина М.С., учитель-логопед

Семьянова Т.Е учитель- дефектолог

Абакан, 2017

Введение


    Взаимодействие человека с природой – чрезвычайно важная проблема на современном этапе. С каждым годом её значение становится всё сильнее. Современные проблемы взаимодействия человека с окружающей средой могут быть решены только при условии формирования экологического мировоззрения всех людей, повышая их экологическую грамотность и культуру. Началом формирования экологической направленности личности по праву считается дошкольное детство. Давно отмечено, что если не вести серьёзную, углублённую  работу в этом направлении, то жестокое поведение детей по отношению к живым существам (отрывание лапок у насекомых, раздавливание мелких животных, ломание веток, вытаптывание  трав, цветов, загрязнение природы бытовым мусором, пожары и т.д.) закрепляется и остаётся у некоторых на всю оставшуюся жизнь.  Особенно важно решить задачи по экологическому воспитанию дошкольников на знакомом, близком им материале: животные родного края.

Дети в дошкольном возрасте уже по природе своей исследователи. С большим интересом они участвуют в самой разнообразной исследовательской  деятельности. Неумолимая жажда новы впечатлений, любознательность, постоянное проявляемое желание экспериментировать, самостоятельно искать истину распространяются на все сферы деятельности. Важно не дать этому стремлению угаснуть: чем насыщеннее и разнообразнее деятельность, тем более она значима для ребёнка и отвечает его природе

Паспорт проекта «Птицы»

Тип проекта: познавательно - исследовательский,  информационно - творческий. 
По продолжительности: краткосрочный; одна неделя (17.04 -21.04)
Участники: воспитатели группы, учитель-логопед, учителя-дефектологи, воспитанники и их родители. 

Актуальность проекта.

Важной составной частью всех экосистем планеты являются птицы. Роль птиц в природе Земли огромна. Птицы регулируют численность насекомых, распространяют семена растений, опыляют некоторые виды растений, птицы являются санитарами леса, сами служат пищей животным и человеку, занимают важное место в цепи питания живых организмов. Важное место занимают птицы в научных исследованиях – на птицах ведутся поиски механизмов ориентации животных. И, наконец, человек наслаждается пением и красотой птиц, воспитывая свои эстетические чувства. Вызвать эстетические переживания, умение сопереживать живым существам, т. е. осознать, что мы не имеем права уничтожать то, что создала природа, мы люди, часть природы, уничтожая природу, уничтожаем себя. Одним словом, мы закладываем в сознании детей ощущение мира как дома, показывая каким образом, жильцы дома планета Земля, уживаются и воздействуют друг на друга.

Проблема: Расширить знания детей о перелётных птицах.

Обоснование проблемы:

 Птицы приносят нам много радости своим появлением весной. Разнообразие птичьих голосов привлекает  наш слух. Но все ли мы знаем о их беззаботной жизни…  А  может быть их жизнь не такая и беззаботная.

Цель: Создание социальной ситуации  развития детей в процессе реализации проекта «Птицы- наши друзья».

Задачи: Создавать условия для: 

  • Развития представления о жизни перелётных птиц в естественных природных условиях и приспособлении к своей среде обитания: чем питаются, как спасаются от врагов, как приспосабливаются к жизни весной после перелёта.
  • Ознакомления детей с понятиями: лететь «клином», «цепочкой», «стайкой».
  • Развития  умения устанавливать причинно-следственные связи, делать выводы.
  • Развития монологической, диалогической и связной речи детей, обогащения её новыми словами и выражениями, эпитетами.
  • Активизации  совместной деятельности родителей и детей.
  • Воспитания заботливого отношения к птицам, желания помогать в трудных условиях. 

Методы проведения: 

  • исследовательские: проблемные вопросы, сравнение материалов.
  • наглядные:  мультимедийные презентации; энциклопедии; наборы открыток; фотографии; тематические картинки; дидактические игры, рисунки детей, модели, аудиозаписи «Голоса птиц», детский мультфильм «Оранжевое горлышко».
  • словесные: беседы, чтение литературы, консультации для родителей, объяснения, указания, словесные инструкции.

Формы проведения: 

  • оформление воспитателями и воспитанниками коллажа «Перелетные птицы»; 
  • выполнение творческих работ «Наши пернатые друзья» (поделки из бросового материала); 
  • организация выставки рисунков «Перелётные птицы»; 
  • проведение образовательной деятельности с детьми;
  • выставка рисунков, мини-рассказы «Птицы – наши друзья»;

Этапы работы над проектом:

Подготовительный этап

Дети

Родители

Педагоги

-Составления плана проекта, совместной работы с детьми, родителями;

- Подбор наглядно- иллюстративного материала, материал и оборудование для продуктивной деятельности, художественной и научной литературы о перелётных птицах. Подбор ИКТ.

Основной  этап

- Просмотр мультфильма «Оранжевое горлышко»

- Чтение энциклопедии о перелётных птицах.

Прослушивание аудиозаписей «Голоса птиц»

- Просмотр презентации о перелётных птицах.

- Наблюдение вместе с детьми за птицами в парках города

- Составление вместе с детьми мини-рассказа «Птицы-наши друзья»

- Совместно с детьми подобрать картинки с изображением птиц.

- Изготовление совместных с детьми рисунков «Домашние зарисовки о птицах»
Оформление выставки

-  Слушание мини-рассказов  детей составленными совместно с родителями на тему: «Птицы – наши друзья»

 - Изготовление коллажа «Птицы»

Заключительный этап

- Проведение образовательной деятельности. Аппликация.

- Совместно с детьми , создание дидактического пособия «Каким птицам нужна помощь весной?»

Ожидаемые результаты проекта: 
1. Пополнение дидактическим материалом базу экологического уголка группы. 

 2. Расширить знания детей о жизни птиц  в весенний период.

3. Дети получат возможность публичного выступления.

4.  Накопление опыта передачи различных образов в рисунке.

5. Получение совместного опыта творческого взаимодействия.

В течение недели в группе проводилась работа по пяти образовательным областям:

Работа с родителями

  1. Наблюдение и беседы с детьми по теме.
  2. Консультация «Ребенок и птицы: научим любить ».
  3. Подготовка к выставке рисунков «Перелётные птицы», с детьми выполнение творческих работ «Наши пернатые друзья» (поделки из бросового материала)

Работа с детьми

Социально- коммуникативное развитие

  1. Беседа «Прилёт птиц»
  2. Беседа – обобщение « Птицы – наши друзья!».
  3. Игра-имитация «Отгадай птицу по движению».
  4. Сюжетно-ролевая игра «Спасатели»
  5.  Плакат «Правила поведения в природе»

Познавательное развитие

  1. Беседа « Как нам птицы помогают!»
  2. Дидактические игры: «Назови птиц», «Где живут птицы», «Что есть у птиц», «Чем питаются птицы», «Зимующие – перелетные»
  3. Презентация «Весенние заботы птиц », «Жалобная книга природы: Птицы. Почему птиц стало меньше?»
  4. Викторина о птицах

Речевое развитие

  1. Чтение Д.Н. Мамин – Сибиряк «Серая Шейка». Г. Снегирев. «Птицы наших лесов».
  2. Разучивание потешек,  закличек о птицах
  3. Словесные игры «Чей хвост?», «Чей клюв?»  «Четвертый лишний», «Сравни»
  4. Творческое рассказывание детей «Птицы нашего двора»
  5. Чтение сказки:  «Лиса и Журавль», Г.Х. Андерсен «Гадкий утёнок»

Художественно-эстетическое развитие

  1. Рассматривание тематических иллюстраций «Птицы».
  2. Рассматривание картин: Левитана «Весна»,  К. Саврасова «Грачи прилетели».
  3.  Конструирование (техника оригами) «Грач», «Лебедь», «Гусь»;
  4. Лепка из пластилина «Перелётные птицы».
  5. Рисование «Ласточка» (акварель), «Перелётные птицы» (цветные карандаши)

Физическое развитие

  1. Хороводные игры «Звездочет», «Кукушка»
  2. Дыхательная гимнастика.
  3. П/и «Гуси-гуси», «Совушка», «Перелет птиц», «Ручеек».
  4.  Эстафета «Чья команда быстрее?».

В ходе реализации проекта предполагаемые результаты были достигнуты:
У детей проявился интерес к объектам живой природы (перелетным птицам, умения выявлять пользу птиц, проявлять о них заботу).  Совместно с детьми и родителями мы пополнили дидактическим материалом базу экологического уголка группы.  Дети получили возможность публичного выступления. Родители, дети и педагоги получили  совместный опыт творческого взаимодействия.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Помощь птицам»

Проект по экологическому воспитанию «Зимующие птицы нашего края. Подготовка птиц к зиме. Зимовка. Помощь птицам» Вид проекта: практико-ориентированный Продолжительность: долгосрочный. Участники проект...

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью»

Тема недели: Птицы осенью Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миром на тему: «Почему не все птицы улетают на юг? Как птицы к зиме готовятся?» (РК) Тема : Птицы Алтая осенью» Цель: закрепить ...

Фотоотчет экологической акции "Трудно птицам зимовать, надо птицам помогать!" (Подкормка птиц на участке)

Все кормушки, изготовленные во время акции, были развешаны на участке и была организована регулярная подкормка птиц. Дети заботливо относятся к птицам и ежедневно дежурят в "Птичьей столовой"...

Экологический проект «Птицы, мои птицы! Изготовим дом для птиц!» в средней группе

Цель: формирование экологических знаний о зимующих птицах и ответственного, бережного отношения к ним....

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» : создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы» \

НОД «Трудно птицам зимовать, нужно птицам помогать» Цель: создание условий для закрепления понятия «зимующие птицы»Задачи:1.Продолжать учить детей узнавать, запоминать и н...

Конспект непосредственно – образовательной деятельности по художественно – эстетическому развитию (рисование) по теме «Птицы синие и красные» (по стихотворению японского поэта Китахара Хакусю «Птица, птица красная») в старшей группе детского сада

Цели: развитие образного восприятия, эстетического чувства – чувства цвета, формирование  умения оценивать свои работы, замечать выразительное решение изображения....