Роль мини-музев в работе с дошкольниками
статья (старшая группа) на тему
Мини-музеи прочно вошли в жизнь нашего детского сада и нашей группы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_rol_mini-muzev_v_rabote_s_doshkolnikami.docx | 26.68 КБ |
Предварительный просмотр:
Стародомская Таьяна Федоровна,
воспитатель,
МДОУ Детский сад № 3 «Сказка»
г.о.Власиха Московской области
РОЛЬ МИНИ-МУЗЕЕВ В РАБОТЕ С ДОШКОЛЬНИКАМИ
Музейная педагогика – достаточно известное направление современной педагогики. Она имеет длительную историю, хотя в дошкольном образовании стала играть существенную роль только последние десятилетия. Это инновационная технология в системе формирования культуры дошкольников.
Пусть и небольшая, но все же отдаленность г.о. Власиха от Москвы, лишает нас возможности совершать экскурсии столь часто, как этого хотелось бы. Родители, загруженные работой, свои выходные дни используют для решения бытовых проблем. Лишь немногие из них могут позволить себе поездку с ребенком по городу или в музей.
Мы провели анкетирование и выяснили, что большая часть воспитанников детского сада ни разу не посещала музей. Причины самые разные. Во-первых, наше дошкольное учреждение находится в Подмосковье, пусть и Ближнем, но все же, удаленном от центра Москвы, где размещено большинство музеев. Во-вторых, многие родители считают, что дошкольникам еще рано посещать такие места: «Малы и ничего не поймут, чего зря время тратить». И, в-третьих, многим папам и мамам просто не приходит в голову идея такой экскурсии.
Исходя из этого, создание мини-музеев в дошкольном учреждении — одно из первых источников приобщения детей к сокровищам истории, культуры, искусства.
Однако в условиях детского сада невозможно создать экспозиции, соответствующие требованиям музейного дела. Поэтому такие выставки были названы «мини-музеями». Часть слова «мини» в данном случае отражает и возраст детей, для которых они предназначены, и размеры экспозиции, и определенную ограниченность тематики. Важная особенность этих элементов развивающей среды — участие в их создании детей и родителей. Дошкольники чувствуют свою причастность: участвуют в обсуждении тематики, приносят из дома экспонаты. Ребята из старших групп проводят экскурсии для младших, пополняют выставку своими рисунками. В настоящих музеях трогать ничего нельзя, а вот в мини-музеях не только можно, но и нужно! Их можно посещать каждый день, самому менять, переставлять экспонаты, брать их в руки и рассматривать. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы педагога, воспитанников и их семей.
Создание мини-музея – это отражение интересов и проявление инициативы детей. Обогащение развивающей среды группы, в ДОО. Использование новых форм работы с детьми и их родителями.
Мини-музеи прочно вошли в жизнь нашего детского сада и, конечно же, нашей группы. В прошлом учебном году одним из направлений развития в нашем детском саду была музейная педагогика и, реализуя план, мы создали «Музейный комплекс». В каждой группе был организован и представлен свой мини-музей. Их было очень много и все достойны похвалы.
В нашей группе были созданы и функционировали три мини-музея: мини-музей часов, мини-музей «Космическая сказка» и мини-музей военной техники.
Продолжая работу в этом направлении, в этом году мы создаем новый мини-музей «Птицы Подмосковья».
Один из наших мини-музеев «Космическая сказка» участвовал в смотре-конкурсе нашего детского сада «Функциональность мини-музея в групповом пространстве ДОУ» и занял I место среди групп старшего дошкольного возраста.
Содержание и назначение мини - музея в дошкольном учреждении обязательно должно отражать специфику возраста детей данной группы. Организация экскурсий, где экскурсоводом является ребёнок - есть «изюминка» в работе мини – музея группы. Так как его посещают воспитанники группы, дошкольники ДОО, а также и их родители. Посещение музея для детей – это особое событие, почти праздник.
Вся работа по созданию мини-музеев делится на четыре этапа.
Первый этап, подготовительный — «Планирование мини-музея».
Прежде чем начать работу над музеями мы разработали алгоритм по созданию мини-музея:
- выбор темы мини-музея,
- определение места размещения мини-музея,
- планирование экспозиций,
- выбор дизайна оформления мини-музея,
- подбор экспонатов,
- оформление визитной карточки и паспорта мини-музея,
- разработка форм работы с экспозициями мини-музеев,
- разработка ознакомительной экскурсии в мини-музей,
- разработка конспектов занятий с использованием экспозиций мини-музея.
Второй этап, практический — «Создание мини-музеев»
Приступая к работе, мы понимали, что положительного результата можно достичь только в том случае, если будет осуществляться взаимодействие всех участников воспитательного процесса: детей, родителей и нас, педагогов.
Тематика мини-музеев выбирали по принципу заинтересованности, либо по преобладанию тех или иных предметов…
Например, идея создать музей часов появилась несколько лет назад. Так получилось, что дома собралось несколько наручных часов, которые уже не носили, да и настенные вышли из строя. Вначале появились часы из дома, потом часы из дома родителей и знакомых. Узнав, о моем коллекционировании многие знакомые свои часы просто дарили.
В группе коллекция пополнилась новыми экспонатами. Ребят очень заинтересовала идея создания мини-музея и они, с разрешения родителей, принесли свои (домашние) часы. Основная идея нашего мини-музея — показать, какими разными бывают часы, познакомить ребят с их историей. В мини-музее собраны сохранившиеся в семьях старинные часы.
Ведь любой предмет мини-музея может подсказать тему для интересного разговора. Но показать и рассказать ребятам историю создания часов помог всемогущий интернет, благодаря которому мной была создана презентация «Этапы развития часов».
Месторасположение мини-музеев определяли с учётом интерактивности и функциональности музейного пространства, психологической комфортности и безопасности деятельности. Учет этих принципов дает возможность максимально использовать музейные экспозиции для организации разнообразной детской деятельности, позволяет обеспечить безопасность использования экспонатов мини-музея для жизни и здоровья воспитанников.
Музей часов мы расположили в раздевальной комнате, что послужило огромным плюсом для его использования. Посещать такой музей можно в любое свободное время не только детям нашей группы и их родителям, но и нашим гостям: воспитанникам других групп, сотрудникам детского сада и другим людям. А гостей в нашей группе бывает много, где еще увидишь столько часов от механических до песочных, при этом экскурсию часто проводили сами ребята нашей группы, рассказывая об истории возникновения часов и о часах находящихся в музее.
Тему создания второго музея продиктовала заинтересованность детей космосом. Ребята часто приносили в группу домашние энциклопедии по космос, рассматривали картинки, расспрашивали, просили почитать… Наша группа исключительная, у нас, как-то так уж повелось, больше мальчиков, чем девочек… Может это тоже сыграло свою роль в выборе темы. Мальчишек всегда тянуло в неизведанное пространство. Но и наши девочки не отставали. Весной этого года мы выпустили своих ребят в школу и на вопрос о том, кем бы они хотели быть, не только мальчики, но и девочки твердо сказали: космонавтом!...
Третьим музеем стал мини-музей военной техники, который мы создали в преддверии празднования Победы в Великой Отечественной войне.
Выбор дизайна оформления экспозиций наших мини-музеев осуществлялся в тесном взаимодействии воспитателей с родителями и детьми. Каждая экспозиция имеет свои особенности в цветовом и композиционном решении, помогающие полнее раскрыть тематику мини-музеев. Например, в мини-музее «Космическая сказка» были развешены электрические гирлянды, которые можно было включать в темное время суток, что создавало волшебную атмосферу таинственности и правдоподобия.
В процессе работы родители постепенно, становились активными участниками создания мини-музеев. Совместно с мамой и папой дети подбирали экспонаты, изготавливали их своими руками (поделки из брошенных вещей), оформляли экспозиции, что способствовало стимулированию познавательной активности детей, сблизило родителей и детей, сделало их настоящими партнерами.
Организуя работу по привлечению родителей к подбору экспонатов мини-музеев, мы опирались на следующие принципы:
- партнерство родителей и педагогов;
- единое понимание педагогами и родителями целей и задач музейной педагогики;
- помощь, уважение и доверие со стороны родителей.
Нами были разработаны следующие формы работы с экспозициями мини-музеев: занятия-экскурсии, проведение обзорных и тематических экскурсий, семейных экскурсий, проведение познавательных бесед и мероприятий, организация выставок, занятия с элементами игры и творческими заданиями, исследовательская деятельность, продуктивная деятельность, а также возможность смены экспозиций. Занятия, проводимые в мини-музеях, закладывают основы гуманизма, предоставляют дошкольникам возможность прикоснуться к истории, оказывают помощь в процессе формирования уважительного отношения между родителями и детьми, способствуют сближению детского сада и семьи. Ознакомление с детским садом, воспитание чувства сопричастности деятельности взрослых, ответственности за свое ближайшее окружение — неотъемлемый компонент воспитания личности.
В ходе разработки экскурсий по своему мини-музею дети сами предлагали, о каких экспонатах и экспозициях необходимо обязательно рассказать гостям. А самое важное, что дети по желанию сами становились экскурсоводами.
Работая над развитием наших музеев, мы разработали конспекты занятий с использованием экспозиций мини-музея, сделали подборку стихов, сказок, загадок по темам мини-музеев.
Третий этап, презентационный - «Представление мини-музеев».
На этом этапе готовятся и проводятся презентации мини-музеев. Презентации проходят в определённое оговоренное время, поэтому желающие могут ознакомиться с экспозициями. Еще мы создали мультимедийные презентации для использования в виртуальном мини-музее, для тех кто не смог посетить действующую экспозицию, но, воспользовавшись диском, сможет познакомиться с историей появления или другими материалами мини-музеев, дома.
Четвертый этап, деятельностный — «Функционирование мини-музеев».
В настоящих музеях трогать руками большинство экспонатов нельзя, а вот в наших мини-музеях не только можно, но и нужно! Здесь уместно процитировать слова выдающегося швейцарского педагога Иоганна Генриха Песталоцци: «В процессе обучения должны быть задействованы ум, сердце и руки ребенка». Мы придаем особое значение такой педагогической возможности мини-музея как максимальное и системное использование принципа наглядности, о котором упоминалось выше, а именно — демонстрация экспонатов, возможность прикоснуться к ним. В обычном музее ребенок — лишь пассивный созерцатель, а здесь он — соавтор, творец экспозиции, участник творческого процесса. Ведь каждый ребенок пополнял экспозиции своими творческими работами, изготовленными на занятиях и в свободной деятельности. Причем не только он сам, но и его папа, мама, бабушка и дедушка. Каждый мини-музей — результат общения, совместной работы воспитателя, детей и их семей. Залог хорошего мини-музея в детском саду — его интерактивность. Если детям разрешают примерять часы, поиграть с танком или создать свою ракету, рассмотреть вблизи настоящую медаль — они чувствуют себя причастными к процессу и начинают интересоваться историей создания экспоната, легче усваивают материал.
Наши мини-музеи оказывают бесценное влияние на воспитание детей. Дети получают яркие, на всю жизнь остающиеся впечатления.
Обращаясь к методическому аспекту разработки технологии музейной педагогики, хочется обратить внимание на то, что работа с детьми предполагает не только качество и количество полученной информации в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев, - важно добиться у детей пробуждения творческой активности. Поэтому очень важно продумать обязательное включение практической части в ходе знакомства с экспозициями мини-музеев.
Это могут быть разнообразные игры музейного содержания: игры-развлечения, игры-путешествия, игры-графические упражнения, интеллектуально-творческие игры, игры по сюжету литературных произведений.
В наших музеях были и развлечения, и наблюдения и головоломки… Ребята изучали строение солнечной системы на примере с шарами, привязанными к палке, строили ее из снега, собирали ракеты и летающие тарелки из пазлов, рисовали, лепили, создавали поделки из бросового материала, обыгрывали различные ситуации, попробовали себя в качестве экскурсоводов.
Список литературы:
- Трунова М. Секреты музейной педагогики: из опыта работы [Текст] / М. Трунова // Дошкольное воспитание. — 2006. — N 4. — С. 38—42.
- Пантелеева Л.В. «Музей и дети», Изд. дом «Карапуз», Москва 2000г.
- «Музейная педагогика», под редакцией А.Н.Морозовой,
- Н.А.Рыжова Л.В., Логинова, А.И. Данюкова «Мини-музей в детском саду»,
- Загороднова, Н. И. Инновационный потенциал музейно-педагогической программы «Здравствуй, музей!» / Н. И. Загороднова // Музейная педагогика в школе. Вып. IV. – СПб., 2005. – С. 120-122.
- Лукашева, Т. Я. Музейная педагогика – средство формирования духовных ценностей учащихся / Т. Я. Лукашева // Начальная школа. – 2007. - № 9. – С. 29-31.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Презентация "Мини - музей в становлении патриотических чувств дошкольников"
Воспитание человека было и остаётся важнейшим преобразующим фактором общественного развития. Будущее России во многом определяется уровнем воспитанности,...
Мини - музеи как средство патриотического воспитания дошкольников
«Музей – это смесь искусства и истории, филологии и басни, документа и романа, которая посылает нам через многие годы луч света и доносит уникальные по ценности опыт и знания»Ф. Дзери...
«Этнографические уголки и мини-музей - как средство патриотического воспитания дошкольников»
laquo;Этнографические уголки и мини-музей - как средство патриотического воспитания дошкольников»...
Мини-музей как средство познавательной активности дошкольников
Цель создания мини-музея:развитие познавательной активности дошкольников средствами музейной педагогики.Задачи :...
Тема: «Мини-музей сказки» (детско – родительский проект дошкольников с ТНР)
Актуальность.Нарушения речевого развития затрудняют процесс формирования не только коммуникативной компетентности, но и всех остальных. Таким образом, вопрос о повышении эффективности работы с детьми ...
Сообщение из опыта работы «Мини-музей, как форма работы по воспитанию патриотических чувств»
Дошкольный возраст – самый благоприятный период воспитания таких нравственных качеств, которые позволяют вырасти ребенку достойным человеком – гражданином своей страны, патриотом. Ведь во ...