Проект экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Живая вода"
проект (старшая группа) на тему

Проект

Скачать:


Предварительный просмотр:

Проект экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Живая вода"

 Тип проекта: познавательный

Вид проекта: групповой, исследовательско-творческий.

Продолжительность проектной деятельности:( 1год)

  ( Возраст детей: 6- лет (старшая группа)

Участники проекта: дети старшей группы, воспитатели, родители.

Интеграция познавательных областей: познавательное развитие, речевое развитие, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие, социально-коммуникативное развитие.

Актуальность:Экологическое состояние нашей региона и тенденция к его ухудшению требуют от ныне живущих людей понимания сложившейся ситуации и сознательного отношения к природе, которое закладывается с детства. Бережное отношение к природе стало залогом выживания человека на нашей планете. Отсутствие у детей представлений о значении воды в жизни человека, о водных ресурсах планеты Земля и их достопримечательностях, об основных источниках загрязнения воды, его последствиях, мероприятиях по предотвращению загрязнения воды обусловило актуальность данного проекта.

Цель: Систематизировать представления детей о воде, ее свойствах, значении для природы и в жизни человека.

Цель во взаимодействии с семьями воспитанников:Повысить уровень экологической культуры родителей, их компетентность, создать условия для повышения активности участия родителей в жизни группы, привлечь их к воспитанию у детей экологической культуры, чувства ответственного и бережного отношения к природным ресурсам родного края.

Задачи:

Расширить знания детей о воде и ее свойствах, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.), о применении воды в бытовых и хозяйственных нуждах, о проблеме загрязнения водных ресурсов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения.

Побуждать устанавливать функциональные связи и отношения между системами объектов и явлений, применяя различные средства познавательных действий.

Воспитывать желание сохранить красоту окружающего мира, желание помочь природе, не навредить ей. 

Предполагаемый результат:

-формирование элементарных представлений воспитанников о воде и ее свойствах, о круговороте воды в природе, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.), о мероприятиях по предотвращению загрязнения; активизация словарного запаса, накопление эмоционально позитивного опыта; воспитание навыков и умений рационально использовать воду;

-осуществление в группе образовательного процесса по обозначенной проблеме;

-развитие исследовательской деятельности детей в ходе совместной практической деятельности с воспитателем;

-совершенствование развивающей среды в группе;

- вовлечение родителей в педагогический процесс группы, укрепление заинтересованности в сотрудничестве с детским садом. 

Формы реализации проекта:

С воспитанниками:

-беседы;

-рассказы детей с опорой на схемы;

-детское сочинительство;

-рассматривание картин художников, фотоальбомов, энциклопедий, карт и глобуса;

-наблюдения за природными явлениями, связанными с водой (изморозь, иней, сосульки, снегопад и т.д.).

-просмотр презентаций и видеофильмов, мультфильмов;

-слушание песен, музыкальных произведений;

-чтение русских народных потешек, закличек, сказок; художественных произведений и стихов по теме;

-игры - эксперименты, игры-опыты;

-дидактические игры;

-народные подвижные игры;

-театрализованные и сюжетные игры, игры-инсценировки;

-продуктивная деятельность;

-образовательная деятельность.

С семьями воспитанников:

-создание лаборатории по изучению свойств воды «Лаборатория Кап Капыча»;

-оформление выставки фильтров «Как очистить воду?»

-творческие задания «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!» (создание книги полезных советов по экономии воды, ее рациональному использованию);

-творческие задания «Домашняя лаборатория занимательных экспериментов» (создание презентаций и видеороликов о воде и ее свойствах; выступления детей и демонстрация экспериментов детьми);

-творческое задание: фоторепортаж и выпуск газеты на тему «Хоть весь свет ты обойди – лучше края не найти!» (о красоте водоемов Тюменской области)

-изготовление макетов «В морских глубинах», «Жизнь Туры»;

-оформление выставки рисунков на тему: «Жизнь в капле воды»

-оформление альбома «Голубая планета» (о красоте морей, океанов, рек, водопадов Земли);

-создание книжек малышек «Приключение капельки» (придумывание сказочных историй, иллюстрирование);

-экскурсия с родителями на набережную Туры «Как Тура зимует?»

-мастер-класс для родителей «Чудеса у нас дома» (детское экспериментирование)

-консультация для родителей «Познавательные опыты с водой»

-выпуск буклетов «Берегите воду!». 

Этапы проекта:

1-й этап. Подготовительный.

Постановка цели и задач.

Изучение методической и энциклопедической литературы.

Оповещение родителей о начале работы проекта в группе и на сайте детского сада, изготовление агитационных листов, отражающих цели и задачи проекта.

Разработка проекта.

1.Составление плана деятельности.

2.Подбор пособий для работы с детьми.

3.Подбор художественной и познавательной литературы.

4.Изготовление пособий и атрибутов.

5.Разработка конспектов совместной деятельности, рекомендаций для родителей. 

2-й этап. Внедрение проекта.

Для реализации проекта была создана специальная развивающая среда. Был оформлен центр экспериментирования «Лаборатория Кап Капыча» по изучениюсвойств воды.

Оборудование центров экспериментирования:

1. Карты-символы «Свойства воды»;

2. Карты-схемы «Правила безопасного поведения при проведении опытов»;

3.Карты-задания (для проведения экспериментов);

4. Игрушка Кап Капыч;

5. Медали «Юному экспериментатору», «За лучший эксперимент»;

6. Картотека игр с водой;    

7. Картотека экспериментов с водой;

8.Журнал исследований или альбом для фиксации детьми результатов опытов, рабочие листы;

9.Личные блокноты детей фиксации результатов опытов; бумага для записей, зарисовок, карандаши, фломастеры;

10.Приборы–помощники: микроскоп, увеличительные стекла, чашечные весы, часы песочные, разнообразные магниты, лупа, зеркала.

11.Прозрачные и непрозрачные сосуды и емкости разной формы и разного объема (миски, стаканы, бутылочки, ведерки,тазики, лейки, подносы,пустые пластиковые бутылки разных размеров, крышки для бутылок с мелкими отверстиями, одноразовые стаканы); стеклышки, полиэтиленовые и тканевые мешочки; трубочки для коктейля;

12.Сита и воронки разного объема и материала; водяная мельница;

13.Мерные ложки, одноразовые ложки разных размеров;

14.Резиновые груши разного объема;

15.Формы для изготовления льда;

16.Медицинские материалы: пипетки, колбы, пробирки, шпатели, деревянные палочки, вата, ватные диски, мензурки, шприцы (пластмассовые без игл), марля, пинцеты;

17.Природный материал: камешки разного цвета и формы, глина, разная по составу земля, уголь, деревянные опилки, крупный и мелкий песок (разный по цвету), птичьи перышки, ракушки, скорлупа орехов, кусочки коры деревьев, веточки;

18. Мини аквариум для моделирования и экспериментов;

19.Бросовый материал: кусочки поролона, лоскутки ткани, пробки, проволока, пластмассовые, металлические предметы, деревянные катушки;

20.Игрушки из разных материалов (лягушата, рыбки, утята, осьминог, морская звезда, дельфин, акула, кораблики, водоросли и т.п.);

21.Пищевые красители, растворимые продукты (соль, сахар), акварельные краски и другие безопасные красители;

22.Прочие материалы: воздушные шары, цветные и прозрачные стекла, формочки, поддоны, плоское блюдо, ученические линейки,  пуговицы разного размера, палочки от мороженного, свеча, контейнеры для хранения сыпучих и мелких предметов, бумажные салфетки, мыльные пузыри;

23.Детские халаты (для создания игровой мотивации деятельности); клеенчатые передники, полотенца, тряпочки, салфетки, клеенки для столов;

24.Набор для экспериментирования «Сила воды».

http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/07/orig_fd2bd9eb47d06fc150df67411be7c0e4.jpg    

Центр познания:

-Глобус, модель «Солнечная система», карта мира,карта Тюменской области;

-Красная книга России;

-Календари погоды и природы;

-фотоальбомы «Природа родного края», «Голубая планета», «Кто живет под водой?»;

-энциклопедии о воде, «Природа России»;  книги познавательного характера; интерактивные книги «Удивительная природа» (со звуками воды), «Знакомим с морскими обитателями», «Океан»;

-Дидактические карточки «Речные рыбы», «Морские животные», «Природные явления» (ООО «Маленький Гений-Пресс»);

-Наглядно-дидактические пособия «Морские обитатели», «Водный транспорт», «Арктика и Антарктика», «Рептилии и амфибии» (серия «Мир в картинках» издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»), «Обитатели морей и океанов» (ООО «Рыжий кот»), «Родная природа», «Зима» («Рассказы по картинкам» издательство «МОЗАИКА-СИНТЕЗ»), «Опасные явления в природе» (И.А.Лыкова, В.А.Шипунова), «Стихийные явления природы» №3 (часть 1.2);

-наборы развивающих карточек Н.М.Зубкова «Воз и большая тележка чудес», «Научные ответы на детские «почему»; А.И.Шапиро «Секреты знакомых предметов» (опыты и эксперименты для детей);

-макеты «В морских глубинах», «Жизнь Туры», «Во льдах Антарктиды»;

-тематические выставки – мини – музеи: (оформляются на стеллажах) «Выставка фильтров» (творческие работы детей, детей и родителей, детей и педагогов), «В царстве морском» и др.

-настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода», «Как избежать неприятностей?», «Что происходит в природе?», «Береги живое», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Четыре сезона», «Тонкий лед».

-дидактические игры: «Где спряталась рыбка?», «Кто где живет?», «Ходит капелька по свету», «Где спряталась вода?», «Польза и вред» (явления природы); «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Пищевые цепочки», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?»

-набор карточек для моделирования «Круговорот воды в природе»;

-таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам;

-карточки – подсказки (разрешающие, запрещающие знаки); «Что можно, что нельзя»;

-схема с изображением круговорота воды в природе;     

-карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком»;

-тематические наборы «Подводный мир морей и океанов», «Подводный мир рек и озер»;

-мини – стенд «О чем хочу узнать завтра».

http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/07/orig_3294730c6d10ae4703a77bbd9ad0b474.jpg

Литературный уголок:

1.Книги и художественные произведения по теме: ЭШим. «Солнечные капли», К.Бальмонт «Росинка», Сутеев «Под грибом», И. Урядова «Сказка о воде», Н. Осипов «Кто живет в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки « Купание медвежат», экологические сказки «Капельки», «Путешествие по воздуху и воде»  О.Н. Гаврилова, сказки «Заюшкина избушка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Архангельский «Летят снежные пушинки», Н.Сладков «Зачем зимой снег?», А.Дитрих «Откуда ты?», Г.Ладонщиков «Снежинка», Н.Калинина «История про снежный колобок», С.Прокофьев «Сказки про серую тучку»; О. Бундур « Дождь», Е. Эрато «Лето», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», А. Барто «Дождь в лесу», «Река», «Гроза»,  В. Орлов «Встреча», О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Лед» Г.Ладонщикова, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой,  «Два ручья» О.Н.Гавриловой, И.Р.Колтунова «Голубые глаза озер», О.Н.Лазарева «История жизни болота», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Как люди речку обидели», Танайсинчук «Экология в картинках», М.Н.Данилова «Кто живет в подводном царстве?», А.Стойло «Капелька дождя», Тарасенко Л.Т. «Путешествие капельки».

2.Книжки-малышки, изготовленные детьми совместно с родителями. 

Уголок художественного творчества:

1.Репродукции картин художников-пейзажистов И.Левитана, И.Айвазовского, Б.Васнецова, М.Нестерова, Е.Волкова, А.Куинджи, В.Поленова; портреты художников.

2.Выставка детских работ по теме: «Жизнь в капле воды» (рисунки); «Водный транспорт» (поделки из бросового материала)

3.Для самостоятельной деятельности детей подготавливаются:

-трафареты по теме «Морские обитатели», «Жители пресных водоемов» для рисования и печатания;

-опорные таблицы для лепки и рисования (по теме);

-д/игра «Собери картинку» (для выкладывания из геометрических фигур);

-д/игра «Посмотри и дорисуй» (дорисовывание из геометрических фигур по теме);

-раскраски по теме;

-бросовый материал (нитки, парафиновые свечи, трубочки для выдувания, ватные палочки) для рисования в нетрадиционной технике. 

Театральный уголок:

-настольный театр «Путешествие капельки».

-атрибуты и костюмы для театрализованной деятельности и сюжетных игр:

«Морское путешествие», «Отважные спасатели» (штурвал, рупор, компас, бинокль, спасательный круг, капитанская фуражка, бескозырка, матросские воротнички, игрушки-заменители: модули для постройки корабля, канат, якорь); «В морском царстве» (парики, накидки, цветные очки, шапочки). 

Центр двигательной активности:

игра «Рыбалка», атрибуты и маски для подвижных игр. 

На основном этапе была организована работа по разработанной модели проектной деятельности по 5 образовательным областям.

Познавательное развитие:

1.Непосредственно образовательная деятельность: «Секреты воды», «Путешествие с Кап Капычем», «По дорогам сказок», «Царица Вода», «Море бывает в беде».

2.Викторина «Что я знаю о воде»

3.Экскурсия с родителями на набережную Туры «Как Тура зимует?»

4.Цикл наблюдений «Изучаем свойства воды» («Рыбки в аквариуме», «О чем расскажет нам растение?», «Тучки по небу плывут», «Снегопад», «Снежинка на моей ладони», «Ледяные дорожки», «Зимние забавы», «Морозные узоры», «Чьи следы?»).

5.Беседы: «Путешествие по глобусу», «Кому нужна вода», «Волшебная сила воды» (значение для здоровья человека), «Водоемы родного края», «Что растет в воде», «Что я знаю о морях и океанах?», «Вода – труженица», «Откуда берется вода в водопроводном кране?», «Безопасность на воде».

6.Опыты и эксперименты: Опыты «Веселые кораблики», «Водяная мельница», «Вода-невидимка», «Как растения пьют воду?», «Окрашивание воды», «Северное сияние», «Сушим полотенце», «Куда делась вода?», «Замерзание воды», «О чем плачет сосулька?», «Как достать игрушку изо льда?», «Какой бывает снег?», «Как быстрей слепить снежок?», «Как измерить сугроб?», «Где быстрее тает снег?», «Очистка воды» (изготовление фильтра), «Нефтяная речка», «Птицы и нефть», «Откуда берется иней?», «Плавает – тонет», «Вода – растворитель», «Что впитает воду?», «Свалка и дождь», «Вода вверх тормашками», «Спасение затонувшего корабля» (использование свойства магнита), «Батискаф», «Хризантема», «Лупа из воды», «Рукам своим не верю», «Вода, текущая вверх», «Как поймать каплю?», «Как из соленой воды добыть питьевую воду?», «Сжатая бутылка», «Делаем облако», «Подводная лодка из яйца», эксперименты по произведению Л.Н.Толстого «Хотела галка пить»,

7. Игры с водой «Рыболовы», «Тонет – не тонет», «Фонтанчики», «Буря в стакане», «Помоги кораблику доплыть», «Собери воду», «Необычная рыбалка», «Дырявая банка», «Игры с мыльными пузырями».

8.Просмотр мультфильмов «Капитошка», «Мойдодыр», «Уроки тетушки Совы» («Капля воды»),«Беги, ручеек», «Берегите воду», «Секреты воды», Самый младший дождик», «Земляничный дождик», «Грибок-теремок», «Грибной дождик», «Азбука здоровья», «Русалочка».

9.Дидактические игры: «Где спряталась рыбка», «Четвертый лишний», «Отгадай, что звучит?», «Кто где живет?», «Ходит капелька по свету», «Где спряталась вода?», «Польза и вред» (явления природы); «Что сначала, что потом?», «Кому нужна вода?», «Пищевые цепочки жителей водоемов», «Когда это бывает?», «Какой бывает вода?»

10.Настольно-печатные игры: «Где живет вода?», «Воздух, земля, вода», «Как избежать неприятностей?», «Что происходит в природе?», «Береги живое», «Растения и обитатели пресноводных водоемов», «Четыре сезона», «Тонкий лед».

11.Моделирование «Круговорот воды в природе»

12.Составление памятки «Правила поведения на воде»

13.Выполнение индивидуальных творческих заданий (совместно с родителями).

14.Энциклопедия «Чудо повсюду» Т.Нуждиной.

http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/07/orig_9b7a67ae21d2ab533cb3f8f0ab7d61db.jpg

http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/07/orig_514fca1bd49ffafff5d55168359277d8.jpg

Речевое развитие:

1.Загадывание загадок, чтение стихов, рифмовок о воде, инее, льде, росе, дожде, снеге.

2.Знакомство с народными приметами, пословицами, поговорками о воде, снеге, дожде.

3.Составление творческих рассказов «Путешествие капельки», «Приключение Капитошки», «Как ребята речке помогли».

4.Чтение художественной литературы: ЭШим. «Солнечные капли», К.Бальмонт «Росинка», Сутеев «Под грибом», И. Урядова «Сказка о воде», Н. Осипов «Кто живет в воде и у воды», А. Тюняев «Все о воде», В. Бианки « Купание медвежат», экологические сказки «Капельки», «Путешествие по воздуху и воде»  О.Н. Гаврилова, сказки «Заюшкина избушка», В.Одоевский «Мороз Иванович», В.Архангельский «Летят снежные пушинки», Н.Сладков «Зачем зимой снег?», А.Дитрих «Откуда ты?», Г.Ладонщиков «Снежинка», Н.Калинина «История про снежный колобок», С.Прокофьев «Сказки про серую тучку»; О. Бундур « Дождь», Е. Эрато «Лето», И. Токмакова «Разговор старой ивы с дождем», А. Барто «Дождь в лесу», «Река», «Гроза»,  В. Орлов «Встреча», О.Троепольской, «Град» Е.Серова, «Лед» Г.Ладонщикова, «Мороз» Н.Некрасова, «Облака» Я.Акима, «Пар» Н.Михайловой,  «Два ручья» О.Н.Гавриловой, И.Р.Колтунова «Голубые глаза озер», О.Н.Лазарева «История жизни болота», Н.А.Рыжова «Жила-была речка», «Как люди речку обидели», Танайсинчук «Экология в картинках», М.Н.Данилова «Ктоживет в подводном царстве?», А.Стойло «Капелька дождя», Тарасенко Л.Т. «Путешествие капельки».

5.Пальчиковая гимнастика «Пароход», «Лодка», «Медузы», «Волновалось сине море», «Рыбки», «Дождик».

http://tmndetsady.ru/upload/news/2017/07/orig_aadc818ed7e952bd557c43991464ceca.jpg

Художественно-эстетическое развитие:

1.Совместная деятельность воспитателя и ребенка: изготовление напоминающих знаков «Береги воду»; «Черепашка» (поделка из ореховой скорлупы), «Осьминог» (поделка из пластилина в банке с водой), «Подводное царство» (коллаж, коллективная работа); «Аквариум с рыбками» (коллективная работа с использованием сыпучих продуктов);«Морской пейзаж» (рисованиепосыройбумаге); «Медуза» (выдувание), «Облака плывут по небу» (рисование в нетрадиционной технике «мыльными пузырями»); «Водный транспорт» (поделки из пластиковых бутылок, упаковки для яиц).

2.Прослушивание музыкальных произведений: П.И.Чайковский «Времена года», Римский-Корсаков «Море», «Виноватая тучка» муз. Д.Тухманова, сл. Ю.Энтина.

3.Слушание звуков природы: журчание ручья, шум прибоя, шум дождя.

4.Пение: «Тучка» В.Рукашников, Е.Карганова «Дождевые капельки», «Тучка» (закличка)

.Хороводная игра «Как на тоненький ледок», «Пошла млада за водой»

5.Рассматривание репродукции картин художников-пейзажистов И.Левитана, И.Айвазовского, Б.Васнецова, М.Нестерова, Е.Волкова, А.Куинджи, В.Поленова.

 Социально-коммуникативное развитие:

-Сюжетно-ролевые игры«Морское путешествие», «Отважные спасатели», «В морском царстве».

-Игра-ситуация «Приключение капельки»

-Театрализацияпо произведению А.Барто «Девочка чумазая», В.Одоевского «Мороз Иванович».

-Хозяйственно-бытовой труд: «Стираем куклам одежду», «Протрем пыль», «Вымоем посуду для куклы Кати», «Расчистим дорожки от снега»

-Труд в природе «Поливаем растения», «Укроем растения снегом». 

Физическое развитие:

1.Подвижные игры: «Рыбаки и рыбки», «Ручеек», «Мы – капельки», «Снежинки и ветер», игра-эстафета «Очистим реку», «Быстрые водоносы», «Море волнуется», «Морской мир», «Караси и щука», «На болоте», «Превращение воды», «Ручейки, озера, моря, океаны», «Удочка», «Рыбы в сети», «Водолаз», «Выпусти рыбку», «Дедушка Водяной», «Водяные жмурки», «Невод», «Капитан, корабль, рифы», «Русалочки», «Бредень», «Заморозка».

2.Физминутки: «А над морем мы с тобою», «Цапля ходит по воде», «Теплоход», «Тихо плещется вода», «С неба падают снежинки», «Речка», «На болоте», «Как приятно в речке плавать», «Кап-кап», 

3-й этап. Результат проекта.

- У детей сформированы элементарные знания о воде и ее свойствах, о роли в жизни человека и живых организмов, о формах и видах воды (родники, реки, моря, озера, океаны, осадки и т.д.), о применении воды в бытовых и хозяйственных нуждах, о проблеме загрязнения водных ресурсов, о мероприятиях по предотвращению загрязнения.

-Работа по проекту помогла развить у детей художественный вкус, эстетическую восприимчивость. Все свои наблюдения, новые знания и впечатления ребята передавали в рисунках, поделках.

-У детей развивались исследовательские умения. Важное значение для реализации этой задачи в проекте имели творческие задания, которые выполняли дети совместно с родителями. Родители вместе с детьми выбирали интересную для них тему, изучали ее, и результатом этой работы становились фоторепортажи, картотеки загадок, выставки детских работ, видеоролики и презентации экспериментов, которые дети представляли в группе.

-Родители были вовлечены в педагогический процесс группы, проявляли активность, заинтересованность в сотрудничестве с детским садом.

-В группе была пополнена развивающая среда по данной теме.                                                                                     

Продуктами проекта стали:

-Выставка рисунков на тему «Жизнь в капле воды» (дети совместно с родителями).

-Выставки фильтров «Как очистить воду?»

-Создание книги полезных советов по экономии воды, ее рациональному использованию «Закрывай покрепче кран, чтоб не вытек океан!»;

-Создание презентаций и видеороликов о воде и ее свойствах; выступления детей и демонстрация экспериментов «Домашняя лаборатория занимательных экспериментов»;

-Фоторепортаж и выпуск газеты на тему «Хоть весь свет ты обойди – лучше края не найти!» (о красоте водоемов Тюменской области)

-Макеты «В морских глубинах», «Жизнь Туры»;

-Фотоальбомы «Природа родного края», «Голубая планета», «Кто живет под водой?»;

-Книжки-малышки «Приключение капельки»;

-Буклет «Берегите воду!»

-Картотека опытов и экспериментов с водой.

-Картотека дидактических игр.

-Картотека загадок о воде;

-Картотека игр с водой.

-Карты-символы «Свойства воды»;

-Карты-схемы «Правила безопасного поведения при проведении опытов»;

-Карты-задания (для проведения экспериментов);

-Карточек для моделирования «Круговорот воды в природе»;

-Таблицы – схемы, модели для рассказывания; мнемотаблицы; коллажи по пройденным темам;

-Карточки–подсказки (разрешающие, запрещающие знаки); «Что можно, что нельзя»;

-Схема с изображением круговорота воды в природе;    

-Карточки, иллюстрации, изображающие использование воды человеком;

-Игрушка Кап Капыч;

-Консультация для родителей «Познавательные опыты с водой»

-Сделана подборка презентаций «Волшебные свойства воды», «Реки и водоемы нашего края», «Кому нужна вода?», «Кто живет в воде?», «Мир морей и океанов»;

-Сделана подборка мультфильмов.  

Литература: 

  1. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию! Детские экологические проекты.- СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  2. Воронкевич О.А. Добро пожаловать в экологию. Парциальная программа по формированию экологической культуры у детей дошкольного возраста. – СПб.: «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  3. Дмитриева Е.А., Зайцева О.Ю., Калиниченко С.А. Детское экспериментирование. Карты-схемы для проведения опытов со старшими дошкольниками: Методическое пособие.- М.: ТЦ Сфера, 2016.
  4. Дыбина О. В., Рахманова Н. П., Щетинина В.В. «Неизведанное рядом»: Опыты и эксперименты для дошкольников / Под ред. О. В. Дыбиной. – 2-е изд., испр. – М.: ТЦ Сфера, 2015.
  5. Марудова Е.В. Ознакомление дошкольников с окружающим миром.Экспериментирование. – СПб.:ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2016.
  6. Опытно-экспериментальная деятельность в ДОУ. Конспекты занятий в разных возрастных группах/ сост. Н.В.Нищева. –СПб.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2015.
  7. Рыжова Л.В. Методика детского экспериментирования. – СПБ.: ООО «ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО-ПРЕСС», 2014.
  8. Скорлупова О. А. «Занятия с детьми старшего дошкольного возраста по теме: «Вода». – М., ООО «Издательство Скрипторий 2003», 2005.
  9. Соломенникова О.А. Ознакомление с природой в детском саду: Средняя группа. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2014.
  10. Тугушева Г.П., Чистякова А.Е. Экспериментальная деятельность детей среднего и старшего дошкольного возраста: Методическое пособие. –СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2016.
  11. Шорыгина Т. А. Беседы о воде в природе. Методические рекомендации. – М., ТЦ Сфера, 2016.
  12. Шорыгина Т.А. Беседы о мире морей и океанов. Методические рекомендации. – М.: ТЦ Сфера, 2015.

Фотографии из архива педагога Игнатовой Т. А..

 ПРИЛОЖЕНИЕ:

Опыты и эксперименты с водой для детей 5-6 лет.

«Прозрачность воды:

Цель: Ознакомить с прозрачностью воды, как свойством.

Оборудование: 2 стакана (1-й с водой, 2-й с молоком), картинка, мелкие камни.

Ход игры: Предложить детям положить в стаканы камни. Дети определяют, где видны камни, а где нет. Затем смотрят на картинку сквозь воду и молоко. Определяют, через какую жидкость можно увидеть картинку.

Результат: В воде видны камни и картинка.

Вывод: Вода прозрачная, так как в ней и через нее видны предметы.

 

«У воды нет вкуса»

Цель: Выяснить, что у воды нет вкуса.

Оборудование: Стаканчики с обычной водой, соленой и сладкой, трубочки на каждого ребенка.

Ход игры: Предложить детям попробовать воду на вкус.

Результат: Дети, сравнивая, определяют отсутствие вкуса у обычной воды.

Вывод: Вода не имеет вкуса, она безвкусная.

 

«У воды нет запаха»

Цель:Выявить, что у воды нет запаха.

Оборудование:Пустой стакан, стакан с обычной водой, сок апельсина.

Ход игры:Предложить детям понюхать пустой стакан, стакан с водой, стакан с соком и определить наличие или отсутствие запаха.

Результат:Дети определяют отсутствие запаха у воды.

Вывод:У воды нет запаха.

 

«Вода жидкая и текучая»

Цель:Ознакомить со свойством воды – текучестью.

Оборудование:2 стакана (1 - с водой, 2 – пустой)

Ход игры:Предложить детям перелить воду из одного стакана в другой. Что происходит с водой? (она льется, течет.)  Почему? (Вода жидкая.) Все вещества, которые могут течь – жидкие. Если бы вода была бы не жидкая, она бы не текла в реках, ручейках, из крана.

Результат:Вода переливается из одного стакана в другой, течет.

Вывод:Вода – жидкость, все жидкости текучие.

 

 

«Вода бывает разной температуры»

Цель:Учить определять температуру воды.

Оборудование:Стаканы с теплой, холодной и горячей водой.

Ход игры:Предложить детям определить, в каких стаканах какая вода (теплая, холодная, горячая).

Результат:Температура воды в стаканах разная.

Вывод:Вода может быть разной температуры.

 

 «Вода нужна для прорастания»

Цель:Выявить необходимость воды для прорастания.

Оборудование:Горох, вода, вата, 2 тарелки.

Ход игры:Предложить детям узнать, где горох быстрее прорастет: в мокрой или сухой вате. Нужно намочить вату, в нее положить одну горошину; вторую горошину положить в сухую вату.

Результат:Горошина в мокрой вате проросла, в сухой – нет.

Вывод:Вода необходима для прорастания и роста.

 

«Растения пьют воду»

Цель:Доказать, что растения «пьют» воду.

Оборудование:стакан, цветок, пищевой краситель.

Ход игры:Поставить растение в стакан с окрашенной водой.

Результат:Стебли цветка и сам цветок окрасились.

Вывод:Вода по стеблю поднимается вверх, так растение пьет воду.

 

«Откуда берется вода»

Цель: Показать возможность воды испаряться и конденсировать.

Оборудование:Стакан с горячей водой, холодная металлическая крышка.

Ход игры: Предложить детям накрыть банку с горячей водой холодной крышкой. Через некоторое время предложить рассмотреть крышку. Выяснить, откуда взялась вода.

Результат:Частички воды поднялись с поверхности, они не смогли испариться из банки и осели на крышке, потом упадут вниз.

Вывод:Вода обладает возможностью превращаться из воды в пар и обратно.

 

«Замерзание жидкостей»

Цель:Ознакомить детей с различными жидкостями, выявить различия в процессе замерзания.

Оборудование:Стаканы с одинаковым количеством обычной и соленой воды, молока, сока, растительного масла.

Ход игры:Рассмотреть жидкости, выявить отличия и общие свойства жидкостей (текучесть, способность принимать форму сосуда). Залить жидкости в формочки, поставить на длительное время в холод. Внести формочки и определить, какие жидкости замерзли, а какие нет.

Результат:Жидкости замерзают с разной скоростью, некоторые не замерзают вообще.

Вывод:Одни жидкости замерзают быстрее, другие медленнее. Чем гуще жидкость, тем она замерзает медленнее.

 

 «Плавает – тонет»

Цель: Ознакомить со способностью воды удерживать некоторые предметы на поверхности.

Оборудование: Сосуд с водой, камни, гвоздь, кубик и др.

Ход игры: Предложить детям поочередно опустить в воду различные предметы, определяя, какие из них тонут, а какие плавают на поверхности.

Результат: Камни и гвоздик тонут, а кубик плавает.

Вывод: Предметы, которые тяжелее воды, тонут, а которые легче, плавают.

 

 

 «Лед легче воды»

Цель:Показать, что лед легче воды.

Оборудование:Стакан с водой, лед.

Ход игры:Опустить лед в стакан с водой, до краев наполненной водой. Лед растает, но вода не перельется через край.

Результат:Лед плавает на поверхности воды и не тонет.

Вывод:Вода, в которую превратился лед, занимает меньше места, чем лед; вода тяжелее, чем лед.

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Сценарий познавательно-игровой программы экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста

Сценарий познавательно-игровой программы экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста...

Тематическое развлечение экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста «Посвящение в Эколята»

Тематическое развлечение рассчитано на детей старшего дошкольного возраста с обязательным условием проведения в большом помещении, так как предполагает задания соревновательного характера по физ...

Социально-значимый проект экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста "Сохраним красоту природы"

Тип проекта: познавательно-исследовательский.Срок реализации проекта: краткосрочный. Участники проекта: воспитанники группы, их родители, воспитатели группы....

Педагогический проект познавательной направленности для детей старшего дошкольного возраста "Круговорот воды в природе"

Познавательный интерес — избирательная направленность на познание предметов, явлений, событий окружающего мира, активизирующая психические процессы, деятельность человека, его познавательные воз...

Проект экологической деятельности для детей старшего дошкольного возраста, группы № 7 «Жемчужинка» "Живая вода"

Проект экологической деятельности для детей старшего дошкольноговозраста, группы № 7 «Жемчужинка»"Живая вода"Тип проекта: познавательныйВид проекта: групповой, исследовательско-т...

Квест – игра экологической направленности для детей старшего дошкольного возраста ПРОЕКТ «Чистая планета – здоровая природа!» Подготовительная к школе группа

Дошкольный возраст - самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окр...