Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
статья на тему

Воробьева Варвара Сергеевна

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В рамках работы службы ранней помощи  для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется раскрытию потенциала каждого ребенка и возможным способам взаимодействия ребенка с ближайшим окружением с целью установления эмоционального контакта для дальнейшего формирования партнерских отношений в паре «ребенок-взрослый».

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл vzaimodeystvie_srp_s_semyami_imeyushchimi_rebenka_s_ovz.docx15.45 КБ

Предварительный просмотр:

Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.

«О нём говорят много, а с ним самим не говорят».

Франсуаза Дольто

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В рамках работы службы ранней помощи  для детей с ограниченными возможностями здоровья особое внимание уделяется раскрытию потенциала каждого ребенка и возможным способам взаимодействия ребенка с ближайшим окружением с целью установления эмоционального контакта для дальнейшего формирования партнерских отношений в паре «ребенок-взрослый». Для этого проводятся развивающие и коррекционные занятия, на которых педагоги показывают и предлагают родителям различные варианты и сценарии совместной деятельности с ребенком, ищут их общие точки соприкосновения, вызывающие у ребенка сильный эмоциональный отклик.

Появление ребенка с особенностями в развитии «является для семьи травмирующим событием, поскольку родители не подготовлены к происходящему, не имеют опыта проживания подобных ситуаций. Неожиданная утрата ожиданий родителей, сопровождающая рождение нездорового ребенка, воспринимается ими как травма. Переживания родителей по поводу диагноза ребенка сопоставляют с «оплакиванием» потери «нормального» ребенка.»

Одним из важных направлений работы специалистов является совместная игровая деятельность в триаде «родитель-ребенок-специалист». В игре ребёнок выражает свой внутренний мир через изображение внешнего мира.

В работе специалистов службы ранней помощи очень важно уметь помочь родителям  увидеть это, порой малозаметное выражение внутреннего мира ребенка, и научить раскрывать его.

Программа помощи семье с особым ребенком включает следующие направления:

  • Информирование о работе службы, изучение запросов и ожиданий семьи ребенка.
  • Поддержка: психологическая, информационная, правовая.
  • Установление конструктивных взаимоотношений с семьей.
  • Корректное обсуждение специальных вопросов, касающихся развития, поведения, воспитания и обучения ребенка.

Основные причины трудностей взаимодействия специалистов службы ранней помощи (СРП) с родителями:

  • Родитель не хочет принимать особенности своего ребенка, сопоставляя его развитие с критериями возрастных норм.
  • Родитель обесценивает достижения ребенка. В связи с этим возникает непонимание особенностей работы специалистов СРП.
  • Родитель категорически отказывается от предлагаемых специалистами коррекционных методик, считая их не эффективными, трудозатратными или не нужными.

Использованная литература:    

1. Селигман М., Дарлинг Р.Б. Обычные семьи, особые дети. Москва, Теревинф, 2016. – 365 с.

2.  Бак А., Грюневальд К. Забота и уход. Книга о людях с задержкой умственного развития. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2001. – 351 с.

3. Опыт междичциплинарного сопровождения семей с глубоко недоношенными младенцами и детьми раннего возраста, имеющими тяжелые нарушения развития. Сборник. Санкт-Петербург, 2014. – 31 с.

4. Как учить и развивать детей с нарушениями развития. Сост. К. Грюневальд и др. Санкт-Петербургский институт раннего вмешательства, 2000. – 136 с.

5. Баенская Е.Р. Помощь в воспитании детей с особым эмоциональным развитием (ранний возраст). Москва, Теревинф, 2009. – 112 с.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Система взаимодействия специалистов в образовательном учреждении для обучающихся, воспитанников с ограниченными возможностями здоровья

Система взаимодействия наглядно демонстрирует профессиональную взаимосвязь всех специалистов дошкольного учреждения в работе с ребёнком с особыми образовательными потребностями. План взаимодействия....

Взаимодействие узких специалистов с родителями детей с ограниченными возможностями здоровья в условиях инклюзивного образования в дошкольном учреждении

Одним из важных направлений в деятельности психолого-педагогической службы является работа с семьями (родителями) детей с ОВЗ. Работе с родителями детей с ОВЗ неслучайно уделяется достаточно большое в...

Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.

Из всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением зрения и слуха занимают особое положение. Рождаясь слепым или глухим, или с ослабленным зрением или слухом, ребенок изнача...

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой

Организация взаимодействия ребёнка с ограниченными возможностями здоровья с окружающей средой...

Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья

Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...

Междисциплинарное взаимодействие специалистов – это важное условие в сопровождении детей с ограниченными возможностями здоровья.

Междисциплинарное взаимодействие специалистов по сопровождению детей и то, насколько они  объединены идеей коррекционного образования, насколько понимают друг друга и придерживаются единого подхо...