Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья
консультация по логопедии на тему
Консультация для воспитателей,логопедов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
dokument_microsoft_office_word.docx | 30.29 КБ |
Предварительный просмотр:
Телесные инструменты в помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья
Настоящий педагог обычно озабочен поиском нетрадиционных путей в творческом взаимодействии с детьми. Как сделать каждое занятие с ребёнком празд-ником? Как ненавязчиво, легко и просто рассказать детям
- самом главном — о том, как прекрасен мир, как инте-ресно в нём жить? Как научить ребёнка всему, что ему пригодится в этом сложном современном мире? Как раз-вить основные способности: слышать, видеть, чувство-вать, понимать, фантазировать, придумывать?
Об одном из «рецептов» творческого сотрудничества с детьми и пойдёт речь.
Чтобы занятия, уроки превратились в маленькие спек-такли, фантастические путешествия и увлекательные ис-следования, нужен творческий подход педагога, который готов вовлечь своих маленьких любознаек. Подготовка к этим волшебным спектаклям и путешествиям не требует много материальных затрат, времени. Главное условие — способность педагога импровизировать, фантазировать, самому увлечённо играть с детьми. Обычно учитель-ло-гопед набирает группу детей на два года обучения и два года увлекательно путешествует в удивительном мире букв и звуков.
Наша душевная — биологическая жизнь направлена на то, чтобы получить удовольствие и избегать неудоволь-ствия.
Психолог А. Лоуэн утверждает, что ребёнок живёт те-лесной жизнью и действует, если ему не мешают, на ос-нове принципа удовольствия. Он делает то, что чувствует, как «хорошо»!
Практика показывает, что успех для ребёнка непо-средственно и прямо связан с развитием умения пережи-вать общение как радость, а не как необходимость выпол-нять упражнение или неизвестно откуда «свалившуюся» на него обязанность каждый день повторять артикуляци-онную гимнастику или речевую разминку и т. д.
Поэтому нужно помочь каждому ребёнку найти свои доступные формы общения и заложить удовольствие в фундамент обучения для поддержания интереса в даль-нейшем развитии и совершенствовании.
Педагог-философ Ш. Амонашвили в книге «Раз-мышления о гуманной педагогике» написал о попытках взрослых идти против природы детей прямо и жёстко: «Ребёнок наследует от Природы не только задатки, но и мудрого «Человека-наставника», которому поручено ру-ководить его деятельностью и развитием. Природа не до-веряла, не доверяет и не может доверить своё уникальное творение только заботам взрослых, будь они родители, учителя или другие люди».
Однако, чтобы отдать предпочтение новому и радост-ному, ребёнок не должен бояться. У него должен быть выбор! А выберет он опыт, связанный с переживанием радости. Ну, а все выборы и предпочтения реализуются детьми в игре. В ней ребёнок свободен, спонтанен, в ней он развивается. Игра равносильна удовольствию!
Представьте, когда мы идём наперекор интересам и взаимодействиям детей, они разными способами сопро-тивляются: шалят; скучают; делают вид, что слушают; притворяются, что им интересно; угождают взрослым.
Попробуйте уже при первой встрече своих весёлых, шустрых или наоборот невесёлых деток пригласить пои-грать необычным способом — наверняка им это понра-вится.
Нам потребуются телесные инструменты. Это первые инструменты, которые появляются у каждого человека при рождении. И будет целесообразно использовать их. Сама природа преподнесла их нам. И мы должны быть ей благодарны за этот совершенно уникальный подарок. А дальше мастерство и творчество самого педагога.
Наше тело помнит прикосновения — будут ли они при-ятные, или не очень. Это наиболее долговременная па-мять организма. При необходимости тело будет помогать вам выполнять те или иные задания, если мышцы, кожа были участниками какой‑то манипуляции.
Каков же телесный инструментарий? Ладошки, ла-душки; хлопок; шлепок; щелчок; удар по грудной косточке и т. д.
Мы посылаем в тело импульсы, оно запоминает. Раз-виваем моторную память. А дальше можно подкреплять речевой поддержкой Ну, а музыкальное сопровождение сделает нашу работу просто идеальной. Ведь ребёнок по-лучит необходимый материал эмоционально окрашенным, доступным, развивая все психические процессы. Такая ра-бота, конечно, оставит у ребёнка самые положительные впечатления. Таким образом, педагог решает свои задачи, используя разнообразные методы во благо ребёнка.
Дети пришли в детский сад. Начался новый учебный год. Начинаем знакомить их друг с другом.
——1 игра «Как тебя зовут?»
Дети стоят в кругу. Педагог задаёт вопрос: «Как тебя зовут?», обращается к ребёнку. Дети обычно сразу на-зывают свои имена. А затем логопед предлагает сесть на стульчики и назвать свои имена необычно. Как? Нужно при помощи рук преподнести своё имя. Логопед начи-нает: «Когда я была маленькая, мама называла меня Таня. Посмотрите, как я могу при помощи ладошек произнести своё имя! Хлопаю на каждый слог (Та — ня)».
Затем предлагаю каждому ребёнку прохлопать своё имя. «Как интересно мы с вами познакомились!» Всех по-благодарить.
—— 2 игра «Как тебя зовут?»
Усложняем игру. Просим назвать своё имя ласково. Но теперь будем сидя на стульчиках шлёпать себя по коленям.
—— 3 игра «Как тебя зовут?»
Усложняем игру. Необходимо прохлопать своё имя, затем прошлёпать (Та — ня, Та — не — чка). Всех по-хвалить.
—— 4 игра «Как тебя зовут?»
Необходимо презентовать своё имя. Украшаем его го-лосом, движением, мимикой.
—— 5 игра. Творческая работа «Представь своё
За Кота Котовича,
За Петра Петровича.
Он усат, полосат,
В ушах кисточки висят.
Затем на каждую фразу отрабатывают звучащий жест.
Ребёнок рассказывает, соединяя текст и инструменты.
После этого отрабатывают в паре.
——11 игра. Потешка «Как у деда Ермолая» Как у деда Ермолая — (стучим в пол ладошки)
Вся семейка небольшая. — (стучим всей ладошкой)
Только сам, да сама, — (хлопаем плоской ладошкой)
Только кум, да кума, — (хлопаем объёмной ладошкой)
Да два сына с усами, — (щелчки пальцами)
Да две дочки с косами, (шлёпаем по коленкам)
имя». Две внучки на печи — (топаем ногами)
В стихотворении, песенке, танце, отрывке м / ф и т. д. Уплетают калачи. — (стучим по грудной косточке поо-
Например: «А я по лугу…» черёдно левой, правой рукой).
«А я Танечка, я ромашечка…» Первый раз потешку произносим медленно, во второй
«Тара-ра, начинается игра…» раз ускоряем темп. Затем предложить ребёнку пофанта-
«На золотом крыльце сидели…» зировать с телесными инструментами, подключить ритм:
—— 6 игра. Речевая игра «Меня зовут» ногти, кулачки. Используем руки (ногти, кисти, пред-
Меня зовут: Ма — (хлоп) плечье, плечо).
Меня зовут: ша — (шлёп) Детям нравятся такие ритмические зарисовки!
Меня зовут: Ма — (хлоп) Ша — (шлёп) ——12 игра «Барабанщик»
—— 7 игра «Назови своё имя» Пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле, пра — ле,
Игра в парах. Правила предыдущей игры. пра — ле — пра, пра — ле — пра, пра — пра — ле —
Может появиться проект. В данную игру можно играть пра, пра — ле — пра, ле — пра («пра» — правая рука, довольно долго. Варианты могут дополняться. В подгото- ладошка, отбиваем ритм; «ле» — левая рука).
вительной группе акцент сделать на то, что появляются Если нам нужно активизировать оба полушария голов-
слоги. ного мозга, можно подключить методы кинезиологии:
—— 8 игра ——13 игра «Шагаем дружно»
Собирайтесь, собирайтесь (щелчки пальцами обеих Обычный марш — счёт до 20 (дети маршируют на
рук; месте)
Все в круг, все в круг (хлопки); Маршируем, перекрёстно дотрагиваясь руками: правой
Весело и дружно, весело и дружно (топаем ногами); рукой — левого колена, левой — правого (логопед пока-
Хэй, хоп (шаги вперёд, назад). зывает движения)
Повторяем с 2‑3 детьми, затем со всей группой. Таким Маршируем, дотрагиваясь левой рукой левого колена,
образом организуем детей в игру и решаем свои задачи: и наоборот.
соединяем ритм, речь, артикуляцию! Уверяю — детям это ——14 игра «Тишина»
понравится! Если дети расшалились, можно взять в руки карандаш
—— 9 игра «Привет» и отбивать ритм, при этом приговаривая: «Лена и Миша,
Хэй, хэй, привет носам (указываем данную част тела у и, и, и Николай! И никакого, никакого шума! Никакого,
себя) никакого шума!
Хэй, хэй, привет ушам (показываем у себя) Затем можно подключить всех детей и увидите, как
Хэй, хэй, привет носам (указательным пальцем пока- дети успокоятся и будут готовы выполнять следующие за-
зываем у друга: дети стоят напротив друг друга). дания.
Повторяя, изучаем себя и друзей: привет щекам, привет ——15 игра «Гимнастика с пользой»
глазам (бровям, рукам, плечам, ногам). Детям сложно запомнить, сколько гласных и какие они.
——10 игра Когда согласный твёрдый, когда мягкий?
Телесные инструменты помогают запомнить текст, ра- Гимнастика как раз и помогает запомнить первый ряд
зыгрывать потешки с детьми, доставить удовольствие, ра- гласных.
дость, эмоции. А — прямые руки вверх.
Сначала дети учат потешку: О — руки в стороны.
Тра-та-та, тра-та-та, У — руки вперёд.
Тра-та-та, тра-та-та. Ы — руки вниз.
Вышла кошка за кота, Э — делаем руками полукруг.
Я, Ё, Ю, И, Е — движения повторяются, но это уже | Дети играют сидя на стульчиках. Так лучше воспри- | |||||
второй ряд гласных. | нимать учебную задачу, лучше работает головной мозг, | |||||
На родительских собраниях и родители с удоволь- | проще концентрироваться, использовать инструменты. | |||||
ствием и пользой выполняют эту зарядку! | Второй вариант игры с усложнением, где дети все | |||||
——16 игра «Закрепляем тему «Осень. Фрукты» | вместе выполняют рефрен. Подгруппа может выполнять | |||||
Помочь детям запомнить фруктовый ряд, оживляя его | импровизацию. | |||||
телесными жестами, эмоциональными переживаниями. | Далее можно добавлять фрукты по одному и соответ- |
Ребята, вы знаете, что осень пришла и в сад. И, ко- ственно телесный инструмент. В результате дети закре-
нечно, там созрели фрукты. | пляют словарь, активизируют память, активно пользу- | ||||||||||
Какие? | ются телесными инструментами. | ||||||||||
Да. Яблоки, груши, сливы, бананы, абрикосы, персики. | Итак, общение с детьми проходит в игровой, нетра- | ||||||||||
Пожалуйста, назовите цитрусовые фрукты. | диционной форме. Ребёнок познаёт себя, пропускает ин- | ||||||||||
Лимон, апельсин, мандарин. | формацию через себя. Проживая её, он чувствует себя | ||||||||||
А теперь будем играть и запоминать. | значимым, необходимым в этом сложном мире. Понимая | ||||||||||
1 — лимон — прохлопываю слоговой ритм (ли — мон) | себя, он открывает возможности общаться с собой и | ||||||||||
2 — апельсин — шлепки по коленям (а — пель — син) | окружающими. А «Самая большая на Земле роскошь — |
3 — мандарин — топаю ногами по очереди (ман — это роскошь человеческого общения» — А. Сент-Эк-
да — рин)
зюпери.
Литература:
1. Т. Э. Тютюнникова «Видеть музыку и танцевать стихи» Издательство «Книжный дом ЛИБРОКОМ 2014 год».
- Т. Э. Тютюнникова «Учусь говорить. Элементарное музицирование: музыка, речь, движение», Москва 2009.
- Сайт «Школьные материалы» http//odtdoks.ru. 2013. «Звучащие жесты».
- http://www.o-detstve.ru (Портал «О детстве»).
- Семинар-практикум, Т. Э. Тютюнниковой «Психология коррекционной работы с детьми: недирективные игровые технологии (терапия). Психолого-педагогическое сопровождение детей с ОВЗ, как условие реализации требо-ваний ФГОС ДО» сентябрь 2014.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Психолого-педагогическая и социальная помощь детям c ограниченными возможностями здоровья
Работа с детьми с ограниченными возможностями здоровья на базе экспериментальной площадки в ДОУ. Функционирование Службы ранней помощи. Этапы в работе....
«Осуществление индивидуально ориентированной психолого-медико-педагогической помощи детям с ограниченными возможностями здоровья в условиях специализированного коррекционного учреждения"
Презентация-выступление на областной конференции...
Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья.
Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...
Ранняя помощь ребёнку с ограниченными возможностями здоровья.
Из всех групп детей с ограниченными возможностями здоровья, дети с нарушением зрения и слуха занимают особое положение. Рождаясь слепым или глухим, или с ослабленным зрением или слухом, ребенок изнача...
Актуальные проблемы взаимодействия специалистов службы ранней помощи с родителями ребёнка с ограниченными возможностями здоровья
Одним из главных направлений работы педагога в условиях реализации ФГОС ДО является взаимодействие с родителями, направленное на раскрытие индивидуальных возможностей и способностей каждого ребенка. В...
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья
Педагогическая помощь семье в воспитании ребёнка, имеющего ограниченные возможности здоровья...
Теоретические предпосылки изучения возможности применения когнитивно-поведенческой психотерапии в помощи лицам с ограниченными возможностями здоровья.
Когнитивно-поведенческая психотерапия, также когнитивно-бихевиоральная психотерапия (англ. Cognitive behavioural therapy) – общее понятие, описывающее направление психотерапии, в основе которой ...
- Мне нравится (1)