Самообразование.
методическая разработка на тему

Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл samoobrazovanie.docx16.62 КБ

Предварительный просмотр:

Самообразование. Тема: Формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста, посредством дидактической игры

Шалыгина Наталья Ивановна

Актуальность: Ранний и младший дошкольный возраст считают «золотой порой» сенсорного развития.

Известно, что развитие ощущений и восприятий создает необходимые предпосылки для возникновения всех других, более сложных познавательных процессов (памяти, воображения, мышления).

Значение сенсорного развития в раннем и дошкольном детстве трудно переоценить. Именно этот возраст наиболее благоприятен для совершенствования деятельности органов чувств, накопления представлений об окружающем мире.

Сенсорное развитие, с одной стороны, составляет фундамент общего умственного развития ребенка, с другой стороны, имеет самостоятельное значение, так как полноценное восприятие необходимо и для успешного обучения ребенка в детском саду, в школе, и для многих видов трудовой деятельности.

Существует пять сенсорных систем, с помощью которых человек познает мир: зрение, слух, осязание, обоняние, вкус.

Я считаю, что своевременное сенсорное развитие младших дошкольников — это главное условие познавательного развития, правильной и быстрой ориентировки ребенка в бесконечно меняющемся окружении, эмоциональной отзывчивости. А важное значение дидактической игры состоит в том, что она развивает самостоятельность и активность мышления и речи у детей, восприятия, формированию представлений, усвоению знаний.

Задачи:

В своей работе я ставлю и решаю следующие задачи:

1. - Изучить литературу по данной теме;

2. - Создать условия для обогащения и накопления сенсорного опыта детей в ходе предметно-игровой деятельности через игры с дидактическим материалом.

3. - Формировать умения ориентироваться в различных свойствах предметов (цвете, величине, форме, количестве).

4. - Воспитывать первичные волевые черты характера в процессе овладения целенаправленными действиями с предметами (умение не отвлекаться от поставленной задачи, доводить ее до завершения, стремиться к получению положительного результата и т. д.).

5. повышать уровень знаний у родителей по сенсорному развитию и воспитанию дошкольников.

Цель работы:

1. Изучение воздействия дидактических игр на формирование сенсорной культуры у детей младшего дошкольного возраста. Повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности по данной теме.

Сентябрь

1. Изучение литературы по данной теме.

2. Диагностика сенсорного развития детей.

3. Подбор материалов и игр по сенсорному развитию.

Октябрь

1. Изучение статьи «Сенсорное воспитание в детском саду».

2. Использование сенсорных игр на занятиях и в игровой деятельности.

Ноябрь

1. Изучение статьи «Пять сенсорных системм». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Консультация для родителей «Совершенствование деятельности органов чувств».

Декабрь

1. Осязание. Изучение статьи «Развитие тактильных ощущений».

2. Проведение игр в утреннее и вечернее время: «Домик», «Поймай киску», «Угадай на ощупь», «Что внутри», «Золушка».

3. Выступление на педсовете с консультацией для воспитателей по теме «Советы педагогам по сенсорному воспитанию детей».

Январь

1. Слух. Изучение статьи «Слуховое восприятие».

2. Подбор дидактических игр.

3. Использование игр: «Музыкальная бутылочка», «Волшебное яйцо».

4. Написание анализа воздействия дидактических игр на слух ребёнка.

Февраль

1. Изучение статьи «Зрение». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Использование игр: «Найти предмет указанной формы», «Коврик», «Какая фигура лишняя?», «Палочки в ряд», «Какого цвета не стало?».

3. Консультация для воспитателей на тему «Сенсорное воспитание дошкольников».

Март

1. Изучение статьи «Обоняние». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

2. Игра: «Что нам подскажет запах?»

3. Создание картотеки Д/игр по сенсорному воспитанию.

Апрель

1. Изучение статьи «Вкус». Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва

2. Игра: «Вкусное путешествие».

3. Индивидуальная работа с детьми по закреплению сенсорного воспитания.

Май

1. Повторная диагностика сенсорного развития детей.

2. Закрепление пяти сенсорных системм с помощью подобранных дидактических игр в процессе изучения данной темы.

3. Выступление с отчётом о проделанной работе на итоговом педсовете.

Литература:

1. «Педагогика раннего возраста» (по программе «Кроха») под редакцией Г. Г. Григорьевой, Н. П. Котовой, Д. В. Сергеевой Москва 2005г.

2. Л. А. Венгер, Э. Г. Пилюгина, Н. Б. Венгер «Воспитание сенсорной культуры ребенка»Москва 1988г.

3. Н. П. Сакулина, Н. П. Поддьякова «Сенсорное воспитание в д/саду»

4. Л. Н. Павлова, Е. Б. Волосова, Э. Г. Пилюгина «Раннее детство: познавательное развитие».Методическое пособие. Москва 2004г.

5. «Первые шаги» (Модель воспитания детей раннего возраста).


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г. Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников».

Перспективный план по самообразованию на 2015 -2016 г.Тема самообразования Радивиловой Елены Ивановны  воспитателя средней группы №10: «Развитие сенсорных способностей дошкольников»....

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Агрессивность у детей дошкольного возраста»

Повышенная агрессивность детей яв­ляется одной из наиболее острых про­блем не только для педагогов и психо­логов, но и для общества в целом. Увеличение числа детей, склонных к агрессивным формам повед...

План работы по самообразованию социального педагога Тема самообразования: «Нравственное и этическое развитие воспитанников детского дома дошкольного возраста»

Цель: способствовать формированию у детей этических и нравственных  норм поведения Задачи:1.      воспитание нравственных чувств, привычек, норм;2....

Анализ работы по самообразованию Тема самообразования: Развитие мелкой моторики рук через нетрадиционную аппликацию.

Необходимым элементом подготовки ребенка  к школе, к письму является тренировка тонко координированных движений руки, зрительно-моторных координаций. В связи с этим ,эта тема , считается актуальн...

План самообразования по теме «Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И.

План самообразования по теме«Развитие мелкой моторики дошкольников второй младшей группы» План самообразования на 2016-2017 уч. год воспитателя Мамонтовой О.И....

План работы По самообразованию На 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»

План работыПо самообразованиюНа 2015-2016 учебный год Тема самообразования:«Развитие связной речи детей старшего дошкольного возраста»...

2020-2022 гг: Тема по самообразованию №1 за 2020г; Тема по самообразованию № 2, 3 за 2021 г; тема по самообразованию № 4 за 2022 г.

                ГБОУ Школа №1400 8ДКМладшая  группа № 2Воспитатель- Фролова Елена Владимировна Тема по самообразованию 2020-2021 уч. год. ...