Наблюдения на прогулках. Осень. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).
рабочая программа на тему

Бречалова Елена Борисовна

Наблюдения на прогулках для воспитателей. Осень. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). По программе дошкольного образования "От рождения до школы".

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл nablyudeniya_na_progulkah._osen.docx24.66 КБ

Предварительный просмотр:

Наблюдения на прогулках. Осень.

Живая природа.

Животные.

Птицы (голуби, вороны, воробьи)

  • Дать детям общие представления о птицах (голубь, ворона, воробей).
  • Учить узнавать пернатых по внешнему виду.
  • Учить замечать, как птицы передвигаются (летают, ходят, прыгают, клюют корм, пьют воду из лужицы и т. д.).
  • Закреплять представления о том, чем живые птицы отличаются от игрушечных.
  • Формировать эмоциональную отзывчивость.

Внешний вид птиц: есть голова, туловище, две лапы, хвост и два крыла; пищу клюёт клювом; тело покрыто перьями. Птицы питаются и дышат, двигаются – они живые.

У вороны голова, клюв, крылья, хвост и лапы – чёрные, всё остальное серое. Вороны каркают: кар – кар – кар.

Голубь – птица, величиной с ворону. Может близко подлететь к человеку. Ворона и голубь прыгают и ходят по земле.

Воробей – бойкая маленькая птичка. Воробей чирикает: чик – чирик. Воробьи прыгают.

Все птицы летают, во время полёта машут крыльями. Птицы купаются в лужах, садятся на ветки деревьев.

Подвижная игра «Птички и автомобиль».
Подвижная игра «Воробушки и автомобиль».
Подвижная игра «Воробушки и кот».

Слушанье песни «Птички» (вступление), муз. Г. Фрида.

Пение песенки «Птичка», муз. М. Раухвергера, сл. А. Барто.

Рассматривание картины «Таня и голуби».

Насекомые (бабочки, майские жуки, божьи коровки)

  • Формировать желание наблюдать за насекомыми.
  • Дать представление о насекомых.
  • Подвести к пониманию того, что все насекомые живые: они дышат, двигаются, питаются.
  • Показать отличительные особенности насекомых.

Бабочки, божьи коровки, жуки могут ползать по земле и растениям, по травинкам.

Бабочки и жуки могут летать.

Все насекомые живые, их не следует без надобности брать в руки, их можно осторожно рассматривать.

Внешний вид насекомых: есть голова, туловище, ноги, крылья.

Когда становится холодно, насекомые прячутся.

Украшение бумажных силуэтов бабочек (пальчиками и кистью).

Растения.

Деревья (ель, клён, берёза, рябина)

  • Дать представления о деревьях.
  • Показать особенности строения деревьев (ствол, ветки, листья, иголки).
  • Знакомить с характерными особенностями осенних деревьев.
  • Показать, что осенью листья деревьев меняют окраску.
  • Учить различать листья по цвету (жёлтый, зелёный, красный).
  • Знакомить с осенним явлением природы – листопадом.
  • Учить бережно относиться к растениям.
  • Учить различать деревья по листьям.
  • Познакомить с плодами рябины.

Деревья высокие. Чтобы увидеть их верхушки. Нужно поднять вверх голову. Деревья высокие, а трава низкая. У деревьев есть ствол, он твёрдый. Дерево растёт из земли, в земле его корни. Корни держат дерево, поэтому оно не падает.

На стволе много веток и листьев.

Ветки деревьев тонкие они могут ломаться. У всех деревьев разные листья.

Осенью с деревьев опадают листья – это явление называется листопад. Сухие листья шуршат под ногами.

С каждым днём листьев на деревьях становится всё меньше. Много листьев лежит на земле.

В конце осени почти все деревья стоят без листьев.

Ёлка остаётся зелёной. На её веточках вместо листочков – маленькие иголочки, шишки. На деревья садятся птицы.

У рябины красивые красные ягоды. Их клюют птицы.

Игра «Мы осенние листочки».
Игра «Найди такой же лист».
Игра «Найди и принеси красный (жёлтый, зелёный) лист».

Изготовление гирлянд из осенних листьев.

Рассматривание иллюстраций в детских книжках.

Дидактические игры «Найди самый большой лист», «Разложи листочки по цвету (по убывающей или возрастающей величине)».

Слушанье песни «Листопад» Т. Попатенко.

Пение песни «Осенняя песенка», муз. А. Александрова, сл. Н.Фенхель.

Чтение рассказа М. Пришвина «Листопад».  

Травянистые растения.

  • Дать представление травянистых растениях.
  • Учить любоваться осенними цветами.
  • Учить различать высокие и низкие цветущие растения.

Травка низкая по сравнению с деревьями; она растёт на земле, её можно потрогать.

Трава бывает низкая и высокая. Корешок держит травку в земле. Если траву поливать, то она быстро растёт. Если вырвать траву с корешком – она завянет.

Когда становится холодно, зелёная трава начинает желтеть, сохнуть. Трава иногда продолжает расти под снегом.

На клумбе цветут астры: синие, белые, красные и др.

Игра «Побежали на травку – убежали с травки».

Рисование травки.

Фрукты (яблоки, груши)  

  • Закреплять знания о фруктах: яблоках и грушах.
  • Расширять представления о том, что осенью собирают фрукты.
  • Учить различать по внешнему виду, вкусу, форме и называть яблоки и груши.

Яблоки и груши растут на деревьях.

Яблоки и груши созревают в конце лета и осенью. Яблоки и груши бывают красные, жёлтые, зелёные.

Фрукты бывают твёрдые и мягкие. По вкусу яблоки и груши бывают сладкими и кислыми.

Лепка фруктов.

Игра «Узнай на вкус».
Игра с муляжами фруктов.

Употребление фруктов в пищу.

Наблюдение за сбором фруктов.

Сбор фруктов.

Овощи (репа, морковь, огурец, помидор)

  • Дать представление об овощах: моркови, огурцах, помидорах, репе.
  • Формировать умение находить на огороде овощи: огурец, помидор, морковь, репу.
  • Учить различать овощи по виду, вкусу, форме.

Взрослые убирают урожай на огороде.

Морковь и репа растут в земле.

Морковь – твёрдая, оранжевого цвета, длинненькая.

Репа твёрдая, жёлтого цвета, круглая.

Огурец твёрдый, зелёного цвета, продолговатый.

Помидор мягкий, красного цвета, круглый.

Все овощи растут на огороде.

Наблюдение за сбором урожая с огорода.

Сбор овощей.

Игра «Чудесный мешочек».
Игра «Найди и назови».

Чтение русской народной сказки «Репка».

Инсценировка сказки «Репка».

Неживая природа.

Солнце.

  • Формировать понятие о том, что для жизни на Земле нужно солнце.

Солнышко греет – на улице тепло.

Солнце реже появляется на небе, меньше греет; с каждым днем становится холоднее.

Капелька воды блестит на солнце.
Игра «Солнышко и дождик»

Разучивание потешек про солнышко.

Ветер.

  • Показать природное явление – ветер.
  • Учить определять ветреную погоду.

Дует легкий ветерок. Дует холодный порывистый ветер.

Люди одеваются теплее.

Погода ветреная – деревья качаются.

Дует ветер – вертушки крутятся на ветру.
Бег с ленточками.

Чтение стихотворения А. Пушкина «Ветер, ветер!» (Отрывок из «Сказки о мёртвой царевне и семи богатырях»).
Дождь.

  • Показать, что осенний дождь может быть разным.
  • Показать простейшие связи между явлениями в природе.

Дождь может быть теплый и холодный.

После дождя все кругом мокрое.
Идет дождь – появляются лужи. По лужам можно ходить в резиновых сапогах, тогда ноги не промокнут. Машина едет по луже, и брызги далеко летят из-под колес.
Человек бежит по луже, брызги летят в стороны и на самого человека – он может запачкать одежду.
Когда идет дождь, можно набрать в ведро воду.
Капельки дождя блестят на солнце.
Во время дождя люди идут под зонтами.
Капли дождя стучат по крышам домов.
Слушание произведения «Грустный дождик», муз. Д. Кобалевского. Подвижная игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Идет дождь».

Небо.

  • Показать особенности осеннего неба.

Небо в начале осени – голубое.

Солнца на небе не видно, его закрыли облака. Солнце выглянуло из – за туч.

Тёмные тучи на небе – будет дождь или снег.

Игра «Солнышко и дождик».

Рисование «Тучка».
Рисование «Идёт дождик».


Вода.

  • Дать элементарные представления о свойствах воды.

Воду можно переливать из одного ведра в другое.

Чистая вода – прозрачная.

Грязная вода – непрозрачная. Стало холодно – вода замерзла, на лужах образовался лед.

Экспериментирование с водой.

Чтение потешки «Водичка, водичка»
Песок.

  • Дать элементарные представления о свойствах песка.

Сухой песок рассыпается. Если полить песок водой, он станет влажным. Из влажного песка можно лепить куличики и пирожки. На влажном песке можно рисовать палочкой.

После игры с песком нужно мыть руки.
Лепка куличиков из песка.

Экспериментирование с песком.

Лепка из глины «Лепёшки большие и маленькие».

Лепка из пластилина «Бублики».



По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Наблюдения на прогулках. Зима. Втоорая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).

Наблюдения на прогулках для воспитателей. Зима. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). По программе дошкольного образования "От рождения до школы"....

Наблюдения на прогулках. Весна. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).

Наблюдения на прогулках для воспитателей. Весна. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). По программе дошкольного образования "От рождения до школы"....

Наблюдения на прогулках. Лето. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет).

Наблюдения на прогулках для воспитателей. Лето. Вторая группа раннего возраста (от 2 до 3 лет). По программе дошкольного образования "От рождения до школы"....

Конспект организации прогулки во второй группе раннего возраста «Наблюдение за деревьями весной».

Конспект организации прогулки во второй группе раннего возраста "Наблюдение за деревьям весной"Цель: Закрепить представления детей о деревьях. Формировать представление того,что на ветках ес...

Конспект тематической осенней прогулки во второй группе раннего возраста по теме «Листопад»

Конспект тематической осенней прогулки во второй группе раннего возраста по теме «Листопад»...

Конспект целевой прогулки во второй группе раннего возраста "Наблюдение за проезжающим транспортом"

Конспектцелевой прогулки  во 2 группе раннего возрастана тему: "Наблюдение за проезжающим транспортом» подготовила воспитательвысшей квалификационной категорииИ.П.Балахонова...