СОДЕРЖАНИЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ РАБОТЫ (ПРОГРАММЫ, МЕТОД.ЛИТ-РА, ОБРАЗОВАТЕЛЬНЫЕ ТЕХНОЛОГИИ)
материал
Содержание воспитательно-образовательной работы:
Програмно-методический комплекс, используемый в работе с дошкольниками
Содержание воспитательно образовательного процесса | Автор, название программы, методики или технологии | Литература и пособие для детей |
Развитие ребенка в музыкальной деятельности 1. Слушание | -Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева | Конспекты занятий к программе по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева (комплект аудиокассет с методическими рекомендациями+ дополнительный и нотный материал к занятиям)
|
2. Пение | -Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева. Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» (Художественно- эстетическое развитие) -Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева | -Методические пособия Г.Ф. Вихаревой: «Песенка,звени!», «Веселинка». Т.Н.Шикаловой: «Соловушка». Учебно – методические журналы: «Музыкальный руководитель», «Музыкальная палитра», «Колокольчик». Фонограммы, сборники песен для всех возрастов. Набор картин, иллюстраций и игрушек. -Конспекты занятий к программе по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева (комплект аудиокассет с методическими рекомендациями+ дополнительный и нотный материал к занятиям) -Мерзлякова С.И. Учим петь детей 4-5 лет (песни и упражнения для развития голоса). Учим петь детей 5-6 лет (песни и упражнения для развития голоса). Учим петь детей 6-7 лет (песни и упражнения для развития голоса).
|
3.Музыкально- ритмические движения | -А.И.Буренина «Ритмическая мозаика», Т.Сауко «Топ – хлоп, малыши». -Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева | -С.И.Бекина «Музыка и движение». «Ритмическая мозаика» (комплект из 4х аудиокассет и 1 видеокассеты к программе). «Топ – хлоп, малыши» - 1диск с музыкальным материалом к программе. Методические пособия: Н.В. Зарецкая «Танцы для детей среднего дошкольного возраста», «Танцы для детей старшего дошкольного возраста», «Танцы в детском саду», З.Я.Роот «Танцы с нотами для детского сада» - Конспекты занятий к программе по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева (комплект аудиокассет с методическими рекомендациями+ дополнительный и нотный материал к занятиям)
|
4.Элементарное музицирование |
Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы»
| Учебно–методический журнал «Музыкальная палитра». Набор шумовых, ударных инструментов |
5.Музыкальные игры | -Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Основнаяобщеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» -Программа по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева (комплект аудиокассет с методическими рекомендациями+ дополнительный и нотный материал к занятиям) -Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. -Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. -Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет.-3-е изд. | Методические пособия: Н.Н. Доломанова «Подвижные игры с песнями в детском саду», И.В. Бодраченко «Музыкальные игры в детском саду для детей 3-5лет», «Музыкальные игры в детском саду для детей 5-7лет», Е.Д. Макшанцева «Скворушка» (сборник музыкально – речевых игр для дошкольного возраста), элементы костюмов, атрибутов. Конспекты занятий к программе по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» И.Каплунова, И.Новоскольцева (комплект аудиокассет с методическими рекомендациями+ дополнительный и нотный материал к занятиям) -Картушина М.Ю. Коммуникативные игры для дошкольников: Методическое пособие. -Система музыкально-оздоровительной работы в детском саду: занятия, игры, упражнения/авт.-сост. О.Н. Арсеневская. -Воронова А.Е. «Логоритмика для детей 5-7 лет.-3-е изд. |
6. Праздники и развлечения | Н.Е. Веракса, Т.С. Комарова, М.А. Васильева, Основная общеобразовательная программа дошкольного образования «От рождения до школы» | Комплект пособий: - В.М. Петров, Г.Н. Гришина «Праздники, игры, забавы для детей (весна, лето, осень, зима) -, Л.Д. Короткова «Познавательные праздники – досуги для дошкольников», -Л.А. Наумова «Праздники в детском саду», -учебно – методические журналы: «Музыкальный руководитель», Музыкальная палитра», «Колокольчик» -Конспекты занятий к программе по музыкальному воспитанию детей дошкольного возраста «Ладушки» -И.Каплунова, И.Новоскольцева (комплект аудиокассет с методическими рекомендациями+ дополнительный и нотный материал к занятиям) |
Программа - главный ориентир содержания музыкального образования, она создаёт максимально благоприятные условия для эмоционального благополучия детей, тематика программ выбранные мною обеспечивают развитие детей посредством игровой, театрализованной и других видов деятельности, содействует приобщению к истории и культуре и формированию эмоционального развития
Использование методик и инновационных технологий:
В своей работе следую принципу развивающего обучения, стараюсь, как можно чаще ставить своих воспитанников в ситуацию проблемы, применяю индивидуально – дифференцированный подход. Разные методы и приёмы в зависимости от особенностей ребёнка. На своих занятиях использую новаторские методики: Н.А.Ветлугиной, О.П.Радыновой, М.АДавыдовой, Н.Г.Коновой, Л.Н.Комисаровой, Э.П.Костиной, А.И.Катинене, Е.А.Дубровской, И.Л.Дзержинской, А.В.Кенеман.
Современные педагогические технологии в дошкольном образовании направлены на реализацию государственных стандартов дошкольного образования. Принципиально важной стороной в педагогической технологии является позиция ребенка в воспитательно-образовательном процессе, отношение к ребенку со стороны взрослых. Взрослый в общении с детьми придерживается положения: «Не рядом, не над ним, а вместе!». Его цель - содействовать становлению ребенка как личности. Технология – это совокупность приемов, применяемых в каком-либо деле, мастерстве, искусстве (толковый словарь). Педагогическая технология - это совокупность психолого-педагогических установок, определяющих специальный набор и компоновку форм, методов, способов, приёмов обучения, воспитательных средств; она есть организационно - методический инструментарий педагогического процесса (Б.Т.Лихачёв).
Скачать:
Предварительный просмотр:
Здоровьесберегающие технологии
Здоровьесберегающие образовательные технологии в детском саду – это, прежде всего, технологии воспитания валеологической культуры или культуры здоровья дошкольников. Цель этих технологий - становление осознанного отношения ребёнка к здоровью и жизни человека, накопление знаний о здоровье и развитие умения оберегать, поддерживать и сохранять его, обретение валеологической компетентности, позволяющей дошкольнику самостоятельно и эффективно решать задачи здорового образа жизни и безопасного поведения, задачи, связанные с оказанием элементарной медицинской, психологической самопомощи и помощи
Выделяют (применительно к ДОУ) следующую классификацию здоровьесберегающих технологий:
- медико-профилактические (обеспечивающие сохранение и приумножение здоровья детей под руководством медицинского персонала в соответствии с медицинским требованиями и нормами, с использованием медицинских средств - технологии организации мониторинга здоровья дошкольников, контроля за питанием детей, профилактических мероприятий, здоровьесберегающей среды в ДОУ);
- физкультурно-оздоровительные (направленные на физическое развитие и укрепление здоровья ребенка — технологии развития физических качеств, закаливания, дыхательной гимнастики и др.);
- обеспечения социально-психологического благополучия ребенка (обеспечивающие психическое и социальное здоровье ребенка и направленные на обеспечение эмоциональной комфортности и позитивного психологического самочувствия ребенка в процессе общения со сверстниками и взрослыми в детском саду и семье; технологии психолого-педагогического сопровождения развития ребенка в педагогическом процессе ДОУ);
- здоровьесбережения и здоровьеобогащения педагогов (направленные на развитие культуры здоровья педагогов, в том числе культуры профессионального здоровья, на развитие потребности к здоровому образу жизни; сохранения и стимулирования здоровья (технология использования подвижных и спортивных игр, гимнастика (для глаз, дыхательная и др.), ритмопластика, динамические паузы, релаксация);
- образовательные (воспитания культуры здоровья дошкольников, личностно-ориентированного воспитания и обучения);
- обучения здоровому образу жизни (технологии использования физкультурных занятий, коммуникативные игры, система занятий из серии «Уроки футбола», проблемно-игровые (игротренинги, игротерапия), самомассаж); коррекционные (арт-терапия, технология музыкального воздействия, сказкотерапия, психогимнастики и др.)
- К числу здоровьесберегающих педагогических технологий следует отнести и педагогическую технологию активной сенсорно-развивающей среды, под которой понимается системная совокупность и порядок функционирования всех личностных инструментальных и методологических средств, используемых для достижения педагогических целей.
Предварительный просмотр:
Игровая технология (технология имитационного моделирования)
Строится как целостное образование, охватывающее определенную часть учебного процесса и объединенное общим содержанием, сюжетом, персонажем. В нее включаются последовательно:
- игры и упражнения, формирующие умение выделять основные, характерные признаки предметов, сравнивать, сопоставлять их;
- группы игр на обобщение предметов по определенным признакам;
- группы игр, в процессе которых у дошкольников развивается умение отличать реальные явления от нереальных;
- группы игр, воспитывающих умение владеть собой, быстроту реакции на слово, фонематический слух, смекалку и др.
Составление игровых технологий из отдельных игр и элементов - забота каждого воспитателя.
Обучение в форме игры может и должно быть интересным, занимательным, но не развлекательным. Для реализации такого подхода необходимо, чтобы образовательные технологии, разрабатываемые для обучения дошкольников, содержали четко обозначенную и пошагово описанную систему игровых заданий и различных игр с тем чтобы, используя эту систему, педагог мог быть уверенным в том, что в результате он получит гарантированный уровень усвоения ребенком того или иного предметного содержания. Безусловно, этот уровень достижений ребенка должен диагностироваться, а используемая педагогом технология должна обеспечивать эту диагностику соответствующими материалами.
В деятельности с помощью игровых технологий у детей развиваются психические процессы.
Игровые технологии тесно связаны со всеми сторонами воспитательной и образовательной работы детского сада и решением его основных задач. Некоторые современные образовательные программы предлагают использовать народную игру как средство педагогической коррекции поведения детей.
Технология интегрированного занятия
Интегрированное занятие отличается от традиционного использованием межпредметных связей, предусматривающих лишь эпизодическое включение материала других предметов.
Интегрирование соединяет знания из разных образовательных областей на равноправной основе, дополняя друг друга. При этом решается несколько задач развития. В форме интегрированных занятий лучше проводить обобщающие занятия, презентации тем, итоговые занятия.
Наиболее эффективные методы и приемы на интегрированном занятии:
- сравнительный анализ, сопоставление, поиск, эвристическая деятельность;
- проблемные вопросы, стимулирование, проявление открытий, задания типа «докажи», «объясни».
Более целесообразна - интеграция областей «Познание и физическая культура»; «Познание (математика) и художественное творчество»; «Музыка и познание», «Художественное творчество и музыка»; «Коммуникация и художественное творчество».
10. Технология проблемного обучения в детском саду
Существует четыре уровня проблемности в обучении:
1.Воспитатель сам ставит проблему (задачу) и сам решает её при активном слушании и обсуждении детьми.
2. Воспитатель ставит проблему, дети самостоятельно или под его руководством находят решения. Воспитатель направляет ребёнка на самостоятельные поиски путей решения (частично-поисковый метод).
3.Ребёнок ставит проблему, воспитатель помогает её решить. У ребёнка воспитывается способность самостоятельно формировать проблему.
4. Ребёнок сам ставит проблему и сам её решает. Воспитатель даже не указывает на проблему: ребёнок должен увидеть её самостоятельно, а увидев, сформулировать и исследовать возможности и способы её решения. (Исследовательский метод)
Стремясь поддержать у детей интерес к новой теме, мФ создаем новую проблемную ситуацию. Создавая проблемные ситуации, мы побуждаем детей выдвигать гипотезы, делать выводы, приучаем не бояться допускать ошибки. Очень важно, чтобы ребенок почувствовал вкус к получению новых, неожиданных сведений об окружающих его предметах и явлениях
Предварительный просмотр:
Применение информационно-коммуникационных технологий на музыкальных занятиях.
Компьютеры в школьных классах сегодня уже не воспринимаются как нечто редкое, экзотическое, однако в детском саду они еще не превратились в хорошо освоенный инструмент педагогов. Но с каждым годом современные информационные технологии все плотнее входят в нашу жизнь. Поэтому, дошкольное образовательное учреждение, как носитель культуры и знаний, также не может оставаться в стороне. Речь идет об использовании информационно - коммуникационных технологий (ИКТ) педагогами для повышения эффективности образовательного процесса.
В условиях динамично меняющегося мира, постоянного совершенствования и усложнения технологий информатизация сферы образования приобретает фундаментальное значение. Данное направление развития образовательной отрасли, как подчеркивается в государственных документах, признается важнейшим национальным приоритетом.
Благодаря преобразованиям все шире проявляется роль информационных технологий не только в системе школьного, но и дошкольного образования, что совсем недавно можно было наблюдать лишь как точечный опыт. В современном мире технический прогресс развивается очень быстро, поэтому использование компьютерных технологий необходимо на музыкальных занятиях.
Одной из важнейших составляющих успешного обучения является мотивация воспитанника. Использование современных информационных технологий делает обучение ярким, запоминающимся, интересным для ребят любого возраста, формирует эмоционально положительное отношение. Все вышеперечисленное позволяет органично включить ИКТ в музыкальные занятия.
Использование ИКТ в музыкальном воспитании детей дает следующие преимущества: -улучшается запоминание пройденного материала; -усиливается познавательный интерес воспитанников; -развивается интерес ребенка к самостоятельному выполнению заданий.
В музыкальной деятельности можно использовать различные электронные издания, такие как, энциклопедия классической музыки, музеи мира, энциклопедия юного художника. Благодаря современным технологиям на 52 музыкальных занятиях воспитанник из пассивного слушателя превращается в активного участника процесса, занятие становится более насыщенным и интересным.
Интерактивное пособие «Музыкальная шкатулка», в которой можно узнать о композиторах, музыкальных инструментах, выразительных средствах музыки и проверить свои знания. Информация, представленная на компьютерных дисках, позволяет проводить виртуальные экскурсии по музею музыкальных инструментов, путешествовать по странам и эпохам, знакомясь с образцами музыкального искусства, с лучшими исполнителями мира, с разнообразными стилями и направлениями в музыкальном искусстве.
Все это помогает реализовать на практике те идеи, которые способствуют эффективному решению образовательных задач, достижению нового качества обучения. ИКТ сочетают в себе много компонентов, необходимых для успешного обучения детей. Это и телевизионное изображение, и анимация, и графика, и звук. Демонстрационный зрительный ряд выполняет функцию эмоциональноэстетического фона восприятия музыки.
Основой развития музыкального мышления детей становится неоднозначность их восприятия, множественность индивидуальных трактовок, разнообразие вариантов «слышания» («видения») конкретных музыкальных сочинений. Это позволяет ребятам устанавливать разнообразные интонационно-образные связи музыки с историей, литературой, различными видами изобразительного искусства, архитектурой, скульптурой, художественной фотографией и т. п.
Грамотное использование компьютера помогает решить дефицит наглядных пособий. Кроме того, фрагменты занятий, на которых используются мультимедийные презентации, отражают один из главных принципов создания современного музыкального занятия - принцип привлекательности. Благодаря мультимедийным пособиям, дети стали отличаться высокой активностью (высказывать свое мнение, размышлять, рассуждать). Современные технологии позволяют успешно использовать в мультимедийном занятии фрагменты видеофильмов, которые вставляются в презентацию.
Использование видеоинформации может значительно усилить обучающий эффект. Применение компьютерной техники позволяет сделать музыкальное занятие привлекательным и по-настоящему современным, осуществлять индивидуализацию обучения, объективно и своевременно проводить контроль и подведение итогов.
Использование ИКТ очень важно не только для усвоения музыкального материала, но и ребенка, воспитания интереса к музыкальной культуре, формирования духовного мира. Считаем необходимым развивать у детей умение вслушиваться в чужое и собственное исполнение. Для этого часто использую минусовые записи различных детских песен. Мультимедийные пособия разрабатываются с помощью программ Microsoft Office, PowerPoint, Windows Media. Презентации позволяют за короткое время занятия охватить огромный временной период культуры одной или нескольких стран. Они способны не только прекрасно иллюстрировать занятие произведениями живописи, музыки, но и развивать способности сравнивать, сопоставлять произведения искусства различных эпох и стилей; проводить проверку 53 знаний произведений композиторов и художников, и умения определять их творческий почерк; расширить рамки работы с увлеченными искусством детьми. Вынесенный для запоминания материал (определения стилевых направлений, имена композиторов, художников) дает возможность использовать презентацию в качестве наглядного пособия.
Задачи использования ИКТ в музыкально-образовательной деятельности | Преимущества перед традиционными методами подачи образовательной информации |
Развитие творческих и музыкальных способностей. Развитие навыка самоконтроля. Развитие собранности, усидчивости, сосредоточенности. Приобщение к сопереживанию от увиденного, услышанного. Активизация познавательной деятельности. Повышение мотивации к обучению. | Информационные технологии значительно расширяют возможности предъявления. Применение цвета, графики, звука воссоздают реальную обстановку действительности. ИКТ помогают качественно изменить контроль за усвоением образовательной программы. ИКТ позволяют наглядно представить результат своих действий. |
Помощь ИКТ современному педагогу в его работе.
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям, родительских уголков, группы, информационного материала для оформления стендов, папок передвижек (сканирование, интернет; принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов.
4. Создание презентаций в программе РowerРoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
5. Использование цифровой фотоаппаратуры и программ редактирования фотографий, которые позволяют управлять снимками так же просто, как фотографировать, легко находить нужные, редактировать и демонстрировать их.
6. Использование видеокамеры и соответствующих программ (принципиально новый способ для просмотра, хранения и предоставления для общего доступа всего видеоматериала, можно быстро создать незамысловатые фильмы, добавив к видео титры, переходы между сценами, фоновую музыку или наложение голоса);
7. Использование Интернета и ЦОР в педагогической деятельности, с целью информационного и научнометодического сопровождения образовательного процесса в дошкольном учреждении, как поиск дополнительной информации для занятий, расширения кругозора детей.
8. Оформление буклетов, визитных карточек группы, материалов по различным направлениям деятельности.
9. Создание медиатек, которые представляют интерес не только для педагогов, но и для родителей. 54
10. Создание электронной почты.
11. Для проведения праздников создаются тематические презентации.
Предварительный просмотр:
Информационно-коммуникационные технологии
(Интерактивная технология в ДОУ, технология ИКТ)
Мир, в котором развивается современный ребенок, коренным образом отличается от мира, в котором выросли его родители. Это предъявляет качественно новые требования к дошкольному воспитанию как первому звену непрерывного образования: образования с использованием современных информационных технологий (компьютер, интерактивная доска, планшет и др.).
Информатизация общества ставит перед педагогами-дошкольниками задачи:
- идти в ногу со временем,
- стать для ребенка проводником в мир новых технологий,
- наставником в выборе компьютерных программ,
- сформировать основы информационной культуры его личности,
- повысить профессиональный уровень педагогов и компетентность родителей.
Решение этих задач не возможно без актуализации и пересмотра всех направлений работы детского сада в контексте информатизации.
Требования к компьютерным программам ДОУ:
- Исследовательский характер
- Легкость для самостоятельных занятий детей
- Развитие широкого спектра навыков и представлений
- Возрастное соответствие
- Занимательность.
Классификация программ:
- Развитие воображения, мышления, памяти
- Говорящие словари иностранных языков
- Простейшие графические редакторы
- Игры-путешествия
- Обучение чтению, математике
- Использование мультимедийных презентаций
Преимущества компьютера:
- предъявление информации на экране компьютера в игровой форме вызывает у детей огромный интерес;
- несет в себе образный тип информации, понятный дошкольникам;
- движения, звук, мультипликация надолго привлекает внимание ребенка;
- обладает стимулом познавательной активности детей;
- предоставляет возможность индивидуализации обучения;
- в процессе своей деятельности за компьютером дошкольник приобретает уверенность в себе;
- позволяет моделировать жизненные ситуации, которые нельзя увидеть в повседневной жизни.
Ошибки при использовании информационно-коммуникационных технологий:
- Недостаточная методическая подготовленность педагога
- Неправильное определение дидактической роли и места ИКТ на занятиях
- Бесплановость, случайность применения ИКТ
- Перегруженность занятия демонстрацией.
ИКТ в работе современного педагога:
1. Подбор иллюстративного материала к занятиям и для оформления стендов, группы, кабинетов (сканирование, интернет, принтер, презентация).
2. Подбор дополнительного познавательного материала к занятиям, знакомство со сценариями праздников и других мероприятий.
3. Обмен опытом, знакомство с периодикой, наработками других педагогов России и зарубежья.
4. Оформление групповой документации, отчетов. Компьютер позволит не писать отчеты и анализы каждый раз, а достаточно набрать один раз схему и в дальнейшем только вносить необходимые изменения.
5. Создание презентаций в программе Рower Рoint для повышения эффективности образовательных занятий с детьми и педагогической компетенции у родителей в процессе проведения родительских собраний.
Предварительный просмотр:
Личностно-ориентированная технология
Личностно-ориентированные технологии ставят в центр всей системы дошкольного образования личность ребенка, обеспечение комфортных условий в семье и дошкольном учреждении, бесконфликтных и безопасных условий ее развития, реализация имеющихся природных потенциалов.
Личностно-ориентированная технология реализуется в развивающей среде, отвечающей требованиям содержания новых образовательных программ.
Отмечаются попытки создания условий личностно-ориентированных взаимодействий с детьми в развивающем пространстве, позволяющей ребенку проявить собственную активность, наиболее полно реализовать себя.
Однако, сегодняшняя ситуация в дошкольных учреждениях не всегда позволяет говорить о том, что педагоги полностью приступили к реализации идей личностно-ориентированных технологий, именно предоставление возможности детям для самореализации в игре, режим жизни перегружен различными занятиями, на игру остается мало времени.
В рамках личностно-ориентированных технологий самостоятельными направлениями выделяются:
- гуманно-личностные технологии, отличающиеся своей гуманистической сущностью психолого-терапевтической направленностью на оказание помощи ребенку с ослабленным здоровьем, в период адаптации к условиям дошкольного учреждения.
Данную технологию хорошо реализовать в новых дошкольных учреждениях, где имеются комнаты психологической разгрузки - это мягкая мебель, много растений, украшающих помещение, игрушки, способствующие индивидуальным играм, оборудование для индивидуальных занятий. Музыкальный и физкультурный залы, кабинеты долечивания (после болезни), помещение по экологическому развитию дошкольника и продуктивной деятельности, где дети могут выбрать себе занятие по интересу. Все это способствует всестороннему уважению и любви к ребенку, веру в творческие силы, здесь нет принуждения. Как правило, в подобных дошкольных учреждениях дети спокойны, уступчивы, не конфликтны.
- Технология сотрудничества реализует принцип демократизации дошкольного образования, равенство в отношениях педагога с ребенком, партнерство в системе взаимоотношений «Взрослый - ребенок». Педагог и дети создают условия развивающей среды, изготавливают пособия, игрушки, подарки к праздникам. Совместно определяют разнообразную творческую деятельность (игры, труд, концерты, праздники, развлечения).
Педагогические технологии на основе гуманизации и демократизации педагогических отношений с процессуальной ориентацией, приоритетом личностных отношений, индивидуального подхода, демократическим управлением и яркой гуманистической направленностью содержания. Таким подходом обладают новые образовательные программы «Радуга», «Из детства - в отрочество», «Детство», «От рождения до школы».
Сущность технологического воспитательно-образовательного процесса конструируется на основе заданных исходных установок: социальный заказ (родители, общество) образовательные ориентиры, цели и содержание образования. Эти исходные установки должны конкретизировать современные подходы к оценке достижений дошкольников, а также создавать условия для индивидуальных и дифференцированных заданий.
Выявление темпов развития позволяет воспитателю поддерживать каждого ребенка на его уровне развития.
Таким образом, специфика технологического подхода состоит в том, чтобы воспитательно-образовательный процесс должен гарантировать достижение поставленных целей. В соответствии с этим в технологическом подходе к обучению выделяются:
- постановка целей и их максимальное уточнение (воспитание и обучение с ориентацией на достижение результата;
- подготовка методических пособий (демонстрационный и раздаточный) в соответствии с учебными целями и задачами;
- оценка актуального развития дошкольника, коррекция отклонений, направленная на достижение целей;
- заключительная оценка результата - уровень развития дошкольника.
Личностно-ориентированные технологии противопоставляют авторитарному, обезличенному и обездушенному подходу к ребенку в традиционной технологии – атмосферу любви, заботы, сотрудничества, создают условия для творчества личности.
Предварительный просмотр:
СОВРЕМЕННЫЕ ИННОВАЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ
(коротко)
КВЕСТ-ТЕХНОЛОГИИ- поиск приключений, где дети путешествуют к намеченной цели, проходя через ряд трудностей (например: песня рассыпалась на слова или фразы – собираем, поем соло, передавая предмет - эстафету друг другу или например: животные сбежали с зоопарка, по территории ищем, исполняем песни о них, приводим всех и играем)
- квест-трансформер (звук, видео, интерактивная доска). В одном помещении сипользуется интер. Доска, в разных –аудио и видио подсказки. ОНЛАЙН доска Padlet
- ЦЕПОЧКА – работа в команде, сообща. Последовательное решение КАЖДЫМ участником. Решение одной из задач. Общая цель. Общий результат создает атмосферу сопереживания и взаимоп, сплачивает детей (разучивание и закрепление песни, например: поем в одном темпе - песня рассыпалась на слова, собираем ее…..
- КАРУСЕЛЬ - орган. Работа в парах, помогает в общении друг с другом, разв чувства сотрудничества и взаим. Игра на дет муз инстр.
Перевернутый праздник – педагогическая техногология - дети сами выбирают тему, сюжет, создается проект за ранее.. Музыкальный руководитель тесно работает с воспитателем.
ИКТ – помогает лучшему запоминанию, усиливает интерес к вып заданию. Интерактивная доска помогает при дидакт играх, разучивании танцев, оркестра.
МНЕМОТЕХНИКА – помогает запомнить последовательность (текст песни), повышает внимание, интерес к смыслу слова, развивает образное мышление, используются цветные картинки или нарисованные самим рисунки ля разучивания песни, танца
ЗДОРОВЬЕСБЕРЕГАЮЩАЯ ТЕХНОЛОГИЯ- для снятия утомления нервной системы детей во время и после НОД: ритмопластика, динамические паузы, подвижные игры, релаксация, гимнастика пальчиковая, гимнастика для глаз, гимнастика дыхательная, попевки на одном, двух и нескольких звуках, коммуникативные игры, самомассаж (некоторые представлены в видеофрагменте занятия);
СТОРИТЕЛЛИНГ – рассказывание историй от своего имени
СКРАЙБИНГ – процесс передачи определенной информации, настроений, эмоций и чувств с помощью рисунков - педагог говорит и тут же зарисовывает (вид – рисованный, аппликационный, фланелиграфный и магнитный)
МОДЕЛИРОВАНИЕ – использование модели. Виды моделирования:
-предметное (дет рисунки сюжетных фрагментов героев, предметов, игр, плоскостные театры, фланелеграф, иллюстрации сказок)
-предметно-схематическое ( театры, геометрические фигуры, схемы предлогов в,за , над..)
-графическое моделирование (структура описательного рассказа о игрушках и т.д., схемы к рассказам)
Приемы: чтение, беседа, загадки, игры, театры, сюрпризы, кроссворды, рассказ по план схеме, по цепочке.
КОРРЕКЦИОННЫЕ ТЕХНОЛОГИИ –
- СКАЗКОТЕРАПИЯ –МЕТОД, ИСПОЛЬЗ СКАЗ. ФОРМУ ДЛЯ ИНТЕГРАЦИИ ЛИЧНОСТИ РЕЬЕНКА И ЕГО РАЗВИТИЯ
- МУЗЫКАЛЬНАЯ ТЕРАПИЯ(ЛЕЧЕНИЕ МУЗЫКОЙ)
ЛОГОРИТМИКА - СИСТЕМА УПР, ЗАДАНИЙ И ИГР НА ОСНОВЕ СОЧЕТАНИЯ МУЗЫКИ, ДВИЖЕНИЯ И СЛОВА, МЕТОД ДЛЯ РАЗВИТИЯ РЕЧИ РЕБЕНКА
КОЛЛАЖ
КИНЕЗИОЛОГИЯ – наука о движении. Развитие одновременно физических и психифизиологических качеств, сохранения здоровья детей (упр на дыхание, глазодвигательные упр, телесные упражнения, мелкая моторика, релаксация)
Предварительный просмотр:
Технология исследовательской деятельности
Цель исследовательской деятельности в детском саду - сформировать у дошкольников основные ключевые компетенции, способность к исследовательскому типу мышления.
Надо отметить, что применение проектных технологий не может существовать без использования ТРИЗ-технологии (технологии решения изобретательских задач). Поэтому при организации работы над творческим проектом воспитанникам предлагается проблемная задача, которую можно решить, что-то исследуя или проводя эксперименты.
Методы и приемы организации экспериментально – исследовательской
деятельности:
- эвристические беседы;
- постановка и решение вопросов проблемного характера;
- наблюдения;
- моделирование (создание моделей об изменениях в неживой природе);
- опыты;
- фиксация результатов: наблюдений, опытов, экспериментов, трудовой деятельности;
- «погружение» в краски, звуки, запахи и образы природы;
- подражание голосам и звукам природы;
- использование художественного слова;
- дидактические игры, игровые обучающие и творчески развивающие
ситуации;
- трудовые поручения, действия.
Содержание познавательно-исследовательской деятельности
- Опыты (экспериментирование)
o Состояние и превращение вещества.
o Движение воздуха, воды.
o Свойства почвы и минералов.
o Условия жизни растений.
- Коллекционирование (классификационная работа)
o Виды растений.
o Виды животных.
o Виды строительных сооружений.
o Виды транспорта.
o Виды профессий.
- Путешествие по карте
o Стороны света.
o Рельефы местности.
o Природные ландшафты и их обитатели.
o Части света, их природные и культурные «метки» - символы.
o Путешествие по «реке времени» Прошлое и настоящее человечества (историческое время) в «метках» материальной цивилизации (например, Египет — пирамиды). История жилища и благоустройства.
Технология развивающего обучения (образовательная программа ДОУ).
Развивающее обучение - направление в теории и практике образования, ориентирующееся на развитие физических, познавательных и нравственных способностей воспитанников обучающихся путём использования их потенциальных возможностей. Это мотивация на конкретное действия, на познание, на новое. К ним относятся развивающая среда ДОУ, программы ДОУ.
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИЯ
«ЛОГОРИТМИКА КАК МЕТОД РЕЧЕВОГО РАЗВИТИЯ ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Хорошая речь – важнейшее условие всестороннего полноценного развития детей. Чем богаче и правильнее у ребёнка речь, тем легче ему высказать свои мысли, тем шире его возможности в познании окружающей действительности, содержательнее и полноценнее отношения со взрослыми и сверстниками, тем активнее осуществляется его психическое развитие.
Речь – один из наиболее мощных факторов и стимулов развития в целом. Можно сказать, что речь человека – это его визитная карточка.
Поэтому так важно заботиться о своевременном формировании речи детей, о её чистоте и правильности, предупреждая и исправляя различные нарушения, которыми считаются любые отклонения от общепринятых норм языка.
Вопрос о речевом развитии ребенка в нынешнее время стоит очень остро, т.к. с каждым годом увеличивается число детей с различными речевыми патологиями.
Что же такое логоритмика? Это система упражнений, заданий, игр на основе сочетания музыки, движения, слова, направленная на решение речевых, образовательных и оздоровительных задач. Под влиянием занятий логоритмикой у детей происходят значимые изменения в звукопроизношении, словообразовании, в накоплении активного словарного запаса. Логоритмика – одно из средств оздоровления речи. Прежде всего, это комплексная методика, включающая в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания. Основой логоритмики являются речь, музыка и движение. Логоритмика – это один из качественных методов работы по развитию речи малыша. В педагогической практике логоритмика необходима для того, чтобы коррекционная работа была наиболее эффективной, так как Логоритмические занятия включают в себя здоровьесберегающие технологии, что не только благотворно влияет на весь организм ребенка, но и способствует максимально эффективному повышению уровня звукопроизношения, овладения структурой слова, расширения словарного запаса детей дошкольного возраста. Поэтому на сегодняшний день помимо традиционных упражнений по исправлению звукопроизношения, коррекции нарушений в лексика–грамматическом оформлении речевого высказывания детей в обычной группе детского сада я использую такой эффективный метод преодоления речевых нарушений, как «ЛОГОПЕДИЧЕСКАЯ РИТМИКА», девиз которой «Через синтез музыки, движения и слова — к правильной речи».
Логопедическая ритмика исходит из общих методологических основ логопедии и дефектологии и является одним из ее разделов. Она, изучает закономерности развития, воспитания, а также нарушения психомоторных функций в синдроме речевой патологии. Важнейшей задачей, определяющей особую значимость логопедической ритмики, как одного из звеньев логопедической коррекции, является формирование и развитие у детей с речевой патологией двигательных способностей, как основы воспитания речи, перевоспитания и устранения речевых нарушений.
Развитие движений в сочетании со словом и музыкой представляет собой целостный воспитательно-коррекционный процесс. Логоритмическое воспитание детей непосредственно связано с нравственным воспитанием, формированием моральных чувств и сознания, с развитием морально-волевых качеств: доброжелательности и взаимопомощи, целеустремленности, формирует у детей богатство эстетического чувства.
Логоритмика включает в себя широкий спектр упражнений, выполнение которых сопровождается проговариванием определенного текста. Данная методика способствует развитию речи и устранению дефектов, наблюдаемых на этапе становления речевого навыка. Таким образом можно сказать, что под логоритмикой подразумевается спектр заданий, игр и упражнений, основанных на возможности сочетания музыкальных мотивов, слов и движений.
Логоритмика помогает дошкольникам справиться с проблемами речевого развития. Что немаловажно, помимо совершенствования речи удается сформировать правильную осанку и укрепить мышцы. Также регистрируется повышение активности в сфере сенсорного и моторного развития. В качестве конечной цели рассматривается решение ряда задач, затрагивающих сферы оздоровления, образования и коррекции. Основу логоритмики составляет стихотворная разновидность речи, в которой четко прослеживается определенный ритм. Специально разработанные упражнения учат дошкольников правильно дышать, знакомят на практике с многообразием темпов речи и развивают речевой слух.
Особенности логоритмических упражнений
Логоритмика предполагает выполнение разноплановых упражнений. Помимо речевых разновидностей может быть задействована ходьба, подразумевающая регулярное изменение направления. В отдельную группу выделены упражнения, формирующие чувство музыкального ритма. Отлично зарекомендовали себя пение и выполнение действий, ориентированных на усовершенствование мелкой моторики. Некоторые из упражнений отвечают за развитие голоса, артикуляции или дыхания, в то время как другие способствуют активизации мышечного тонуса и повышению внимания.
Музыкальное сопровождение облегчает процесс выполнения упражнений. Закреплена за ним и эстетическая функция эмоционального окрашивания занятий. Простые на первый взгляд игры не только развлекают малыша, но и способствуют усовершенствованию двигательных навыков и развитию речевого аппарата. Примеры подобных игр приведены в специализированных печатных изданиях. При отсутствии последних всю необходимую информацию можно отыскать на просторах интернета.
Музыке на логоритмических занятиях отведена особая роль. Она рассматривается в качестве целебного инструмента, излечивающего душу и тело. Музыка выступает в качестве источника положительных эмоций. Приятные для слуха мотивы переводят организм в состояние позитивного эмоционального возбуждения, сопровождающегося тонизацией ЦНС и повышением внимания.
Из других положительных моментов следует отметить улучшение обмена веществ, стимуляцию кровообращения и дыхания, а также повышение тонуса коры головного мозга.
Мышечная реактивность и моторика тесно связаны с музыкальным ритмом. Последний легко переходит в пластику, представляющую собой комплекс осуществляемых телом движений. Сочетающиеся с мелодией слова способствуют развитию и (при необходимости) коррекции двигательной сферы.
Осуществляемая малышами музыкальная и речевая деятельность оказывает благотворное влияние на развитие моторных, сенсорных и интеллектуальных функций. В последнюю группу вошли умение ориентирования в пространстве, внимание, восприятие, память, мышление, воображение. Помимо этого, наблюдается появление и совершенствование черт, присущих гармонично развитой личности. В данном случае идет речь о доброте, проявлениях дружбы, склонности к самокритике и т.п. Положительные сдвиги фиксируются в игровой деятельности и эмоционально-волевой сфере. Также закладывается база артикуляционных движений и развивается мимическая мускулатура.
Задача взрослых - помочь детям овладеть речью. Звуковая культура речи детей дошкольного возраста – это владение культурой Рече - произношения; правильность речи, ее выразительность, четкая дикция, а также умение пользоваться двигательными средствами выразительности (мимика, жесты), элементами культурного общения (общая тональность детской речи, поза двигательные навыки в процессе разговора), речевым слуховым. Речевое развитие тесно связано с двигательной активностью ребенка. А так как ведущим видом деятельности детей является игра, игровая технология - логоритмика , благодаря своей высокой эмоциональной насыщенности, является очень эффективной в развитии речи. А включение элементов логоритмики в процесс овладения звуковой стороной речи способствует непосредственному развитию речи детей и согласованности движений с речью. Точное, динамичное выполнение упражнений для ног, туловища, рук, головы подготавливает совершенствование движений артикуляционных органов: губ, языка и т.д.
В процессе логоритмических игр, упражнений происходит активизация одновременно всех видов памяти: слуховой, зрительной, двигательной. Немаловажно, что Логоритмические упражнения включают элементы, имеющие оздоровительную направленность:
Ходьбу в разных направлениях;
Упражнения на развитие дыхания, голоса и артикуляции;
Упражнения, регулирующие мышечный тонус, активизирующие внимание;
Речевые упражнения без музыкального сопровождения;
Упражнения, формирующие чувство музыкального темпа;
Ритмические упражнения;
Пение;
Упражнения на развитие мелкой моторики.
Музыка и музыкальные инструменты – неотъемлемый атрибут в логоритмике. Как правило, дети любят, когда шумно и весело. Движения в сочетании со словом и музыкой представляют собой целостный воспитательно-развивающий процесс: на детей благотворно влияют темп, ритм, динамика музыки и слова. Логопедическая ритмика — одно из звеньев коррекционной педагогики. Она связывает воедино слово (звук), музыку и движения. Таким образом, логоритмика включает в себя средства логопедического, музыкально-ритмического и физического воспитания.
Логоритмические занятия направлены на всестороннее развитие ребёнка, овладение двигательными навыками, совершенствование его речи, умение ориентироваться в окружающем мире, понимание смысла предлагаемых заданий, на способность преодолевать трудности, творчески проявлять себя.
Занятия логоритмикой способствуют нормализации речи ребенка вне зависимости от вида речевого нарушения, формируют положительный
Эмоциональный настрой, учат общению со сверстниками, способствуют уточнению артикуляции, развитию фонематических процессов, расширению лексического запаса, совершенствованию общей и мелкой моторики; формируется музыкальный слух, развиваются эмоциональная сфера и творческие способности, появляется уверенность в себе.
На логоритмических занятиях детей знакомят с окружающим миром, различными музыкальными инструментами, учат правильно дышать, ходить, отстукивать ритм, правильно артикулировать звуки. Также дети разучивают стихи с движениями, песни, танцы.
Логопедическая ритмика развивает у детей двигательную сферу: тренирует чувство равновесия при ходьбе, беге и прыжках, способность ориентироваться в пространстве, развивает быстроту, силу, ловкость, движения кистей и пальцев рук.
Логоритмика развивает внимание и память: тренирует способность запоминать предметы и картинки, инструкции-просьбы, последовательность
Действий во время различных игр, развивает детский слух: формирует слуховой восприятие и слуховую память с помощью музыкальных игрушек (колокольчиков, погремушек, барабана), узнавание звуков окружающей среды (кошачье мяуканье, скрип дверей, щебетанье птичек).
Регулярное проведение логоритмических занятий будет способствовать быстрому развитию речи и музыкальности, координированности движений со словом, сформирует положительный эмоциональный настрой, научит общению со сверстниками.
Логоритмические занятия дарят радость, положительное общение, повышение самооценки и жизненного тонуса малыша, а на положительных реакциях дети лучше и быстрее усваивают материал, незаметно учатся говорить правильно, способствуют интеллектуальному, физическому и психическому развитию ребенка.
Предварительный просмотр:
Технология проектной деятельности
Педагоги, активно использующие проектную технологию в воспитании и обучении дошкольников, единодушно отмечают, что организованная по ней жизнедеятельность в детском саду позволяет лучше узнать воспитанников, проникнуть во внутренний мир ребенка.
-+
Типы проектов:
- по доминирующему методу:
- исследовательские,
- информационные,
- творческие,
- игровые,
- приключенческие,
- практико-ориентированные.
- по характеру содержания:
- включают ребенка и его семью,
- ребенка и природу,
- ребенка и рукотворный мир,
- ребенка, общество и его культурные ценности.
- по характеру участия ребенка в проекте:
- заказчик,
- эксперт,
- исполнитель,
- участник от зарождения идеи до получения результата.
- по характеру контактов:
- осуществляется внутри одной возрастной группы,
- в контакте с другой возрастной группой,
- внутри ДОУ,
- в контакте с семьей,
- учреждениями культуры,
- общественными организациями (открытый проект).
- по количеству участников:
- индивидуальный,
- парный,
- групповой,
- фронтальный.
- по продолжительности:
- краткосрочный,
- средней продолжительности,
- долгосрочный.
Предварительный просмотр:
Технология ТРИЗ
Технология ТРИЗ (теория решения изобретательских задач), которая создана ученым-изобретателем Т.С. Альтшуллером.
Воспитатель использует нетрадиционные формы работы, которые ставят ребенка в позицию думающего человека. Адаптированная к дошкольному возрасту ТРИЗ-технология позволит воспитывать и обучать ребенка под девизом «Творчество во всем!» Дошкольный возраст уникален, ибо как сформируется ребенок, такова будет и его жизнь, именно поэтому важно не упустить этот период для раскрытия творческого потенциала каждого ребенка.
Целью использования данной технологии в детском саду является развитие, с одной стороны, таких качеств мышления, как гибкость, подвижность, системность, диалектичность; с другой – поисковой активности, стремления к новизне; речи и творческого воображения.
Основная задача использования ТРИЗ - технологии в дошкольном возрасте – это привить ребенку радость творческих открытий.
Основной критерий в работе с детьми – доходчивость и простота в подаче материала и в формулировке сложной, казалось бы, ситуации. Не стоит форсировать внедрение ТРИЗ без понимания детьми основных положений на простейших примерах. Сказки, игровые, бытовые ситуации – вот та среда, через которую ребенок научится применять тризовские решения, встающих перед ним проблем. По мере нахождения противоречий, он сам будет стремиться к идеальному результату, используя многочисленные ресурсы.
Можно применять в работе только элементы ТРИЗ (инструментарий), если педагог недостаточно освоил ТРИЗ-технологию.
Разработана схема с применением метода выявления противоречий:
- Первый этап – определение положительных и отрицательных свойств качества какого-либо предмета или явления, не вызывающих стойких ассоциаций у детей.
- Второй этап – определение положительных и отрицательных свойств предмета или явления в целом.
- Лишь после того, как ребенок поймет, чего от него хотят взрослые, следует переходить к рассмотрению предметов и явлений, вызывающих стойкие ассоциации.
Зачастую, педагог уже проводит тризовские занятия, даже не подозревая об этом. Ведь, именно, раскрепощенность мышления и способность идти до конца в решении поставленной задачи – суть творческой педагогики.
Предварительный просмотр:
Литература для работы по музыкальному воспитанию и обучению дошкольников
Нормативно-правовые документы:
Федеральный Закон «Об образовании в Российской Федерации» от 29.12.2012 №273-ФЗ.
Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования, утвержденный приказом Министерства образования и науки РФ от 17.10.2013 №1155.
Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 г. №26 «Об утверждении САНПИН 2.4.1.3049—13».
Научная и методическая литература:
Выготский Л. С. Проблема возраста // Выготский Л. С. Собрание сочинений: В 6-ти т.; Т.4. – М.: Педагогика, 1984.
Гогоберидзе А. Г., Деркунская В. А. Музыкальное воспитание детей раннего и дошкольного возраста. Современные педагогические технологии. – М.: Феникс, 2008.
Дыбина О. В. Интеграция образовательных областей в педагогическом процессе ДОУ. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. – М: Мозаика-Синтез, 2012.
Ельцова О. М., Терехова А. Н. «Игровые обучающие ситуации как нетрадиционная форма работы с дошкольниками» // Начальная школа №1, 2011.
Истоки и специфика детского художественного творчества / А. А. Адаскина, Н. Ф. Чубук; А. А. Мелик-Пашаев и З. Н. Новлянская (ред.). – Москва: Навигатор, 2014.
Компетентностная модель дошкольного образования: Монография / Л.В.Трубайчук, Л.Н.Галкина, И. Е. Емельянова, Н. П. Мальтиникова и др. – Челябинск: ИИУМЦ «Образование», 2009.
Конохова Е. С. Образовательные ситуации как средство нравственного воспитания старших дошкольников // Педагогическое образование в России, 2014, №3.
Крылова Н. Б. Свободное воспитание в семье и школе: культурные практики детей. – М.: Сентябрь, 2007.
Масловская С. В. Теория и практика становления культурно-антропологических практик дошкольников. Учебное пособие. – М.: Издательство «ФЛИНТА», 2014.
Мухамедин М. М. Сущность и особенности детского творчества // Теория и практика образования в современном мире: материалы IV междунар. науч. конф. (г. Санкт-Петербург, январь 2014 г.). – СПб.: Заневская площадь, 2014.
Новикова Г. П. Музыкальное воспитание дошкольников: Пособие для практических работников дошкольных образовательных учреждений. – М.: АРКТИ, 2000.
Подготовка руководящих и педагогических работников колледжа к реализации требований ФГОС СПО. Вып. 1. Организация работ по проектированию нового поколения основных профессиональных образовательных программ: Рекомендации для проектных коллективов по разработке ОПОП специальностей / Авт. сост. О. В. Подосенов, Н. Г. Пундикова. – Сыктывкар, АОУ СПО «СГПК имени И. А. Куратова»; Научно-методический центр; Отдел менеджмента качества, 2010. Праслова Г. А. Теория и методика музыкального образования детей дошкольного возраста: Учебник для студентов высших педагогических учебных заведений. – СПб.: ДЕТСТВО-ПРЕСС, 2005.
Радынова О. П. Музыкальные шедевры. Авторская программа и методические рекомендации. – М.: «Издательство ГНОМ и Д», 2000.
Смирнова Е. О. Особенности общения с дошкольниками: Учеб. Пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений. – М.: Издательский центр «Академия», 2000.
Предварительный просмотр:
Новые требования к музыкальному воспитанию
в ДОУ в соответствии с ФГОС
Новые требования, предъявляемые ФГОС к дошкольному образованию, влекут за собой и изменение требований к компетентности не только воспитателей, но и музыкальных руководителей.
Исходя из вышесказанного, музыкальный руководитель в соответствии с требованиями ФГОС обязан :
- обеспечить равные условия и возможности для каждого ребенка в области музыкального развития, не зависимо от его пола, национальности, уровня образованности и развития;
- обладать высоким уровнем компетенций и применением их в практической деятельности;
- руководствоваться в своей деятельности Федеральными государственными требованиями к структуре программы и ее объему, к условиям ее реализации и к результатам освоения программы.
Музыкальное образование в ДОУ не ограничивается только музыкальными занятиями. К основным формам организации музыкальной деятельности дошкольников относятся:
• Непосредственная образовательная деятельность (музыкальные занятия);
• Использование музыки в повседневной жизни детей в ДОУ;
• Праздники и развлечения;
• Музыкальное образование детей в семье.
Но, все же, основной формой организации музыкальной деятельности в ДОУ, с помощью которой мы достигаем наиболее эффективного и целенаправленного музыкального воспитания, обучения и развития детей, являются музыкальные занятия.
С введением ФГОС ДО, музыкальное воспитание «представлено в образовательной области «Художественно-эстетическое развитие», наряду с изобразительным и литературным искусством. В этом есть большой плюс, поскольку разделение видов искусства на образовательные области затрудняло процесс интеграции, а по отношению к ребенку дошкольного возраста в этом вообще мало смысла, для нас важно научить ребенка общаться с произведениями искусства в целом, развивать художественное восприятие, чувственную сферу, способность к интерпретации художественных образов, и в этом все виды искусства похожи.
В соответствии с пунктом 2.6. ФГОС ДО, художественно-эстетическое развитие предполагает развитие предпосылок ценностно-смыслового восприятия и понимания произведений искусства (словесного, музыкального, изобразительного, мира природы; становление эстетического отношения к окружающему миру; формирование элементарных представлений о видах искусства; восприятие музыки, художественной литературы, фольклора; стимулирование сопереживания персонажам художественных произведений; реализацию самостоятельной творческой деятельности детей (изобразительной, конструктивно - модельной, музыкальной и др.).
Задачи музыкального воспитания интегрируются и в другие образовательные области. Так, например, в образовательной области «Социально-коммуникативное развитие» речь идет о формировании представлений о социокультурных ценностях нашего народа, об отечественных традициях и праздниках.
В образовательной области «Познавательное развитие» музыка выступает как один из возможных языков ознакомления детей с окружающим миром, миром предметов и природы и, самое главное, миром человека, его эмоций, переживаний и чувств.
Образовательная область «Физическое развитие». Музыкально-двигательная активность, игра на детских музыкальных инструментах, музыкально-пальчиковые игры, организованные на музыкальных занятиях, развивают у ребенка физические качества, моторику и двигательные способности, помогают в становлении саморегуляции в двигательной сфере».
В образовательной области «Речевое развитие» речь идёт о развитии звуковой и интонационной культуры речи. Таким образом, интеграция задач музыкального воспитания в другие образовательные области, которая предусмотрена ФГОС ДО, способствует созданию целостного образа мира, в который входит ребенок.
Меняется отношение к оцениванию детской деятельности, к освоению ребенком программных знаний. С одной стороны - требовать от ребенка дошкольного возраста на выходе конкретных образовательных достижений мы не можем. Это обуславливается спецификой дошкольного детства (то есть гибкостью, пластичностью развития ребенка, большим разнообразием вариантов его развития, непосредственностью и непроизвольностью) и тем, что дошкольное образование не является обязательным в Российской Федерации. А с другой – нам необходимо определить результаты, на которые мы должны ориентироваться в процессе реализации программы.
Исходя из этого, в ФГОС ДО результаты освоения программы предлагаются в виде целевых ориентиров и «не подлежат непосредственной оценке, в том числе и в виде педагогической диагностики (мониторинга, и не являются основанием для их формального сравнения с реальными достижениями детей. Они не являются основой объективной оценки соответствия,
установленным требованиям образовательной деятельности и подготовки детей.»
Таким образом, главная задача музыкального воспитания в ДОУ, на мой взгляд, звучит так: «воспитывать средствами музыкального искусства чувства ребенка, его характер и волю, способствовать тому, чтобы музыка проникала в его душу, вызывала ответную эмоциональную реакцию». Отсюда музыкальное воспитание подрастающего поколения в нашей стране понимается как процесс передачи ему общественно-исторического опыта музыкальной деятельности с целью его подготовки к будущей работе во всех областях жизни. Ребенок, усваивая способы музыкально-художественной деятельности, всесторонне обогащает свою личность».
В дошкольном учреждении музыкальное воспитании детей курирует музыкальный руководитель, но, как показывает многолетняя педагогическая практика, успех зависит не только от него, но и от всего педагогического коллектива дошкольного учреждения и от родителей, так как за пределами музыкальных занятий также происходит обогащения детей музыкальными впечатлениями, как в повседневной жизни детского сада, так и в семье.
И в заключении хотелось бы отметить, что ФГОС предполагает использование инновационных технологий в музыкальном воспитание детей таких как ИКТ, квесты, импровизации, анимационные танцы и флешмобы, музыкотерапию, работу с родителями, которая предполагает проведение мастер-классов, литературных гостиных, использование ИКТ для взаимообогащения педагогического мастерства, акции, выездные конкурсы, проекты, интерактивные досуговые мероприятия.
И давайте помнить, что «Музыкальное воспитание - это не воспитание музыканта, а прежде всего воспитание человека» (В. А. Сухомлинский).
Список литературы:
1. Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования. [Электронный ресурс]. URL : https://bda-expert.com/2014/01/federalnyj-gosudarstvennyj-obrazovatelnyj-standart-doshkolnogo-obrazovaniya-minobrnauki/. (Дата доступа 06.05.15)
2. Головня М. Е. Особенности музыкального воспитания в условиях ДОУ. [Электронный ресурс]. URL : https://nsportal.ru/detskii-sad/vospitatelnaya-rabota/2014/10/22/osobennosti-muzykalnogo-vospitaniya-v-usloviyakh-dou. (Дата доступа 07.05.2015)
3. Деркунская В. А. ФГОС дошкольного образования о музыкальном развитии ребёнка.
Автор статьи
Наталья Николаевна Перегудова
Предварительный просмотр:
Современное содержание музыкального занятия в ДОУ
Требования ФГОС ДО устанавливают нормы и правила, обязательные при реализации основной образовательной программы (ООП) ДО, определяют новое представление о содержании и организации музыкального воспитания.
«Музыка» входит в совокупность образовательных областей разных программ.
Реализация содержания направлена на формирование общей культуры детей через:
• развитие музыкальности,
•музыкально-художественной деятельности детей,
•способности эмоционально воспринимать музыку,
•приобщение к музыкальному искусству.
Задачи других образовательных областей (ОО) решаются за счет:
• тематического разнообразия,
• выразительных возможностей музыки,
• изобразительных возможностей музыки.
Комплексно-тематический принцип и принцип интеграции ОО реализуются: а) в совместной деятельности взрослого и детей
(непосредственная образовательная деятельность – НОД и деятельность в ходе режимных моментов),
б) самостоятельной деятельности детей,
в) во взаимодействии с семьями дошкольников,
г) в различных видах детской деятельности.
Требования ФГОС ДО в создании условий для осуществления образовательного процесса и для результатов освоения ООП:
• Насыщенная музыкально-развивающая среда, несущая информационную функцию,
побуждающая делать детей сознательный выбор, выдвигать, реализовывать собственные
инициативы, создающая условия для обучения ребёнке в процессе самостоятельной
музыкально-художественной деятельности, обеспечивающая разные виды его активности
(умственную, игровую, творческую и т. д.).
• Планируемые итоговые результаты развития детей представлены целевыми ориентирами
образования на этапе младенческого и раннего возраста детей и на этапе завершения
дошкольного периода.
• Использование игровой мотивации при проведении образовательной деятельности и
стимулирование партнёрской деятельности педагога с детьми.
• Компетентности подход в построении образовательного процесса, направленный на
формирование личностных характеристик ребёнка (самостоятельный перенос знаний и
умений на новую ситуацию; способность видеть новые задачи в знакомых условиях и
выбирать альтернативные решения; умение комбинировать известные способы решения задачи для более рационального способа ее решения).
• Формирование у дошкольников деятельностного подхода к обучению (наличие познавательного мотива: желание узнать, научиться, открыть; понимание того, что именно
нужно выяснить, освоить; выполнение ими определенных действий для приобретения
недостающих знаний; выявление и освоение способа действия, позволяющего осознанно
применять знания; формирование умения контролировать свои действия).
• Использование здоровьесберегающих технологий (совокупности приемов, средств,
методов и подходов обучения к образовательному процессу), направленных не только на
сохранение, укрепление и формирование здоровья детей, но и на профилактику заболеваемости и травматизма.
Характеристика методов и приемов музыкального воспитания
Выбор методов музыкального воспитания зависит также от того, каким источником будут пользоваться дети при получении знаний
• Первым источником является сама музыка, ибо только она пробуждает «музыкальные» чувства человека. Вначале работа с детьми идет преимущественно по накоплению опыта слушания музыки. Чем дети меньше, тем продолжительнее этот период.
• Вторым источником получения знаний является слово педагога, которое подводит детей к целостному восприятию музыкального образа и пониманию содержания конкретных музыкальных произведений.
• Третьим источником является непосредственная музыкальная деятельность самих детей, потому что вне ее, вне упражнений не могут быть, например, выработаны умения и навыки в пении, ритмике. Только практическая деятельность содействует всестороннему развитию ребенка, воспитывает адекватное отношение к общественным явлениям, позволяет проявить инициативу, сознательность и активность.
В музыкальном воспитании и обучении детей дошкольного возраста применяют три взаимосвязанных метода работы:
• Наглядный;
• Словесный;
• Метод практической деятельности.
Выбор методических приемов обучения определяется:
• конкретными задачами данного музыкального занятия,
• сложностью музыкального материала,
• этапом обучения и уровнем общего развития детей.
Правила подбора методических приемов:
• обеспечить высокий художественный уровень музыкального материала и качественность его исполнения;
• учитывать особенности данного детского коллектива, уровень его общего и музыкального развития, его организованность;
• учитывать образность и конкретность восприятия музыки детьми дошкольного возраста.
1.Наглядный метод, его компоненты:
• Слуховая наглядность (непосредственное слушание музыки ребенком – специальное и во время исполнения песен и музыкально-ритмических движений) – ведущий метод.
• Тактильная наглядность (непосредственное ощущение телом волновых колебаний музыкального звучания).
• Зрительная наглядность (в процессе музыкального воспитания сочетается со слуховой):
а). показ певческих приемов, движений в плясках, играх, упражнениях;
б). использование наглядных средств (картины художников, портреты, игрушки, музыкальные инструменты, слайды, фрагменты видеофильмов и т. д.) – вспомогательный метод.
2. Словесный метод (универсальный), его компоненты:
Объяснение (используется при демонстрации нового произведения для слушания, игры, пляски, упражнения) - должно быть четким, кратким. Объяснение в виде образного рассказа (используется перед слушанием программных музыкальных произведений и исполнением сюжетных музыкальных игр).
Указания (даются во время выполнения детьми игр, плясок и упражнений).
Пояснения (даются при показе движений игр, плясок, упражнений и различных певческих приемов в ходе занятия в четкой и краткой форме) пояснение должно быть тесно связано с показом.
Поэтическое слово (чтение небольшого прозаического или поэтического литературного произведения или его фрагмента перед исполнением музыки).
Беседа (проводится после слушания музыки, реже - перед слушанием для конкретизации содержания произведения).
Вопросы (беседа с детьми строится в форме вопросов и ответов).
Замечания (обращены к сознанию ребенка, который в силу каких-либо причин отвлекся от выполнения заданий; должны быть строгими, но корректными.
Практический метод:
Показ педагогом исполнительских приемов в пении, музыкально-ритмических движениях,
игре на музыкальных инструментах и освоение их детьми необходимы для музыкальной деятельности (исполнительской и творческой). На основе процесса подражания ребенок
усваивает всё, а потом это переходит в навык.
Методы должны применяться с нарастанием проблемности и:
• от прямого воздействия (объяснительно - иллюстративный метод) через закрепление,
• упражнения (воспроизводящие и творческие), создания поисковых ситуаций (показ вариантов выполнения задания)
• к проблемному воспитанию и обучению (самостоятельный поиск детьми способов
деятельности).
Музыкальное занятие основная форма обучения и музыкального развития детей;
базируется на обязательных программных требованиях, составленных с учетом возрастных особенностей дошкольников.
Задачи музыкального воспитания и образования решаются в ходе обучения.
Главная задача — практическое овладение действиями, навыками и умениями в области
восприятия музыки, пения, движений и игры на инструментах.
Возрастные задачи музыкального воспитания:
• в работе с детьми разных возрастных групп решаются одинаковые задачи, последовательно усложняющиеся; этим создается преемственность в музыкальном воспитании и развитии дошкольников;
• сфера основных видов музыкальной деятельности (слушание музыки, пение, музыкально-ритмические движения) расширяется за счет включения элементов
песенного, игрового, танцевального творчества, игры на детских музыкальных инструментах; появляется возможность обучать детей элементам музыкальной грамоты.
Музыкальные занятия подразделяются:
1. по составу и количеству детей:
- фронтальные - присутствует вся группа;
- по подгруппам (групповые) - 6-8 человек;
- индивидуальные;
- объединённые - 2-3 группы.
Групповые занятия - включаются разные виды деятельности с отстающими и развитыми
детьми, а также разучивание танцев, композиций.
Индивидуальные занятия - подготовка детей к праздникам, работа с отстающими или
одарёнными.
Объединённые занятия - проводятся 1-2 раза перед праздниками ( для репетиции начала
праздника, общих построений, знакомства детей с ведущим).
2. По видам и содержанию:
- типовые,
- доминантные,
- тематические,
- комплексные.
Музыкальные занятия по сравнению со всеми другими формами организации имеют свою специфику:
- отличаются структурой, т.к. в нее входит сразу несколько видов музыкальной деятельности (слушание, пение, музыкально- ритмические движения, игра на детских музыкальных инструментах).
Требования, предъявляемые к содержанию и структуре занятия:
• Структура занятий должна быть гибкой, вариативной и зависеть от возраста детей, содержания, особенностей материала; видоизменяться.
• Можно начать занятие без ритмических упражнений, с пения или слушания музыки, а также с исполнения новой песни или пьесы для движения.
• В группах раннего и младшего дошкольного возраста занятия носят более свободный, непринуждённый, игровой характер. Педагог должен проявлять активность и творчество, продумывая построение музыкальных занятий.
• Каждый тип занятий способствует решению определенной задачи, которая не может столь эффективно быть решена на занятии другого типа.
Типы занятий:
• Типовое фронтальное (объединяет все виды деятельности, творчество и имеет традиционную структуру (если структура не сохраняется – это вариативное занятие).
• Доминантное (в структуре превалирует один из видов музыкальной деятельности); проводится по двум причинам: развитие какого-либо вида музыкальной деятельности или развитие какой-либо музыкальной способности (используется для преодоления отставания
детей в том или ином виде музыкальной деятельности).
• Тематическое (структура строится вокруг определенной темы)
• Комплексное (структура объединяет разные виды искусства).
Комплексное занятие:
Цель комплексного занятия: дать детям представление о специфике различных видов искусства: о музыке, живописи, поэзии, театре, хореографии и т.д.
• В комплексном занятии может присутствовать как часть занятия раздел (развитие речи, ИЗО, лепка, труд, театральная деятельность и т.д.) не только музыкальные виды деятельности.
• Все виды художественной деятельности объединены общей темой, единым художественным образом. Это позволяет детям понять, как один и тот же художественный образ реализуется различными средствами искусства, и тем самым глубже проникнуть в художественное содержание музыкальных произведений.
• Необходимо применять индивидуально - дифференцированный подход к детям на занятиях. Важно умело использовать коллективные, групповые и индивидуальные задания, учитывая уровень каждого дошкольника.
• Учитывая задачи, возникающие в ходе работы, педагог может применить форму индивидуальных занятий.
Примерная схема организации учебного процесса:
• ознакомление с новым материалом,
• разучивание частично усвоенного,
• закрепление полученных знаний.
Требования при составлении музыкального занятия:
• Учитывать умственную, физическую, эмоциональную нагрузку детей;
• Последовательное распределение видов деятельности, разучиваемого репертуара;
• Преемственность в развитии музыкальных способностей, освоении навыков, знаний, разучивание музыкального репертуара;
• Вариативность и соответствие возрастным возможностям детей.
Тот или иной тип музыкальных занятий заранее намечается в перспективных и календарных
планах. Соотношение указанных занятий в каждой возрастной группе детского сада определяется образовательными задачами, возрастными и индивидуальными
особенностями детей, уровнем их музыкального развития и интересов, степенью усвоения программного материала, конкретными условиями жизни данной возрастной группы и всего учреждения в целом.
- Музыкальные занятия проводятся в соответствии с Образовательной Программой планомерно по всем видам музыкальной деятельности.
- Материал распределяется на несколько занятий, организуя каждое из них так, что оно является и самостоятельным, и отрезком целостного педагогического процесса.
- Любое занятие должно быть связано с предыдущими и последующими.
- Материал должен быть различен по степени трудности с учётом развитости ребёнка: более развитый ребёнок (группа детей) получает задание сложнее, менее развитый - доступное ему, но обязательно развивающее его способности. Каждому нужно подобрать задание по его силам, чтобы оно по возможности завершалось успехом.
- Задания, которые требуют достаточной умственной активности, большого внимания, следует давать детям в начале занятия, учитывая степень его сложности. Необходимо к концу занятия снизить интенсивность движений и общую нагрузку. Весёлая, интересная игра, повышающая активность, проводится не в начале занятия, а после выполнения более сложных заданий.
Последовательность распределения различных видов деятельности:
• Небольшие музыкально - ритмические упражнения, чаще тренировочного характера (отдельные элементы танца, построения, необходимые для новой пляски, хоровода, праздничного шествия). Эти движения организуют внимание детей, способствуют развитию
координации, улучшению осанки и подготавливают их к заданиям, требующим слухового внимания (в начале занятия).
• Слушание музыки.
• Пение - разнообразные вокальные упражнения, выполнение творческих заданий, упражнения на развитие музыкального слуха, разучивание 2-3 песен.
• Обучение игре на детских музыкальных инструментах - знакомство со звучанием инструментов в исполнении взрослого, подбор знакомых мелодий.
• Музыкально - ритмическая деятельность в форме игры, весёлой пляски, хоровода. Спокойные задания, чередуются с динамичными, позволяют распределять физическую нагрузку равномерно.
Содержание образовательной области «Музыка» направлено на достижение цели развития музыкальности детей, способности эмоционально воспринимать музыку.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Метод проектов как образовательная технология в ДОУ
Этапы работы над проектом в ДОУ, применение метода проектов в детском саду....
КОНСПЕКТ Совместная деятельность с детьми среднего дошкольного возраста в образовательной области физическая культура (плавание)Здоровьесберегающая образовательная технология. Развивающая образовательная технология. Игровая образовательная технология
Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 92 комбинированного вида Фрунзенского района Санкт-Петербурга КОНСПЕКТ Совместная деятельность с дет...
Конспект непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе на тему «Домашние животные и их детеныши» с использованием здоровьесберегающих технологий, ТРИЗ (метод мозгового штурма), игровых технологий, ИКТ.
Закрепление знаний детей об образе жизни, месте проживания домашних животных и их детенышей....
«Содержание, формы и методы взаимодействия современного образовательного учреждения и семьи» Содержание, формы и методы работы с семьей «группы риска»
Семья - это неотъемлемая составляющая социально-педагогической деятельности, поскольку успешное развитие и социализация ребенка во многом определяется семейной...
Конспект организации совместной образовательной деятельности детей и педагога по образовательной области «Познавательное развитие» с использованием здоровьесберегающих технологий для старшей группы «Путешествие в сказку. Порядковый счет до 10»
Цель:создать условия для закрепления порядкового счета до 10Задачи:Образовательная: способствовать накоплению умений считать до 10 и обратно, умение соотносить количество предметов с цифрой; знание ге...
Консультация для педагогов «Как организовать занятие в ДОУ выбор педагогом содержания и педагогически обоснованных методов образовательной деятельности в соответствии с ФОП ДО»
Занимательное и интересное для детей дело, которое их развивает, – так определяет занятие ФОП ДО. Оно может быть в виде образовательных и проблемно-обучающих ситуаций, тематических событий, прое...
Образовательный проект наставничества «Наставничество педагогов в образовательном пространстве по методу проектов»
Образовательный проект наставничества, в том числе реверсивного, разработан воспитателем-наставником с целью становления наставляемого педагога, как личности владеющего умением теоретически обос...