Проект "Путешествие в мир народного искусства"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме
Проект:
«Путешествие в мир народного искусства»
Тип проекта: информационно - творческий.
По времени проведения: краткосрочный (22.01. 2018 - 26.01.2018)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6 лет.
Проблема: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Актуальность: Воспитание дошкольника как гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно реализована без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше через колыбельные песни, пляски, хороводы, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Реализация проекта позволит расширить и углубить знания детей о народных промыслах России, о мастерстве русских умельцев и русском фольклоре. Знакомство с народным искусством поможет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
1. Образовательные
- формировать у детей знания об искусстве, традициях и обычаях русского народа;
- учить различать особенности, характерные для каждого вида народного промысла (Филимонове, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке);
- закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
2. Развивающие
- развивать у детей навыки росписи, используя характерные для каждого народного промысла элементы и цветовую гамму;
- развить связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр;
- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
3. Воспитательные
- воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию;
- привлечь родителей к ознакомлению детей с народным искусством.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
proekt.docx | 32.09 КБ |
Предварительный просмотр:
Проект:
«Путешествие в мир народного искусства»
Тип проекта: информационно - творческий.
По времени проведения: краткосрочный (22.01. 2018 - 26.01.2018)
Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.
Возраст детей: 6 лет.
Проблема: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.
Актуальность: Воспитание дошкольника как гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно реализована без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.
Тема проекта выбрана не случайно, ведь процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше через колыбельные песни, пляски, хороводы, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.
Реализация проекта позволит расширить и углубить знания детей о народных промыслах России, о мастерстве русских умельцев и русском фольклоре. Знакомство с народным искусством поможет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.
Цель проекта: создать условия для формирования у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.
Задачи:
- Образовательные
- формировать у детей знания об искусстве, традициях и обычаях русского народа;
- учить различать особенности, характерные для каждого вида народного промысла (Филимонове, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке);
- закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.
- Развивающие
- развивать у детей навыки росписи, используя характерные для каждого народного промысла элементы и цветовую гамму;
- развить связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр;
- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.
- Воспитательные
- воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию;
- привлечь родителей к ознакомлению детей с народным искусством.
Предполагаемый результат проекта: После завершения проекта, дети приобретут следующие знания:
- знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму;
- об искусстве, традициях и обычаях русского народа;
- проявляют интерес к фольклору и театрализованной деятельности.
для педагогов:
- самореализация, повышение творческого потенциала;
- пополнение предметно-развивающей среды группы: литературой, наглядным и дидактическим материалом, стихами, рассказами о народный промыслах;
- установление партнерских отношений с родителями в вопросах воспитания и образования детей.
для родителей:
- приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
- активное участие в выставки «Деревянная игрушка».
I этап. Разработка проекта.
1. Подобрать необходимую литературу, материал для игровой и творческой деятельности детей для успешной реализации проекта.
2. Подготовка видеоматериала, а так же произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;
3. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, подвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.
4. Пополнить предметно-развивающую среду группы наглядным и дидактическим материалом.
5. Составить содержание выполнения проектной деятельности.
Формы работы в проекте.
1. Непрерывная образовательная деятельность.
2. Чтение художественной литературы.
3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.
4.. Участие в игровой, двигательной и продуктивной деятельности.
5. Самостоятельная деятельность
6 Проведение бесед.
7. Музыкально – ритмические движения.
8. Заучивание стихов, потешек, загадок.
9. Наглядная информация, консультация для родителей.
10. Организация совместно с родителями выставки «Деревянная игрушка».
II этап. Реализация проекта.
Календарно-тематический план проекта.
Виды совместной деятельности педагога с детьми | Взаимодействие с родителями | Ответственные | Срок реализации |
Беседа: «Знакомство с искусством — русское народное декоративно-прикладное искусство. Хохломская роспись» Просмотр развивающего видеофильма «Золотая хохлома». Чтение худ. литературы «О хохломе» В. Боков, «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева. НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в старину» НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая чаша». (Рисование) Русская народная игра «Золотые ворота». Чтение художественной литературы: русские народные пословицы, поговорки; русская народная сказка «Два Мороза». | Папка-передвижка «Народные промыслы» Привлечение к выставки «Деревянная игрушка» Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры» | Воспитатели. | 22.01.2018 |
Просмотр документального фильма «Жостовская роспись» НОД по развитию речи с элементами драматизации «Волшебный сундучок петушка» НОД по художественно-эстетическому развитию «Жостовский букет» Беседа «Как наши предки шили одежду» Чтение художественной литературы: чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла». Русская народная игра «У дядюшки Трифона» Прослушивание звучания русских народных инструментов. Дидактическая игра «Отгадай по звуку инструмент». | Папка-передвижка «Народные промыслы» Привлечение к выставки «Деревянная игрушка» Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры» | Воспитатели. | 23.01.2018 |
Просмотр развивающего видеоролика «Филимоновская игрушка-свистулька» НОД по художественно-эстетическому развитию «Филимоновская игрушка». (Лепка) Беседа «Путешествие с матрешкой» Чтение и пересказ русской народной сказки «Иван царевич и Серый Волк». Русская народная игра «Бубенцы» | Папка-передвижка «Народные промыслы» Привлечение к выставки «Деревянная игрушка» Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры» | Воспитатели. Родители. | 24.01.2018 |
Чтение художественной литературы Л. Печникова «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька»; Е. Благинина «Пёстрый хоровод» НОД по художественно-эстетическому развитию «Русская матрешка» (Рисование). Подвижная русская народная игра «Цепи кованные» Чтение художественной литературы рус. нар. сказки «Садко», «Семь Симеонов- семь разбойников», «Василиса Прекрасная». Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома». | Папка-передвижка «Народные промыслы» Привлечение к выставки «Деревянная игрушка» Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры» | Воспитатели. | 25.01.2018 |
Викторина «Народные промыслы России». Настольная игра «Русские узоры». Хороводная игра «Где был Иванушка». Чтение художественной литературы: небылица «Вы послушайте, ребята»; Д. Хармс «Иван Иванович самовар». | Папка-передвижка «Народные промыслы» Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры» Оформление выставки «Деревянная игрушка» | Воспитатель. Родители. | 26.01.2018 |
III этап. Заключительный
Результаты работы над проектом
Дети: сформировалась система знаний о народной культуре; они самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге, появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа; у детей развивалась связная речь.
Родители: стали активными и заинтересованными участниками проекта, через совместную деятельность; повысилась заинтересованность родителей к приобщению народному искусству детей.
Педагог: созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о русской народной культуре и искусстве; пополнил предметно-пространственную среду методическим, дидактическим и наглядным материалом.
Итог:
- Викторина – «Народные промыслы России»
- Оформление выставки «Деревянная игрушка»
Список литературы
- Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
- Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре.
- Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
- Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012. 7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1
5. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009. 9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.
6. Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»
Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...
Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»
Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...
Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.
quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям
Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....
«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»
Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...
«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"
laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...