Проект "Путешествие в мир народного искусства"
методическая разработка (подготовительная группа) по теме

Елисеева Елена Ивановна

Проект:

«Путешествие в мир народного искусства»

Тип проекта: информационно - творческий.

По времени проведения: краткосрочный (22.01. 2018 - 26.01.2018)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6 лет.

Проблема: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Актуальность: Воспитание дошкольника как гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно реализована без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Тема проекта выбрана не случайно, ведь процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше через колыбельные песни, пляски, хороводы, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Реализация проекта позволит расширить и углубить знания детей о народных промыслах России, о мастерстве русских умельцев и русском фольклоре. Знакомство с народным искусством поможет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

1.       Образовательные

- формировать у детей знания об искусстве, традициях и обычаях русского народа;

-  учить различать особенности, характерные для каждого вида народного промысла (Филимонове, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке);

-    закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины. 

2.       Развивающие
           - развивать у детей навыки росписи, используя характерные для каждого народного промысла элементы и цветовую гамму;         

-  развить связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр;

- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

3.       Воспитательные
          -  воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию;

- привлечь родителей к ознакомлению детей с народным искусством.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл proekt.docx32.09 КБ

Предварительный просмотр:

Проект:

«Путешествие в мир народного искусства»

Тип проекта: информационно - творческий.

По времени проведения: краткосрочный (22.01. 2018 - 26.01.2018)

Участники проекта: дети подготовительной группы, воспитатели, родители.

Возраст детей: 6 лет.

Проблема: обусловлена большой значимостью воспитания нравственно - патриотических чувств у дошкольников в современном обществе.

Актуальность: Воспитание дошкольника как гражданина и патриота, знающего и любящего свою Родину, – задача особенно актуальная сегодня – не может быть успешно реализована без глубокого познания духовного богатства своего народа, освоения народной культуры.

Тема проекта выбрана не случайно, ведь процесс познания и усвоения должен начинаться как можно раньше через колыбельные песни, пляски, хороводы, потешки, игры-забавы, загадки, пословицы, поговорки, сказки, произведения народного декоративного искусства. Только в этом случае народное искусство как источник прекрасного оставит в душе ребенка глубокий след, вызовет устойчивый интерес.

Реализация проекта позволит расширить и углубить знания детей о народных промыслах России, о мастерстве русских умельцев и русском фольклоре. Знакомство с народным искусством поможет нашим детям почувствовать себя частью русского народа, ощутить гордость за свою страну, богатую славными традициями.

Цель проекта: создать условия для формирования у детей познавательного интереса к русской народной культуре через ознакомление с народными промыслами и организацию художественно - продуктивной и творческой деятельности.

Задачи:

  1. Образовательные

- формировать у детей знания об искусстве, традициях и обычаях русского народа;

-  учить различать особенности, характерные для каждого вида народного промысла (Филимонове, Городце, Хохломе, Жостове, Дымкове, русской народной игрушке);

-         закреплять знания детей о русском устном и музыкальном фольклоре через календарные обрядовые песни, детские песенки, прибаутки, сказки, былины.        

  1. Развивающие
               - развивать у детей навыки росписи, используя характерные для каждого народного промысла элементы и цветовую гамму;          

-  развить связную речь и коммуникативные умения при помощи игровых подходов и народных игр;

- развивать творческое воображение и фантазию детей, вовлекая их в театрализованную деятельность.

  1. Воспитательные
              -  воспитывать на народных традициях уважение к труду народных мастеров, чувство гордости за Россию;

- привлечь родителей к ознакомлению детей с народным искусством. 

Предполагаемый результат проекта: После завершения проекта, дети приобретут следующие знания: 

  • знают особенности, характерные для каждого вида росписи и умеют самостоятельно выбирать соответствующую цветовую гамму;
  • об искусстве, традициях и обычаях русского народа;
  • проявляют интерес к фольклору и театрализованной деятельности.

для педагогов:

  • самореализация, повышение творческого потенциала;
  • пополнение предметно-развивающей среды группы: литературой, наглядным и дидактическим  материалом, стихами, рассказами о народный промыслах;
  • установление партнерских отношений с  родителями в вопросах воспитания и образования детей.

для родителей:

  • приобретение родителями знаний и практических навыков при взаимодействии с ребенком;
  • активное участие  в выставки «Деревянная игрушка».

I этап.  Разработка проекта.

1. Подобрать необходимую литературу, материал для игровой и творческой деятельности детей для успешной реализации проекта.

2. Подготовка видеоматериала, а так же произведений фольклора, стихов на тему народных промыслов;

3. Заинтересовать детей и родителей темой проекта, подвигнуть их к совместной деятельности, направленной на достижение цели проекта.

4. Пополнить предметно-развивающую среду группы наглядным и дидактическим  материалом.

5. Составить содержание выполнения проектной деятельности.

Формы работы в проекте.

1. Непрерывная образовательная деятельность.

2. Чтение художественной литературы.

3. Рассматривание и изучение иллюстрационных материалов.

4.. Участие в игровой,  двигательной и продуктивной  деятельности.

5. Самостоятельная деятельность

6 Проведение бесед.

7. Музыкально – ритмические движения.

8. Заучивание стихов, потешек, загадок.

9. Наглядная информация, консультация для родителей.

10. Организация совместно с родителями выставки «Деревянная игрушка».

II этап. Реализация проекта.

Календарно-тематический план проекта.

Виды совместной деятельности педагога с детьми

Взаимодействие с родителями

Ответственные

Срок реализации

Беседа: «Знакомство с искусством — русское народное декоративно-прикладное  искусство. Хохломская роспись»

Просмотр развивающего видеофильма «Золотая хохлома».

Чтение худ. литературы «О хохломе» В. Боков, «Золотая хохлома» Н. Глазков, «Чаша» Ю. Николаева.

НОД по ознакомлению с окружающим миром «Путешествие в старину»

НОД по художественно-эстетическому развитию «Золотая чаша». (Рисование)

Русская народная игра «Золотые ворота».

Чтение художественной литературы: русские народные пословицы, поговорки; русская народная сказка «Два Мороза».

Папка-передвижка «Народные промыслы»

Привлечение к выставки «Деревянная игрушка»

Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Воспитатели.

22.01.2018

Просмотр документального фильма «Жостовская роспись»

НОД по развитию речи с элементами драматизации «Волшебный сундучок петушка»

НОД по художественно-эстетическому развитию «Жостовский букет»

Беседа «Как наши предки шили одежду»

Чтение художественной литературы: чтение рассказа К. Д. Ушинского «Как рубашка в поле выросла».

Русская народная игра «У дядюшки Трифона»

Прослушивание звучания русских народных инструментов.

Дидактическая игра «Отгадай по звуку инструмент».

Папка-передвижка «Народные промыслы»

Привлечение к выставки «Деревянная игрушка»

Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Воспитатели.

23.01.2018

Просмотр развивающего видеоролика «Филимоновская игрушка-свистулька»

НОД по художественно-эстетическому развитию «Филимоновская игрушка». (Лепка)

Беседа «Путешествие с матрешкой»

Чтение и пересказ русской              народной сказки «Иван царевич   и Серый Волк».      

Русская народная игра «Бубенцы»

Папка-передвижка «Народные промыслы»

Привлечение к выставки «Деревянная игрушка»

Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Воспитатели.

Родители.

24.01.2018

Чтение художественной литературы Л. Печникова «Матрёшка – подружка», «Ванька-встанька»;    Е. Благинина «Пёстрый хоровод»

НОД по художественно-эстетическому развитию «Русская матрешка» (Рисование).

Подвижная русская народная игра «Цепи кованные»

Чтение художественной литературы рус. нар. сказки «Садко»,  «Семь Симеонов- семь разбойников», «Василиса Прекрасная».

Разучивание стихотворений Е. А. Никоновой «Семеновские матрешки», «Дымковская игрушка», «Узоры гжели», «Золотая хохлома».

Папка-передвижка «Народные промыслы»

Привлечение к выставки «Деревянная игрушка»

Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Воспитатели.

25.01.2018

Викторина «Народные промыслы России».

Настольная игра «Русские узоры».

Хороводная игра «Где был Иванушка».

Чтение художественной литературы: небылица «Вы послушайте, ребята»; Д. Хармс «Иван Иванович самовар».

Папка-передвижка «Народные промыслы»

Консультация: «Воспитание детей на традициях русской народной культуры»

Оформление выставки  «Деревянная игрушка»

Воспитатель.

Родители.

26.01.2018

III этап. Заключительный

Результаты работы над проектом

Дети: сформировалась система знаний о народной культуре; они самостоятельно стали различать стили известных видов декоративной живописи, научились создавать выразительные узоры на бумаге, появилось желание еще больше узнать о творчестве русских мастеров и жизни русского народа; у детей развивалась связная речь.

Родители: стали активными и заинтересованными участниками проекта, через совместную деятельность; повысилась заинтересованность родителей к приобщению народному искусству детей.

Педагог: созданы необходимые условия в группе по формированию целостного представления о русской народной культуре и искусстве; пополнил предметно-пространственную среду методическим,  дидактическим и наглядным материалом.

Итог:

  1. Викторина – «Народные промыслы России»
  2. Оформление выставки  «Деревянная игрушка»

                   Список литературы

  1. Вершинина Н. Горбова О. Знакомство с особенностями декоративно-прикладного искусства в процессе дидактических игр. // Дошкольное воспитание. 2004 №6.
  2. Гаранина Н. К. Приобщение дошкольников к народной культуре.
  3. Грибовская А. А. Народное искусство и детское творчество. 2-е изд. – М. : Просвещение, 2006.
  4. Кочкина Н. А. Метод проектов в дошкольном образовании. - М. : Мозаика- Синтез, 2012. 7. Концепция патриотического воспитания граждан РФ. - Управление ДОУ. 2005 №1

5. Ляпина Л. А. Народные игры в детском саду. - М. : ТЦ Сфера, 2009. 9. Сыпченко Е. А. Инновационные педагогические технологии. - СПб: Детство- Пресс, 2012.

6. Народное искусство – детям / Под ред. Т.С. Комаровой. – М.:МОЗАИКА-СИНТЕЗ, 2016.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Семинар – практикум «Воспитание у детей ценностного отношения к народному искусству, пробуждение интереса к музеям и выставкам изобразительного искусства»

Цель семинара - практикума: Систематизация знаний педагогов  о современной системе эстетического воспитания и развитии эстетической культуры личности путем использование народного искусства в раб...

Перспективное планирование образовательной деятельности по теме: «Художественно-эстетическое развитие детей старшего дошкольного возраста в процессе приобщения к народному искусству (русские народные праздники)»

Мир русских народных праздников – это огромный мир народного фольклора и народной мудрости.Песни, сказки, игры, потешки, загадки, прибаутки – все компоненты, которые присутствуют в русских...

Консультация для родителей "Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям" - март 2022 г.

quot;Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям"...

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям

Приобщение детей дошкольного возраста к ценностям народной культуры, народного искусства, народным обрядам и традициям....

«Патриотическое воспитание детей дошкольного возраста посредством приобщения к народному искусству и творчеству» «Знакомство с народной куклой. Изготовление куклы «Пеленашки»

Ознакомление с русской народной культурой происходит на занятиях, в беседах, играх, экскурсиях-путешествиях в историю отдельных вещей, праздниках. Дети с младшего возраста знакомятся с ...

«Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество». "Посиделки"

laquo;Народное искусство и нематериальное культурное наследие в дошкольном образовании по ФЦКМ в средней группе».НОД по ФЦКМ в средней группе. Тема «Русское народное творчество».&qu...