Конспект ООД "Путешествие в царство снега и льда"
план-конспект занятия на тему

Цель: Систематизация знаний детей об Арктике.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_ood_puteshestvie_v_tsarstvo_snega_i_lda.docx99.11 КБ

Предварительный просмотр:

КОНСПЕКТ

ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

 «Путешествие

в царство снега и льда»

https://vistanews.ru/uploads/posts/2015-08/1440411146_north-pole-facts-2.jpg

                     

 Воспитатель: Пестрецова Юлия Сергеевна

2017 г.

Образовательная область: «Познавательное развитие»                                           Интеграция образовательных областей:  «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие». 

Цель: Систематизация знаний детей об Арктике.

Образовательные задачи:                                                                                      - расширять представления об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях                                                                       -  формировать  представление о взаимосвязях и взаимодействии живых организмов со средой обитания;                                                                                           -  уточнять  и активизировать словарь детей по теме «Арктика» ( айсберг, глобус, северное сияние), способствовать  развитию связной речи;                                              -  упражнять в порядковом и обратном счете до 10;                                             - закреплять правила безопасного поведения в транспорте.

Развивающие задачи:                                                                                                       - развивать логическое мышление, смекалку,  умение рассуждать, доказывать, делать выводы;                                                                                                 -  упражнять в нахождении закономерностей и обосновании найденного решения;                                                                                                                                - развивать у детей познавательный интерес к деятельности;                                           - способствовать развитию творческого воображения, мелкой моторики;                          - применять современные здоровьесберегающие технологии: самомассаж, динамические паузы.

 Воспитательные задачи:                                                                                                           - воспитывать интерес к исследовательской  деятельности;                                                                   - Формировать готовность к сотрудничеству, ответственность и самостоятельность при выполнении заданий, умение работать в команде;                                                                                            - формировать эстетическое и бережное отношение к миру природы.

Виды деятельности:  игровая, познавательно-исследовательская. коммуникативная, двигательная, продуктивная.

Предварительная  работа:                                                                                     - провести занятия и беседы по теме «Чудесный мир Арктики»;                                   - рассмотреть иллюстрации, посмотреть презентации, видеофильмы, прочитать статьи о животных в детских энциклопедиях, книгах;                                    - провести занятия по оригами, рисованию, лепке, аппликации на тему «Животные полярных пустынь»;                                                                                           - провести подвижные и дидактические игры;                                                              - провести экспериментирование;                                                                                        - просмотр мультфильма «Умка ищет друга».  

Оборудование: аудиоаппаратура; мультимедийное оборудование; презентации: «Путешествие в Арктику», «Следы животных», Животный мир Арктических пустынь»; глобус;  полоски бумаги, емкости для воды,  лёд, масло растительное (для исследовательской деятельности); мягкие модули; бинокли; фотоаппарат; рюкзаки; картинки с изображением предметов одежды; аптечка.

Ход деятельности:

Дети и воспитатель входят в группу , здороваются

Раздаётся звук летящего НЛО. Появляется Инопланетянин.

Инопланетянин: Здравствуйте! Ох! Куда это я попал? Что это за планета такая, А вы кто такие и что это за интересное место такое?

Дети: Планета Земля, Дети, детский сад.

Воспитатель: А, я инопланетянка - Кукурузка, я никогда не была на вашей планете, ничего не знаю о ней, но от своего дедушки слышала, что у вас собирают какие-то экспедиции в царство снега и льда, и место это называется Арктика.

 Вы знаете, что такое Арктика, где она расположена?

Дети отвечают. Воспитатель обобщает их ответы.

(Арктика – это Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика – северная полярная область Земли. В переводе с греческого языка означает «Медведица»)

Инопланетянин обращает внимание на глобус.

Инопланетянин: А это что за интересная штучка?

Дети: Глобус.

Инопланетянин: Что такое глобус?

Дети: Это маленькая модель Земли.

Инопланетянин:  Ага! Значит вот тут мы, и увидим, где находится Арктика. Кто мне её  покажет на глобусе?

Дети показывают на глобусе, где находится Арктика.

Инопланетянин: Ребята, если Арктика – самая северная точка Земли, подумайте, какая там погода?

Дети рассказывают об Арктическом климате. Воспитатель по необходимости, поправляет и обобщает их ответы.

(Климат в Арктике очень суровый. Зимой температура опускается до -60. Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается над горизонтом. Такой период называется полярная ночь. Только луна освещает зимние, снежные просторы. Летом в Арктике наступает полярный день. Солнце светит круглые сутки. Но солнце не поднимается высоко и не греет землю. Поэтому в Арктике холодно в течение всего года, зимой и летом).

Инопланетянин: Как же мы отправимся  в это путешествие, ведь там так холодно? Мы заболеем.

Прежде чем отправиться в путь, мы должны всё продумать. Ребята подумайте, что нам необходимо для того, чтобы не заболеть?

Дети: взять теплые вещи, заниматься зарядкой, закаляться.

Инопланетянин Правильно! В путешествие в Арктику необходимо взять тёплые вещи. Давайте соберём их.

Дидактическая игра «Соберём вещи в дорогу»

Дети выбирают тёплые вещи

Инопланетянин: Молодцы! Теперь мы точно не замёрзнем.

Инопланетянин: Покажите, а где же мы сей час находимся?

Дети показывают а, инопланетянин рассматривает и говорит:

Ого! как далеко расположена Арктика? На чем же мы можем туда добраться?

Дети: На самолете, корабле, машине, на собаках. Дети выбирают вид транспорта и аргументируют свой выбор.

Инопланетянин: Я думаю что Самолет – самый быстрый и безопасный вид транспорта. Давайте построим наш самолёт.

Дети строят самолёт из мягких модулей.

Инопланетянин (смотрит в бинокль) Наш самолёт готов и нам пора отправляться в экспедицию. Правда я не знаю, кто входит в состав экспедиции и какие необходимо вещи для этого взять. А вы  знаете?

Дети называют состав экспедиции: начальник экспедиции, учёные исследователи, пилоты, зоологи, биологи, фотограф, врач.

Инопланетянин: Скажите, а что входит в обязанности начальника экспедиции,…

Дети перечисляют.

Инопланетянин: Можно я буду начальником экспедиции?  А, вы будете мои  помощники.

Дети распределяют роли и выбирают необходимые вещи для своей деятельности.

Дидактическая игра «Кому что нужно?»

Инопланетянин.  Все готовы? Я как начальник  объявляю о начале нашей экспедиции. Прошу всех на борт самолёта.

Дети проходят на борт самолёта и рассаживаются на места.

Инопланетянин: Давайте вспомним правила безопасности в полете.

Дети: Надо пристегнуть ремни, не вставать с мест, не открывать иллюминаторы.

Пилот: Внимание! приготовимся к полёту. Пристегнуть  ремни, Влетаем.

Инопланетянин: Чтобы нам взлететь, давайте посчитаем от 10 до 1.

Дети считают…

Пилот: наш самолёт набрал высоту. Хорошего всем полёта.

Инопланетянин: Взлетаем. Летим над облаками. Посмотрите на бортовой экран что мы с вами видим ?

Дети: облака

Инопланетянин: какие они?

 Дети: красивые, лёгкие и воздушные

Инопланетянин :

Динамическая пауза «Облака»

Дети проговаривают текст и повторяют соответствующие движения.

Беленькое облако                                                                                         (Округлённые руки держат перед собой, пальцы в замок.)                  Поднялось над крышей,                                                                                                  (Не расцепляя пальцев, поднимают их над головой.)                                        Устремилось облако                                                                                         (Выпрямляют руки.)                                                                                                       Выше, выше, выше!                                                                                                   (Тянутся за руками вверх)                                                                                                     Ветер это облако                                                                                                          (Плавно покачивают руки нал головой из стороны в сторону.)                                 Зацепил за кручу,                                                                                                                            (Сцепляют руки кончиками пальцев над головой.)                                                    Превратилось облако в дождевую тучу                                                                  (Описывают руками через стороны вниз большой круг и приседают.)

Инопланетянин: Ребята! Посмотрите на экран, кажется, мы подлетаем к Арктике, впереди появились снежные просторы.

Пилот: Будьте внимательны! Самолёт идёт на посадку.

Пилот: Наш самолёт приземлился. Вы можете покинуть борт самолёта. Не забудьте одеть тёплые вещи.

Температура за бортом самолёта – 40 .

Инопланетянин: Очень холодно, но мы же взяли тёплые вещи, давайте их оденем

Разминка «Одеваем вещи»

Инопланетянин: Все готовы? Внимание! Покидаем борт самолёта.

Дети выходят, и в этот момент включается северное сияние.

Инопланетянин: И правда! Здесь кругом царство снега и льда.

Посмотрите на небо. Какое прекрасное зрелище!

Что это?

Дети: Северное сияние.

Инопланетянин: Что же такое северное сияние?

Дети рассказывают про северное сияние. Воспитатель показывает его с помощью видеоаппаратуры и обобщает ответы.

(Северное сияние иногда называют полярным сиянием. Это проявление магнитных сил земли. Магнитные силы задерживают солнечный ветер. Частицы его движутся к полюсам, сталкиваются с частицами воздуха и светятся на небе. Появляются полоски разного цвета: красные, синие, жёлтые и зелёные).

Инопланетянин: Смотрит в бинокль.

Посмотрите, у нас вдалеке появилась огромная гора? Вы знаете, как она называется?
Дети: Айсберг.

Инопланетянин? Кто знает, что такое айсберг?

Дети рассказывают про айсберги. Воспитатель показывает его с помощью видеоаппаратуры и обобщает ответы.  

(Айсберг крупная глыба пресного льда, отломившаяся от ледников, спускающихся в море. Направление дрейфа айсбергов зависит главным образом от океанических течений, поэтому айсберги часто движутся против ветра. Большая часть айсберга скрыта под водой).

Инопланетянин: Ребята! может быть, мы подойдём ближе.

Дети подходят  к айсбергу

Инопланетянин: Посмотрите, какой он огромный, наверное, очень тяжёлый? А, почему же он не тонет?

Ответы детей.

Инопланетянин: Ребята! Пока мы сюда шли, я подобрал небольшие льдинки. Я так думаю, они могли бы нам помочь проверить, почему айсберги не тонут. Но нам нужно найти место, где бы мы могли это проверить.

Смотрит в бинокль, и видит вдалеке полярную исследовательскую станцию.

Инопланетянин: что это там?

Дети: полярная станция

Инопланетянин: Интересно, интересно, а что же такое полярная станция и для чего она нужна?

Ответы детей.

Инопланетянин: Пойдёмте скорее, нужно обязательно проверить.

Дети отправляются к полярной станции, входят и видят внутри исследовательскую лабораторию

Инопланетянин: Сколько тут всего интересного. Давайте по экспериментируем! Льдинки уже у нас есть, а что же нам ещё понадобится?

Дети: вода, ёмкости,  лупа или микроскоп.

Опыт со льдом: «Почему айсберг не тонет в воде?»

Инопланетянин: Давайте проверим! Действительно ли наши маленькие айсберги плавают? Погружаем наши «айсберги» в воду. Они утонули?
                                                                                                                                                   
Дети: Нет.
                                                                                                                                       
Инопланетянин: А как вы думаете, почему?

Дети: Ответы детей.(потому что они маленькие)

Инопланетянин: Хорошо, давайте возьмём льдинку побольше.

Дети опускают в воду  льдинку побольше.

Инопланетянин: Что же произошло теперь?

Дети: Льдинка не утонула

Инопланетянин: А теперь ребята, возьмите лупу и рассмотрите хорошенько наш айсберг, что можно увидеть внутри него?

Дети:  воздух


Инопланетянин. Наше исследование закончилось. Ну что продолжим наше путешествие?

Дети отправляются дальше.

Инопланетянин обращает внимание детей на следы животных.

Посмотрите! Мы что, здесь, не одни?

Дети: Это следы животных 

Инопланетянин: Ребята! А вы знаете, каким животным они принадлежат?

Дидактическая игра «Чей след?»

Дети -«учёные» рассматривают по очереди следы и рассказывают, каким животным они принадлежат, ответы появляются на экране.

Дети рассказывают о полярных животных: белом медведе, тюлене, морже, лемминге, песце, зайце.

Инопланетянин: смотрит в бинокль 

А, что там за фонтанчики? откуда они здесь, как вы думаете?

Дети рассказывают о ките Нарвале и Косатке.

Инопланетянин: Как же эти животные не мёрзнут на таком холоде, а ещё плавают в ледяной воде?

Дети:  У  животных очень толстая жировая прослойка, которая не дает им намокнуть и замёрзнуть.

Инопланетянин: Давайте проверим это предположение:

Дети возвращаются на полярную станцию

Инопланетянин: Что нам понадобится?

 Перед каждым ребёнком  по 2 полоски бумаги. (одна сухая а другая смазанная жиром) Дети по очереди опускают их в воду.

Делают выводы. 

Дети: полоска смазанная жиром отталкивает воду, жир защищает животных от  проникновения воды, поэтому шерсть животных и перья птиц не намокают в воде. Жир также не пропускает холодный воздух. Поэтому животные и птицы не мерзнут.

Слышится шум снежной бури.

Инопланетянин: я слышу шум ветра, мне кажется, скоро начнётся буря. Я как начальник экспедиции объявляю об окончании нашего путешествия на Северный полюс. Мы много интересного узнали об Арктике и её обитателях. Прошу всех срочно пройти на борт самолёта. …

Занимаем свои места в самолете,

Пилот.  Внимание! Пристегнуть ремни. Мы возвращаемся. Для того, чтобы взлететь посчитаем от 10 до 1 .

Инопланетянин: Ребята давайте посмотрим на наш бортовой экран и ещё раз полюбуемся красотой  Арктики.

На бортовом экране видео  Арктики.

Затем на бортовом экране появляются облака.

Пилот: наш самолёт набрал высоту. Хорошего всем полёта.

Затем появляются Воронеж и территория детского сада.

Пилот: Наш самолёт прибывает в конечный пункт назначения. Прошу всех приготовится. Мы идём на посадку. Внимание! Мы приземлились. Можете покинуть борт самолёта

Инопланетянин: Вот ребята мы снова вернулись в наш детский сад. Давайте вспомним, что мы сегодня увидели.

Как вы думаете, что нам может в этом помочь?

Дети: фотографии.

Инопланетянин: Да, в этом нам помогут фотографии, которые мы сделали в этом увлекательном путешествии.

Инопланетянин:  Вот я вижу северное сияние, а вот айсберг, а это удивительные животные, которые не мёрзнут в такой жуткий мороз и ещё много всего, что мы видели. Спасибо, вам ребята.

Слышен звук: Пора возвращаться на свою планету!...

 Инопланетянин: Ребята! Мне уже пора возвращаться Меня ждут на моей планете. Мне было очень интересно путешествовать. Можно я возьму эти фотографии и покажу своим друзьям.

Дети: Да.

Инопланетянин:  Спасибо вам большое! Теперь мои друзья тоже это увидят.

Можно я ещё как-нибудь прилечу, и мы отправимся в космическое путешествие, где тоже очень много интересного.

Дети: Да!

Раздаётся звук улетающего НЛО. Инопланетянин улетает.

Уважаемые гости, надеюсь, вам понравилось наше увлекательное путешествие. На столе  лежат лепестки цветка настроения. Возьмите лепесток того цвета, который соответствует сейчас вашему настроению  и выложите цветок вокруг смайлика.

(После каждого наблюдения, обязательно обращать внимание детей на то, что необходимо обязательно наводить порядок в лаборатории)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект совместной деятельности "В царстве снега и льда"

Формирование у детей старшего дошкольного возраста умения решать познавательные задачи и делать выводы....

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему : "Север - царство снега и льда"

Данное занятие предназначенно для детей подготовительной логопедической группы с ОНР. В занятии использованны элементы логоритмики....

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миром в подготовительной группе Тема занятия: «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»...

Конспект ООД по ФЦКМ "Путешествие в Царство снега и льда" в подготовительной к школе группе

Цель: обобщение знаний детей об арктических животных.Задачи: Образовательные: расширять представления об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях; обогащ...

Конспект совместной исследовательской деятельности в подготовительной группе «В царстве снега и льда»

Цель: Уточнить свойства снега и льда.Задачи: Упражнять в умении проводить простейшие опыты со снегом и льдом. Учить договариваться друг с другом при работе в подгруппе. Познакомить детей с к...

Конспект по ознакомлению с окружающим миром «Север - царство снега и льда»

Конспект занятия по ознакомлению с окружающим миромв подготовительной группеТема занятия: «Север - царство снега и льда»Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на С...