Конспект ООД по ФЦКМ «Путешествие в Царство снега и льда» в подготовительной к школе группе
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Андреенкова Елена Михайловна

Цель: обобщение знаний детей об арктических животных

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл puteshestvie_v_tsarstvr_snega_i_lda.docx19.97 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад «Снежинка»

Конспект ООД по ФЦКМ

 «Путешествие в Царство снега и льда»

 в подготовительной к школе группе

Составили: воспитатели

 Андреенкова Е.М.

Сукач М. Ю.

г. Гагарин

2021 г.

Цель: обобщение знаний детей об арктических животных.

Задачи:

Образовательные:

 расширять представления об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях; обогащать и активизировать словарь, развивать связную речь.

Развивающие:

развивать наблюдательность, внимание, мышление, память, любознательность, воображение, умение анализировать, обобщать,  делать выводы.

Воспитательные:

воспитывать доброе и заботливое отношение к живой природе, интерес и стремление изучать природу; формировать понимание, что для сохранения природы нужно ее беречь.

Предварительная работа: занятия и беседы по теме «Животный мир Арктики», просмотр картинок, иллюстраций, видеофильмов, чтение статей о животных Арктики в детских энциклопедиях, книгах, дидактические и подвижные игры.

Оборудование: иллюстративный материал, энциклопедическая литература, глобус, рисунки, поделки детей, лепбук «Животные Арктики».

Ход деятельности.

Воспитатель:

Солнце на небе проснулось,

Нам, ребятам улыбнулось.

Глазки тихо закрываем,

Руки к небу поднимаем.

Лучик солнышка возьмем

И к сердечку поднесем. (Дети стоят полукругом)

Воспитатель: Дети, в ваших сердечках поселилось тепло и добро. Давайте этим теплом поделимся, передадим через ладошки друг другу. Как приятно тепло, добро, хорошее настроение пошло по ладошкам. И пусть хорошее настроение останется на протяжении всего нашего путешествия.

Звучит музыка. Появляется Умка.

- Ой, а кто это у нас такой маленький, беленький. Да это же Умка. Он у нас давно гостит. Только сегодня он почему – то загрустил и не хочет  шалить и веселиться. Как вы думает, дети, что же с ним случилось? Можем мы ему помочь?

Умка: Я у вас играл, резвился,

            Рисовал. Но загостился.

            К маме мне уже пора.

            Помогите, детвора!

            Где мне мамочку найти,

            Как не сбиться мне с пути?

Воспитатель: Что же делать? Куда нашему Умке отправиться? Где он живет? А что такое  Арктика?

Дети: Арктика – это Северный Ледовитый океан и земли, которые к нему прилегают. Это белоснежное царство холода, снега и льда. Арктика – северная полярная область Земли.  В переводе с греческого языка означает «медведица».

Воспитатель:  Но где же находится Арктика? Это мы можем узнать, если рассмотрим…что? Глобус. А что такое глобус?

Дети: Это маленькая модель Земли.

Воспитатель: Кто покажет Арктику на глобусе? (ребёнок показывает Арктику на глобусе)

Воспитатель: Что вы знаете о погоде в Арктике?

Дети: Климат в Арктике очень суровый. Зимой температура опускается до -60 С. Зимой несколько месяцев подряд солнце совсем не показывается над горизонтом. Такой период называется полярная ночь. Только луна освещает зимние, снежные просторы. Летом в Арктике наступает полярный день. Солнце светит круглые сутки. Но солнце не поднимается высоко и не греет землю. Поэтому в Арктике холодно в течение всего года, зимой и летом.

Воспитатель: Да, в Арктике очень холодно. Чтобы не заболеть, нужно сделать массаж.

Чтобы горло не болело, мы его погладим смело. (Дети поглаживают ладонями шею сверху вниз).

Чтоб не кашлять, не чихать, надо носик растирать. (Указательным пальцем растирают крылья носа).

Лоб мы тоже разотрём. Ладошку держим козырьком.(Прикладывают ко лбу ладони  «козырьком» и растирают его движениями «в стороны – вместе)

«Вилку пальчиками сделай, помассируй ушки, шею. (раздвигают указательный и средний пальцы и растираю точки впереди и сзади за ушами).

Знаем, знаем мы всегда, нам простуда не страшна! (Потирают обе ладони).

Воспитатель: Вижу, вы готовы к путешествию. Обратите внимание на глобус: Арктика далеко расположена?

Дети: Да.

 Воспитатель: На чём мы можем туда добраться? (На самолёте)

Воспитатель: Давайте вспомним правила безопасности в полёте.

Дети: Надо пристегнуть ремни, не вставать с мест, не открывать иллюминаторы.

Воспитатель: А сейчас произнесём волшебные слова: «Мы отправимся с вами туда, где царство холода и льда!». Взлетаем, летим над облаками. Посмотрите в иллюминатор, какие они красивые, легкие, воздушные. Мы летим над северным Ледовитым океаном, а что это такое огромное белое плывёт? (Айсберг) А что такое айсберг?

Дети: Айсберги – это плывущие по воде гигантские глыбы льда. Когда – то они откололись от ледников.  Верхняя часть, или вершина айсберга, виднеется над водо. Большая часть скрывается в глубине.

Будьте внимательны! Самолёт идёт на посадку. Мы приземляемся. Покидаем борт самолёта. Здесь так холодно. Кругом царство снега и льда. Посмотрите на небо, какое прекрасное зрелище! Это северное сияние. А кто знает, что это?

Дети: Северное сияние – мистическое, непредсказуемое и красивое небесное свечение, внезапно появляющееся и точно так же внезапно исчезающее. От этого зрелища захватывает дух, оно может продолжаться от десяти минут и до нескольких суток. В один миг появляются бегущие цветные лучи и полосы или на всём небосводе с востока на запад вспыхивает многоцветный пульсирующий занавес.

Воспитатель: Кто же нас встречает в Арктике?

Загадка: Длинный мех бел, как снег.

Ест тюленей и рыб на обед.

Он отличный пловец –

И заботливый отец.

Весит тысячу  килограмм. (Белый медведь).

Кто может рассказать про медведя?

Дети: Белый медведь  - грозный хищник. Это настоящий повелитель ледяных просторов Арктики. Благодаря острому чутью он выслеживает подо льдом тюленей, а труп кита может учуять даже за 30 км! У белого медведя под густой шерстью есть толстый слой подкожного жира, который помогает животному сохранять тепло. Белый медведь прекрасный пловец, он спокойно ныряет в ледяную воду. Чтобы выбраться наружу, медведь хватается мощными когтями за проплывающую льдину. Затем зверь отряхивается, и его шерсть вновь становится сухой и не обмерзает.

Воспитатель: Послушайте ещё загадку:

Толстый в складку богатырь –

В ластах и безухий.

Ковыряет со дна морского

Раковин покушать.

У него клыки, как сабли,

Мех короткий, но густой.

Угадайте – ка ребятки,

Что за богатырь такой? (Морж).

Дети, кто нам хочет рассказать про моржа?

Дети: Морж – очень близкий родич тюленя, который обитает в Арктике. Вес взрослого самца может достигать 2 тонн, а длина клыков целого метра! Клыки моржей  - это на самом деле вытянутые передние зубы, самцы активно используют их во время схваток между собой. Этими гигантскими зубами животное роется в морском дне, добывая раковины устриц и других моллюсков.  А ещё клыки помогают животным выбираться из воды, а также пробивать дырки и дышать, когда моржи плавают подо льдом.

Воспитатель: Как много мы узнали про моржа. А эта загадка про кого?

Что за хищник за такой

С шерстью бело – голубой?

Хвост пушистый, мех густой,

В норы ходит на постой.

Птицы, яйца, грызуны –

Для него всегда вкусны.

На лису похож немного,

Тоже псовая порода. ( Песец).

Кто может рассказать про песца?

Дети: У белого песца такой густой мех, что этот зверёк не мёрзнет даже при -50 С! Летом шерсть песца приобретает сероватый оттенок. Песец охотится на зайцев, но ловит также леммингов – небольших грызунов, едва крупнее мыши.

Воспитатель: Дети, отгадайте ещё одну загадку.

Словно царскую корону,

Носит он свои рога.

Ест лишайник, мох зеленый.

Любит снежные луга. (Олень).

Дети, что вы знаете интересного про оленя?

Дети: Северный олень – крупное, тяжелое, но грациозное и необыкновенно красивое животное. Он покрыт густой коричневой, слегка сероватой шерстью.  Ноги у оленя не очень длинные. У него вытянутая голова, короткие уши, выразительные темные глаза и маленький хвостик. Северный олень известен своими прекрасными рогами, у него они больше, чем у оленей других видов. Раз в год олень сбрасывает свои рога, и на их месте вырастают новые. Северный олень травоядный. Летом ест травянистые растения, зимой ему приходится добывать пищу из-под снега. Из-за сурового климата эти олени приспособились к питанию лишайниками,  мхами, небольшими кустарниками. Также олени охотно едят грибы.

Воспитатель: Давайте отдохнём, и поиграем в игру «Зайка беленький».

Воспитатель: Дети мы помогли Умке вернуться домой, много интересного узнали об Арктике. Но нам пора подниматься на борт самолёта.  Мы пролетаем над островом Врангеля, кто может рассказать,  что это за остров.

Дети: Когда человек начал осваивать Арктику, он стал наносить вред природе, особенно животным. Поэтому сейчас в нашей стране существуют проекты по защите арктических животных. Проекты контролирует лично президент Владимир Владимирович Путин. Среди них – программа «Белый медведь». Её цель – изучить, сохранить и восстановить численность белых медведей в Арктике. Также были созданы заповедники. Например, заповедник «Остров Врангеля». Это арктический остров. Он назван в честь российского полярного исследователя Фердинанда Петровича Врангеля.

Воспитатель: Вот мы вернулись в любимый детский сад. Давайте покажем нашим гостям, какие поделки мы умеем делать, и ещё раз вспомним Арктику. ( Проводится презентация детских работ и поделок по теме «Животный мир арктических пустынь»)


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Конспект интегрированного занятия по ознакомлению с окружающим миром и аппликации в подготовительной к школе группе, тема «Из чего делают бумагу»

Познакомить детей с производством бумаги. Обратить внимание детей на необходимость бережного использования бумаги, на связь охраны леса с нашей повседневной жизнью....

Конспект ООД по ФЦКМ "Путешествие в Царство снега и льда" в подготовительной к школе группе

Цель: обобщение знаний детей об арктических животных.Задачи: Образовательные: расширять представления об особенностях географического положения Арктики, её природных условиях и обитателях; обогащ...

КОНСПЕКТ ОРГАНИЗОВАННОЙ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПО ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЙ ОБЛАСТИ «РЕЧЕВОЕ РАЗВИТИЕ» ДЛЯ ДЕТЕЙ ПОДГОТОВИТЕЛЬНОЙ К ШКОЛЕ ГРУППЫ С ТНР ИГРА-ПУТЕШЕСТВИЕ «ЛЕСНАЯ ШКОЛА»

Активизировать словарь по теме «Дикие животные». Упражнять в использовании здоровьесберегающих технологий в  образовательной деятельности: игровой самомассаж, биоэнергопластика; Учить...

Конспект непосредственной образовательной деятельности по ознакомлению с окружающим миром для детей подготовительной к школе группы компенсирующей направленности с ТНР Форма проведения: « Гость группы» Тема: «Знакомство с профессией логист».

Обоснования выбранной педагогической  технологии:Социоигровая технология позволяет реализовать личностно-ориентированное обучение, организация собственной деятельности детей в атмосфере взаимопон...

Конспект открытого Комплексного занятия по развитию речи и конструированию с детьми подготовительной к школе группы группы "Весёлый зоопарк" воспитателя Кузьмичёвой Елены Фёдоровны

1 частьКонспект разработан для проведения открытого занятия по работе детей старшего дошкольного возраста по составлению описательных рассказов о животных с помощью мнемотаблиц. в течение года дети уч...

Конспект итогового логопедического занятия за первое полугодие по обучению грамоте в подготовительной к школе группе «Дружные ребята» на тему: «Путешествие в Буквенное царство, Звуковое государство»

Программное содержание.Коррекционно-образовательные цели:Закреплять навык звукослогового анализа слов.Закрепить графический образ букв.Закреплять умения составлять предложения по опорным сл...