Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему : "Север - царство снега и льда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)

Муллахметова Гульназ Анваровна

Данное занятие предназначенно для детей подготовительной логопедической группы с ОНР. В занятии использованны элементы логоритмики.

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл konspekt_sever_-_tsarstvo_snega_i_lda.docx31.61 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное автономное дошкольное образовательное  учреждение детский сад №1 «Радуга» ГО г.Агидель РБ

Конспект НОД по ознакомлению с окружающим

миром в подготовительной группе

на тему: « Север – царство льда и снега»

                                                     

                                                    Подготовила: воспитатель

                                                                        первой категории Муллахметова Г.А.

Январь 2019 г.

    Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на  Севере, познакомить с животными Севера.

Задачи:

- продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;

- развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;

 - расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;

 - воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу;

 - воспитывать бережное отношение к животным и природе.

Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое,  социально-коммуникативное, физическое развитие.

Словарная работа: материк, чум.

Средства: интерактивная доска, ноутбук, презентация, глобус.

Раздаточный материал: кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж, песец, полярный заяц, пингвины).

Предварительная работа:

Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик»;

Просмотр мультфильмов «Умка»;

Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;

 

Ход занятия:

- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу(глобус)

- Что такое глобус?  Какого цвета на глобусе больше всего?

- Как вы думаете, что обозначено этим цветом?

- Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.

- Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный – это равнины.

- Что обозначают коричневым цветом?  (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.

- Что обозначено жёлтым цветом?

- Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?

- Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?

- Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)

- А на чём, можно туда добраться?(на корабле, самолете, вертолёте, снегоходе, лыжах)

- Хотите побывать на Севере, как Женя?(да)

- Тогда давайте собираться и одеваться.

- А что мы оденем?(тёплую зимнюю одежду)

Раз, два, три, четыре -

Север  нам откройся шире.

Раз, два, три, четыре, пять –

вот и  северная гладь.

Слайд №2,3

-  Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом.  Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода.  Часто в период полярной ночи,  на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.

Слайд №4,5

- Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень  короткое, нежаркое. Как вы думаете,  живут  ли люди на крайнем  на Севере?

- Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум.  Как вы думаете, из чего их делают?(из шкуры оленей) (Сравниваем с башкирской юртой)

Слайд №5

- Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.

Физкультминутка

Дуют ветры ледяные

(Дети машут руками вверху)

Горы снежные, крутые.

(руки поднять вверх, встать на носочки)

Там о лете не слыхали

(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)

Там согреешься едва ли

(обнять себя руками)

Он не мал и не велик

(Руки свести и развести в стороны)

Этот снежный материк.

(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .

 

 - Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике? Слайд №6

Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?

Слайд №7

- Правильно молодцы. Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь  легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Какие у белого медведя лапы. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Основная пища белого медведя –рыба и тюлени.

 Слайд №8

Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы.  Для чего оленю такие копыта?

 Края копыт оленя ещё  крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.

Слайд №9

Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.

Слайд №10.

Песец - это удивительное полярное животное – песец, отнюдь не является родственником лисиц, полярной же лисой его прозвали только за его похожесть по внешнему виду с хитрыми лисичками. А родственником (хотя и дальним) песец является волкам и собакам, так как принадлежит он к семейству псовых. От обычной лисы песцы отличаются более короткими ушами, покрытыми шерсть, короткими лапами, подушечки которых также покрыты шерстью. Слух у песцов очень тонкий, также они имеют отлично развитое обоняние, а вот зрение у этих полярных зверей развито несколько хуже, но также они видят довольно хорошо.

Шерсть песца очень густая  и теплая. Шерсть песцов  способна менять свою окраску в зависимости от сезонна, летом они выглядят рыжевато-черными либо бурыми, а зимой их шерсть становится белой либо голубой. Этот пушистый зверек является хищником, причем сочетающим охоту и нахлебничество. Частой добычей этих зверьков являются странствующие грызуны – лемминги. Нередко песцы охотятся и на птиц , ловят рыбу. Сами же песцы также могут стать добычей других более крупных полярных хищников: волков, белых медведей. Но конечно же главным врагом песцов является человек, а всему виной их густой мех, ставший причиною массового истребления этих удивительных зверей охотниками и браконьерами. И это не удивительно, ведь шуба из песца стоит очень и очень не дешево.

Слайд №11

Заяц – беляк – житель крайнего Севера. Питается в основном травянистыми растениями, корой деревьев, ягодами. Наивысший пик активности у них приходится на вечернюю и предрассветную пору. Зимой зайцы беляки вырывают себе небольшую норку в снегу, где прячется в непогоду или же в светлое время суток. Летом подобных убежищ беляки обычно не делают, а устраиваются в укромном месте просто примяв траву.

С места своего убежища до места кормёжки беляки в основном передвигаются по одному и тому же маршруту. Особенно заметно это становится в зимнее время — они настолько хорошо натаптывают тропы, что по ним свободно может передвигаться даже человек.В поисках пищи этот длинноухий способен передвигаться на очень большие расстояния — до 10 километров за одну ночь. Но если еды у длинноухого достаточно, то за ту же ночь он может пройти всего лишь один километр.

У зайца очень плохо развиты зрение и обоняние, зато он имеет отличный слух. Умение очень быстро передвигаться — единственное средство защиты в случае опасности. Главными врагами зайца – беляка являются хищные звери и человек.

Опыт (слайд №12)

- Чтобы выяснить это, проведем опыт. (Работа в подгруппа по 5 человек)

У вас на столе кусочек теста, сделайте из него   лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?

- А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?

- Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного  проваливаются в снег.

Слайд №13

Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м.  Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные  толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.

Слайд №14

Кто на севере живёт,

Обожает снег и лёд?

Вместо плюшек и конфет

Рыбку кушает в обед.

Ловит он её весь день

С лёгкостью! Ведь он  ….(тюлень)

 Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Выныривает тюлень, наберёт воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?

( Они большие и неповоротливые, у них нет лап. Именно поэтому , тюлени становятся лёгкой добычей для белых медведей. Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.

Слайд №15

В Антарктиде кто не знает

Птицу ту, что не летает,

Что ныряет в море с льдин!

Ах, да это же…….(пингвин)

Пингвины  - это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны под водой, чтобы грести. Пингвин при необходимости может провести под водой 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину – папе приходится его высиживать  и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.

Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребёнка с чужим, даже среди сотен птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины совсем не боятся людей и смело при ходят к морякам и полярникам в гости.

 - Ребята нам пришла пора возвращаться в детский сад. Здесь становится очень холодно. А чтобы мы быстро добрались , давайте полетим на вертолёте.(Приготовили пропеллеры – звукоподражание т-т-т-т-т)Полетели.

Работа парами (конверты с заданием)

 - У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на пары, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы все вместе посмотрим,  у кого какое животное получилось. Что вы можете сказать о каждом из них?

     Слайд №16

 Мы сегодня много нового узнали об обитателях Севера. Все эти животные занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей -  сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.

Рефлексия. Подведение итога

Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?

• Толстый слой жира.

• Густая тёплая шерсть.

• Широкие лапы.

• Окраска меха.

- Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались?  Что вам понравилось?

 

 

 


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

План-конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на зимнюю тему в ясельной группе «Снег-снежок кружится»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Возраст: 2-3 годаНазначение: конспект предназначен для воспитателей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить детей со свойствами сн...

План-конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на зимнюю тему в ясельной группе «Снег-снежок кружится»

Образовательная область: «Познавательное развитие»Возраст: 2-3 годаНазначение: конспект предназначен для воспитателей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить детей со свойствами сн...

Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Цветочное царство Дюймовочки».

Конспект интегрированного занятия  в старшей группе по теме:  «Цветочное царство Дюймовочки»....

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.

КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В С...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему "Беспорядок"

middot;        приучать содержать комнату в порядке;·        упражнять в классификации предметов по цвету;·...

Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в младшей группе: «А снег идёт»

Задачи:Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей;Дать представления о св...

План-конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на зимнюю тему "Снег снежок кружится"

Цель: познакомить детей со свойствами снега и знаниями о снеге, расширять представления о зиме, совершенствует грамматический строй речи, развитие мелкой моторики рук.Задачи:&bull...