Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему : "Север - царство снега и льда"
план-конспект занятия по окружающему миру (подготовительная группа)
Данное занятие предназначенно для детей подготовительной логопедической группы с ОНР. В занятии использованны элементы логоритмики.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konspekt_sever_-_tsarstvo_snega_i_lda.docx | 31.61 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное автономное дошкольное образовательное учреждение детский сад №1 «Радуга» ГО г.Агидель РБ
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим
миром в подготовительной группе
на тему: « Север – царство льда и снега»
Подготовила: воспитатель
первой категории Муллахметова Г.А.
Январь 2019 г.
Цель: Расширять представления детей об условиях жизни на Севере, познакомить с животными Севера.
Задачи:
- продолжать знакомить и углублять знания детей о России, а именно о Севере;
- развивать познавательную активность, способность анализировать, делать выводы, устанавливать причинно-следственные связи;
- расширять кругозор детей, развивать мышление, сообразительность, воображение, речь;
- воспитывать у детей любовь к Родине, ее народу;
- воспитывать бережное отношение к животным и природе.
Интеграция образовательных областей: познавательное, речевое, социально-коммуникативное, физическое развитие.
Словарная работа: материк, чум.
Средства: интерактивная доска, ноутбук, презентация, глобус.
Раздаточный материал: кусочек теста, карандаш, зубочистка; разрезные картинки с изображением животных севера (белый медведь, северный олень, полярный волк, морж, песец, полярный заяц, пингвины).
Предварительная работа:
Чтение: В. Катаев «Цветик – Семицветик»;
Просмотр мультфильмов «Умка»;
Д/и «Кто чем питается», «Кто где живет?», «Четвертый лишний» «Угадай животное», «Назови правильно»;
Ход занятия:
- Ребята, посмотрите, что я сегодня принесла вам в группу(глобус)
- Что такое глобус? Какого цвета на глобусе больше всего?
- Как вы думаете, что обозначено этим цветом?
- Чем темнее цвет; тем глубже в этом месте море или океан.
- Какие ещё цвета есть на глобусе? Зелёный – это равнины.
- Что обозначают коричневым цветом? (обозначаются горы). Чем темнее цвет, тем горы выше.
- Что обозначено жёлтым цветом?
- Вспомните сказку "Цветик-семицветик". Куда отправилась девочка Женя, оторвав первый лепесток?
- Покажите, где расположен Север на глобусе. А почему вы так решили?
- Дети, что такое Север? Что вы о нем знаете? (Царство вечного холода, снега и льда)
- А на чём, можно туда добраться?(на корабле, самолете, вертолёте, снегоходе, лыжах)
- Хотите побывать на Севере, как Женя?(да)
- Тогда давайте собираться и одеваться.
- А что мы оденем?(тёплую зимнюю одежду)
Раз, два, три, четыре -
Север нам откройся шире.
Раз, два, три, четыре, пять –
вот и северная гладь.
Слайд №2,3
- Климат в Арктике очень суровый. Ледяной и снежный покров держится почти весь год. Зимой температура опускается до -60 градусов. Что происходит с водой при такой температуре воздуха? Какие бывают осадки? (Ответы детей) А еще там дуют сильные ветры, часто бушует пурга. Летом в Арктике наступает полярный день. Это когда солнце светит круглые сутки. Оно здесь никогда не поднимается высоко над горизонтом, и его лучи мало нагревают поверхность, покрытую льдом и снегом. В этих местах холодно в течение всего года: и зимой и летом. Зимой на Севере темно: нет ни утра, ни дня, ни вечера - круглые сутки ночь. Это полярная ночь. Она длится полгода. Часто в период полярной ночи, на небе можно увидеть Северное сияние. Северное сияние – это завораживающее, прекрасное зрелище. Темное синее небо часами переливается разноцветными огнями.
Слайд №4,5
- Если зимой – полярная ночь, то летом – полярный день: сплошной день, белые ночи. Несмотря на суровый климат, на Севере бывает лето, но оно очень короткое, нежаркое. Как вы думаете, живут ли люди на крайнем на Севере?
- Они живут в очень тяжелых природных условиях, но ни за что не променяют свою землю на какую-то другую. Потому что Север – это их родной дом, малая родина, которую они любят всем сердцем. Живут они в специальных домах, похожих на палатки. Кто знает, как называется такой дом? Называется такое жилище - чум. Как вы думаете, из чего их делают?(из шкуры оленей) (Сравниваем с башкирской юртой)
Слайд №5
- Такие дома хорошо защищают от ветра и холода.
Физкультминутка
Дуют ветры ледяные
(Дети машут руками вверху)
Горы снежные, крутые.
(руки поднять вверх, встать на носочки)
Там о лете не слыхали
(ладонь прижать к уху, наклоны в стороны)
Там согреешься едва ли
(обнять себя руками)
Он не мал и не велик
(Руки свести и развести в стороны)
Этот снежный материк.
(хлопнуть в ладоши на уровне груди) .
- Для всего живого условия здесь очень суровые. Обживать арктические пустыни дерзают немногие виды животных. Какие животные обитают в Арктике? Слайд №6
Как вы думаете, почему у большинства животных белая окраска?
Слайд №7
- Правильно молодцы. Белый медведь – самый большой медведь, он является самым крупным млекопитающим отряда хищных в мире. Белых медведей на Земле осталось не так уж много, поэтому охота на них запрещена, они занесены в «Красную книгу». Длина тела взрослого медведя может быть до 3 метров, а вес может достигать тонны. Белые медведи могут достаточно быстро бегать, да еще и отлично плавать. У белого медведя есть подкожный слой жира, который зимой может быть до 10 см толщиной. Поэтому медведь легко может плавать в ледяной воде и переносить сильные холода. Какие у белого медведя лапы. Лапы у него очень широкие, поэтому он не проваливается на снегу, может долго и быстро плавать, подошвы покрыты густой шерстью, так что лапы не мерзнут. Основная пища белого медведя –рыба и тюлени.
Слайд №8
Северный олень - житель Крайнего Севера. У него замечательная шерсть - густая, мягкая. Особенно тёплая она становится в зимние месяцы, когда наступают морозы и бушуют метели. Копыта северного оленя особенные. Они широкие да ещё могут раздвигаться, как растопыренные пальцы. Для чего оленю такие копыта?
Края копыт оленя ещё крепкие и острые. Это очень важно! Копытами, как лопатами, северный олень раскапывает, разгребает снег, чтобы добраться до вкусного мха (ягеля). Главное украшение северных оленей - их большие ветвистые рога. Каждый год олени меняют старые рога на новые. У малышей - оленят тоже есть рожки, только маленькие. Олени дают вкусное молоко. Северные олени - путешественники. Огромные стада кочуют по тундре, совершая большие переходы. А во главе стада идёт вожак - самый опытный и сильный олень.
Слайд №9
Полярный волк - Обитает на всей территории Арктики и в тундре, за исключением льдин и больших территорий, покрытых льдом. Чтобы выжить, волк приспособился, есть любой корм, который только попадается. Он хорошо приспособлен к жизни в Арктике: может годами жить при минусовой температуре, месяцами не видеть солнечного света и неделями оставаться без пищи. В поисках пищи волчья стая может обходить большие районы. Едят других животных, птиц. Полярные волки живут стаями по 7—10 волков. Стаю, как правило, возглавляет вожак. Во время кормления и воспитания детёнышей все взрослые животные оказывают друг другу помощь. Часто один или два молодых волка присматривают за детёнышами, когда их мать уходит на охоту. Живут в логове.
Слайд №10.
Песец - это удивительное полярное животное – песец, отнюдь не является родственником лисиц, полярной же лисой его прозвали только за его похожесть по внешнему виду с хитрыми лисичками. А родственником (хотя и дальним) песец является волкам и собакам, так как принадлежит он к семейству псовых. От обычной лисы песцы отличаются более короткими ушами, покрытыми шерсть, короткими лапами, подушечки которых также покрыты шерстью. Слух у песцов очень тонкий, также они имеют отлично развитое обоняние, а вот зрение у этих полярных зверей развито несколько хуже, но также они видят довольно хорошо.
Шерсть песца очень густая и теплая. Шерсть песцов способна менять свою окраску в зависимости от сезонна, летом они выглядят рыжевато-черными либо бурыми, а зимой их шерсть становится белой либо голубой. Этот пушистый зверек является хищником, причем сочетающим охоту и нахлебничество. Частой добычей этих зверьков являются странствующие грызуны – лемминги. Нередко песцы охотятся и на птиц , ловят рыбу. Сами же песцы также могут стать добычей других более крупных полярных хищников: волков, белых медведей. Но конечно же главным врагом песцов является человек, а всему виной их густой мех, ставший причиною массового истребления этих удивительных зверей охотниками и браконьерами. И это не удивительно, ведь шуба из песца стоит очень и очень не дешево.
Слайд №11
Заяц – беляк – житель крайнего Севера. Питается в основном травянистыми растениями, корой деревьев, ягодами. Наивысший пик активности у них приходится на вечернюю и предрассветную пору. Зимой зайцы беляки вырывают себе небольшую норку в снегу, где прячется в непогоду или же в светлое время суток. Летом подобных убежищ беляки обычно не делают, а устраиваются в укромном месте просто примяв траву.
С места своего убежища до места кормёжки беляки в основном передвигаются по одному и тому же маршруту. Особенно заметно это становится в зимнее время — они настолько хорошо натаптывают тропы, что по ним свободно может передвигаться даже человек.В поисках пищи этот длинноухий способен передвигаться на очень большие расстояния — до 10 километров за одну ночь. Но если еды у длинноухого достаточно, то за ту же ночь он может пройти всего лишь один километр.
У зайца очень плохо развиты зрение и обоняние, зато он имеет отличный слух. Умение очень быстро передвигаться — единственное средство защиты в случае опасности. Главными врагами зайца – беляка являются хищные звери и человек.
Опыт (слайд №12)
- Чтобы выяснить это, проведем опыт. (Работа в подгруппа по 5 человек)
У вас на столе кусочек теста, сделайте из него лепешку, толщиной 1-1,5 см. А теперь возьмите зубочистку и проткните лепешку. Коснулась она подноса?
- А сейчас возьмите карандаш и нажмите на кусок теста не поточенной стороной. Рассмотрите следы, оставленные от зубочистки и карандаша. Что произошло? Какой можно сделать вывод?
- Чем шире ступня копыта, тем меньше ноги животного проваливаются в снег.
Слайд №13
Моржи очень крупные животные, в длину достигают от3 до 5 м. Тело его очень гибкое. У моржей пара длинных клыков, торчащих из верхней челюсти по направлению вниз. Чем старше морж, тем длиннее у него клыки. Отдыхать и спать моржи могут прямо в воде. На верхней губе у моржа находятся длинные толстые усы, похожие на щётку. С их помощью морж обследует дно в поисках пропитания, ведь на большой глубине, да ещё подо льдом, почти ничего не видно, приходится искать на ощупь. Моржи лежат на берегу, тесно прижавшись друг к другу. Так они согревают друг друга. Питаются рыбой.
Слайд №14
Кто на севере живёт,
Обожает снег и лёд?
Вместо плюшек и конфет
Рыбку кушает в обед.
Ловит он её весь день
С лёгкостью! Ведь он ….(тюлень)
Он прекрасный ныряльщик и пловец. Вместо ног у него – ласты. Выныривает тюлень, наберёт воздух – и снова в воду. Зимой, когда вода быстро замерзает, тюленю приходится пробивать лёд головой. Вне воды тюлени оказываются совсем беспомощными. Почему?
( Они большие и неповоротливые, у них нет лап. Именно поэтому , тюлени становятся лёгкой добычей для белых медведей. Детёныши тюленя совсем белые, их так и называют – бельки, прячутся от белых медведей под защитой родителей среди льдин и торосов.
Слайд №15
В Антарктиде кто не знает
Птицу ту, что не летает,
Что ныряет в море с льдин!
Ах, да это же…….(пингвин)
Пингвины - это морские хищные птицы, которые не летают, зато отлично плавают и ныряют. Крылья им нужны под водой, чтобы грести. Пингвин при необходимости может провести под водой 20 минут. Гнёзда пингвины не делают, мама пингвиниха снесёт единственное яйцо, а пингвину – папе приходится его высиживать и согревать собственным пухом. Мама же отправляется к морю в поисках еды.
Родители-пингвины никогда не перепутают своего ребёнка с чужим, даже среди сотен птенцов они по голосовому сигналу узнают своего птенца и накормят только его. Пингвины совсем не боятся людей и смело при ходят к морякам и полярникам в гости.
- Ребята нам пришла пора возвращаться в детский сад. Здесь становится очень холодно. А чтобы мы быстро добрались , давайте полетим на вертолёте.(Приготовили пропеллеры – звукоподражание т-т-т-т-т)Полетели.
Работа парами (конверты с заданием)
- У меня еще есть для вас интересное задание. Сейчас вы разделитесь на пары, подойдете к столикам и из разрезных картинок соберете животное севера, а потом мы все вместе посмотрим, у кого какое животное получилось. Что вы можете сказать о каждом из них?
Слайд №16
Мы сегодня много нового узнали об обитателях Севера. Все эти животные занесены в Красную книгу, на них запрещено охотиться. К сожалению, из-за ценного меха и беззащитности они часто уничтожаются браконьерами. Сейчас специальные службы выслеживают преступников и предотвращают опасность. Задача людей - сохранить жизнь этим удивительным животным и птицам.
Рефлексия. Подведение итога
Итак, что же помогает выжить животным в Арктике?
• Толстый слой жира.
• Густая тёплая шерсть.
• Широкие лапы.
• Окраска меха.
- Ну, вот и закончилось сегодня наше путешествие по Северу. С какими животными вы сегодня встречались? Что вам понравилось?
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
План-конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на зимнюю тему в ясельной группе «Снег-снежок кружится»
Образовательная область: «Познавательное развитие»Возраст: 2-3 годаНазначение: конспект предназначен для воспитателей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить детей со свойствами сн...
План-конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на зимнюю тему в ясельной группе «Снег-снежок кружится»
Образовательная область: «Познавательное развитие»Возраст: 2-3 годаНазначение: конспект предназначен для воспитателей младшего дошкольного возраста.Цель: познакомить детей со свойствами сн...
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Цветочное царство Дюймовочки».
Конспект интегрированного занятия в старшей группе по теме: «Цветочное царство Дюймовочки»....
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В СТАРШЕЙ ГРУППЕ.
КОНСПЕКТ ИНТЕГРИРОВАННОГО ЗАНЯТИЯ ПО ПОЗНАВАТЕЛЬНОМУ РАЗВИТИЮ (ФЭМП) И ХУДОЖЕСТВЕННО-ЭСТЕТИЧЕСКОМУ РАЗВИТИЮ (КОНСТРУКТИВНО-МОДЕЛЬНАЯ ДЕЯТЕЛЬНОСТЬ) НА ТЕМУ: «ГЕОМЕТРИЧЕСКИЕ ФИГУРЫ» В С...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на тему "Беспорядок"
middot; приучать содержать комнату в порядке;· упражнять в классификации предметов по цвету;·...
Конспект интегрированного занятия по познавательному развитию в младшей группе: «А снег идёт»
Задачи:Знакомить с характерными особенностями следующих друг за другом времен года и теми изменениями, которые происходят в связи с этим в жизни и деятельности взрослых и детей;Дать представления о св...
План-конспект интегрированного занятия по познавательному развитию на зимнюю тему "Снег снежок кружится"
Цель: познакомить детей со свойствами снега и знаниями о снеге, расширять представления о зиме, совершенствует грамматический строй речи, развитие мелкой моторики рук.Задачи:&bull...