Комплексно тематический план работы ДОУ
календарно-тематическое планирование (младшая, средняя, старшая, подготовительная группа) на тему
В методической разработке "Комплексно-тематический план ДОУ" даются комплекс тем, целей и образовательных задач, формы и содержание работы по тематическим проектам в детском саду.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
kompleksno_tematicheskoe_planirovanie.doc | 229.5 КБ |
Предварительный просмотр:
МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик»
Каменского муниципального района, Воронежской области
КОМПЛЕКСНО - ТЕМАТИЧЕСКОЕ
ПЛАНИРОВАНИЕ
ОБРАЗОВАТЕЛЬНОГО ПРОЦЕССА
Разработала: Роговая Л.С.-
старший воспитатель
Пояснительная записка
к комплексно-тематическому планированию
Организационной основой реализации комплексно-тематического принципа построения Программы МКДОУ «Детский сад №6 «Колокольчик» являются примерные темы (праздники, события, проекты), которые ориентированы на все направления развития ребенка дошкольного возраста и посвящены различным сторонам человеческого бытия, а так же вызывают личностный интерес детей к:
- явлениям нравственно-духовной жизни ребенка (Дни доброты, красоты, всемирный день приветствий и др.);
- окружающей природе (вода, земля, птицы, животные и др.);
- миру искусства и литературы (Дни поэзии, детской книги, театра и др.);
- традиционным для семьи, общества и государства праздничным событиям (Новый год, Праздник весны и труда, День матери и др.);
- событиям, формирующим чувство гражданской принадлежности ребенка (День народного единства, День защитника Отечества и др.),
- сезонным явлениям (Осенины, Зимушка хрустальная, Весняночка),
- народной культуре и традициям.
Введение похожих тем в различных возрастных группах обеспечивает достижение единства образовательных целей и преемственности в детском развитии на протяжении всего дошкольного возраста, органичное развитие детей в соответствии с их индивидуальными возможностями.
При использовании комплексно-тематического планирования учитывается следующее:
- количество тем самостоятельно определяется педагогами, реализующими Программу, и может быть, как сокращено, так и увеличено (дополнено другими международными, российскими праздниками или событиями);
- указанные темы могут быть заменены другими социально и личностно значимыми для участников образовательного процесса международными, российскими праздниками или событиями;
- формы подготовки и реализации тем носят интегративный характер, то есть позволяют решать задачи психолого-педагогической работы нескольких образовательных областей;
- формы работы по подготовке и реализации темы детей 3-5 лет могут быть использованы и при подготовке к теме для детей 5-7 лет (например, чтение, беседы, разучивание стихотворений по теме и т.п.);
- одной теме уделяется не менее одной недели (оптимальный период
2 недели);
- тема отражается в подборе материалов, находящихся в группе и в уголках развития.
Комплексно-тематическое планирование в 1 младшей группе
Тема | Рекомендуемый период проведения | Содержание работы | Формы организации | Варианты итоговых мероприятий |
Здравствуй, детский сад! | 20 августа-3-я неделя сентября | Адаптировать детей к условиям детского сада. Познакомить с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка (помещением и оборудованием группы: личный шкафчик, кроватка, игрушки и пр.). Познакомить с детьми, воспитателем. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций | Игра – забава «Чаепитие»; развлечение «Чудесные пятнышки» |
День рождение детского сада | 4-я неделя сентября | Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям. | Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности | Праздник мыльных пузырей, выставка детского творчества, фотоколлаж «Какие мы разные», «Наша группа». |
Всемирный день животных | 1-я и 2-я неделя октября | Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека | Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними) | Игра-развлечение «Кто, кто в теремочке живет?»; Кукольный театр «Колобок» и др., выставка рисунков |
Осенины | 3-я и 4-я неделя октября | Формировать элементарные представления об осени (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Дать первичные представления о сборе урожая, о некоторых овощах, фруктах, ягодах, грибах. Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с особенностями поведения лесных зверей и птиц осенью. | Подвижные игры по теме праздника, чтение художественной литературы; рассматривание фотографий домашних животных, фруктов, ягод, грибов; изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных и птиц, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними); рассказы о сборе урожая, грибов, ягод. Сбор осенних листьев. Игры-эксперименты. | Праздник «Осень». Выставка детского творчества, Сбор осенних листьев и создание коллектив ной работы—плаката с самыми красивыми из собранных листьев. |
Мой родной город | 4-я неделя октября, 2-я неделя ноября | Знакомить детей с родным городом: его названием, объектами (улица, дом, магазин, поликлиника); с транспортом, «городскими» профессиями (врач, продавец, милиционер). | Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города. Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом. | Конструирование «Дом», «Транспорт»; развлечение «В гостях у Сибирячка»; фотовыставка «Мы на отдыхе». |
Всемирный день приветствий | 3-я неделя ноября | Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми | Игровые ситуации, сюжетно-ролевые игры «День рожденье куклы Маши», «Гости»; наблюдения; ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации «Научим кукол Ваню и Аню здороваться»; пальчиковые гимнастики; чтение художественной литературы, развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир эмоций» и др.); | Игра-развлечение «В гости к кукле» |
День матери | 4-я неделя ноября | Формирование представлений об образе матери. (Элементы внешнего вида, имя, профессия, духовные качества) Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней. | Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; игровые ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); чтение художественной литературы по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам. | Оформление фото стенда «Ниши мамы»; выставка рисунков «Моя мама» |
Новогодний праздник | 1-я - 4-я неделя декабря | Расширять представления о зиме, сезонных изменениях в природе. Формировать представления о безопасном поведении зимой; исследовательский и познавательный интерес в ходе экспериментальной деятельности. Формировать представления о Новом годе как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки. | Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника). В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание необходимо обратить на решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность». | Новогодний утренник. |
Зима | 3-я - 4-я неделя января | Знакомить с народным творчеством, фольклором. Формировать элементарные представления о зиме (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц зимой. | Чтение художественной литературы, дидактические игры и упражнения («Собака», «Далеко-близко», «Не ошибись» и пр.), рассматривание картин, чтение потешек, сюжетно-ролевая игра «Поликлиника», дидактические задания «Покажи на картинке», «Найди яблоко такого же цвета», «Покажи такую же морковку». Игры-экспериментирования со снегом, водой. | Развлечение «Зимушка-зима»; выставка детского творчества. |
День доброты | 1-я неделя февраля | Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле | рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям, изображающих добрых и злых героев; чтение по теме праздника; наблюдения за поступками взрослых и детей; организация трудовой деятельности (посильная помощь воспитателям, младшим воспитателям, дворникам и т.п.); развивающие игры «Что доброго делают люди этой профессии?», «Путешествие в мир эмоций» и др.; | Подведение итогов недели добрых дел. Развлечение «Страна добрых поступков». |
День защитника отечества | 2-я - 3-я неделя февраля | Воспитывать внимательное отношение к родным и близким людям – отцу, дедушке, братику. Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества. | Сюжетно-ролевая игра «Семья»; рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника; чтение художественной литературы по теме; мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек); слушание и исполнение «военных» песен | Праздник «День Защитника Отечества», фотовыставка «Мой папа, дедушка, братишка» |
Народная игрушка | 4-я неделя февраля | Знакомить с народным творчеством на примере народных игрушек. Знакомить с устным народным творчеством (песенки, потешки и др.). Использовать фольклор при организации всех видов детской деятельности. | Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок». | Игры - забавы. Праздник народной игрушки. |
Мамин день | 1-я и 2-я неделя марта | Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) вокруг темы семьи, любви к маме, бабушке. | В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню. | Игра-ситуация «Мама согревает». Мамин праздник. |
День птиц | 3-я и 4-я неделя марта | Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека. | Подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание фотографий птиц, изображений домашних и диких птиц, иллюстраций с изображением персонажей сказок, живых объектов в уголке природы; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» и т.д.; наблюдения за птицами (во дворе, в уголке природы, домашними) беседа «Каких птиц мы знаем». | Выставка «Птицы России», развлечение «Сорока-белобока», |
День смеха | 1-я неделя апреля | Развитие чувства юмора у детей. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций | Фотоколлаж «Какие мы веселые», игра-развлечение «Рассмешим куклу Аню». |
День детской книги | 2-я неделя апреля | Формирование интереса и потребности в чтении (восприятии) книг, сказок. Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге | Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»; чтение и рассматривание книг для детей; знакомство с различными видами детских книг (книжка-игрушка, книжка-панорама, книжка-раскладка, книжка-раскраска и др.); знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника; слушание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам; | Выставка детского творчества, постановка сказки артистов кукольного театра. |
Весняночка | 3-я и 4-я неделя апреля | Формировать элементарные представления о весне (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц весной. | Рассматривание иллюстраций и предметов, дидактические игры «Найди и назови», «Покажи такое же»; рассказы воспитателя, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», рассматривание цветов и комнатных растений; беседы «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не обижаем их»; чтение художественной литературы. | Праздник «Веснянка». Выставка детского творчества. |
Всемирный день здоровья | 1-я неделя мая | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. | Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение по теме праздника (на литературном и фольклорном материале); подвижные игры; игровые ситуации по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); развивающие игры «Пирамида Здоровья», «Аскорбинка и ее друзья» и др. | Развлечение «Заболел наш Петушок». Фотоконкурс «Будем здоровыми и сильными». |
Международный день семьи | 2-я неделя мая | Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. | Сюжетно-ролевая игра «Семья»; чтение художественной литературы по теме; организация совместных с членами семьи досугов (чаепития, развлечения); ситуативные разговоры и беседы по теме праздника; слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах). | Семейные посиделки, фотоконкурс «Дружная семья», «Как мы играем дома». Выставка детского творчества. |
Лето красное | 3-я и 4-я неделя мая | Формировать элементарные представления о лете (сезонные изменения в природе, одежде людей, на участке детского сада). Расширять знания о домашних животных и птицах, об овощах, фруктах, ягодах. Знакомить с некоторыми особенностями поведения лесных зверей и птиц летом. Познакомить с некоторыми животными жарких стран. | Рассматривание иллюстраций по теме праздника; рассказ воспитателя «Какие цветы растут на нашем участке»; дидактические игры «Кто как кричит», «Мамы и детки», «Чья мама»; целевые прогулки по территории ДОУ; сюжетно-ролевые игры «Транспорт», «Поликлиника». Чтение художественной литературы. | Праздник «Лето» |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме | 1 июня -20 августа |
Примерное комплексно-тематическое планирование в младшей и средней группах
Тема | Рекомендуемый период проведения | Содержание работы | Формы организации | Варианты итоговых мероприятий |
До свидания, лето. Здравствуй, детский сад! | 15 августа, 1-я неделя сентября | Формировать чувство общности, значимости каждого ребенка для детского сада. Знакомить с традициями детского сада, с правами и обязанностями детей в группе. Вызвать у детей радость от возвращения в детский сад. Продолжать знакомство с детским садом как ближайшим социальным окружением ребенка: профессии сотрудников детского сада (вое питатель, помощник воспитателя, музыкальный руководитель, врач, дворник), предметное окружение, правила поведения в детском саду, взаимоотношения со сверстниками. Знакомить детей друг с другом в ходе игр (если дети уже знакомы, помочь вспомнить друг друга). Формировать дружеские, доброжелательные отношения между детьми (коллективная художественная работа, песенка о дружбе, совместные игры). | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций. Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности | Развлечение для детей, организованный |
Международный день красоты | 3-я неделя сентября | Формирование представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека: | Сюжетно-ролевая игра «Ателье»; украшение групповой комнаты осенними букетами, детскими рисунками; хороводные игры в нарядных костюмах; рассматривание красивых предметов вокруг себя (овощей, фруктов, листьев, игрушек, одежды, лиц, растений, животных, иллюстраций, народных игрушек и др.); игровые ситуации «В поисках Красоты» (нахождение красивых предметов в групповой комнате, на участке детского сада); наблюдения осенней природы; экспериментирование с основными цветами; чтение художественной литературы по теме; беседы по теме праздника и ситуативные разговоры с детьми; разучивание стихов о красоте природы; рассказы из личного опыта на темы: «Красивые предметы в моей комнате», «Самая красивая игрушка» и др.; игры с пиктограммами эмоций; подвижные игры и танцы на развитие основных движений детей (с акцентом на красоту движений, демонстрируемых детьми); мастерская по изготовлению коллажей «Красота красного цвета и его оттенков» (аналогично – других основных цветов и их оттенков). | Общая (по детскому саду) выставка «Красота в жизни, природе и искусстве»: коллективное представление вместе с воспитателем экспонатов, собранных или созданных детьми (осенний букет, поделки из природного материала, альбом детских загадок, книга детских иллюстраций и др.). |
День рождение детского сада | 4-я неделя сентября | Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям. | Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности | Праздничный концерт, выставка детского творчества. |
День воспитателя и всех дошкольных работников | 1-я неделя октября | Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму | Сюжетно-ролевая игра «Детский сад»; рассматривание помещений групповой комнаты (какие есть уголки, что в них можно делать, кто их организовал и т.д.), групповых фотографий (узнавание детей, педагогов); наблюдения за трудом младшего воспитателя (накрывает на стол, моет посуду и др.), отдельными сторонами труда воспитателя (например, подготовка к прогулке); «обзорная» экскурсия по детскому саду; чтение художественной литературы по теме; разучивание стихотворений по теме; ситуативные разговоры и беседы по теме; слушание и исполнение песен «про детский сад»; мастерская (обсуждение, выбор и изготовление вместе с родителями детей «подарков» для сотрудников детского сада - поздравительных открыток, закладок, лепка бус с последующей росписью; создание коллективных работ - панно «Ладошки нашей группы»); развивающие игры «Профессии», «Что нужно повару» и др.; организация посильной помощи воспитателю и младшему воспитателю; | День открытых дверей; выставка рисунков («Моя любимая воспитательница». «Мой любимый детский сад», и др.). |
Всемирный День животных | 2-я неделя октября | Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека. | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) животных; чтение художественной литературы по теме праздника; разучивание стихов о животных; игры-драматизации сказок о животных; рассматривание фотографий домашних животных, изображений домашних и диких животных, иллюстраций с изображением персонажей-животных, живых объектов в уголке природы); беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии животных, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения животных, защите животных со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты животных; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Животный мир») и т.д.; наблюдения за животными (во дворе, в уголке природы, домашними); | Выставка (конкурс) рисунков (фотографий) домашних животных. Фотоколлаж «Мои домашние питомцы». |
Между народный день врача | 3-я неделя октября | Формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной значимости и гуманной направленности (помогать больным восстанавливать здоровье, облегчать страдания). | Сюжетно-ролевые игры («Больница», «Поликлиника», «Аптека», «Скорая помощь»); рассматривание предметных и сюжетных картинок по теме праздника; ситуативные разговоры и беседы с детьми по теме праздника (об отдельных профессиональных действиях врача, отношениях врача и пациента); чтение художественной литературы по теме; разучивание стихотворений по теме. | Развлечение «Айболит и доктор витаминкин»; экскурсия в медицинский кабинет; сюжетно-ролевая игра «Поликлиника». |
Мой дом, мой город, моя страна | 4-я неделя октября и 2-я неделя ноября | Дать первые представления о родной стране (название города, страны), о правилах поведения в городе. Знакомить с домом, с предметами домашнего обихода, мебелью, бытовыми приборами, Знакомить с родным городом, его названием, основными достопримечательностям и. Знакомить с видами транспорта, в том числе с городским, с правилами поведения в городе, с элементарны ми правилами дорожного движения. Знакомить с «городскими» профессиями (милиционер, продавец, парикмахер, шофер, водитель автобуса). | Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города. Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом. | Сюжетно ролевая игра по правилам дорожного движения. Спортивное развлечение, выставка детского творчества. Фотовыставка «Под крышей дома моего». |
Всемирный день приветствий | 3-я неделя ноября | Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми. | Сюжетно-ролевая игра (Семья», «Гости»); наблюдения, игровые ситуации по теме праздника (формы и способы приветствий – «Здравствуйте», «Доброе(ый) утро (день, вечер)», «Привет», кивок головой, улыбка; ситуации приветствий – встреча, телефонный разговор, письмо и др.); ситуативные разговоры с детьми, педагогические ситуации («Научим кукол Ваню и Аню здороваться», «Кукла Аня принимает гостей»); чтение художественной литературы, разучивание стихотворений; развивающие игры на узнавание эмоций («Путешествие в мир эмоций» и др.); | Игра-развлечение «Как пошли мы в гости»; конкурс приветственных открыток. |
День матери | 4-я неделя ноября | Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней. | Сюжетно-ролевая игра «Дочки-матери»; игровые и педагогические ситуации, ситуативные разговоры с детьми («Ласковые слова», «Какой подарок для мамы лучше» и т.п.); чтение художественной литературы по теме праздника; разучивание стихов по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) о маме; разучивание танцев для мам. | Посиделки «Нет милее дружка, чем родимая матушка». Выставка детского творчества «Моя милая мама». |
Новый год | 1-я и 4-я неделя декабря | Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др.), как начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки. | Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника). В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание необходимо обратить на решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность». | Новогодний утренник. Конкурс новогодних игрушек. |
Народная культура и традиции | 3-я и 4-я неделя января | Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа (русского, бурятского). | Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок «Волк и козлята», «Колобок», «Теремок». | Развлечение «Секреты бабушкиного сундука», «Рождественские посиделки». Выставка детского творчества. |
День доброты | 1-я неделя февраля | Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле | Рассматривание иллюстраций к сказкам, художественным произведениям, изображающих добрых и злых героев; чтение по теме праздника; ситуативные разговоры, педагогические ситуации и беседы по теме праздника (о добрых и злых героях, поступках; способах и формах выражения доброты друг к другу, родным, домашним животным, окружающим людям; моральных нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, например, хороший-плохой, добрый-злой, смелый-трусливый, честный-лживый); наблюдения за поступками взрослых и детей; разучивание стихов по теме праздника; воспроизведение диалогов литературных и сказочных героев, героев мультфильмов; организация трудовой деятельности (посильная помощь воспитателям, младшим воспитателям, дворникам и т.п.); развивающие игры «Что доброго делают люди этой профессии?», «Путешествие в мир эмоций» и др.; | Подведение итогов недели добрых дел. Развлечение «Ах, эти добрые дела» |
День защитника Отечества | 2-я и 3-я неделя февраля | Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества. | Сюжетно-ролевая игра «Семья»; ситуативные разговоры с детьми, беседы по теме праздника; рассматривание военных игрушек, изображений военной формы, сюжетных картинок, фотографий, иллюстраций к книгам по теме праздника; чтение художественной литературы по теме; разучивание стихов по теме; мастерская (изготовление подарков для пап и дедушек); слушание и исполнение «военных» песен. | Спортивно-музыкальное развлечение. Фотовыставка «Мой папа, дедушка, брат». Выставка детского творчества. |
В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню. | ||||
Масленица | 4-я неделя февраля | Знакомство детей с Масленицей, приобщение к народным традициям. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций | Народные гуляния «Разудалая Масленица». Выставка детского творчества. |
Международный женский день | 1-я и 2-я неделя марта | Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. | В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню. | Утренник, посвященный Международному женскому дню; выставка поделок, изготовленных совместно с мамами; выставка детского творчества. |
День птиц | 3-я и 4-я неделя марта | Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека, их характерных признаках: окраска, поведение, пение, питание. | Сюжетно-ролевая игра «Зоопарк»; подвижные игры по теме праздника, игры-имитации характерных особенностей (повадок, поз, движений) птиц; чтение художественной литературы по теме праздника; разучивание стихов о птицах; игры-драматизации сказок; рассматривание фотографий, изображений домашних и диких птиц, иллюстраций с изображением персонажей, живых объектов в уголке природы); беседы, ситуативные разговоры и рассказы педагогов по теме, в том числе о видовом разнообразии птиц, местах их обитания и питании, их значении в жизни человека и всего живого, последствиях уничтожения птиц, защите их со стороны людей и государства, посильной помощи детей в деле защиты птиц; развивающие игры «Чей этот дом?», «Кто чем питается?», «Путаница» («Птицы») и т.д.; наблюдения (во дворе, в уголке природы, домашними); | Тематическая выставка «Птицы – наши друзья», выставка детского творчества, развлечение, коллективная работа «Птицы нашего участка». |
День смеха | 1-я неделя апреля | Развитие чувства юмора у детей. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций | Оформление альбома «Говорят дети», фотоколлаж «Мы все такие разные», развлечение «День смеха» |
Международный день детской книги | 2-я неделя апреля | Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге. | Сюжетно-ролевая игра «Книжный магазин»; чтение и рассматривание книг для детей; знакомство с различными видами детских книг (книжка-игрушка, книжка-панорама, книжка-раскладка, книжка-раскраска и др.); знакомство с пословицами и поговорками по теме праздника; слушание и исполнение песен по литературным и сказочным сюжетам. | Экскурсия в библиотеку, тематическая выставка «Книжки для малышки». |
Веснянка | 2-я и 3-я неделя апреля | Расширять представления детей о весне. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения, Расширять представления о правилах безопасного поведения на природе. Воспитывать бережное отношения к природе. Формировать элементарные экологические представления. Формировать представления о работах, проводимых весной в саду и огороде. Привлекать детей к посильному труду на участке детского сада, в цветнике | Рассматривание иллюстраций и предметов, дидактические игры; рассказы воспитателя, сюжетно-ролевая игра «Парикмахерская», рассматривание цветов и комнатных растений; беседы «На нашем участке выросли цветочки», «Мы не боимся жуков и не обижаем их»; чтение художественной литературы. | Праздник «Веснянка». Выставка детского творчества. |
День Победы | 1-я неделя мая | Осуществлять патриотическое воспитание. Воспитывать любовь к Родине. Формировать представления о празднике, посвященном Дню Победы, Воспитывать уважение к ветеранам войны. | Чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание иллюстраций; слушание и пение песен военных лет, ситуативные разговоры и беседы по теме праздника. | Оформление групповой тематической выставки (совместно с родителями). Праздничный утренник. Выставка детского творчества. |
Всемирный день здоровья | 2-я неделя мая | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни. | Игры-экспериментирование (с водой, мылом, зубными щеткой и пастой, бумажными салфетками и др.); чтение и разучивание стихотворений по теме праздника (на литературном и фольклорном материале); подвижные игры; игровые ситуации, ситуативные разговоры, беседы по теме праздника (как чувствует себя человек, когда болеет; что лучше – болеть или быть здоровым; что делать, чтобы не заболеть и когда человек болеет; признаки больного и здорового человека и т.п.); слушание и исполнение песен по теме праздника. | Спортивный праздник (развлечение). |
Международный день семьи | 3-я неделя мая | Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. | Сюжетно-ролевая игра «Семья»; чтение художественной литературы по теме; рассказы из личного опыта по теме праздника; организация совместных с членами семьи досугов (чаепития, развлечения); рассматривание и обсуждение семейных фотографий; ситуативные разговоры и беседы по теме праздника; разучивание стихотворений по теме праздника; слушание и исполнение песен о семье, членах семьи (папе, маме, дедушке, бабушке, старших братьях и сестрах). | Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; выставка семейных фотографий; фотоконкурс «Как мы играем дома» |
Лето | 4-я неделя мая | Расширять представления детей о лете. Развивать умение устанавливать простейшие связи между явлениями живой и неживой природы, вести сезонные наблюдения. Знакомить с летними видами спорта. Формировать представления о безопасном поведении в лесу. | Чтение художественной литературы; игры-экспериментирования с водой, песком, мыльными пузырями; беседы, ситуативные разговоры о лете; сюжетно-ролевые игры различной тематики; рассматривание и обсуждение иллюстраций с летней тематикой; беседы по правилам дорожного движения и безопасном поведении на дороге и улице. | Праздник «Лето», портивный праздник. Выставка детского творчества. |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме | 1 июня -20 августа |
Примерное комплексно-тематическое планирование в группах детей старшего дошкольного возраста
Тема | Рекомендуемый период проведения | Содержание работы | Формы организации | Варианты итоговых мероприятий |
День знаний | 1-я неделя сентября | Формирование первичных представлений и положительного отношения к процессу обучения в школе (предметам, урокам, оценкам, школьным принадлежностям, распорядку дня школьника, новой роли ученика и др.), труду учителя. | Сюжетно-ролевые игры («Школа», «Магазин» (покупка школьных принадлежностей), «1 сентября»); беседы по теме праздника; экскурсия в школу «Как школа готовится к приему первоклассников»; придумывание для первоклассников физкультминуток, мини-гимнастики для глаз, подвижных игр на перемене; чтение художественной литературы по теме праздника; знакомство со школьными принадлежностями и способами их использования; отгадывание и составление загадок о школьных принадлежностях; разучивание стихов о школе, учителе, первоклассниках; рассказы из опыта детей «Как мой старший брат (сестра, друг) собирался идти в школу»; слушание и исполнение песен, разучивание танцев («Школьная полька») школьной тематики; мастерская (изготовление подарков первоклассникам с содержанием, привлекательным для девочек и мальчиков; атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника); создание коллекций (школьных принадлежностей). | Экскурсия в школу; участие в празднике «первого звонка в школе» (в т.ч. выступление на торжественной линейке, вручение подарков, презентация подарка в виде коллективной работы). |
Международный день красоты | 3-я неделя сентября | Формирование представления о красоте (видеть, ценить и созидать красоту в окружающем мире в разнообразных ее проявлениях), взаимосвязи красоты и здоровья, красоты и доброты человека, внутренней и внешней красоте человека: | Экскурсия в осенний парк, ателье мод, магазин одежды и др.; сюжетно-ролевые игры «Ателье мод», «Шляпный салон», «Демонстрация моделей праздничной одежды», «Салон красоты» и др.; рассматривание пейзажных картин, портретов, красивых предметов окружающего мира, произведений народного, декоративно-прикладного искусства, журналов с моделями женской, мужской, детской одежды и рассказывание (составление описательных рассказов); беседа «Красота родной речи» (о средствах языковой выразительности); игры-драматизации; экспериментирование с цветом («Радуга»); мастерская (декорирование (украшение) предметов быта, личного пользования, дизайн помещения (для себя и младших детей; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевых игр); чтение художественных произведений социально-нравственного содержания (о внутренней красоте человека); беседы о нравственных качествах человека, красоте человеческих взаимоотношений и общения (в т.ч. о правилах этикета); создание коллекций (любых красивых предметов - «Красота, здоровье, жизнь»); педагогические ситуации, решение ситуаций морального выбора. | Общая (по детскому саду) выставка «Красота в жизни, природе и искусстве»: коллективное представление вместе с воспитателем экспонатов, собранных или созданных детьми (осенний букет, поделки из природного материала, альбом детских загадок, книга детских иллюстраций и др.); конкурс «Мисс и мистер ДОУ»; |
День рождение детского сада | 4-я неделя сентября | Способствовать формированию положительных эмоций по отношению к детскому саду, воспитателям, детям. | Игровые ситуации, экскурсии по детскому саду, дидактические игры, чтение художественной литературы, хороводные игры, целевые прогулки, организация трудовой деятельности | Праздничный концерт, выставка детского творчества. |
День воспитателя и всех дошкольных работников | 1-я неделя октября | Формирование первичных представлений и положительного отношения к профессии воспитателя, другим профессиям дошкольных работников, детскому саду как ближайшему социуму | Педагогические ситуации, решение ситуаций морального выбора; проектная деятельность (конструирование здания или создание макета детского сада; выкладывание здания детского сада из мелких предметов); музыкальные импровизации на темы детского сада; наблюдения за трудом работников детского сада; тематические экскурсии по детскому саду (на пищеблок, в медицинский кабинет, прачечную, спортивный зал и др.); мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность на тему «Мой любимый детский сад»; создание коллективных работ «Букет красивых цветов для наших педагогов» – рисование или аппликация цветка с последующим объединением в общий букет, «Наша группа» - «портреты» детей и педагогов объединяются в групповой портрет; изготовление атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Детский сад»); игры-имитации на определение профессии «Где мы были - мы не скажем, а что делали – покажем», разыгрывание этюдов на передачу эмоционального состояния людей разных профессий посредством позы, действий, мимики; отгадывание и сочинение загадок о профессиях людей, работающих в детском саду. | День открытых дверей; выставка рисунков («Моя любимая воспитательница». «Мой любимый детский сад», и др.); завершение конструирования здания детского сада. |
Международный день музыки | 2-я неделя октября | Приобщение и формирование положительного отношения к музыкальному искусству. | Слушание музыки разных жанров и направлений; беседы по теме праздника (о композиторах, различных музыкальных жанрах и направлениях, из истории музыкального искусства, знакомство с музыкальными инструментами); «рисование» музыки (передача средствами изобразительной деятельности характера музыки, настроения человека, слушающего музыку); разучивание танцев разных ритмов; музыкально-дидактические игры, подвижные игры с музыкальным сопровождением; придумывание движений под музыку. | Конкурс «Серебристый голосок»; музыкальная викторина; экскурсия в филармонию. |
Всемирный день животных | 3-я неделя октября | Формирование первичных ценностных представлений о животных как «меньших братьях» человека. | Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием персонажей-животных; двигательные импровизации «Угадай животное»; проектная деятельность (составление и памятки о внимательном и бережном отношении человека к животным; изготовление дорожных знаков, предупреждающих появление домашних и диких животных на дороге, «Дикие животные», «Перегон скота»; конструирование или создание макета зоопарка; создание плаката в защиту животных; создание и презентация детской энциклопедии о животных; выкладывание из мелких предметов какого-либо животного); мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме праздника); создание коллекции («Животные России», «Животные нашего края», «Красная книга мира (России, нашего края)»); организация фотовыставки домашних животных, выставки произведений книжной графики «Художники анималисты – детям» (Е.Чарушин, В.Ватагин, В.Чижиков и др.); разучивание музыкально-танцевальной композиции «В мире животных»; чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме праздника; педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора по теме (животное попало в капкан; у него перебита лапа; что будет с человеком, если не станет животных и др.); отгадывание и составление загадок по теме; организация трудовой деятельности (уход за живыми объектами в уголке природы) рассказы о домашних животных (из личного опыта), творческое рассказывание («Животное, о котором мечтаю»). | Выставка (конкурс) рисунков (фотографий) домашних животных; викторина «В мире животных»; завершение конструирования. |
Между народный день врача | 4-я неделя октября | Формирование первичных представлений о профессии врача, ее социальной значимости и гуманной направленности (помогать больным восстанавливать здоровье, облегчать страдания). | Сюжетно-ролевые игры, в том числе по мотивам художественных произведений, мультфильмов («Доктор Айболит»); педагогические ситуации и ситуации морального выбора по теме; отгадывание и составление загадок по теме; чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме праздника; беседы и рассказы педагогов о профессиональных действиях, обязанностях, специальностях (окулист, лор, хирург и др.), сфере деятельности (школьный, санитарный врач, врач скорой помощи и др.) врачей, структуре и функционировании поликлиник, больниц, социальной значимости профессии врача, солидарности всех врачей мира; развивающие игры по теме праздника; экскурсии в медицинский кабинет детского сада, поликлинику; инсценирование литературных произведений; «соревнования» в оказании первой медицинской помощи пострадавшему; викторины («Что, где, когда?») познавательного характера по теме; проектная деятельность (создание макета поликлиники, больницы, медицинского кабинета; выкладывание из мелких предметов медицинских инструментов) мастерская по изготовлению «подарка» (поздравительная открытка, панно, плакат, фриз и др.) медицинским работникам, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника. | Сюжетно-ролевая игра («Больница», «Поликлиника»); спортивно-музыкальное развлечение (основы ЗОЖ); экскурсия в поликлинику. |
День народного единства | 1-я неделя ноября | Формирование первичных ценностных представлений о России как о многонациональной, но единой стране. Воспитание уважения к людям разных национальностей. | Цикл бесед и рассказы воспитателя «Народы России»; чтение художественной, научно-художественной и научно-познавательной литературы по теме, сказок народов России; игры-драматизации (по сказкам народов России), подвижные игры народов России; разучивание стихотворений по теме праздника; рассматривание фотографии с изображением памятника Минину и Пожарскому, других фотоматериалов, иллюстраций по теме праздника; ситуации морального выбора, педагогические ситуации; проектная деятельность («Путешествие по карте России»); создание коллекций (животных, растений, видов местности России и др.) «Природа России»; мастерская по «изготовлению» национальных костюмов (рисование, аппликация); слушание, разучивание и исполнение песен и танцев народов России. | Фольклорный праздник; спортивное развлечение (подвижные игры народов России); выставка рисунков, поделок (национальный костюм, природа России и др.). |
Мая малая Родина | 2-я неделя ноября | Расширять представления детей о родном крае. Продолжать знакомить с достопримечательностями региона, в котором живут дети. Воспитывать любовь к «малой Родине», гордость за достижения своей страны. | Рассматривание близрасположенных домов, экскурсия вокруг детского сада, наблюдение за работой дворника, воспитателей. Рассматривание иллюстраций с изображением улиц, достопримечательностей родного города. Чтение художественной литературы, наблюдение за прохожими, транспортом. Моделирование улиц города. Детские проекты. | Выставка детского творчества; экологическая акция «Защитим город от мусора»; викторина «Знатоки Иркутска»; фотоконкурс «Исторические памятники Иркутска». |
Всемирный день приветствий | 3-я неделя ноября | Формирование представлений о формах и способах приветствий, культуры поведения, желания и умения устанавливать положительные взаимоотношения с людьми. | Сюжетно-ролевые игры «День рожденья», «Детский сад принимает гостей»; беседы по теме праздника («Вы сказали «Здравствуйте»); чтение и обсуждение художественной литературы, литературы познавательного содержания о традициях приветствий разных народов; игровые ситуации (приветствия участников по интернету, приподниманием головного убора, рукопожатием, объятием, в танце, «Приветствие роботов», «Приветствия животных», «Приветствие с юмором»); решение проблемных ситуаций («Здороваемся с иностранным туристом», «Приветствуем без слов»); театрализованные игры по теме праздника; мастерская по «изготовлению» поздравительных открыток, кукол для приветствия малышей, коллективных работ (например, коллажа «Дети приветствуют сотрудников детского сада»), атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника; слушание и исполнение музыки (песен) по теме праздника. | Сюжетно-ролевая игра («В гостях», «Добро пожаловать», др.); вручение приветственных открыток, изготовленных руками детей, родителям (детям соседней группы, соседнего детского сада и др.); конкурс звуковых приветствий (с использованием ТСО). |
День матери | 4-я неделя ноября | Воспитание чувства любви и уважения к матери, желания помогать ей, заботиться о ней. | Сюжетно-ролевая игра «Семья»; организация фотовыставки портретов «Моя мама»; проектная деятельность (организация выставки портретов-рисунков «Моя мама», презентация, узнавание мамами себя); мастерская по изготовлению подарков мамам, атрибутов для сюжетно-ролевой игры «Семья»; спортивные игры как подготовка к спортивному конкурсу с участием мам; разучивание музыкально-танцевальной композиции для мам; педагогические и игровые ситуации (забота о маме – подать руку, выходя из автобуса; открыть дверь, если заняты руки; подать или принести какой-либо предмет; помощь в домашних делах; уход во время болезни и др.); ситуации морального выбора (пригласить друзей или тихо поиграть одному, когда мама устала, и т.п.). | Конкурс чтецов «Милой мамочке моей это поздравленье…»; выставки рисунков («Моя мама»); спортивный конкурс (с участием мам). |
«Я вырасту здоровым» | 1-я неделя декабря | Формирование представлений об инвалидах как о людях, которым необходимо особое внимание окружающих, о способах и формах оказания помощи инвалидам | Сюжетно-ролевая игра «Санаторий»; беседы и ситуативные разговоры по теме, в том числе об источниках опасности для человека (острые, режущие предметы, ядовитые растения, огонь, электричество и др.), опасных ситуациях (на детской площадке, вблизи железнодорожных и трамвайных путей, в лифте, вблизи работающих механизмов), последствиях опасных ситуаций (ожоги, раны, потеря зрения, невозможность передвигаться), о том, как инвалиды стараются преодолеть свои физические недостатки, о параолимпийских играх, о поддержке инвалидов со стороны государства; педагогические ситуации (уход за больным, чтение вслух человеку с нарушением зрения, помощь при передвижении людям, имеющим нарушения опорно-двигательного аппарата, и др.) и ситуации морального выбора; развивающие игры («Полезное-необходимое-опасное» и др.); экскурсии в группы, учреждения для детей-инвалидов; чтение художественной литературы по теме, в том числе «Путаница», «Кошкин дом» К.И.Чуковского (последствия неосторожного обращения с огнем, спичками); «шефство» над ребенком-инвалидом, не посещающим детский сад (участие ребенка-инвалида в делах, событиях, праздниках группы); мастерская по изготовлению сувениров-подарков для детей-инвалидов; знакомство с опознавательными знаками на транспортных средствах («Инвалид», «Глухой водитель»), беседы о необходимости их использования в целях безопасности как инвалидов, так и окружающих людей (пешеходов и водителей). | Организация ярмарки (с перечислением средств в специализированные учреждения); посещение специализированных детских учреждений; праздник-утренник с приглашением детей-инвалидов, воспитывающихся на дому. |
Новый год | 2-я и 4-я недели декабря | Формирование представлений о Новом годе как веселом и добром празднике (утренники; новогодние спектакли; сказки; каникулы; совместные с семьей новогодние развлечения и поездки; пожелания счастья, здоровья, добра; поздравления и подарки; Лапландия – родина Деда Мороза и др.), как начале календарного года (времена года; цикличность, периодичность и необратимость времени; причинно-следственные связи; зимние месяцы; особенности Нового года в теплых странах и др.). Формирование умений доставлять радость близким и благодарить за новогодние сюрпризы и подарки. | Новый год – традиционный и самый любимый праздник детей. В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению новогодних утренников (других форм проведения праздника). В процессе подготовки к праздничным мероприятиям особое внимание необходимо обратить на решение психолого-педагогических задач образовательной области «Безопасность». | Новогодний утренник. Конкурс новогодних игрушек. |
Народная культура и традиции | 3-я и 4-я неделя января | Дать детям первоначальные представления основ национальной культуры, вызвать интерес к познанию культуры своего народа (русского, бурятского). | Чтение художественной литературы (сказки, потешки, прибаутки и пр.); рассматривание народных игрушек, рассматривание иллюстраций; дидактические игры «Разрезные картинки», «Найди такую же»; рассказывание и инсценировка русских народных сказок; разучивание колядок; слушание и исполнение русских народны песен, частушек; разучивание и исполнение русских народных танцев, хороводов. | Праздник «Русский валенок», «Рождественские колядки». Выставка детского творчества. |
День доброты | 1-я неделя февраля | Формирование первичных ценностных представлений о добре и зле | Сюжетно-ролевые игры (по мотивам сказок, мультфильмов); педагогические ситуации и беседы по теме праздника (о нормах и правилах поведения, отражающих противоположные понятия, например, справедливый-несправедливый, вежливый-грубый, жадный-щедрый, скромный-хвастливый; соответствующих примерах из жизни кино, мультфильмов, книг, произведений изобразительного искусства; причинах нечаянного совершения недобрых поступков; о людях разных профессий, делающих добро); решение проблемных ситуаций как в воображаемом, так и реальном плане (отказаться от чего-то выгодного для себя в пользу интересов и потребностей близкого человека, друга и др.); создание коллекции положительных героев книг, мультфильмов, кинофильмов; организация выставки портретов героев книг, мультфильмов, кинофильмов, олицетворяющих добро; составление альбома (фото, рисунков) «Наши добрые дела»; проектная деятельность (создание и презентация карты и макета «Страна Доброты», творческое рассказывание о жителях страны, о том, что нужно делать, чтобы попасть в эту страну); разыгрывание сценок по сюжетам литературных произведений; рассказы из личного опыта «Добрый поступок моего друга (мамы, папы)» и др.; викторины по теме праздника. | Подведение итогов недели добрых дел. Развлечение. Выставка детского творчества. |
Всемирный день «спасибо» | 2-я неделя февраля | Формирования умения благодарить как составляющей нравственного развития человека и этикетного поведения. | Сюжетно-ролевые игры «Праздник», «День рожденья»; игровые и педагогические ситуации по теме (развитие умения благодарить: «Спасибо», «Пожалуйста», «Не стоит благодарности», «Мне было не трудно», «Я с радостью сделал это для тебя» и др.); мастерская (изготовление благодарственных открыток или писем для родителей, сотрудников детского сада, атрибутов для сюжетно-ролевых игр); беседы по теме праздника (об истории праздника, гостевом этикете, правилах приема подарков и выражения благодарности); игры-драматизации, инсценировки по теме праздника; решение проблемных ситуаций. | Подведение итогов недели вежливости. Фотовыставка. |
День защитника Отечества | 3-я неделя февраля | Формирование первичных представлений о Российской армии, о мужчинах как защитниках «малой» и «большой» Родины, всех слабых людей (детей, женщин, стариков, больных). Воспитание уважения к защитникам Отечества. | Подвижные и спортивные игры, эстафеты, конкурсы, соревнования; сюжетно-ролевые игры («Пограничники», по мотивам кинофильмов); создание коллекции военной техники; слушание и исполнение «военных» и патриотических песен, танцев; проектная деятельность (конструирование и выкладывание из мелких предметов танка, пушки или другой военной техники); викторина по теме праздника; рассказы из личного опыта («Мой папа (дедушка) военный» и др.); отгадывание и составление загадок по теме праздника; соревнования по оказанию первой медицинской помощи; мастерская (оформление сцены, изготовление плаката «Солдаты России», атрибутов к сюжетно-ролевым играм по теме праздника и др.). | Спортивный праздник (с участием пап); музыкально-театрализованный досуг; завершение конструирования танка, пушки, другой военной техники. |
Масленица | 4-я неделя февраля | Знакомство детей с Масленицей, приобщение к народным традициям. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций | Народные гуляния «Разудалая Масленица». Выставка детского творчества. |
Международный женский день | 1-я неделя марта | Воспитание чувства любви и уважения к женщине, желания помогать им, заботиться о них. | В российском дошкольном образовании накоплен достаточный опыт по подготовке и проведению праздника, посвященного Международному женскому дню. Мероприятия подготовки к Дню матери могут быть использованы педагогами также при подготовке к Международному женскому дню. | Утренник, посвященный Международному женскому дню; выставка поделок, изготовленных совместно с мамами; выставка детского творчества. |
Всемирный день Земли и водных ресурсов | 2-я и 3-я неделя марта | Воспитание осознанного, бережного отношения к земле и воде как источникам жизни и здоровья человека. | Сюжетно-ролевая игра «Путешествие»; игры-эстафеты (собрать разбросанные «в лесу» бумажки в пакет для мусора и т.п.); рассматривание картинок, иллюстраций по теме праздника; ситуативные разговоры, беседы с детьми по теме, в том числе о значении почвы и воды в жизни всего живого, последствиях нарушений правил охраны воды и земли (пролитая в море нефть – образование нефтяного пятна - погибшая рыба и др.); наблюдения и экспериментирование по теме; создание коллекций водоемов (океан, море, река, озеро, пруд, водопад, ручей и др.), камней (наиболее распространенных минералов), «фильтров» («Как и чем очистить воду?»), водных и земных видов спорта; развивающие игры "Какая бывает вода?", "Волшебная палочка", "Разрезные картинки", «Путаница» («Растительный мир», «Животный мир», «Подводный мир») и др.; чтение художественной, научно-художественной и научно-популярной литературы по теме праздника; рассуждения детей на темы: «Можно ли жить без воды (земли)?» и «Опасная вода (земля)», творческое рассказывание о пользе воды и земли для окружающей природы и человека и об опасностях воды и земли, которые могут подстерегать человека; проектная деятельность (создание и защита альбома, макета, плаката, детской энциклопедии, выставки рисунков по теме, коллективной работы из различных материалов «Что может расти на земле?»; составление и защита памятки о бережном отношении к воде и земле для информационного родительского уголка, домашнего пользования); отгадывание и составление загадок по теме праздника; викторина познавательного характера по теме праздника; решение проблемных ситуаций по теме; игры с водой; музыкальное развлечение (на основе песен о воде, о земле); слушание и исполнение песен о воде и земле; подвижные игры. | праздник-экспериментирование (с водой и землей); праздник «Да здравствует вода!»; «путешествие» по экологической тропе; дидактическая игра (викторина) «Наш дом – Земля». |
День птиц | 4-я неделя марта | Формирование первичных ценностных представлений о птицах как «меньших братьях» человека, их характерных признаках: окраска, поведение, пение, питание. | Сюжетно-ролевые игры по темам мультфильмов, кинофильмов с участием персонажей-птиц; двигательные импровизации «Угадай птицу»; проектная деятельность (составление и памятки о внимательном и бережном отношении человека к птицам; изготовление дорожных знаков, предупреждающих появление домашних и диких птиц на дороге; конструирование или создание макета зоопарка; создание плаката в защиту птиц Байкала; создание и презентация детской энциклопедии о птицах; выкладывание из мелких предметов какую-либо птицу); мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме праздника); создание коллекции («Птицы России», «Птицы нашего края», «Красная книга мира (России, нашего края)»); организация фотовыставки, выставки произведений книжной графики «Художники анималисты – детям» (Е.Чарушин, В.Ватагин, В.Чижиков и др.); чтение художественной, научно-познавательной и научно-художественной литературы по теме праздника; педагогические ситуации, решение проблемных ситуаций и ситуаций морального выбора по теме (птица попало в капкан; у нее перебито крыло; что будет с человеком, если не станет птиц и др.); отгадывание и составление загадок по теме; организация трудовой деятельности (уход за живыми объектами в уголке природы) рассказы о домашних птицахх (из личного опыта), творческое рассказывание («Птица, о которой мечтаю»). | Выставка «Птицы мира», «Птицы России» (лепка, рисование, аппликация); экскурсия в зоопарк, лес; развлечение «Птичьи голоса». |
День смеха | 1-я неделя апреля | Развитие чувства юмора у детей. | Игровые упражнения, моменты радости, театрализации, чтение художественной литературы, игры-занятия, рассматривание иллюстраций | Физкультурный досуг в «Путешествие в волшебный цирк»; «Попурри из игр и развлечений». Музыкальный вечер «Кривое зеркало» |
День космонавтики | 2-я неделя апреля | Формирование первичных представлений о выдающихся людях и достижениях России, интереса и чувства гордости за успехи страны и отдельных людей. | Сюжетно-ролевая игра «Космический корабль» (станция); проектная деятельность (конструирование или создание макета ракеты, космодрома; выкладывание ракеты, космического корабля из мелких предметов); слушание песен о космосе и космонавтах, слушание «космической» музыки; музыкально-ритмические импровизации по теме праздника; мастерская (продуктивная (изобразительная) деятельность по теме праздника); создание коллекции космонавтов (первый космонавт, первый космонавт, вышедший в открытый космос, первая женщина-космонавт и др.); беседы, рассказы воспитателя по теме праздника (о первом космонавте планеты; о создателях космических кораблей К.Д.Циолковском, С.П.Королеве; о гордости россиян за достижения в освоении Космоса; о названиях улиц и площадей в каждом российском городе – Гагарина, Циолковского, Космонавтов, Терешковой, Звездная и др.); творческое рассказывание детей (например, «Полет на Луну»); рассматривание фотографий, иллюстраций и др. | просмотр видеофильма (о космосе, космических явлениях и др.); беседа о первом космонавте; сюжетно-ролевая игра «Космонавты», «Космический корабль»; конструирование ракеты |
Международный день детской книги | 3-я неделя апреля | Воспитание желания и потребности «читать» книги, бережного отношения к книге. | Сюжетно-ролевые игры («Библиотека», по сюжетам любимых детских книг); экскурсия в библиотеку, книжный магазин; знакомство с букварями, азбуками; беседы, решение проблемных ситуаций, игровые ситуации по теме праздника («Отгадай, кто я?», «Подбери правильно атрибуты любимых героев» и др.); проектная деятельность (организация уголка книги, детской библиотеки в группе; организация выставки работ детей по теме праздника; создание и презентация книги); создание коллекций (любимых героев детских книг); труд в уголке книги («ремонт» книг); слушание музыки по мотивам литературных сюжетов; литературная викторина. | Выставка книг, изготовленных руками детей (с помощью воспитателей, родителей); сюжетно-ролевая игра «Библиотека», «Книжный магазин»; экскурсия в библиотеку; встреча с детским писателем, художником-иллюстратором. |
Весняночка | 4-я неделя апреля | Формировать у детей обобщенные представления о весне, приспособленности растений и животных к изменениям в природе. Расширять знания о характерных при знаках весны; о прилете птиц; о связи между явлениями живой и неживой природы и сезонными видами труда; о весенних изменениях в природе. | ||
День Победы | 1-я неделя мая | Воспитывать детей в духе патриотизма, любви к Родине. Расширять знания о героях Великой Отечественной войны, о победе нашей страны в войне. Познакомить с памятниками героям Великой Отечественной войны. Рассказывать детям о воинских наградах дедушек, бабушек, родителей. Показать преемственность поколений защитников Родины: от древних богатырей до героев Великой Отечественной войны. | Чтение художественной литературы по теме праздника; рассматривание иллюстраций; слушание и пение песен военных лет, ситуативные разговоры и беседы по теме праздника. | Оформление групповой тематической выставки (совместно с родителями). Праздничный утренник. Выставка детского творчества. |
Всемирный день здоровья | 2-я неделя мая | Формирование первичных ценностных представлений о здоровье и здоровом образе жизни | Эстафеты и соревнования, посвященные празднику; экскурсии в спортивные учреждения (бассейн, стадион, спортивный комплекс и др.); проектная деятельность (создание и презентация плаката, памятки, настольно-печатной игры, иллюстрированной энциклопедии здоровья и др.); беседы по теме праздника (о преимуществах здоровых людей; поведении, сохраняющем и укрепляющем здоровье человека; причинах снижения здоровья; значении физической культуры и закаливающих процедур в укреплении здоровья и т.п.); организация конкурса рисунков («Мама, папа, я – здоровая семья!»); решение проблемных ситуаций, беседы по теме праздника; чтение художественной литературы по теме праздника («Мойдодыр», «Федорино горе» К.И.Чуковского и др.); спортивные и физкультурные досуги; викторины познавательного характера по теме праздника; создание коллекций (полезных для здоровья трав, продуктов, напитков и т.п.). | Спортивный праздник (развлечение). Фотовыставка «Моя спортивная семья». |
Международный день семьи | 3-я неделя мая | Формирование первичных ценностных представлений о семье, семейных традициях, обязанностях. | Сюжетно-ролевые игры «Путешествие», «Поездка на дачу» (семьей); проектная деятельность (создание генеалогических деревьев); мастерская (изготовление предметов быта, личного пользования, подарков-сувениров для членов семьи, атрибутов для сюжетно-ролевых игр по теме праздника); организация совместных с членами семьи (родителями, старшими братьями и сестрами, дедушками и бабушками) дел (уборка группы, создание рабатки или клумбы, грядки в огороде и др.), конкурсов и соревнований, выставок поделок; решение проблемных ситуаций, ситуаций морального выбора; организация и презентация фотовыставок (семейных поездок, путешествий, отдыха, работы в огороде, саду и др.); рассказы из личного опыта (интересный случай из жизни семьи или ее членов; награды членов семьи и др.). | Спортивные соревнования «Мама, папа, я – спортивная семья»; выставка семейных фотографий; Конкурс гербов семьи. Выставка детского творчества. |
Лето (старшая группа) | 4-я неделя мая | Формировать у детей обобщенные представления о лете как времени года; признаках лета. Расширять и обогащать представления о влиянии тепла, солнечного света на жизнь людей, животных и растений (природа «расцветает», созревает много ягод, фрук тез, овощей; много корма для зверей, птиц и их детенышей); представления о съедобных и несъедобных грибах. | Чтение художественной литературы; игры-экспериментирования с водой, песком, мыльными пузырями; беседы, ситуативные разговоры о лете; сюжетно-ролевые игры различной тематики; рассматривание и обсуждение иллюстраций с летней тематикой; беседы по правилам дорожного движения и безопасном поведении на дороге и улице. | Праздник «Лето», портивный праздник. Выставка детского творчества. |
До свидания, детский сад! Здравствуй, школа! | 4-я неделя мая | Организовывать все виды детской деятельности (игровой, коммуникативной, трудовой, познавательно- исследовательской, продуктивной, музыкально художественной, чтения) на тему прощания с детским садом и поступления в школу. Формировать эмоционально положи тельное отношение к предстоящему поступлению в 1-й класс. | Сюжетно-ролевые игры («Школа», «1 сентября»); беседы по теме праздника; чтение художественной литературы по теме праздника; отгадывание и составление загадок о школьных принадлежностях; разучивание стихов о школе, учителе, первоклассниках; слушание и исполнение песен, разучивание танцев («Школьная полька») школьной тематики; проектная деятельность (создание и презентация плакатов, основы для расписания уроков класса, памятки по организации здорового образа жизни; выкладывание из мелких предметов праздничного букета, здания школы). | Праздник «До свиданий, детский сад!» |
В летний период детский сад работает в каникулярном режиме | 1 июня -20 августа |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Комплексно-тематический план работы "Здравствуй детский сад" для детей 4-7 лет. программа "Детство"
В тематическом плане представлена работа с детьми 4-7 лет по теме Здравствуй детскицй сад во всех видах детской деятельности....
Комплексно-тематический план работы
Комплексно-тематический план работы на весь учебный год для подготовительной логопедической группы. Тема расчитана на одну неделю....
комплексно-тематический план работы в летний период
Примерный комплексно-тематический план работы со старшими дошкольниками в летний период 2012год...
Комплексно-тематический план работы для детей 5-7 лет "Игрушки","Наш город.ПДД".
Модель образовательного процесса с использованием разнообразных форм и возрастных психофизиологических возможностей детей, взаимосвязи планируемых занятий с повседневной жизнью детей в детском саду....
Комплексно-тематический план работы в средней группе по программе "Детский сад 2100" на 2013-2014 год.
План разработан в соответствии с темами по прграмме "Детский сад 2100"....
Комплексно – тематический план работы во 2-й младшей группе №1 По теме: «ПДД» (2-я неделя ноября)
Комплексно - тематический план работы по теме: "ПДД" (2 - я неделя ноября)...
Примерный комплексно-тематический план работы на лето
1. Примерный комплексно-тематический план работы со старшими дошкольниками в летний период на июнь 2012год1.1. 1 Неделя. Тема «Растите...