Проект для 2 младшей группы: "Мордовия - моя мастеровая"
проект (младшая группа) на тему
1. Тема проекта: «Мордовия – моя мастеровая» (моя игрушка)
2. Автор проекта: Сидорова С.В.
3. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
4. База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»
5. Сроки реализации проекта: среднесрочный (6 месяцев)
6.Вид проекта: познавательный
7.Тип проекта: Комплексный
8.Актуальность проекта
Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей. Общность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордовии, её географическими, экологическими, историческими и культурными особенностями.
Именно поэтому приоритетной проблемой общества остается патриотическое воспитание. Ведь с любви к своей Родине начинается тропинка в жизнь.
Мордовия - наша общая забота и гордость. Здесь много мест, где мы можем познакомиться с культурой народа. Города, села и деревни хранят память об историческом прошлом.
Народная игрушка — часть народной культуры.
Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.
Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
9. Новизна проекта:
· в реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное.
· в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа над комплексным проектом «Мордовия – моя мастеровая» способствует:
Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.
Обогащает их знания и умения.
Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:
Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.
Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».
10. Гипотеза проекта: Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
11. Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.
12. Задачи проекта:
Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.
Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.
Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.
13.Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие» «Речевое развитие»
14.Предварительная работа:
Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).
Экскурсия в мини-музей национального быта МАДОУ «Мордовская изба»
Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.
15.Методы и приёмы реализации проекта
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)
в) практический (рассматривание предметов искусства в музее);
д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.
16.Ресурсное обеспечение проекта:
- Фотографии, альбомы, слайды с видами достопримечательностей города Саранска;
- фотографии, плакаты, слайды с изображением мордовских костюмов, украшений;
- куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка);
- образцы мордовской вышивки, деревянных игрушек из с.Подлесная Тавла;
- видеозаписи и аудиозаписи мордовских народных сказок.
- Аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов.
- мордовские подвижные и дидактические игры;
- игрушки.
17.Ожидаемые результаты
· Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
· Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
· Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
· Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни
· Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.
· Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
· Активизация участия педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках по краеведческой тематике.
Предварительная работа:
Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).
Экскурсия в мини-музей национального быта по перспективному плану детского сада.
Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.
Поэтапный план работы реализации проекта.
1 этап – организационный.
- Изучение литературы по истории и культуре Мордовии.
- Сбор информации, фотографий о знаменитых людях, исторических событиях, достопримечательностях, игрушках.
- Привлечение педагогов ДОУ и родителей к поиску информации по данной теме «Мордовия – моя мастеровая ».
- Разработку проекта, постановку цели и задач.
2 этап – внедренческий:
· Реализация комплекса мероприятий: проведение запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий) и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).
3 этап результативный:
· Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов.
· Обобщение результатов проделанной работы,
· Подготовка и проведение презентации проекта.
Перспективное планирование работы по проекту
««Мордовия – моя мастеровая».
(игрушка)
№п/п | Мероприятия
| Ответственные | Сроки |
1.
2.
3.
4.
5.
6.
1.
2.
3.
4.
5.
6.
7.
8.
9.
10.
| 1) Рассматривание открыток «Достопримечательности Саранска».
Организация выставки книг «Мордовские народные сказки».
Рассматривание альбома «Мастера из с.Подлесная Тавла» .
Рассматривание альбома «Мордовский орнамент», Рассматривание предметов обихода мордовского народа (салфетки, полотенца) и др. Посещение мини-музея в МАДОУ «Мордовская изба»
Беседы с детьми: «Достопримечательности Саранска» «Игрушки мордвы», Любимые сказки»
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (чтение художественной литературы) Бабочка, бабочка», сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Произведения мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу», «Вкусная малина», «Капризуля», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко», А. Ежов «Мастер», Т. Тимохина «Андрюшка» С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки»; Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки».
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Вот весёлые матрёшки, ладушки, ладушки» (сарафан и передник матрёшки). (по программе «Мы в Мордовии живем»)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) «Игрушки в которые мы любим играть» «Украсим полотенце мордовским узором» «Украшение салфетки для мамы» (по программе «Мы в Мордовии живем») ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) «Наши игрушки» «(по программе «Мы в Мордовии живем»)
ОО «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование) «Мебель для кукол»
Мордовские дидактические игры: «Кто оденет куклу Алдуню?». «Что где находится?» «Достопримечательности Саранска» «Расскажи, а мы отгадаем» «Кто в заповеднике живет?» «Назови знакомые сказки мордовского народа» «Отгадай сказочного героя» «Кто оденет куклу Татуню?
Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.) ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) Слушание произведений: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина. Пение «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», Нумолнэ» («Зайчик»), экз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина. Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит»
Роль родителей в реализации проекта: Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» и «Мордовия – мастеровая». Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек). Фотовыставка «Саранск – мой дом»
Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом.
| Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель
Воспитатель, физинструктор
Воспитатель, музыкальный руководитель.
Воспитатель, Родители,музыкальный руководитель
Воспитатель, родители, Музыкальный руководитель
Родители.
| Ноябрь
Декабрь
Январь
Февраль
В течении реализации проекта. В течении реализации проекта.
В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
Январь Февраль Март
Январь
Февраль
Март
Апрель
Февраль
Январь
В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май
|
18. Вывод.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:
- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
- дать детям общее представление о Республике Мордовия;
- познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;
- приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку.
Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие мордовского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка мордовских сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок.
В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.
Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.
Методическое обеспечение проекта:
1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2015
3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности» Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.
4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.
5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.
6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4.
7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос.программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003
8. Самородов К.Т. Мордовские загадки», Саранск-1987г.
9. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006, с.188.
10.Жиганов М.Ф. Память веков.- Саранск, 1976; Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В.И. Жизнь леса.- Саранск, 1998; Лузгин А.С. Жизнь промыслов.- Саранск, 2001.
.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
moy_proekt.doc | 123.5 КБ |
Предварительный просмотр:
1. Тема проекта: «Мордовия – моя мастеровая» (моя игрушка)
2. Автор проекта: Сидорова С.В.
3. Участники проекта: дети 2 младшей группы, воспитатели, родители.
4. База исследования проекта: МАДОУ «Детский сад № 42»
5. Сроки реализации проекта: среднесрочный (6 месяцев)
6.Вид проекта: познавательный
7.Тип проекта: Комплексный
8.Актуальность проекта
Мордовия является поликультурным регионом, на территории которого проживают люди многих национальностей. Общность условий проживания делает необходимым ознакомление дошкольников с природой Мордовии, её географическими, экологическими, историческими и культурными особенностями.
Именно поэтому приоритетной проблемой общества остается патриотическое воспитание. Ведь с любви к своей Родине начинается тропинка в жизнь.
Мордовия - наша общая забота и гордость. Здесь много мест, где мы можем познакомиться с культурой народа. Города, села и деревни хранят память об историческом прошлом.
Народная игрушка — часть народной культуры.
Игрушки еще с давних времен делались как для детей, так и для взрослых. В настоящее время не вызывает сомнения тот факт, что изготовление игрушки самим ребенком не только дает возможность поиграть с ней, но и способствует развитию ручных навыков и творческих способностей.
Особое значение для общего развития ребенка имеют народные игрушки. Они создавались народом для детей, были направлены на так называемую «социализацию» малыша: вхождение в мир человеческой культуры, взаимоотношений людей и природы. Такие игрушки «с внутренним смыслом» родители делали для своих детей. Особенно популярной была тряпичная кукла. Известная всем народам, эта игрушка имелась в каждой семье. Первую куколку обычно делали девочке взрослые- мама, бабушка, старшая сестра, потом- она сама. Рукоделие всегда поощрялось, т. к. развивало необходимые навыки. Это искусство передавалось по наследству. Позднее это привело к созданию целых игрушечных промыслов.
9. Новизна проекта:
- в реализации проекта посредством осуществления системы мероприятий, объединяющих совместную деятельность педагога, детей и родителей по трем направлениям: краеведческое; художественно – эстетическое; социально-нравственное.
- в интеграции краеведческой работы в систему воспитательно-образовательной работы через разные виды детской деятельности: игровую, познавательную, творческую, двигательную и др., а также в процесс взаимодействия с семьями воспитанников.
Работа над комплексным проектом «Мордовия – моя мастеровая» способствует:
Воспитанию у детей любви к родному краю, желание создавать яркие выразительные творческие работы.
Обогащает их знания и умения.
Позволяет ощутить гордость за свою малую Родину, богатую славными традициями.
Изделия народных промыслов дают богатый материал для развития речи дошкольника:
Помогают составлять описательные рассказы по игрушкам.
Воспитывать бережное отношение к окружающей среде, так как декоративно — прикладное искусство по своим мотивам близко к природе.
В узорах соблюдаются определенный ритм, счетность в исполнении орнамента, что несомненно, развивает элементарные математические представления.
Проект разработан на основе примерного регионального модуля программы для дошкольных образовательных учреждений «Мы в Мордовии живём».
10. Гипотеза проекта: Проживая в Мордовии дети мало знакомы с народом и искусством. В ходе реализации проекта дети получают знания о народных промыслах Мордовии. Будут знать где зарождалась народная игрушка. Начнут проявлять интерес к народно – прикладному искусству и отражать свои впечатления в продуктивной деятельности.
11. Цель проекта: Приобщение дошкольников к культуре мордовского народа в процессе художественно — эстетического развития.
12. Задачи проекта:
Образовательные: формирование представлений о Родине, как многонациональной стране, привитие детям способности с пониманием и уважением относиться к культуре и традициям других народов; знакомство детей с устным народным творчеством и народным прикладным искусством; формирование нравственных качеств.
Развивающие: развитие у детей чувства любви к своему родному краю, своей малой Родине на основе приобщения к мордовской культуре и традициям.
Воспитательные: формирование у детей нравственно-патриотических чувств через приобщение к культуре и традициям.
13.Интеграция образовательных областей
В данном проекте осуществляется интеграция следующих образовательных областей:
«Художественно-эстетическое развитие»,«Социально-коммуникативное развитие»,«Познавательное развитие» «Речевое развитие»
14.Предварительная работа:
Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).
Экскурсия в мини-музей национального быта МАДОУ «Мордовская изба»
Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.
15.Методы и приёмы реализации проекта
а) словесный (объяснение, беседа, рассказ, чтение худ. литературы, стихотворений);
б) наглядный (демонстрация, использование ТСО)
в) практический (рассматривание предметов искусства в музее);
д) игровой (обыгрывание народных игр, инсценировок, употребляя изделия и предметы старинного быта) метод обучения.
16.Ресурсное обеспечение проекта:
- Фотографии, альбомы, слайды с видами достопримечательностей города Саранска;
- фотографии, плакаты, слайды с изображением мордовских костюмов, украшений;
- куклы в национальной одежде (мокшанка, эрзянка);
- образцы мордовской вышивки, деревянных игрушек из с.Подлесная Тавла;
- видеозаписи и аудиозаписи мордовских народных сказок.
- Аудиозаписи музыкальных произведений мордовских композиторов.
- мордовские подвижные и дидактические игры;
- игрушки.
17.Ожидаемые результаты
- Расширение знаний детей о Мордовии, изобразительном искусстве, народных промыслах, фольклоре, возрастание интереса к родному краю, его достопримечательностям
- Воспитание любви и чувства гордости за малую Родину, бережного отношения к родному краю.
- Развитие у дошкольников познавательной активности, исследовательских умений и навыков, навыков проектной деятельности.
- Повышение активной гражданской позиции семей дошкольников, увеличение количества активных участников общественной жизни
- Рост профессионального мастерства педагогического коллектива в вопросах воспитания у дошкольников патриотизма и любви к малой Родине.
- Оформление, обобщение и распространение опыта по теме проекта.
- Активизация участия педагогов, воспитанников, родителей в конкурсах, выставках по краеведческой тематике.
Предварительная работа:
Рассматривание мордовской народной игрушки (птичка-свистулька), керамической посуды (блюдо, горшок, кувшин, молочник), деревянной посуды (ложка, ковш, кадка для воды), изделиями из бересты (туесок, корзина, шкатулка, лошкарница).
Экскурсия в мини-музей национального быта по перспективному плану детского сада.
Знакомство с деревянной скульптурой мастеров с. Подлесная Тавла, выделяя их характерные особенности.
Поэтапный план работы реализации проекта.
1 этап – организационный.
- Изучение литературы по истории и культуре Мордовии.
- Сбор информации, фотографий о знаменитых людях, исторических событиях, достопримечательностях, игрушках.
- Привлечение педагогов ДОУ и родителей к поиску информации по данной теме «Мордовия – моя мастеровая ».
- Разработку проекта, постановку цели и задач.
2 этап – внедренческий:
- Реализация комплекса мероприятий: проведение запланированных занятий, мероприятий, обогащение предметно-развивающей среды, организация мероприятий с педагогами (взаимопосещение занятий и мероприятий) и родителями (проектная деятельность, участие детей, родителей в различных конкурсах).
3 этап результативный:
- Анализ результатов реализации группового проекта, корректировка содержания, подведение итогов.
- Обобщение результатов проделанной работы,
- Подготовка и проведение презентации проекта.
Перспективное планирование работы по проекту
««Мордовия – моя мастеровая».
(игрушка)
№п/п | Мероприятия | Ответственные | Сроки |
1. 2. 3. 4. 5. 6. 1. 2. 3. 4. 5. 6. 7. 8. 9. 10. | 1) Рассматривание открыток «Достопримечательности Саранска». Организация выставки книг «Мордовские народные сказки». Рассматривание альбома «Мастера из с.Подлесная Тавла» . Рассматривание альбома «Мордовский орнамент», Рассматривание предметов обихода мордовского народа (салфетки, полотенца) и др. Посещение мини-музея в МАДОУ «Мордовская изба» Беседы с детьми: «Достопримечательности Саранска» «Игрушки мордвы», Любимые сказки» ОО «Художественно-эстетическое развитие» (чтение художественной литературы) Бабочка, бабочка», сказки «Благодарный медведь», «Пугливая мышь», «Свинка», «Яраска». Произведения мордовских писателей и поэтов П. Машканцев «Ирма», «Огородник», «На лугу», «Вкусная малина», «Капризуля», «Хитрая морковка», «Воробей», Л.Земскова «Луна и солнышко», А. Ежов «Мастер», Т. Тимохина «Андрюшка» С. Кинякин «Обиженный кот», Г. Агейкин «Рыбки»; Ф. Бобылев «Лягушки попрыгушки». ОО «Художественно-эстетическое развитие» (рисование) «Вот весёлые матрёшки, ладушки, ладушки» (сарафан и передник матрёшки). (по программе «Мы в Мордовии живем») ОО «Художественно-эстетическое развитие» (аппликация) «Игрушки в которые мы любим играть» «Украсим полотенце мордовским узором» «Украшение салфетки для мамы» (по программе «Мы в Мордовии живем») ОО «Художественно-эстетическое развитие» (лепка) «Наши игрушки» «(по программе «Мы в Мордовии живем») ОО «Художественно-эстетическое развитие» (конструирование) «Мебель для кукол» Мордовские дидактические игры: «Кто оденет куклу Алдуню?». «Что где находится?» «Достопримечательности Саранска» «Расскажи, а мы отгадаем» «Кто в заповеднике живет?» «Назови знакомые сказки мордовского народа» «Отгадай сказочного героя» «Кто оденет куклу Татуню? Мордовские подвижные игры: «В зайчиков» («Нумолнесэ» - эрз., «Нумолняса» - мокш.); «В белочек» («Урнесэ» - эрз., «Урняса» - мокш.); «В гусей и волка» («Галынесэ ды верьгинесэ» - эрз., «Мацикс да врьгазкс» - мокш.) ОО «Художественно-эстетическое развитие» (музыка) Слушание произведений: «В солнечной Мордовии», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. А. Громыхина; «Тю-тю, баю-бай», мокш нар. песня; «Баю, баю, баю, бай», эрз. нар. песня; «Нюрямня» («Колыбельная»), муз. Н. Бояркина. Пение «Баю, баюшки, баю», рус. нар. песня; «Ладушки», муз. Ген. Сураева-Королева, сл. М. Гладкова; «Зайка», Нумолнэ» («Зайчик»), экз. нар. песня; «Нумолня» («Зайчик»), мокш нар. песня; «Гуляла, гуляла подруженька», обр. А. Путушкина. Заучивание пословиц: «Скучен день до вечера, коли делать нечего», «Кошке – игрушки, мышке – слезы», «Не скучай работой, а скучай заботой», «Труд человека кормит» Роль родителей в реализации проекта: Выставка творческих работ «Моя любимая Мордовия» и «Мордовия – мастеровая». Консультации: «История народных игрушек», «Народные промыслы» (изготовление игрушек). Фотовыставка «Саранск – мой дом» Конкурс на лучшую дидактическую игрушку «Моя любимая игрушка» с национальным колоритом.
| Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель Воспитатель
Воспитатель, физинструктор Воспитатель, музыкальный руководитель. Воспитатель, Родители,музыкальный руководитель Воспитатель, родители, Музыкальный руководитель Родители. | Ноябрь Декабрь Январь Февраль В течении реализации проекта. В течении реализации проекта. В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май Январь Февраль Март Январь Февраль Март Апрель Февраль Январь В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май В течение реализации проекта Ноябрь Декабрь Январь Февраль Март Апрель Май |
18. Вывод.
В настоящее время актуальным направлением воспитания является формирование у ребёнка дошкольного возраста этнического самосознания, интереса к национальной культуре и традициям. Для приобщения детей к истокам народной культуры важно определить направления работы:
- расширить и углубить знания детей о нашей многонациональной Родине;
- дать детям общее представление о Республике Мордовия;
- познакомить с обычаями и традициями народов Поволжья, с народным творчеством;
- приобщить детей к истокам национальной праздничной и традиционной культуры.
Орнаментальная основа народного искусства доступна дошкольникам для восприятия и отображения в творческой деятельности. На занятиях по рисованию и аппликации дети оформляют народным орнаментом свои работы, к ним приходят в гости куклы в национальных одеждах. Это вызывает у детей интерес и повышает их активность. Разнообразные игровые ситуации, вопросы, рассказ воспитателя помогают дошкольникам понять и полюбить народное искусство.
Формирование этнокультурной компетенции дошкольников идет и через музыкальные занятия, на которых дети слушают народную музыку.
Практика доказала, что музыка обладает особой силой воздействия на чувства, а эмоциональный настрой возбуждает у детей интерес к национальной культуре.
В работе с детьми широко используется и устное народное творчество, которое является национальным достоянием любого народа. Для того чтобы донести до понимания дошкольников красоту и своеобразие мордовского фольклора, в образовательном процессе практикуется рассказывание и инсценировка мордовских сказок с последующей их театрализацией, также идет знакомство детей с народными традициями, заучиванием пословиц и поговорок.
В работе с детьми на прогулках и в свободной деятельности используются подвижные игры, которые содержат в себе многовековой опыт народа, его культуру, традиции.
Одним из важных педагогических условий формирования этнокультурной компетентности дошкольников является активное включение родителей в эту деятельность. Использование потенциала семьи осуществляется путём:
- предоставления родителями альбомов с фотографиями, предметов быта и искусства, хранящихся в семье для демонстрации на тематических выставках в детском саду.
Такое совместное участие помогает объединить семью и наполнить её досуг новым содержанием. Создание комфортных условий для совместной творческой деятельности, сочетание индивидуального и коллективного творчества детей и родителей способствует единению педагогов, родителей и детей, что в свою очередь формирует положительное отношение друг к другу.
Методическое обеспечение проекта:
1.«Детство»: примерная основная общеобразовательная программа дошкольного образования / Т.И.Бабаева, А.Г.Гогоберидзе, З.А.Михайлова и др..-СПб.: ООО « ИЗДАТЕЛЬСТВО «ДЕТСТВО – ПРЕСС», 2011.
2. «Мы в Мордовии живем : региональный образовательный модуль дошкольного образования / О.В. Бурляева и [др.] ; Мордов. гос. пед. ин-т.- Саранск, 2015
3.Бахмустов О. Мордовия: «Природа, люди, события, достопримечательности» Ж. «Ребёнок в детском саду»- 2011г №11,2012г.№1.
4.Воронин И.Д. «Достопримечательности Мордовии», Саранск-1982г.
5.Данилина Г.Н. Дошкольнику – об истории и культуре России: Пособие для реализации гос. программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы».— М.: Аркти, 2003.
6.Замостьянов А. Просвещение и патриотизм // Нар.образование. 2002.- № 4.
7.Как научить детей любить Родину: Пособие по реализации гос.программы «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерации на 2001—2005 годы» / Авт.-сост.: Ю. Е. Антонов, Л. В. Левина, О. В. Розова, И. А. Щербакова.— М.: Аркти, 2003
8. Самородов К.Т. Мордовские загадки», Саранск-1987г.
9. «Саранск – столица Мордовии». Книга-альбом, 2006, с.188.
10.Жиганов М.Ф. Память веков.- Саранск, 1976; Шибаков Н.И. Деревянная скульптура мордвы. - Саранск, 1980; Колмыков В.И. Жизнь леса.- Саранск, 1998; Лузгин А.С. Жизнь промыслов.- Саранск, 2001.
.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Развлечение для детей средней группы "Мордовия моя - народов дружная семья"
Закреплять знания детей о Мордовии, развивать интерес к культуре мордовского народа, вовлечь в игры и театрализацию, воспитывать уважение к национальным традициям....
Проект "Наши младшие друзья" для второй младшей группы и технологическая карта к нему
Данный проект - это единая система системы, которая включает в себя предварительную работу, работу с родителями, с детьми. Запланированные направления деятельности с детьми способствуют формиров...
Развлечение для детей старшей группы " Мордовия моя"
Закреплять знания детей о Мордовии, развивать интерес к культере мордовского народа, воспитывать уважение к национальным традициям . традициям...
Краткосрочный групповой образовательный проект, с заданным результатом для детей 3-4 лет Продолжение проекта 1 месяц. Участники проекта: дети младшей группы, родители воспитанников, воспитатели. «Овощи»
Что же такое овощи?Как объяснить малышу, что овощи являются одним из основных и традиционных компонентов питания? Некоторые овощи, такие как огурцы, помидоры, морковь, свёкла присутствуют ...
Конспект Образовательной деятельности В средней группе «Мордовия – мой край родной»
Формирование нравственно-патриотических чувств детей среднего дошкольного возраста через приобщение их к истории родного города....
Проект вторая младшая группа по формированию ЗОЖ "Малыши - Крепыши" Тип проекта: познавательно-игровой. Вид проекта: информационно-творческий. Авторы; Пурахина Светлана Александровна воспитатель, в
Проект вторая младшая группапо формированию ЗОЖ"Малыши - Крепыши"Тип проекта: познавательно-игровой. Вид пр...
Проект второй младшей группы «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» проект по художественной литературе (младшая группа) на тему
Проект «Путешествие по сказкам К.И. Чуковского» нацелен на развитие интереса к слушанию художественных произведений....