ФОРМИРОВАНИЕ СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»
статья (младшая, средняя, старшая группа) на тему

Воронова Екатерина Викторовна

Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаются требования к воспитательно-образовательному процессу. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание такой личности, которая способна без труда встраиваться в социум, комфортно и позитивно чувствовать себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания (а не только их заучивать и воспроизводить), обдумывать принимаемые решения и планировать свои действия, одним словом - стать социально активной личностью.

Скачать:

ВложениеРазмер
Microsoft Office document icon doklad.doc38.5 КБ

Предварительный просмотр:

ФОРМИРОВАНИЕ  СОЦИАЛЬНЫХ ОТНОШЕНИЙ У ДОШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ РАЗНОВОЗРАСТНОГО ВЗАИМОДЕЙСТВИЯ В РАМКАХ РЕАЛИЗАЦИИ ПРОЕКТА «ДОШКОЛЬНИК БЕЛОГОРЬЯ»

Воронова Е.В., Прасолова С.М.

МАДОУ «Центр развития ребенка –

детский сад № 35 «Родничок»

города Губкина Белгородской области

        Современная система дошкольного образования ориентирована на полноценное развитие личности каждого ребенка. Нынешние жизненные темпы требуют формирования социально активной личности. Постоянно повышаются требования к воспитательно-образовательному процессу. Задачами педагогической деятельности становятся воспитание такой личности, которая способна без труда встраиваться в социум, комфортно и позитивно чувствовать себя в нем, самостоятельно мыслить, добывать и применять полученные знания (а не только их заучивать и воспроизводить), обдумывать принимаемые решения и планировать свои действия, одним словом - стать социально активной личностью. Формирование у ребенка социальных отношений происходит через познание моральных норм, образцов ролевого поведения, знакомясь с такими эстетическими категориями, как правда и ложь, храбрость и доброта, жадность и благородство. Однако, мораль и нравственность не закладываются у ребенка при рождении. Дети приобретают этот бесценный опыт в ближайшем окружении т.е. в семье, среди ближайших родственников и конечно, в детском саду [1, 34].

        С 2015 года наш детский сад стал участником регионального проекта «Дошкольник Белогорья». В рамках реализации, которого нами была разработана серия конспектов разновозрастного взаимодействия.

        В настоящее время педагоги-психологи говорят о позитивном значении совместной межвозрастной деятельности дошкольников друг с другом для развития социальных отношений, так как именно разновозрастное взаимодействие делает процесс общения детей друг с другом максимально интересным, заманчивым, а результат обучения и воспитания-эффективным.

        Объединение детей разного возраста требует от педагога особого внимания к организации их взаимодействия. Осуществляя разновозрастное общение детей, нами учитывалась мотивация каждого ребенка, его потребности и интересы. В нашем случае были использованы различные формы взаимодействия, такие как занятия, игра, наблюдения, совместный труд, развлечения. Огромное значение на подготовительном этапе имеет создание положительно-эмоционального настроя на предстоящее взаимодействие: например, обратить внимание на положительные качества их старших товарищей, поощрять любую попытку помочь и защитить младшего, выражать уверенность, что его воспитанники добры и отзывчивы.         Хороший эффект дает включение младших и старших дошкольников в игры-шутки, игры-забавы. Добрые, курьезные ситуации, смешные действия, как старших, так и младших детей сближают участников, способствуют проявлению более глубокого интереса друг к другу, позволяя ребятам раскрыться для общения и получения положительных эмоций. Это является основой для уверенного, полноценного общения в социуме. Формированию социальных отношений у детей разного возраста отлично способствует общая сюжетно-ролевая игра, игрушки детей, принесенные из дома, потому что это открывает новые грани общения. Старшими дошкольниками так же было подготовлено театрализованное представление, где задействовались личные игрушки детей, и привлекались малыши. Это позволило детям быть не пассивными наблюдателями, а активными участниками процесса.         Совместный творческий процесс позволил младшим детям раскрыть в себе новые возможности, проявить индивидуальность, а старшие в свою очередь получили опыт творческих наставников.

        Одной наиболее эффективной формой разновозрастного взаимодействия, на наш взгляд, является коллективная работа. В ходе реализации проекта нами было запланировано разновозрастное взаимодействие в форме коллективной работы детей над изготовлением панно, где опять же использовались элементы «ролевой игры». Сначала старшие дети выступили в роли организаторов и исполнителей, а малышам досталась вспомогательная функция (подавали, искали нужные детали), во второй части старшие были исполнителями замысла, а работой руководили малыши. В этом случае мы могли наблюдать, как деловито и серьезно выбирали малыши узор для аппликации, понимая ответственность своей миссии, а старшие дети, исполняя замысел своих младших наставников, учились быть добрее и терпимее. В рамках нравственного аспекта формирования социальных отношений, воспитатель постоянно подкрепляет и поощряет действия и поступки старших. Это ориентирует старших на малышей, активизирует стремление доставить малышам радость, развеселить и приятно удивить их. В результате можно отметить возникновение «братских отношений», а доброе отношение детей друг к другу, начинает осознаваться как ценность, как норма поведения.

        В качестве самостоятельного разновозрастного взаимодействия нами были отдельно взяты труд и наблюдения детей в природе: летом ребята совместно ухаживали за огородом на территории ДОУ, и мы отметили, что как малыши старательно и с удовольствием поливали огород, наблюдали за ростом растений, старшие в свою очередь проявили такие качества, как: организаторские способности, терпение, снисходительность и доброта. В беседах, после совместных экскурсий, мы могли отметить, что младшие очень быстро и точно запоминают и воспроизводят ответы и комментарии старших товарищей, они, как бы, «ловят» каждое слово старших детей, ориентируясь на них как на авторитет [2, 12].

        Итак, как показывает наш опыт и наблюдения, малыши в ходе разновозрастного взаимодействия охотно прислушиваются к просьбам, замечаниям, оценкам старших товарищей, сделанных в доброй форме, хорошо воспринимают их справедливое руководство. Однако, резкие и негативные высказывания, замечания, авторитарное поведение, так же очень чутко воспринимается детьми. Это расстраивает и отталкивает их, способствует формированию комплексов, развивает общую напряженность.         И здесь важно подчеркнуть, что эффективное разновозрастное взаимодействие между дошкольниками, обуславливающее формирование успешных социальных отношений, возможно лишь при условии уважительного отношения к ребенку.

        Итак, на основе совместных наблюдений можно сделать вывод, что разновозрастное взаимодействие формирует основы социальной активности личности ребенка, а потом и взрослого. Благодаря общению детей разного возраста происходит обмен чувственной и познавательной информацией, развивается готовность к приему и передаче информацией, ребенок учится согласовывать свои действия, сотрудничать, уважать чужую инициативу.         Обращаясь к первоисточникам, хотелось бы выделить мнения Т.Н. Дороновой, В.Г.Щур, С.Г.Якобсон., которые считают, что польза от разновозрастного взаимодействия для младших детей, в том, что они имеют более близкий и понятный образец для действия, а для старшего польза в том, что, показывая и объясняя малышу он сам гораздо глубже осознает предметное содержание [3, 25]. Контроль за действиями младших товарищей развивает самоконтроль, появляется чувство ответственности и самостоятельности. Сокращение возрастной дистанции, позволяет младшим расти в собственных глазах. Таким образом, можно сказать, что общение старших воспитанников экспериментальной группы с малышами из подшефной группы благоприятствует формированию положительных социальных отношений между детьми, создавая условия для развития социально активной личности, что позволяет ребенку занять более уверенную позицию в современном обществе.

Список литературы

  1.  Байбородова, Л.В. Взаимодействие в разновозрастных группах учащихся: Монография / Л.В. Байбородова. - Ярославль: Академия развития, 2002. – 335 с.
  2.  Князева, Е. Организация разновозрастного взаимодействия дошкольников в познавательной деятельности // Дошкольное воспитание. 2013 № 10.
  3. Модернизация российского образования: проблемы и перспективы / Под ред. М.К. Горшкова и Ф.Э. Шереги. М.: ЦСПиМ, 2010.

По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Нравственно-патриотическое воспитание дошкольников в рамках реализации проекта" Приамурье моё"

Выступление на семинаре. Опыт работы по реализации проекта " Приамурье мое" в старшей группе....

Инновационная деятельность в экологическом воспитании дошкольников. Консультация для воспитателей (В рамках реализации проекта «Хочу всё знать!» Использование современных педагогических технологий в экологическом воспитании дошкольников»)

Сегодня, как никогда экологическая проблема стала одной из актуальнейших проблем современного общества.  Спасти окружающую среду человечество сможет при условии осознания каждым ответственности з...

Презентация "Формирование социальных отношений дошкольников в процессе разновозрастного взаимодействия"

Формирование у ребенка социальных отношений происходит через познание моральных норм, образцов ролевого поведения, знакомясь с такими эстетическими категориями, как правда и ложь, храбрость и доброта,...

Сборник методических материалов и обзорных статей по организации сетевого взаимодействия в рамках реализации проекта: «Образовательная паутина Лабытнанги +»

Инновационный образовательный продукт,разработанный в ходе инновационной деятельности в 2017 году,которому  присвоен гриф «Рекомендовано Региональным советом по развитию инновационной деяте...

Паспорт проекта "Вместе", отчет к проекту «Духовно-нравственное воспитание и социализация старших дошкольников в рамках реализации проекта «ВМЕСТЕ»

Технологии эффективной социализации ребенка в детском саду и начальной школе, позволяют системно реализовать ФГОС, в том числе развить у детей саморегуляцию поведения, инициативность, ответственность ...