"Что мы знаем о наших ушах ?"
статья (старшая группа) на тему

Психолого-педагогические основы формирования исследовательской деятельности на основе здоровьесберегающих образовательных  технологий  , способствующих формированию  начальных представлений о  здоровом безопасном образе жизни  у старших дошкольников   на примере интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Что мы знаем о наших ушах»

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл statya_shevchenko.docx35.01 КБ

Предварительный просмотр:

Статья.

Психолого-педагогические основы формирования исследовательской деятельности на основе здоровьесберегающих образовательных  технологий  , способствующих формированию  начальных представлений о  здоровом безопасном образе жизни  у старших дошкольников   на примере интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Что мы знаем о наших ушах»

 «Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира - это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования»[33].

Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой активности личности рассматривалась, и изучалось многими исследователями.

«XIX в. А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития»[15].

По мнению, Овида Декроли, «исследовательская деятельность определяется инстинктами, а сущность педагогического процесса состоит в удовлетворении исследовательской деятельности побуждаемую инстинктами. Рассматривал исследовательскую деятельность как рычаг активности детей»[15].

«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы»[60].

«В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев - исследовательская деятельность как стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего поколения. Исследовательская деятельность должна проявляется не только к положительным, ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам»[60].

«Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов рассматривали исследовательскую деятельность - как познавательное отношение к миру, основанное на потребностях»[60].

Представители педагогики и психологии XX века обращаются к личностным особенностям ребенка, конкретизируют этапы его развития в соответствии с биогенетическими законами. Отмечают, что стремление ребенка к развитию лежит в его природе. Организм существует, приспосабливаясь к окружающей среде, и это его неотъемлемое свойство. В этот период были заложены предпосылки изучения проблемы познавательной деятельности как стимула умственной активности. Анализ исторического наследия ученых показывает, что в представлении идеи развития ребенка соотносились с понятием педагогического процесса, совершенствующего детские возможности и накопление индивидуального опыта в деятельности.

Таким образом, различные по глубине и значению мысли ученых XVII - XX вв. заложили основу системного изучения развития исследовательской деятельности у детей и ее использование в педагогическом процессе.

Любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Стадии развития исследовательской деятельности:

- любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской деятельности служит обычно его первотолчком;

- любознательность - как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии исследовательской деятельности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок;

- собственно исследовательская деятельность - характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.

Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество - в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.

Дошкольный возраст - это период не только интенсивного физического роста, накопления психических новообразований, освоение социального пространства, но и рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, происходящей в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослым и сверстниками. Значимым для нашего исследования является выделение Н.Н. Поддъяковым[46] специального вида детского экспериментирования - социальное экспериментирование, в ходе которого «дети осознано или неосознанно «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребенок глубже познает себя и других людей»

Это позволяет нам уже на этом этапе исследования предположить, что одним из эффективных средств развития исследовательской деятельности в совместной деятельности будет специально смоделированный, целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любознательности дошкольника к исследовательской деятельности, от его развития к саморазвитию на основе рефлексии и субъект - субъектного взаимодействия взрослого и ребенка. В связи с этим, предлагаем ознакомится  с вариантом взаимодействия педагога и детей в познавательно-исследовательской деятельности в рамках непрерывной образовательной деятельности.

Интегрированная непрерывная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста

Тема: «Тайна нашего слуха в мире звуков»

Цель: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентирования в окружающей действительности, познакомить с причинами  нарушения органа слуха. Дать рекомендации по предупреждению нарушения слуха и его тренировки. Активизировать внимание и слуховую память.

Задачи:

  • Формировать представление о здоровье его ценности, о мерах профилактики и охраны здоровья.
  • Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью к взрослым в случае их возникновения.
  • Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия
  • Воспитывать культуру поведения.

Интеграция с другими образовательными областями.

Социально-коммуникативное развитие.

  • Углублять представление о себе, о своем организме , назначении органа слуха и условиях их нормального функционирования.
  • Дать представление детям о том, что в мире есть слабослышащие и глухие люди.
  • Познакомить с профессиями отоларинголога и сурдопереводчика.

Познавательное развитие.

  • Развивать у детей интерес к природе к животному миру.
  • Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между человеком и окружающим его миром.
  • Развивать самостоятельность в процессе познавательной деятельности.
  • Совершенствовать умение определять пространственные отношения.

Речевое развитие.

  • Учить различать неречевые звуки и запоминать. Развивать внимание и слуховую память.
  • Совершенствовать  умение вести диалог.
  • Совершенствовать  умение грамотно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства в речи.
  • Обогащать словарный запас , используя    тему.
  • Воспитывать   культуру речевого   общения.

Физическое развитие.

  • Развивать у детей физические качества : быстроту, координацию.
  • Учить детей контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей.

Оснащение : музыкальный центр, мимио, интерактивная доска, музыкальные инструменты (треугольник, бубенцы, колокольчик,  маракасы)  , оборудование для опытов (емкость с водой, цветные камешки, перышки, коробка , обтянутая пленкой) ,  диагностический коррекционно-развивающий комплекс «Песочная терапия», накидки, уши, повязки для глаз, белый халат и шапочка доктора, игрушка  большая меховая Альф, предметы для ассоциации : ракушка , барабан, молоточек , наковальня , телефон , звуковой ящик с карточками со словами, набор животных из пластмассы .  

Ход     образовательной  деятельности

Организационная часть.

В зал входят дети , приветствуют присутствующих.

Раздается громкий звук. Появляется инопланетянин.

Воспитатель. Это Альф с планеты Сириус (дети приветствуют Альфа) . Он впервые на нашей планете и его очень поразили, удивили звуки нашей планеты. Там в космосе было  так тихо, да и  на его планете все совсем не так. Альф не умеет говорить, но умеет слышать по-другому. Он исследователь, поэтому ему интересно как общаются жители земли, как слышат и какие звуки живут на голубой планете Земля.

           Ребята, мы сможем рассказать Альфу о звуках нашей планеты Земля и о том , как мы с вами слышим и воспринимаем звуки?

Основная часть.

Воспитатель. Давайте разберемся , что такое звук? Приходилось ли вам бросать в воду камешки? При падении в воду на поверхности воды образуются круглые волны. Круги увеличиваются, разбегаются в разные стороны и исчезают. Выбирайте камешки, будем вспоминать.

Опыт №1. (таз с водой и цветные камешки). Дети проводят опыт, наблюдают, констатируют результаты опыта.

Воспитатель. Ребята,  звук это волны только воздушные и поэтому мы их с вами не видим, зато слышим. Вот в космосе нет воздуха, поэтому там не слышно звуков. Возьмите и подуйте на разноцветные перышки, что вы видите?

На интерактивной доске появляются появляются стрелки.

Воспитатель. Представьте, что эти стрелки звуки. Сможете сосчитать , сколько стрелок полетело влево, вправо, вверх и вниз?

Дети  считают количество стрелок в каждом направлении, дают ответы, сверяют их с ответами Альфа.

Воспитатель. Удивителен мир звуков окружающих нас. Почти все звуки в природе называются шумом. ребята, расскажите Альфу , какие звуки в природе вы слышали? (дети дают ответы). Друзья, предлагаю вам послушать звуки и догадаться , что это.

Дети садятся перед интерактивной доской, прослушивают и называют звуки.

Воспитатель. Молодцы ребята, у вас отличный слух! Как хорошо слышать! Альф, какой звук тебе понравился больше всех? Ребята, а у вас есть любимые звуки, если есть то какие?

Дети называют любимые звуки.

Воспитатель. Приглашаю вас на физминутку.

Раз, два, три, четыре, пять.

Станем звуки мы считать.

Раз – запели соловьи,

Два – на ветке жук жужжит,

Над ромашками кружит.

Слушать звуки я спешу.

Три – гремит, гремит гроза.

От страха я закрыл глаза.

Очень громкая гроза.

А четыре, а четыре пес проснулся в моей квартире.

Гав – уши щенка веселый нрав,

Пять люблю я мамин голос!

Звуки разные нужны, Звуки разные важны.

Воспитатель. Посмотрите ребята, что – то  там Альф нашел? Кто это тут прячется ( в руках у воспитателя лупа, дети подходят к песочнице. по ушам узнают испуганных прибытием Альфа животных).

Дети берут из песочницы животного и представляют каждый свое сообщение.

  • Волк улавливает звук за 50 метров от источника, а человек слышит шаги за 5 метров от себя.

  • Лисица зимой находит добычу под толстым слоем снега по их шуршанию. Говорят,  лиса мышкует. Она различает звуки, которые человеческое ухо не воспринимает.

  • Отличным слухом обладают ежи. Ни одно насекомое не проползет мимо, незамеченным. Этот колючий зверек слышит даже, как сидящая на ветке улитка выпускает рожки.

  • У слонов не очень хорошее зрение, зато отличный слух, уши им еще и веер.

  • У кошек и собак интересные  подвижные уши, они поворачиваются к источнику звука и слышат звуки на большом расстоянии.

  • У кузнечиков «слуховой аппарат» находится на передних лапках. Волоски на лапках, как антенки улавливают все звуки вокруг. Кузнечик в 2 раза лучше слышит, чем человек.

Воспитатель. Спасибо, молодцы, очень интересные сообщения. Ребята, чемпионами слуха являются те животные , для которых он самый важный.  Самый чувствительный слух у дельфинов, китов и у летучих мышей, некоторые виды так и называются ушаны из-за размеров их ушей. Они используют эхолокацию для ориентирования в пространстве и поиска пищи. предлагаю поиграть в игру «Летучие мыши».

Воспитатель. Ребята, давайте сделаем вывод : для чего животным нужен хороший слух?

Дети делают выводы ( например: острый слух помогает животным найти пищу, спастись от врагов, найти маму, ориентироваться в пространстве, выжить в природе).

На интерактивной доске появляется плакат «Строение уха»

Воспитатель. Ребята, посмотрите у нашего гостя совсем не такие уши как у нас с вами, нас приглашает доктор наук Дим на лекцию для любознательных «Как мы слышим или наш орган чувств – слух».

Доктор Дим (роль выполняет ребенок). Посмотрите и послушайте. Наше ухо состоит из трех отделов: внешнее ухо - ушная раковина собирает звуки и передает их в слуховой канал. Два уха работают вместе, ведь звуки к нам несутся со всех сторон. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная перепонка ( барабанная). Это действует примерно так (опыт показывает воспитатель: натянутая на коробку пленка вибрирует под воздействием звука). Во втором отделе, в среднем ухе находится три очень важных косточки: молоточек, наковальня, стремечко и специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой  через нос поступает воздух, чтобы лучше слышать. (Проводится опыт).

Во внутреннем ухе находиться очень сложный организм, по внешнему виду напоминающий улитку. Он получает сигналы и молнеиносно передает их в мозг по тысячам дорожкам. После этого мы слышим звук. После этого мы слышим звук. Звенит звонок вы, что делаете?

(Примеры детей).

Воспитатель. А еще наш орган слуха отвечает за равновесие. Проверим ваше равновесие. (Детям предлагается сделать ласточку, постоять на левой ноге потом на правой).

         Вам это замечательно удалось выполнить! А теперь поиграем, проверим ваш слух. (Проводится игра «Угадай музыкальный инструмент»).

       Вы замечательно слышите, а есть люди, которые плохо  слышат, как наш гость Альф или совсем не слышат. Им помогаю в общении сурдопереводчики. Им сложно в этом мире и мы с вами должны им помогать. Общаясь с глухим или слабослышащим, нельзя отворачиваться и прикрывать рот. Как думаете почему? (Ответы детей).

         Познакомьтесь с жестами , которые могут передавать целые слова такие как:

МИР, ЛЮБОВЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, СПАСИБО, ИЗВИТИТЕ, ДО СВИДАНИЯ.

        Скажите, что делать, если мы стали плохо слышать? (Ответы детей). Правильно нужно обратиться к врачу. А кто знает к какому?

Дети. К лору.

Воспитатель. К отоларингологу. Ребята, чтобы  вам не пришлось лечить уши и чтобы ушки ваши были здоровы, нужно знать следующие правила.

( На интерактивной доске  сюжеты с проблемными ситуациями . Дети рассматривают их и дают правильные ответы).

  • Мальчик и девочка играют с мелкими предметами, пытаются что-то вставить в ухо.
  • Ребята пошли на прогулку в холодное время года и не одели шапки.
  • Звучит громкая музыка.
  • Ребенок слушает музыку в наушниках.
  • Ребята кричат, а не спокойно разговаривают.
  • Дети купаются, моются, в уши попадает вода.

Воспитатель. Ребята, вы замечали, что в ушах скапливается сера. Она выполняет защитную функцию. На ней задерживается пыль и микробы. Если вы плохо стали слышать, значит необходимо обратиться к взрослым и отправиться к врачу. Уши надо беречь.

     А теперь мы с вами будем учиться делать массаж и Альфа научим, чтобы не болеть , да уши сберечь. Массаж этих точек полезен в частности для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.

Упражнения выполняют под музыку. Воспитатель делает показ на Альфе.

«Похлопаем ушками»

          Ребенок заводит ладони за уши и загибает х вперед. Сначала мизинцем, а потом всеми пальцами. Прижав ушные раковины к голове , резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.

«Потянем ушки»

          Ребенок захватывает кончиками больших  указательных пальцев , обе мочки ушей и  с силой тянет вниз, а затем отпускает.

«Погреем ушки»

           Захватываем пальцами указательным и средним с одной стороны уха, а с другой большим и пробегаем от мочки вверх и повторяем несколько раз.

Воспитатель. Понравился вам массаж. Желаю вам быть здоровыми и веселыми.

Заключительная часть

Воспитатель. Думаю,  вы будете серьезно относиться к своему слуху, будете беречь свои уши.

    Вносится звуковой ящик со словами ( улитка, труба, барабан, ветер, волна, нос) , дети по одному вынимают из ящика карточку , читают и объясняют как эти слова связаны со звуком и слухом.

           Нашему гостю пора возвращаться домой. Ребята, давайте попрощаемся с нашим гостем и подарим ему добрые слова и звонкий колокольчик.

Дети прощаются с Альфом жестами : МИР, ЛЮБОВЬ, ДО СВИДАНИЯ.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Правила ухода за ушами

Помощь детям если болят ушки...

Правила ухода за ушами

Помощь детям если болят ушки...

Что мы знаем о нашей России

Конспект СНОД по образовательной области "Познание" для подготовительной к школе группы...

Что мы знаем о наших домашних питомцах

Интеллектуальная игра на развите познавательных способностей и расширения кругозора...