"Что мы знаем о наших ушах ?"
статья (старшая группа) на тему
Психолого-педагогические основы формирования исследовательской деятельности на основе здоровьесберегающих образовательных технологий , способствующих формированию начальных представлений о здоровом безопасном образе жизни у старших дошкольников на примере интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Что мы знаем о наших ушах»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya_shevchenko.docx | 35.01 КБ |
Предварительный просмотр:
Статья.
Психолого-педагогические основы формирования исследовательской деятельности на основе здоровьесберегающих образовательных технологий , способствующих формированию начальных представлений о здоровом безопасном образе жизни у старших дошкольников на примере интегрированной непрерывной образовательной деятельности по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшей группы «Что мы знаем о наших ушах»
«Детская исследовательская деятельность по освоению окружающего мира - это вид активности ребенка, направленный на поиск объективной информации об устройстве окружающего мира путем личного практического экспериментирования с объектом исследования»[33].
Исследовательская деятельность как одно из условий развития творческой активности личности рассматривалась, и изучалось многими исследователями.
«XIX в. А.Я. Герд, М.М. Стасюлевич, Армстронг, Т. Гексли выдвигали теорию о том, что исследовательская деятельность способствует формированию готовности к самостоятельной умственной деятельности, создание атмосферы увлеченности учением, доставление радости детям от самостоятельного поиска и развития»[15].
По мнению, Овида Декроли, «исследовательская деятельность определяется инстинктами, а сущность педагогического процесса состоит в удовлетворении исследовательской деятельности побуждаемую инстинктами. Рассматривал исследовательскую деятельность как рычаг активности детей»[15].
«Джон Дьюи рассматривал исследовательскую деятельность как особый вид детской деятельности в контексте «что-нибудь делать». Связывал исследовательскую деятельность с инстинктами, присущими ребенку от природы»[60].
«В. Г. Белинский, А.И. Герцен, Д.И. Писарев - исследовательская деятельность как стимул не только познавательной, но и социальной активности растущего поколения. Исследовательская деятельность должна проявляется не только к положительным, ярким сторонам жизни, но и к сложным социальным вопросам»[60].
«Н.Г. Чернышевский, Н.А. Добролюбов рассматривали исследовательскую деятельность - как познавательное отношение к миру, основанное на потребностях»[60].
Представители педагогики и психологии XX века обращаются к личностным особенностям ребенка, конкретизируют этапы его развития в соответствии с биогенетическими законами. Отмечают, что стремление ребенка к развитию лежит в его природе. Организм существует, приспосабливаясь к окружающей среде, и это его неотъемлемое свойство. В этот период были заложены предпосылки изучения проблемы познавательной деятельности как стимула умственной активности. Анализ исторического наследия ученых показывает, что в представлении идеи развития ребенка соотносились с понятием педагогического процесса, совершенствующего детские возможности и накопление индивидуального опыта в деятельности.
Таким образом, различные по глубине и значению мысли ученых XVII - XX вв. заложили основу системного изучения развития исследовательской деятельности у детей и ее использование в педагогическом процессе.
Любое проявление исследовательской деятельности связано с его познавательной стороной, но не любую познавательную деятельность можно назвать исследовательской. Стадии развития исследовательской деятельности:
- любопытство - элементарная стадия избирательного отношения к любому предмету, обусловленная чисто внешними, часто внезапно открывающими субъекту сторонами и обстоятельствами; на стадии любопытства субъект довольствуется только первоначальной ориентировкой, связанной с занимательностью самого предмета; занимательность как фактор обнаружения исследовательской деятельности служит обычно его первотолчком;
- любознательность - как ценное состояние личности, активное видение мира, характеризующееся стремлением человека проникнуть за пределы первоначально усмотренного и воспринятого. На этой стадии исследовательской деятельности, как правило, проявляются сильные эмоции удивления, радости познания, восторга, удовлетворенности деятельностью; сущность любознательности заключается в образовании и расшифровке разного рода загадок;
- собственно исследовательская деятельность - характеризуется повышенной устойчивостью, ясной избирательной целенаправленностью на познаваемый предмет, ценной мотивацией, в которой главное место занимают исследовательские мотивы. Исследовательская деятельность содействует проникновению личности в сущностные отношения, связи, закономерности освоения действительности.
Таким образом, мысли, эмоции, воля и творчество - в совокупности составляют основу исследовательской деятельности. Наличие всего многообразия процессов, включенных в исследовательскую деятельность, является условием интеллектуально-творческого развития личности, ее саморазвития.
Дошкольный возраст - это период не только интенсивного физического роста, накопления психических новообразований, освоение социального пространства, но и рефлексии всех отношений в этом пространстве, определения в нем себя, собственной самоорганизации, происходящей в постоянно расширяющихся и усложняющихся контактах ребенка с взрослым и сверстниками. Значимым для нашего исследования является выделение Н.Н. Поддъяковым[46] специального вида детского экспериментирования - социальное экспериментирование, в ходе которого «дети осознано или неосознанно «опробуют» на взрослых или сверстниках различные формы своего поведения в поисках наиболее приемлемых его вариантов. Таким способом ребенок глубже познает себя и других людей»
Это позволяет нам уже на этом этапе исследования предположить, что одним из эффективных средств развития исследовательской деятельности в совместной деятельности будет специально смоделированный, целенаправленный и педагогически организованный процесс перехода от любознательности дошкольника к исследовательской деятельности, от его развития к саморазвитию на основе рефлексии и субъект - субъектного взаимодействия взрослого и ребенка. В связи с этим, предлагаем ознакомится с вариантом взаимодействия педагога и детей в познавательно-исследовательской деятельности в рамках непрерывной образовательной деятельности.
Интегрированная непрерывная образовательная деятельность по познавательно-исследовательской деятельности для детей старшего дошкольного возраста
Тема: «Тайна нашего слуха в мире звуков»
Цель: Активизировать знания детей о роли слуха для ориентирования в окружающей действительности, познакомить с причинами нарушения органа слуха. Дать рекомендации по предупреждению нарушения слуха и его тренировки. Активизировать внимание и слуховую память.
Задачи:
- Формировать представление о здоровье его ценности, о мерах профилактики и охраны здоровья.
- Развивать умение избегать опасных для здоровья ситуаций, обращаться за помощью к взрослым в случае их возникновения.
- Формировать умение и желание активно участвовать в ходе занятия
- Воспитывать культуру поведения.
Интеграция с другими образовательными областями.
Социально-коммуникативное развитие.
- Углублять представление о себе, о своем организме , назначении органа слуха и условиях их нормального функционирования.
- Дать представление детям о том, что в мире есть слабослышащие и глухие люди.
- Познакомить с профессиями отоларинголога и сурдопереводчика.
Познавательное развитие.
- Развивать у детей интерес к природе к животному миру.
- Развивать умение устанавливать причинно-следственные связи между человеком и окружающим его миром.
- Развивать самостоятельность в процессе познавательной деятельности.
- Совершенствовать умение определять пространственные отношения.
Речевое развитие.
- Учить различать неречевые звуки и запоминать. Развивать внимание и слуховую память.
- Совершенствовать умение вести диалог.
- Совершенствовать умение грамотно строить сложноподчиненные предложения, использовать языковые средства в речи.
- Обогащать словарный запас , используя тему.
- Воспитывать культуру речевого общения.
Физическое развитие.
- Развивать у детей физические качества : быстроту, координацию.
- Учить детей контролировать и оценивать свои движения и движения товарищей.
Оснащение : музыкальный центр, мимио, интерактивная доска, музыкальные инструменты (треугольник, бубенцы, колокольчик, маракасы) , оборудование для опытов (емкость с водой, цветные камешки, перышки, коробка , обтянутая пленкой) , диагностический коррекционно-развивающий комплекс «Песочная терапия», накидки, уши, повязки для глаз, белый халат и шапочка доктора, игрушка большая меховая Альф, предметы для ассоциации : ракушка , барабан, молоточек , наковальня , телефон , звуковой ящик с карточками со словами, набор животных из пластмассы .
Ход образовательной деятельности
Организационная часть.
В зал входят дети , приветствуют присутствующих.
Раздается громкий звук. Появляется инопланетянин.
Воспитатель. Это Альф с планеты Сириус (дети приветствуют Альфа) . Он впервые на нашей планете и его очень поразили, удивили звуки нашей планеты. Там в космосе было так тихо, да и на его планете все совсем не так. Альф не умеет говорить, но умеет слышать по-другому. Он исследователь, поэтому ему интересно как общаются жители земли, как слышат и какие звуки живут на голубой планете Земля.
Ребята, мы сможем рассказать Альфу о звуках нашей планеты Земля и о том , как мы с вами слышим и воспринимаем звуки?
Основная часть.
Воспитатель. Давайте разберемся , что такое звук? Приходилось ли вам бросать в воду камешки? При падении в воду на поверхности воды образуются круглые волны. Круги увеличиваются, разбегаются в разные стороны и исчезают. Выбирайте камешки, будем вспоминать.
Опыт №1. (таз с водой и цветные камешки). Дети проводят опыт, наблюдают, констатируют результаты опыта.
Воспитатель. Ребята, звук это волны только воздушные и поэтому мы их с вами не видим, зато слышим. Вот в космосе нет воздуха, поэтому там не слышно звуков. Возьмите и подуйте на разноцветные перышки, что вы видите?
На интерактивной доске появляются появляются стрелки.
Воспитатель. Представьте, что эти стрелки звуки. Сможете сосчитать , сколько стрелок полетело влево, вправо, вверх и вниз?
Дети считают количество стрелок в каждом направлении, дают ответы, сверяют их с ответами Альфа.
Воспитатель. Удивителен мир звуков окружающих нас. Почти все звуки в природе называются шумом. ребята, расскажите Альфу , какие звуки в природе вы слышали? (дети дают ответы). Друзья, предлагаю вам послушать звуки и догадаться , что это.
Дети садятся перед интерактивной доской, прослушивают и называют звуки.
Воспитатель. Молодцы ребята, у вас отличный слух! Как хорошо слышать! Альф, какой звук тебе понравился больше всех? Ребята, а у вас есть любимые звуки, если есть то какие?
Дети называют любимые звуки.
Воспитатель. Приглашаю вас на физминутку.
Раз, два, три, четыре, пять.
Станем звуки мы считать.
Раз – запели соловьи,
Два – на ветке жук жужжит,
Над ромашками кружит.
Слушать звуки я спешу.
Три – гремит, гремит гроза.
От страха я закрыл глаза.
Очень громкая гроза.
А четыре, а четыре пес проснулся в моей квартире.
Гав – уши щенка веселый нрав,
Пять люблю я мамин голос!
Звуки разные нужны, Звуки разные важны.
Воспитатель. Посмотрите ребята, что – то там Альф нашел? Кто это тут прячется ( в руках у воспитателя лупа, дети подходят к песочнице. по ушам узнают испуганных прибытием Альфа животных).
Дети берут из песочницы животного и представляют каждый свое сообщение.
- Волк улавливает звук за 50 метров от источника, а человек слышит шаги за 5 метров от себя.
- Лисица зимой находит добычу под толстым слоем снега по их шуршанию. Говорят, лиса мышкует. Она различает звуки, которые человеческое ухо не воспринимает.
- Отличным слухом обладают ежи. Ни одно насекомое не проползет мимо, незамеченным. Этот колючий зверек слышит даже, как сидящая на ветке улитка выпускает рожки.
- У слонов не очень хорошее зрение, зато отличный слух, уши им еще и веер.
- У кошек и собак интересные подвижные уши, они поворачиваются к источнику звука и слышат звуки на большом расстоянии.
- У кузнечиков «слуховой аппарат» находится на передних лапках. Волоски на лапках, как антенки улавливают все звуки вокруг. Кузнечик в 2 раза лучше слышит, чем человек.
Воспитатель. Спасибо, молодцы, очень интересные сообщения. Ребята, чемпионами слуха являются те животные , для которых он самый важный. Самый чувствительный слух у дельфинов, китов и у летучих мышей, некоторые виды так и называются ушаны из-за размеров их ушей. Они используют эхолокацию для ориентирования в пространстве и поиска пищи. предлагаю поиграть в игру «Летучие мыши».
Воспитатель. Ребята, давайте сделаем вывод : для чего животным нужен хороший слух?
Дети делают выводы ( например: острый слух помогает животным найти пищу, спастись от врагов, найти маму, ориентироваться в пространстве, выжить в природе).
На интерактивной доске появляется плакат «Строение уха»
Воспитатель. Ребята, посмотрите у нашего гостя совсем не такие уши как у нас с вами, нас приглашает доктор наук Дим на лекцию для любознательных «Как мы слышим или наш орган чувств – слух».
Доктор Дим (роль выполняет ребенок). Посмотрите и послушайте. Наше ухо состоит из трех отделов: внешнее ухо - ушная раковина собирает звуки и передает их в слуховой канал. Два уха работают вместе, ведь звуки к нам несутся со всех сторон. На границе между наружным и средним ухом натянута очень тонкая, но упругая и эластичная перепонка ( барабанная). Это действует примерно так (опыт показывает воспитатель: натянутая на коробку пленка вибрирует под воздействием звука). Во втором отделе, в среднем ухе находится три очень важных косточки: молоточек, наковальня, стремечко и специальная труба, соединяющая среднее ухо с носоглоткой через нос поступает воздух, чтобы лучше слышать. (Проводится опыт).
Во внутреннем ухе находиться очень сложный организм, по внешнему виду напоминающий улитку. Он получает сигналы и молнеиносно передает их в мозг по тысячам дорожкам. После этого мы слышим звук. После этого мы слышим звук. Звенит звонок вы, что делаете?
(Примеры детей).
Воспитатель. А еще наш орган слуха отвечает за равновесие. Проверим ваше равновесие. (Детям предлагается сделать ласточку, постоять на левой ноге потом на правой).
Вам это замечательно удалось выполнить! А теперь поиграем, проверим ваш слух. (Проводится игра «Угадай музыкальный инструмент»).
Вы замечательно слышите, а есть люди, которые плохо слышат, как наш гость Альф или совсем не слышат. Им помогаю в общении сурдопереводчики. Им сложно в этом мире и мы с вами должны им помогать. Общаясь с глухим или слабослышащим, нельзя отворачиваться и прикрывать рот. Как думаете почему? (Ответы детей).
Познакомьтесь с жестами , которые могут передавать целые слова такие как:
МИР, ЛЮБОВЬ, ЗДРАВСТВУЙТЕ, СПАСИБО, ИЗВИТИТЕ, ДО СВИДАНИЯ.
Скажите, что делать, если мы стали плохо слышать? (Ответы детей). Правильно нужно обратиться к врачу. А кто знает к какому?
Дети. К лору.
Воспитатель. К отоларингологу. Ребята, чтобы вам не пришлось лечить уши и чтобы ушки ваши были здоровы, нужно знать следующие правила.
( На интерактивной доске сюжеты с проблемными ситуациями . Дети рассматривают их и дают правильные ответы).
- Мальчик и девочка играют с мелкими предметами, пытаются что-то вставить в ухо.
- Ребята пошли на прогулку в холодное время года и не одели шапки.
- Звучит громкая музыка.
- Ребенок слушает музыку в наушниках.
- Ребята кричат, а не спокойно разговаривают.
- Дети купаются, моются, в уши попадает вода.
Воспитатель. Ребята, вы замечали, что в ушах скапливается сера. Она выполняет защитную функцию. На ней задерживается пыль и микробы. Если вы плохо стали слышать, значит необходимо обратиться к взрослым и отправиться к врачу. Уши надо беречь.
А теперь мы с вами будем учиться делать массаж и Альфа научим, чтобы не болеть , да уши сберечь. Массаж этих точек полезен в частности для улучшения работы органов дыхания и защиты организма от простудных заболеваний.
Упражнения выполняют под музыку. Воспитатель делает показ на Альфе.
«Похлопаем ушками»
Ребенок заводит ладони за уши и загибает х вперед. Сначала мизинцем, а потом всеми пальцами. Прижав ушные раковины к голове , резко отпускает их. При этом ребенок должен ощутить хлопок.
«Потянем ушки»
Ребенок захватывает кончиками больших указательных пальцев , обе мочки ушей и с силой тянет вниз, а затем отпускает.
«Погреем ушки»
Захватываем пальцами указательным и средним с одной стороны уха, а с другой большим и пробегаем от мочки вверх и повторяем несколько раз.
Воспитатель. Понравился вам массаж. Желаю вам быть здоровыми и веселыми.
Заключительная часть
Воспитатель. Думаю, вы будете серьезно относиться к своему слуху, будете беречь свои уши.
Вносится звуковой ящик со словами ( улитка, труба, барабан, ветер, волна, нос) , дети по одному вынимают из ящика карточку , читают и объясняют как эти слова связаны со звуком и слухом.
Нашему гостю пора возвращаться домой. Ребята, давайте попрощаемся с нашим гостем и подарим ему добрые слова и звонкий колокольчик.
Дети прощаются с Альфом жестами : МИР, ЛЮБОВЬ, ДО СВИДАНИЯ.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Правила ухода за ушами
Помощь детям если болят ушки...
Правила ухода за ушами
Помощь детям если болят ушки...
Что мы знаем о нашей России
Конспект СНОД по образовательной области "Познание" для подготовительной к школе группы...
Что мы знаем о наших домашних питомцах
Интеллектуальная игра на развите познавательных способностей и расширения кругозора...
Статья ”Мир эмоций и что мы знаем о наших эмоциях” Автор: Романова Екатерина Юрьевна Воспитатель ГБДОУ д/с №91
Знакомство с миром эмоций...
Конспект НОД по ознакомлению с окружающим миров в старшей группе "Что мы знаем о нашей Родине"
Старшая группа...
Конспект занятия по развитию математических представлений с использованием «цветных палочек» Х.Кюизенера «Что мы знаем о наших палочках?»
продолжать формировать представление о связи между цветом, длиной палочек и числом....