Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Весёлый счёт» для детей 3-5 лет (на 2 учебных года)
рабочая программа по математике (младшая, средняя группа)

Марахова Лариса Анатольевна

составлена на основе программы «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, М.: Ювента, 2014 г.

Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в программе «Весёлый счёт» являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объёма внимания и памяти.
  3. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, аналогия).
  4. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).
  8. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

 

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл dop_vesyolyy_schet.docx58.53 КБ

Предварительный просмотр:

Департамент Смоленской области по образованию и науке

муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение

 «Детский сад № 77 «Машенька» города Смоленска

Принята на заседании

педагогического

совета

от «___» _________ 2022 г.

Протокол № ___

Утверждаю:

Заведующий  МБДОУ  «Детский сад № 77 «Машенька»

____________ Томчук И.И.

Приказ № ___ от ______2022 г.

Дополнительная общеобразовательная

общеразвивающая программа

познавательно-исследовательской направленности

«Весёлый счёт»

составлена на основе программы «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, М.: Ювента, 2014 г.

Возраст обучающихся: 3-5 лет

Срок реализации: 2 года

Автор-составитель:

Марахова Лариса Анатольевна, воспитатель первой квалификационной категории

Смоленск

2022

Содержание

Паспорт программы

  1. Целевой раздел

  1. Пояснительная записка
  2. Цели и задачи
  3. Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Содержательный раздел

  1. Проектирование образовательной области «Познание» - «Математика» 2.2.Образовательные задачи

2.3.Методы и приемы

  1. Организационный раздел
  1. Организация занятий кружка
  2. Содержание психолого-педагогической работы 3.3.Календарно-тематическое планирование

3.4. Социальное партнерство с родителями 3.5.Мониторинг освоения детьми программного материала 3.6.Программно-методическое обеспечение

Паспорт программы

Наименование

Математический кружок «Веселый счет» для детей 3-5лет

(дополнительная образовательная программа)

Основание для разработки

программы

Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова «Игралочка» Практический курс Математики для дошкольников от 3 до 5 лет, М.2014г.

Заказчики

программы

Педагогический совет, родители

Основные

разработчики Программы

Педагоги МБДОУ

Сроки

реализации Программы

2 года (2022-2023, 2023-2024 учебные года)

Цель

Программы

Формирование у детей умения учиться как основы для создания

прочной системы знаний и воспитания личностных качеств

Задачи

Программы

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на

удовлетворение познавательных процессов, радость творчества.

  1. Развитие мыслительных операций: анализ, сравнение, обобщение, распределение предметов в группы, синтез, конкретизация,

классификация, аналогия.

  1. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения,

творческих способностей, умения аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.

Ожидаемые результаты реализации программы

  1. Сформирована мотивация учения, ориентированная на удовлетворение познавательных процессов
  2. Сформирован навык проведения мыслительных операций
  3. Овладение умением аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  4. Развито вариативное мышление, фантазия, воображение, творческие способности.

  1. Целевой раздел

Пояснительная записка

Программа  «Весёлый  счёт»  разработана  на  основе   программы  «Игралочка» Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова, М.: Ювента , 2014 г. в соответствии с ФГОС ДО. Нормативно – правовой базой для составления данной программы являются следующие документы:

  • Федеральный закон Российской Федерации от 29 декабря 2012 года № 273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»;
  • Федеральный государственный образовательный стандарт дошкольного образования (Приказ Министерства образования и науки Российской Федерации от 17 октября 2013 года №1155);
  • Санитарно-эпидемиологические требования к устройству, содержанию и организации режима работы дошкольных образовательных организаций (Постановление Главного государственного санитарного врача Российской Федерации от 15 мая 2013 года №26 «Об утверждении СанПин» СП 2.4.3648-20)
  • Постановление Правительства Российской Федерации 15.08 2013 года№706 «Об утверждении Правил оказания платных образовательных услуг»
  • Приказ Минобразования России от10.07 2003 года № 2994 «Об утверждении Примерной формы договора об оказании платных образовательных услуг в сфере общего образования»
  • Устав МБДОУ «Детский сад № 77 «Машенька»

Сегодня родители значительно отличаются от вчерашних. Большинство из них проявляют активный интерес к развитию ребёнка с самого раннего детства. В наше время, уже рождаясь, человек попадает в мир обилия информации и скоростных технологий. Современные дети зачастую легко ориентируются в компьютерах, но при этом испытывают трудности в обучении.

Первой ступенькой познания является дошкольный период детства. Дошкольное и начальное обучение создают фундамент качественного образования для всех последующих звеньев. Вопросы выбора дошкольного учреждения, а потом и школы актуализированы у современных мам и пап, как никогда. Это заслуга СМИ, обилие литературы и многообразие образовательных программ.

Существует и запрос времени – это воспитание человека завтрашнего дня активным, способным к самоопределению. Сегодня как никогда актуально звучит известная фраза:

«Ребёнок – не кувшин, который надо заполнить до краёв, а факел, который нужно зажечь!»

Главной целью программы является всестороннее развитие ребёнка: развитие его мотивационной сферы, интеллектуальных и творческих сил, качеств личности.

Нередко занятия с дошкольниками сводятся к обучению их счёту, чтению, письму. Между тем многолетний опыт педагогов – практиков показывают, что для эффективного обучения детей важно сформировать у них познавательный интерес, желание и привычку

думать, стремление узнавать что-то новое. Важно научить их общаться со сверстниками и взрослыми, включаться в совместную игровую и общественно-полезную деятельность. Поэтому основными задачами математического развития дошкольников в программе

«Весёлый счёт» являются:

  1. Формирование мотивации учения, ориентированной на удовлетворение познавательных интересов, радость творчества.
  2. Увеличение объёма внимания и памяти.
  3. Развитие мыслительных операций (анализ, синтез, сравнение, обобщение, классификация, конкретизация, аналогия).
  4. Развитие вариативного мышления, фантазии, воображения, творческих способностей.
  5. Развитие речи, умение аргументировать свои высказывания, строить простейшие умозаключения.
  6. Формирование произвольности поведения, умения целенаправленно владеть волевыми усилиями, устанавливать правильные отношения со сверстниками и взрослыми, видеть себя глазами окружающих.
  7. Формирование общеучебных умений и навыков (умения обдумывать и

планировать свои действия, осуществлять решение в соответствии с заданными правилами, проверять результат своих действий и т.д.).

  1. Формирование умения понимать правила игры и следовать им.

Эти задачи решаются в процессе ознакомления детей с разными областями математической действительности: с количеством и счётом, измерением и сравнением величин, пространственными и временными ориентировками.

Новое знание не даётся детям в готовом виде, а постигается ими путём самостоятельного анализа, сравнения, выявления существенных признаков. Таким образом, математика входит в жизнь детей как «открытие» закономерных связей и отношений окружающего мира.

Основой организации работы с детьми в данной программе является следующая система

дидактических принципов:

  • Создаётся образовательная среда, обеспечивающая снятие всех стрессообразующих факторов учебного процесса (принцип психологической комфортности).
  • Новое знание вводится не в готовом виде, а через самостоятельное «открытие» его детьми (принцип деятельности).
  • Обеспечивает возможность продвижения каждого ребёнка своим темпом (принцип

минимакса).

  • При введении нового знания раскрывается его взаимосвязь с предметами и явлениями окружающего мира (принцип целостного представления о мире).
  • У        детей        формируется        умение        осуществлять        собственный        выбор        и        им систематически предоставляется возможность выбора (принцип вариативности).
  • Процесс обучения сориентирован на приобретение детьми собственного опыта творческой деятельности (принцип творчества).
  • Обеспечиваются преемственные связи между всеми ступенями обучения (принцип

непрерывности).

Изложенные выше принципы интегрируют современные научные взгляды об основах организации развивающего обучения и обеспечивают решение задач интеллектуального и личностного развития детей.

Важную роль в формировании личности играют эмоции. Поэтому занятия с дошкольниками должны проходить в спокойной, доброжелательной атмосфере.

Ожидаемые результаты

К концу обучения по программе «Весёлый счёт» (младший дошкольный возраст) основным результатом должно стать продвижение детей в развитии познавательных процессов (внимание, память, речь, фантазия, воображение), мыслительных операций (анализ, сравнение, обобщение, классификация, аналогия), познавательного интереса, деятельностных способностей (исполнение правил игры, преобразование на основе понимания причины затруднения, самоконтроль), в общении (умение выполнять задачу вместе с другими детьми) и коммуникации (опыт изложения своей позиции, понимания, согласования на основе сравнения с образцом). При этом у детей формируются следующие основные умения:

  • Умение продолжить ряд из предметов или фигур, отличающихся одним признаком. Умение самостоятельно составлять подобные ряды.
  • Умение считать в пределах 8 в прямом и обратном порядке.
  • Умение соотносить запись чисел 1-8 с количеством и порядком предметов.
  • Умение правильно устанавливать пространственные отношения: на – над – под, вверху – внизу, снаружи – внутри, за – перед.
  • Умение непосредственно сравнивать 2 предмета по длине, ширине, высоте.
  • Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
  • Умение различать правую и левую руку.
  • Умение узнавать и называть квадрат, круг, прямоугольник, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, пирамиду находить в окружающей обстановке предметы, сходные по форме.

  1. Содержательный раздел

Проектирование образовательной области «Познание» - «Математика»

Младший возраст (3-4года) – важнейший период в развитии дошкольника, который характеризуется высокой интенсивностью физического и психического развития. В это время происходит переход к новым отношениям с взрослыми, сверстниками, предметным миром.

В младшем дошкольном возрасте начинает активно проявляться потребность в познавательном общении со взрослыми, о чем свидетельствуют многочисленные вопросы, которые задают дети. Необходимо поощрять познавательную активность каждого ребенка, развивать стремление к наблюдению, сравнению, обследованию свойств и качеств предметов.

Особое внимание уделяется ознакомлению детей с разнообразными способами обследования формы, цвета, величины и других признаков предметов, использованию сенсорных эталонов (круг, квадрат, треугольник).

Ребенок оказывается способным не только объединять предметы по внешнему сходству (форма, цвет, величина), но и усваивать общепринятые представления о группах предметов (одежда, посуда, игрушки).

Образовательные задачи

- привлекать внимание детей к освоению свойств предметов (формы ,размера), отношений идентичности (такой же, как), порядка, равенства и неравенства, простых зависимостей между предметами в повседневных видах детской деятельности и к использованию освоенных умений с целью совершенствования игр, разнообразных практических действий;

-развивать активность и самостоятельность познания, поощрять проявление элементов творческой инициативы;

-осваивать и применять познавательные и речевые умения по выявлению свойств и отношений, речевых высказываний в жизненных ситуациях.

Дети 4-5 лет переходят на следующую ступеньку не только своего математического развития – они осваивают счет до восьми, учатся сопоставлять цифры 1-8 с количеством, уточняют целый спектр новых пространственных отношений, знакомятся с разнообразными плоскими и пространственными геометрическими фигурами, - но и на следующую ступеньку своего общего развития.

В процессе формирования математических представлений детей продолжается работа над развитием у них познавательных процессов и мыслительных операций, речи, деятельностных и коммуникативных способностей. Так, например, опыт выделения и сравнения свойств предметов (по форме, цвету, размеру) постепенно переходит в навык. Аналогичным образом в навык переходит опыт выявления и применения правила, по которому составлялась группа предметов. От фиксирования в речи общих и отличительных свойств предметов с помощью слов «одинаковые» и «различные» дети переходят к названию этих свойств (квадрат и круг, красный и синий, большой и маленький). Продолжается системная работа по развитию у них памяти, внимания, воображения, формированию опыта самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода), опыта самоконтроля и других коммуникативных и деятельностных умений и личных качеств.

Цели обучения:

- развитие у детей интереса к математическим знаниям;

-развитие самостоятельности, сообразительности, творческого воображения, гибкости мышления;

-развитие умения сравнивать и обобщать, доказывать правильность суждений.

В результате освоения предметного содержания математики у воспитанников формируются общие учебные умения, навыки и способы познавательной деятельности.

В процессе изучения математики осуществляется знакомство с математическим языком, формируются речевые умения и навыки: дети учатся высказывать суждения с использованием математических терминов и понятий, выделять слова , помогающие понять их смысл; ставят вопросы по ходу выполнения задания и др.

Математическое содержание позволяет развивать и организационные умения и навыки: планировать этапы предстоящей работы, определять последовательность предстоящих

действий; осуществлять контроль и оценку их правильности, поиск путей преодоления ошибок.

Методы и приёмы.

Словесный метод

Беседы, чтение рассказов, загадок, использование образцов педагога физкультминутки

Информационно-рецептивные методы

Рассматривание иллюстраций, показ воспитателя. Объяснения

Репродуктивный метод

Самостоятельная деятельность на занятиях

Иследовательский метод

Направлен на развитие фантазии и творчества

  1. Организационный раздел

Организация занятий кружка

Численность детей на занятии не должна превышать 10 человек. Продолжительность занятий 1 академический час.

Занятия проходят во второй половине дня.

В каждое занятие включены физкультминутки, загадки, стихотворения тематически связанные с учебными заданиями.

Структура занятия

Структура каждого занятия определяется его содержанием: посвящается ли оно изучению нового (занятие открытия нового знания), повторению и закреплению пройденного (тренировочное занятие), проверке усвоения знаний детьми (итоговое занятие).

Особенностью занятий нового знания является то, что поставленные образовательные цели реализуются в процессе освоения новой для них содержательной области. Параллельно с этим тренируются их мыслительные операции, деятельностные способности, внимание, память, речь. Структура занятий открытия нового знания имеет следующий вид:

  1. Введение в игровую ситуацию
  2. Актуализация и затруднение в игровой ситуации
  3. Открытие детьми нового знания
  4. Включение нового знания в систему знаний ребенка и повторение
  5. Итог занятия

На тренировочных занятиях акцент делается на тренировке познавательных процессов и мыслительных операций, навыков к выполнению различных видов деятельности и общению. На разных этапах игровой деятельности дети преодолевают индивидуальные затруднения,  связанные  с  тренировкой  запланированных  воспитателем  способов

действий, навыков, мыслительных операций. Параллельно с этим идет закрепление предыдущих занятий. Основная цель занятий такого типа – тренировать (навык, мыслительную операцию, познавательный процесс, способность и т. д.)

Цель итогового занятия – проверить уровень сформированности (мыслительной операции, познавательного процесса, способности, навыка и т. д.)

Формы организации занятий в соответствии с возрастными особенностями.

  • Фронтальная работа с демонстрационным материалом.
  • Самостоятельная работа детей с раздаточным материалом.
  • Постановка и разрешение проблемных ситуаций.
  • Экспериментирование.

Объём образовательной нагрузки рабочей учебной программы

Вид деятельности

Количество в неделю

Количество в месяц

Количество в год

Формирование элементарных математических понятий

2

8

64

Содержание психолого-педагогической работы

Сравнение предметов и совокупностей (групп предметов)

Формирование представлений о свойствах предметов ближайшего окружения: цвет, форма, размер, Выделение признаков различия и сходства.

Объединение предметов в группу по цвету, форме, размеру. Выделение части группы. Нахождение «лишних» предметов.

Сравнение групп предметов, содержащих до 5 предметов, по количеству на основе составления пар (равно - не равно, больше-меньше предметов).

Формирование представлений о сохранении количества. Числа 1-3, 1-8

Знакомство с понятиями «один» и «много», их иллюстрация с помощью предметов окружающей обстановки.

Образование чисел в пределах 3 и в пределах 8 на предметной основе.

Количественный и порядковый счет от 1 до 3 и от 1 до 8. Сравнение предыдущего и последующего чисел.

Знакомство с наглядным изображением чисел 1 – 3 и 1-8, формирование умения соотносить цифру с количеством.

Величины

Формирование представлений о непосредственном сравнении предметов по длине и ширине. Отношения: длиннее – короче, шире - уже, выше -ниже.

Пространственно-временные представления

Формирование пространственных представлений: на- над- под, слева - справа, вверху - внизу, снаружи - внутри, за - перед и др.

Формирование        временных        представлений:        утро-вечер,        день-ночь.        Установление последовательности событий. Части суток.

Знакомство с геометрическими фигурами: круг и шар, квадрат и куб, треугольник, прямоугольник, овал. Формирование умения выделять в окружающей обстановке предметы одинаковой формы.

Перспективно-тематическое планирование (3-4года)

тема

задачи

кол-во

занятий

цвет

- Уточнить представление о четырёх цветах - красном, жёлтом, зеленом, синем, и их названия;

-Сформировать умение распределят предметы в группы по цвету;

-Тренировать мыслительные операции, анализ и сравнения.

8

Оттенки цветов

-Сформировать представление об оттенках цветов, опыт их обозначения словами «светлый» и «тёмный»

-Закрепить умения различать и развивать        6 цветов, сравнивать предметы по цвету;

-Тренировать умение группировать предметы по цвету и оттенкам цветов (светлые и темные)

6

Большой и маленький

-Закреплять умение различать и называть размеры предметов - большой, поменьше, маленький;

--Сформировать представление о взаимосвязи между плоскими и объёмными предметами и о квадрате, как плоском изображении кубика, ввести в речевую практику термин «квадрат».

4

Цвет и форма

-Сформировать представление о форме предметов и сравнении предметов по форме (одиноковые, различные)

-Ввести в речевую практику названия различных форм плоских фигур – квадрат, круг, овал, треугольник, прямоугольник

2

Один, много

-Уточнить представления о понятиях «один» и «много» , умение определять, где много предметов , а где один предмет;

-Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода.

2

Столько же, больше, меньше

-Сформировать        представление        об        установлении равночисленности групп предметов с помощью составления пар, расширить  словарный  запас  выражениями  «столько  же»,

«больше». «меньше»;

-Построить под руководством воспитателя способ сравнения групп предметов по количеству с помощью составления пар (на основе рефлексивного метода

8

Счёт до двух.

Числа и цифры 1 и 2

-Сформировать представление о числе два, умение считать до двух;

-Учить использовать слова «один» и «одна» в речи, сравнивать и уравнивать численность групп предметов, сравнивать предметы по свойствам;

-Познакомить с цифрами 1 и 2, сформировать умение соотносить цифры 1 и 2 с количеством.

4

Длиннее, короче

-Сформировать представление о сравнении предметов по длине путем наложения и приложения;

-Тренировать        мыслительные        операции        анализ,        сравнение        и обобщение, развивать память, внимание, логическое мышление.

2

Круг, шар

-Сформировать представление о круге как общей форме некоторых предметов, умение распознавать круг в предметах окружающей обстановки;

-Уточнить представления о шаре, сформировать представления о его свойствах, умение распознавать шар в предметах окружающей обстановки.

4

Счёт до трех

-Сформировать представление о числе 3, умение считать до трех;

-Сформировать        опыт        преодоления        затруднения        способом

«спросить у того, кто знает».

2

Треугольник

-Сформировать представление о треугольнике как общей форме некоторых предметов, умение распознавать треугольную форму в

предметах окружающей обстановки.

2

Число и цифра 3

-Познакомить с цифрой 3, сформировать умение соотносить цифру 3 с количеством;

-Тренировать мыслительные операции, вариативное и логическое мышление, сформировать опыт самоконтроля.

2

На, над, под

-Уточнить представления о пространственных отношениях «на» -

«над» - «под», тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», «над», «под» в речи.

2

Выше, ниже

-Уточнить  представление  о  пространственных  отношениях

«выше» - «ниже», тренировать умение понимать и правильно употреблять слова «на», « над», «под» в речи, сформировать представление о сравнении предметов по высоте.

2

Слева, справа

- Уточнить пространственные отношения «слева» - «справа», сформировать представление о положении предмета справа и слева от них;

-Тренировать мыслительные операции анализ, сравнение, обобщение и аналогию, развивать внимание, речь, воображение, логическое мышление.

2

Перспективно-тематическое планирование (4-5лет)

Тема

Задачи

Кол-во занятий

Повторение

-Актуализировать знания детей по теме «Числа от 1 до 3», представления о геометрических фигурах, сравнение предметов по длине, изученные пространственные отношения;

-Выявить уровень сформированности умений считать до трех, соотносить цифры 1-3 с количеством, различать геометрические фигуры по форме, сравнивать численность групп предметов с помощью счета, ориентироваться на плоскости.

2

Раньше, позже

-Уточнить представления об изменении предметов со временем, о временных отношениях «раньше» - «позже» («сначала» - «потом», тренировать умение понимать и правильно употреблять в речи слова «раньше», «позже», составлять  сериационный  ряд  по  данным временным

отношениям.

2

Счет до четырех. Число и цифра 4

-Сформировать представление о числе и цифре 4, умение считать до четырех, соотносить цифру 4 с количеством;

-Сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя (на основе рефлексивного метода) и опыт преодоления затруднения способом «спросить у того, кто знает».

3

Квадрат и куб

Сформировать представление о квадрате и кубе как общей форме некоторых предметов, умение распознавать квадрат и куб в предметах окружающей обстановки и среди  других  фигур,  познакомить  с  некоторыми

свойствами квадрата и куба.

4

Вверху, внизу

Уточнить  пространственные  отношения  «вверху»,

«внизу», «верхний», «нижний», тренировать умение понимать и правильно использовать в речи слова, выражающие эти отношения.

2

Сравнение по ширине

Уточнить  пространственные  отношении  «шире»  -

«уже»,сформировать умение сравнивать предметы по ширине путем приложения и наложения, тренировать умение понимать и правильно и использовать в речи слова «широкий!, «узкий».

2

Счет до пяти.

Число и цифра 5

Сформировать представление о числе и цифре 5, умение

считать до пяти, соотносить цифру 5 с количеством.

3

Овал

Сформировать        представление        об        овале,        умение

распознавать овал в предметах окружающей обстановки, выделять форму овала среди фигур разной формы.

2

Внутри, Снаружи

  • Уточнить понимание смысла слов «внутри» , «снаружи» и грамотно употреблять их в речи;
  • тренировать        мыслительные        операции,        анализ        и сравнение, развивать внимание , память , речь, фантазию,

2

воображение, мелкую моторику рук и мимику лица.

Впереди, сзади,

между

Уточнить понимание смысла слов «впереди», сзади», «

между» и грамотно употреблять их в речи

2

Пара

Уточнить понимание детьми значение слова «пара» как

двух предметов, объединенных общим признаком

2

Прямоугольник

Сформировать представление о прямоугольнике , умение распознавать прямоугольник в предметах окружающей обстановки, выделять фигуры формы прямоугольника

среди фигур разной формы.

3

Числовой ряд

Сформировать представление о числовом ряде, закрепить умение считать до пяти, соотносить цифры 1-5 с количеством, сформировать опыт обратного счёта  от 5

до 1

2

Ритм (поиск и составление

закономерностей)

Сформировать представление о ритме (закономерности) , уменире в простейших случаях видеть закономерность и составлять  ряд закономерно чередующихся предметов

или фигур.

2

Счёт до шести. Число и цифра 6

Сформировать представление о числе и цифре 6, умение считать до шести и обратно, соотносить цифру 6        с

количеством.

3

Порядковый счёт

Сформировать        представление        о        порядковом        счёте,

закрепить умение считать до шести, умение соотносить цифры 1-6 с количеством.

2

Сравнение по длине

Уточнить понимание слов «длинный» , «короткий» закрепить сравнение по длине , сформировать представление об упорядочивании по длине нескольких

предметов , развивать глазомер

2

Счёт до семи Число и цифра 7

Сформировать представление о числе и цифре 7, умение считать до        семи        и обратно, соотносить цифру 7        с

количеством.

4

Сравнение по

толщине

Уточнить  понимание  слов  «толстый  »  ,  «тонкий»  ,

сформировать умение сравнивать предметы по толщине

2

Сравнение по толщине

Уточнить понимание слов «высокий » , «низкий» , сформировать умение сравнивать предметы по высоте, представление об упорядочивании по высоте нескольких

предметов , развивать глазомер

2

План (карта путешествий)

Сформировать        умение        ориентироваться        по

элементарному плану, правильно определять взаимное расположение предметов в пространстве

3

Счёт до восьми Число и цифра 8

Сформировать представление о числе и цифре 8, умение считать до        восьми        и обратно, соотносить цифру 8        с

количеством.

2

Сравнение по

длине . ширине и толщине

Закрепить        умение выделять , называть        и сравнивать

свойства предметов, умение сравнивать предметы по длине, ширине и толщине.

2

Цилиндр

Сформировать представление о цилиндре и некоторых его

свойствах,        распознавать        цилиндр        в        предметах окружающей обстановки и среди фигур разной формы.

2

Конус

Сформировать представление о конусе  и некоторых его

2

свойствах, распознавать конус в предметах окружающей

обстановки и среди других фигур .

Призма и пирамида

Сформировать представление о призме и пирамиде и некоторых их свойствах, умение распознавать предметы

формы призмы и пирамиды в окружающей обстановки и среди других фигур .

3

Геометрические тела

- Закрепить представления детей о пространственных геометрических фигурах, пространственных отношениях, умения ориентироваться на план-карте;

-Сформировать опыт контроля и самоконтроля

2

Социальное партнерство с родителями

Тетради «Игралочка» представляют собой дополнительный материал для индивидуальной работы родителей с детьми. Речь не идёт о том, чтобы обязать родителей заниматься со своими детьми помимо их желания. Тетради лишь предоставляют шанс каждому из них внести свою лепту в дело развития и воспитания собственного ребёнка. Такое общение с малышом поможет установить между родителями и детьми особые отношения, которые помогут в будущем разрешить многие проблемы.

Тетради яркие, с интересными картинками, поэтому, однажды попав к малышу в руки, они рискуют быть закрашенными и просмотренными от начала до конца. Поэтому перед тем, как начать выдавать листы родителям, проводятся беседы о том, как организовать с ребёнком работу по тетради. Обращается внимание родителей на то, что тетрадь надо не просто рассматривать, а выполнять определённые задания. При выполнении заданий родители могут провести своё собственное психологическое наблюдение за индивидуальностями своего ребёнка: уровнем развития внимания, памяти, особенностями поведения в случае затруднения и т.д. А так же понаблюдать и за своими собственными родительскими качествами: терпением, мягкостью, строгостью, требовательностью и др. А это уже начало личностного роста родителя, как максимум.

Месяц

Формы сотрудничества

Ноябрь

Анкетирование родителей на тему: «Развитие элементарных математических

представлений Вашего ребёнка».

Декабрь

Консультация для родителей: «Математика в жизни малышей».

Январь

День «открытых дверей» (открытое занятие).

Февраль

Индивидуальные беседы с родителями на тему: «Как правильно закреплять

пройденный материал в домашних условиях».

Март

Консультация: «Роль родителей в развитии элементарных математических

представлений у детей».

Апрель

Родительское собрание: «Подведение итогов».

Система мониторинга достижения детьми планируемых результатов освоения программы

Проверка знаний детей:

  1. Умение считать в пределах 8 в прямом порядке.
  2. Умение узнавать цифры в пределах 8.
  3. Умение сравнивать два предмета по длине, ширине, высоте.
  4. Умение узнавать и называть квадрат, круг, треугольник, шар, куб, цилиндр, призму, прямоугольник.
  5. Умение называть части суток, устанавливать их последовательность.
  6. Умение различать правую и левую руку.
  7. Умение находить много предметов и один предмет (по картинкам).
  8. Умение сравнивать группы предметов, содержащие по 5 предметов, на основе составлений пар, выражать словами каких предметов больше, меньше, поровну.

Оценка знаний:

1 балл – ребёнок не ответил;

2 балла – ребёнок ответил с помощью воспитателя;

3 балла – ребёнок ответил правильно. Подсчёт результатов:

8-11 баллов – низкий уровень; 12-18 баллов – средний уровень; 19-24 балла – высокий уровень.

Программно-методическое обеспечение

  1. Л. Г. Петерсон, Е .Е. Кочемасова. Игралочка

Практический курс математики для дошкольников. Методические рекомендации– М.: Ювента , 2014 г.

  1. Рабочая тетрадь «Игралочка» для детей 3-4 лет , 4-5 лет Л.Г. Петерсон, Е.Е. Кочемасова – М.: Ювента , 2014 г.
  2. Л. Г. Петерсон, Е .Е. Кочемасова. Игралочка

Математики для детей 4-5 лет. Демонстрационный материал. М.: Ювента


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности «Выразительное чтение» для детей 5-7 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа социально-педагогической направленности  «Выразительное чтение»  для детей 5-7 лет ....

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа Художественно-эстетической направленности "Волшебные бусинки" (для детей 6-7 лет)

Программа по дополнительному образованию, бисероплетение. Для использования педагогами ДО, воспитателями и учителями начальных классов...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа физкультурно-спортивной направленности кружок «Здоровячок» для детей 3-4 лет

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа «Здоровячок» имеет физкультурно-спортивную направленность.Дополнительная образовательная общеразвивающая программа разработана ...

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММА кружка художественного направления «Весёлый оркестр»

ДОПОЛНИТЕЛЬНАЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯОБЩЕРАЗВИВАЮЩАЯ ПРОГРАММАкружка художественного направления «Весёлый оркестр» Рекомендована музыкальным руководителям и учителям начальных класс...

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»

Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа познавательно-исследовательской направленности «Сенсорное развитие детей через различные виды деятельности»Аннот...