Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юные Экологи» (базовый уровень)
рабочая программа по окружающему миру (старшая, подготовительная группа)
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
programma_kruzhka_yunye_ekologi.docx | 145.3 КБ |
Предварительный просмотр:
МУНИЦИПАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ РАМЕНСКАЯ СРЕДНЯЯ ОБЩЕОБРАЗОВАТЕЛЬНАЯ ШКОЛА 8
ДОШКОЛЬНОЕ ОТДЕЛЕНИЕ (ЗДАНИЕ 2)
Адрес: 140102, Московская область, г. Раменское, ул. Гурьева, 54
Телефон: 8(496)465-90-22
____________________________________________________________________________
Дополнительная общеразвивающая
программа естественнонаучной направленности
«Юные Экологи»
(базовый уровень)
Возраст обучающих: 5-6 лет
Срок реализации: 1 год
Разработчик программы:
Гапон Элла Алексеевна
воспитатель высшей
квалификационной категории
Раменское
2022 г.
Оглавление:
Введение……………………………………………………………………….... 3
Пояснительная записка……………………………………………………….... 4
Учебный план первого года обучения………………………………………. 11
Содержание изучаемого курса………………………………………………. 12
Календарно-тематическое планирование………………………………….... 14
Учебный план второго года обучения………………………………………. 21
Содержание изучаемого курса……………………………………………….. 22
Календарно-тематическое планирование……………………………………. 23
Методическое обеспечение дополнительной образовательной программы. 28
Список литературы……………………………………………………………. 30
Введение
Дошкольный возраст – самоценный этап в развитии экологической культуры личности. В этом возрасте ребёнок начинает выделять себя из окружающей среды, развивается эмоционально-ценностное отношение к окружающему, формируются основы нравственно-экологических позиций личности.
Традиционно в дошкольном воспитании в общий процесс освоения природы включается и элемент её познания, выработка гуманного отношения к ней и осознанного поведения в природной среде. Напряжённая экологическая обстановка, на наш взгляд, предполагает несколько иные подходы к образованию в области окружающей среды. Нам близка позиция доктора биологических наук Т. В. Потаповой: «Предназначение дошкольного экологического образования состоит не столько в присвоении детьми знаний о предметах и явлениях, сколько в формировании навыков бережного и неразрушающего обращения с ними и активного желания поступать именно так: щадящим и сберегающим образом».
Пояснительная записка
Направленность программы: естественнонаучная
Актуальность программы: Несмотря на все достижения современной цивилизации, человек не может без природы, в ней есть все для жизни. Природа щедра, но, черпая из ее кладовой, нельзя выбрать до донышка. Можно брать, но не разорять. Природа все настойчивее требует бережного, внимательного к себе отношения. В результате хозяйственной деятельности человека многие виды растений и животных находятся на грани исчезновения. Поэтому в настоящее время из–за ухудшения состояния окружающей среды возникла необходимость в повышении экологической грамотности каждого человека независимо от его возраста и профессии. В связи с этим в стране активно создается система непрерывного экологического образования населения. Начальным звеном этой системы является дошкольное учреждение. Вот почему в последние годы в детских садах наряду с традиционными видами деятельности введено экологическое воспитание дошкольников. Формирование у ребенка культуры сознания, культуры мышления, «экологической совести» является в наши дни насущной задачей экологического воспитания и образования. Для выполнения этой задачи необходимо дать ребенку определенные знания о природе, о взаимосвязях в ней, научить видеть ее красоту и бережно, с любовью, относиться ко всему живому. Непосредственно в соприкосновении с природой у ребёнка развиваются наблюдательность и любознательность, формируется эстетическое восприятие окружающего мира. А вместе с этим формируются такие нравственные качества как доброта, милосердие, любовь к природе. Учитывая данные факторы наша программа естественнонаучной направленности на базовом уровне ориентирована на всестороннее развитие личности ребенка, его неповторимой индивидуальности. Она дает возможность сформировать экологическое сознание, экологические чувства и экологическую культуру.
Программой предусмотрено не только экологическое образование детей дошкольного возраста, но и мотивацию развития умений у детей оказывать посильную помощь нашей природе. Например, для птиц, зимующих в наших краях, - изготовление кормушек, организация «птичьей столовой» до полного схода снежного покрова; наблюдение за сезонным поведением пернатых. Программа включает такие задачи, как развитие у детей умений постановки и проведения простейших опытов, наблюдений и природоохранных акций. Например, выращивание рассады для цветника, овощных грядок детского сада и посадка огорода на подоконнике; постоянные наблюдения на территории детского сада за растениями, прокладывание экологических тропинок; участие в природоохранных Всероссийских акциях, акциях Московской области и
города. Данная программа разработана в силу особой актуальности проблемы экологической культуры и экологического воспитания детей дошкольного возраста, отражает эффективные подходы к комплексному решению задач по экологическому развитию дошкольников. Обязательно учитываются желания, интересы, ценностные установки воспитанников.
Программа реализуется на базе МОУ СОШ 8 Дошкольного отделения (здание 2) города Раменское Московской области.
Программа состоит из 2 частей: теоретической и практической.
Цель и задачи программы
Цель: Формирование основ экологической культуры, становление осознанно-правильного отношения к природе во всем ее многообразии, к людям, охраняющим ее и отношении к себе как части природы, понимание ценности жизни и здоровья и их зависимости от окружающей среды.
Программа реализует следующие задачи:
1.Обучающие:
-сформировать базовые сведения о природе;
-расширить и уточнить знания ребенка об окружающем мире;
-сформировать и систематизировать у детей элементарные естественно - научные представления о существующих в природе взаимосвязях и зависимостях.
2.Развивающие:
-развивать личность ребенка в целом, совершенствовать мышление, творческие способности;
-развивать умение сравнивать и обобщать собственные наблюдения;
-создать условия для формирования у детей интереса к познавательной, творческой, экспериментально-исследовательской деятельности, развивать общие познавательные способности детей:
-умение наблюдать, описывать, строить предположения и предлагать
способы их проверки, находить причинно – следственные связи;
-развивать интерес детей к природе родного края, наследию и культуре своего народа.
3.Воспитательные:
-прививать чувство доброго и милосердного отношения к окружающему нас миру;
-воспитывать чувство ответственности, дисциплины и внимательного
отношения к людям;
-приобщить воспитанников ДОУ к деятельности по этно-экологии и сохранению традиционной экологической культуры взаимодействия с природой.
Отличительные особенности и новизна программы:
Новизна программы и её преимущества в сравнении с ранее созданными программами этой направленности состоит в относительно новых формах работы по экологическому образованию, связанных с использованием ИКТ. Экологическое образование воспитанников успешно реализуются посредством инновационных видов образовательных технологий, таких как: проектные методы, экологическая тропа, исследовательская опытническая деятельность на занятиях, социально-игровые методы, мультимедийные презентации, использование компьютерных технологий и др. Так же отличительная особенность программы заключается в ее построение на трёх важнейших принципах: краеведческом, экологическом и практическом. Ведущим принципом является краеведческий. Он позволяет строить занятия кружка на основе окружающей ребёнка природы. При разработке программы учитывалось, что дошкольное учреждение тесно сотрудничает с окружающим социумом: МОУ СОШ №8. Со школой заключен договор, согласно которому предоставляется площадка для реализации эколого-исследовательской деятельности кружка т.к. данное учреждение располагается в зеленой зоне. Основная работа на данной территории направлена на изучение экосистем растений, мониторинг состояния данной окружающей среды, пропаганду экологических знаний. Также кружок «Юные экологи» активно сотрудничает с Раменской детской центральной библиотекой, где дети получают информацию о природе нашего края, экологии России и даже всего мира. С библиотекой тоже заключено соглашение.
Методы, используемые для реализации работы объединения:
Наглядные методы:
-экскурсии, целевые прогулки;
-наблюдения;
-исследование, экспериментирование - проведение простейших опытов с воздухом, водой, почвой, деревом, металлом и пластмассой в мини лаборатории, которая имеет все необходимое для проведения этих опытов;
-проектирование, решения проблемы;
-показ сказок (педагогом, детьми);
-просмотр красочных презентаций и DVD по темам;
-рассматривание книжных иллюстраций, репродукций;
Словесные методы:
-чтение литературных произведений;
-беседы с элементами диалога, обобщающие рассказы воспитателя.
Игровые методы:
-проведение разнообразных игр (малоподвижных, сюжетно – ролевых, дидактических, игр - драматизаций и др.);
-загадывание загадок;
-проведение викторин, конкурсов.
Практические методы:
-организация продуктивной деятельности детей;
-оформление гербария растений, коллекции семян, плодов;
-изготовление с детьми наглядных пособий.
Каждое занятие является комплексным: на нем используется несколько различных видов учебно-воспитательной деятельности, что делает занятия привлекательными для детей. Умелое чередование этих видов деятельности позволяет педагогу постоянно удерживать внимание детей и дает возможность обучающимся усвоить большой объем информации.
Педагогическая идея состоит в выработке мотивации:
-к дальнейшему углублению знаний в сфере интересов;
-к формированию таких качеств, как целеустремленность, твердость, стремление к риску, терпение;
-к воспитанию чувства ответственности, доброты, милосердия, гуманного отношения к окружающему миру.
Подходы к образовательному процессу основаны на педагогических принципах обучения и воспитания:
1.Принцип добровольности (зачисление ребенка в кружок возможно только по его желанию).
2.Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребенку).
3.Принцип адекватности (учет возрастных особенностей детей).
4.Принцип систематичности и последовательности в освоении знаний и умений.
5.Принцип доступности (весь предлагаемый материал должен быть доступен пониманию ребенка).
6.Принцип обратной связи (педагога интересуют впечатления детей от занятия).
7.Принцип ориентации на успех.
8.Принцип взаимоуважения.
9.Принцип индивидуально-личностной ориентации воспитания (индивидуальный подход, система поощрений, опора на семью).
10.Принцип связи обучения с жизнью.
11.Принцип сознательности, творческой активности и самостоятельности учащихся.
12.Принцип креативности (творчества) и коллективности.
13.Принцип научности содержания и методов образовательного процесса.
14.Принцип опоры на интерес (все занятия интересны ребенку).
Формы реализации экологического образования:
Личностные результаты: использовать знания о географических, экологических явлениях в повседневной жизни, соблюдение норм экологического поведения в быту и окружающей среде.
Метапредметные результаты: формирование и развитие экологического мышления, умение применять его в познавательной, коммуникативной, социальной практике и профессиональной ориентации.
Предметные результаты: формирование знаний о влиянии природы Земли на жизнь и деятельность людей, путях ее сохранения и рационального использования; изучение приемов работы с картой, приборами, инструментами, геоинформационными системами для сбора информации, воспитание экологической культуры.
Планирование результатов:
-Результатами работы кружка являются знания экологических особенностей Московской области, Раменского района;
-Умение проводить элементарное описание природных комплексов;
-Умение устанавливать причинно-следственные связи между природой и деятельностью человека;
-Овладение навыками исследовательской деятельностью и обработкой результатов наблюдений;
-Поставить элементарный эксперимент в природе, провести его анализ;
-Овладение навыками использования полученных данных в практической деятельности.
-Участие в различных экологических мероприятиях: научно-практических конференциях, акциях, фестивалях, проектах, конкурсах, флешмобах.
Программа обеспечивает:
-Осознанно – правильного отношения к явлениям, объектам живой и неживой природы, которые составляют непосредственное окружение в этот период жизни ребенка;
-Усвоение обучающимися нравственных ценностей, приобретение начального
опыта нравственной, общественно значимой деятельности;
-Конструктивного социального поведения, мотивации и способности к духовно-нравственному развитию;
-Приобщение воспитанников к культурным ценностям своего народа, своей этнической или социокультурной группы,
-Общечеловеческим ценностям в контексте формирования у них российской гражданской идентичности;
-Расширение кругозора, развитие морального суждения;
-Приобщение детей к общественной деятельности и дошкольным традициям, участие в детско-юношеских организациях и движениях, дошкольных и внесадовских организациях (творческие клубы и объединения по интересам, сетевые сообщества, краеведческая работа экологической направленности содержания);
-Участие воспитанников в деятельности - творческих объединений, благотворительных организаций; в экологическом просвещении сверстников, родителей, населения; в благоустройстве сада, родного города;
-Приобретение практического опыта, соответствующего интересам и способностям обучающихся;
-Понимание ценности экологически целесообразного, здорового и безопасного образа жизни;
-формирование знаний о современных угрозах для жизни и здоровья людей, в том числе экологических и транспортных, готовности активно им противостоять.
Адресат программы: Программа ориентирована на детей 6-7 лет, без отбора по половому признаку, социальному положению. В этом возрасте проявляются тенденции развития чувства взрослости, потребность в самостоятельности и стремление к самопознанию и познанию окружающего нас мира.
Объем и срок освоения программы: Общее количество занятий - 72.
Срок обучения - 1 год.
Форма обучения – очная.
Особенности организации образовательного процесса:
В соответствии с учебным планом в объединении по интересам, сформирована группа одного возраста. Далее именуемая как «Юные экологи». Состав группы 19 человек, сохранность контингента составляет до 80% от поступивших на обучение.
Режим занятий, периодичность и продолжительность:
Занятия проводятся в соответствии с нормами САНПиН
Общее количество занятий в год – 72; количество занятий в неделю – 2; продолжительность занятия -30 минут с переменками; периодичность – 1 и 3 неделя. Занятия ведутся с октября по май (8 месяцев).
Формы занятий групповые.
Структура занятия 1 год обучения (5-6 лет)
Структурный компонент |
Содержание |
Начало занятия | Переключение внимания детей на предстоящую деятельность, стимуляция интереса к ней, создание эмоционального настроя, точные и четкие установки на предстоящую деятельность (последовательность выполнения задания, предполагаемые результаты). |
Ход(процесс) занятия | Самостоятельная умственная и практическая деятельность детей, выполнение всех поставленных учебных задач. В процессе данной части занятия осуществляется индивидуализация обучения (минимальная помощь, советы, напоминания, наводящие вопросы, показ, дополнительное объяснение). Педагог создает условия для того, чтобы каждый ребенок достиг результата. |
Окончание занятия | Посвящается подведению итогов и результатов деятельности детей. В старшей и подготовительной к школе группах к оценке полученных результатов привлекаются дети |
В зависимости от раздела обучения, от целей занятия методика проведения каждой части занятия может варьироваться. После проведения ОД педагог анализирует результативность, освоение детьми программных задач, проводит рефлексию и намечает перспективу деятельности. | |
№ | Название раздела, | Количество занятий | Формы | ||||||||
темы | Всего | Теория | Практика | аттестации/контроля | |||||||
1 | Живая природа |
| 8 | 4 | 4 | «Диагностика, практическая деятельность в природе» | |||||
|
| ||||||||||
2 | Мы | друзья | 9 | 3 | 6 | Эксперименты | и | ||||
природы | опыты, изготовление | ||||||||||
книжки - малышки | |||||||||||
3 | Земля наш общий дом | 9 | 3 | 6 | Развивающие | ||||||
дидактические | игры, | ||||||||||
интеллектуальная игра | |||||||||||
4 | Птицы и | и | 9 | 2 | 7 | Творческая мастерская | |||||
животные – | наши | ||||||||||
друзья | |||||||||||
5 | Чистая планета | 9 | 2 | 7 | Выставка, | ||||||
экологическая сказка | |||||||||||
6 | По | следам | следам | 9 | 3 | 6 | Природоохранные | ||||
Красной книги | акции | ||||||||||
7 | Звуки в воде | 9 | 3 | 6 | Природоохранные | ||||||
акции | |||||||||||
8 | Что такое хорошо, | 10 | 4 | 6 | Изготовление | ||||||
что такое плохо | наглядных пособий | ||||||||||
Всего: | 72 | 24 | 48 |
Учебный план I первого года обучения
Содержание изучаемого курса:
Раздел 1.«Живая природа» Теория: Многообразие растений и их связь со средой обитания. Вводное занятие: Знакомство с планом работы объединения I года обучения. Проведение вводного инструктажа по технике безопасности, правила поведения при проведении экскурсий и наблюдений на участке детского сада. Растения - живые существа. Разнообразие растений (деревья, кусты, травянистые растения). Условия, необходимые для жизни и роста растений. Строение растений. Комнатные растения, их значение. Приспособление растений к смене времен года. Значение растений. Помощь людей в трудные моменты растениям (улучшение условия их жизни: окапывание деревьев и кустарников, поливка газонов и клумб в засуху, удобрение почвы, утепление растений на зиму). Необходимость беречь зеленые растения, не ломать ветки и не причинять им вред своими действиями. (4 занятия) Практика: Экскурсии в ближайший парк с целью ознакомления с деревьями, кустарниками и травянистыми растениями, их внешним видом, плодами и семенами. Наблюдения за изменениями в жизни растений на экологической тропе детского сада. Сбор и рассматривание семян растений ближайшего окружения. Уход за комнатными растениями в группе. Опыты с комнатными растениями: закрепить знания о необходимых условиях для жизни и развития растений. Заготовка семян цветковых растений. Сбор семян и плодов деревьев и кустарников для подкормки зимующих птиц.. (4 занятия)
Раздел 2. «Мы друзья природы» Теория: Формирование практического и духовного опыта взаимодействия человека с природой, развитие стремления к активной деятельности по охране окружающей среды. (3 занятия) Практика: Наблюдение, рассматривание картин, ситуативные беседы работа с дидактическим и бросовым материалом, презентация. (6 занятий)
Раздел 3. «Земля наш общий дом» Теория: Формирование системы интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности. (3 занятия) Практика: Игры - инсценировки, творческая работа, экспериментальная деятельность. (6 занятий)
Раздел 4. «Птицы и животные – наши друзья» Теория: Формирование экологических знаний, способствующих воспитанию эстетического отношения к природе, находящего свое выражение в проявлении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности.
(2 занятия)
Практика: Моделирование, наблюдение, рассматривание проблемных ситуаций, драматизация (7 занятий)
Раздел 5. «Чистая планета» Теория: Формирование системы знаний об окружающем мире, обеспечение правильной ориентировки ребенка в мире. (2 занятия) Практика: Педагогическая мастерская, экспериментирование, сюжетно-ролевые игры, художественное творчество. (5 занятий)
Раздел 6. «По следам Красной книги» Теория: Формирование системы знаний об экологических проблемах современности и пути их разрешения. (3 занятия) Практика: Акции, викторина, дискуссии, просмотр видео ролика, художественная мастерская (6 занятий)
Раздел 7. «Звуки в воде» Теория: Формирование мотивов, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни. (3 занятия) Практика: Акции, театрализованные игры, ситуативные беседы (6 занятий)
Раздел 8. «Что такое хорошо, что такое плохо» Теория: Формирование умений ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, бережно к ней относиться.
(4 занятия) Практика: Диагностика, досуговое мероприятие, творческая мастерская, акции. (6 занятий)
Календарно – тематическое планирование
I года обучения
№ | Тема | Форма деятельности | |||||||||||
«Живая природа» | |||||||||||||
1 | «Многообразие растений и их связь со средой обитания» | Вводная беседа | |||||||||||
2 | «Многообразие животных и их связь со средой обитания» | Рассматривание иллюстраций, наблюдение за птицами |
| ||||||||||
3 | «Человек-часть природы» | Беседа по энциклопедии «Внешнее строение человека» | |||||||||||
4 | «Приспособление растений к смене времени года»» | Презентация «Растения Раменского района» Аппликация «Деревья в нашем лесу» | |||||||||||
5 | «Загадки о природе» | Викторина | |||||||||||
6 | «Стражи природы» | Экологический марафон | |||||||||||
7 | «Секреты нашей лаборатории» | Познавательное мероприятие | |||||||||||
8 | « Животные Московской области»» | Фильм «Условия жизни животных» | |||||||||||
«Мы друзья природы» | |||||||||||||
9 | «Колобок на новый лад» | Экологическая сказка | |||||||||||
10 | «Растения и свет» | Дидактическая | игра, | пальчиковые | |||||||||
игры | |||||||||||||
11 | «Зеленая жизнь» | Игра-драматизация, | чтение | ||||||||||
художественной литературы | |||||||||||||
12 | «Ростки и семена» | Кроссворд | |||||||||||
13 | «По воле ветра» | Развлечение | |||||||||||
14 | «Синичка – невеличка» | Творческая лаборатория | |||||||||||
15 | «Волшебный | мир | живой | Экспериментирование | |||||||||
природы» | |||||||||||||
16 | «Природа и я» | Конкурс чтецов | |||||||||||
17 | «Книжка - малышка» | Мастер - класс | |||||||||||
«Земля наш общий дом» | |||||||||||||
18 | «Заботливые руки» | Чтение художественной литературы | |||||||||||
19 | «Наши верные друзья» | Ситуативная беседа | |||||||||||
20 | «У каждого своя работа» | Дидактические и сюжетно-ролевые | |||||||||||
игры | |||||||||||||
21 | «Простые и ценные камни в | Досуговое занятие | |||||||||||
природе» | |||||||||||||
22 | «В царстве Берендея» | Познавательное занятие | |||||||||||
23 | «Снежный друг» | Конкурс поделок | |||||||||||
24 | «Снег, лед, вода» | Экспериментальная деятельность | |||||||||||
25 | «Зимняя симфония» | Выставка рисунков | |||||||||||
26 | «Путешествие снежинки» | Интеллектуальная игра | |||||||||||
«Птицы и животные - наши друзья» | |||||||||||||
27 | Участие во Всероссийской экологической акции «Каждой птице нужен дом» | Беседы, познавательные занятия, наблюдения, поделки | |||||||||||
28 | «Волшебное сито» | Беседа, | отгадывание | загадок. | |||||||||
Выставка детских работ. | |||||||||||||
29 | «Угадай кто?» | Игра «Ящик ощущений» | |||||||||||
30 | «Мой питомец» | Рассказ-беседа, обрывная | |||||||||||
аппликация | |||||||||||||
31 | «Зимующие птицы в окрестностях детского сад» | Изготовление кормушек, заготовка корма | |||||||||||
32 | «Простые правила» | Экскурсия по территории детского сада | |||||||||||
33 | «Дом, в котором мы живем» | Обсуждение стихотворения: В. | |||||||||||
Орлов «Дом под крышей голубой», | |||||||||||||
аппликация «Я и природа» | |||||||||||||
34 | «Человек царь природы или его | Беседа о животных и растениях, | |||||||||||
часть?» | рассматривание иллюстраций. Игра | ||||||||||||
«Мама - детеныш» | |||||||||||||
35 | «Люблю березку белую» | Художественная мастерская | |||||||||||
«Чистая планета» | |||||||||||||
36 | Акция «Добрые крышечки» | Беседа, презентация, сбор крышечек, привлечение родителей | |||||||||||
37 | «Приключения Буки на планете | Рассказывание сказок | |||||||||||
Земля» | |||||||||||||
38 | «Если не видишь красоту» | Чтение произведений | |||||||||||
39 | «Чудеса природы» | Творческая работа | |||||||||||
40 | «Коробочка с секретом» | Декоративное рисование | |||||||||||
41 | «Поведение в лесу» | Работа с иллюстрацией | |||||||||||
42 | «Мультипликационный парад» | Просмотр | познавательных | ||||||||||
мультфильмов | |||||||||||||
43 | «Мы соблюдаем чистоту» | Участие в акции «Раздельный мусор в Подмосковье» | |||||||||||
44 | Летбук «Природа Раменского» | Педагогическая мастерская | |||||||||||
«По следам Красной книги» | |||||||||||||
45 | «Красная книга» | Беседа | |||||||||||
46 | «Исчезающий вид» | Работа с иллюстрацией | |||||||||||
47 48 | «Мультипликационный парад» «Хочу помочь природе» | Просмотр познавательных мультфильмов Практическое занятие | |||||||||||
49 | «Почему комар пищит, а шмель жужжит?» | Игра-путаница | |||||||||||
50 | «Лекарственные травы» | Викторина | |||||||||||
51 | «Чем нюхает червяк» | Познавательная игра | |||||||||||
52 | «Мы на страже порядка» | Экологический десант | |||||||||||
53 | «Собираем макулатуру» | Природоохранительная акция | |||||||||||
«Звуки в воде» | |||||||||||||
54 | «Куда бежит речка» | Просмотр презентации | |||||||||||
55 | «Какие предметы могут плавать?» | Оригами | |||||||||||
56 | «Звенящая вода» | Моделирование | |||||||||||
57 | «Течет, испаряется, твердеет» | Практическая работа | |||||||||||
58 | «Почему не тонут корабли?» | Экспериментирование | |||||||||||
59 | «Водяная мельница» | Творческая мастерская | |||||||||||
60 | «В гости пескарю Ивановичу» | Просмотр мультика | |||||||||||
61 | «Скворушка» | Акция | |||||||||||
62 | «Лучик добра» | Природоохранная акция | |||||||||||
«Что такое хорошо, что такое плохо» | |||||||||||||
63 | «Что такое хорошо, что такое плохо» | Чтение и обсуждение | |||||||||||
64 | «Почему дует ветер?» | Экспериментирование | |||||||||||
65 | «Полезные и вредные обитатели почвы» | Дидактическая игра | |||||||||||
66 | «Разноцветная радуга» | Развлечение | |||||||||||
67 | «Пищевая цепочка» | Кроссворд | |||||||||||
68 | « Нам все под силу!» | Викторина | |||||||||||
69 | «Даем вторую жизнь полиэтилену» | Акция | |||||||||||
70 | «Макет Земли» | Творческая мастерская | |||||||||||
71 | Театр теней «Пробуждение природы» | Досуг | |||||||||||
72 | Мониторинг | Наблюдение, беседа | |||||||||||
По окончании учебного года:
-Заложены базисные компоненты личности, позволяющие в дальнейшем, успешно присваивать в совокупности практический и духовный опыт взаимодействия человека с природой, который обеспечит его выживание и развитие;
-Заложены практические и духовные связи взаимодействия человека с природой, развито стремление к активной деятельности по охране окружающей среды;
-Заложена система интеллектуальных и практических умений по изучению, оценке состояния и улучшению окружающей среды своей местности;
-Имеется багаж экологических знаний, способствующий воспитанию эстетического отношения к природе, находящий свое выражение в проявлении радости, удовольствия, восторга, эстетических оценках и деятельности;
-Заложена система знаний об экологических проблемах современности;
-Раскрыты мотивы, потребностей и привычек экологически целесообразного поведения и деятельности, здорового образа жизни;
-Заложены умения ориентироваться в окружающей действительности, правильно понимать ее, бережно к ней относиться.
-Заложены твердые экологические понятия и навыки: -о существовании живой и неживой природы, их взаимосвязи; -о том, что человек – часть природы; -о некоторых свойствах воды, воздуха, почвы; -о среде обитания растений и животных; -о способах приспосабливаться растений и животных к неблагоприятным природным условиям; -о том, что в природе нет «нужного» и «ненужного»;
- о превращениях у насекомых; -о способах познания окружающего мира человеком; -о необходимости заботиться о своем здоровье; -собрать корм для подкормки птиц зимой; -изготовить простейшие кормушки для зимующих птиц; -организовать подкормку птиц зимой; -определять погоду по некоторым народным приметам;
-Развиты разовые навыки: -по уходу за рассадой цветов для цветника; -по экономному расходованию воды; -по соблюдению личной гигиены; -по заботе о собственном здоровье; -по поведению в природе на отдыхе и милосердному отношению к ней
Образовательные возможности программы значительно шире традиционной воспитательно – образовательной деятельности. Программа обеспечивает компенсацию тех интересующих детей видов и направлений деятельности, которые отсутствуют в основном образовании.
Программа предоставляет все возможности для самореализации личности: от простого расширения кругозора до научно – исследовательской деятельности:
1.Программа ориентирована на углублённый уровень усвоения. Происходит формирование системно упорядоченных знаний. На этом этапе даётся объём экологических знаний, необходимых для осмысления места человека в природе. Также осуществляется вывод из сферы неосознанного в сферу осознанного.
2. Отработка теоретического материала на практике. На этом этапе происходит осмысление ребёнком экологической картины мира через проведение собственных исследований на практических и лабораторных
занятиях. Результат этого – выход на уровень осмысленного понимания законов природы, своего неразрывного единства с ней.
Результат: достигается объединение понимания законов природы и осознанного внутреннего стремления к гармонии с природой.
Программа учитывает психологические особенности ребёнка, позволяет выбрать индивидуальную траекторию познавательной деятельности. Доминирует атмосфера доброжелательности, сопереживания, взаимопомощи и дружбы.
Методическое обеспечение программы:
Экологический кружок располагает учебной зоной, в которой находится библиотека и вся необходимая литература, набор дидактических материалов, таблиц и наглядных пособий, компьютерных дисков.
Для обеспечения образовательного процесса создано:
✔методико – дидактическое обеспечение;
✔пакет творческих заданий по различным темам, способствующих созданию оптимальных условий развития познавательной активности;
✔фонд литературы по предмету, библиотечка юного эколога с привлечением личных книг детей для коллективного пользования;
✔видеотека;
✔набор учебных плакатов по экологии;
✔участие педагога кружка в семинарах, курсах повышения квалификации;
✔проведение открытых занятий для коллег, родителей с целью повышения своего педагогического и профессионального мастерства;
Учебно-наглядные пособия:
-Схемы: «Круговорот воды в природе», «Воздушная оболочка Земли», «Движение Земли вокруг Солнца» - Макеты: «Берёзовая роща», «Муравейник», «Паутина», «Морское дно», «Коралловые рифы» - -- Демонстрационные картины и динамические модели -Экологические знаки «Как вести себя в лесу» - Муляжи – грибы, ягоды, овощи, фрукты, насекомые -Карты: мира, полушарий, России, Забайкальского края -Игры-диаграммы «Пустыня», «Северный полюс» -Наборное полотно: «Красная книга» -Мобильное полотно «Кто живёт в реке?» -Плакаты: «План местности», «Ориентирование по природным объектам», «Тундра», «Лесостепи», «Если хочешь быть здоров», «Правила ухода за зубами», «Как сберечь зрение», «Органы дыхания», «Органы пищеварения» -Календари природы (настенный, настольный) -Модели «ТРИЗ», «Домашние животные», «Дикие животные», «Что необходимо растениям», «Уход за комнатными растениями» и др.
Оборудование и материалы:
-Стол с ёмкостями для воды и песка. -Магнитная доска с магнитами. -Фланелеграф . -Сюжетные игрушки. -Кормушка в виде сказочного домика. -Раздаточный материал (снежинки, листья, фишки и т.д.). -Приборы-помощники: штатив, настольная лампа, лупы, микроскопы, магниты. -Колбы, ёмкости. -Природные материалы: песок, вода, глина, почва, камни, пух и перья, плоды, спилы и листья деревьев, опилки, мел, кора, минералы. -Ёмкости разной вместимости: ложки, лопатки, разнообразная посуда, банки, палочки, воронки, сито, фильтры (вата, салфетки, марля), сосуды из различных материалов (пластмасса, стекло), разного объёма и формы. -Красители: пищевые, гуашь, акварель. -Вспомогательные материалы: воздушные шары, свечи, прозрачное стекло,
ленточки, бумажные полоски, целлофановые пакеты, сантиметр, трубочки для коктейля.
Обучающие видеофильмы, фонотека:
-«Уроки осторожности» (творческое объединение «Маски») -«Уроки живой природы» (творческое объединение «Маски») -«География для самых маленьких» (ООО «БЕРГ САУНД») -«Твои первые животные» (ООО «БЕРГ САУНД») -«Неделя здоровья» (видео природы по временам года) -«Ребятам о зверятах» (BBC: Живая природа) -«Земля» (BBC: Живая природа) -«Природоведение для самых маленьких» (ООО «Топ-индастри») -Мультимедийное оборудование
Список литературы:
1.Авдеева Н.Н., Степанова Г.Б. Жизнь вокруг нас. Экологическое
воспитание дошкольников: Учебно-методическое пособие – Ярославль: Академия развития: 2003. – 112с. – (Жизнь вокруг нас.)
2.Аксенова З.Ф. Войди в природу другом. Экологическое воспитание дошкольников. – М.: ТЦ Сфера, 2008. – 128. (Приложение к журналу «Воспитатель ДОУ».)
3.Алексеев В.А. 300 вопросов и ответов по экологии/Художники В. Х. Янаев,.Н. Куров. – Ярославль: «Академия развития», 1998. – 240с., ил. – (Серия: «Расширяем кругозор детей»)
4.Алябьева Е.А. Природа. Сказки и игры для детей. – М.: ТЦ Сфера, 2014. – 128с. (Детям о самом важном).
5.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 5-6 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 159с.
6.Бондаренко Т.М. Экологические занятия с детьми 6-7 лет. Практическое пособие для воспитателей и методистов ДОУ. – Воронеж: ТЦ «Учитель», 2004 – 190с.
7.Букина В.О. и др. Пространство детского сада: познание, экология/ Под ред. А.Русакова, Т.Лапкиной. – М.: ТЦ Сфера; СПб.: Образовательные проекты, 2016. – 128с. (Библиотечка воспитателя).
8.В мире природы. Курс «Мир природы»: пособие для педагогов и родителей/ М. И. Мирошник., М. Ю. Тарчукова. – Ростов н/д: Легион, 2013. – 144с – (Дошкольное образование)
9.С.Н.Николаева «Сюжетные игры в экологическом воспитании», Москва 2003. 10. С.Н. Николаева «Комплексные занятия по экологии», Москва 2005. 11.С.Н. Николаева «Юный эколог», Москва 2010. 12.Т.А Шорыгина «Зелёные Сказки», Москва 2005. 13.Т.А. Шорыгина «Птицы какие они?», Москва 2005. 14.Т.А. Шорыгина «Травы. Какие они?» Москва,2011 г. 15.Т.А. Шорыгина «Какие звери в лесу?» Москва,2011 г 16.Т.А. Шорыгина «Деревья. Какие они?» Москва,2011 г 17. Александрова, Ю. Н. Юный эколог Текст /Ю. Н. Александрова, Л. Д. Ласкина, Н.В. Николаева. – Волгоград: Учитель, 2010. – 331 с. 18. Глазачев С.Н. Экологическая культура, образование и цивилизационный выбор России. // Наука и школа, – 2008. – № 3. – С. 4 – 19 Грецова В.Г. Влияние знаний о природе на воспитание положительного отношения к ней. – М., 2008. – 317
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Эколята» ("стартовый" уровень)
Программа включает теоретические знания, практические работы, экскурсии, наблюдения в природе, моделирование. Программа содержит занимательные сведения о живой и неживой природе, о растительном и живо...
Дополнительная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности "Юные исследователи" (стартовый уровень)
Данная программа кружка расчитана на возраст 5-6 лет. Роск реализации программы 1 год.Детское экспериментирование как форма деятельности является эффективным средством развития таких важных качеств ли...
Дополнительная общеобразовательная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог».
quot;Юный эколог"...
Дополнительная адаптированная общеразвивающая программа естественнонаучной направленности «Юный эколог ЮГРЫ»
Программа кружка «Юный эколог Югры» рассчитана на детей с ограниченными возможностями здоровья 5-7 лет. До 7 лет дети особенно восприимчивы, первые впечатления откладываются в памяти на вс...
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММАестественнонаучной направленности«Юный эколог»Возраст обучающихся: 5-7 лет Срок реализации: 2 года...
Дополнительная общеобразовательная ПРОГРАММА естественнонаучной направленности «Юный эколог»
Экологическая проблема – одна из острейших проблем современности. Будущее человечества зависит от уровня экологической культуры каждого человека, его компетентного участия в их решении. В этих у...
Дополнительная общеобразовательная программа естественнонаучной направленности "Юный эколог"
Общеобразовательная программа для старших дошкольников....