Деловая игра
методическая разработка на тему
Совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов МБДОУ в области познавательного развития дошкольников средствами экспериментальной деятельности.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
stsenariy_delovoy_igry.docx | 41.34 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное Дошкольное образовательное
учреждение
«Детский сад общеразвивающего вида № 12 г. Слюдянки»
Подготовил воспитатель:
I кв. категории
Олейник С.В.
Деловая игра
Тема: «Теория и эксперимент»
Цель: совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов МБДОУ в области познавательного развития дошкольников средствами экспериментальной деятельности.
Форма проведения: делова игра
Участники: воспитатели, специалисты
Оборудование: проектор, ноутбук, метериалы для экспериментов.
Ход игры:
-Ведущий: - Добрый день, уважаемые коллеги, у вас в руках разноцветные карточки, вам нужно разделиться на три группы: желтая, зеленая, синяя. Итак, я рада приветствовать вас на нашей деловой игре. (слайд 1)
Целью которой является - совершенствование профессиональных знаний и умений педагогов МБДОУ в области познавательного развития дошкольников средствами экспериментальной деятельности. (слайд 2)
Как нельзя лучше к нашему сегодняшнему мероприятию подходят слова известного французского писателя Антуан де Сент-Экзюпери. (слайд 3)
«Мне всегда была ненавистна роль стороннего наблюдателя.
Что же я такое, если я не принимаю участие?
Чтобы быть, я должен участвовать.»
Вот так и мы сами не должны оставаться в стороне, когда в ребёнке бурлит жажда познания. «Хочу всё познать», говорит ребёнок, «Я буду твоим проводником на этом пути», вторит ему взрослый, будь то воспитатель, учитель или родитель.
Сегодня мы с вами продолжим познавать тонкости организации исследовательской деятельности.
Игра будет проходить в 3 этапа: (слайд 4)
План:
1.Мотивационно-организационный этап.
2. Теоретико-практический этап.
3.Заключительный этап.
Правила участия в деловой игре:
- соблюдение регламента,
- решения должны быть согласованы всей группой,
- соблюдение правил дискуссии.
Ведущий: Уважаемые коллеги представляем вам наше компетентное жюри:
- заведующий ДОУ;
- заместитель заведующего;
- воспитатель.
Представление.
Ведущий: Уважаемые жюри, послушайте, пожалуйста, критерии оценивания участников:
(0-баллов) не справились с заданием
(1- балл) участники дали не полный ответ
(2-балла) можно дополнить ответ
(3- балла) полный ответ
Итак, переходим к 1 этапу. Мотивационно-организационный.
Ведущий: Чтобы перейти к более сложной части, я предлагаю вам несколько заданий для активизации мозговой деятельности.
Задание называется:
- Перевёртыши (строки из пословиц и поговорок) (слайд 5)
Счастье перемещается кучами. (Беда не ходит одна)
Уйти от новой стиральной машины. (Остаться у разбитого корыта)
Ниже пяток не опустишься. (Выше головы не прыгнешь)
Уговори умного к черту послать, так и нога заживет. (Заставь дурака Богу молиться, он и лоб расшибет)
Безделью часы — слезам год. (Делу время — потехе час)
Начал развлекаться — трусливо сиди дома. (Кончил дело — гуляй смело)
Наше жюри зафиксировало результаты, а мы Переходим к следующему этапу, котрый называется:
2 этап. Теоретико-практический. (слайд 6)
В этой части вам предлагается найти ответ на вопрос: «Какую роль играет экспериментирование в развитии ребенка – дошкольника?» (ответы воспитателей) На выполнения этого задания вам дается три минуты, затем жюри оценивают представителя от каждой команды. Итак, слушаем.
Ведущий: Следующее задание: ( 1 задание)
- Работа с детьми разного возраста предполагает решение определенных задач. Для того чтобы правильно выстроить свою деятельность педагогу необходимо хорошо ориентироваться в основных задачах и направлениях каждого возрастного этапа дошкольного детства. Сейчас я предлагаю педагогам определить, к какому возрасту относятся задачи.
У каждой команды есть карточки, на которых перечислены задачи экспериментальной деятельности. Вам необходимо определить возрастной этап: младший возраст, средний возраст, старший дошкольный возраст и прописать это на картах.
На решение данного задания воспитателям дается 3 минуты. Команды представляют свои ответы.
(слайд 7, 8, 9)
Ведущий: а мы продолжаем 2 задание: (слайд 10)
- Как и любая деятельность, деятельность экспериментирования имеет свою структуру и последовательность. Предлагаю командам выстроить последовательность детского экспериментирования, записать на бумаге и передать нашему жюри.
А теперь внимание на экран, правильный ответ (слайд 11)
- Проблемная ситуация.
- Целеполагание.
- Выдвижение гипотез.
- Проверка предположения.
- Если предположение подтвердилось: формулирование выводов (как получилось).
- Если предположение не подтвердилось: возникновение новой гипотезы, реализация ее в действии, подтверждение новой гипотезы, формулировка вывода (как получилось) формулирование выводов (как получилось).
- Новая гипотеза.
Ведущий Следующее наше задание называется «Музыкальное» (слайд 12) 3 задание: - командам предлагается отгадать мелодии об объекте экспериментирования;
Ведущий: Продолжаем дальше нашу игру и Следующее задание индивидуальное для каждой команды: (слайд 13)
- Перечислить принципы деятельности, способствующие развитию детской активности и инициативы (для команды синих)
- Назвать 5 направлений, по которым можно организовать экспериментальную деятельность с детьми (для команды желтых)
- Перечислить содержание развивающей предметно – пространственной среды, способствующая развитию исследовательских способностей старших дошкольников (для команды зеленых)
Командам дается 3 минуты на обдумывание ответов. Ответы записываем на листочках и передаем жюри, которое оценивает их.
А теперь давайте проверим, как вы справились с заданием, внимание на экран.
Принципы: (слайд 14) – зачитывает команда синих.
1. Эмоциональная вовлеченность взрослого в познавательную деятельность. Только в том случае, если взрослый сам с интересом погружен в какую – либо деятельность, может происходить передача личностных смыслов деятельности ребенка. Дошкольник видит, что можно получать удовольствие от интеллектуальных усилий, переживать красоту решения проблемы.
2. Стимуляция любознательности ребенка. В работе мы старались использовать материалы, которые могут вызвать интерес, удивление.
3. Передача инициативы от взрослого к ребенку.Для нас важно не только заинтересовать ребенка, но и научить его ставить себе цели в процессе познавательной деятельности и самостоятельно находить способы их осуществления.
4. Безоценочность. Мы стремились к развитию внутренней мотивации познавательной деятельности и поэтому акцентировали внимание на самой деятельности и ее эффективности, а не на достижениях дошкольника.
5. Поддержка детской активности, исследовательского интереса и любопытства. Взрослый стремится не только передать инициативу ребенку, но и поддержать ее, то есть помочь воплотить детские замыслы, найти возможные ошибки, справиться с трудностями.
5 направлений, по которым можно организовать экспериментальную деятельность с детьми: (слайд 15) – команда желтых
- Живая природа (растения и животные как живые организмы, строение, функции и назначение их частей и др.)
- Неживая природа (воздух, вода, почва и др)
- Физические явления (свет, звук, магнетизм, превращение твердых тел в жидкие, жидких – в газообразные и наоборот)
- Человек (функционирование человека)
- Рукотворный мир (материалы и их свойства)
Содержание развивающей предметно – пространственной среды, способствующая развитию исследовательских способностей старших дошкольников: (сладй 16) – команда зеленых.
- опытно – исследовательская лаборатория;
- детские энциклопедии, книги;
- наглядные пособия, схемы;
- аудио – и видеосредства;
- уголок «Я – исследователь»;
- дидактические игры;
- оборудование для презентаций.
Ведущий: А Сейчас мы проведем блиц опрос. Каждой команде будет предложено ответить на поставленный вопрос. Жюри оценивает быстроту и правильность ответов. (слайд 17)
Вопросы командам:
1. Формы работы по развитию познавательно – исследовательской деятельности с дошкольниками.
наблюдение, экспериментирование, исследовательская деятельность, конструирование, развив. игры, беседа, рассказ, создание коллекций, проектная деятельность, проблемные ситуации, экспериментирование, предметно-манипуляторная игра, встречи с природой, ситуативные разговоры.
2. Как вы понимаете термин "эксперимент"?
(Эксперимент предполагает проведение практических действий с целью проверки решений проблем, познавательных задач.).
3. Назовите объекты наблюдений для детей 3-4 лет.
Наблюдения за объектами и предметами своего непосредственного окружения, привлекающие их внимание.
4. Девиз познавательного развития детей старшего возраста.
« Хочу все знать!»
5. Чем ценно изречение на воротах Дельфийского храма: «ПОЗНАЙ СЕБЯ»?
Познаешь себя – тогда легко поймёшь других.
6. Назовите виды мотиваций познавательного развития.
Игровая мотивация – помогаем игрушкам решать их проблемы; мотивация общения — в условиях помощи взрослому; мотив личной заинтересованности.
Ведущий: Молодцы, а продолжаем и Следующее задание называется
- Объяснялки» - педагогам команды предлагается прослушать запись рассказа ребёнка и угадать о чём идёт речь
«Объяснялки» от детей (аудиозапись) (слайд 18)
1. Это такое помещение, где стоит много всяких баночек, в них что-то кипит. Они стеклянные и могут разбиться, поэтому надо быть осторожными. А ещё там по - разному пахнет, иногда даже взрывается. Там очень интересно, я бы хотел там работать. Люди там работают в белых халатах. (ЛАБОРАТОРИЯ).
2. Это такое дело, когда хотят что-то узнать и специально устраивают, а потом смотрят. Если всё получилось, то говорят что он удачный, а если нет, то что-нибудь меняют и снова смотрят, и так пока не получится. Мне нравиться это делать, это интересно, только не всегда разрешают. (ЭКСПЕРИМЕНТ).
3. Этот человек часто бывает под водой, даже на дне. Он туда спускается с разными баночками, набирает в них воду и ил, а потом на корабле делает всякие анализы. А ещё он плавает с камерой и снимает всяких рыб. Он очень смелый. И ещё он пишет статьи в умных журналах. (ОКЕАНОЛОГ).
4. Этот человек всё время лазает по горам. У него есть разные приборы, он за всем там наблюдает, особенно он ищет горы, которые дрожат и когда внутри у них что-то кипит и даже выплёскивается. Там опасно, он может погибнуть. Но он всё равно туда ходит, делает фотографии и говорит людям, когда там опасно жить. (ВУЛКАНОЛОГ).
5. Мы привыкли, что она наша спутница всегда. Без нее нам не умыться, ни насытиться, ни напиться, ни наесться. Смею вам я доложить: без нее нам не прожить. (Вода)
6. Без него невозможна жизнь человека, растений, животных. Обычные люди могут продержаться минуту, а тренированные почти 5 минут. Он прозрачный, безцветный, не имеет запаха. Через нос проходит в грудь и обратный держит путь. (Воздух).
Ведущий: замечательно, а мы Переходим к следующему заданию этого этапа 6: (слайд 19)- творческое задание:
Приведите примеры персонажей из произведений детской художественной литературы, отличающихся яркой поисковой активностью, Склонностью к экспериментированию и способностью принимать нестандартные решения в разных ситуациях.
Незнайка, Винни - пух, Карлсон.
Можно ли назвать поведение этих персонажей исследовательским?
Незнайка – поведение исследовательское, постоянно ищет новые возможности для осуществления своих задумок.
Винни-пух – поведение не исследовательское, скорее познавательное и любопытное. Данное поведение обуславливается особенностями мышления, характером.
Карлсон – поведение исследовательское, постоянно находится в поиске новых возможностей для приключений.
Всегда ли поисковая активность и экспериментирование персонажей вписывается в принятые нормы поведения?
В основном не вписываются в нормы поведения, так как их экспериментирования слишком фантастичны. Например: Незнайка сам полетел на ракете на луну. Карлсон гулял по крыше с малышом, что также недопустимо. Винни-пух съел мед в горшочке, предназначенный для ослика в подарок на день рождения.
Хорошо это или плохо, с вашей точки зрения?
Для детского развития данное поведение не является положительным, но на основе поведения данных персонажей и связанных с ним приключениях ребенок понимает о его недопустимости, в то же время ребенок учится не бояться экспериментировать, принимать различные решения в ситуациях, повышается их собственная активность.
Ведущий: ну а В заключении я предлагаю вам проверить свои знания в области проведения экспериментов. (слайд 20)
Итак, эксперимент первый, который называется «Звездочка из зубочисток» для команды зеленых. Внимательно посмотрите на схему и с помощью предметов и материалов, которые лежат вот на этом столе, проведите и расскажите в чем суть эксперимента. (слайд 21)
Реквизит: вода, зубочистки, пипетка.
Этапы
1. Ломаем пять зубочисток пополам, но не до конца.
2. Складываем зубочистки сломанными концами друг к другу, получаем импровизированную снежинку.
3. Капаем в центр снежинки воду. Наблюдаем, как зубочистки начинают распрямляться, и снежинка превращается в звезду.
Вывод: причина этого явления - капиллярность, она заключается в том, что волокна дерева впитывают влагу. Она движется по капиллярам, и дерево набухает, а его уцелевшие волокна начинают расправляться.
Эксперимент второй для команды жетлых, называется Танцующие хлопья: (слайд 22). Подходим, выбираем материалы и экспериментируем.
Реквизит
- Бумажное полотенце
- 1 чайная ложка (5 мл) хрустящих рисовых хлопьев
- Воздушный шарик
- Шерстяной свитер
Подготовка
- Расстели на столе бумажное полотенце.
- Высыпь на полотенце хлопья.
Начинаем научное волшебство!
- Объяви зрителям: «Все вы, конечно, знаете, как рисовые хлопья могут трещать, хрустеть и шуршать. А теперь я покажу вам, как они умеют прыгать и танцевать».
- Надуй шарик и завяжи его.
- Потри шарик о шерстяной свитер.
- Поднеси шарик к хлопьям и посмотри, что произойдёт.
Объяснение
В этом эксперименте тебе помогает статическое электричество. Электричество называют статическим, когда ток, то есть перемещение заряда, отсутствует. Оно образуется за счёт трения объектов, в данном случае шарика и свитера. Все предметы состоят из атомов, а в каждом атоме находится поровну протонов и электронов. У протонов заряд положительный, а у электронов – отрицательный. Когда эти заряды равны предмет называют нейтральным, или незаряженным. Но есть объекты,- например, волосы или шерсть, - которые очень легко теряют свои электроны. Если потереть шарик о шерстяную вещь, часть электронов перейдёт от шерсти на шарик, и он приобретает отрицательный статический заряд.
Когда ты приближаешь отрицательно заряженный шарик к хлопьям, электроны в них начинают отталкиваться от него и перемещаться на противоположную сторону. Таким образом, верхняя сторона хлопьев, обращённая к шарику, становиться заряженной положительно, и шарик притягивает их к себе.
Если подождать подольше, электроны начнут переходить с шарика на хлопья. Постепенно шарик снова станет нейтральным, и перестанет притягивать хлопья. Они упадут обратно на стол.
Эксперимент Третий для команды синих, называется «Цветы лотоса» (слайд 23), тоже самое задание.
Вырежьте из цветной бумаги цветы с длинными лепестками. При помощи карандаша закрутите цветки к центру. А теперь опустите разноцветные лотосы на воду, налитую в таз. Буквально на ваших глазах лепестки цветов начнут распускаться. Это происходит потому, что бумага намокает, становится постепенно тяжелее и лепестки раскрываются.
Вот мы с вами и подошли к заключительному этапу.
3.Заключительный этап. (слайд 27)
- Подведение итогов деловой игры
Жюри подводит итоги, объявляет результат.
А закончить наш у деловую игру я бы хотела Притчей «Счастье»
Бог слепил человека из глины, и остался у него неиспользованный кусок. «Что еще слепить тебе? — спросил Бог. «Слепи мне счастье, — попросил человек. Ничего не ответил Бог, и только положил человеку в ладонь оставшийся кусочек глины (слайд 28)
Несложно понять суть сей притчи, всё в наших руках. Удачи вам во всех ваших делах, лепите своё счастье сами. (слайд 29)
В память о нашей встрече мы преподносим маленькие сюрпризы.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников". Деловая игра с воспитателями ДОУ.
"Подвижная игра, как средство здоровьесбережения у дошкольников" Деловая игра с воспитателями дошкольного учреждения Деловая игра способствует повышению интереса у педагогов к...
Деловая игра "Основы делового общения"
Материал игры позволит педагогам выстроить взаимодействие с родителями и коллегами на основе принятий решений при общении:в различных положениях;специальных приемов техники установления контакта;измен...
Деловая игра "Учите играя"
В ходе деловой игры педагоги уточнят знания по проблеме формирования фонематического слуха у детей дошкольного возраста.Поупражнятся в умении общаться и вырабатывать единое мнение в группе...
Деловая игра для педагогов ДОУ "Своя игра"
Игра способствует активации знаний педагогами своей профессии....
Деловая игра «Сюжетно – ролевая игра в системе воспитания детей дошкольного возраста»
закрепление с педагогами этапов организации и развития сюжетно - ролевой в соответствии с возрастными особенностями детей....
Деловая игра «Сюжетно-ролевая игра «Клубный час по сюжетно-ролевым играм»
Повышение педагогической компетенции педагогов по проблеме активизации игровой деятельности дошкольников в условиях детского сада....
Семинар-практикум в форме игры деловой игры «Дидактическая игра, как средство развития речи детей дошкольного возраста»
Семинар - практикум в форме игры "Дидактическая игра, как средство развития детей дошкольного возраста"...