«Пальчиковые игры и упражнения, как средства развития речи и мелкой моторики у детей младшего возраста»
методическая разработка (младшая группа) на тему
Развитие речи – одна из главных задач в работе с детьми младшего возраста.
Научные работы и исследования, таких учёных, как: В. М. Бехтерева, М. М. Кольцовой говорят о том, что центры головного мозга, отвечающие за движения рук и артикуляционные центры находятся в ближайшем соседстве друг от друга. Японский врач Намикоси Токудзиро, утверждал, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. Опираясь на эти сведения, уровень развития речи детей зависит от степени сформированности движений пальцев рук – мелкой моторики.
Предлагаемый материал может быть использован в работе с детьми младшей группы (3 – 4 года) детского сада.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
na_sayt_sots_seti.docx | 25.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Цель:
Создать условия для развития речи дошкольников посредством пальчиковых игр и упражнений.
Задачи:
- Развивать мелкую моторику пальцев рук, координацию движений.
- Учить концентрировать внимание на одном виде деятельности.
- Формировать артикуляцию речевого аппарата.
- Развивать активную речь. (Пополнить лексический запас и грамматическую структуру речи.)
Формы организации
Пальчиковые игры и упражнения применяются и проводятся:
- в разные режимные моменты,
- в совместной деятельности с детьми,
- в индивидуальной работе с детьми,
- на занятиях - как организационный момент или динамические паузы,
- как полноценная часть занятия по развитию речи.
Планируемые результаты:
В результате систематического применения предлагаемых игр и упражнений у детей удается достичь следующих результатов:
- Чётко координированных движений пальцев и кистей рук.
- Умения сосредоточивать свое внимание более длительное время на одном виде деятельности.
- развития всех компонентов родной речи.
Систематически развивая мелкую моторику с помощью массажа, ежедневно используя пальчиковые игры, результат не заставит себя долго ждать. Кисти рук и пальчики станут гибкими, подвижными. Малыши научатся концентрировать своё внимание на одном виде деятельности. Обогатится словарный запас детей, они станут более активны в речи, научатся ясно и последовательно выражать свои мысли, своё отношение к окружающему миру.
Чем лучше развиты кисти рук и пальцы, тем лучше ребёнок начинает говорить. Поэтому активная речь ребёнка начинается, когда движения его пальчиков достигают достаточной точности.
Это интересно…
Начинать пальчиковые игры желательно с массажа пальцев при помощи простого шарика с шипами или специального массажного шарика Су – Джок.
Под воздействием несложных массажных упражнений достигается нормализация мышечного тонуса, происходит стимуляция тактильных ощущений, а главное происходит развитие речевой функции. Самомассаж кистей и пальцев рук с помощью шарика с шипами (шарика Су – Джок) придаёт силу мышцам, восстанавливает координацию, снимает напряжение. Простые движения шариком способствуют развитию таких психических функций как: мышление, память, внимание.
Игровой массаж кистей рук с помощью мячика с шипами (или шарик Фу – Джок):
- Круговые движения по ладони.
- Катание шарика ладонью по столу.
- Продольное катание мячика от центра ладони к кончикам пальцев.
- Прокатывание шарика отдельно, вдоль каждого пальчика.
- Сжимание мячика в ладони.
- Сжимание мяча каждым пальцем отдельно.
«Пальчиковые игры и упражнения, как средства развития речи и мелкой моторики у детей младшего возраста»
Следующим этапом в работе по развитию мелкой моторики – развитие умений выполнять простые пальчиковые фигуры. Эти упражнения подготовят кисти и пальцы рук малышей к выполнению более сложных, мелких движений в пальчиковых играх. (Постепенно у малышей вырабатываются: ловкость, умение управлять своими движениями, умение удерживать внимание, сосредоточенно заниматься одним видом деятельности.)
Упражнения для изображения простых пальчиковых фигур.
(Перед показом фигур впервые, необходима демонстрация картинок с изображением предметов)
«Мостик». | Положение рук горизонтальное, кончики пальцев касаются друг друга. |
«Солнечные лучи» | Скрещенные руки приподняты вверх, пальцы разведены. |
«Крыша, дом, башня» | Кончики пальцев рук соединить в наклонном положении ладони. |
«Миска, гнездо» | Соединить округлые ладони. |
«Бочка» | Неплотно сжать руку в кулачок. |
«Очки» | Соединить в кольцо большой и указательный пальцы каждой руки. Приставить колечки друг к другу, поднести к глазам. |
«Бинокль» | Болсьшой палец каждой руки вместе с остальными образует кольцо. Посмотреть в «бинокль». |
«Стол» | Левую ладонь сжать в кулак, правую раскрыть и положить сверху. |
«Замешиваем тесто» | Сжимать кисти рук в кулачки и разжимать одновременно на двух руках или поочередно. |
«Стул, кресло» | Сжать кулачок правой руки, левую приставить к нему вплотную пальцами вверх, как спинку. |
«Флажок» | Четыре пальца соединить вместе, большой опустить вниз. Тыльная сторона ладони обращена к себе. |
«Фонарики зажглись» | Сжатые в кулак пальцы резко и одновременно на 2-х руках разжимаются. |
«Фонарики погасли» | Пальцы резко и одновременно на 2-х руках сжимаются в кулак. |
«Ель» | Пальцы обеих рук скрещены под углом друг к другу. |
«Цепочка» | Большой и указательный пальцы левой руки образуют кольцо. Через него попеременно пропускать колечки из пальцев правой руки: большой – указательный, большой – средний и так все пальцы. |
«Шарик» | Пальцы правой и левой руки соединить в щепоть и приблизить друг к другу. Дуть на них, при этом пальцы принимают форму шара. Затем шар сдувается, и пальцы принимают исходное положение. |
«Полет птицы» | Руки повернуть ладонями к себе и скрестить у запястий. Большие пальцы цепляются друг за друга. Остальные пальцы растопырить и махать ими. |
«Полет осы» | Пальцы сжать в кулак, один поднять вверх. Выполнить им вращательные движения. То же движение другими пальцами. |
«Человечек взбирается по лестнице» | Пальцы левой руки растопырить, два пальца правой руки «взбираются» вверх по пальчикам, как по лестнице. Поменять руки. |
Учитывая наглядно – образное мышление детей младшего возраста, с целью заинтересовать малышей, привлечь их внимание, хорошим подспорьем станет использование красочно оформленных карточек.
Картотека пальчиковых игр.
«Сорока»
Сорока- сорока | махать кистями рук с широко расставленными пальцами |
Кашку варила, деток кормила. | указательным пальцем правой руки выполнять круговые движения по ладони левой руки |
Этому дала, Этому дала И этому дала | По очереди загибать правой рукой все пальчики левой руки |
«Капуста»
Мы капусту рубим – рубим, | Прямыми ладонями движения вверх – вниз |
Мы капусту солим – солим, | Пальцы сложить в щепоть, «посолить» |
Мы капусту трём – трём, | Потереть кулак одной руки о кулак другой руки. |
Мы капусту жмём – жмём, | Сжимать и разжимать кулаки |
А потом мы капусту в рот кладём. Ам! И съели! | Пальцы обеих рук сложить в щепоть И поочерёдно подносить ко рту. |
«Кораблик»
По реке плывёт кораблик. | Сложить ладони лодочкой. |
Он плывёт издалека. | Двигать «лодочкой» влево – вправо. |
На кораблике четыре очень храбрых моряка. | Показать правой рукой четыре пальца. |
У них ушки – на макушке, | Приставить ладони к голове – показать ушки. |
У них длинные хвосты. | Сомкнуть большой и указательный пальцы обеих рук. И медленно их раздвигать. |
И страшны им только кошки, только кошки да коты! | Показать пальцами обеих рук, как «коготки» царапают. |
«Лодочка» | |
Две ладони я прижму и оп речке поплыву. | Ладони сложить «лодочкой». |
Две ладони, друзья, - это лодочка моя. | Выполнять волнообразные движения. |
Паруса я подниму, и по морю поплыву. | Поднять вверх большие пальцы – «паруса». |
А со мною оп волнам плывут рыбки тут и там. | Выполнять волнообразные движения ладонью правой руки, справа, и левой рукой параллельно, слева. |
«Замок»
На двери весит замок. Кто его открыть бы смог? | Сплести все пальцы в «замок». |
Мы замочком повертели, | Круговые движения «замочком» вправо. |
Мы замочком покрутили, | Круговые движения «замочком» влево. |
Покрутили и открыли! | Показать ладони обеих рук. |
«Цветки»
Наши алые цветочки | Соединить ладони рук перед собой, пальцами вверх. |
Распускают лепесточки, | По очереди разъединять пальцы, начиная с большого. Запястья остаются соединенными. |
Ветерок чуть дышит, | Подуть на руки «цветки». |
Лепестки колышет, | Подвигать ладонями с разъединенными пальцами вправо – влево. |
Наши алые цветки Закрывают лепестки, | По очереди соединить пальцы, соединить ладони в первоначальную позу. |
Головой качают, | Покачать ладонями вправо – влево. |
Тихо – тихо засыпают. | Положить сложенные ладони рук под щеку. |
«Холодно»
Наши пальцы сжались тесно. Что случилось? Интересно! | Сжать пальцы левой руки в кулак. Повертеть кулаком. |
Видно, им прохладно стало, | Правой рукой обхватить кулак левой руки. |
Их укроем одеялом. | И сильно сжать. (Упражнение проводить для каждой руки) |
«Лягушки»
Две весёлые лягушки. Ни минуты не сидят. | Сжать пальцы обеих рук в кулаки. Положить кулаки на стол пальцами вниз. |
Ловко прыгают подружки. | Резко выпрямит пальцы на обеих руках (создать эффект подпрыгивания над столом). Повторить несколько раз. |
Две зелёные подружки | Ладони спокойно лежат на столе. |
Только брызги лишь летят. | Сжать пальцы в кулаки. |
«Паучок»
Паучок ходил по ветке, | Пальчиками правой руки перебирать «идти» по левой руке. |
А за ним ходили детки. | Пальчиками левой руки перебирать по правой руке. |
Дождик с неба вдруг полил, | Руки перед собой. Сжимать и разжимать пальцы одновременно на обеих руках. |
Паучков на землю смыл. | Положить руки ладонями на колени. |
Солнце стало пригревать, | Поднять руки перед собой, раздвигать пальцы «веером». |
Паучок ползёт опять, | Пальчиками правой руки перебирать «идти» по левой руке. |
А за ним ползут и детки, Чтобы погулять по ветке. | Пальчиками левой руки перебирать по правой руке. |
«Снегирёк»
Сел на ветку снегирёк, | Попрыгать» ладошками по плечам. |
Дождик брызнул дождик | Потрясти кистями перед собой. |
Он промок. | Обхватить себя руками и слегка «подрожать», |
Ветерок подул слегка, | Поднять руки вверх и покачать ими. |
Обсушил нам снегирька. | Помахать руками – «крылышками». |
«Улитка»
Улитка, | Пальцами правой руки обхватить сжатые в кулак пальцы левой руки. |
Улитка, | Пальцами левой руки обхватить сжатые в кулак пальцы правой руки. |
Покажи | Показать ладони обеих рук. |
Рога. | приставить голове кулачки и выпрямить указательные пальцы. |
Дам | Показать ладони обеих рук. |
Кусок пирога, | Сложить ладони «горстью» и соединить их. |
Пышки, | На ладонь левой руки положить кулак правой руки. |
Ватрушки, | На ладонь правой руки положить кулак левой руки. |
Сдобные лепёшки. | |
Высуни рожки! | Приставить голове кулачки и выпрямить указательные пальцы. |
«Котятки»
Пять котяток перед нами, | Пальцы растопырены. Поворачивать кисть в разные стороны. |
Все кивают головами | Сгибать – разгибать пальцы. |
Вот все вместе побежали, | Бежим пальцами по столу или коленям |
Вдруг устали, полежали. | Кладём ладонь на колени или стол. |
Мышь увидели вдали и за нею поползли. | «Ползём» пальцами по коленям или столу |
Мимо них собачка шла: | Вторая рука – собачка. Большой палец отведён вверх. «Собачка» подходит к котятам. |
«Гав – гав, - и всех котяток прогнала. | Пальцы – котята «убегают» (спрятать за спину). |
«Два козлика»
Как – то раз к кому – то в гости Шёл козлёнок через мостик, | На одной руке прижимаем большим пальцем средний и безымянный. |
А на встречу шёл другой, Возвращался он домой. | На другой аналогично делаем «рожки» |
Два рогатых, глупых братца, Стали на мосту бодаться. Разбегались и сбегались. | Кисти рук в горизонтальном положении «бодаемся рожками» на первое слово каждой строчки. |
Вот с разбега лбами - бух! | На слово «бух» - хлопки в ладоши. |
И с моста в водичку - плюх! | На слово «плюх» - резко положить ладони на колени. |
Список источников информации, используемых при подготовке методической разработке:
Черенкова Е. Ф
Оригинальные пальчиковые игры. – М.: РИПОЛ классик: ДОМ. 20 век, 2010. – 186с. – (Учимся играючи, Азбука развития).
«Оригинальные пальчиковые игры» Екатерина и Сергей Железновы
Лыкова И. А. Изобразительная деятельность в детском саду: планирование, конспекты занятий, методические рекомендации. Ранний возраст. – М.: «КАРАПУЗ – ДИДАКТИКА», 2008. – 144с., 16л.
И. Е. Аверина Физкультурные минутки и динамические паузы в ДОУ: практическое пособие /, И. Е. Аверина. – 2-е издание – М.: Айрис – пресс, 2006. – 144с. – (Дошкольное воспитание и развитие).
Интернет ресурсы: «Массаж с использованием шарика «Фу – Джок»
«Массаж акупункт
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Образовательная программа «Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей 3-7 лет»
Пограмма содержит пояснительную записку и план работы кружка «Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей 3-7 лет»...
Опыт работы по теме "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы...
Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
самообразование...
Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...
План саморазвития воспитателя «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего возраста»
Цель: повышение своего теоретического уровня, профессионального мастерства и компетентности.Задачи:1) Интегрировать пальчиковые игры, упражнения в речевой деятельностидетей;2) Совершенс...
План самообразования на тему "Пальчиковые игры как средство развития речи и мелкой моторики у детей раннего дошкольного возраста"
В дошкольном возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи....
«Тантамарески и пальчиковые дорожки, как один из видов развития речи и мелкой моторики у детей дошкольного возраста»
Дети - создание удивительные. Они каждый день совершают открытия заставляя нас взрослых взглянуть на мир по новому, чтобы их понять нужно стать чуть чуть ребенком и посмотреть на мир его глазами. Мы с...