Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
рабочая программа (младшая группа)
Предварительный просмотр:
План
самообразования
воспитателя
1 младшей группы «Гномики»
Завалиной Анастасии Федоровны
2019-2020
План по самообразованию воспитателя: «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
Цель: формировать у детей основы речевой моторики на основе пальчиковых игр и упражнений
Задачи:
– сочетать игры и упражнения для тренировки пальцев с речевой деятельностью детей;
– совершенствовать мелкую моторику через пальчиковые игры;
– повысить компетентность родителей в вопросе о влиянии пальчиковых игр на речь детей раннего возраста.
Актуальность:
Работая в яслях и общаясь с детьми 2-го и 3-го года жизни, обратила внимание на то, что у некоторых детей этого раннего возраста не очень хорошо развита активная речь. В чем же причина? Меня заинтересовал этот вопрос. Чтобы найти ответ, обратилась к научной и педагогической литературе, в частности, к книгам современных педагогов – Е.А. Янушко «Развитие мелкой моторики рук у детей раннего возраста», Л.П. Савиной «Пальчиковая гимнастика для развития речи дошкольников», С.О. Ермаковой «Пальчиковые игры для детей от года до 3 лет» – и выяснила следующее.
Оказывается, ученые, а именно, специалисты института физиологии детей и подростков АПН, доказали, что уровень развития детской речи находится в прямой зависимости от степени сформированности тонких движений пальцев рук.
Чем активнее и точнее движения пальцев рук у маленького ребенка, тем быстрее он начинает говорить. Эта мысль прослеживается в исследованиях отечественных физиологов, например, у В.М. Бехтерева. Он указывал на влияние манипуляции рук на функции высшей нервной деятельности, развитие речи. Простые движения рук помогают убрать напряжение не только с самих рук, но и с губ, снимают усталость. Они способны улучшить произношение многих звуков, а значит, развивать речь ребенка.
Зарубежные ученые также подтверждают в своих работах связь развития рук с развитием мозга. Так, японский врач Намикоси Токудзиро создал оздоравливающую методику воздействия на руки. Он утверждает, что пальцы наделены большим количеством рецепторов, посылающих импульсы в центральную нервную систему человека. А восточные медики установили, что массаж большого пальца повышает функциональную активность головного мозга, массаж указательного пальца положительно воздействует на состояние желудка, среднего – на кишечник, безымянного – на печень и почки, мизинца – на сердце.
Таким образом, познакомившись с литературой, указанной выше, я поняла, что данная тема значима и актуальна. Решила подробнее заняться ее изучением, определив тему самообразования так: «Влияние пальчиковых игр на развитие речи детей раннего возраста».
Мелкую моторику рук развивают:
- пальчиковая гимнастика с использованием стихов, песенок, потешек и народных сказок;
- массаж с растиранием пальчиков и массажёрами для рук;
- народные игры с ладошками;
- игры с природным материалом;
- игры с предметами домашнего обихода;
- пальчиковый театр.
Теоретическое основы
1.1 Особенности становления речи детей на ранних этапах детства.
Ранний возраст является периодом, особенно благоприятным для освоения речи. Речь перестраивает все психические процессы ребёнка: восприятие, мышление, память, чувства, желания. Она открывает возможности для совершенно новых и специфически человеческих форм внешней и внутренней жизни - сознания, воображения, планирования, управления своим поведением, логического и образного мышления и конечно же новых форм общения. Проблемой развития речи занимались такие исследователи: Н. А. Гвоздев, В. В. Гербова, М. И. Запорожец, Н. С. Жукова [и др. Бурное развитие речи в дошкольном периоде связано с предметной деятельностью ребенка. На втором году жизни у ребенка возрастает интерес ко всему окружающему: он хочет все увидеть, познать, взять в руки. Эти желания превышают возможности ребенка, и он вынужден обратиться за помощью к взрослому. Однако имеющихся средств общения (жесты, мимика, отдельные слова) ребенку уже не хватает, чтобы быть понятым, чтобы его возросшая потребность в общении была удовлетворена. Возникает противоречие, которое разрешается путем возникновения новой формы общения - активной самостоятельной речи. Этот скачок в развитии происходит обычно в возрасте от 1 года 5 месяцев до 2 лет. Переход к самостоятельной речи - важный этап во всем психическом развитии ребенка. Прежде всего, это переход от младенческого к раннему возрасту. Второе полугодие второго года жизни характеризуется интенсивным развитием словаря ребенка (к 1 году 8 месяцам он достигает 100 слов, к 2 годам - свыше 300 слов). На первом этапе развития речь ребенка ситуативна. Так как она тесно связана с практической деятельностью, осуществляемой совместно со взрослыми и сверстниками, то чаще всего протекает в форме диалога. Диалог как форма речевого общения имеет чрезвычайно большое значение, так как способствует развитию социальных отношений у детей. Посредством диалога дети привлекают друг друга к общей игре, занятию, устанавливают контакт.
Некоторые дети не умеют поддержать разговор ни сверстника, ни взрослого. В подобных случаях взрослые привлекают ребенка к таким играм, где есть роли для разговаривающих детей, темы разговора подсказываются ситуацией игры, или привлекают к заучиванию маленьких сценок из сказок. Выученные обороты речи дети используют как материал в играх-драматизациях.
В раннем возрасте возникает и описательная речь ребенка. Появление ее связано с расширением круга общения дошкольника, его представлений, с ростом его самостоятельности. Ситуативная, свернутая речь уже не может обеспечить полного взаимопонимания, когда, например, ребенок хочет рассказать воспитателю о событиях, происшедших в семье или во дворе, в которых педагог не принимал участия.
Жесты, мимика, так широко используемые в ситуативной речи, в этом случае ребенку не могут существенно помочь. Возникшее противоречие между потребностью в общении, взаимопонимании и ограниченностью имеющихся средств для этого ведет к возникновению описательной, развернутой речи. Важная роль в ее формировании принадлежит взрослому, который знакомит ребенка с примерами такой речи, ее эталонами (сказки, рассказы).
Получает дальнейшее развитие в раннем возрасте и понимание речи ребенком. По данным М. Ляминой, особое значение при понимании речи имеет вычленение ребенком самих действий с предметами и обозначение взрослыми этих действий в словах. Ребенок способен понять поручение и инструкцию взрослого, что является одним из важнейших условий формирования "делового" общения взрослого и ребенка, а также позволяет руководить поведением ребенка при помощи речи. Поводом для действий ребенка является уже словесное обращение, чего не наблюдалось в период доречевого общения.
Речь маленького ребёнка возникает и первоначально функционирует в общении со взрослым. Поэтому первая задача воспитания это развитие активной, коммуникативной речи. Для этого необходимо не только постоянно разговаривать с ребёнком, но и включать его в диалог, создавать потребность в собственных высказываниях. Собственная речь ребёнка не развивается через подражание чужим даже самым правильным образцам.
Психическое развитие детей на третьем году жизни в целом характеризуется активной направленностью на выполнение действий без помощи взрослого, т. е. дети стремятся к самостоятельности. Вы должны максимально использовать эту способность и развивать ее в своем ребенке, для того чтобы он не надоедал вам бесконечными просьбами, а учился самостоятельно решать свои проблемы. Кроме того, у двух-трехлетнего ребенка происходит дальнейшее развитие наглядно-действенного мышления и формируются элементарные суждения об окружающем. Помогайте ему в этом, направляйте ход его мыслей в нужном направлении, обучайте его воспринимать окружающий мир таким, какой он есть.
В это же время образуются новые формы взаимоотношений между самими детьми в коллективе: они постепенно переходят от одиночных игр и игр "рядом" к простейшим формам совместной игровой деятельности. Естественно, что родители - первые, кто помогает им приспособиться к подобным переменам.
Сама деятельность ребенка в возрасте двух лет становится сложнее и разнообразнее: он уже в состоянии отличить развлекательную игру от учебных и трудовых знаний. Мы должны приучить его к тому, чтобы он спокойно воспринимал все виды игр и занятий (и развлекательные, и развивающие, и трудовые) и постепенно учился выполнять отдельные бытовые действия не в форме игры, а как ежедневную обязанность.
Так же мы должны знать, что в это же время у ребенка проявляются первые зачатки изобразительной (рисунок, лепка) и конструктивной деятельности. Нужно не упустить этот момент, обеспечить ребенка необходимыми материалами, потому как именно подобные творческие занятия позволяют ребенку учиться правильно и крепко держать предметы и владеть ими.
В этот же период мы постепенно усложняем игры. Важное место занимают сюжетно-ролевые игры, в которых ребенок отображает действия близких ему людей, в частности наши с вами действия, а также поведение зверей и передавать характерные черты предметов. В результате игр и занятий у ребенка будут развиваться психико-интеллектуальные процессы, такие как внимание, память, восприятие, воображение, мышление и другие, а также будут формироваться новые потребности и интересы.
Важно, чтобы к этому возрасту, ребёнок был подготовлен к усвоению новых двигательных навыков.
Поэтому я придаю большое значение использованию этого факта в работе с детьми и в случаях своевременного речевого развития, и особенно там, где развитие речи задерживается. В своей работе я применяю стимулирование речевого развития путём тренировки движений пальцев рук. Этим я решаю сразу две задачи: во-первых, косвенным образом влияю на общее интеллектуальное развитие ребёнка, во-вторых, готовлю к овладению навыком письма, что в будущем поможет избежать многих проблем школьного обучения.
План работы
МЕСЯЦ | РАБОТА С ДЕТЬМИ | РАБОТА С РОДИТЕЛЯМИ | РАБОТА С ПЕДАГОГАМИ |
СЕНТЯБРЬ | Пальчиковые игры: «Ладошки», «Киска», «Курочка», «Мыши». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Массаж рук: игровое упражнение: «Прятки» Игры с предметами: «Мозаика», «Пирамидка». Лепка из соленого теста. Массаж пальцев и кистей рук с помощью мячиков су-джок. | Анкетирование на тему: «Развитие мелкой моторики у дошкольников» Исследовать воспитательный потенциал семьи «Этот пальчик - я» Консультация о значении развития мелкой моторики в раннем возрасте. Раскрыть родителям значение развития мелкой моторики в раннем возрасте. Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе | |
ОКТЯБРЬ | Пальчиковые игры: «Грибы», «Фрукты», «Овощи», « Осень». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Массаж рук: игровое упражнение: «Покатаем машинки». Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы. | Практикум «Развитие моторно-двигательной координации руки ребёнка раннего возраста в домашних условиях» Научить родителей, как правильно обеспечить полноценное развитие ребёнка в раннем дошкольном возрасте. Познакомить с играми для развития мелкой моторики, которые они будут использовать в домашних условиях | |
НОЯБРЬ | Пальчиковые игры: «Котятки», «Мышка». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Тренировка пальчиков с помощью сухого бассейна. Игры с карандашами, счётными палочками. Колобки. Мякиши, сделанные из воздушных шариков и муки, с нарисованными рожицами. Используются не только для тренировки пальчиков, но и тренировки зрительного восприятия ребенка (различие цветов, размера, формы). | Оформление папки-передвижки «Игры с пальчиками» Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). | |
ДЕКАБРЬ | Пальчиковые игры:«Солнечные зайчики», «Как вчера у бабушки». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Лепка из солёного теста. Узоры из ниток. Выкладывание узоров или геометрических фигур из шерстяных или холщевых ниток разной толщины и длины на бархатной бумаге. Это позволяет тренировать не только мышцы рук, но и способствует развитию тактильных ощущений, внимания, мышления, координации в пространстве. | Привлечение родителей к работе по созданию развивающей среды в группе Консультация для родителей: «Влияние мелкой моторики на речь детей». Цель: показать родителям о том, какое влияние оказывает мелкая моторика на развитие речи детей. | |
ЯНВАРЬ | Пальчиковые игры: «Бараны», «Улитка. Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы. | Консультация «Пальчиками играем – стихи повторяем!» Познакомить с методикой использования пальчиковых игр. Привлечь родителей к созданию игр с предметами домашнего обихода: (прищепки, пуговицы, кнопки, липучки, шнурки). Цель: развивать речь и мелкую моторику; сенсорное развитие (цвет, форма, размер). | Консультация для педагогов «Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей дошкольного возраста» |
ФЕВРАЛЬ | Пальчиковые игры: «Мебель», «Посуда», «Профессии», «Армия». Цель пальчиковых игр: формировать положительный настрой, развивать мелкую моторику рук, активизировать движения пальцев рук. Игры с предметами: кубики со шнуровками и липучками, прищепки, молнии, бусы, шнуровки, наборы шаров, колец для нанизывания на стержень. | Изготовление папки-передвижки. «Сначала было слово» (развитие речи детей раннего возраста) Расширить знания родителей по совершенствованию у ребёнка понимания речи и функции общения. | |
МАРТ | Научить детей пользоваться пальчиковым театром Цель: развивать речь и мелкую моторику рук с использованием пальчикового театра, доставить детям радость. Пальчиковая гимнастика Цель: учить с детьми пальчиковую гимнастику, упражнять их в умении соотносить действия со словами («Мышка», «Чижик-пыжик») | Творческая выставка «Руки мамы и мои ручонки» Совместная деятельность родитель – ребёнок. | |
АПРЕЛЬ | Сделать игры с природным материалом (ракушки, шишки, крупа). Цель: развивать мелкую моторику и речь. - Конструирование: «Паровозик из пуговиц». Цель: Развивать творческую фантазию малышей, выкладывать пуговицы по рисунку, развивать мелкую моторику, развивать конструктивные способности детей. Раскручивание и закручивание пластмассовых гаечек на болтиках, разбирать и собирать матрешки. Пальчиковые игры: «Пальчик-мальчик», «Котятки» | Изготовление буклета: «Пальчиковые игры для малышей». Цель: познакомить родителей с пальчиковыми играми, в которые можно играть с детьми дома. Фотовыставка: «Пальчиками играем, стихи повторяем». Цель: познакомить родителей с тем, чем дети занимаются в детском саду, в какие игры играют. | |
МАЙ | Нетрадиционное рисование: «Солнышко лучистое». Цель: Учить технике печатания ладошками, изображая лучики солнышка, развивать мелкую моторику рук. -Игра: «Солнечные зайчики». Цель: научить детей играть в соответствии с текстом. - Поставить с детьми инсценировку сказки: «Колобок». Цель: учить малышей рассказывать сказку, различать по внешнему виду животных, правильно показывать их, развивать речь, память. | Индивидуальные беседы с родителями по данной теме (по мере необходимости). |
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Опыт работы по теме "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
Опыт работы...
Дополнительная программа "Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"
В младшем возрасте работа по развитию мелкой моторики и координации движений руки должна стать важной частью развития детской речи. Цель: повышение своего теоретического уровня, профессиона...
самообразование на 2021-2022 г. "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста".
Самообразование по теме: "Пальчиковые игры и упражнения, как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста"....
Доклад к педсовету "Пальчиковые игры и упражнения как средство развитие речи у детей младшего дошкольного возраста"
Для педагогов МО младших групп....
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
laquo;Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»...
«Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста»
План работы по самообразованию....
Проект Пальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного возраста
МУНИЦИПАЛЬНОЕ БЮДЖЕТНОЕ ДОШКОЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕУЧРЕЖДЕНИЕ ДЕТСКИЙ САД № 53 ПроектПальчиковые игры и упражнения как средство развития речи у детей младшего дошкольного в...