Творческая работа "Формирование навыков учебной деятельности дошкольников на этапе введения ФГОС ДО»
методическая разработка (старшая группа) на тему
реализация передового педагогического опыта
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tvorcheskaya_rabota_2.docx | 36.17 КБ |
Предварительный просмотр:
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Аленький цветочек»
Творческая работа
«Формирование навыков учебной деятельности дошкольников на этапе введения ФГОС ДО»
Автор: Заваруева О.А.
воспитатель
подготовительной группы
2015 г.
г. Камень-на-Оби
Содержание:
- Актуальность представленной работы;
- Цель данной работы;
- Гипотеза;
- Задачи;
- Научная новизна представленной работы;
- Направления представленной работы;
- Методы и приёмы;
- Способы стимулирования активности детей;
9.Материально-технические ресурсы;
10.Этапы проведения и реализации данной работы;
11.План реализации этапов работы;
12.Достигнутые результаты;
13.Диагностирование;
14.Стратегия осуществления опыта работы;
15.Заключение;
16.Список литературы;
17.Приложения.
Актуальность : Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Обучение в школе – это новый этап в жизни ребенка и готовиться к нему нужно не только детям, но и родителям. Задача взрослых – помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Развитие интеллектуально – познавательного потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным. В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы – память, мышление, то есть умственная деятельность.
Цель: выявить наиболее эффективные условия интеллектуально-познавательного развития у детей 5-7 лет при подготовке к школе.
Гипотеза: если целенаправленно и систематически развивать интеллект дошкольника, то можно повысить уровень готовности к учебной деятельности в школе.
Интеллект будет успешно развиваться, если :
- формировать у детей прочные навыки и умения;
- использовать систему взаимосвязанных интегрированных занятий, которые направлены на развитие интеллекта дошкольника;
- применять коллективные и индивидуальные формы организации детей на занятиях;
Для решения поставленной цели и выдвигаемой гипотезы были сформулированы задачи :
1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников.
2. Провести диагностику готовности дошкольников к обучению в школе.
3. Оценить эффективность использования заданий, превышающих программные задачи в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.
Научная новизна представленной работы:
- изучена возможность формирования у детей предпосылок учебной деятельности посредством интеллектуально-познавательного развития;
- выявлено, что разработанная система занятий способствовала формированию у детей навыков и умений необходимых в последующей учебной деятельности;
Направления деятельности :
- информационный блок: Переработка теоретических материалов.
- технологический блок: Перспективное планирование, разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
- организационный блок: Создание предметно-развивающей среды.
Чтобы процесс интеллектуально-познавательного развития детей был успешным и результативным были разработаны эффективные методы и приёмы:
- объяснительно-иллюстративный метод;
- исследовательский метод;
- практический и игровой;
- метод формирования сознания, поведения;
- метод самостоятельной работы детей по осмыслению и усвоению нового.
Для достижения задач нашей работы были выделены общие способы стимулирования активности детей:
- обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны;
- обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью его любознательности;
- обеспечение возможностей и практики;
- использование личного примера учебного подхода к решению проблем;
- предоставление детям возможности активно задавать вопросы и высказывать своё мнение.
Для руководства учебной деятельностью педагогом, определили
профессиональные критерии:
- компетентность;
- умение владеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
- использование воспитательно-образовательной программы с учётом индивидуальных особенностей и уровня детей;
- способность рационально использовать педагогическую среду и конечно я должна обладать педагогическими методами и приёмами обучения детей.
Материально-технические ресурсы:
- подбор литературы;
- подбор наглядного материала( игры- лабиринты, интеллектуальные игры, презентации, карточки с заданиями на развитие мышления);
- создание условий для проведения открытых мероприятий(оформление групповой комнаты ,музыкального зала);
Этапы проведения и реализации данной работы:
- Информационно-накопительный:
Изучение интеллекта и способностей для определения деятельности.
Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.
Работа с родителями.
- Организационно-практический
Организация кружковой работы.
Создание программы дополнительного образования.
- Презентационно-завершающий
Интеллектуальные игры.
Открытые занятия для педагогов и родителей.
- Контрольно-рефлексивный
Подведение итогов.
Диагностирование.
План реализации этапов работы:
мероприятия | ответственный | Продукт деятельности |
1.Диагностика уровня развития детей | Воспитатель | Составление плана работы с детьми |
2.Анкетирование родителей | Воспитатель и родители | Составление плана работы с родителями |
3.кружок «Всезнайка» | Воспитатель и дети | Знания |
4.Создание программы по кружку «Всезнайка» | Воспитатели | |
5.Участие в конкурсах | Воспитатели, родители, дети | Общение взрослых и семьи |
6.Консультации по теме «Готовим детей к школе.» | Воспитатели | Повышение педагогического уровня воспитателей и родителей |
7.Родительские собрания «Подготовка детей к школе.» | Воспитатели | Повышения педагогического уровня родителей |
8.Подведение итогов- «Интеллектуальная игра «Умники и умницы» | Старший воспитатель Воспитатели Родители | Оценка качества подготовки детей к школе |
Достигнутые результаты:
- Рост познавательной активности детей повысился на 24%;
- анализ результатов усвоения программы по предшкольной подготовки показал:
среднее развитие у 74%, выше среднего у 26%;
Уровень превышения программы: Средний-73; выше среднего- 27%
Диагностирование:
Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.
К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:
- умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
- умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;
- умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности .
Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:
- высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;
- средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;
- низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.
Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.
Стратегия осуществления опыта работы:
Данный опыт апробируется в рамках МБДОУ « Детский сад № 14» в с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной
деятельности; совместной деятельности педагога и ребёнка (кружковая работа);
самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.
Для этого разрабатывается программа дополнительного образования «Подготовишка», действует кружок «Всезнайка», проводятся интегрированные занятия , интеллектуальные игры, дети принимают участие в конкурсах.
Заключение:
Выводы:
Развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.
Таким образом, на основании полученных нами результатов, у нас есть все основания утверждать, что наша гипотеза получила подтверждение: если систематически и последовательно проводить игровые занятия, направленные на интеллектуальное развитие, развитие способности к сосредоточенности, концентрации внимания, восприятия задания на слух, развитие памяти и мелкой моторики рук с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.
Список литературы:
- Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
- Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 1983.
- Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
- Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
- Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
- Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования
- Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
- Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
- Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2007.
- Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
- Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
- Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: пер. с нем. М., 1981.
- Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
- Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
- Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
- Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.
- Эльконин Д.Б., психология обучения младших дошкольников, М., 1974
- Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001
- Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи» М.: Аркти, 2001г.
Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Хочу в школу», м.: Аркти, 1999г.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»
Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....
Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.
Проблема. Наши дети стали меньше играть Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.) привести к кризису игровой культуры. ...
Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования
Проблема. Наши дети стали меньше играть....
познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
консультация для воспитателей детского сада по познавательно- исследовательской деятельности....
Современная организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
Самостоятельная игра во второй младшей группе...
Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО
ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему "Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"...