Творческая работа "Формирование навыков учебной деятельности дошкольников на этапе введения ФГОС ДО»
методическая разработка (старшая группа) на тему

Заваруева Оксана Александровна

реализация передового педагогического опыта

Скачать:

ВложениеРазмер
Файл tvorcheskaya_rabota_2.docx36.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад № 14 «Аленький цветочек»

Творческая работа

«Формирование навыков учебной деятельности дошкольников на этапе введения ФГОС ДО»

                                                                                     Автор: Заваруева О.А.

                                                                  воспитатель

                                                                                               подготовительной группы

2015 г.

г. Камень-на-Оби

Содержание:

  • Актуальность представленной работы;
  • Цель данной работы;
  • Гипотеза;
  • Задачи;
  • Научная новизна представленной работы;
  • Направления представленной работы;
  • Методы и приёмы;
  • Способы стимулирования активности детей;

     9.Материально-технические ресурсы;

     10.Этапы проведения и реализации данной работы;

     11.План реализации этапов работы;

     12.Достигнутые результаты;

     13.Диагностирование;

     14.Стратегия осуществления опыта работы;

     15.Заключение;

     16.Список литературы;

     17.Приложения.

Актуальность : Проблема развития предпосылок учебной деятельности - одна из актуальных. Обучение в школе  это новый этап в жизни ребенка и готовиться к нему нужно не  только детям, но и родителям. Задача взрослых  помочь ему развить познавательную активность, любознательность. Стремление к самостоятельному познанию и размышлению. В.А.Сухомлинский говорил: «От того, как будет чувствовать себя ребенок, поднимаясь на первую ступеньку лестницы познания, что он будет переживать, зависит его дальнейший путь к знаниям».
Развитие интеллектуально  познавательного потенциала личности ребенка одна из основных образовательных задач. Педагогам необходимо научить детей жить в динамичном, быстро изменяющемся мире. Научить детей ориентироваться в мире, самостоятельно принимать решения, не теряться при встрече с новым, непонятным.  В трудной, но занимательной, интересной ситуации концентрируется внимание, активизируются психические процессы  память, мышление, то есть умственная деятельность.

Цель: выявить наиболее эффективные условия интеллектуально-познавательного развития у детей 5-7 лет при подготовке к школе.

Гипотеза: если целенаправленно и систематически развивать интеллект дошкольника, то можно повысить уровень готовности к учебной деятельности в школе.

Интеллект будет успешно развиваться, если :

- формировать у детей прочные навыки и умения;

- использовать систему взаимосвязанных интегрированных занятий, которые направлены на развитие интеллекта дошкольника;

- применять коллективные и индивидуальные формы организации детей на занятиях;

Для решения поставленной цели и выдвигаемой гипотезы были сформулированы задачи :

1.Проанализировать психолого-педагогическую литературу по проблеме развития интеллекта дошкольников.

2. Провести диагностику готовности дошкольников к обучению в школе.

3. Оценить эффективность использования заданий, превышающих программные задачи в развитии интеллектуальных способностей дошкольников.

Научная новизна представленной работы:

- изучена возможность формирования у детей предпосылок  учебной деятельности посредством интеллектуально-познавательного развития;

- выявлено, что разработанная система занятий способствовала формированию у детей навыков и умений необходимых в последующей учебной деятельности;

Направления деятельности :

  • информационный блок: Переработка теоретических  материалов.
  • технологический блок: Перспективное планирование, разработка конспектов занятий с использованием развивающего обучения.
  • организационный блок: Создание предметно-развивающей среды.

Чтобы процесс интеллектуально-познавательного развития детей был успешным и результативным были разработаны эффективные методы и приёмы:

  • объяснительно-иллюстративный метод;
  • исследовательский метод;
  • практический и игровой;
  • метод формирования сознания, поведения;
  • метод самостоятельной работы детей по осмыслению и усвоению нового.

Для достижения задач нашей работы были выделены общие способы стимулирования активности детей:

  • обеспечение благоприятной атмосферы. Доброжелательность со своей стороны;
  • обогащение окружающей ребёнка среды самыми разнообразными новыми для него предметами и стимулами с целью его любознательности;
  • обеспечение возможностей и практики;
  • использование личного примера учебного подхода к решению проблем;
  • предоставление детям возможности активно задавать вопросы и высказывать своё мнение.

Для руководства учебной деятельностью педагогом, определили

профессиональные критерии:

  • компетентность;
  • умение владеть способами личностно-ориентированного взаимодействия с детьми;
  • использование воспитательно-образовательной программы с учётом индивидуальных особенностей и уровня детей;
  • способность рационально использовать педагогическую среду и конечно я должна обладать педагогическими методами и приёмами обучения детей.

Материально-технические ресурсы:

  • подбор литературы;
  • подбор наглядного материала( игры- лабиринты, интеллектуальные игры, презентации, карточки с заданиями на развитие мышления);
  • создание условий для проведения открытых мероприятий(оформление групповой комнаты ,музыкального зала);

Этапы проведения и реализации данной работы:

  • Информационно-накопительный:

Изучение интеллекта и способностей для определения деятельности.

Сбор и анализ литературы для взрослых и детей.

Работа с родителями.

  • Организационно-практический

Организация кружковой работы.

Создание программы дополнительного  образования.

  • Презентационно-завершающий

Интеллектуальные игры.

Открытые занятия для педагогов и родителей.

  • Контрольно-рефлексивный

Подведение итогов.

Диагностирование.

План реализации этапов работы:

мероприятия

ответственный

Продукт деятельности

1.Диагностика уровня развития детей

Воспитатель

Составление плана работы с детьми

2.Анкетирование родителей

Воспитатель и родители

Составление плана работы с родителями

3.кружок «Всезнайка»

Воспитатель и дети

Знания

4.Создание программы по кружку

«Всезнайка»

Воспитатели

5.Участие в конкурсах

Воспитатели, родители, дети

Общение взрослых и семьи

6.Консультации по теме 

«Готовим детей к школе

Воспитатели

Повышение педагогического уровня воспитателей и родителей

7.Родительские собрания

«Подготовка детей к школе

Воспитатели

Повышения педагогического уровня родителей

8.Подведение итогов-

«Интеллектуальная игра

«Умники и умницы»

Старший воспитатель

Воспитатели

Родители

Оценка качества подготовки детей к школе

Достигнутые результаты:

  • Рост познавательной активности детей повысился на 24%;
  • анализ результатов усвоения программы по предшкольной подготовки показал:

среднее развитие у 74%, выше среднего у 26%;

Уровень превышения программы: Средний-73; выше среднего- 27%

Диагностирование: 

Внутренняя мотивация вызвана познавательным интересом ребенка: «интересно», «хочу знать (уметь)». В этом случае знания являются не средством достижения какой-то другой цели («чтобы не ругали», «нужно подарить бабушке»), а целью деятельности ребенка. Результаты учебной деятельности значительно выше, если она побуждается внутренними мотивами.

 К показателям сформированности предпосылок учебной деятельности были отнесены:

  • умение слушать и запоминать поставленную задачу, устное объяснение, образец;
  • умение анализировать, вычленять способ действий, применять его для решения поставленной задачи;
  • умение контролировать свои действия, оценивать задания и результаты деятельности .

Критериями оценки сформированности предпосылок учебной деятельности выступали:

  • высокий уровень: понимание учебного задания, его точное выполнение, выделение основного способа выполнения задания, умение его объяснить, правильно оценить работу других и собственную;
  • средний уровень: принятие и частичное выполнение задания, наличие отдельных ошибок, частичное выделение способа решения задачи, не всегда чёткое, логичное объяснение выполнения задания, несформированность оценки и самооценки;
  • низкий уровень: не полное или неверное выполнение задания, наличие существенных ошибок при выполнении, неумение объяснить выполнение задания, не чувствительность к оценке.

Все перечисленные виды готовности выступают в системе и обеспечивают все вместе безболезненное включение ребенка в режим школы, создавая предпосылки для овладения учебной деятельностью.

Стратегия осуществления опыта работы:

Данный опыт апробируется в рамках МБДОУ « Детский сад 14» в с детьми старшего дошкольного возраста в специально организованной 

деятельности; совместной деятельности педагога и ребёнка (кружковая работа);

самостоятельной детской деятельности; деятельности детей и родителей.

Для этого разрабатывается программа дополнительного образования «Подготовишка», действует кружок «Всезнайка», проводятся интегрированные занятия , интеллектуальные игры, дети принимают участие в конкурсах.

Заключение:

Выводы: 

Развить у старшего дошкольника предпосылки учебной деятельности - это, значит, воспитать у него осознанное положительное отношение к учебной и общественной деятельности, заставить его понять важность и необходимость обучения в школе: вызвать у него желание стать школьником; возбудить симпатию к ученикам, стремление быть похожим на них, уважение к личности и профессии учителя, понимание общественно полезной значимости его труда; развить потребность в книге, стремление научиться читать. Успешность развития предпосылок во многом определяется тем, насколько педагог учитывает своеобразие деятельности старших дошкольников и, в частности, как он использует для этой цели игру.

Таким образом, на основании полученных нами результатов, у нас есть все основания утверждать, что наша гипотеза получила подтверждение: если систематически и последовательно проводить игровые занятия, направленные на интеллектуальное развитие, развитие способности к сосредоточенности, концентрации внимания, восприятия задания на слух, развитие памяти и мелкой моторики рук с детьми, то это будет способствовать развитию предпосылок учебной деятельности у детей старшего дошкольного возраста.

Список литературы:

  • Вардянян А.У., Варданян Г.А. Сущность учебной деятельности при формировании творческого мышления учащихся / Формирование творческого мышления школьников в учебной деятельности. Уфа, 1985.
  • Воспитание детей в игре: Пособие для воспитателя дет. Сада / Сост. А.К.Бондаренко. М.: Просвещение, 1983.
  • Выготский Л.С. Педагогическая психология. М., 1996.
  • Габай Т.В. Учебная деятельность и ее средства. М., 1988.
  • Гальперин П.Я. Методы обучения и умственное развитие ребенка. М., 1985.
  • Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования
  • Давыдов В.В. Теория развивающего обучения. М., 1996.
  • Ильясов И.И. Структура процесса учения. М., 1986.
  • Козлова С. А. , Куликова Т. А. Дошкольная педагогика. М., 2007.
  • Леонтьев А.Н. Лекции по общей психологии. М., 2001.
  •  Маркова А.К., Матис Т.А., Орлов А.Б. Формирование мотивации учения. М., 1990.
  •  Психологические особенности формирования личности в педагогическом процессе / под ред. А. Коссаковски, И. Ломпшера и др.: пер. с нем. М., 1981.
  •  Репкин В.В., Репкина Н.В. Развивающее обучение: теория и практика. Томск, 1997.
  • Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии. СПб., 1999.
  • Селевко Г.К. Современные образовательные технологии: Учеб. пособие. М., 1998.
  •  Формирование учебной деятельности школьников / Под ред. В.В. Давыдова. М., 1982.
  •  Эльконин Д.Б., психология обучения младших дошкольников, М., 1974
  •  Эльконин Д.Б. Психология развития: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М., 2001
  •  Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Комплекс занятий по формированию у детей 5 лет речемыслительной деятельности и культуры устной речи» М.: Аркти, 2001г.

 Ястребова А.В., Лазаренко О.И., «Хочу в школу», м.: Аркти, 1999г.


По теме: методические разработки, презентации и конспекты

«Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования»

Игра - это вид деятельности в условиях ситуаций, направленных на воссоздание и усвоение общественного опыта, в котором складывается и совершенствуется самоуправление поведением....

Развитие игровой деятельности дошкольника в условиях введения ФГОС дошкольного образования.

Проблема. Наши дети стали меньше играть  Сенсорная агрессия окружающей ребенка среды (барби, роботы, монстры, киборги и т.д.)  привести к кризису игровой культуры. ...

познавательно-исследовательская деятельность дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

консультация для воспитателей детского сада по познавательно- исследовательской деятельности....

Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО

ПРЕЗЕНТАЦИЯ на тему "Организация игровой деятельности дошкольников в условиях введения ФГОС ДО"...